122 ФЗ монетизация льгот

1) в части 4 статьи 13:

а) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, а также несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;»;

б) пункт 11 признать утратившим силу;

2) в статье 14:

а) в части 1:

в пункте 11 слова «федеральными медицинскими организациями» заменить словами «медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук»;

дополнить пунктом 11.1 следующего содержания:

«11.1) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук;»;

в пункте 12 слова «при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 6 и 11 настоящей части» заменить словами «при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 6, 11 и 11.1 настоящей части»;

дополнить пунктом 18 следующего содержания:

«18) подготовка и представление палатам Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом, ежегодного государственного доклада о реализации государственной политики в сфере охраны здоровья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

б) в части 2:

в абзаце первом слова «выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование» заменить словами «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию»;

пункт 8 дополнить словами «(за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы)»;

в пункте 17 слова «федеральными государственными учреждениями» заменить словами «медицинскими организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук»;

дополнить пунктами 18 и 19 следующего содержания:

«18) утверждение порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), включающего определение клинических признаков опьянения и правила проведения химико-токсикологических исследований;

19) утверждение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований.»;

3) пункт 2 части 1 статьи 15 дополнить словами «и сформированному в установленном им порядке»;

4) в части 1 статьи 16:

а) в пункте 5 слова «в медицинских организациях субъекта Российской Федерации» заменить словами «в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации»;

б) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1) организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации;»;

в) в пункте 7 слова «при оказании медицинской помощи в соответствии с пунктами 5 и 12 настоящей части» заменить словами «при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 5, 5.1 и 12 настоящей части»;

г) пункт 10 после слов «лекарственными препаратами» дополнить словами «и специализированными продуктами лечебного питания»;

д) дополнить пунктом 17 следующего содержания:

«17) установление порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной формах, в том числе на дому при вызове медицинского работника, гражданам, которые выбрали медицинскую организацию для получения первичной медико-санитарной помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не по территориально-участковому принципу.»;

5) в статье 20:

а) часть 8 после слов «и отказа от медицинского вмешательства» дополнить словами «, в том числе»;

б) пункт 1 части 10 дополнить словами «, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации»;

6) часть 4 статьи 22 после слов «отражающей состояние его здоровья,» дополнить словами «в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,»;

7) статью 30 дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

8) в статье 34:

а) в части 3 слово «является» заменить словом «, являющаяся», слова «и включает» заменить словом «, включает»;

б) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, который утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержит в том числе методы лечения, источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с частью 9 статьи 100 настоящего Федерального закона.»;

в) часть 8 изложить в следующей редакции:

«8. Организация оказания высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется с применением специализированной информационной системы в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

9) в статье 35:

а) в подпункте 1 части 5 слова «авиационным транспортом» заменить словами «воздушными судами»;

б) в части 7 слова «Федеральные государственные учреждения» заменить словами «Медицинские организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук», слова «федеральных государственных учреждений» заменить словами «медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук»;

10) в статье 38:

а) часть 3 после слова «производителя» дополнить словом «(изготовителя)», дополнить предложениями следующего содержания: «Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

б) часть 5 дополнить предложением следующего содержания: «На указанные медицинские изделия не распространяются положения части 3 настоящей статьи, предусматривающие разработку производителем (изготовителем) медицинского изделия технической и (или) эксплуатационной документации.»;

в) часть 10 после слов «и организаций» дополнить словами «(индивидуальных предпринимателей)»;

г) в части 11:

абзац первый после слов «и организаций» дополнить словами «(индивидуальных предпринимателей)»;

пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8) наименование и место нахождения организации — производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя — производителя (изготовителя) медицинского изделия;»;

11) часть 3 статьи 40 после слов «лечебных ресурсов» дополнить словами «, в том числе»;

12) часть 1 статьи 42 после слов «оказания медицинской помощи» дополнить словами «, в том числе предоставления дополнительных видов и объемов медицинской помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации,»;

13) абзац первый части 4 статьи 44 после слов «лекарственными препаратами» дополнить словами «и специализированными продуктами лечебного питания»;

14) в статье 46:

а) часть 2 дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6) иные установленные законодательством Российской Федерации виды медицинских осмотров.»;

б) часть 7 дополнить словами «, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации»;

15) в статье 49:

а) часть 1 дополнить словами «, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях»;

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.»;

16) в части 2 статьи 54 слова «Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет» заменить словами «Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет»;

17) статью 59 дополнить частью 3.1 следующего содержания:

«3.1. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится лечащим врачом или в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, фельдшером, которые единовременно выдают листок нетрудоспособности в порядке и на срок, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.»;

18) в части 2 статьи 64 слова «и стандартов медицинской помощи» заменить словами «, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона,»;

19) в части 3 статьи 66 второе предложение изложить в следующей редакции: «В состав консилиума врачей должны быть включены анестезиолог-реаниматолог и невролог, имеющие опыт работы по специальности не менее чем пять лет.»;

20) абзац первый части 1 статьи 68 после слов «в медицинских» дополнить словами «(за исключением использования в целях, предусмотренных статьей 47 настоящего Федерального закона)»;

21) в части 3 статьи 69 слова «в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи» исключить;

22) в статье 74:

а) в части 1:

в пункте 4 слова «, неполную или искаженную» заменить словами «и (или) неполную»;

в пункте 5 слова «представителей фармацевтических компаний, производителей или продавцов медицинских изделий» заменить словами «представителей компаний», слова «связанных с повышением их профессионального уровня или предоставлением информации, предусмотреннойчастью 3 статьи 64 Федерального закона от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» и частью 3 статьи 96 настоящего Федерального закона» заменить словами «направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий»;

б) в пункте 4 части 2 слова «, неполную или искаженную информацию о наличии лекарственных препаратов, имеющих» заменить словами «и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие»;

23) в статье 75:

а) часть 2 после слова «уполномоченный» дополнить словами «Правительством Российской Федерации»;

б) часть 3 после слова «уполномоченный» дополнить словами «Правительством Российской Федерации»;

в) часть 4 после слова «уполномоченный» дополнить словами «Правительством Российской Федерации»;

24) пункт 2 части 1 статьи 79 изложить в следующей редакции:

«2) организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи;»;

25) в статье 80:

а) пункт 2 части 1 изложить в следующей редакции:

«2) специализированная медицинская помощь, высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи;»;

б) в части 2 слова «которые предусмотрены стандартами медицинской помощи» заменить словами «включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека», дополнить предложением следующего содержания: «Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

в) пункт 1 части 5 изложить в следующей редакции:

«1) перечень видов (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи), форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно;»;

26) часть 2 статьи 81 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10) порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме.»;

27) в статье 83:

а) в пункте 3 части 2 слова «федеральным медицинским организациям» заменить словами «медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук»;

б) в пункте 3 части 3 слова «федеральным медицинским организациям,» заменить словами «медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, и»;

28) в части 2 статьи 88:

а) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3) проведения проверок применения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;»;

б) пункт 4 после слов «медицинских экспертиз,» дополнить словом «диспансеризации,»;

29) в части 3 статьи 95 слова «ремонтом, применением,» заменить словом «ремонтом,»;

30) в статье 100:

а) часть 9 дополнить словами «, а также средств обязательного медицинского страхования»;

б) часть 10 изложить в следующей редакции:

«10. Лицензирование медицинской деятельности, предусматривающей оказание услуг по высокотехнологичной медицинской помощи, является полномочием Российской Федерации.»;

31) в статье 101:

а) в части 4 слова «с 1 января 2014 года» заменить словами «с 1 января 2015 года»;

б) в части 8 слова «частей 5 — 8» заменить словами «части 4».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 22 мая 2020 года

Одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года

Статья 1

1) в статье 131:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 131. Денежные выплаты гражданам, призванным на военные сборы, и гражданам, пребывающим в резерве. Денежные выплаты, причитающиеся гражданам, призванным на военные сборы, и не полученные ко дню гибели (смерти)»;

б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. В случае гибели (смерти) гражданина, призванного на военные сборы, супруга, при ее отсутствии проживавшие совместно с указанным гражданином совершеннолетние дети, законные представители (опекуны, попечители) либо усыновители несовершеннолетних детей (инвалидов с детства независимо от возраста) указанного гражданина и лица, находившиеся на иждивении указанного гражданина (в случае недееспособности или ограниченной дееспособности указанных лиц их законные представители (опекуны, попечители), в равных долях, а в случае, если указанный гражданин не состоял в браке, не имел детей или иных лиц, находившихся на его иждивении, не находившиеся на его иждивении родители в равных долях имеют право на получение установленных пунктом 1 настоящей статьи денежных выплат, причитающихся указанному гражданину и не полученных им ко дню гибели (смерти), полностью за весь месяц, в котором гражданин погиб (умер).»;

в) дополнить пунктом 6 следующего содержания:

«6. Порядок осуществления денежных выплат, причитающихся гражданину, призванному на военные сборы, в случае его гибели (смерти) и не полученных им ко дню гибели (смерти), лицам, указанным в пункте 11 настоящей статьи, определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.»;

2) в абзаце третьем пункта 1 статьи 14 слова «в размере его стоимости» исключить;

3) статью 24 дополнить пунктами 11 и 12 следующего содержания:

«11. В случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы по контракту, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим супруга (супруг), при ее (его) отсутствии проживавшие совместно с указанным военнослужащим совершеннолетние дети, законные представители (опекуны, попечители) либо усыновители несовершеннолетних детей (инвалидов с детства независимо от возраста) указанного военнослужащего и лица, находившиеся на иждивении указанного военнослужащего (в случае недееспособности или ограниченной дееспособности указанных лиц их законные представители (опекуны, попечители), в равных долях, а в случае, если указанный военнослужащий не состоял в браке, не имел детей или иных лиц, находившихся на его иждивении, не находившиеся на его иждивении родители в равных долях имеют право на получение:

денежной компенсации, предусмотренной для соответствующих категорий военнослужащих в абзаце втором пункта 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, причитающейся указанному военнослужащему и не полученной им ко дню гибели (смерти) или на день вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим;

денежной компенсации взамен продовольственного пайка, предусмотренного для соответствующей категории военнослужащих в абзаце третьем пункта 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, причитающегося указанному военнослужащему и не полученного им ко дню гибели (смерти) или на день вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим, в размере, определяемом Правительством Российской Федерации;

денежной компенсации, предусмотренной в абзаце втором пункта 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, причитающейся указанному военнослужащему и не полученной им ко дню гибели (смерти) или на день вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.

12. Порядок выплаты денежных компенсаций, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.».

Статья 2

В пункте 3 статьи 12 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3682; 2020, № 14, ст. 2011) слова «частью 31 статьи 2» заменить словами «частями 31, 311 и 312 статьи 2».

Статья 3

1) в статье 2:

а) дополнить частями 311 и 312 следующего содержания:

«311. В случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы по контракту супруга (супруг), при ее (его) отсутствии проживавшие совместно с указанным военнослужащим совершеннолетние дети, законные представители (опекуны, попечители) либо усыновители несовершеннолетних детей (инвалидов с детства независимо от возраста) указанного военнослужащего и лица, находившиеся на иждивении указанного военнослужащего (в случае недееспособности или ограниченной дееспособности указанных лиц их законные представители (опекуны, попечители), в равных долях, а в случае, если указанный военнослужащий не состоял в браке, не имел детей или иных лиц, находившихся на его иждивении, не находившиеся на его иждивении родители в равных долях имеют право на получение денежного довольствия, причитающегося военнослужащему, проходившему военную службу по контракту, и не полученного им ко дню гибели (смерти), полностью за весь месяц, в котором военнослужащий погиб (умер), за исключением премии, которая выплачивается за время фактического исполнения обязанностей по воинской должности.

312. В случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы по призыву супруга, при ее отсутствии законные представители (опекуны, попечители) либо усыновители несовершеннолетних детей указанного военнослужащего, а в случае, если указанный военнослужащий не состоял в браке или не имел детей, родители в равных долях имеют право на получение денежного довольствия, причитающегося военнослужащему, проходившему военную службу по призыву, и не полученного им ко дню гибели (смерти), полностью за весь месяц, в котором военнослужащий погиб (умер).»;

б) часть 32 изложить в следующей редакции:

«32. Порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием, а также порядок осуществления выплаты денежного довольствия военнослужащего, не полученного им ко дню гибели (смерти), лицам, указанным в частях 311 и 312 настоящей статьи, определяется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.»;

2) в статье 3:

а) дополнить частью 22 следующего содержания:

«22. В случае гибели (смерти) военнослужащего, признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим супруга (супруг), при ее (его) отсутствии проживавшие совместно с указанным военнослужащим совершеннолетние дети, законные представители (опекуны, попечители) либо усыновители несовершеннолетних детей (инвалидов с детства независимо от возраста) указанного военнослужащего и лица, находившиеся на иждивении указанного военнослужащего (в случае недееспособности или ограниченной дееспособности указанных лиц их законные представители (опекуны, попечители), в равных долях, а в случае, если указанный военнослужащий не состоял в браке, не имел детей или иных лиц, находившихся на его иждивении, не находившиеся на его иждивении родители в равных долях имеют право на получение отдельных выплат, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, причитавшихся указанному военнослужащему и не полученных им ко дню гибели (смерти) или на день вступления в законную силу решения суда о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.»;

б) в части 18 слова «частями 2, 3,» заменить словами «частями 2, 22, 3,».

Комитет Совета Федерации по бюджету провел «круглый стол» на тему «Итоги мониторинга реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В работе заседания приняли участие члены Совета Федерации, представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ, органов государственной власти субъектов РФ, представители внебюджетных фондов.

Провели «круглый стол» глава Комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин и заместитель председателя комитета СФ Александр Смирнов.

Участники заседания отметили, что принятие Закона № 122-ФЗ окончательно разграничило полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и кардинально изменило подход к предоставлению мер социальной поддержки гражданам. Была осуществлена отмена натуральных льгот и замена их денежными компенсациями на федеральном и региональном уровнях в соответствии с произведенным разграничением полномочий.

Четкое разграничение полномочий между всеми уровнями публичной власти, формирование новой системы предоставления социальной поддержки нуждающимся гражданам, ликвидация «необеспеченных федеральных мандатов» создали основу для проведения реформы межбюджетных отношений с целью повышения эффективности управления общественными финансами на федеральном и региональном уровнях и создания предпосылок для устойчивого экономического роста страны.

По мнению участников, отдельные проблемы, связанные с реализацией Закона № 122-ФЗ и имевшие место в начале 2005 года, благодаря согласованным действиям законодательной и исполнительной ветвей государственной власти удалось частично или полностью решить.

В частности, решены вопросы по проезду льготных категорий граждан в городском общественном транспорте. В настоящие время по сравнению с 2004 годом в субъектах Российской Федерации уменьшено дотирование из местных бюджетов расходов транспортных предприятий, что позволило снизить финансовую нагрузку на региональные бюджеты и изыскать средства для решения иных социальных проблем.

На железнодорожном, авиационном и водном транспорте практически все острые проблемы по реализации Закона № 122-ФЗ урегулированы, в том числе по проезду школьников и студентов. Необходимо отметить, что в первые годы реализации Закона № 122-ФЗ наблюдалось резкое увеличение количества пассажиров, пользующихся всеми видами транспорта, в первую очередь из числа льготных категорий граждан. Все это привело к увеличению оборотных средств всех транспортных компаний и способствовало формированию конкурентного рынка доступных транспортных услуг.

Также решены вопросы по введению дифференцированных надбавок за сложность, напряженность и специальный режим службы для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в части компенсации отмененных натуральных льгот для этих категорий граждан.

В то же время, анализ правоприменительной практики действия Закона № 122-ФЗ показывает наличие ряда вопросов и проблем, решение которых требует совершенствования действующего законодательства, согласованных действий всех ветвей государственной власти, так как некоторые результаты реализации Закона № 122-ФЗ не соответствуют его целям и положениям, нарушают права и свободы граждан в социальной сфере.

Прежде всего, необходимо отметить, что за субъектами Российской Федерации оказался закрепленным слишком большой объем расходных обязательств, в частности по социальной поддержке граждан, не подкрепленный соответствующим финансированием.

В настоящее время исполнение полномочий, отнесенных к расходным обязательствам Российской Федерации, возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации без предоставления средств на административно-управленческие расходы либо эти средства предусмотрены в размерах, не соответствующих фактическим расходам.

Кроме того, отдельные изменения российского законодательства, предусмотренные Законом № 122-ФЗ, сократили полномочия субъектов Российской Федерации в различных сферах отношений, в том числе связанных с охраной окружающей среды, недропользованием, водными и лесными правоотношениями.

В ряде случаев передача полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления осуществляется с нарушением требований, установленных федеральным законодательством. Это выражается в делегировании полномочий без предоставления соответствующих средств из федерального бюджета (например, полномочия по осуществлению регистрационного учета граждан).

Особое внимание участники «круглого стола» обратили на то, что в связи с принятием Закона № 122-ФЗ российским гражданам предоставляется социальная поддержка в разных объемах в зависимости от финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации, что приводит к нарушению равенства прав граждан на социальное обеспечение и разрушает единое социальное пространство страны.

Участники «круглого стола» считают необходимым вновь вернуться к рассмотрению вопроса об отнесении на федеральный уровень расходных обязательств по осуществлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц, лиц признанных пострадавшими от политических репрессий, тружеников тыла и граждан, награжденных нагрудным знаком «Почетный донор СССР» и «Почетный донор России», поскольку социальные обязательства государства перед указанными категориями граждан и их особый статус были определены в соответствии с федеральным законодательством.

Кроме этого, следует отметить, что передача образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации организационно оказалась недостаточно подготовленной и не была обеспечена необходимыми финансовыми ресурсами. В результате в ряде регионов указанные образовательные учреждения до сих пор не финансируются в необходимом объеме.

Несмотря на то, что в последнее время стабилизировалась ситуация с обеспечением отдельных категорий граждан дополнительными лекарственными средствами, в ряде субъектов Российской Федерации остаются проблемы в части обеспечения бесплатными лекарственными средствами соответствующих категорий граждан. К числу субъектов Российской Федерации с недостаточной обеспеченностью лекарственными средствами относятся, например, Астраханская, Брянская, Курганская, Сахалинская области и др.

По‑прежнему не полностью урегулированы проблемы по выписке рецептов. В частности, не решена проблема превышения стоимости лекарств по бесплатным рецептам в сравнении с теми же препаратами, отпускаемыми в розничной сети аптек по коммерческим ценам. Также требует уточнения федеральный перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предоставляемых соответствующим категориям граждан бесплатно или на льготных условиях, так как эти граждане лишены возможности бесплатно получать необходимые изделия медицинского назначения, если они не предусмотрены в наборе социальных услуг.

Анализ сложившейся ситуации в стране по обеспечению дополнительными лекарственными средствами некоторых категорий граждан показывает, что не менее 35% средств на дополнительное лекарственное обеспечение в рамках социального пакета приходится на финансирование лечения сахарного диабета и онкологических заболеваний. Участники «круглого стола» считают необходимым включить в перечень дорогостоящих заболеваний эти два вида тяжелейших заболевания, требующих постоянного и дорогостоящего лечения.

Как говорилось на встрече, в Совет Федерации поступают многочисленные обращения граждан, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с мерами социальной поддержки инвалидов (включая детей-инвалидов), а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, показывает, что эти вопросы урегулированы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В тоже время остаются нерешенными вопросы, касающиеся обеспечения детей-сирот и детей-инвалидов санаторно-курортным лечением и бесплатной жилой площадью.

Следует признать, что в условиях новой системы социальной защиты населения замена ряда льгот для инвалидов на ежемесячные денежные выплаты снизила их возможности в области реабилитации. Ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ), получаемые инвалидами вместо льгот, не компенсируют в полной мере их затраты на необходимую медицинскую и социальную реабилитацию.

Участники «круглого стола» обращают внимание на то, что Правительство Российской Федерации не предусмотрело возможность предоставления через территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячных денежных выплат гражданам, имеющим на них право в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, что повлекло задержку данных выплат в ряде регионов. Так, по данным ФГУП «Почта России» за 9 месяцев 2005 года остались невыплаченными средства в сумме более 3 млрд. рублей (4,6% от общей суммы средств, поступивших на счета ФГУП «Почта России»).

Кроме того, требуют решения вопросы, связанные с льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). В соответствии с Законом № 122-ФЗ меры социальной поддержки в этой сфере отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Во многих регионах льготы по оплате ЖКУ заменены денежной компенсацией, размер которой не покрывает реальных потребностей на оплату данных услуг.

Участники «круглого стола» убеждены, что основой дальнейшего осуществления социальных реформ является обеспечение значительного роста доходов населения, и, прежде всего, увеличение минимального размера оплаты труда.

Следует отметить тот факт, что в настоящее время среднедушевые доходы, как правило, меньше в семьях, имеющих детей. В целях повышения уровня жизни семей с детьми необходимо повысить размер ежемесячного пособия на время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, которое является компенсацией матери (отцу) потерянного заработка, а также рассмотреть вопрос об увеличении срока выплаты данного пособия до достижения ребенком возраста не менее 2-х лет. Необходимо также увеличить единовременное пособие при рождении ребенка, поощрив рождение второго и третьего ребенка в семье.

Кроме того, необходимо отметить, что с принятием Закона № 122-ФЗ в стране усилилась дифференциация в уровне поддержки граждан, имеющих детей, в зависимости от региона проживания. В некоторых субъектах Российской Федерации ежемесячное пособие на ребенка по‑прежнему выплачивается в размере 70 рублей. При этом в отдельных регионах размер пособия составляет 300 – 340 рублей.

Участники «круглого стола» отметили отрицательную тенденцию по обеспечению санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Так, в 2008 году расходы на санаторно-курортное лечение Фонда социального страхования Российской Федерации позволили обеспечить путевкам только 285 тыс. граждан или 36,6% подавших заявление по состоянию на 1 июня 2008 года.

Учитывая вышеназванные проблемы, связанные с санаторно-курортным лечением и обеспечением необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) некоторых льготных категорий граждан, участники «круглого стола» считают возможным рассмотреть вопрос о пересмотре принципа формирования социального пакета.

Особое значение в условиях начавшегося объединения субъектов Российской Федерации приобретает процесс формирования нормативной правовой базы вновь образованного субъекта Российской Федерации, в рамках которого должна быть обеспечена полнота преемственности социальных обязательств у вновь образованного субъекта Российской Федерации. При этом совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления мер социальной помощи ухудшены.

Прозвучавшие на заседании предложения будут обобщены и найдут отражение в итоговых рекомендациях «круглого стола».

С 01 января 2017 г. применяются положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), в соответствии с которыми в состав платы за содержание жилого помещения включена плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 176-ФЗ).

Таким образом, термин «общедомовые нужды» исключается и заменяется понятием «коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме».

В соответствии с частью 10 статьи 12 Закона №176-ФЗ для первоначального включения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения, не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 9.2. ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

До утверждения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяются нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01 ноября 2016 г. (ч. 10 ст. 12 Закона № 176-ФЗ, п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Правительством Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее по тексту — Правил № 491).

На основании внесенных изменений в жилищное законодательство, АО «ЕИРЦ ЛО» начиная с 01 января 2017 г. в составе платы за содержание жилого помещения, будет осуществлять начисление гражданам платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, из расчета нормативов потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения на общедомовые нужды, утвержденных Правительством Ленинградской области по состоянию на 01.11.2016г., и тарифов на холодную воду, горячую воду (холодную воду, теплоноситель и тепловую энергию, используемые в целях горячего водоснабжения), электрическую энергию, действующие в 2017г.

Нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды установлены постановлениями Правительства Ленинградской области: № 25 от 11.02.2013 г. — для холодной и горячей воды; № 208 от 09.06.2015 г. — для электрической энергии.

Норматив по холодной воде и горячей воде определяется:
N = 0,09 x K : Sои (куб. м/кв. м в месяц),
где:
0,09 — расход холодной (горячей) воды на общедомовые нужды (кубических метров в месяц на 1 человека);
K — численность жителей, проживающих в многоквартирном доме;
Sои — общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв. м).

Нормативы потребления по электрической энергии составляют:
2,4 кВт.ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в многоквартирных домах, не оборудованных лифтами;
2,8 кВт.ч в месяц на кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в многоквартирных домах, оборудованных лифтами.

В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (с учетом чердаков и подвалов — для расчета электрической энергии, потребляемой в целях содержания общего имущества в МКД), а для применения нормативов потребления холодной воды и горячей воды в целях использования общего имущества — указанных в пункте 27 Приложения N 1 к Правилам N 306 (без учета площади чердаков и подвалов).

Начисление платы за отведение сточных вод, образующихся при использовании общего имущества в многоквартирном доме, будет производиться, начиная с момента вступления в силу соответствующего решения Правительства Ленинградской области.

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будет отражаться в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов (п. 29 Правил № 491).

Скорректированы ЖК РФ и отдельные законодательные акты.

К полномочиям органов госвласти в области жилищных отношений отнесено определение порядка привлечения заемных средств собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капремонта общего имущества.

Предусмотрено, что собственники, обладающие не менее чем 10% голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в УК или правление ТСЖ, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребкооператива для организации проведения общего собрания собственников.

Общее собрание сможет наделять совет многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества.

Для общих собраний предусмотрено очно-заочное голосование. Оно дает возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении собрания.

Закреплено, что если иное не установлено общим собранием, то годовое общее собрание проводится в течение II квартала года, следующего за отчетным.

Общее собрание согласно поправкам может быть созвано по инициативе управляющей организации.

Копии решений и протокола общего собрания обязательно представляются лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление специализированного потребкооператива не позднее чем через 10 дней. Они в свою очередь обязаны в течение 5 дней направить копии в орган госжилнадзора для хранения в течение 3 лет.

Предусмотрено, что общее собрание вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета, в т. ч. председателю. Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты вознаграждения, а также порядок определения его размера.

Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.