51 1 градостроительного кодекса РФ

Содержание

Документ утвержден

Президент Российской Федерации, 2004-12-29

Графическая копия документа приведена в первоначальной редакции (без учета имеющихся изменений). Часть 4 статьи 9, часть 6 статьи 45, части 1 — 5, 1 — 11 статьи 49 Кодекса введены в действие с 1 января 2006 года.Глава 7 Кодекса введена в действие с 1 июля 2006 года.Часть 6 статьи 49, часть 7 статьи 54 Кодекса введены в действие с 1 января 2007 года.Часть 4 статьи 9, часть 6 статьи 45 Кодекса введены в действие с 1 января 2008 г.Часть 3 статьи 51 Кодекса введена в действие с 1 января 2010 года. Градостроительный кодекс Российской Федерации (73-ФЗ от 7 мая 1998 г.) утратил силу с введением в действие настоящего Кодекса согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 206-ФЗ), за исключением статьи 29 в части положений, относящихся к государственной экспертизе проектной документации, пункта 2 статьи 61, пункта 12 статьи 62, которые утратили силу с 1 января 2006 года, и главы XI, которая утратила силу с 1 июля 2006 года. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ части 7, 7.1, 7.2, 9, 9.1, 9.2, 10, пункт 1 части 11 статьи 51, часть 5.1 статьи 52, части 3, 3.2 и 6.1 статьи 55 Кодекса (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 169-ФЗ) в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, не применялись до 1 июля 2012 года. Положения статьи 51 Кодекса (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ) в части использования многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг применяются с 1 января 2013 года. Положения части 5.1 статьи 26 Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 289-ФЗ) применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 289-ФЗ. При наличии генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 289-ФЗ, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года. Положения части 4 статьи 9, части 6 статьи 45, части 3 статьи 51 Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 289-ФЗ) применяются с 31 декабря 2012 года. До 30 декабря 2012 года включительно положения части 4 статьи 9, части 6 статьи 45, части 3 статьи 51 Кодекса применялись без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 289-ФЗ. Действие положений статей 51 и 54 Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 294-ФЗ) распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве осуществляется после дня вступления в силу статей 1, 3 — 5 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 294-ФЗ. Положения части 10.1 статьи 45 Кодекса (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 247-ФЗ) применяются в случае, если решение о подготовке документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейного объекта транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, было принято после дня вступления в силу Федерального закона от 23 июля 2013 г. № 247-ФЗ. Нормативы градостроительного проектирования, подготовленные в соответствии с требованиями Кодекса (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 131-ФЗ), подлежат утверждению в срок до 1 января 2015 года. Утвержденные до 5 мая 2014 г. нормативы градостроительного проектирования подлежат приведению в соответствие с требованиями Кодекса (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 131-ФЗ) в срок до 1 января 2015 года.До дня утверждения нормативов градостроительного проектирования, подготовленных в соответствии с требованиями Кодекса (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 131-ФЗ), или до дня внесения изменений в утвержденные до 5 мая 2014 г. нормативы градостроительного проектирования в соответствии с требованиями Кодекса (в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 131-ФЗ) подготовка документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, документации по планировке территории осуществляется с учетом утвержденных до 5 мая 2014 г. нормативов градостроительного проектирования. Положения частей 12.4 — 12.6 статьи 45 Кодекса не применяются в отношении проектов планировки территории, утвержденных до дня вступления в силу Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ. Требование к проектной документации по строительству, реконструкции многоквартирного дома, предусмотренное пунктом 11.2 части 12 статьи 48 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 г. № 176-ФЗ), не применяется в случае, если до 30.06.2015 г.:1) проектная документация по строительству, реконструкции многоквартирного дома утверждена или направлена на экспертизу проектной документации;2) проектная документация по строительству, реконструкции многоквартирного дома не подлежит экспертизе проектной документации и подано заявление о выдаче разрешения на строительство такого многоквартирного дома. Положения части 11.1 статьи 51 Кодекса (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 459-ФЗ) не применяются в случае, если до 1 января 2017 года: 1) проектная документация по строительству или реконструкции объекта капитального строительства направлена на экспертизу проектной документации; 2) проектная документация по строительству или реконструкции объекта капитального строительства не подлежит экспертизе проектной документации, подано заявление о выдаче разрешения на строительство такого объекта и отсутствуют основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренные статьей 51 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 459-ФЗ); 3) подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства и отсутствуют основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, предусмотренные статьей 51 Кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2015 г. № 459-ФЗ). Положения части 1 статьи 8.3 Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ) в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, применяются с даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:1) включение сметных нормативов, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ), в установленном порядке в федеральный реестр сметных нормативов;2) введение в действие указанных сметных нормативов;3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ). Положения части 2 статьи 8.4 и части 2 статьи 57.2 Кодекса (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 369-ФЗ) применяются с 1 марта 2017 года.Действие положений пункта 13 части 3 и части 10.2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 г. № 252-ФЗ) не распространяется на заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поданные до 1 января 2018 года. Согласно ст. 15 Федерального закона от 31.12.2017 г. № 506-ФЗ ‘О внесении изменений в Федеральный закон ‘О содействии развитию жилищного строительства’ и отдельные законодательные акты Российской Федерации’ (изменение № 111) до установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, требований к жилым помещениям, которые соответствуют условиям их отнесения к стандартному жилью, под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти.До 1 января 2019 года положения части 3 статьи 48, пункта 1 части 2 статьи 49, пункта 1 части 17 статьи 51, статьи 51.1, пункта 5 части 2.2 статьи 52, частей 16 — 21 статьи 55, части 6 статьи 55.31, пунктов 12.1 — 12.3 части 5 статьи 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ) в части жилых домов, садовых домов, строительство, реконструкция которых осуществляются на садовых земельных участках, применяются в отношении жилых домов, жилых строений, строительство, реконструкция которых осуществляются соответственно на дачных земельных участках, садовых земельных участках. Положения частей 12 и 13 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ) применяются также в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ и самовольная постройка не была снесена в срок, установленный данным решением. До 1 января 2020 года государственная экспертиза на предмет оценки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства проводится экспертами, имеющими в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ) право на осуществление проверки достоверности определения указанной сметной стоимости. В этом случае при проведении государственной экспертизы проектной документации на указанный предмет положение части 4.6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяется. Положения части 7.1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ) не применяются к заключениям экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подготовленным в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных для проведения такой экспертизы до начала ведения единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Действие положений части 21.7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13 июля 2020 года № 202-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Градостроительный Кодекс РФ (ГрК РФ) — это закон, который необходимо соблюдать, например, в случае, если вы решили переделать свою собственную квартиру, дачу или дом. Даже если это ваша собственность, перестройку необходимо согласовывать с государственными органами.

Сохраните время и нервы, узнайте, что требует закон. Для экономии времени, чтобы знать в какой главе искать ответ на тот или иной вопрос, дано краткое описание каждой главы.

Хорошо знать этот документ для общего понимания. В нём содержится информация о правах и участии граждан в развитии благоустройства города или посёлка, где вы живёте.

Градостроительный кодекс РФ: ошибочные трактовки

Обратите внимание на то, каким образом искажается концепция ГрК РФ с точки зрения одного из его разработчиков. Он сам рассказывает об этом в видео ниже.

Создан с мыслью о том, чтобы сделать любое поселение России максимально благоприятным для проживания. Для этого сформулированы правила

  • планирования, застройки и благоустройства населённых пунктов:
  • строительства дорог,
  • прокладывания электрических, газовых, коммуникационных и других инженерных сетей,
  • жилья, лечебных учреждений, культурных и торговых центров, учебных заведений, предприятий и т. д.

Учтены факторы ведения градостроительной деятельности:

  • потребительский (районы проживания),
  • природно-ресурсный (как обеспечить охрану лесов, водоёмов, чтобы сохранить чистоту воды, воздуха и т. п.),
  • транспортный (доступность населению необходимых объектов),
  • культурный (как рационально использовать историческое и культурное наследие) и другие.

Так же закон определяет ответственность и порядок действий всех, кто имеет к этому отношение (чиновников, строителей, заказчиков строительства, владельцев недвижимости и т.д).

А что имеем? Слушайте.

Незнание НЕ освобождает от ответственности: что может быть, если не знать ГрК РФ 2019?

В нём перечислены требования к механизму всех разрешённых перемен при обустройстве жилой и коммерческой недвижимости. Чтобы избежать будущих серьёзных проблем, прежде чем начинать что-то переделывать, строить или проводить капитальный ремонт необходимо почитать Градостроительный Кодекс, его последнюю версию.

В противном случае собственников ждут не только штрафы, но и принудительное разрушение выстроенных сооружений или перепланировок, чтобы вернуть объектам первозданный вид, закреплённый в правоустанавливающих бумагах.

Если знать последнюю редакцию ГрК РФ, то…

Вам обеспечена безопасность, эффективность и техническая грамотность, если знать последнюю версию Градостроительного Кодекса РФ.

  • Вы учтёте все важные факторы для проведения своих работ.
  • Будете понимать ответственность органов власти различного уровня в обеспечении контроля и строительства.
  • Осуществите работы исключительно на базе предварительного планирования, зонирования и с учетом предназначения земель.
  • Обеспечите соблюдение и, при необходимости, разработку технического регламента.
  • Избежите финансовых потерь на возмещение вреда и убытков, причиненных в результате несоблюдения действующего законодательства.
  • Внесёте вклад в сохранение экологии, культуры и истории.

Например, у вас есть участок земли, где вы хотите построить дом. Необходимо согласовать своё желание с архитектурным отделом местной администрации. Составить градостроительный план, на котором будут обозначено, где проложены коммуникации, соблюдены санитарные и противопожарные нормы. Ваш будущий дом должен соответствовать общему плану района и т.д. Аналогичные требования есть к переделке имеющейся недвижимости, её реконструкции.

Градостроительный Кодекс РФ 2019: о чём говорит каждая глава

По своей структуре Градостроительный кодекс состоит из 9 глав.

Что, где, когда: общие положения (гл.1, ст. 1 — 5)

Статьи с 1 по 5 первой главы устанавливают

  • основные понятия, используемые в Кодексе;
  • основные принципы данного закона;
  • отношения участников,
  • а также дают определения субъектов градостроительных отношений.

Это надо знать всем обязательно, чтобы правильно понимать закон.

В этой главе Кодекс закрепляет свой статус: никакие другие законы и нормативные акты (на любом уровне) не могут ему противоречить. То есть последнее слово за ГрК.

Кто за что отвечает: полномочия государственных органов (гл.2, ст. 6 — 8.2)

Во 2 главе, в статьях с 6 по 8.2 определяются права

  • органов государственной власти Российской Федерации,
  • органов государственной власти субъектов РФ и
  • органов местного самоуправления в области градостроительства, а также
  • условия передачи этих прав для выполнения определённых задач в области градостроительной деятельности и прав в области контроля за соблюдением законодательства.

Образование цены и сметное нормирование (гл. 2.1, ст.3. 8 — 8.4)

Глава 2.1 (статьи с 3.8 по 8.4) даёт нормы ценообразования и смет, определяет Федеральный реестр сметных нормативов.

Как влиять на благоустройство своего поселения, области, страны: территориальное планирование (гл.3, ст. 9 — 29)

Вопросам территориального планирования посвящена 3 глава. Статьи 9 — 29 определяют

  • виды и содержание документов разного уровня,
  • порядок их разработки, согласования и реализации.

Особое внимание уделено участию общественности в подготовке проектов правовых актов территориального планирования посредством публичных слушаний. Каждый заинтересованный человек может следить за разработкой направления развития поселения, области или страны в целом. А также принимать в них участие.

Нормативы (гл.3.1, ст. 29.1 — 29.4)

В главе 3.1 (статьи с 29.1 по 29.4) определяются нормативы градостроительного проектирования.

Как пользоваться землёй? — градостроительное зонирование (гл.4, ст. 30 — 40)

В 4 главе, статьями с 30 по 40 регулируются вопросы, связанные с градостроительной разбивкой территорий на зоны,

  • описываются назначение и состав правил землепользования и застройки,
  • порядок их подготовки, согласования, обсуждения с общественностью, принятия и применения,
  • виды и характеристики территориальных зон, а также
  • состав градостроительных регламентов, видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Градостроительная документация по планировке территорий (гл.5, ст.41 — 46.11)

5 глава в статьях 41 — 46.11 определяет процедурные вопросы подготовки градостроительной документации по планировке территории, как то:

  • виды документации, их состав и содержание,
  • порядок подготовки и утверждения.

Согласование проектов строительства и реконструкции: архитектурно-строительная (гл. 6, ст. 47 — 55)

6 глава, с 47 по 55 статью Градостроительного Кодекса РФ, содержит нормы, регулирующие условия и порядок архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Саморегулирование (гл. 6.1, ст 55.1 — 55.23)

Существенный блок вопросов, содержащихся в главе 6.1 (статьи 55.1 — 55.23 Гр К), связан с саморегулированием в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Это — для организаций.

Порядок эксплуатации зданий и сооружений (гл.6.2, ст. 55.24 — 55.26)

Требования закона и обязанности ответственных лиц за использование зданий и сооружений, а также прекращение эксплуатации рассматривается в главе 6.2 (статьи с 55.24 по 55.26).

Строительство и эксплуатация наёмных домов для получения прибыли (гл.6.3, ст. 55.27 — 55.29)

Освоение территорий в целях строительства законодательно описано в главе 6.3 (статьи 55.27-55.29) Градостроительного Кодекса РФ.

Снос объектов капитального строительства (гл. 6.4, ст. 55.30 — 55.33)

Глава 6.4 в статьях с 55.30 по 55.33) определяет общие положения и порядок осуществления сноса капстроений.

Информационное обеспечение (гл.7, ст. 56 — 57)

Глава 7 (ст. ст. с 56 по 57) устанавливает доступ всех заинтересованных лиц к информации, необходимой для для всех уровней:

  • информация о развитии территорий;
  • об их застройке;
  • о земельных участках;
  • об объектах капитального строительства;
  • и о других необходимых данных.

Возмещение ущерба: ответственность лиц за нарушение Кодекса (гл.8, ст.58 — 62)

В 8 главе Кодекса в ст. 58-62 детализированы вопросы возмещения вреда в связи с недостатками работ

  • по инженерным изысканиям,
  • по подготовке проектной документации,
  • по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также вреда,
  • причиненного жизни или здоровью физических лиц,
  • имуществу физических или юридических лиц.

Кроме того, определяется общий порядок расследования случаев причинения вреда

  • жизни или здоровью физических лиц,
  • имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства.

Заключительная (гл. 9, ст. 63)

Гл. 9 (статья 63) Градостроительного Кодекса РФ закрепляет особенности осуществления градостроительной деятельности в городах Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Последняя версия Градостроительного Кодекса Российской Федерации

В Градостроительный Кодекс Российской Федерации регулярно вносятся изменения. Объясняется это тем, что применение его норм на практике требует пояснения, детализации и т.д.

  1. В 2011 году была определена инфосистема территориального планирования в сети интернет. Уточнено содержание документов, компетенция органов.
  2. Сделаны изменения в порядке проведения публичных слушаний.
  3. Закреплено право физических и юридических лиц подготавливать документацию по планировке территории. Эти изменения уточняют трактовку статей 45 Гр К РФ и 46. Гр К РФ.
  4. В 2017 году были сделаны изменения, призванные усовершенствовать систему саморегулирования в строительстве.
  5. В августе 2018 года вступили в силу поправки основных понятий (ст.1 ГрК РФ), полномочий органов государственной власти (ст. 7 ГрК РФ), схем территориального планирования (ст. 9 ГрК РФ) и другие.

лучше с сайта Электронного фонда правовой и нормативно-технической документации. Открыть оглавление можно нажав на кнопку слева с изображением книги с закладками. Выбираете нужную статью и прямиком попадаете на последнюю действующую версию.

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

3.1. В случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 — 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

5. Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:

1) утратил силу;

2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), — федеральным органом управления государственным фондом недр;

3) объекта использования атомной энергии — уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

3.1) объекта космической инфраструктуры — Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос»;

4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

5) утратил силу;

6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), — федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5.1. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта — на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

6.1. Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр).

7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, — указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

з) перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда в случае строительства, реконструкции указанных объектов при условии, что экспертиза проектной документации указанных объектов не проводилась в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

4) положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, — соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

6.2) решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме;

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта.

7.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1, 2 и 5 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 2 и 5 части 7 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

7.2. Документы, указанные в пункте 1 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

8. Утратил силу.

9. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

9.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 9 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

9.2. Документы, указанные в пункте 1 части 9 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частями 7 и 9 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме.

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, ли

Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории

1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.

2. Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

  1. Отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
  2. Жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
  3. Многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
  4. Отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
  5. Отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

2.1. В случае, если строительство, реконструкцию указанных в части 2 настоящей статьи объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах охранных зон объектов трубопроводного транспорта, экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной.

3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее — типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасностиобъектов капитального строительства, либо в случае, если при строительстве или реконструкции линейных объектов применяется модификация получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе отдельных разделов проектной документации), не снижающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности линейных объектов и не изменяющая их качественных и функциональных характеристик, при условии, что указанная модификация проектной документации не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейных объектов. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

3.1. Экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится в случае, если инженерные изыскания выполнялись для подготовки проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 настоящей статьи, а также в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство.
3.2. Результаты инженерных изысканий могут быть направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией или до направления проектной документации на экспертизу.
3.3. Застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу.
3.4. Проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объектакультурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
3.5. Подтверждением того, что модификация проектной документации линейного объекта, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики и не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейного объекта, является заключение организации, которая провела экспертизу проектной документации линейного объекта. Подготовка указанного заключения осуществляется в срок не более чем тридцать дней в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. При этом для подготовки предусмотренного настоящей частью заключения в организацию, которая провела экспертизу проектной документации линейного объекта, направляются для рассмотрения разделы проектной документации линейного объекта, в отношении которых проведена модификация.
3.6. Типовая форма заключения о том, что модификация проектной документации линейного объекта, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности линейного объекта, не изменяет его качественные и функциональные характеристики и не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейного объекта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

4. Государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

4.1. Государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, при условии, если иное не установлено Федеральным законом «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», проводятся федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом части 3 статьи 6.1 настоящего Кодекса, или подведомственным емугосударственным (бюджетным или автономным) учреждением, за исключением случаев, указанных в части 4.8 настоящей статьи, или случаев, если указом Президента Российской Федерации в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, а также в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, определены иные федеральные органы исполнительной власти.
4.2. Государственная экспертиза проектной документации иных объектов капитального строительства и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
4.3. Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего Кодекса.
4.4. Органы исполнительной власти, а также подведомственные им учреждения, уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, которые указаны в частях 4 — 4.2 настоящей статьи, не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) выполнении инженерных изысканий.
4.5. Юридические лица, указанные в части 4.3 настоящей статьи, не вправе проводить негосударственную экспертизу проектной документации и (или) негосударственную экспертизу результатов инженерных изысканий, если подготовка такой проектной документации и (или) выполнение таких инженерных изысканий осуществлялись указанными юридическими лицами. Нарушение данного требования является основанием для аннулирования аккредитации указанных юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
4.6. Подготовку заключений государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий вправе осуществлять физические лица, аттестованные в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, по направлению деятельности эксперта, указанному в квалификационном аттестате.
4.7. Физические лица, аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии со статьей 49.1 настоящего Кодекса, не вправе участвовать в проведении такой экспертизы при наличии личной заинтересованности в результатах такой экспертизы, в том числе если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали указанные лица лично или их близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг.
4.8. Государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства федеральных ядерных организаций и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, проводятся уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

5. Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

6. Не допускается проведение иных экспертиз проектной документации, за исключением экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах.
6.1. Для проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, такая проектная документация в установленном Правительством Российской Федерации порядке представляется в:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, и в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектной документации, в отношении объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в пункте 1 настоящей части.

6.2. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации и в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляющие такую государственную экспертизу, направляют представленную застройщиком или техническим заказчиком проектную документацию объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на государственную экологическую экспертизу в установленном данным Федеральным законом порядке.
6.3. Результатами проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, являются соответствующие заключения.

7. Срок проведения государственной экспертизы определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать шестьдесят дней.

8. Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, направленных на экспертизу, являются:

  1. Отсутствие в составе проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 настоящего Кодекса;
  2. Подготовка проектной документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 настоящего Кодекса;
  3. Оотсутствие результатов инженерных изысканий, указанных в части 6 статьи 47 настоящего Кодекса, или отсутствие положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления на экспертизу проектной документации);
  4. Несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 настоящего Кодекса;
  5. Выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 настоящего Кодекса;
  6. Направление на экспертизу не всех документов, предусмотренных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 настоящей статьи;
  7. Направление проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в орган исполнительной власти, государственное учреждение, если в соответствии с настоящим Кодексом проведение государственной экспертизы таких проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий осуществляется иным органом исполнительной власти, иным государственным учреждением;
  8. Утратил силу.
  9. Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 настоящего Кодекса, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (в случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу одновременно с проектной документацией). В случае, если результаты инженерных изысканий были направлены на экспертизу до направления проектной документации на экспертизу, результатом экспертизы является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
  10. Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Застройщик или технический заказчик вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения в них необходимых изменений.
  11. Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, негосударственной экспертизы проектной документации и негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, порядок взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  12. В случае несогласия с заключением экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение трех лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в экспертной комиссии, созданной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели соответствующие экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, застройщика, технического заказчика.
  13. Решение экспертной комиссии, указанной в части 12 настоящей статьи, о подтверждении или неподтверждении заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий может быть обжаловано в судебном порядке.

Градостроительный кодекс или ФЗ №190 ориентирован, прежде всего, на государственных и муниципальных служащих. Однако его необходимо знать физическим и юридическим лицам, занимающимся возведением объектов на территориях населённых пунктов.

Градостроительные отношения

Название ФЗ №190 отражает суть документа лишь отчасти. В соответствии с его нормами, конечно, строят города. Однако функции этого документа выходят далеко за пределы формирования поселений. ГрК РФ регулирует взаимоотношения, которые возникают по поводу:

  • планирования развития селитебных территорий;
  • деления этих территорий на зоны в соответствии с предназначением;
  • проектирования строений, коммуникаций и придомовых территорий;
  • строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

Это означает, что объектами взаимоотношений являются территории, предназначенные для формирования населённых пунктов, а так же размещаемые на них здания и сооружения различного назначения. Субъектами права в этом случае являются исключительно органы государственной и муниципальной власти различного иерархического уровня (ст. 5 ГрК РФ). Эти субъекты осуществляют планирование, зонирование, дают разрешение на строительство, а так же контролируют его ход в соответствии с утверждённым проектом.

Планирование и проектирование

На этих двух понятиях основана вся нормативная база градостроительных отношений. Территориальное планирование (ТП), рассмотренное в главе 3, представляет собой определение перспектив развития земель, отнесённых к ведению федеральных или региональных органов государственной власти, а так же муниципалитетов.

Результатом процесса ТП является разделение территории на зоны с различными функциями, а так же определение мест строительства объектов. Каждая такая зона имеет свои границы и градостроительные регламенты. При этом переводить земельные участки из одной категории в другую запрещается.

Документальным результатом ТП считается схема. Её подготовка проводится по инициативе высшего исполнительного органа одного или нескольких субъектов РФ. Объектом планирования может быть вся территория субъекта или только её часть.

Термин «проектирование» в данном кодексе используется преимущественно в архитектурно-строительном контексте (глава 6 ГрК РФ). Проект конкретного объекта утверждается уполномоченными органами, после чего он приобретает статус документа, по которому сверяются все действия строителей и людей, принимающих здание в эксплуатацию.

Таким образом, планирование развития территорий и проектирование объектов выполняют функции обеспечения рациональности использования земельных ресурсов и обеспечения безопасности жизни людей.

В связи с тем, что градостроительная деятельность обеспечивается преимущественно саморегулируемыми организациями, их функционированию посвящена отдельная глава ГрК РФ. В ней содержатся нормативы, которые определяют статус и виды СРО, регламент их деятельности, стандарты обязательных документов.

Несмотря на то, что Градостроительный кодекс РФ является основой деятельности государственных и муниципальных органов власти, его нормативы касаются каждого жителя поселений любого ранга. ФЗ №190 позволяет жителям населённых пунктов отстаивать свои права на комфортную среду жизни, участвуя в общественных слушаниях по поводу проектов зонирования территории или строительства отдельных объектов.

  • Глава 1. Общие положения (Статьи 1-5.1)
  • Глава 2. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (Статьи 6-8.2)
  • Глава 3. Территориальное планирование (Статьи 9-29)
  • Глава 3.1. Нормативы градостроительного проектирования (Статьи 29.1-29.4)
  • Глава 4. Градостроительное зонирование (Статьи 30-40)
  • Глава 5. Планировка территории (Статьи 41-46)
  • Глава 5.1. Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления (Статьи 46.1-46.11)
  • Глава 6. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства (Статьи 47-55)
  • Глава 6.1. Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (Статьи 55.1-55.23)
  • Глава 6.2. Эксплуатация зданий, сооружений (Статьи 55.24-55.26)
  • Глава 6.3. Освоение территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов (Статьи 55.27-55.29)
  • Глава 6.4. Снос объектов капитального строительства (Статьи 55.30-55.33)
  • Глава 7. Информационное обеспечение градостроительной деятельности (Статьи 56-57.6)
  • Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности (Статьи 58-62)
  • Глава 9. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе (Статья 63)