115 ФЗ идентификация

Усиление контроля за происхождением денежных средств у физических лиц и организаций — общемировая тенденция. С каждым годом создаются все новые международные правила и институты, разрабатываются рекомендации и обязательные нормативы, направленные на максимальное ограничение возможностей легализации денежных средств, полученных преступным путем. В данный процесс вовлечены фактически все страны. Не является исключением и Российская Федерация, в которой с 2001 года действует Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — ФЗ № 115). С 2016 года эффективность действия этого Закона вышла на новый качественный уровень, что связано как с внесенными в него изменениями, так и с параллельными процессами деофшоризации и амнистии капитала.

В данной статье мы рассмотрим следующие вопросы: какие правила контроля устанавливает ФЗ № 115 за операциями с наличными денежными средствами, к чему должен быть готов клиент банка при совершении таких операций, какие риски он при этом несет и как данные риски минимизировать. ФЗ № 115 регулирует взаимодействие между всеми участниками финансовых отношений, устанавливает правила и ограничения осуществления денежных операций, обязывает контролирующие органы обеспечить соблюдение норм, ограничивающих легализацию денежных средств, полученных преступным путем. Одним из основных контролирующих органов в данной сфере является Центральный банк Российской Федерации, который через кредитные организации осуществляет функцию банковского контроля. При этом особое внимание Банка России, как и других контролирующих органов, обращено к вопросу происхождения у клиентов кредитных организаций наличных денежных средств. И это понятно, поскольку проследить путь наличных денег значительно сложнее, нежели любой электронный платеж.

Ранее часто встречались ситуации, когда для пополнения оборотных средств компании ее руководитель или бенефициар предоставлял своим компаниям заем или вносил денежные средства в уставный капитал организации. Зачастую это делалось путем внесения на расчетный счет компании наличных денежных средств. Для оформления данной операции банки запрашивали документы, обосновывающие данные сделки (договоры займа, решение об увеличении уставного капитала и т.д.). Сегодня данные операции в указанном формате фактически невозможны. В дополнение к документам — основаниям операции клиент банка должен предоставить документы об источнике происхождения денежных средств. И требование банка о предоставлении таких документов законно.

Основное правило об обязательном контроле за операциями с наличными денежными средствами содержится в ст. 6 ФЗ № 115, в которой указано, что обязательному контролю подлежат операции на сумму, равную или превышающую 600 тыс. рублей, которые по своему характеру относятся к одному из следующих видов операций с наличными денежными средствами:

1) снятие со счета или зачисление на счет юридического лица, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

2) покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

3) приобретение физическим лицом ценных бумаг;

4) получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

5) обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

6) внесение физическим лицом в уставный капитал организации денежных средств в наличной форме.

Как видим, ст. 6 ФЗ № 115 содержит два критерия, которым должна отвечать операция, чтобы попасть под обязательный банковский контроль: 1) соответствие перечню операций; 2) размер операции. Соответственно, если клиент банка планирует совершить одну из указанных операций, то он должен быть готов представить документы по сделке или корпоративной процедуре, в связи с которой операция совершается, а также документы, подтверждающие происхождение денежных средств.

Означает ли это, что клиенту, который намерен совершить одну из указанных операций на сумму менее 600 тыс. рублей или вообще иную операцию, не включенную в перечень ст. 6 ФЗ № 115 (например, внесение наличных на депозит), ничего обосновывать не потребуется? Системный анализ норм ФЗ № 115 приводит к выводу, что не означает. Физические и тем более юридические лица должны быть готовы к тому, что при совершении операций с наличными денежными средствами, формально не отвечающих критериям обязательного банковского контроля, потребуется не только объяснить экономический смысл операции, но и обосновать происхождение наличных.

Данный вывод основан на нормах ФЗ № 115 об обязанностях банков. Так, в п. 1.1 ст. 7 ФЗ № 115 закреплены следующие обязанности кредитной организации при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов:

• получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиента с данной организацией;

• на регулярной основе принимать обоснованные и допустимые меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов;

• принимать обоснованные и допустимые меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Как следует из приведенных правил, кредитные организации обязаны осуществлять контроль за операциями клиентов, в том числе получать сведения об источниках происхождения денежных средств, на постоянной основе и без какой-либо привязки к обязательным случаям контроля, указанным в ст. 6 ФЗ № 115. При этом Закон не содержит каких-либо четких параметров такого контроля, ограничивающих вмешательство банка в жизнь своего клиента.

В п. 2 ст. 7 Закона указано, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию данных правил, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Здесь, казалось бы, у банков появляется возможность найти приемлемый баланс между надзорной функцией, которую они обязаны выполнять, и интересами клиента, удобством его работы с банком. Однако это не совсем так.

С одной стороны, государственные регуляторы устанавливают достаточно жесткие рамки и рекомендации, которым банки обязаны следовать при разработке правил внутреннего контроля , программ, которые включены в данные правила.

С другой стороны, в нормативных документах не всегда есть детали, которыми банковские сотрудники должны руководствоваться при проверке клиентов и совершаемых ими операций. Это означает, что внутренние документы банка детализируют параметры банковского контроля за операциями с наличными денежными средствами. При этом банки, разрабатывая правила внутреннего контроля, действуют с осознанием, что ослабление контроля вызовет негативную реакцию контролирующих органов, прежде всего Росфинмониторинга и Банка России.

Все указанное приводит к тому, что банки перестраховываются, утверждают правила внутреннего контроля, содержащие более широкий перечень случаев, когда клиент должен обосновывать происхождение у него денежных средств, в том числе и наличных. Наглядно данную ситуацию иллюстрируют Типовые правила внутреннего контроля кредитной организации, утвержденные Ассоциацией российских банков. В данных правилах, например, указано, что операции со снятием наличных со счета организации, деятельность с интенсивным оборотом наличных (розничная торговля, общественное питание) наряду с деятельностью по производству оружия идентифицируются как операции с высоким уровнем риска, а значит, требуют постоянного тщательного контроля.

Банки при разработке правил внутреннего контроля вынуждены выбирать: либо полностью соблюсти все «рекомендации» Банка России и других контролирующих органов, которые не отличаются четкостью и определенностью, и усложнить жизнь клиента, либо быть ближе к своим клиентам и нести риски несоблюдения требований ФЗ № 115. Практически все банки выбирают первый путь, зачастую существенно перестраховываясь, ужесточая контроль за происхождением наличных денежных средств у клиентов. Политика банков вполне понятна. Только в 2015 году у 34 кредитных организаций из 93 лицензия была отозвана в связи с несоблюдением требований ФЗ № 115, не исполнением обязанности по контролю за отмыванием преступных доходов. Рисковать лицензией даже ради очень выгодного клиента никто не станет.

На практике все сказанное выше означает, что клиент должен быть готов к одному из следующих вариантов развития событий при операции с наличными денежными средствами:

• вариант 1 — операция не будет осуществлена. Банк проанализирует ситуацию, документы и откажет в совершении операции, поскольку клиент не предоставил документов, подтверждающих законность происхождения наличных денежных средств;

• вариант 2 — операция будет осуществлена частично. Банк может провести операцию по внесению наличных денежных средств на счет, но приостановить ее (самостоятельно на срок до пяти рабочих дней, на основании постановления Росфинмониторинга на срок до 30 дней, на основании решения суда на срок до его отмены) или отказать в совершении дальнейших операций.

Если развитие событий по первому варианту не влечет для клиента каких-либо серьезных негативных последствий (можно изменить структуру сделки или обратиться в другой банк), то второй вариант порождает существенные риски.

Банки-дознаватели: Откуда у Вас деньги?

Так, денежные средства могут быть «заморожены» в банке на неопределенный срок, что может привести к кассовому разрыву, просрочке исполнения клиентом иных денежных обязательств и т.д. При этом перспективы защиты прав клиента неоднозначны. Во-первых, в силу прямого указания ФЗ № 115 кредитные организации не несут гражданско-правовой ответственности за приостановление операций или отказ от их совершения (п. 12 ст. 7). Во-вторых, клиенту далеко не всегда удается убедить банк в целесообразности сделки и в законности происхождения капитала2.

Таким образом, при совершении операций с наличными денежными средствами клиенту банка бессмысленно, а зачастую весьма рискованно вступать с банком в полемику, не представлять документы. Кредитные организации действуют в соответствии с Законом и собственными правилами внутреннего контроля. Наблюдаемая тенденция регулирования данных отношений сводится к тому, что банковский контроль за оборотом наличных денежных средств и законностью их происхождения будет только пристальнее и жестче.

Сегодня для успешного проведения операции с наличными необходимы планирование и подготовка.

Клиенту банка прежде всего необходимо заранее позаботиться о документах, подтверждающих происхождение наличных денежных средств. Конкретного перечня таких документов в Законе также нет. Сотрудники банка будут руководствоваться внутренними документами, в том числе правилами внутреннего контроля. На практике под документами, обосновывающими происхождение наличных денежных средств, понимают справки НДФЛ, договоры, налоговую отчетность, договоры купли-продажи недвижимости, транспортных средств и иные документы. Клиент вправе предоставить иные документы, которые объяснят происхождение у него наличных средств.

Вторым обязательным действием лица, намеревающегося совершить операции с наличными денежными средствами, является консультация с сотрудником банка. При этом необходимо проговорить не одну операцию, а также запланированные дальнейшие действия (снятия, переводы, платежи и т.д.) с объяснением целей данных операций. Целесообразно такую предварительную консультацию получить в нескольких кредитных организациях, чтобы понимать, чьи правила более удобны для работы.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что функция банковского контроля за происхождением наличных денежных средств сегодня актуальна и эффективно реализуется банками. Всем участникам оборота необходимо это учитывать при планировании операций с наличными денежными средствами, обеспечивать достоверное документарное обоснование происхождения наличных.

1 Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»; Информационные сообщения Росфинмониторинга.

2 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.11.2016 № Ф07-9988/2016 по делу № А56-5145/2016; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.12.2016 № Ф01-5125/2016 по делу № А31-1399/2016.

← Назад

Все статьи Требования законодательства к идентификации клиента при электронных платежах (Алексеева Т.Н.)

Слово "идентификация" произошло от латинского identifico ("отождествляю") и означает, согласно Большому энциклопедическому словарю, признание тождественности, отождествление объектов, опознание. К банковской деятельности это слово стало иметь отношение с августа 2001 г., когда был принят Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Идентификация означает известную каждому банковскому служащему процедуру, проводимую во исполнение требований по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Данная процедура включает в себя два этапа: сбор сведений о клиенте и подтверждение их достоверности.
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее — Закон N 115-ФЗ) с момента его принятия различает операции, при проведении которых идентификация необходима, и операции, при которых она может не проводиться. А с 16 мая 2014 г.

Только по сути

законодательно зафиксирована еще и возможность проведения упрощенной идентификации, которая до этого момента существовала только на уровне подзаконного акта, изданного Банком России, — Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Для полной идентификации клиента — физического лица необходимо установить:
— фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);
— гражданство;
— дату и место рождения;
— реквизиты документа, удостоверяющего личность;
— данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
— адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.
После этого нужно проверить достоверность предоставленных данных с использованием оригиналов или нотариально заверенных копий документов.
Для классических банков подобная процедура при открытии счетов обычна и не слишком обременительна — клиент банка всегда приходит для обслуживания в офис. Но такой сектор банковских услуг, как электронные платежи, динамично развивающийся на фоне развития информационных технологий, испытывает существенные ограничения. Эти ограничения вызваны тем, что свои услуги по переводу электронных денежных средств (далее — ЭДС) операторы по переводу ЭДС оказывают дистанционно с использованием сети Интернет, а для идентификации своих клиентов должны соблюдать те же требования, что и классические банки при открытии счета, — обеспечить проверку сведений о клиенте с использованием оригиналов документов. Очевидно, что такое требование не только ограничивает динамику развития рынка электронных платежей, но и влияет на доступность финансовых услуг для населения в разрезе территориальной удаленности клиентов.
Безусловно, повышать прозрачность микрорасчетов (а именно таковы расчеты электронными деньгами) необходимо. Но подобные методы отнюдь не способствуют желанию клиентов использовать персонифицированные электронные средства платежа, что при наличии возможности использовать неперсонифицированные электронные средства платежа увеличивает объем абсолютно анонимных, неотслеживаемых переводов. Поэтому появление упрощенной идентификации при осуществлении переводов без открытия счета (в т.ч. ЭДС) в том виде, в котором она определена Законом N 115-ФЗ, является существенным прорывом, несмотря на то что с появлением упрощенной идентификации сократился перечень операций, которые могут быть совершены вообще без идентификации. Так, "пострадали" переводы между физическими лицами, переводы юридическим лицам — нерезидентам, переводы некоммерческим организациям. Но при прохождении клиентом упрощенной идентификации эти ограничения снимаются. Полагаем, что потенциально перспективы удаленной идентификации компенсируют эти ограничения, однако ограничения существуют уже сейчас, а упрощенная идентификация в полном объеме заработает в лучшем случае в октябре, если государственные системы будут готовы к оказанию кредитным организациям услуг по подтверждению достоверности данных клиента, полученных при упрощенной идентификации.
Упрощенная идентификация клиента, так же как и полная, включает в себя два этапа: получение сведений о клиенте и их проверку. В чем же заключается "упрощенность"?

Мнение. В.Л. Достов, Ассоциация "Электронные деньги", председатель Совета
Закрепление понятия упрощенной идентификации на уровне закона — это, пожалуй, самая существенная новация в "антиотмывочном" законодательстве последних лет. Я ожидаю, что нововведение положительно скажется на темпах роста розничных финансовых услуг, поскольку многие клиенты смогут расширить функциональность электронного кошелька, просто отправив свои данные через Интернет. Ближайшая важная дата — 1 октября 2014 г., когда заработает полноценная верификация идентификационных сведений в системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Банкам следует адаптировать внутренние процессы заранее, поскольку присоединение к регламенту информационного обмена начнется чуть раньше.
Тем не менее новые положения — это в первую очередь база для дальнейшего развития. Три направления хочется выделить отдельно. Во-первых, Закон нуждается в технической коррекции. Во-вторых, мы неизбежно вернемся к идее полагания на третьи стороны. Подобные механизмы обсуждаются давно и де-факто даже закреплены в Положении Банка России от 19.08.2004 N 262-П. Надеюсь, удастся найти такую конструкцию, которая бы устроила и регулятора, и ФАТФ. И, в-третьих, пришло время задуматься над тем, как будет проводиться идентификация с использованием нового электронного паспорта, который вскоре придет на смену документу старого образца. Будет ли в нем функциональность электронной подписи? Как устанавливать место регистрации клиента? На эти и другие вопросы регулятору придется ответить до 2015 г. Поэтому в ближайшее время нас ждет еще не один раунд изменений Закона N 115-ФЗ.

Во-первых, оператором по переводу устанавливается сокращенный перечень сведений о клиенте:
— фамилия, имя, отчество;
— серия и номер документа, удостоверяющего личность.
Во-вторых, личная явка совершенно не обязательна: эти данные могут быть предоставлены дистанционно из любой точки мира любым удобным для оператора по переводу и клиента способом.
И, в-третьих, достоверность предоставленных данных подтверждается не только с использованием оригиналов или нотариальных копий документов, но и с использованием:
— информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;
— единой системы идентификации и аутентификации.
Формулировки Закона N 115-ФЗ, касающиеся упрощенной идентификации, вызывают вопросы как с точки зрения юридической техники, так и с точки зрения правоприменения. Например, ч. 1.11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ говорит о возможности проведения упрощенной идентификации при осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета, а также при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа. При этом в ч. 1.12 этой статьи дистанционные способы упрощенной идентификации относятся только к предоставлению электронного средства платежа, но не к переводу без открытия банковского счета. Что это: непонимание законодателем рынка, техническая ошибка или железная логика законодателя, недоступная бизнесу, — непонятно.
Также совершенно необъясним запрет на ряд перечисленных выше операций без проведения идентификации до того момента, когда инструменты удаленной идентификации на стороне государства смогут обеспечить реализацию этой процедуры. Какие были основания запрещать неидентифицированным клиентам платить за Skype или в Amazon, не предоставив им возможности удобной удаленной идентификации?
Нерешенными вопросами остаются готовность государственных систем работать с бизнесом в нужном ему режиме 24×7 без перерывов в обслуживании, а также техническая и организационная возможность после 1 октября (к этой дате государственные системы должны быть готовы оказывать кредитным организациям услуги по подтверждению достоверности данных при проведении упрощенной идентификации клиентов) обеспечить подключение всех кредитных организаций, которые уже с мая ждут такой возможности, к единой системе.
Совершенно непонятна логика законодателя, исключившего возможность идентификации клиента на основе идентификации, проведенной другой кредитной организацией ранее, — например, с использованием банковской карты клиента при введении корректных авторизационных данных этой карты. В целом тот ограниченный список способов подтверждения достоверности данных, который установлен Законом N 115-ФЗ, на наш взгляд, нерационален и фактически не имеет под собой реальных оснований. Так, в странах Европы для проведения идентификации физическому лицу достаточно удаленно отправить копии документа, удостоверяющего личность, "привязать" к электронному кошельку банковскую карту или совершить первый платеж с банковского счета. В США покупатели предоплаченных карт могут указать на сайте банка свое имя, дату рождения, адрес и номер карты социального страхования — эти сведения проверяются финансовой организацией по имеющимся государственным и частным базам данных. В ряде государств для установления личности достаточно получить отметку о вручении регистрируемого почтового отправления. Будучи необременительными для клиентов, данные процедуры сами по себе поощряют потребителей к прохождению идентификации и подтверждают неактуальность ограничений способов подтверждения достоверности данных.

Выводы

Сам факт появления возможности дистанционной идентификации клиента позволяет надеяться, что затронутые нами вопросы будут рано или поздно решены. В противном случае такая идентификация будет упрощенной только по названию, но не по доступности и удобству для клиента, что неизбежно повлечет за собой снижение функциональности таких новых платежных инструментов, как электронные деньги, ограничит развитие данного сектора рынка, а также скажется на доступности финансовых услуг для населения. Все это в совокупности вряд ли можно будет считать удачным результатом государственного регулирования.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вопрос:Главное управление Банка России просит дать разъяснения по порядку составления отчетности по форме 0409115 »Информация о качестве активов кредитной организации» (далее — форма 115).

Вопрос 1.

В соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ »Об ипотеке (залоге недвижимости)» ссуды, предоставленные физическим лицам на приобретение коммерческой недвижимости под залог приобретаемой недвижимости, относятся к ипотечным. В соответствии с требованиями Указания Банка России от 16.01.2004 N 1376-У »О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» в форме 115 подлежат отражению ссуды, предоставленные физическим лицам: на покупку жилья (кроме ипотечных), ипотечные жилищные ссуды, автокредиты, иные потребительские ссуды. Таким образом, ссуды, предоставленные на приобретение коммерческой недвижимости под залог приобретаемой недвижимости, для целей заполнения формы 115 не могут быть отнесены к ипотечным жилищным ссудам, поскольку не являются жилищными./ span

По каким строкам разд. 1 и 3 формы 115 следует отражать информацию о величине задолженности по ссудам, предоставленным физическим лицам на приобретение коммерческой недвижимости под залог приобретаемой недвижимости?

Вопрос 2.

В соответствии с п.

Откуда деньжата? Зачем банки замораживают средства обычных граждан

3.10 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П »О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» кредитные организации одновременно с формой 115 должны представлять в территориальное учреждение Банка России информацию о принятии решения об уточнении классификации по ссудам, превышающим один процент от величины собственных средств (капитала) кредитной организации./ span

За какой период в ежемесячных отчетах следует представлять информацию о принятии такого решения: за отчетный месяц или по всей ссудной задолженности, имеющейся в кредитном портфеле кредитной организации на дату составления отчета?

Главное управление Банка России

Ответ:/ span

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 ноября 2008 г. N 15-3-3-2/6299

Департамент банковского регулирования и надзора рассмотрел обращение Главного управления Банка России по вопросам составления отчетности по форме 0409115 »Информация о качестве активов кредитной организации» (далее — форма 115), установленной Указанием Банка России от 16.01.2004 N 1376-У »О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», и сообщает следующее.

1. В целях применения п. 5.1 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П »О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» к ипотечным жилищным ссудам, оцениваемым на портфельной основе, относятся предоставленные физическим лицам ссуды на приобретение жилой недвижимости под залог недвижимости. Указанные ссуды отражаются по строке 1.2 »Ипотечные жилищные ссуды» разд. 3 формы 115.

Ссуды физическим лицам на приобретение коммерческой недвижимости, предоставленные под залог недвижимости (складское помещение, помещение магазина), оцениваемые на портфельной основе, не могут быть отнесены к ипотечным жилищным ссудам и подлежат отражению по строке 1 »Задолженность по ссудам, сгруппированным в портфели однородных ссуд, всего».

Ссуды физическим лицам на приобретение коммерческой недвижимости под залог указанной недвижимости, оцениваемые кредитной организацией на индивидуальной основе, подлежат отражению по строке 3.5 »Прочие требования» разд. 1 формы 115.

2. Информация с обоснованием принятых решений о классификации ссуд, в соответствии с п. 3.10 Положения Банка России N 254-П отраженных по строке 4.1.1 разд. 1 формы 115 (в отношении ссуд, совокупности ссуд, выданных одному заемщику или группе связанных заемщиков, превышающих 1% от величины собственных средств (капитала) кредитной организации), представляется кредитной организацией в составе пояснительной записки к отчету. При этом указанные сведения направляются в Банк России однократно с отчетностью на дату, следующую за месяцем, в котором было принято соответствующее решение.

Заместитель директора Департамента

банковского регулирования и надзора —

начальник Управления методологии

текущего надзора

Е.В.КОРОЛЕВА

21.11.2008

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Велегурин Н.(19.11.2014 в 03:39:53)

Здравствуйте Лилия!

Согласно Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" идентификация клиента банка и контроль не право, а обязанность. Для боле точного ответа необходимо знать: чем Вы занимаетесь, имеете ли расчеты с зарубежными партнерами, каким образом запрашивает банк сведения (оперционист, либо официальное письмо)? Желательно с подтверждающими документами.

5.4. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя).

Статья 7.2.

За чистую монету: как банки будут проверять происхождение денег клиентов

Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств

1. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, при осуществлении безналичных расчетов по поручению плательщика на всех этапах их проведения обязана обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Федерального закона следующей информации:

1) о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой: фамилии, имени, отчества (если иное не вытекает из закона или национального обычая), номера банковского счета, идентификационного номера налогоплательщика (при его наличии) либо адреса места жительства (регистрации) или места пребывания;

1.1. В случае, если банк, в котором открыт банковский счет получателя, либо банк, который обслуживает получателя при осуществлении в его пользу перевода денежных средств без открытия банковского счета, либо банк, который участвует в осуществлении перевода денежных средств, является иностранным банком, информация о плательщике — физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, должна включать фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) и адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, а информация о плательщике — юридическом лице должна включать его наименование и адрес места нахождения.

2. При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение плательщика, или неполучении иным способом информации, указанной в пункте 1 настоящей статьи, кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

5. Кредитная организация, в которой открыт банковский счет получателя денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления поступающих расчетных документов, не содержащих информацию, указанную в пункте 1 настоящей статьи.

Договор аренды помещения необходим для подтверждения Вашего фактического местонахождения.
Что касается представления ПТС, договоров, накладных и т.п. Вам лучше уточнить в самом банке, попросить их точно указать статью в 115-ФЗ; так же внимательно прочитайте договор с банком, правила, которые Вы подписывали.

Если появятся вопросы, обращайтесь.