Административная ответственность медицинских работников

Виды и формы ответственности за правонарушения в сфере медицины

Постулат о том, что медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи закреплен в статье 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”.

Однако, прежде чем перейти к детальному изучению вопроса об ответственности за правонарушения в сфере оказания медицинских услуг, необходимо определиться с некоторыми юридическими понятиями, которые в свою очередь позволят понять ее юридическую природу.

Так, одним из базовых условий для привлечения к ответственности за правонарушения в сфере медицинских услуг, является собственно само совершение правонарушения. В этой связи необходимо определиться с понятием правонарушения, поскольку именно совершение правонарушения является основанием и условием возникновения ответственности медицинских организаций и медицинских работников.

Юридическая доктрина определяет правонарушение как виновное противоправное действие (бездействие), совершенное деликтоспособным лицом (лицом, способным отвечать за свои поступки), противоречащее требованиям норм права и характеризующееся причинением вреда обществу, невыполнением своих обязанностей или нарушением прав других лиц, нарушением правовых норм, умышленным или по неосторожности совершенным действием.

Виды правонарушений

Правонарушение в зависимости от своей тяжести подразделяется на:

Проступок Преступление
Под которым понимается противоправное виновное нарушение, в т.ч. действие (бездействие) лица, посягающее на установленные нормами права общественные отношения, характеризующееся небольшой общественной опасностью Под которым признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания
В сою очередь проступки подразделяются на:

  • Административные,
  • Дисциплинарные;
  • Гражданско-правовые.

Учитывая вышеизложенное, правонарушения в медицине в зависимости от их природы влекут:

  • Административную ответственность;
  • Дисциплинарную ответственность;
  • Гражданскую, или гражданско-правовую ответственность;
  • Уголовную ответственность.

К понятию формы ответственности

Упрощенно под формой ответственности понимается форма выражения тех или иных обременений и (или) ограничений, которые возлагаются на правонарушителя (например, возмещение убытков (ст. 15 Гражданского кодекса РФ), уплата неустойки (ст.

Административная ответственность медицинских работников

330 Гражданского кодекса РФ), административное приостановление деятельности (ст.3.12 КоАП РФ).

Далее в виде таблицы представлены виды и формы ответственности за правонарушения в медицине

Вид юридической ответственности За что наступает данный вид юридической ответственности Отдельные виды правонарушений в медицине, за которые наступает данный вид юридической ответственности Виды (формы) наказаний в рамках данного вида юридической ответственности
Административная ответственность медицинской организации и медицинских работников Наступает в отношении медицинских работников, должностных лиц и медицинских организаций за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях Проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, нарушения санитарно-гигиенических правил, требований пожарной безопасности, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), нарушения прав потребителей и прочее, в том числе:

  • Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью (ст. 6.1 КоАП РФ);
  • Незаконное занятие народной медициной (ст. 6.2 КоАП РФ)
  • Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);
  • Нарушение санитарно -эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ);
  • Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП РФ);
  • Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);
  • Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (ст. 14.4. КоАП РФ);
  • Обман потребителей (ст. 14.17 КоАП РФ);
  • Нарушения прав потребителей (ст. 14.18 КоАП РФ);
  • Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ)
  • Предупреждение (официальное порицание должностного лица или медицинской организации);
  • Административный штраф (денежное взыскание, которое может быть установлено в отношении должностного лица или медицинской организации);
  • Конфискация предмета административного правонарушения (принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей);
  • Дисквалификация (лишение должностного лица права замещать определенные должности или осуществлять медицинскую/фармацевтическую деятельность на срок от шести месяцев до трех лет);
  • Административное приостановление деятельности (временное прекращение деятельности юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на срок до 90 суток)

Примечание: В проекте КоАП РФ, внесенного на рассмотрение в ГД Минздравом РФ осенью 2015 года, предусмотрен новый вид административного наказания – аннулирование лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Дисциплинарная ответственность медицинских работников Наступает в отношении медицинских работников за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.Дисциплинарные взыскания устанавливаются Трудовым кодексом РФ Нарушения трудовой, служебной, исполнительной, учебной, воинской дисциплины.
  • Замечание,
  • Выговор,
  • Увольнение
Материальная ответственность медицинских работников Устанавливается Трудовым кодексом РФ и основывается на обязанности медицинского работника бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения, организации Возлагается как за ущерб, причиненный предприятию или учреждению, с которым работник состоит в трудовых отношениях, так и за ущерб, причиненный работодателем по вине работника третьим лицам, например, за причиненный медицинской организацией пациенту вред. Отметим, что в отличие от гражданского права взысканию подлежит лишь прямой действительный ущерб, который фактически понес работодатель (ст. 238 ТК РФ), т.е. неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ). Денежное взыскание, которое может быть установлено в отношении медицинского работника его работодателем
Гражданско-правовая ответственность (ГПО) медицинской организации/медицинских работников

Наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицом своих обязанностей, связанное с нарушением гражданских прав другого лица, в виде применения судом в отношении правонарушителя имущественных санкций в пользу потерпевшего (п. 1 ст. 329 ГК РФ).

Выделим условия наступления ГПО:

  • Наличие вреда или убытков.
  • Противоправный характер поведения правонарушителя: действие/бездействие.
  • Причинная связь между поведением и последствиями.
  • Вина правонарушителя.

Отдельно укажем, что в вопросе возмещения какого-либо (будь то имущественного или морального) вреда в медицине важно установить лицо, которое необходимо привлекать к ответственности. Здесь имеет место небольшой нюанс: в сфере медицины вред причиняется, как правило, персоналом медицинской организации (лечащим врачом, медицинской сестрой и т.д.). Однако к ответственности должно быть привлечено не лицо, непосредственно причинившее вред, а медицинская организация, которая оказывала какие-либо услуги пациенту и с которой указанные выше лица состоят в трудовых правоотношениях.

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение договора (договорная ответственность);
  • Обязательства из причинения вреда (деликты) (и тогда речь может идти о деликтной ответственности);
  • Причинение вреда при ненадлежащем оказании медицинских услуг (квазидоговорная ответственность).

На особенностях квазидоговорной ответственности остановимся подробнее. В главе 50 ГК РФ закреплены положения, регулирующие вопросы так называемых действий в чужом интересе без поручения (применительно к сфере медицины это могут быть действия врача в интересах пациента без поручения последнего, например, без информированного добровольного согласия. Кроме того, согласно статье 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина (пациента) при наличии недостатков предоставляемой услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от его вины и от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях или нет.).

Имущественные санкции:

  • Штрафные,
  • Конфискационные,
  • Компенсационные санкции.

Штрафные санкции (неустойка, штраф, пени) взыскиваются в пользу потерпевшего независимо от понесенных убытков (например, штрафы или пени за просрочку исполнения по договору) (ст. 332 ГК РФ).

Конфискационные санкции заключаются в безвозмездном изъятии имущества правонарушителя в пользу государства.

Компенсационные санкции имеют своим назначением возмещение потерпевшей стороне вреда или убытков, причиненных правонарушителем. Санкция в форме возмещения убытков потерпевшей стороне подчинена принципу полного возмещения имущественного (материального) вреда (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Материальный вред может быть возмещен в натуре (предоставление взамен вещи того же рода и качества) либо компенсирован в деньгах. В соответствии с компенсационной санкцией возмещению подлежат все убытки в форме реального ущерба и упущенной выгоды, причинно связанные с правонарушением.

Наиболее ярким примером компенсационных санкций является возмещение морального вреда гражданину правонарушителем при наличии его вины (ст.151 ГК РФ).

Уголовная ответственность медицинских работников Совершение медицинским работником или должностным лицом медицинской организации преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ

Преступления против жизни и здоровья:

  • Причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ);
  • Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);
  • Заражение ВИЧ-инфекцией (ст.122 УК РФ);
  • Незаконное производство аборта (ст.123 УК РФ);
  • Неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ);

Преступления против семьи и несовершеннолетних:

  • Подмена ребенка (ст.153 УК РФ);
  • Разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст.155 УК РФ).

Преступления против здоровья населения и общественной нравственности:

  • Незаконное изготовление, приобретение, хранение и перевозка, либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК РФ);
  • Хищение или вымогательство наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);
  • Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ);
  • Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст.235 УК РФ).

Преступления против свободы, чести и достоинства личности:

  • Незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст.128 УК РФ).

Преступления против государственной власти:

  • Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
  • Получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • Служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
  • Халатность (ст. 293 УК РФ) и др.

Наиболее часто встречаются следующие виды уголовного наказания за преступления в сфере медицины:

  • Штраф;
  • Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • Лишение свободы на определенный срок.

Законодательство о здравоохранении и медицине

Отношения, связанные со здравоохранением и медициной регулируются многими нормативными правовыми актами. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» (с посл., изм.) выделен специальный раздел, посвященный здравоохранению, —140.010.000.

Это дает основания говорить о наличии самостоятельной отрасли законодательства — законодательства о здравоохранении. В качестве составных частей отрасли законодательства о здравоохранении выделяются нормативные акты по таким направлениям, как:

  • управление в сфере здравоохранения;
  • медицинское страхование;
  • медицинские учреждения;
  • медицинская экспертиза и др.

До недавнего времени структура базового юридического образования предусматривала изложение вопросов нормативно-правового обеспечения медицинской деятельности для будущих юристов в рамках государственного, гражданского, уголовного права.

Будущие же врачи знакомились с проблемами медицинского права на кафедрах судебной медицины, социальной гигиены и организации здравоохранения, истории медицины, общественных наук1Пищита А.Н. Проблемы правового регулирования здравоохранения // Российская юстиция. 2005. № 9..

Характерной чертой современного этапа становления российской правовой системы является увеличение (расширение) законодательства о здравоохранении и медицине. В то же время законодательство об охране здоровья граждан имеет выраженный комплексный характер, который опосредуется проявлением регулятивных норм различных отраслей права при регламентации сложных правоотношений в сфере здравоохранения. В силу особого отношения государства к охране здоровья населения, возведения отношений по охране здоровья в конституционный ранг (ст. 41 Конституции Российской Федерации), в данных отношениях наблюдается ярко выраженная публичность регулирующего эти отношения законодательства с преобладанием административно-регулятивной функции, несмотря на общий комплексный характер законодательства о здравоохранении.

Структура законодательства о здравоохранении как комплексное образование включает в себя Конституцию Российской Федерации и целый ряд нормативных правовых актов, конкретизирующих ее положения.

В ст. 2, 7, 20,41 Конституции Российской Федерации одной из основных задач Российского государства определена задача охраны здоровья людей, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закреплены права граждан России на жизнь и здоровье.

Конкретизирована данная обязанность государства по охране здоровья населения в целом комплексе федеральных законов, среди которых особо (по своей значимости) следует выделить следующие:

  • Федеральный закон (далее ФЗ) от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации»;
  • ФЗ от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ (с посл, изм, и доп.) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • ФЗ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • ФЗ от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об обращении лекарственных средств»;
  • ФЗ от 08.01.1998 г. № З-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • ФЗ от 09.01.1996 г. № З-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О радиационной безопасности населения»;
  • ФЗ от 30.03.1995 г. № 38-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»;
  • ФЗ от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • Закон Российской Федерации от 09.06.1993 г. № 5142-1 (с посл. изм. и доп.) «О донорстве крови и ее компонентов»;
  • Закон Российской Федерации от 14.05.1993 г. № 4979-1 (с посл. изм и доп.) «О ветеринарии»;
  • Закон Российской Федерации от 22.12.1992 г. № 4180-1 (с посл. изм. и доп.) «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;
  • Закон Российской Федерации от 02.07 1992 г. № 3185-1 (с посл. изм. и доп.) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
  • ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ (с посл. изм. и доп.) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;
  • ФЗ от 20.05.2002 г. № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека»;
  • ФЗ от 10.01.2001 г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака».

В соответствии с положениями ст. 72 Конституции Российской Федерации (п. «ж»), координация вопросов о здравоохранении отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому к законодательству о здравоохранении относятся также законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы регулирования отношений в рассматриваемой сфере.

Анализ приведенного выше перечня основных законов, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения, показывает, насколько разнятся эти законы по характеру регулируемых отношений. Законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», «Об обращении лекарственных средств» по степени широты охватываемых ими отношений несоизмеримы по сравнению, например, с Законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» или даже с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», несмотря на всю его значимость с точки зрения защиты прав человека. Очевидно, что установившаяся структура законодательства о здравоохранении в настоящее время чрезвычайно неоднородна по своему составу, это обусловлено, в первую очередь, спецификой регулируемых этим законодательством общественных отношений, во-вторых, уровнем законодательной разработанности этой области.

Тем не менее, имея свои цели и задачи указанные нормативные документы, взятые в отдельности, выполняют очень значимую роль в достижении общей социальной задачи — обеспечение правовой базой деятельность по охране здоровья граждан.

Необходимость объединения названных нормативных актов в области охраны здоровья граждан в единый законодательный комплекс вытекает из того, что любой из этих нормативных актов не может надлежащим образом выполнить свою социальную задачу изолированно от других.

Раскрывая механизм правового регулирования отношений в области здравоохранения в России следует отметить Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», сыгравший значительную роль в становлении и развитии нынешней системы законодательства о здравоохранении и медицине. Данный закон был принят 22.07.1993 г. и вступили в силу 18.08.1993 г.

Государство в Основах объявляло, что обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национального языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Основы декларировали также, что государство гарантирует защиту от дискриминации, связанной с наличием у гражданина заболевания. В действительности граждане в Российской Федерации не могли добиться равенства со здоровыми в праве на труд, если в связи с заболеванием или травмой они имеют дефект функции или только внешний дефект.

Впервые в Основах была определена компетенция субъектов Российской Федерации, которые обеспечивают на своих территориях выполнение федерального законодательства и обладают законодательной инициативой в области охраны здоровья граждан, а также осуществляют контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи. В ст. 3 Основ оговаривались полномочия высших органов государственной власти и управления в области охраны здоровья граждан. Президент Российской Федерации помимо издания соответствующих указов не реже одного раза в год должен выступать в законодательном органе власти с докладом о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состояния здоровья населения.

В настоящее время данный закон утратил свою силу, поскольку принят и вступил в действие новый Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».

Новый Федеральный закон более полно, четко и комплексно регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации. В нем законодательно определены, в частности, понятия: «здоровье», «охрана здоровья», «медицинская помощь», «профилактика», «лечение», «пациент», «медицинский работник», «фармацевтический работник», «лечащий врач», «заболевание», «качество медицинской помощи», «медицинский осмотр», «диспансеризация» и др.

Федеральным законом установлены:

  • основные принципы охраны здоровья, к которым в том числе отнесены соблюдение прав граждан и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи;
  • права отдельных категорий граждан на охрану здоровья (работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, военнослужащие);
  • права семьи в сфере охраны здоровья, права беременных женщин и матерей, несовершеннолетних;
  • особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям больных, в том числе страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями.

В названном Федеральном законе определено, как обеспечивается право граждан на охрану здоровья, как реализуется право на медицинскую помощь, установлены порядок предоставления медицинской помощи в гарантированном объеме без взимания платы и порядок получения платных услуг, перечислены права пациента, раскрыто понятие и описана процедура дачи информированного согласия пациента на медицинское вмешательство (отказа от него), установлены порядок получения пациентом информации о состоянии его здоровья и о факторах, влияющих на здоровье, а также порядок выбора гражданином врача и медицинской организации.

Новым Федеральным законом установлена государственная система здравоохранения, а также муниципальная и частная системы здравоохранения, определен порядок их функционирования. Определены источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья, перечень видов медицинской помощи и перечень медицинских услуг, не подлежащих оплате за счет личных средств граждан, состав программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок ее утверждения, а также состав территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинский помощи порядок их утверждения. Разграничены полномочия в сфере охраны здоровья между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В указанном Федеральном законе определены виды медицинской помощи (первичная медико-санитарная, специализированная, в том числе высокотехнологичная, скорая, паллиативная), ее формы (экстренная, неотложная, плановая) и условия ее оказания (вне медицинской организации, амбулаторно, в стационаре), установлено, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и на основе стандартов медицинской помощи.

В законе урегулированы также вопросы, связанные с рождением ребенка, применением вспомогательных репродуктивных технологий, донорством органов и тканей человека и их трансплантацией (пересадкой).

Принятый закон гарантирует право всем жителям России на бесплатную медицинскую помощь, в том числе паллиативную, вводит единые стандарты для ее оказания, уточняет порядок оказания платных медицинских услуг. Закон также закрепляет право профессиональных медицинских сообществ участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС). Кроме того, впервые на законодательном уровне описывает правовые основы трансплантологии и лекарственного обеспечения больных с редкими заболеваниями. В нем предусматривается запрет на клонирование человека и эвтаназию.

В Федеральном законе определены:

  • цели проведения и процедуры проведения медицинских экспертиз (экспертиза временной нетрудоспособности, медико-социальная, военно-врачебная, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы, экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией, экспертиза качества медицинской помощи), а также медицинского освидетельствования;
  • намечены медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека, процедура проведения патологоанатомических вскрытий и порядок использования тела, органов и тканей умершего человека.

Федеральным законом урегулированы отношения, связанные с осуществлением медицинской и фармацевтической деятельности, в том числе:

  • определены права и обязанности медицинских организаций;
  • определены права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, установлены ограничения, налагаемые на этих работников при осуществлении ими профессиональной деятельности;
  • прописаны особенности функционирования профессиональных организаций, создаваемых медицинскими и фармацевтическими работниками на основе принадлежности к указанным категориям работников, либо принадлежности к профессии (врачи, медицинские сестры, фельдшеры, провизоры, фармацевты), либо принадлежности к одной врачебной специальности.

В законе урегулированы вопросы, связанные с осуществлением контроля качества и безопасности медицинской деятельности, определены формы и способы его осуществления, а также порядок осуществления государственного контроля за обращением медицинских изделий. Установлена ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи.

Некоторые важные отношения в системе здравоохранения регламентируются подзаконными нормативными актами.

В частности, Указами Президента РФ регулируются отдельные вопросы охраны здоровья. Например, есть Указ Президента России от 17.02.1995 г. №161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы». Одним из важных юридических документов последнего времени является Указ Президента России от 7.12.2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

Правительство Российской Федерации в рамках своих полномочий разрабатывает и принимает важные правовые акты по вопросам здравоохранения и оказания медицинской помощи, в частности, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения, координирует деятельность органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области охраны здоровья граждан. Так, например, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», Постановление Правительства Российской Федерации № 350 от 25.03.1996 г. «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» и др.

Еще одной особенностью регулирования медицинской деятельности в России является огромное количество административных актов, т.е. приказов Министерства здравоохранения (и социального развития) РФ. Назовем для примера Приказ Министерства Минздрава России от 26.11.2012 г. «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра». Такого рода правовых документов еще в 1988 г. насчитывалось до 5 тысяч2Анисимов В., Гладун О., Шиленко Ю. Здравоохранение в новых условиях хозяйствования // Российская юстиция. 1991. № 8. С. 23.. Безусловно, такие акты принимаются с целью всестороннего и детального правового регулирования рассматриваемых отношений. Необходимо, однако, разумно расставлять акценты в таком регулировании. Так, если речь идет о регулировании чисто «технологических» лечебных вопросов (порядке осуществления той или иной терапевтической процедуры, метода лечения, профилактики), то применение административных актов вполне оправданно. Однако в случае, если профессиональная деятельность работника здравоохранения затрагивает права граждан, то соответствующие отношения должны регулироваться исключительно законом. К сожалению, большинство ведомственных нормативных актов в области здравоохранения не публиковалось в открытой печати и поэтому основная часть граждан не могла ознакомиться с ними, и, следовательно, сами пациенты лишены понимания процесса оказания им медицинских услуг, а медицинские работники в своей деятельности только и прислушиваются к ведомственным актам, напрочь забывая о законах, имеющих, как известно, высшую юридическую силу.

Вместе с тем, в области здравоохранения выявился ряд проблем, порожденных практикой правотворчества и отрицательно сказывающихся на качестве законодательных актов.

Например, работа над проектами Основ законодательства об охране здоровья граждан и Закона о психиатрической помощи велась в Верховном Совете Российской Федерации одновременно. При этом законодательный акт более общего действия (Основы) должен был предшествовать специальному (медико-отраслевому). Однако реальный законотворческий процесс сложился иначе. Проект специального психиатрического закона оказался готовым значительно раньше. В результате, он был принят в июле 1992 г. и вступил в действие с 01.01.1993 г., тогда как Основы удалось принять лишь в июле 1993 г. Они вступили в действие 18.08.1993 г.

Виды и формы ответственности в медицине

Таким образом, логическая последовательность законотворчества, когда нормы специального закона должны опираться на положения более общего и уже существующего, была нарушена, что отрицательно сказалось на содержании обоих законодательных документов. В них имеются повторы, противоречия, некоторые иные технико-юридические погрешности.

В 1995 г. был подготовлен проект федерального закона, посвященный правам пациентов, — «О правах и безопасности пациентов в сфере здравоохранения». В концептуальном плане законопроект сосредоточен на решении следующих задач:

  • установить взаимосвязь между политическими, экономическими, гражданскими, социальными и культурными правами человека и правами пациентов, составляющими особую категорию этих прав;
  • определить сферу ограничения прав пациентов в случаях, когда их осуществление может угрожать общественному здоровью;
  • установить механизмы защиты прав пациентов и контроля за их соблюдением, в том числе через создание комитетов по правам пациентов, действующих на уровне Российской Федерации, субъектов Федерации.

Введение законопроекта в силу могло способствовать обеспечению безопасности в сфере здравоохранения, росту правовой культуры и правосознания народа, укреплению правопорядка в стране. Однако проект данного закона3Денисенко Б.А. О правах пациента: (о проекте ФЗ «О правах пациента») // Гудок. 1995 г. 31 августа. Стр. 6., к сожалению, так и остался проектом, не воплотившись в действующий законодательный акт.

Детальный анализ законодательства о здравоохранении показывает, что перечисленные выше законы имеют множество недостатков содержательного и технико-юридического характера. Практически все они были приняты до вступления в силу нового Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Связи между разными «медицинскими» законами порой схематичны, а в некоторых случаях вообще прослеживаются слабо. Кроме того, законы, регулирующие отношения в сфере здравоохранения, практически не ссылаются и не опираются друг на друга. Например, Закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» никакие связан с Законом «О лекарственных средствах», несмотря на то, что для профилактики и ранней диагностики этого заболевания используются именно лекарственные средства.

В то же время наблюдается дублирование предписаний законодательства, устанавливаемых этими законами, Так, Закон «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» дополнительно требует обеспечение государственного контроля над производством, хранением и транспортировкой противотуберкулезных вакцин и иммунобиологических лекарственных средств для ранней диагностики туберкулеза, их качеством, эффективностью и безопасностью, полностью игнорируя то обстоятельство» что абсолютно идентичные требования установлены Законом «О лекарственных средствах» в отношении всех без исключения лекарственных средств, в том числе и лекарств для предупреждения и лечения туберкулеза.

В целом, многие законы, принятые в начале и середине 90-х гг. XX века, давно нуждаются в соответствующих изменениях и дополнениях с учетом современных реалий.

Таким образом, на сегодняшний день всю совокупность актов законодательства о здравоохранении с некоторой натяжкой можно отнести все же к комплексной отрасли законодательства, нежели к нормативному массиву (комплексу), находящемуся в стадии активного превращения и формирования в комплексную отрасль российского законодательства4Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. 2005. №3.

Административная ответственность медицинских работников

Административная ответственность — вид ответственности, наступающий в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Административную ответственность не следует путать с дисциплинарной, налагаемой администрацией учреждения. При административной ответственности наказание налагается административными органами (судом, милицией, пожарной охраной, налоговыми органами, санитарно-эпидемиологической службой и т.д.) Административная

ответственность связана с правонарушениями, но менее общественно опасными, чем преступления, и в корне отличается от них.

Привлечение гражданина одно временно к уголовной и административной ответственности невозможно.

Отличия административной ответственности от уголовной:

  • установить административную ответственность можно не только согласно КоАП РФ, но и на основании соответствующих законов субъектов РФ;
  • административная ответственность касается не только физических, но и юридических лиц;
  • наложение санкций осуществляется не только судом, но и органами власти или должностными лицами.

Наиболее распространенный вид административного наказания — штраф. Субъектами административных правонарушений могут быть только лица, достигшие 16-летнего возраста. При решении вопроса об административной ответственности одновременно может быть принято решение о возмещении правонарушителем имущественного вреда потерпевшей стороне.

Административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью. Следует выделить следующие административные правонарушения, связанные с медицинской деятельностью:

незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут за собой наложение административного штрафа по ст. 5.37 КоАП. В случаях заинтересованности ответственность наступает по ст. 153 УК РФ;

непредоставление гражданину информации в случаях, предусмотренных законом (а врач обязан поступать в соответствии со ст. 31 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»), либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации при отсутствии причинения реального вреда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 5.39 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 140 УК РФ;

незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.2 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 235 УК РФ;

нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.3 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 236 УК РФ;

статья 6.1 КоАП предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа за сокрытие больным венерическим заболеванием (и ВИЧ-инфицированным) источника своего заражения, равно как и других лиц, имевших половые контакты с данным заболевшим;

также предусмотрена административная ответственность за обман потребителей (ст. 14.7); нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8); заведомо ложное заключение эксперта, если это не связано с уголовным процессом (ст. 17.9); заведомо ложный вызов скорой медицинской помощи (ст. 17.9).

Административная ответственность, налагаемая органами государственной санитарно-эпидемиологической службы В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также гигиеническое воспитание и обучение граждан.

Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является Федеральная служба по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Руководство данной службой осуществляет главный государственный санитарный врач РФ, который несет персональную ответственность за осуществление возложенных на службу функций.

Руководители территориальных органов указанной службы и уполномоченные ими должностные лица выступают в качестве главных государственных санитарных врачей по субъектам РФ, городам, районам и на транспорте. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, организующие деятельность по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору на объектах обороны и иного специального назначения, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача по вопросам, входящим в их компетенцию («Положение об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569).

Органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в пределах своей компетенции наделены правом рассматривать дела по административным правонарушениям, объектом которых являются здоровье населения, его санитарно- эпидемиологическое благополучие; охрана собственности; охрана окружающей среды и природопользования; законный порядок предпринимательской деятельности.

К таким административным проступкам относятся:

  1. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
  2. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям;
  3. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
  4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;
  5. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
  6. уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д. (ч. 2 ст.

    Виды и формы ответственности за правонарушения в сфере медицины

    7.2 КоАП РФ);

  7. самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП РФ);
  8. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;
  9. сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Данный административный проступок заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
  10. порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
  11. продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ).

В случае выявления указанных выше административных проступков должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке составляется протокол об административном правонарушении.

Если же должностное лицо придет к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде конфискации товаров либо об административном приостановлении деятельности, такое дело передается на рассмотрение соответствующего судебного органа.

Статья 51. Ответственность за нарушение требований санитарного законодательства

Медицинское право

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

— нарушение санитарно — эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

— нарушение санитарно — эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно — технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалами и изделиями, новым технологиям производства влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

— нарушение санитарно — эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

— нарушение санитарно — эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

— невыполнение санитарно — противоэпидемических (профилактических) мероприятий влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно — эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 43 настоящего Закона.

4. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

5. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Service Temporarily Unavailable

Административные правонарушения в области здравоохранения

Раздел 5 КОАП Украины предусматривает ответственность за административные правонарушения в области здоровья населения и содержит следующие статьи:

Ст.42. Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно противоэпидемических правил и норм.

Ст.42(1) Производство, заготовка, реализация с/х продукции, которая содержит химические препараты свыше предельно допустимых равных концентраций.

Ст.43.(3). Производство, хранение транспортировки или реализация продуктов питания или продовольственного сырья, загрязненных микроорганизмами и другими биологическими агентами свыше предельно допустимых уровней.

Ст.44. Незаконное изготовление, купля, хранение, перевозка , наркотических средств средств без цели сбыта в небольших размерах.

Ст.44(1). Уклонение от медицинского осмотра или медицинского обследования.

Ст.45(1) .Нарушение установленного порядка взятия, переработки, хранение, реализации и применение донорской крови и ее компонентов.

Ст.46.Умышленное запрятанье источника заражения венерической болезнью.

Трудовая дисциплина — это строгое соблюдение работником правил внутреннего

трудового распорядка, установленного на предприятии, в учреждении

организации и выполнение в полном объеме и качественно своих трудовых

обязанностей.

К нарушителям трудовой дисциплины применяются мероприятия дисциплинарного взыскания.

Согласно ст. 147 Кзпп за нарушение работником трудовой дисциплины может быть

примененная только один из мэров взыскания — выговор или освобождения по инициативе

владельца или уполномоченного им органа.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее за месяц со дня выявления

вины (время нахождения на больничном письме или в отпуску в этот срок не

включается) . Дисциплинарное взыскание не может быть наложено после истечения 6-ты

месяцев со дня осуществления вины.

К применению дисциплинарного взыскания, от нарушителя обязаны потребовать

письменное объяснение, отказ работника от дачи объяснения не освобождает его от ответственности. За каждую дисциплинарную вину может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Добро пожаловать

Взыскания объявляется приказом (распоряжением) и приходится к сведению работника под расписку. Дисциплинарное взыскание (выговор) в трудовую книжку не записывается. Погашается на протяжении года, но по усмотрению дирекции может быть погашено и раньше. На протяжении срока действия дисциплинарного взыскания мэра поощрения к работнику не применяются.

Date: 2015-11-13; view: 109; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей: