47 НК

Ф.Ф. Халиков,
адвокат Специализированной коллегии адвокатов Удмуртской Республики

Законодательство должно содержать четкие и недвусмысленные положения, в соответствии с которыми процесс принудительного взыскания налогов и пеней приостанавливается до тех пор, пока не будет внесена окончательная ясность в спор, возникший между налогоплательщиком и налоговым органом.

С момента вынесения налоговым органом на основании статьи 101 НК РФ решения о привлечении налогоплательщика к ответственности приводится в действие механизм принудительного взыскания сумм налогов и пеней. Вслед за принятием решения налогоплательщику направляется требование об уплате налога (абз. 2 ст. 70; п. 4 ст. 101 НК РФ). В случае неисполнения требования в установленный срок (как правило, не более 10 дней) налоговый орган принимает меры по бесспорному взысканию налогов и пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке (ст. 46 НК РФ), а в последующем — и за счет иного имущества (ст. 47 НК РФ).

Такой механизм скоротечен, поскольку с момента принятия налоговым органом решения по результатам налоговой проверки до момента возбуждения производства по исполнению постановления налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика проходит, как правило, не более одного месяца. Именно не более, поскольку при активности налоговых органов этот срок может сократиться до двух недель.

Как приостановить бесспорное взыскание имущества до решения налогового спора в суде?

Несогласие налогоплательщика с дополнительно вменяемыми ему к уплате суммами не имеет правового значения. Он может быть трижды не согласен с произвольными, по его мнению, действиями налоговых органов, это не интересует пристава. Независимо от препирательств сторон налогового правоотношения судебный пристав обязан обеспечить исполнение требований, содержащихся в постановлении налогового органа, причем сделать это в двухмесячный срок (п. 3 ст. 47 НК РФ).

Налогоплательщик может быть действительно прав в оценке решения налогового органа как незаконного, что найдет в дальнейшем свое подтверждение в судебном акте арбитражного суда, который разрешит спор по существу. Но поскольку все это выяснится значительно позднее, предприятие налогоплательщика к тому времени благодаря рвению пристава (который действует, надо признать, в рамках закона) может благополучно кануть в Лету.

Что делать налогоплательщику, попавшему в жернова этого механизма? Как противостоять разграблению имущества еще до того, как будет внесена окончательная ясность в вопрос об обоснованности утверждений налогового органа о наличии недоимки по налогам?

Следует отметить, что гарантированное законом право обжаловать (оспорить) решение налогового органа здесь не действует. Налогоплательщик может им воспользоваться, но процесс оспаривания и процесс принудительного взыскания — различные институты, и каждый из них развивается по своим законам. Обжалование решения налогового органа (в какую бы инстанцию ни пожелал обратиться налогоплательщик — в вышестоящий налоговый орган или в арбитражный суд) никоим образом не приостанавливает действия механизма бесспорного взыскания.

А как же обеспечительные меры? Да, есть такая вещь, как меры по обеспечению заявленных требований (ч. 3 ст. 199 АПК РФ). Но каждый, кто сталкивался с этой процедурой и пытался добиться принятия арбитражным судом соответствующих мер в спорах с налоговыми органами, может подтвердить, что это унизительная процедура, имеющая некий коррупционный подтекст.

Принятие обеспечительных мер целиком и полностью зависит от усмотрения судьи. Если есть «связи» или если можно найти соответствующий «подход» к судье, то есть и возможность «получить обеспечение», в противном случае — нет.

Судья, решая вопрос о принятии обеспечительных мер, оценивает перспективы разрешения спора по существу. Поэтому, если, к примеру, налоговый орган определил налогоплательщика как недобросовестного, что резко уменьшает возможность добиться в конечном итоге благоприятного результата, ожидать, что судья в этой ситуации предоставит обеспечительные меры, почти не приходится. Правовые нормы, допускающие принятие таких мер, содержат указание, что суд может их принять, но не обязан (ч. 3 ст. 199; ч. 1 ст. 90 АПК РФ). Если же к этому добавить, что основания для их принятия имеют оценочный характер, то становится ясно, что данный институт насквозь пропитан судейским субъективизмом.

Так есть ли у собственника какая-либо возможность приостановить действие жерновов механизма бесспорного взыскания с него сумм налогов и пеней до решения арбитражным судом, кто прав — налогоплательщик или налоговый орган?

Отметим, что, используя рассмотренный в статье инструментарий, можно приостановить только обращение взыскания на имущество налогоплательщика в порядке статьи 47 НК РФ. Он не затрагивает действий налогового органа по обращению взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках (ст. 46 НК РФ). Но поскольку деньги в банке — это лишь один из всех возможных видов активов, а обращение взыскания на все остальное имущество происходит именно в рамках статьи 47 НК РФ, актуальность вопроса о противостоянии преждевременному разграблению имущества достаточно значима практически для любого налогоплательщика.

Итак, неисполнение требования об уплате недоимки по налогу и пеней (п. 4 ст. 101; абз. 2 ст. 70 НК РФ) в установленный срок служит основанием для обращения взыскания на денежные средства в банках по соответствующему решению налогового органа (ст. 46 НК РФ). В случае же недостаточности или отсутствия средств на счетах налогоплательщика или в случае отсутствия счетов

вообще налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (п. 7. ст. 46 НК РФ), о чем выносится решение, которое исполняет судебный пристав на основании направленного ему соответствующего постановления налогового органа (п. 1 ст. 47 НК РФ). При обращении взыскания на имущество налогоплательщика налоговый орган создает два документа — решение и постановление. Как правило, по своему содержанию они мало различаются и зачастую даже идут под одними и теми же номером и датой. Но если решение — лишь ненормативный акт налогового органа, то постановление обладает статусом исполнительного документа, служащим основанием для возбуждения приставом исполнительного производства (подп. 1—4 ст. 47 НК РФ; подп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Но этот документ, будучи исполнительным документом, в то же время ни в коей мере не утрачивает статуса ненормативного акта налогового органа. Определение ненормативного акта дано в абзаце третьем пункта 48 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»: «…документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика».

Направляемое приставу постановление полностью отвечает признакам ненормативного акта — оно обозначено в перечне наименований указанных актов; подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа (п. 3 ст. 47 НК РФ); всегда касается конкретного налогоплательщика (подп. 3 п. 2 ст. 47 НК РФ). То есть данный документ имеет двоякую природу: ненормативного акта налогового органа и исполнительного документа.

Действовать надо так

Налогоплательщику, в отношении которого инициирована процедура принудительного (бесспорного) взыскания сумм налогов и пеней и который желает приостановить ее действие до разрешения материального налогового спора, необходимо совершить два процессуальных действия:

1) обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов налогового органа, обжаловав при этом не только решение, вынесенное на основании статьи 101 НК РФ, но и постановление о взыскании налога за счет имущества (ст. 47 НК РФ);

2) после этого обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя с заявлением о приостановлении исполнительного производства, возбужденного на основании указанного постановления.

Первое действие допустимо, поскольку рассматриваемое постановление является ненормативным актом налогового органа и соответственно может быть оспорено в арбитражном суде на основании статей 137, 138, 142 НК РФ; статей 29, 197, 198 АПК РФ.

Но поскольку оно одновременно является исполнительным документом, факт его оспаривания в арбитражном суде служит безусловным основанием для приостановления возбужденного по нему исполнительного производства, что напрямую следует из пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и абзаца шестого статьи 436 ГПК РФ, в соответствии с которыми в случае оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом, исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению.

Все условия для такого приостановления в данном случае налицо: должник (он же налогоплательщик) оспорил исполнительный документ (ненормативный акт) в судебном порядке (в арбитражном суде), возможность чего предусмотрена законом (ст. 137, 138, 142 НК РФ; ст. 29, 197, 198 АПК РФ). Суд обязан приостановить исполнительное производство, что кардинальным образом отличает эту процедуру от принятия судом обеспечительных мер, где решающее значение имеет не столько закон, сколько усмотрение судьи.

Необходимость обращения с заявлением о приостановлении исполнительного производства именно в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд обусловлена пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым арбитражный суд рассматривает вопросы приостановления (прекращения) только тех исполнительных производств, которые возбуждены на основании исполнительных документов, выданных арбитражным судом. Во всех же остальных случаях, а следовательно, в том числе и при исполнении документов, выданных несудебными органами, вопрос о приостановлении возбужденных на их основании исполнительных производств разрешается судом общей юрисдикции.

Сказанное подтверждается положениями статьи 327 АПК РФ, где упомянута возможность приостановления арбитражным судом лишь такого исполнительного производства, которое возбуждено на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, из чего следует, что суды, входящие в систему арбитражных судов, приостановлением иных исполнительных производств не ведают. Это подтверждается и частью 3 статьи 1 ГПК РФ, в соответствии с которой к вопросам гражданского производства в судах общей юрисдикции, наоборот, отнесено исполнение не только судебных постановлений, но и постановлений иных органов.

Таким образом, складывается определенная ситуация: хотя само оспаривание постановления об обращении взыскания на имущество налогоплательщика происходит в арбитражном суде, приостановление возбужденного на его основании исполнительного производства проводится судом другой системы — общей юрисдикции. Но как бы парадоксально это ни звучало, положение дел именно таково.

Несколько практических советов

Подготовка документов

При обращении в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления в соответствии с абзацем первым части 2 статьи 199 АПК РФ к заявлению следует приложить текст оспариваемого постановления. Хотя налоговые органы зачастую направляют налогоплательщикам копию постановления, но положения НК РФ, в частности подпункт 7 пункта 1 статьи 32 и статья 47, не предусматривают для них такой обязанности. Поэтому не исключена ситуация, когда постановление будет направлено только в службу судебных приставов. Налогоплательщику необходимо воспользоваться своим правом на снятие копий с материалов исполнительного производства, предусмотренным пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», и изготовить копию с соответствующего документа, имеющегося у пристава.

К заявлению о приостановлении исполнительного производства, направляемому в суд общей юрисдикции, желательно приложить постановление об обращении взыскания на имущество, постановление о возбуждении исполнительного производства, копию заявления об оспаривании постановления с отметкой о его поступлении в арбитражный суд и определение суда о принятии заявления. Следует отметить, что в целях экономии времени подать заявление можно и без определения арбитражного суда, приобщив его уже на стадии рассмотрения заявления в судебном заседании, созываемом в соответствии со статьей 440 ГПК РФ: к тому времени оно уже, как правило, поступает к налогоплательщику.

Единственный досадный момент, который следует иметь в виду и признать упущением законодателя: ни в статье 440, ни в иных положениях ГПК РФ не установлен срок, в течение которого заявление о приостановлении исполнительного производства должно быть рассмотрено. Поэтому, чтобы не допустить неоправданной волокиты, налогоплательщику не остается ничего иного, кроме как «стоять у суда над душой», непрерывно давая о себе знать, чтобы судья, как можно скорее рассмотрел заявление. Несмотря на отсутствие установленного срока, такие заявления все-таки рассматриваются судом довольно быстро.

Основания оспаривания постановления

Для приостановления исполнительного производства основания, по которым налогоплательщик не согласен с дополнительно вменяемыми ему к уплате суммами налогов и по которым он оспаривает решение налогового органа, какого-либо правового значения не имеют. Никто — ни арбитражный суд на стадии принятия заявления об оспаривании, ни суд общей юрисдикции — при рассмотрении вопроса о приостановлении исполнительного производства не имеет права вдаваться в оценку обоснованности позиции налогоплательщика в материальном налоговом споре. На данном этапе это ровным счетом никакого значения не имеет. Поэтому основания оспаривания могут быть какими угодно.

Сроки приостановления исполнительного производства

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ исполнительное производство в случае оспаривания исполнительного документа приостанавливается до «окончательного рассмотрения вопроса по существу». Это означает, что исполнительное производство должно быть приостановлено по крайней мере до вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда по спору об оспаривании постановления. С учетом установленных АПК РФ процессуальных сроков (ч. 1 ст. 200; ч. 2 ст. 176; ч. 1 ст. 177; ч. 1 ст. 259; ст. 267) налогоплательщик может добиться приостановления возбужденного в отношении него исполнительного производства без особых затруднений на 4—5 месяцев.

Более того, формулировка «окончательное рассмотрение вопроса» оставляет настолько широкий простор для ее толкования, что есть основания утверждать, что даже вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании постановления, если налогоплательщик в дальнейшем обратился с кассационной и надзорной жалобой, еще не служит безусловным основанием для возобновления приостановленного исполнительного производства: до тех пор пока спор находится на рассмотрении в какой-либо из предусмотренных процессуальным законодательством судебных инстанций, невозможно говорить о том, что он окончательно рассмотрен.

Следовательно, при рассмотрении судом вопроса о возобновлении ранее приостановленного им исполнительного производства (ч. 4 ст. 440 ГПК РФ; п. 2 ст. 22 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ) налогоплательщик вправе заявить соответствующие возражения со ссылкой на то, что судебный акт арбитражного суда обжалован в кассационном или надзорном порядке. Следовательно, вопрос окончательно еще не рассмотрен, и, как следствие, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, еще не устранены. Согласие суда с соответствующими доводами может привести к вынесению им определения об отказе в возобновлении исполнительного производства и тем самым к продлению срока приостановления еще на несколько месяцев.

Принцип «домино»

Есть еще один мощный инструмент, который может использовать налогоплательщик и который условно можно назвать принципом «домино».

Как уже отмечалось, налогоплательщик изначально должен обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании как решения, вынесенного на основании статьи 101 НК РФ, так и постановления, принятого в рамках статьи 47 НК РФ. Но дело в том, что оспаривание может происходить в различных режимах: требования о признании их недействительными могут быть изложены как в одном заявлении, так и быть оформлены разными заявлениями.

Если налогоплательщик соединит требования о признании недействительными как решения (ст. 101 НК РФ), так и постановления (ст. 47 НК РФ) в одном заявлении (на основании ч. 1 ст. 130 АПК РФ), что приведет к возбуждению одного дела, то в этом случае исполнительное производство будет приостановлено судом общей юрисдикции до разрешения спора по единому делу (то есть примерно на 4—5 месяцев).

Для налогоплательщика, на наш взгляд, более привлекателен другой вариант развития событий, когда законность каждого из актов налогового органа будет проверяться в рамках самостоятельного дела с вынесением по каждому из них отдельного судебного акта. В этом случае имеются все основания для приостановления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 и пункта 1 статьи 145 АПК РФ производства по делу, в рамках которого проверяется законность постановления, до вступления в законную силу судебного акта по делу о проверке законности решения:

• основания вменения налогоплательщику обязанности уплаты дополнительно начисленных налоговым органом сумм налогов и пеней указаны в решении (ст. 101 НК РФ), а постановление (ст. 47 НК РФ) направлено лишь на принудительное взыскание данных сумм;

• вступивший в законную силу судебный акт, которым оценена законность решения, в силу части 2 статьи 65 АПК РФ будет иметь преюдициальное значение при рассмотрении дела о законности постановления;

• не в интересах самого арбитражного суда рассматривать параллельно в полном объеме два дела, в которых фигурируют одни и те же суммы налогов, начисленные по одним и тем же эпизодам, порождая тем самым предпосылки для конкуренции судебных актов. Проще разрешить лишь одно дело, убедиться в том, что судебный акт по нему «устоял», и чуть ли не автоматически разрешить другое (в данном случае о законности постановления по статье 47 НК РФ).

В этом варианте складывается следующая картина: исполнительное производство приостанавливается до разрешения дела, в котором оспаривается постановление (ст. 47 НК РФ), а дело об оспаривании постановления приостанавливается до вступления в силу судебного акта по делу об оспаривании решения (ст. 101 НК РФ). Что в результате приведет к приостановлению исполнительного производства уже не на 4—5 месяцев, а на срок, примерно вдвое больший, поскольку дело по проверке законности постановления будет «заморожено» на эти же 4—5 месяцев в ожидании разрешения спора о законности решения. Что дает целую цепочку взаимосвязанных приостановлений, которая работает в интересах налогоплательщика.

Более того, при желании эту цепочку можно еще удлинить. Дело в том, что в строгом смысле этого слова основанием для принятия постановления (ст. 47 НК РФ) является не столько решение в рамках статьи 101 НК РФ, сколько решение о взыскании налога за счет имущества (п. 1 ст. 47 НК РФ), которое в свою очередь принимается на основании неисполненного требования об уплате налога (абз. 2 ст. 70; п. 4 ст. 101 НК РФ), которое уже в свою очередь принимается на основании решения по статье 101 НК РФ.

Таким образом, из положений НК РФ можно вывести следующую цепочку актов, последовательно принимаемых во времени, где каждый предшествующий акт служит основанием для принятия последующего: решение по статье 101 НК РФ — требование об уплате налога — решение о взыскании налога за счет имущества — одноименное постановление по статье 47 НК РФ (решение о взыскании налога за счет средств в банке в рамках статьи 46 НК РФ не входит в эту цепочку, поскольку оно не может быть основанием для взыскания налога за счет имущества, его принятие — лишь условие, при выполнении которого это взыскание допустимо).

Если оспорить указанные акты в арбитражном суде в той же последовательности и оформить соответствующие требования отдельными заявлениями, по каждому из которых будет возбуждено самостоятельное дело, это может позволить добиться приостановления производства по каждому последующему делу до разрешения предыдущего. Хотя исполнительное производство будет, как и прежде, приостановлено до разрешения дела об оспаривании постановления (ст. 47 НК РФ), но, поскольку разрешение этого дела в приведенной цепочке стоит на самом последнем месте, общий срок приостановления будет гораздо больше 4—5 месяцев.

Конечно, удлинять эту цепочку до такой степени вряд ли целесообразно во всех случаях. Кроме того, что появляется значительное число возбужденных дел, а соответственно увеличивается общий бюджет расходов налогоплательщика по обеспечению представления своих интересов в судебных органах, не исключено, что со стороны суда может прозвучать упрек в некоем злоупотреблении налогоплательщиком своими процессуальными правами. Поэтому к вопросу о количестве возбужденных дел необходимо подходить взвешенно. Но в принципе все изложенное выше абсолютно законно и при желании вполне достижимо.

В заключение хотелось бы отметить, что вопрос о наличии инструментария противостояния преждевременному взысканию налогов на данный момент актуален как никогда прежде. Дело в том, что начиная с 1 января 2006 года индивидуальные предприниматели — налогоплательщики практически уравнены в своем правовом статусе с налогоплательщиками-организациями. Ранее они могли пользоваться определенной привилегией в виде «иммунитета» от внесудебного обращения взыскания на принадлежащее им имущество по начисленным налоговыми органами суммам налогов и пеней и не опасаться взыскания, пока арбитражный суд не разрешит вопрос об обоснованности начисленных налоговым органом дополнительных к уплате сумм по существу. В силу изменений, внесенных в статьи 45—48 НК РФ Федеральным законом от 04.11.2005 № 137-ФЗ, они оказались абсолютно в тех же условиях, что и организации: с момента вынесения налоговым органом решения в рамках статьи 101 НК РФ в отношении них также запускается механизм внесудебного взыскания сумм налогов и пеней.

Более того, описанный метод начиная с этой же даты применим для недопущения преждевременного взыскания не только налогов и пеней, но и штрафных санкций, поскольку этим же Федеральным законом от 04.11.2005 № 137-ФЗ налоговым органам дан карт-бланш на бесспорное взыскание с организаций и индивидуальных предпринимателей налоговых санкций, находящихся в пределах определенных сумм. Безусловное приостановление подобного взыскания в случае оспаривания налогоплательщиком решения о взыскании налоговой санкции в арбитражный суд действующим законодательством не предусмотрено (п. 4 ст. 103.1 НК РФ).

Техника применения данного метода в этом случае та же самая, только оспариваться будет постановление, направляемое судебному приставу-исполнителю в рамках пункта 7 статьи 103.1 НК РФ. Цепочка для оспаривания в арбитражный суд, по всей видимости, должна выглядеть следующим образом: решение о привлечении к ответственности в рамках статьи 101 НК РФ — решение о взыскании налоговой санкции по статье 103.1 НК РФ — постановление в рамках пункта 7 статьи 103.1 НК РФ. Требование об уплате санкции (п. 3 ст. 103.1 НК РФ) в эту последовательность не входит, поскольку решение о взыскании санкции принимается изначально на основании решения о привлечении к ответственности, а неуплата санкции в срок, указанный в требовании, есть лишь условие для вступления решения о взыскании налоговой санкции в законную силу и обращения его к принудительному исполнению.

Резюмируя изложенное, хотелось бы высказать следующее.

Следует признать ненормальной ситуацию, когда участники гражданского оборота вынуждены прибегать к использованию неких специальных методов, чтобы добиться сохранности своего имущества до разрешения материального спора с государством по поводу дополнительно вменяемых налоговыми органами к уплате сумм налогов. Но поскольку в свете правовой позиции Конституционного Суда РФ, давно (еще Постановлением от 17.12.96 № 20-П) одобрившего легитимность взыскания в бесспорном порядке с юридических лиц сумм недоимки по налогам и пеней, налогоплательщикам не остается ничего иного, кроме как прибегать к различным нестандартным способам, посредством которых они могут хоть как-то защитить свои права и интересы. Думается, что один из них они смогут почерпнуть из этой статьи.

Ключевые слова: обжалование, взыскание налога, налоговый спор, решение налогового органа

не действует Редакция от 02.11.2013 Подробная информация

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 N 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013 с изменениями, вступившими в силу с 03.12.2013)

Статья 46 Взыскание налога сбора а также пеней штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации индивидуального предпринимателя в банках а также за счет его электронных денежных средств

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

1.1. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

При отсутствии или недостаточности средств на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет средств на счетах управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на денежные средства на счетах управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах управляющих товарищей взыскание обращается на денежные средства на счетах товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье — решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

Форма и порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных поручений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 229-ФЗ, от 27.06.2011 N 162-ФЗ, от 29.06.2012 N 97-ФЗ)

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

(в ред. Федерального закона от 29.11.2010 N 324-ФЗ)

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения указанного решения.

В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

4. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

4.1. Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации приостанавливается:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

по решению налогового органа о приостановлении действия соответствующего поручения при принятии налоговым органом решения в соответствии с пунктом 6 статьи 64 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

при поступлении от судебного пристава-исполнителя постановления о наложении ареста на денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, находящиеся в банках;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

по решению вышестоящего налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

Действие поручения налогового органа на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, а также поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в бюджетную систему Российской Федерации возобновляется по решению налогового органа об отмене приостановления действия соответствующего поручения.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Российской Федерации в случаях:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа в соответствии с главой 9 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, предусмотренных настоящим Кодексом процентов, в том числе в связи с произведенным зачетом в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

списания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, процентов, предусмотренных главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса, признанных безнадежными к взысканию в соответствии со статьей 59 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

уменьшения сумм налога, сбора, пени по уточненной налоговой декларации, представленной в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

поступления в налоговый орган от банка информации об остатках денежных средств на других счетах (остатках электронных денежных средств) налогоплательщика в соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 76 и пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса в целях взыскания по принятому в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи решению о взыскании.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

Формы и порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа на бумажном носителе устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форматы указанных решений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

Порядок направления в банк указанных в настоящем пункте решений налогового органа в электронной форме утверждается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

5. Поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах — с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента).

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

6. Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

6.1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет электронных денежных средств.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Взыскание налога за счет электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится путем направления в банк, в котором находятся электронные денежные средства, поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств на счет налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банке.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств должно содержать указание реквизитов корпоративного электронного средства платежа налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, с использованием которого должен быть осуществлен перевод электронных денежных средств, указание подлежащей переводу суммы, а также реквизитов счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Взыскание налога может производиться за счет остатков электронных денежных средств в рублях, а при их недостаточности за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте. При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств валютного счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя банк осуществляет перевод электронных денежных средств на этот счет.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

При взыскании налога за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте и указании в поручении налогового органа на перевод электронных денежных средств рублевого счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перевод электронных денежных средств направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня иностранной валюты налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика (налогового агента). Банк осуществляет перевод электронных денежных средств на рублевый счет налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату перевода электронных денежных средств.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

При недостаточности или отсутствии электронных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в день получения банком поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств такое поручение исполняется по мере получения электронных денежных средств.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Поручение налогового органа на перевод электронных денежных средств исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в рублях, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится за счет остатков электронных денежных средств в иностранной валюте.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

В отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или при отсутствии информации об их счетах.

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

7.1. Обращение взыскания на имущество участников договора инвестиционного товарищества в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса допускается только в случае отсутствия или недостаточности денежных средств на счетах инвестиционного товарищества, управляющих товарищей и товарищей.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 336-ФЗ)

8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в банках либо приостановление переводов электронных денежных средств.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

8.1. Со дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций взыскание налога за счет денежных средств на счетах в такой кредитной организации производится с учетом положений Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 144-ФЗ)

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.

10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

11. Положения настоящей статьи применяются при взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах в банках участников этой группы с учетом следующих особенностей:

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

1) взыскание налога за счет денежных средств на счетах в банках в первую очередь производится за счет денежных средств ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков;

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

2) при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах в банках у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков для взыскания всей суммы налога взыскание оставшейся невзысканной суммы налога производится за счет денежных средств в банках последовательно у всех остальных участников этой группы, при этом налоговый орган самостоятельно определяет последовательность такого взыскания на основании имеющейся у него информации о налогоплательщиках. Основанием для взыскания налога в данном случае является требование, направленное ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. В случае недостаточности (отсутствия) денежных средств на счетах в банках участника консолидированной группы налогоплательщиков при взыскании налога в порядке, предусмотренном настоящим подпунктом, взыскание оставшейся невзысканной суммы производится за счет денежных средств в банках у любого иного участника этой группы;

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

3) при уплате налога, в том числе частично, одним из участников консолидированной группы налогоплательщиков процедура взыскания в уплаченной части прекращается;

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

4) на участника консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которого вынесено решение о взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, распространяются права и гарантии, предусмотренные настоящей статьей для налогоплательщиков;

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

5) решение о взыскании принимается в порядке, установленном настоящей статьей, после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, направленного ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, но не позднее шести месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд по месту постановки ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков на учет в налоговом органе с заявлением о взыскании налога одновременно со всех участников консолидированной группы налогоплательщиков. Такое заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока на взыскание налога, установленного настоящей статьей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом;

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

6) решение о взыскании, принятое в отношении ответственного участника или иного участника консолидированной группы налогоплательщиков, действия или бездействие налоговых органов и их должностных лиц при осуществлении процедуры взыскания могут быть оспорены такими участниками по основаниям, связанным с нарушением порядка осуществления процедуры взыскания.

(в ред. Федерального закона от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

Взыскание налогов за счет имущества

С.М. Хейфец,
группа компаний «Беседин Аваков Тарасов и партнеры»

Споры налоговых органов с организациями и предпринимателями по поводу взыскания налогов за счет имущества встречаются в судебной практике не так часто. Однако судебные решения по этим спорам, если они выносятся не в пользу налогоплательщика, могут иметь для последнего весьма серьезные последствия, каковыми являются изъятие или арест имущества.
Анализ арбитражной практики позволяет выявить сложившиеся подходы судебных инстанций к разрешению подобных споров и наиболее типичные случаи отступления работников территориальных органов МНС России и внебюджетных фондов от норм действующего законодательства при обращении взыскания на имущество.
Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора в установленный срок обязанность по уплате налога, сбора исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) на счетах в банках (п. 1 ст. 46 НК РФ). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о счетах этих лиц налоговый орган имеет право взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Взыскание налогов (сборов) за счет иного имущества регулируется ст. 47 НК РФ.
Поскольку в соответствии с п. 10 ст. 46 и п. 8 ст. 47 НК РФ все положения, касающиеся порядка взыскания налогов, автоматически распространяются на взыскание сборов и пени, рассмотрим только порядок взыскания налогов.
Статьи 46 и 47 НК РФ регулируют процедуру взыскания налога лишь в отношении налогоплательщиков-организаций, а также налоговых агентов-организаций. Для физических лиц, в том числе предпринимателей без образования юридического лица, в ст. 48 НК РФ предусмотрен иной порядок взыскания задолженности.
На порядок взыскания налогов таможенными органами также распространяются положения ст. 46 и 47 НК РФ (ст. 34 НК РФ).
В случаях, определенных законодательством о налогах и сборах, на органы государственных внебюджетных фондов могут быть возложены обязанности по налоговому контролю в отношении налогов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды (ст. 34.1 НК РФ). В таких случаях органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами налоговых органов.
Положения действующего НК РФ не распространяются на порядок исчисления и уплаты взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные взносы не включены в состав единого социального налога, и порядок их уплаты регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Действовавшая до последнего времени редакция этого Федерального закона не предусматривала принудительного взыскания недоимки по страховым взносам за счет имущества.
Вступивший в силу с 26 апреля 2003 года Федеральный закон от 22.04.2003 N 47-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”» наделил Фонд социального страхования Российской Федерации правом принудительного взыскания недоимки и пени по соответствующим страховым взносам как за счет денежных средств, так и за счет иного имущества страхователя. Причем процедура взыскания страховых платежей за счет имущества, установленная Федеральным законом от 22.04.2003 N 47-ФЗ, в основном повторяет процедуру, изложенную в ст. 46 и 47 НК РФ и описанную выше.
В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» взыскание недоимки по взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) в судебном порядке. Возможность взыскания недоимки за счет имущества данным Федеральным законом не предусмотрена.
Из анализа содержания ст. 46 и 47 НК РФ следует, что взыскание налога за счет имущества организаций возможно только как шаг, следующий за взысканием денежных средств на банковских счетах и допустимый лишь при условии, что денежных средств на счете не оказалось либо их недостаточно, чтобы погасить всю сумму налоговой задолженности. Поэтому до взыскания налога за счет иного имущества налоговые органы должны пройти всю процедуру, предусмотренную ст. 46 НК РФ, и только при невозможности взыскания задолженности по налогу с банковских счетов налогоплательщика они вправе перейти ко второму этапу, заключающемуся в изъятии имущества налогоплательщика-организации (налогового агента). При этом учитывается сумма задолженности, погашенная на первом этапе за счет взыскания денежных средств со счетов в банке.
На практике должностные лица налоговых инспекций и фондов при обращении взыскания на имущество налогоплательщиков не всегда соблюдают указанную в ст. 46, 47 НК РФ последовательность действий.
Вот наиболее типичный пример.
Организация не уплатила к положенному сроку единый социальный налог. Налоговая инспекция направила налогоплательщику требование об уплате налога и пени. Требование не было добровольно исполнено; в связи с этим налоговая инспекция вынесла решение о взыскании вышеуказанных сумм за счет имущества налогоплательщика.
Организация обратилась в арбитражный суд с иском к налоговой инспекции о признании недействительным ее решения о взыскании недоимки по налогам и пени за счет имущества истца. Решением суда иск был удовлетворен.
Из материалов дела следовало, что налоговая инспекция не выносила решения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика и не направляла в банк инкассовые поручения о принудительном взыскании сумм недоимки по налогу и пеней.
Довод налоговой инспекции о том, что на момент вынесения оспариваемого решения на счетах ответчика не имелось денежных средств, не подтверждался материалами дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал заключение о том, что оспариваемое решение является недействительным, так как налоговая инспекция не соблюла порядок взыскания налога за счет имущества, предусмотренный ст. 46 и 47 НК РФ.
Проверяя законность решения суда в кассационном порядке, Федеральный арбитражный суд (ФАС) Северо-Западного округа пришел к выводу о том, что данное решение было вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права и основания для его отмены нет. Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2001 N А26-3461/01-02-02/175 кассационная жалоба налоговой инспекции была оставлена без удовлетворения.
Но и тогда, когда налоговые органы стараются формально соблюсти вышеописанный порядок путем предварительного взыскания денежных средств со счетов налогоплательщика, арбитражный суд может признать решение о взыскании иного имущества недействительным. Так будет в случае, если налоговые органы не представят убедительных доказательств недостаточности либо отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика. В качестве таких доказательств могут служить инкассовые поручения, отозванные налоговым органом или вернувшиеся из банка с отметкой о невозможности их исполнения, или справки из банков о состоянии расчетных счетов налогоплательщика. Суд должен исследовать все представленные доказательства и сделать вывод о допустимости погашения задолженности путем принудительного изъятия имущества налогоплательщика.
В дополнение к сказанному в предыдущем абзаце можно привести постановление ФАС Центрального округа от 10.10.2001 N А09-822/01-16, согласно которому до тех пор, пока поручение на бесспорное списание денежных средств со счета налогоплательщика не будет отозвано налоговым органом или не вернется с отметкой банка о невозможности его исполнения, налоговый орган не вправе выносить решение о взыскании налога за счет иного имущества. В противном случае возникает ситуация, при которой к налогоплательщику будут одновременно применены два способа бесспорного взыскания задолженности, что может привести к излишнему взысканию сумм налоговых платежей, не говоря уже о том, что подобный подход не соответствует нормам НК РФ и Конституции Российской Федерации.
Вышеприведенный порядок взыскания налогов за счет имущества относится к общей ситуации, когда у недоимщика имеются денежные средства на банковских счетах, а информация о состоянии счетов доступна органам налогового контроля.
Если же налоговые органы изначально располагают доказательствами, подтверждающими отсутствие у недоимщика денежных средств на счетах в банке или их недостаточность для погашения задолженности, то вынесению постановления о взыскании налогов за счет имущества не обязательно должно предшествовать вынесение решения о взыскании недоимок за счет денежных средств на счетах в банках. Такая позиция содержится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2001 N А26-2255/01-02-03/198, от 04.12.2001 N А56-3036/01, от 19.11.2001 N А56-12602/01.
Действительно, из анализа п. 1 и 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ следует, что взыскание налога за счет денежных средств и взыскание налога за счет имущества являются самостоятельными видами принудительного взыскания налогов.
Такой же вывод можно сделать из анализа положений абзаца четвертого п. 1 и п. 4 ст. 45 НК РФ.
Поэтому если налоговым органам заранее известно, что денежные средства на счетах недоимщика отсутствуют, они могут сразу обратить взыскание на его имущество.
Если денежных средств на счетах недоимщика недостаточно, налоговые органы вправе вынести два постановления о принудительном исполнении обязанности по уплате налога: постановление об обращении взыскания на денежные средства на банковских счетах и постановление об обращении взыскания на иное имущество в части задолженности, на уплату которой денежных средств в банке оказалось недостаточно.
Решение о взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах может быть принято не позднее 60 дней после истечения срока ранее выставленного налогоплательщику требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 НК РФ). Нормами НК РФ специально не установлен срок для вынесения решения о взыскании имущества, поскольку данная мера означает лишь изменение способа принудительного взыскания задолженности. Поэтому в случае, если налоговый орган сразу выносит решение о взыскании задолженности в порядке ст. 47 НК РФ, он должен руководствоваться сроком, указанным в п. 3 ст. 46 НК РФ.
Другим основанием для взыскания налога за счет имущества без предварительного взыскания денег со счетов является отсутствие у налоговых органов информации о счетах налогоплательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ).
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2001 N 26-461/01-02-08/37 было признано правомерным постановление отделения ПФР о взыскании страховых взносов и пеней за счет имущества предприятия-должника, своевременно не исполнившего обязанность по уведомлению отделения ПФР об открытии счетов (п. 2 ст. 23 НК РФ). В отсутствие информации о счетах данного предприятия отделение ПФР было вправе приступить к взысканию недоимки за счет его имущества, минуя этап предварительного взыскания средств со счетов.
К сожалению, норма, содержащаяся в п. 7 ст. 46 НК РФ, сформулирована недостаточно четко, поскольку из ее текста трудно понять, должна у налогового органа отсутствовать информация о состоянии всех счетов налогоплательщика или только о каком-нибудь из них.
В случае возникновения судебного спора факт отсутствия информации о счетах налогоплательщика должен, по нашему мнению, доказывать налоговый орган. Такое заключение можно сделать, во-первых, на основании презумпции невиновности налогоплательщика (п. 6 ст. 108 НК РФ), во-вторых, по аналогии с вышеизложенной позицией судов в отношении споров о взыскании имущества налогоплательщика при отсутствии денег на его счетах.
В действительности, поскольку банки в соответствии со ст. 86 НК РФ обязаны уведомлять в установленный срок налоговые органы об открытии или закрытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей (аналогичная обязанность последних предусмотрена ст. 23 НК РФ), маловероятно, чтобы у налоговой инспекции отсутствовала информация о счетах налогоплательщиков.
Очевидно, такая информация может отсутствовать в органах государственных внебюджетных фондов, так как обязанность по сообщению в эти органы сведений об открытии или закрытии счетов предусмотрена действующим законодательством только для банков в отношении ПФР.
Решение налогового органа о взыскании задолженности за счет имущества может быть признано недействительным не только при нарушении последовательности процедуры взыскания, но и при нарушении работниками налогового органа требований ст. 47 НК РФ в отношении формы и содержания решения о взыскании (постановления о взыскании).
В соответствии с п. 1 ст. 47 НК РФ взыскание за счет имущества производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу — исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Пункт 2 ст. 47 НК РФ устанавливает требования, которые предъявляются к сведениям, содержащимся в постановлении о взыскании налога за счет имущества. Эти сведения должны включать:
— фамилию, имя, отчество должностного лица, выдавшего постановление;
— дату принятия и номер решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, а также дату вступления в силу вышеуказанного решения;
— наименование и адрес организации, на чье имущество обращается взыскание;
— резолютивную часть решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика;
— дату выдачи вышеуказанного постановления.
Постановление должно быть подписано руководителем налогового органа (его заместителем) и заверено гербовой печатью налогового органа.
Постановление, не отвечающее вышеперечисленным требованиям, может быть признано судом не подлежащим исполнению (см. постановление ФАС Московского округа от 18.06.2001 N КА-А41/2921-01).
Очередность взыскания различных видов имущества не является произвольной.
Согласно п. 4 ст. 47 НК РФ все имущество налогоплательщика подразделяется на шесть групп. Исполнительные действия в отношении каждой группы допускаются лишь в случае, если имущества, отнесенного к предыдущей группе, оказывается недостаточно для полного погашения задолженности.
Не подлежит взысканию имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без права перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры не расторгнуты или не признаны недействительными в установленном порядке (п. 4. ст. 47 НК РФ). Причем в постановлении Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 обращается внимание арбитражных судов на то, что в соответствии с главами 9 и 29 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) потребность взыскания имущества сама по себе не может рассматриваться в качестве достаточного основания расторжения или недействительности договоров, по которым данное имущество было передано третьему лицу.
В начале статьи уже отмечалось, что положения ст. 46 и 47 НК РФ распространяются как на налогоплательщиков, так и на налоговых агентов. Возможность взыскания налогов с налогового агента является способом принудительного исполнения им обязанности по перечислению в бюджет суммы налога, фактически удержанной из средств налогоплательщика. Иными словами, порядок взыскания налогов, предусмотренный ст. 46 и 47 НК РФ, применяется к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков налогов.
В подтверждение этой позиции можно привести постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2002 N А52/470/2002/2, в котором признается не соответствующим нормам права требование налоговой инспекции о взыскании за счет имущества с налогового агента суммы налога, не перечисленной в бюджет в связи с ее неудержанием у налогоплательщика.
Иногда возникает вопрос о возможности взыскания имущества государственного учреждения, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
Согласно ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Из этого судами делается вывод о недопустимости обращения взыскания недоимки на имущество учреждения (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 23.08.2001 N Ф08-2638/2001-838А, ФАС Московского округа от 13.06.2001 N КА-А40/2809-01).

Без долгов… Взыскание задолженности по налогам, пени и штрафов

Задолженность по налогам и страховым взносам, пени и штрафам инспекция может взыскать с организаций и ИП в бесспорном или в судебном порядке.

Без обращения в суд инспекция может взыскать задолженность за счет ваших денег в банках и электронных денег. А если этих средств будет недостаточно — за счет вашего имущества.

В некоторых случаях инспекция может взыскать налоговую задолженность только по решению суда. Также в суд она обратится, если пропустила срок на бесспорное взыскание.

1. Бесспорное взыскание налоговой задолженности

Чтобы взыскать задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам, инспекция направит вам требование. Если в течение восьми рабочих дней с даты получения требования задолженность вы не погасите, инспекция начнет ее принудительное взыскание (п. 4 ст. 69, п. п. 1, 3, 9, 10 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

В первую очередь взыскание проведут за счет денежных средств на ваших банковских счетах и электронных денег.

Если этих средств будет недостаточно, взыскание проведут за счет вашего имущества.

1.1. Взыскание налоговой задолженности за счет средств в банке и электронных денежных средств

Взыскание задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств происходит в следующем порядке:

  • инспекция выносит решение о взыскании и направляет в банк поручение на списание средств;
  • банк исполняет поручение инспекции и списывает средства с ваших счетов в бюджет.

Если ваша задолженность погашена, взыскание прекращается.

Если задолженность погасить не удалось, инспекция начнет взыскание за счет имущества (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

1.1.1. Что делает инспекция при взыскании

Чтобы провести взыскание, инспекция (п. п. 2, 3 ст. 46 НК РФ):

  • выносит решение о взыскании;
  • направляет поручения на списание и поручения на перевод электронных денежных средств в банк.

Принять решение и направить первое поручение в банк инспекция должна в течение двух месяцев с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога. А при взыскании с КГН — в течение шести месяцев с этой даты.

Решение о взыскании вручается или направляется вам в течение шести рабочих дней с даты его вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ).

После вынесения решения о взыскании инспекция вправе приостановить ваши операции по счетам и переводы электронных денег (п. 8 ст. 46, п. п. 1, 2 ст. 76 НК РФ). А если средств на счетах окажется недостаточно, она может арестовать ваше имущество (п. п. 1, 3 ст. 77 НК РФ).

1.1.2. Как банк списывает средства

Деньги банк списывает с тех счетов и в тех суммах, которые инспекция указала в своих поручениях (п. 5 ст. 46 НК РФ).

В первую очередь задолженность списывают с расчетных (текущих) рублевых счетов. Если средств там недостаточно — с валютных счетов, а затем — с «металлических». В последнюю очередь взыскание обращается на электронные деньги (п. п. 5, 6.1 ст. 46 НК РФ).

Валюту и драгметаллы с ваших счетов банк по поручению инспекции продаст и погасит задолженность за счет вырученной суммы в рублях. Расходы по сделке оплачиваются за ваш счет (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Средства с вкладов (депозитов) могут списать только после окончания срока вклада (депозита) (п. 5 ст. 46 НК РФ).

Поручение на списание банк исполняет до тех пор, пока оно не приостановлено или не отозвано (п. 4.1 ст. 46 НК РФ).

1.1.3. Как прекращается взыскание

Взыскание прекращается в двух случаях:

  1. ваша задолженность перед бюджетом полностью погашена. Никакого специального решения об этом инспекция не принимает. Но действия по взысканию (в том числе по взысканию за счет имущества) она проводить не может (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). Ранее принятые обеспечительные меры (приостановка операций по счетам, приостановка переводов электронных денег, арест имущества) должны быть сняты (п. 8 ст. 76, п. 13 ст. 77 НК РФ);
  2. погасить задолженность за счет ваших средств банк не смог, но инспекция отозвала неисполненные поручения.

Инспекция отзывает неисполненные поручения на списание (поручения на перевод электронных средств) в следующих случаях (п. 4.1 ст. 46 НК РФ):

  • налоговая задолженность полностью погашена. Способ погашения неважен. Это может быть зачет, исполнение третьим лицом и т.п.;
  • вы получили отсрочку или рассрочку по уплате налогов, пени, штрафов;
  • сумма налога, пеней, штрафа уменьшена в уточненной декларации;
  • недоимка, пени признаны безнадежными к взысканию и списаны;
  • отменены решение о взыскании, требование об уплате, решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности или документ о выявлении недоимки вне рамок проверки.

1.2. Взыскание налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика

Если задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам за счет денежных средств не удалось взыскать полностью, остаток задолженности инспекция взыщет за счет вашего имущества (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Для этого:

  • инспекция вынесет решение и постановление о взыскании;
  • по постановлению инспекции судебные приставы-исполнители проведут взыскание.

1.2.1. Что делает инспекция при взыскании

Чтобы провести взыскание, инспекция (п. 1 ст. 47 НК РФ):

  1. выносит решение о взыскании за счет вашего имущества. Решение инспекция должна принять в течение одного года с даты окончания срока исполнения требования об уплате налога.

Если этот срок она пропустила, взыскать задолженность она сможет только через суд. Решение, принятое с пропуском срока, недействительно и исполнению не подлежит (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Взыскать за счет имущества инспекция может только остаток задолженности, который образовался после взыскания за счет денежных средств (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Направлять вам решение о взыскании за счет имущества инспекция не обязана. Правилами ст. 47 НК РФ это не предусмотрено;

  1. направляет судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании за счет имущества.

Срок на проведение взыскания по общему правилу — два месяца с даты, когда пристав получил постановление инспекции о взыскании (п. 4 ст. 47 НК РФ). В этот срок не включается время, в течение которого исполнительные действия фактически не совершались. Например, в него не входят периоды, когда производство было отложено, приостановлено (ч. 7 ст. 36 Закона об исполнительном производстве).

Истечение указанного двухмесячного срока само по себе не влечет прекращения исполнительного производства (ч. 8 ст. 36 Закона об исполнительном производстве). Поэтому взыскание может быть продолжено и за пределами этого срока.

1.2.3. Как завершается взыскание

Пристав оканчивает исполнительное производство в следующих случаях:

  • задолженность погашена;
  • заявитель отозвал требование;
  • исчерпаны возможности для взыскания. Например, должник объявлен банкротом или ликвидирован, у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание;
  • в других случаях, указанных в ч. 1 ст. 47, ч. 1 ст. 46 Закона об исполнительном производстве.

Об окончании взыскания пристав выносит постановление. Копии постановления он направит вам и в инспекцию не позднее следующего рабочего дня с даты его вынесения (ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 46, ч. 3, 6 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).

2. Взыскание налоговой задолженности в судебном порядке

В случаях, когда инспекция вправе обратиться за взысканием в суд, она:

  • выполняет необходимые досудебные процедуры;
  • направляет в суд заявление о взыскании задолженности;
  • участвует в рассмотрении дела;
  • исполняет решение суда.

2.1. В каких случаях инспекция взыскивает задолженность в судебном порядке

Задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам инспекция взыскивает через суд в следующих случаях:

1) взыскание возможно только в судебном порядке, в том числе при взыскании задолженности (п. 2 ст. 45, п. 1 ст. 48 НК РФ):

  • с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает 5 000 000 руб.;
  • со счетов взаимозависимых компаний в случаях, предусмотренных пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ;
  • если налоговая задолженность возникла в результате переквалификации сделки;
  • если задолженность возникла по результатам проверки, проведенной ФНС России;
  • если задолженность взыскивается с физлица — не ИП;

2) инспекция пропустила срок на взыскание за счет денежных средств (п. 3 ст. 46 НК РФ);

3) инспекция пропустила срок на взыскание за счет имущества (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Отдел работы с налогоплательщиками

Межрайонной ИФНС России № 4 по РТ

Последнее обновление: 9 сентября 2020, 14:53

Способы взыскания налога, сбора, пени

Если налогоплательщик не исполняет свои налоговые обязанности добровольно, налоговики вправе принудить его рассчитаться с бюджетом. Для этого они начинают процедуру взыскания. Способы пополнить казну им предоставляются следующие:

  • за счет денег на счетах налогоплательщика в банках и электронных ДС (ст. 46 НК РФ);
  • за счет его имущества (ст. 47 НК РФ).

Переход от одного этапа к другому возможен только тогда, когда предыдущий способ не сработал (за небольшими исключениями).
Дальше мы рассмотрим, как проходит самый первый и самый распространенный на практике этап взыскания — за счет денежных средств. Говорить мы будем о взыскании налогов с бизнес-субъектов. Принудительное взыскание налогов с обычных «физиков» прописано в НК РФ отдельно и имеет свои правила (ст. 48 НК РФ).

Взыскание налогов: этапы

Схематично процесс взыскания налогов со счета в банке выглядит так:

См. также: «Недоимка по налогам — что это такое и какие последствия?».

Рассмотрим эти этапы подробнее.

Требование об уплате налога

При выявлении у налогоплательщика недоимки по налогам инспекция направляет ему требование об оплате задолженности. Порядок оформления и вручения требования описан в ст. 69 НК РФ. А его форма утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Оплатить требование налогоплательщик должен в течение 8 рабочих дней после его получения, если более длительный срок не указан в самом требовании. Если в установленный срок долг не погашен, ИФНС начинает процедуру взыскания.

ВАЖНО! Если требование не выставлялось, списывать налоги инкассо налоговики не вправе.

Решение о взыскании налога

Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

ВАЖНО! Решение о взыскании, вынесенное за пределами указанного двухмесячного срока, недействительно и исполнению не подлежит. Проверяйте соблюдение контролерами сроков. Если срок нарушен, можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Вручить или направить решение о взыскании налогоплательщику ИФНС должна в течение 6 рабочих дней со дня его вынесения.
Одновременно с решением о взыскании долга по налогам налоговики могут вынести решение о приостановлении операций по счету, а если денег на счетах нет, то и арестовать имущество налогоплательщика.

Решение вынесено — готовьте деньги

После вынесения решения о взыскании инспекция оформляет поручение на списание и перечисление задолженности в бюджет и направляет его в банк. Поручения могут выставляться к нескольким счетам, но в пределах суммы взыскиваемой недоимки (п. 54 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Взыскание производят последовательно: с рублевых счетов, с валютных счетов, со счетов в драгметаллах, за счет электронных денежных средств. Каждый следующий вид счета подключается при недостаточности средств на предыдущем. Запрещено взыскание налога со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума.

Срок, в который должно быть направлено поручение, НК РФ не установлен. Но Президиум ВАС РФ разъяснял, что и с решением, и с поручением налоговики должны уложиться в двухмесячный срок, отведенный на вынесение решения (постановление от 04.02.2014 № 13114/13). Так что и здесь нужно следить за сроками.
Списать деньги банк должен в следующие сроки:

  • с рублевых счетов — не позднее следующего операционного дня после получения поручения;
  • с валютных и счетов в драгметаллах — не позднее двух операционных дней.

Если денег не хватает, поручение пойдет в картотеку, и списывать деньги банк будет по мере их зачисления на счет, соблюдая установленную гражданским законодательством очередность (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Списание продолжится до полного исполнения поручения или его приостановления либо отзыва налоговиками.

Давность взыскания налоговых санкций

Взыскание налоговых санкций (штрафов) и пеней производится по тем же правилам, о которых мы говорили выше, и в те же сроки:

  • 8 рабочих дней на оплату требования;
  • 2 месяца на вынесение налоговиками решения о взыскании и направление в банк инкассового поручения (или 6 месяцев на обращение в суд, если с решением они опоздали);
  • 1-2 операционных дня на исполнение поручения банком.

По истечении установленных сроков право на взыскание налогов контролеры утрачивают.

Как считается срок давности для наложения штрафа, узнайте .

Итоги

У налоговиков есть способ воздействия на тех, кто не платит налоги добровольно, — принудительное взыскание. Но НК РФ не только предоставляет им такое право, но и требует соблюдать определенную процедуру и сроки. Контролируйте их действия, ведь если они отступят от правил, взыскание можно оспорить.