384 приказ минздрава

Содержание

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 183
Об утверждении Правил проведения экспертизы временной нетрудоспособности, выдачи листа и справки о временной нетрудоспособности

(с изменениями по состоянию на 09.04.2020 г.)

В соответствии с пунктом 2 статьи 59 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения экспертизы временной нетрудоспособности, выдачи гражданам листа и справки временной нетрудоспособности.

2. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течении десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Цой А.В.

4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

Министр

Т. Дуйсенова

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Утверждены

приказом Министра здравоохранения

и социального развития

Республики Казахстан

от 31 марта 2015 года № 183

Правила
проведения экспертизы временной нетрудоспособности,
выдачи листа и справки о временной нетрудоспособности

Заголовок главы 1 изложен в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 17.09.18 г. № ҚР ДСМ-15 (см. стар. ред.)

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила проведения экспертизы временной нетрудоспособности, выдачи гражданам листа и справки о временной нетрудоспособности (далее — Правила) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 59 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» и определяют порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности, выдачи медицинскими организациями документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения

Пункт 2 изложен в редакции приказа Министра здравоохранения РК от 06.04.20 г. № ҚР ДСМ-30/2020 (см. стар. ред.)

2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

1) врачебно-консультативная комиссия (далее — ВКК) — комиссия, которая создается в медицинской организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности;

См.: Положение о деятельности врачебно-консультативной комиссии

1. Утвердить:

перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, согласно приложению № 1;

порядок подтверждения наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, согласно приложению № 2;

форму медицинского заключения о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, согласно приложению № 3.

2. Установить, что бланк медицинского заключения о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, является защищенной полиграфической продукцией уровня «В» и должен соответствовать требованиям, указанным в приложении № 3 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. № 14н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. № 817» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 марта 2003 г., регистрационный № 4271), с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июля 2005 г. № 90н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2005 г., регистрационный № 6860).

3. Абзацы второй и третий пункта 1 настоящего приказа вступают в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 14, ст. 1286; 2005, № 7, ст. 560), абзац четвертый пункта 1 и пункт 2 настоящего приказа вступают в силу с 1 января 2016 года

Министр В.И. Скворцова

Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 августа 2015 г.

Регистрационный № 38341

Приложение № 1
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 29 июня 2015 г. № 384н

№ п/п Код заболевания по МКБ-10* Наименование заболевания
А15-А19 туберкулез
А3О лепра (болезнь Гансена)
А50-А53 сифилис
В20-В24 болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
Z21 бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).

Приложение № 2
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 29 июня 2015 г. № 384н

1. Настоящий Порядок регулирует отношения, связанные с подтверждением наличия или отсутствия инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации (далее — инфекционные заболевания), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

2. Подтверждение наличия или отсутствия инфекционных заболеваний осуществляется в рамках медицинского освидетельствования, проводимого в медицинской организации либо иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, независимо от организационно-правовой формы при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей соответствующие работы (услуги) (далее — медицинская организация), за исключением случаев прохождения медицинского освидетельствования в целях получения документов, указанных в подпункте 5 пункта 2 статьи 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»*(1), когда высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории субъекта Российской Федерации таких документов.

3. В целях организации проведения медицинского освидетельствования в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основании установленных законодательством в сфере охраны здоровья полномочий*(2) определяют медицинскую организацию, ответственную за организацию медицинского освидетельствования.

4. Медицинское освидетельствование проводится при наличии информированного добровольного согласия иностранного гражданина и лица без гражданства (их законных представителей), данного с соблюдением требований, установленных статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»*(3).

5. Для прохождения медицинского освидетельствования иностранный гражданин или лицо без гражданства представляет в медицинскую организацию, указанную в пункте 3 настоящего Порядка, либо в иную медицинскую организацию (далее — ответственная медицинская организация):

1) документы, удостоверяющие личность:

а) документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

разрешение на временное проживание;

вид на жительство;

иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства*(4);

2) миграционную карту и ее копию (при наличии) для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

3) визу и ее копию (для иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы).

6. В регистратуре ответственной медицинской организации:

1) заполняется медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма № 025/у)*(5);

2) выдается на руки иностранному гражданину или лицу без гражданства бланк медицинского заключения о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации (далее — медицинское заключение), по форме, утвержденной приложением № 3 к настоящему приказу, с заполненными строками 1-7 в двух экземплярах;

3) осуществляется информирование о перечне осмотров врачами-специалистами, лабораторных и рентгенологических исследований, которые необходимо пройти в рамках медицинского освидетельствования, и медицинских организациях (их структурных подразделениях), где указанные осмотры и исследования проводятся.

7. Медицинское освидетельствование включает следующие лабораторные, рентгенологические исследования и осмотры врачами-специалистами:

1) проведение исследования крови: определение антител класса IgG к Treponema pallidum методом иммуноферментного анализа и определение антител к Treponema pallidum в реакции пассивной гемагглютинации; определение антител к Treponema pallidum нетрепонемным тестом (РМП);

2) суммарное определение антител классов М, G (IgM и IgG) к вирусу иммунодефицита человека ВИЧ-1 и ВИЧ-2 (Human immunodeficiency virus HIV 1/ HIV 2) и антигена р24 в сыворотке или плазме крови человека;

3) флюорография легких либо рентгенологическое исследование легких;

4) молекулярно-биологическое исследование мокроты на ДНК микобактерий туберкулеза (Mycobacterium tuberculosis) методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) (при наличии медицинских показаний);

5) бактериоскопическое исследование соскоба слизистой оболочки носа (окраска по Циль-Нильсону) (при наличии медицинских показаний);

6) осмотр врачом-фтизиатром (в целях установления наличия (отсутствия) инфекционного заболевания, предусмотренного пунктом 1 перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержденного приложением № 1 к настоящему приказу (далее — Перечень);

7) осмотр врачом-дерматовенерологом (в целях установления наличия (отсутствия) инфекционного заболевания, предусмотренного пунктом 3 Перечня);

8) осмотр врачом-инфекционистом (в целях установления наличия (отсутствия) инфекционных заболеваний, предусмотренных пунктами 2 и (или) 4 Перечня).

8. Результаты медицинского освидетельствования вносятся в медицинскую карту пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях (форма № 025/у).

9. Врач-фтизиатр, врач-дерматовенеролог и врач-инфекционист по результатам проведенного осмотра и лабораторных, рентгенологических исследований вносят соответствующие заключения в строки 8-10 медицинского заключения. Заключения врачей-специалистов заверяются уполномоченным должностным лицом медицинской организации, в которой проведен осмотр.

10. Сертификат об отсутствии у иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) (далее — сертификат), оформляется на основании результатов исследования, предусмотренного подпунктом 2 пункта 7 настоящего Порядка, и осмотра врачом-инфекционистом медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения6.

При положительном результате исследования либо в случае, если исследование не проводилось, сертификат не выдается.

11. Уполномоченное должностное лицо ответственной медицинской организации на основании заключений, указанных в строках 8-10 медицинского заключения, вносит соответствующее заключение в строку 11 медицинского заключения, заверяет подписью, печатью медицинской организации, на оттиске которой идентифицируется полное наименование ответственной медицинской организации в соответствии с учредительными документами.

12. Один экземпляр медицинского заключения выдается ответственной медицинской организацией иностранному гражданину или лицу без гражданства под подпись для представления в территориальный орган Федеральной миграционной службы, второй экземпляр медицинского заключения хранится в течение 5 лет в ответственной медицинской организации.

13. Медицинское освидетельствование, включая выдачу сертификата и медицинского заключения, проводится в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня обращения иностранного гражданина или лица без гражданства в ответственную медицинскую организацию в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

14. Сертификат и медицинское заключение действительны в течение трех месяцев с даты их выдачи.

15. В ответственной медицинской организации осуществляется учет выданных сертификатов и медицинских заключений.

16. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства от проведения медицинского освидетельствования или от прохождения хотя бы одного из осмотров врачами-специалистами, лабораторных и рентгенологических исследований, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, сертификат и медицинское заключение не оформляются.

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2014, № 48, ст. 6638, № 52, ст. 7557.

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 48, ст. 6165.

*(4) Статья 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032).

*(5) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. № 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., регистрационный № 36160).

*(6) Пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 14, ст. 1212; 2004, № 35, ст. 3607; 2013, № 48, ст. 6165).

Приложение № 3
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 29 июня 2015 г. № 384н

Наименование ответственной медицинской Код формы по ОКПДУ ________

организации Код учреждения по ОКПО ____

______________________________________ Медицинская документация

Адрес ________________________________ Форма № 001-ИЗ

Лицензия _____________________________

Утверждена приказом

Министерства здравоохранения

Российской Федерации

«20” июня 2015 г. № 384н

Медицинское заключение №_______

о наличии (об отсутствии) инфекционных заболеваний,

представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием

для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения

на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства,

или вида на жительство, или патента, или разрешения

на работу в Российской Федерации

от «___»________________ 20___г.

1. Фамилия, имя, отчество (при наличии)__________________________________

2. Дата рождения: число___месяц____год_____; место рождения______________

3. Пол (мужской/женский)_________________________________________________

4. Документ, удостоверяющий личность_____________________________________

(№, серия, дата и место выдачи)

5. Место жительства (место пребывания, место фактического проживания)

(нужное подчеркнуть)

субъект Российской Федерации__________район_________

город_______населенный пункт_________

улица_______дом______квартира________

6. Страна постоянного (преимущественного) проживания

7. Сведения о планируемом периоде пребывания в Российской Федерации

8. Заключение____________________________________________________________

(наличие (отсутствие) инфекционных заболеваний)

Врач-фтизиатр________________________ _________________________

Подпись Ф.И.О.

«___»_________________________20___Г.

(дата освидетельствования)

М.П.

Уполномоченное лицо медицинской организации____________ _______________

Подпись Ф.И.О.

«___»_________________________20___Г.

(дата)

М.П.

9. Заключение____________________________________________________________

(наличие (отсутствие) инфекционных заболеваний)

Врач-дерматовенеролог_________________ __________________________

Подпись Ф.И.О.

«___»_________________________20___г.

(дата освидетельствования)

М.П.

Уполномоченное лицо медицинской организации ____________ ______________

Подпись Ф.И.О.

«___»_________________________20___ г.

(дата)

М.П.

10. Заключение __________________________________________________________

(наличие (отсутствие) инфекционных заболеваний)

Врач-инфекционист _________________ ___________________________

Подпись Ф.И.О.

«___»_________________________20___ г.

(дата освидетельствования)

М.П.

Уполномоченное лицо медицинской организации________________ _____________

Подпись Ф.И.О.

«___»_________________________20___г.

(дата)

М.П.

11. Медицинское заключение:

Выявлено наличие (отсутствие) инфекционных заболеваний, представляющих

опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа иностранным

гражданам и лицам без гражданства в выдаче либо аннулировании разрешения

на временное проживание, или вида на жительство, или патента, или

разрешения на работу в Российской Федерации (нужное подчеркнуть).

Уполномоченное лицо ответственной медицинской организации:

О введении в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей «трансфузиология»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 мая 1997 года N 172
О введении в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей «трансфузиология»

(с изменениями на 4 марта 2011 года)

Трансфузионная терапия широко применяется при лечении различных заболеваний и травм, оперативных вмешательств. Научно-практической основой трансфузионной терапии, организации и деятельности Службы крови и трансфузиологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях является самостоятельная медицинская дисциплина «Трансфузиология».
Учитывая специфику работы специалистов Службы крови, методов трансфузионной терапии, а также в целях совершенствования подготовки врачей и повышения качества лечебной помощи населению.
Приказываю:

1.1. Начальнику Управления кадров Торопцеву А.И. внести дополнение в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (приложение 1).

1.2. Ввести в действие:

1.2.1. Положение о враче-трансфузиологе (приложение 2).

1.2.2. Квалифицированную характеристику врача-трансфузиолога (приложение 3).

1.2.3. Инструктивно-методические указания по аттестации для присвоения квалификационной категории по специальности «Трансфузиология» (приложение 4).

1.3. Начальнику Управления учебных заведений Володину Н.Н. до 01.09.97 внести необходимые дополнения и изменения в типовую программу повышения квалификации врачей-трансфузиологов.

1.4. Начальнику Управления организации медицинской помощи населению Вялкову А.И., директору Российского научно-исследовательского института гематологии и трансфузиологии Селиванову Е.А., ректору Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования Белякову Н.А., председателю Центральной аттестационной комиссии Министерства здравоохранения Российской Федерации Доскину В.А. до 01.09.97 разработать и представить на утверждение типовые тестовые задания для проведения аттестации врачей-трансфузиологов на присвоение квалификационных категорий в соответствии с Положением «Об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации».

1.5. Начальнику отдела медицинской статистики и информатики Погореловой Э.И. внести необходимые изменения в формы отчетов учреждений здравоохранения, в связи с введением специальности «Трансфузиология» в номенклатуру врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации.

2. Пункт утратил силу — приказ Минздравсоцразвития России от 4 марта 2011 года N 167..

3. Руководителям органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения Российской Федерации:

3.1. Размножить настоящий приказ в необходимом количестве.

3.2. Засчитывать в стаж работы по специальности «Трансфузиология» время работы по специальностям: «Хирургия» и «Терапия» в учреждениях переливания крови при аттестации врачей данного профиля на присвоение квалификационной категории.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя министра здравоохранения Российской Федерации Онищенко Г.Г.

Министр
Т.Б.Дмитриева

Приложение 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 29.05.97 N 172

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
приказа Минздрава России от 28 сентября 1998 года N 353
____________________________________________________________________

Приложение 2. Положение о враче — трансфузиологе

Приложение 2
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 29.05.97 N 172

Общая часть

1.1. Врач-трансфузиолог — специалист с высшим медицинским образованием по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», прошедший послевузовскую подготовку (интернатуру, ординатуру) или дополнительную подготовку (повышение квалификации, специализацию) по трансфузиологии и владеющий теоретическими знаниями и практическими навыками по общей, производственной и клинической трансфузиологии в соответствии с требованиями квалификационной характеристики.

1.2. Врач-трансфузиолог может работать в подразделении (кроме клинической, бактериологической и других лабораторий и иммунологического отделения) станции переливания крови, в отделении переливания крови и кабинете трансфузионной терапии больницы, пункте переливания крови поликлиники, отделении (кабинете) экстракорпоральной гемокоррекции и фотогемотерапии больницы и поликлиники, а также ответственным за организацию трансфузионной терапии в лечебно-профилактическом учреждении.

1.3. В своей работе врач-трансфузиолог руководствуется настоящим Положением, другими нормативными документами Российской Федерации по охране здоровья населения и инструктивно-методической документацией по всем разделам работы учреждений Службы крови: организации, методике и технике трансфузионной терапии в лечебно-профилактических учреждениях, приказами и распоряжениями вышестоящих органов.

1.4. Назначение и увольнение врача-трансфузиолога осуществляется приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Обязанности врача-трансфузиолога

2.1. Добросовестно и профессионально выполнять свои функциональные обязанности.

2.2. Участвовать:
— в организации донорства, заготовке крови, ее компонентов и препаратов в учреждениях Службы крови;
— в организации трансфузиологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях и ее контроле;
— в совещаниях, научно-практических и других конференциях, проводимых в учреждении Службы крови;
— в планировании деятельности своего подразделения и подготовке отчетной документации;
— в мероприятиях по повышению квалификации среднего и младшего медицинского персонала;
— в проведении пропаганды и агитации донорства среди населения.

2.3. Осуществлять:
— медицинское обследование доноров различных групп;
— заготовку донорской крови, плазмы, клеток крови различными методами, приготовление препаратов крови;
— заготовку костного мозга и гемопоэтических клеток;
— иммуногематологические исследования, необходимые при обследовании доноров и реципиентов, подборе гемотрансфузионных средств для переливания, пересадках костного мозга и гемопоэтических клеток, проведении проб на совместимость при гемотрансфузиях, пересадках костного мозга и гемопоэтических клеток;
— отбор образцов крови, компонентов и препаратов крови, костного мозга и гемопоэтических клеток для бактериологического исследования, взятие проб для бактериологического контроля условий заготовки гемотрансфузионных сред, костного мозга и гемопоэтических клеток;
— организацию хранения и выдачи гемотрансфузионных сред для трансфузии;
— обследование больных перед трансфузионной терапией и составление индивидуальных трансфузионных программ при различных заболеваниях и травмах;
— организацию аутогемотрансфузий и реинфузий в лечебных учреждениях, заготовку аутокрови и ее компонентов различными методами;
— трансфузии крови, ее компонентов и препаратов, инфузии кровезаменителей различными методами и способами;
— диагностику и лечение посттрансфузионных осложнений, обследование лечебно-профилактического учреждения при возникновении посттрансфузионного осложнения;

— операции экстракорпоральной гемокоррекции (лечебный гемоферез и др.), процедуры фотогемотерапии.

2.4. Обеспечивать безопасность донорства и трансфузионной терапии.

2.5. Соблюдать правила техники безопасности при работе с аппаратурой и приборами, требования санитарно-эпидемиологического режима в Службе крови.

2.6. Оказывать экстренную медицинскую помощь при угрожающих жизни состояниях и травмах.

2.7. Контролировать соблюдение правил эксплуатации оборудования средним и младшим медицинским персоналом.

2.8. Оформлять медицинскую документацию установленного образца в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения Российской Федерации.

2.9. Постоянно повышать уровень своей теоретической и практической профессиональной подготовки.

2.10. Внедрять в свою работу современные технологии, а также последние достижения трансфузиологической науки и практики.

2.11. Консультировать врачей лечебно-профилактических учреждений по вопросам клинической трансфузиологии и, при необходимости, принимать участие в диагностике и лечении нарушений гемостаза и проведении трансфузионной терапии.

Права врача-трансфузиолога

3.1. Привлекать в необходимых случаях врачей других специальностей для обследования доноров и больных, которым показана трансфузионная терапия.

3.2. Отдавать распоряжения среднему и младшему медицинскому персоналу и контролировать их выполнение.

3.3. Участвовать в работе совещаний, научно-практических конференций, семинарах, съездах различного уровня по вопросам трансфузиологии.

3.4. Участвовать в работе научных обществ, ассоциаций по профилю своей специальности, состоять членом различных профессиональных и общественных организаций.

3.5. По согласованию с администрацией участвовать в выполнении научных исследований, использовать для них архивные материалы своего учреждения.

Ответственность врача-трансфузиолога

4.1. Несет административную и юридическую ответственность: за четкое и своевременное выполнение своих функциональных обязанностей, предусмотренных настоящим Положением и правилами внутреннего трудового распорядка.

4.2. Несет ответственность за соответствие выпускаемой им продукции и проводимых иммуногематологических исследований установленным стандартам качества.

4.3. Несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности и санитарно-эпидемиологического режима.

4.4. Несет ответственность за ведение медицинской и другой документации, необходимой при выполнении своих функциональных обязанностей.

Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.Вялков

Приложение 3. Квалификационная характеристика врача-трансфузиолога

Приложение 3
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 29.05.97 N 172

В соответствии с требованиями специальности врач-трансфузиолог должен знать и уметь:

Общие знания

— основы законодательства о здравоохранении и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации;
— организация лечебно-профилактической помощи в больницах и амбулаторно-поликлинических учреждениях, организация скорой и неотложной медицинской помощи;
— организация Всероссийской службы медицины катастроф;
— правовые вопросы в деятельности врача;
— вопросы медицинской этики и деонтологии;
— деятельность учреждений здравоохранения и врача в условиях страховой медицины;
— основные вопросы экономики в здравоохранении;
— социально-психологические вопросы управленческого труда в здравоохранении;
— методы клинического (анамнез, физические методы исследования), лабораторного и инструментального исследования;
— показатели нормы гемограммы, биохимического состава крови, клинического анализа мочи, гемостазиограммы, серологических реакций для диагностики инфекционных заболеваний и вирусоносительства, принципы клинической оценки изменений показателей лабораторных исследований;
— принципы клинико-лабораторной диагностики функционального состояния систем кровообращения, дыхания, желудочно-кишечного тракта, печени, почек, желез внутренней секреции, органов системы крови;
— принципы клинико-лабораторной диагностики инфекционных заболеваний (гепатитов, сифилиса, малярии, ВИЧ-инфекции и др.);
— принципы диагностики и оказания экстренной медицинской помощи при неотложных (угрожающих жизни) состояниях;
— основы иммунологии;
— основы компьютерной грамоты;
— компьютеризация в здравоохранении;
— применение статистических методов в здравоохранении.

Общие умения

— методика клинического исследования (расспрос, физическое исследование) больного и донора;
— оказание экстренной медицинской помощи при травмах и угрожающих жизни состояниях;
— проведение реанимационных мероприятий при терминальных состояниях;
— оценка изменений показателей гемограммы, анализов биохимического состава крови, гемостазиограммы, тромбоэластограммы, электрокоагулограммы, электрокардиограммы;
— оценка данных биохимических и серологических исследований, необходимых для диагностики инфекционных заболеваний и вирусоносительства;
— оформление медицинской документации;
— проведение санитарно-просветительной работы среди населения;
— пользование персональным компьютером.

Специальные знания и умения

— предмет, задачи и разделы трансфузиологии как самостоятельной комплексной научно-практической медицинской дисциплины;
— содержание основных научно-практических направлений общей, производственной и клинической трансфузиологии;
— основы организации службы крови и трансфузиологической помощи в соответствии с методическими документами ВОЗ и Совета Европы;
— основы организации службы крови, трансфузиологической и гематологической помощи в Российской Федерации;
— организационно-методическая структура Службы крови Российской Федерации;
— действующие инструктивно-методические документы по организации и деятельности службы крови и трансфузионной терапии;
— задачи и структура институтов гематологии и трансфузиологии (переливания крови);
— задачи, структура, категорийность, штаты и оснащение станции переливания крови;
— задачи, структура, категорийность, штаты и оснащение отделения переливания крови больниц;
— задачи, штаты и оснащение кабинета трансфузионной терапии больниц;
— задачи, штаты и оснащение амбулаторных пунктов переливания крови;
— задачи, штаты и оснащение отделений (кабинетов) экстракорпоральной очистки и фракционирования крови (экстракорпоральной гемокоррекции и фотогемотерапии) больниц и поликлиник;
— задачи, организация работы и функциональные обязанности сотрудников подразделений станции переливания крови;
— организация работы, функциональные обязанности сотрудников отделения переливания крови больницы;
— организация работы, функциональные обязанности сотрудников кабинета трансфузионной терапии больницы (врача, ответственного за постановку трансфузионной терапии в больнице);
— обязанности врача, ответственного за проведение трансфузионной терапии в лечебных отделениях больницы;
методика проверки организации трансфузионной терапии (работы отделений переливания крови, кабинета трансфузионной терапии) в лечебных учреждениях;
— основная продукция, выпускаемая учреждениями Службы крови;
— основные требования (стандарты) к продукции, выпускаемой учреждениями службы крови;

— принципы планирования деятельности учреждений Службы крови и отчетности;
— организация донорства. Закон Российской Федерации о донорах крови и ее компонентов. Кодекс этики донорства крови и трансфузии Международного общества переливания крови;
— классификация видов донорства по организационным (социологическим) и биологическим признакам;
— требования к отбору доноров крови, ее компонентов (плазмоцитафереза), иммунных доноров, доноров костного мозга, порядок их обследования, режим разных видов донорства, абсолютные и относительные (временные) противопоказания к различным видам донорства, порядок обследования доноров и документация согласно действующим инструкциям;
— права, обязанности и льготы доноров;
— организация, методы пропаганды и агитации донорства;
— основы иммуногематологии (групповые антигены и антитела крови, системы антигенов крови, группы крови, их значение в физиологии, патологии и трансфузиологии), принципы серологических реакций, используемых в трансфузиологической практике;
— особенности определения резус-принадлежности у доноров, реципиентов, беременных и при внесении в паспорта и другие документы граждан;
— система крови, современная схема кроветворения, функциональные особенности клеток крови;
— система гемостаза (система регуляции агрегатного состояния крови), ее функции, структура, компоненты свертывающего и противосвертывающего звеньев, механизмы гемостаза, современные схемы первичного и вторичного гемостаза, защитные противосвертывающие системы, методы исследования системы гемостаза;
— основы консервирования крови и ее компонентов, методы консервирования крови и ее компонентов, современные гемоконсерванты;
— организация заготовки крови и ее компонентов;
— аппаратура для заготовки и фракционирования крови;
— организация приготовления препаратов крови;
— методы гемофереза (плазмафереза, цитафереза), организация гемофереза в учреждениях Службы крови;
— организация заготовки костного мозга и гемопоэтических клеток;

— общие вопросы бактериологического контроля при заготовке крови, ее компонентов и костного мозга, приготовления препаратов крови;
— организация хранения и транспортировки гемотрансфузионных средств;
— общие вопросы контроля качества продукции, выпускаемой учреждениями Службы крови;
— организация заготовки крови в больницах для экстренных трансфузий;
— препараты крови и их значение для клинической практики, классификация препаратов крови;
— кровезаменители (гемокорректоры) и их значение в клинической практике, классификации кровезаменителей в зависимости от их состава и лечебных свойств;
— механизмы лечебного действия современных трансфузионных средств (донорской крови, ее компонентов и препаратов, аутокрови и ее компонентов, гемокорректоров);
— механизмы лечебного действия трансфузиологических операций экстракорпоральной гемокоррекции (эфферентной терапии), фотогемотерапии;
— показания к трансфузионной терапии по патогенетическому принципу;
— принципы составления программ трансфузионной терапии;
— методы переливания крови (прямой и непрямой, обратное переливание крови, обменное переливание крови);
— аппаратура для трансфузионной терапии;
— организация аутогемотрансфузий и реинфузий в лечебных учреждениях;
— показания к специальному подбору гемотрансфузионных средств (специальному выбору донора и индивидуальному подбору донора или крови);
— классификация посттрансфузионных осложнений, причины, патогенез, клиника, диагностика, лечение и профилактика каждого вида посттрансфузионных осложнений;
— организация Службы крови во Всероссийской службе медицины катастроф;
— особенности организации донорства, заготовки крови и ее компонентов, трансфузионной терапии в медицине катастроф;
— классификация гемостазиопатий (расстройств гемостаза), классификация геморрагических диатезов, их клинико-лабораторная диагностика и принципы гемостатической терапии, особенности трансфузионной терапии при гемостазиопатиях;
— особенности трансфузионной терапии в хирургической практике;

— особенности трансфузионной терапии в терапевтической практике;
— особенности трансфузионной терапии в гематологической практике;
— особенности трансфузионной терапии в акушерско-гинекологической практике;
— особенности трансфузионной терапии в педиатрической практике;
— особенности трансфузионной терапии при инфекционных заболеваниях;
— трансфузиологическое обеспечение искусственного кровообращения;
— документация трансфузионной терапии.

Манипуляции

— венопункция, веносекция, пункция и катетеризации магистральных вен (подключичной, бедренной);
— определение группы крови системы АВО простой реакцией с помощью стандартных гемагглютинирующих сывороток и стандартных реагентов с моноклональными антителами;
— определение группы крови системы АВО перекрестным способом с помощью стандартных гемагглютинирующих сывороток, стандартных реагентов с моноклональными антителами и стандартными эритроцитами;
— определение разновидностей антигена А (А1 и А2);
— определение группы крови системы АВО с сложнодиагностируемых случаях с использованием различных реактивов;
— определение группы крови системы резус реакцией конглютинации с применением желатина стандартными поликлональными (аллоиммунными) антирезусными сыворотками и стандартным моноклональным реагентом (с неполными антителами антирезус);
— определение группы крови системы резус универсальным реагентом антирезус;
— определение группы крови системы резус реакцией агглютинации на плоскости и в пробирках стандартным моноклональными антирезусными реагентами (с полными антителами);
— определение группы крови системы резус стандартными антирезусными сыворотками и стандартными моноклональным реагентом (с неполными антителами);
— методики определения группы крови других антигенных систем (Келл, Даффи, Кидд и т.д.);
— методика прямой и непрямой пробы Кумбса;
— методики выявления и титрования полных и неполных антиэритроцитарных антител;
— проведение пробы на совместимость по системе АВО при гемотрансфузиях;
— проведение проб на совместимость по резус-фактору (реакцией конглютинации с желатином и полиглюкином) при гемотрансфузиях;
— проведение биологической пробы на совместимость при гемотрансфузиях;
— методика специального выбора донора при гемотрансфузиях;
— методика индивидуального подбора донора (крови) при гемотрансфузиях;
— обследование донора для исключения противопоказаний к кроводаче, плазмоцитоферезу, заготовке костного мозга и гемопоэтических клеток;

— заготовка донорской крови в стеклянные бутылки и гемоконтейнеры;
— фракционирование крови, заготовленной в стеклянных бутылках, для приготовления компонентов крови;
— фракционирование крови, заготовленной в гемоконтейнерах, для приготовления компонентов крови;
— плазмоцитоферез неаппаратным методом (с использованием рефрижераторных центрифуг);
— плазмоцитоферез с использованием фракционаторов крови;
— заготовка костного мозга аллогенного и аутологичного костного мозга и гемопоэтических клеток;
— лабораторное обследование донорской крови и ее компонентов;
— паспортизация донорской крови и ее компонентов, костного мозга и гемопоэтических клеток;
— взятие образцов для бактериологического контроля в условиях заготовки крови, ее компонентов и препаратов;
— отбор образцов крови, ее компонентов и препаратов, консервированного костного мозга, гемоконсервантов для бактериологического контроля;
— криоконсервирование компонентов крови;
— заготовка аутокрови и ее компонентов различными методами;
— заготовка донорской крови для экстренных трансфузий;
— оценка годности гемотрансфузионных сред и гемокорректоров для трансфузии;
— трансфузии в вену, артерию, губчатую кость (грудину, гребешок подвэдошной кости, пяточную кость и др.);
— методика обменного переливания крови;
— методика реинфузии крови;
— выбор донорской крови и ее компонентов с учетом группы АВО и резус-принадлежности, проведение контрольных исследований при гемотрансфузиях;
— подготовка больного к гемотрансфузии, наблюдение за больным во время и после гемотрансфузии;
— проведение проб на совместимость при инфузиях гемокорректоров (полиглюкина и др.);
— иммуногематологические исследования при диагностике гемотрансфузионных осложнений.

Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.Вялков

Приложение 4. Инструктивно-методические указания по аттестации врачей на присвоение квалификационной категории по специальности «трансфузиология»

Приложение 4
УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 29.05.97 N 172

Высшая квалификационная категория присваивается врачу-трансфузиологу:
— имеющему высокую теоретическую и практическую подготовку в вопросах организации Службы крови, донорства, заготовки крови и ее компонентов, производства препаратов;
— имеющему высокую теоретическую и практическую подготовку по вопросам клинической трансфузиологии;
— умеющему квалифицированно решать вопросы организации трансфузионной терапии в клинических отделениях;
— умеющему квалифицированно применять трансфузионные средства и методы, как при плановых, так и в экстренных ситуациях;
— умеющему оказать квалифицированную помощь при возникновении посттрансфузионных осложнениях;
— умеющему проводить изосерологические исследования для определения групп крови системы АВО и системы резус с использованием различных реактивов;
— квалифицированно решающему вопросы организации и заготовки костного мозга и гемопоэтических клеток;
— в совершенстве владеющему современной трансфузиологической аппаратурой, осуществляющему плазма- и цитаферез, как с лечебной целью, так и для заготовки компонентов крови;
— владеющему различными методами экстракорпоральной гемокоррекции и фотогемотерапии;
— ознакомленному с современными методиками коагулогических, биохимических исследований крови больных;
— изосерологических, иммунологических, серологических исследований крови доноров и имеющему опыт работы по анализу деятельности подразделений Службы крови;
— имеющему высокие производственные показатели в практической работе и принимающему активное участие в научно-практической деятельности, в подготовке и повышении квалификации врачей и среднего медицинского персонала по вопросам трансфузиологии;
— участвующему в пропаганде донорства, медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту работы он может обеспечить квалифицированное руководство различными учреждениями Службы крови и назначаться внештатным главным трансфузиологом города, края, области и республики, быть заведующим отделением экстракорпоральной гемокоррекции и фотогемотерапии.

Первая квалификационная категория присваивается врачу-трансфузиологу:
— имеющему хорошую теоретическую и практическую подготовку в вопросах организации различных подразделений Службы крови;
— имеющему хорошую теоретическую и практическую подготовку по вопросам клинической трансфузиологии;
— активно участвующему в организации трансфузионной терапии в клинических отделениях;
— квалифицированно решающему вопросы тактики трансфузионной терапии при различных патологических состояниях;
— умеющему оказать квалифицированную помощь при возникновении посттрансфузионных осложнений;
— умеющему проводить изосерологические исследования для определения групп крови системы АВО и системы резус с использованием различных реактивов;
— принимающему активное участие в использовании в клинической практике современных принципов гемокомпонентной терапии;
— хорошо знающему современную трансфузионную аппаратуру, ознакомленному с методами плазма- и цитафереза, экстракорпоральной гемокоррекции и фотогемотерапии;
— ориентирующемуся в современных методиках коагулогических, изосерологических, иммунологических, биохимических и серологических исследований крови доноров и больных;
— имеющему необходимый навык для проведения анализа деятельности различных подразделений Службы крови;
— имеющему хорошие производственные показатели в практической работе и принимающему участие в научно-практической деятельности, в подготовке и повышении квалификации врачей и среднего медицинского персонала по вопросам трансфузиологии;
— участвующему в пропаганде донорства, медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту работы он может обеспечить руководство отделами и отделениями станции переливания крови, отделениями переливания крови, кабинетом экстракорпоральной гемокоррекции и фотогемотерапии.
Вторая квалификационная категория присваивается врачу-трансфузиологу:
— имеющему достаточную теоретическую и практическую подготовку для работы в различных подразделениях Службы крови;

— владеющему знаниями современных принципов трансфузионной терапии;
— имеющему опыт использования трансфузионных средств и методов в клинической практике;
— владеющему информацией о конструктивных особенностях и о способах применения современных трансфузионных аппаратов и систем;
— умеющему осуществлять различные трансфузиологические манипуляции, в том числе экстракорпоральную гемокоррекцию и фотогемотерапию;
— владеющему знаниями профилактики и лечения посттрансфузионных осложнений;
— умеющему определять группу крови по системе АВО и резус при плановых и экстренных гемотрансфузиях;
— принимающему участие в использовании в клинической практике современных принципов гемокомпонентной терапии;
— имеющему необходимый навык для проведения анализа деятельности подразделения по месту работы;
— имеющему хорошие производственные показатели в работе и принимающему участие в подготовке и повышении квалификации среднего медицинского персонала по вопросам трансфузиологии;
— участвующему в пропаганде донорства, санитарно-гигиенических знаний среди населения.
По своим знаниям и опыту работы он может работать врачом-трансфузиологом в различных лечебно-профилактических учреждениях.

Начальник Управления организации
медицинской помощи населению
А.И.Вялков

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Приказываю:

Внести изменения в приложения N 1, N 2 и 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 444 «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации» с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 400, от 23 мая 2014 г. N 236, от 11 марта 2015 г. N 94 и от 11 марта 2016 г. N 158, согласно приложению.

Министр В.И. Скворцова

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от 7 марта 2017 г. N 95

Изменения,которые вносятся в приложения N 1, N 2 и N 3 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 444 «О главных внештатных специалистах Министерства здравоохранения Российской Федерации»

1. В приложении N 1 «Положение о главном внештатном специалисте Министерства здравоохранения Российской Федерации» к приказу:

1) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Основными функциями главного внештатного специалиста являются:

анализ информации о состоянии соответствующего медицинского направления, изучение отечественного и зарубежного опыта в области организации здравоохранения, медицинских технологий и методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

подготовка предложений по совершенствованию соответствующей специальности (медицинского направления), в том числе в части оказания медицинской помощи;

подготовка предложений по разработке нормативных правовых и иных актов, в том числе программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения), критериев оценки качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, номенклатуры специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, номенклатуры медицинских услуг, форм учетной и отчетной медицинской документации;

разработка паспорта специальности;

разработка проектов профессиональных стандартов по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

участие в разработке и экспертизе оценочных средств для проведения аккредитации специалистов по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

подготовка предложений по вопросу обеспечения системы здравоохранения специалистами по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

подготовка предложений по объемам целевой подготовки специалистов по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (специалитет, ординатура, бакалавриат, магистратура) и дополнительных профессиональных программ;

участие в экспертной оценке материалов участников Всероссийского конкурса врачей;

подготовка предложений по совершенствованию методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

подготовка методических рекомендаций по порядку кодирования и выбору первоначальной причины смерти по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

организация деятельности профильной комиссии по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

проведение оценки эффективности деятельности главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

участие в анализе показателей отчетов по формам федерального и отраслевого статистического наблюдения, предоставляемых субъектами Российской Федерации, по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

подготовка ежегодного аналитического материала о состоянии здоровья населения, об оказании медицинской помощи населению и кадровом обеспечении по соответствующей специальности (медицинскому направлению), включая вопросы обеспеченности необходимым оборудованием, внедрения в практическую деятельность медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации, определения потребности в оснащенности медицинским оборудованием в соответствии с порядками оказания медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению), иные проблемные вопросы и возможные пути их решения;

участие в телемедицинских консультациях по вопросам тактики ведения сложных пациентов в медицинских организациях субъектов Российской Федерации со временем реагирования до 60 минут;

методическая помощь главным внештатным специалистам субъектов Российской Федерации и федеральных округов, медицинским организациям по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

участие в заседаниях коллегии Министерства по вопросам организации оказания медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению);

ежегодное, до 20 декабря текущего года, предоставление отчетов в Министерство о проделанной работе;

подготовка обзоров по состоянию и развитию медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению).»;

2) пункт 7 дополнить абзацем третьим следующего содержания:

«вносить предложения по совершенствованию системы аккредитации специалистов, непрерывного медицинского и фармацевтического образования; совершенствованию системы аттестации специалистов на присвоение квалификационных категорий.»;

3) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. Главный внештатный специалист возглавляет профильную комиссию по соответствующей специальности (медицинскому направлению).

В состав профильных комиссий в установленном порядке включаются главные внештатные специалисты по соответствующей специальности (медицинскому направлению) всех субъектов Российской Федерации и федеральных округов, руководители (ведущие специалисты) профильных научных организаций (в том числе национальных научно-практических медицинских центров), ведущие ученые и специалисты, представители профессиональных медицинских обществ и ассоциаций по соответствующей специальности (медицинскому направлению).

Главный внештатный специалист определяет по согласованию с Министерством ее состав и план работы на год.

Профильная комиссия принимает участие:

в подготовке предложений по совершенствованию соответствующей специальности (медицинского направления), в том числе в части оказания медицинской помощи;

в подготовке предложений по разработке нормативных правовых и иные актов, в том числе программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; клинических рекомендаций (протоколов лечения); критериев оценки качества оказания медицинской помощи; порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам, номенклатуры специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, номенклатуры медицинских услуг;

в подготовке предложений по совершенствованию медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

в подготовке предложений по кадровому обеспечению системы здравоохранения по соответствующей специальности (медицинскому направлению), подготовке и повышению квалификации специалистов.

Заседания профильной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Заседание профильной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов профильной комиссии.

Решения профильной комиссии принимаются большинством голосов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя профильной комиссии. Особое мнение члена профильной комиссии излагается в письменном виде и подписывается членом профильной комиссии.

По итогам заседания профильной комиссии оформляется протокол, который подписывает председатель профильной комиссии. Особое мнение члена профильной комиссии прилагается к протоколу заседания профильной комиссии.

Протокол заседания профильной комиссии в 3-дневный срок после проведения заседания направляется в департаменты Министерства по профилю рассматриваемых вопросов.»;

4) дополнить пунктом 9.1 следующего содержания:

«9.1. Из членов профильной комиссии избирается Президиум профильной комиссии по специальности (далее — Президиум).

Количественный состав Президиума определяется профильной комиссией по специальности и должен быть не менее 5 (пяти) членов.

Президиум рассматривает предложения по:

совершенствованию соответствующей специальности (медицинского направления), в том числе в части оказания медицинской помощи;

внесению изменений в нормативные правовые и иные акты, в том числе программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, критерии оценки качества медицинской помощи, порядки оказания медицинской помощи по соответствующей специальности (медицинскому направлению) и стандарты медицинской помощи, клинические рекомендации; квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам, номенклатуру специальностей специалистов, имеющих медицинское и фармацевтическое образование, номенклатуру медицинских услуг;

совершенствованию медицинских технологий, методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, медицинской реабилитации;

по кадровому обеспечению системы здравоохранения по соответствующей специальности (медицинскому направлению), подготовке и повышению квалификации специалистов; совершенствованию системы аккредитации специалистов по соответствующей специальности (медицинскому направлению), развитию непрерывного медицинского образования.

Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

Заседание Президиума считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.

Решения Президиума принимаются большинством голосов, присутствующих на заседании. При равенстве голосов решающим является голос председателя Президиума. Особое мнение члена Президиума излагается в письменном виде и подписывается членом Президиума.

По итогам заседания Президиума оформляется протокол, который подписывает председатель Президиума. Особое мнение члена Президиума прилагается к протоколу заседания Президиума.

Протокол заседания Президиума в 3-дневный срок после проведения заседания направляется в департаменты Министерства по профилю рассматриваемых вопросов.».

2. В приложении N 2 «Номенклатура главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации» к приказу:

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Главный внештатный специалист терапевт»;

2) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Главный внештатный специалист пульмонолог»;

3) пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Главный внештатный специалист гематолог»;

4) пункт 57 изложить в следующей редакции:

«57. Главный внештатный детский специалист стоматолог»;

5) дополнить пунктом 82 следующего содержания:

«82. Главный внештатный специалист трансфузиолог.».

3. В приложении N 3 «Персональный состав главных внештатных специалистов Министерства здравоохранения Российской Федерации» к приказу:

1) пункты 1, 4, 10, 17, 50, 54, 57 изложить в следующей редакции:

«

Главный внештатный специалист терапевт Драпкина Оксана Михайловна первый заместитель директора по научной и лечебной работе федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«;

«

Главный внештатный специалист пульмонолог Авдеев Сергей Николаевич заместитель директора федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский институт пульмонологии Федерального медико-биологического агентства

«;

«

Главный внештатный специалист гематолог Савченко Валерий Григорьевич генеральный директор федерального государственного бюджетного учреждения «Гематологический научный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«;

«

Главный внештатный специалист хирург Ревишвили Амиран Шотаевич директор федерального государственного бюджетного учреждения «Институт хирургии имени А.В. Вишневского» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«;

«

Главный внештатный детский специалист кардиолог Школьникова Мария Александровна научный руководитель обособленного структурного подразделения «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имении академика Ю.Е. Вельтищева» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«;

«

Главный внештатный детский специалист хирург Подкаменев Алексей Владимирович профессор кафедры хирургических болезней детского возраста федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«;

«

Главный внештатный детский специалист стоматолог Климов Андрей Геннадьевич декан стоматологического факультета федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«;

2) дополнить пунктом 82 следующего содержания:

«

Главный внештатный специалист трансфузиолог Гапонова Татьяна Владимировна заместитель генерального директора по трансфузиологии федерального государственного бюджетного учреждения «Гематологический научный центр» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«.

  • Приложение 1. Положение об организации деятельности станции скорой медицинской (утратило силу)
  • Приложение 2. Положение об организации деятельности подстанции скорой медицинской помощи (утратило силу)
  • Приложение 3. Положение об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи (утратило силу)
  • Приложение 4. Положение об организации деятельности оперативного отдела станции скорой медицинской помощи (утратило силу)
  • Приложение 5. Положение об организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (утратило силу)
  • Приложение 6. Положение о главном враче станции скорой медицинской помощи
  • Приложение 7. Положение о заместителе главного врача по медицинской части
  • Приложение 8. Положение о старшем враче станции скорой медицинской помощи
  • Приложение 9. Положение о враче выездной бригады скорой медицинской помощи
  • Приложение 10. Положение о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи
  • Приложение 11. Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи
  • Приложение 12. Положение о водителе бригады скорой медицинской помощи
  • Приложение 13. Примерный перечень оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи
  • Приложение 14. Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи
  • Приложение 15. Форма N 40 (почтовая-годовая) «Отчет станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи»
  • Приложение 16. Примерная программа и учебный план по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий (утратило силу)
  • Приложение 17. Инструкция по организации и проведению дезинфекционных мероприятий в машинах скорой медицинской помощи
    • Приложение 1

Приказ Минздрава РФ от 26 марта 1999 г. N 100
«О совершенствовании организации скорой медицинской помощи
населению Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

16 ноября 2004 г., 10 июня 2010 г.

ГАРАНТ:

Согласно письму Минюста РФ от 27 апреля 1999 г. N 3268-ВЭ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Среди проблем структурного реформирования отрасли здравоохранения важнейшее значение имеет совершенствование службы скорой медицинской помощи.

В Российской Федерации создана и функционирует система оказания населению скорой медицинской помощи с развитой инфраструктурой. Она включает в себя свыше 3000 станций и отделений скорой медицинской помощи, в которых работают около 20 тысяч врачей и свыше 70 тысяч средних медицинских работников.

Укомплектованность подразделений скорой медицинской помощи врачебными кадрами возросла за последние три года до 90 процентов, а показатель обеспеченности врачами на 1000 населения достиг 1,2. Треть врачей аттестована на квалификационные категории, 14 процентов имеют сертификат специалиста.

Отмечается рост числа специализированных бригад скорой медицинской помощи на 11,0 процентов при снижении количества линейных врачебных бригад на 2,2 процента и фельдшерских бригад на 6,0 процентов.

Ежегодно служба скорой медицинской помощи выполняет от 46 до 48 миллионов вызовов, оказывая медицинскую помощь более чем 50 миллионам граждан.

Вместе с тем, сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению, ориентированная на оказание пациентам максимального объема помощи на догоспитальном этапе, не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной.

Как показывает анализ, почти в 60 процентах случаев служба скорой медицинской помощи выполняет несвойственные ей функции, подменяя обязанности амбулаторно-поликлинической службы по оказанию помощи на дому и транспортировке больных. Значительное количество выездов бригад скорой медицинской помощи к больным, нуждающимся в экстренном поддержании жизненных функций на места происшествий, выполняется несвоевременно.

Определенные приказом Минздрава СССР от 20.05.88 N 404 меры по передаче неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлинической службе остались не выполненными почти повсеместно.

Крайне неэффективно используются специализированные врачебные бригады, простаивающие большую часть времени или выполняющие непрофильные вызовы.

Продолжает оставаться на низком уровне оказание скорой медицинской помощи сельскому населению.

Положение усугубляется нарастающими в условиях финансового дефицита проблемами оснащения службы санитарным автотранспортом, современными средствами связи, обеспечения лекарствами и медицинским оборудованием.

Целевая федеральная программа «Совершенствование оказания скорой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации на 1995 — 1996 годы», принятая Правительством Российской Федерации в 1994 г. и направленная, в основном на переоснащение службы санитарным автотранспортом, средствами связи, медицинским оборудованием, из-за скудного финансирования не была выполнена. По этой же причине не был организован и запланированный Федеральный научно-практический центр скорой медицинской помощи, на который возлагалось научное обоснование дальнейшего развития и совершенствования службы.

Негативно сказывается на конечных результатах оказания скорой медицинской помощи отсутствие системы подготовки населения по вопросам оказания первичной медицинской само- и взаимопомощи. Ее приемами не владеют даже работники милиции, государственной инспекции безопасности дорожного движения, пожарной службы.

Все это свидетельствует о необходимости существенного совершенствования службы скорой медицинской помощи. Основными ее задачами на современном этапе должно являться оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма, и доставка их в кратчайшие сроки в стационар для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться, в основном, фельдшерскими бригадами. Учитывая это, соотношение бригад скорой медицинской помощи должно постепенно перерасти в сторону преобладания фельдшерских.

Необходимо повысить роль и эффективность использования врачебных бригад скорой медицинской помощи в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, узкоспециализированных бригад.

Успешное решение проблем организации и оказания населению скорой медицинской помощи возможно только в тесной увязке с вопросами совершенствования работы амбулаторно-поликлинической службы, в том числе с переходом на организацию первичной медицинской помощи по принципу врача общей врачебной практики (семейного врача), стационаров дневного пребывания, стационаров на дому и т.д.

В целях дальнейшего совершенствования и эффективной организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации

1. Утверждаю:

1.1. Положение об организации деятельности станции скорой медицинской помощи (Приложение 1).

1.2. Положение об организации деятельности подстанции скорой медицинской помощи (Приложение 2).

1.3. Положение об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи (Приложение 3).

1.4. Положение об организации деятельности оперативного отдела станции скорой медицинской помощи (Приложение 4).

1.5. Положение о деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 5).

1.6. Положение о главном враче станции скорой медицинской помощи (Приложение 6).

1.7. Положение о заместителе главного врача по медицинской части станции скорой медицинской помощи (Приложение 7).

1.8. Положение о старшем враче станции скорой медицинской помощи (Приложение 8).

1.9. Положение о враче выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 9).

1.10. Положение о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 10).

1.11. Положение о фельдшере (медсестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи (Приложение 11).

1.12. Положение о водителе бригады скорой медицинской помощи (Приложение 12).

1.13. Примерный перечень оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи (Приложение 13).

1.14. Штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи (Приложение 14).

1.15. Отраслевую статистическую отчетную форму станций скорой медицинской помощи (Приложение 15).

1.16. Примерную программу и учебный план по оказанию первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях для специальной подготовки водителей транспортных средств различных категорий (Приложение 16).

1.17. Инструкцию по организации и проведению дезинфекционных мероприятий в машинах скорой медицинской помощи (Приложение 17).

2. Приказываю:

Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

2.1. Провести углубленный анализ состояния и эффективности деятельности службы скорой медицинской помощи и с учетом медико-демографической ситуации в регионе, проводимой структурной реформы амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи, разработать территориальные программы развития службы скорой медицинской помощи, предусмотрев в них следующие основные направления:

— развитие сети и материально-технической базы учреждений и подразделений скорой медицинской помощи;

— подготовку и переподготовку медицинских кадров для службы скорой медицинской помощи;

— обучение основам оказания первой медицинской само- и взаимопомощи работников государственной инспекции по безопасности дорожного движения, пожарной охраны, муниципальной милиции, водителей всех видов транспорта и других категорий населения;

— оптимизацию использования имеющихся ресурсов амбулаторно-поликлинических учреждений с целью освобождения службы скорой медицинской помощи от несвойственных ей функций;

— постепенное расширение объема скорой медицинской помощи, оказываемой фельдшерскими бригадами, с сохранением врачебных бригад в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, других узкоспециализированных бригад;

— внедрение в практику работы учреждений и подразделений скорой медицинской помощи автоматизированных систем управления работой, в том числе оперативных и статистических отделов, АРМ специалиста и других;

— оказание скорой медицинской помощи с использованием утвержденных отраслевых норм, правил и стандартов для фельдшерского и врачебного персонала службы скорой медицинской помощи;

— обеспечение персонала службы скорой медицинской помощи сезонной одеждой и обувью.

3. Департаменту организации медицинской помощи населению, Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений, Управлению охраны здоровья матери и ребенка завершить до 01.11.99 разработку и утверждение отраслевых стандартов для фельдшерского и врачебного персонала скорой медицинской помощи.

4. Департаменту научно-исследовательских и образовательных медицинских учреждений:

4.1. Пересмотреть до 31.12.99 учебные программы подготовки и повышения квалификации специалистов службы скорой медицинской помощи с учетом утвержденных отраслевых стандартов.

4.2. Завершить в 2000 году профессиональную переподготовку по специальности «лечебное дело» медицинских сестер и акушерок, занимающих фельдшерские должности в учреждениях скорой медицинской помощи.

5. Считать не действующими на территории Российской Федерации Приказ Минздрава СССР от 29.12.84 N 1490 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи населению», приложения N 1, 2 Приказа от 20.05.88 N 404 «О мерах по дальнейшему совершенствованию скорой медицинской помощи населению».

6. Контроль за исполнением Приказа возлагаю на заместителя Министра Вялкова А.И.

Министр

В.И.Стародубов