533 подъемные сооружения

(Окончание. Начало см.: «Я – специалист по охране труда», 2019, № 12, с. 6.)

Документ:
Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением МЧС Республики Беларусь от 22.12.2018 № 66 (далее – Правила).

7. Пункт 338 Правил четко определил мероприятия, которые должны быть выполнены в субъекте промышленной безопасности для обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. В соответствии с этим пунктом в организации, эксплуатирующей краны:

– устанавливается порядок периодических осмотров, обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов, крановых путей, приспособлений для грузоподъемных операций и тары;

– проводится не реже одного раза в 12 месяцев годовой контроль технического состояния грузоподъемных кранов;

– обеспечивается проведение в субъекте промышленной безопасности проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъекта промышленной безопасности;

– определяется перечень лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, подлежащих подготовке по вопросам промышленной безопасности;

– разрабатываются в соответствии с Правилами и требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации изготовителя грузоподъемных кранов, технических устройств инструкции для лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, и инструкции по безопасному ведению работ (инструкции по эксплуатации) для работников, имеющих рабочую профессию, журналы, технологическая документация, проекты производства работ грузоподъемными кранами, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

– обеспечивается снабжение лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию, лиц, указанных в п. 16 Правил, иных работников, определенных Правилами, инструкциями, технологической документацией, схемами строповки, складирования грузов, проектами производства работ грузоподъемными кранами и другими регламентами по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

– обеспечивается выполнение работниками субъекта промышленной безопасности требований Правил;

– осуществляется информирование Госпромнадзора в соответствии с Инструкцией № 33.

Письмо Ростехнадзора от 12.02.2020 N 09-00-06/1075 «Об эксплуатации ПС»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 12 февраля 2020 г. N 09-00-06/1075

ОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПС

В связи с обращением, Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает.

Пунктом 168 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 N 533 установлено, что ПС, перечисленные в пункте 3 настоящих ФНП, должны подвергаться техническому освидетельствованию до их пуска в работу, а также в процессе эксплуатации. Объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяются руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС. При отсутствии в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС указаний по проведению технического освидетельствования техническое освидетельствование ПС проводится согласно настоящим ФНП.

Начальник Управления государственного строительного надзора А.Н.ГОРЛОВ

Вопрос от 17.05.2018:

В п. 173 ФНП по ПС говорится, что при полном техническом освидетельствовании подъемных сооружений (ПС) проводятся статические и динамические испытания. При проведении экспертизы промышленной безопасности ПС в согласованную экспертной организацией и организацией заказчиком Программу выполнения работ по экспертизе входят, в том числе статические и динамические испытания. В п. 193 ФНП по ПС сказано, что проведение технического освидетельствования ПС разрешается осуществлять экспертным организациям.

Прошу разъяснить, если полное техническое освидетельствование проводит ответственный за осуществление производственного контроля после проведения экспертизы (в заключении экспертизы нет записи о проведенном ПТО, поэтому считаем, что ПТО не было проведено) возможно ли не проводить статические и динамические испытания, а использовать протоколы соответствующих испытаний из заключения экспертизы промышленной безопасности, подписанные экспертами.

Ответ: Протоколы соответствующих испытаний из заключения экспертизы промышленной безопасности, подписанные экспертами. Являются частью документации экспертизы промышленной безопасности. Но проведение полного технического освидетельствования не было осуществлено ( оно проводиться при экспертизе ПБ только в соответствии с п. 263).

В соответствии с п.171. Техническое освидетельствование ПС должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Таким образом, Вам необходимо провести полное техническое освидетельствование и произвести запись в паспорте ПС.

Вопрос:

Если частичное или полное техническое освидетельствование кранов, подъёмников (далее – ПС) провела специализированная организация, кто делает запись в паспорт ПС: специалист, ответственный за производственный контроль на предприятии, или специалист специализированной организации?

Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Согласно пункту 193 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения», утверждённых приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533, вне зависимости от того, что техническое освидетельствование ПС проведено с привлечением экспертной организации, в том числе и в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности ПС, результаты технического освидетельствования записываются в паспорт ПС специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС.

Вопрос:

Прошу разъяснить, требуется ли после прове­дения экспертизы промышленной безопасности и записи в паспорт подъемного сооружения (ПС), со­гласно п. 6.14.7 Рекомендаций по экспертному обсле­дованию грузоподъемных машин.Общие положения (РД 10-112-1—04), делать дополнительную запись о проведении технического освидетельствования в па­спорте ПС, хотя, согласно п. 6.10.5 РД 10-112-1—04, результаты грузовых испытаний оформляют ак­том, который является частью заключения экспер­тизы промышленной безопасности технического устройства на опасном производственном объекте? В.Ф. Ежак, гл. инженер ОАО «Новосибирский стрелочный завод»

На вопросы читателей отвечает начальник Управления государ­ственного строительного надзо­ра Ростехнадзора А.Н. Горлов.

Рекомендации по экспертному обследованию грузо­подъемных машин. Общие положения (РД 10-112-1—04) не проходили соответствующую государственную ре­гистрацию, не влекут правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования соответствую­щих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них норм. На РД 10-112-1—04 нельзя ссылаться при разрешении споров.

РД 10-112-1—04 может быть использован при проведении обследования грузоподъемных машин в качестве рекомендательного документа.

Случаи внесения соответствующих записей в па­спорта грузоподъемных машин при их эксплуатации,в том числе по результатам технических освидетельствований, определены требованиями действующих с 7 марта 2014 г на территории Российской Федерации Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных про­изводственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Рос­технадзора от 12 ноября 2013 г № 533, зарегистриро­ванным Минюстом России 31 декабря 2013 г, реги­страционный № 30992.

Наименования документа: Приказ от 12 ноября 2013 года № 533 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Об утверждении ФНиП в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (с изменениями на 12.04.2016 года)
С изменениями на 12 апреля 2016 года, актуальный в 2019 г.

Актуальность: Действующий

Изменения: Изм. от 12.04.2016 г.

Для обеспечения необходимых условий безопасности на промышленных объектах с повышенным уровнем опасности, где работы ведутся с применением подъемных средств (ПС), соблюдают правила, описанные в приказе Ростехнадзора №533 от 12 ноября 2013 года. Он претерпел некоторые изменения и 25 мая 2016 года был опубликован повторно с корректировками от 12.04.2016. За составление документа ответственна Федеральная служба, осуществляющая технологический, экологический и атомный надзор.

Сокращенное название документа – ФНП по ПС, что расшифровывается, как «Федеральные нормы и правила по подъемным сооружениям». В редакции приказа 533 ФНП ПС от 12.04.2016 с изменениями около 130 корректировок. Они коснулись следующего:

  • применения требований в отношении разных видов ПС и совместимого с ним оборудования;
  • списка ПС, которые не нужно регистрировать в надзорных органах;
  • объектов, которые попадают под действие приказа, и тех, на которые требования документы не распространяются;
  • требований к дубликатам паспорта и руководства ПС.

На какие ПС распространяются требования ФНП

Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:

  • краны-экскаваторы;
  • краны-манипуляторы;
  • краны-трубоукладчики;
  • тельферы (тали электроприводные);
  • подъемники (вышки);
  • кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
  • грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
  • рельсы для передвижения подъемных средств;
  • краны-штабелеры мостовые;
  • электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
  • все типы грузоподъемных кранов;
  • строительные подъемники;
  • тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.

Еще несколько важных изменений в ФНП по ПС

В новой редакции ФНП по ПС действительно много изменений, касающихся не только списка ПС. Особое внимание стоит обратить на следующие нюансы:

  • В п.3 приказа есть дополнение про краны-манипуляторы, самоходные краны и вышки. Вне зависимости от возможностей передвижения их считают стационарно закрепленными механизмами.
  • В п. 5 убрали информацию по поводу необходимости сертификатов и деклараций соответствия для ПС, впервые введенных в эксплуатацию. Подобное оборудование перечисляется в приложении №3 ТР ТС 010/2011.
  • Согласно п. 6, теперь требования ФНП ПС на ОПО (опасных производственных объектах) обязательны для ПС и применяемого с ними оборудования, которые стали использоваться еще до вступления в силу ТР ТС 010/2011.
  • В п. 148 теперь говорится о ПС, которые не требуют учета в исполнительных органах, которые занимаются ведением реестра ОПО. Ранее они не подлежали учету в Ростехнадзоре.

Новое в ФНП на ОПО с применением ПС

Также среди изменений в новой версии документа стоит отметить приложения, которые были добавлены:

  • Приложение 12 «Границы опасных зон по действию опасных факторов».
  • Приложение 13 «Предельные нормы браковки элементов ПС». Они указываются для случаев, когда руководство или инструкция к ПС их не содержит.
  • Приложение 14 «Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и подкрановых конструкций с истекшим сроком службы или опасными повреждениями».

В п. 144 ФНП по ПС приводятся важные сведения относительно Дубликата паспорта и руководства ПС. В дополнении говорится, что эти документы должны быть изготовлены либо производителем ПС, либо специализированной организацией, у которой есть лицензия на проведение экспертиз.

Другие важные нюансы в новой редакции ФНП на ОПО

Также в обновленной версии требований ФНП по ПС на ОПО ужесточили условия подтверждения уровня качества фундаментов и рельсовых путей башенных кранов. Теперь для этого нужно предоставлять следующие документы:

  • доказывающие осуществление контроля за качеством строительных материалов;
  • геодезические чертежи и схемы;
  • акты освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций;
  • результаты контроля (обследований, экспертиз и прочих необходимых процедур);
  • отражающие фактическое состояние проектных решений.

Перечисленные документы подтверждают, что фундаменты и строительные конструкции кранов были выполнены в соответствии с проектной документацией, а также то, что качество их исполнения прошло все необходимые этапы контроля.

Применение ФНП по ПС вместе с РД-11-06-2007

В области строительства на возведение или реконструкцию любого объекта разрабатывается проект производства работ (ППР). Он может составляться и на работы, которые осуществляются при возведении опасных объектов с применением подъемных средств.

При использовании грузоподъемных машин и осуществлении погрузочно-разгрузочных работ разработку ППР можно вести в соответствии с РД-11-06-2007. В этом документе приводятся:

  • общие сведения об эксплуатации грузоподъемных машин;
  • нюансы разработки ППР на работу с применением ПС и технологических карт (ТК) на погрузочно-разгрузочные работы (кем и как разрабатываются документы);
  • правила и требования в отношении согласования готовых ППР и ТК (подлежат согласованию с владельцем грузоподъемного механизма и утверждению генподрядной организацией);
  • необходимость регистрации ППР в территориальных органах Ростехнадзора.

Основные рекомендации для разработки ПОС на работы с применением грузоподъемных машин

В проекте организации строительства (ПОС) с использованием грузоподъемных кранов обязательно предусматривают:

  • Соответствие грузоподъемности, высоты, вылета и прочих характеристик крана строительно-монтажных работам, для выполнения которых он устанавливается.
  • Обеспечение безопасного размещения крана: с требуемым расстояниям от ЛЭП, строений, мест складирования, движения людей и транспорта.
  • Складские площадки, которые будут находиться в зоне действия крана.
  • Условия безопасной установки крана вблизи откосов котлованов.
  • Требования к работе на строительной площадке нескольких кранов или прочих грузоподъемных механизмов.
  • При необходимости – технические решения по уменьшению опасных зон крана, если он располагается вблизи строящегося объекта. Это могут быть различные защитные экраны или прочие подобные конструкции. Рабочая документация на них составляется также на стадии проектирования.

О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы
‎по экологическому, технологическому и атомному надзору
‎от 12 ноября 2013 г. № 533

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
‎31 декабря 2013 г., регистрационный № 30992; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2014, № 8; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.05.2016).

Руководитель А.В. Алёшин

Утверждены

приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

от » » ___________2018 г. № _____

ИЗМЕНЕНИЯ,

в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533

1.В пункте 3:

подпункт «л» изложить в следующей редакции:

«л) тару для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;».

2.В пункте 4:

подпункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) применяемые в интересах обороны и безопасности государства, гражданской и территориальной обороны или относящиеся к вооружению и военной технике, кроме ПС общепромышленного назначения, перечисленных в пункте 3 настоящих ФНП и предназначенных только для транспортировки обычных грузов и кроме ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация «Росатом»), при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения;».

3.Пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов, а в случаях, указанных в пунктах 260 — 275 настоящих ФНП, — в соответствии с требованиями этих пунктов, за исключением ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Госкорпорацией «Росатом» при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, подтверждение соответствия которых осуществляется в соответствии с требованиями документов по стандартизации ядерно-оружейной продукции. а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией».

4.Пункт 12 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Для ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Госкорпорацией «Росатом» при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, изменения конструкции и (или) оборудования ПС, возникающие при их ремонте, реконструкции или модернизации, должны проводиться в соответствии с требованиями документов по стандартизации ядерно-оружейной продукции, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией».

5.Пункт 23 дополнить подпунктом «н» следующего содержания:

«н) исключить возможность допуска к выполнению работ с применением ПС лиц с алкогольной или наркотической зависимостью или лиц, находящихся под воздействием алкоголя, наркотических или психотропных препаратов.».

6.Пункт 23 дополнить подпунктом «о» следующего содержания:

«о) при выполнении силами специализированных организаций строительных, монтажных и ремонтных работ на опасных производственных объектах, на которых стационарно установлены используемые при проведении указанных работ ПС, а также в случае временного использования специализированной организацией ПС, принадлежащих другим организациям, в рамках возмездного оказания услуг, специалист, ответственный за безопасное производство работ с применением ПС, должен быть назначен распорядительным актом специализированной организации по согласованию с эксплуатирующей организацией.».

7.Пункт 32 изложить в следующей редакции:

«32. Работники, выполняющие работы по монтажу (демонтажу), должны быть ознакомлены с руководством (инструкцией) по монтажу, регламентирующим порядок операций, а также технологическим регламентом проектом производства работ (ППР) или технологической картой (ТК) на монтаж (при наличии) и дополнительными требованиями промышленной безопасности всего комплекса работ, связанных с монтажом (демонтажем) либо наладкой конкретного ПС.».

8.В пункте 58 абзац второй изложить в следующей редакции:

«После реконструкции, связанной с переводом ПС на дистанционное управление (радиоуправление), в паспорт и руководство (инструкцию)
‎по эксплуатации ПС должны быть внесены соответствующие изменения. Документация, используемая при монтаже и наладке системы дистанционного управления (радиоуправления) ПС, должна быть приложена к паспорту ПС.».

«Разработанные специализированной организацией ППР и ТК должны быть утверждены организацией, эксплуатирующей ПС.».

9.В пункте 60 в абзаце втором слова «в органах Ростехнадзора» заменить словами «в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее — федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие ведение реестра ОПО) или Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее – Госкорпорация Росатом).

10.В пункте 101:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«Для выполнения работ по монтажу, демонтажу, ремонту оборудования с применением ПС должны быть разработаны ППР и/или ТК
‎с учетом специфики работ. ППР и/или ТК на указанные работы должны содержать, в том числе:»;

б) абзац шестой изложить в следующей редакции:

«Разработанные специализированной организацией ППР и ТК должны быть утверждены организацией, эксплуатирующей ПС.».

6. В пункте 125:

а) абзац второй изложить в следующей редакции:

«определить порядок выделения и направления ПС на объекты, согласно заявкам сторонних организаций, в рамках возмездного оказания услуг. При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ, за исключением случаев, установленных в разделе VIII. «Организация безопасной эксплуатации башенных кранов, строительных подъёмников и подъёмников (вышек) при их временном использовании на объектах капитального строительства и площадках производства работ в рамках возмездного оказания услуг» настоящих ФНП;»;

в) абзац восьмой изложить в следующей редакции:

«ознакомить (под роспись) с ППР и ТК специалистов, ответственных за безопасное производство работ ПС, крановщиков (операторов), машинистов строительных подъемников, машинистов подъемника-вышки, рабочих люльки и стропальщиков, а также, при временной эксплуатации башенных кранов, строительных подъёмников и подъёмников (вышек) на объектах капитального строительства и площадках производства работ, – ответственных за содержание ПС в работоспособном состоянии;»;

б) пункт 125 дополнить абзацем следующего содержания:

«определить порядок выделения и направления самоходных ПС
‎в структурные подразделения организации по заявкам установленной
‎в организации формы и обеспечить его соблюдение.».

11.Пункт 129 дополнить абзацем следующего содержания:

«Подъем, перемещение и транспортирование длинномерных грузов в пакетирующих стропах осуществляется не менее чем двумя пакетирующими стропами соответствующей грузоподъемности.».

12.В пункте 141 абзац первый после слов «подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО» дополнить словами «или Госкорпорации Росатом».

13.Пункт 146 изложить в следующей редакции:

«146. Регистрации подлежат только те ОПО, на которых эксплуатируются ПС, подлежащие учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, или Госкорпорации Росатом.».

14.В пункте 147:

абзац первый после слов «в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО» дополнить словами «или Госкорпорации Росатом»;

второе предложение изложить в следующей редакции:

«ПС подлежат снятию с учета в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, в следующих случаях:

при утилизации;

при передаче другой эксплуатирующей организации;

при переводе в разряд не подлежащих учету.».

15.В пункте 148:

абзац первый после слов «в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО» дополнить словами «или Госкорпорации Росатом»;

абзац второй изложить в следующей редакции:

«Ответственность за обеспечение безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, а также назначение ответственных лиц, обеспечивающих безопасную эксплуатацию таких ПС, возлагается на организацию, эксплуатирующую эти ПС. Порядок обслуживания и допуск персонала к работе на ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, устанавливаются в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкции (положения), разработанной в организации, эксплуатирующей эти ПС, на основании типовых инструкций по охране труда, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда.»;

абзац тринадцатый после слов «в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО» дополнить словами «или Госкорпорации Росатом».

16.Пункт 153 изложить в следующей редакции:

«153. Периодическая проверка знаний должностных инструкций и настоящих ФНП у специалистов, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, специалистов, ответственных за содержание ПС в работоспособном состоянии, и специалистов, ответственных за безопасное производство работ, должна осуществляться в соответствии с распорядительным актом эксплуатирующей организации и проводиться ее комиссией, за исключением случаев, установленных в разделе VIII «Организация безопасной эксплуатации башенных кранов, строительных подъёмников и подъёмников (вышек) при их временном использовании на объектах капитального строительства и площадках производства работ в рамках возмездного оказания услуг» настоящих ФНП.».

17.Первый абзац пункта 161 изложить в следующей редакции:

«161. ППР, ТК на погрузочно-разгрузочные работы и другие технологические регламенты должны быть утверждены эксплуатирующей ПС организацией и выданы на участки, где будут использоваться ПС, до начала ведения работ. ПОС с применением ПС должен быть согласован эксплуатирующей ПС организацией.».

18.В пункте 193 абзац 3 изложить в следующей редакции:

«Проведение технического освидетельствования ПС разрешается осуществлять экспертным организациям, а также специализированным организациям, занимающимся деятельностью по обслуживанию, монтажу, ремонту, реконструкции, ПС.».

19.В пункте 225 абзац первый изложить в следующей редакции:

«Ремонт, реконструкция грузозахватных приспособлений и тары должны производиться по проекту и ТУ, разработанным изготовителем грузозахватных приспособлений и тары или специализированными организациями (отвечающим требованиям пункта 11 настоящих ФНП)
‎и содержащим указания о применяемых материалах, контроле качества сварки, порядке приемки и оформлении документации по результатам выполненного ремонта (реконструкции).».

20.Пункт 226 изложить в следующей редакции:

«226. После проведения ремонта грузозахватных приспособлений и тары должна проводиться проверка качества выполненного ремонта
‎с проведением статических испытаний с нагрузкой, составляющей 125 процентов по отношению к номинальной паспортной грузоподъемности отремонтированного грузозахватного приспособления и тары, а также иных испытаний, указанных эксплуатационной документации изготовителя грузозахватных приспособлений и тары.».

21.Пункт 228 дополнить абзацами следующего содержания:

«Проверку состояния пакетирующих стропов производят перед каждой операцией подъема запакетированного груза в следующей последовательности:

производят строповку пакета в соответствии с утвержденными схемами строповки;

производят подъем пакета ПС на высоту 100-200 мм от поверхности, на которой расположен пакет, и выдерживают в таком положении не менее 15 секунд.

Если в течение времени выдержки браковочных признаков стропов не выявлено, то строп признается годным к использованию для перемещения пакета.».

22.Пункт 238 дополнить абзацем следующего содержания:

«Аналогичные требования предъявляются к статическим испытаниям тары.».

23.Подпункт «в» пункта 242 изложить в следующей редакции:

«в) подвешиваться на однорогий или двурогий крюк ПС с помощью специального кольца или колец, которые в рабочем положении должны быть неразъемным; допускается перемещение люльки (кабины) контейнерными кранами с установленными на них спредерами;».

24.Пункт 243 изложить в следующей редакции:

«243. Для обеспечения безопасности стропы, используемые для подвеса кабины (люльки) на однорогий или двурогий крюк ПС, не должны использоваться для других целей и иметь в отдельной ветви стропа коэффициент запаса прочности каната (цепи) по разрывной нагрузке:

для цепных стропов — не менее 8;

для канатных стропов — не менее 10.

Для коушей (скоб, колец), служащих для подвешивания люльки на крюк, коэффициент запаса прочности должен быть не менее 10.

Концы канатных стропов должны крепиться при помощи заплетенных коушей или коушей с зажимами. Применение обжимных втулок не допускается.

Длина используемых для подъема кабины (люльки) стропов должна быть установлена в соответствии с разработанными схемами строповки, указанных в ППР.».

25.В пункте 255 в подпункте «и» после слов «в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО» добавить слова «или Госкорпорации Росатом».

26.Пункт 260 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Обязательные требования к ПС, применяемым на ОПО, эксплуатируемых организациями Госкорпорации «Росатом, при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия
‎и ядерных установок военного назначения, формы оценки их соответствия указанным требованиям, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, устанавливаются документами
‎по стандартизации ядерно-оружейной продукции.».

27.Пункт 250 изложить в следующей редакции:

«250. Грузовые испытания люльки (кабины) проводятся под руководством специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, не реже одного раза в шесть месяцев при участии специалиста, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии. Испытания включают подъем, и удержание в течение 10 минут груза, расположенного на дне люльки, масса которого в два раза превышает грузоподъемность люльки. При выявлении дефектов и повреждений, отклонений от проектной документации люльки (кабины) ее дальнейшая эксплуатация должна быть запрещена.»

28.Пункт 251 изложить в следующей редакции:

«251. Результаты грузовых испытаний заносятся в паспорт люльки (кабины) специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а результаты плановых проверок — в журнал осмотра люльки (кабины) специалистом, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.»

29.Дополнить текст Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» разделом VIII «Организация безопасной эксплуатации башенных кранов, строительных подъёмников и подъёмников (вышек) при их временном использовании на объектах капитального строительства и площадках производства работ в рамках возмездного оказания услуг» следующего содержания:

«276. При временной эксплуатации башенных кранов, строительных подъёмников и подъёмников (вышек) на объектах капитального строительства и площадках производства работ в рамках возмездного оказания услуг разграничение обязанностей и ответственности сторон, их взаимодействие по безопасному производству работ с применением указанных ПС устанавливается совместным организационно-распорядительным документом (приказом) организации, выполняющей на объекте капитального строительства (площадке производства работ) строительные (монтажные, ремонтные) работы, (далее – строительная (монтажная) организация, организация-заказчик услуг) и оказывающей услуги, эксплуатирующей ПС организации.

277. Для выполнения работ по зацепке, в т.ч. по навешиванию на крюк башенного крана, строповке и обвязке грузов, перемещаемых башенным краном с применением грузозахватных приспособлений, и для выполнения работ с применением строительных подъёмников и подъёмников (вышек) допускается назначать имеющих уровень квалификации, соответствующий профессии «стропальщик», «машинист строительного подъемника», работников строительной (монтажной) организации (организации-заказчика услуг), допущенных к самостоятельной работе. Рабочие люльки должны быть назначены из числа работников строительной (монтажной) организации (организации- заказчика услуг). При этом ответственность за безопасное производство работ с применением башенных кранов, строительных подъёмников и подъёмников (вышек) должна быть возложена на специалиста (специалистов) строительной (монтажной) организации (организации- заказчика услуг). Аттестация по промышленной безопасности специалиста (специалистов) строительной (монтажной) организации (организации- заказчика услуг), ответственного за безопасное производство работ с применением башенных кранов, строительных подъёмников и подъёмников (вышек) может быть проведена либо в аттестационной комиссии строительной (монтажной) организации (организации- заказчика услуг), либо в аттестационной комиссии оказывающей услуги, эксплуатирующей ПС организации.

278. В целях выполнения требований, установленных в подпункте «д» пункта 150 настоящих ФНП, оказывающая услуги, эксплуатирующая ПС организация должна предоставить строительной (монтажной) организации (организации- заказчику услуг) для утверждения и введения в действие в этой организации должностную инструкцию для ответственного за безопасное производство работ с применением башенных кранов, а также производственные инструкции для стропальщиков (сигнальщиков), машинистов строительных подъемников и рабочих люльки.

279. Производственные инструкции должны выдаваться (под роспись) стропальщикам (сигнальщикам), машинистам строительных подъемников и рабочим люльки, назначенным из числа работников строительной (монтажной) организации (организации- заказчика услуг), перед допуском их к работе. Кроме того, стропальщики и сигнальщики (при их назначении) должны быть ознакомлены (под роспись) с установленным в оказывающей услуги, эксплуатирующей ПС организации порядком обмена сигналами между крановщиками (операторами), машинистами строительных подъемников, стропальщиками (сигнальщиками) и/или перечнем и обозначением подаваемых команд в случае применения двусторонней радио- или телефонной связи.

280. Допуск к самостоятельной работе стропальщиков (сигнальщиков), машинистов строительных подъемников и рабочих люльки, назначенных из числа работников строительной (монтажной) организации (организации- заказчика услуг), осуществляется на основании проверки знаний производственных инструкций в комиссии оказывающей услуги, эксплуатирующей ПС организации.

281. Копии распорядительных документов о назначении стропальщиков (сигнальщиков), машинистов строительных подъемников и рабочих люльки, из числа работников строительной (монтажной) организации (организации-заказчика услуг) доводятся под роспись до сведения крановщиков (операторов) (машинистов строительных подъемников, машинистов подъемника-вышки).

282. Если обязанности ответственного за безопасное производство работ с применением ПС возложены на специалиста строительной (монтажной) организации (организации-заказчика услуг), то в случае обнаружения неисправностей при ежесменном осмотре ПС, предусмотренном требованиями п. 211 настоящих ФНП, помимо этого специалиста в известность также ставится специалист оказывающей услуги, эксплуатирующей ПС организации, ответственный за содержание ПС в работоспособном состоянии.».

30.В абзаце 69 Приложения № 1 слова «в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» заменить словами «в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО или Госкорпорации Росатом».

Вопрос от 19.09.2019:

Необходима ли постановка на учет подъемного сооружения (кран мостового типа, г/п 10 тн) в органах Ростехнадзора, переведенный на радио управление (с пола) в 2014 году? На тот момент в Приказе №533 о демонтаже кабины управления ничего не было сказано. Сейчас на кране есть кабина, но органы управления демонтированы при переводе крана на радиоуправление. Стекла забиты фанерой, и кабина используется только для доступа на мост крана (другого пути попасть на мост крана нет).

Ответ: В соответствии с пунктом 148 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года №533 (далее ФНП по ПС):

«…148. Не подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, следующие ПС:а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;…».

В соответствии с пунктом 60 ФНП по ПС «…60. …При переводе кранов мостового типа и консольных кранов грузоподъемностью до 10 т включительно на дистанционное управление (радиоуправление) они подлежат снятию с учета в органах Ростехнадзора при условии демонтажа кабины управления…».

Следовательно, наличие кабины управления у мостового крана грузоподъемностью 10 т, оснащенного дистанционным управлением (радиоуправлением) является основанием для постановки на учет в органах Ростехнадзора.

Вопрос от 06.2016:

В 2014-2015 годах на нашем предприятии часть кранов была переоборудована на радиоуправление. Краны были переведены в разряд нерегистрируемых. Возможно ли использование кабин кранов, из которых демонтированы аппараты управления и сидения крановщика, в качестве площадок для выхода на мост крана с целью его осмотра, обслуживания и ремонта? Не приведёт ли использование данных площадок к необходимости перевода кранов в разряд регистрируемых?

Ответ: Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Требования , в части одного из обязательных условий по демонтажу кабины управления мостового крана для снятия данного крана с учёта, в случае его переоборудования на управление с пола, применимо только в отношении мостовых кранов, реконструкция которых осуществлялась после вступления в силу приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146, а именно после 05.06.2016.

Постановка на учёт в органах исполнительной власти в области промышленной безопасности ранее снятых с учёта мостовых кранов грузоподъёмностью до 10 т. включительно, переведённых до 05.06.2016 на управление с пола (управление посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи) без демонтажа кабины управления, не требуется.

Кабина таких мостовых кранов может быть использована в качестве площадки для выхода на мост крана для его осмотра, обслуживания и ремонта только в случаях, если при проведении реконструкции крана по переводу его на управление с пола в руководство по эксплуатации крана были внесены соответствующие изменения и дополнения.

Одновременно Управление разъясняет, что требования ФНП по ПС обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла ПС и оборудования, используемого совместно с ПС, введённых в обращение до вступления в силу технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), а также на другие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС, в части, не противоречащей требованиям законодательства о техническом регулировании (п. 6 ФНП по ПС в редакции приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 № 146).