Административная ответственность за налоговые правонарушения

Содержание

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

С принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях нормы НК РФ об административной ответственности участников налоговых отношений не были отменены. Налогоплательщики и налоговые агенты привлекаются к ответственности по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ, а их должностные лица — по КоАП РФ. Несовершенство норм об административной ответственности в НК РФ приводит к нарушению Конституции РФ, принципов законодательства, прав организаций и граждан.

Нарушения налогового законодательства могут быть только двух видов: уголовные преступления и административные правонарушения. Нарушения налогового законодательства относятся к уголовным преступлениям, если ответственность за их совершение предусмотрена в Уголовном кодексе РФ, а к административным правонарушениям — если ответственность за их совершение предусмотрена в НК РФ или в КоАП РФ. Так называемая налоговая ответственность за нарушения налогового законодательства, которая предусмотрена в НК РФ, по существу является административной ответственностью. Это подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции". Постановление определяет санкции за нарушения налогового законодательства как административно-правовые и уголовно-правовые.

В формулировании административной ответственности в НК РФ есть существенные пробелы

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов Федерации. При этом нормы гл. 14 — 16 и 18 НК РФ об административной ответственности участников налоговых правоотношений не отменены. Налогоплательщики и налоговые агенты привлекаются к административной ответственности за нарушения налогового законодательства по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ, а не КоАП РФ. Нормы КоАП РФ об административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах применяются только к должностным лицам организаций — участников налоговых правоотношений, а также за нарушения законодательства о налогах и сборах при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную территорию РФ.

В отличие от КоАП РФ процедура привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства, предусмотренная НК РФ, страдает существенными пробелами и недостатками. В результате создаются ситуации, когда толкование норм НК РФ об административной ответственности арбитражными судами противоречит Конституции РФ и законодательству; юридические лица привлекаются к административной ответственности при отсутствии в законе установленного порядка производства по делам об административных правонарушениях; когда нет вины лица в совершении административного правонарушения, когда отсутствуют или недостаточны доказательства совершения лицом административного правонарушения. Все это следует рассматривать как нарушение положений Конституции РФ и принципов законодательства.

Нельзя привлекать налогоплательщика к административной ответственности по результатам камеральной проверки

Привлечение налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов к ответственности за налоговые правонарушения, выявленные при камеральной проверке, противоречит сущности этой проверки. Камеральная проверка заключается в контроле налогового органа за правильностью заполнения деклараций с целью выявления ошибок и информирования налогоплательщиков и налоговых агентов о правилах исчисления и уплаты налогов, заполнения деклараций и необходимости исправления ошибок, допущенных ими как при исчислении и уплате налогов, так и при заполнении деклараций.

Такой вывод следует из содержания ст. 88 НК РФ, согласно которой по результатам камеральной проверки налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате суммы доначисленного налога и пени. По смыслу закона к налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам не применяются налоговые санкции по результатам камеральных проверок.

Камеральная проверка — это способ реализации закрепленного в пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ права налогоплательщиков на получение от налоговых органов по месту учета информации о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, заполнения налоговых деклараций.

Однако арбитражные суды взыскивают с налогоплательщиков штрафы за налоговые правонарушения по результатам камеральных налоговых проверок.

Позиция ВАС РФ нарушает конституционные нормы

Судебная практика, допускающая привлечение лиц к ответственности за налоговые правонарушения, несмотря на нарушение налоговыми органами процедуры привлечения их к ответственности, стала складываться после принятия Пленумом ВАС РФ Постановления от 28.02.2001 N 5, в котором даны указания арбитражным судам о привлечении к ответственности при отсутствии установленной в законе процедуры или ее несоблюдении.

Кроме того, налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, о которых в НК РФ не сказано ничего, кроме их названия.

Привлечение к административной ответственности за налоговые правонарушения в судебном порядке при отсутствии процедуры привлечения есть не что иное, как получение доказательств совершения правонарушения без установленного законом порядка их получения. Пункт 2 ст. 50 Конституции РФ не допускает использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. В практике арбитражных судов при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности за налоговые правонарушения (по терминологии НК РФ — к "налоговой ответственности") по результатам камеральных налоговых проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля используются именно такие доказательства: процедура привлечения к административной ответственности по результатам применения этих форм налогового контроля не установлена в НК РФ.

Установление в законе и соблюдение порядка привлечения лиц к ответственности — это гарантия как всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела о налоговом правонарушении, так и соблюдения конституционных прав лиц, привлекаемых к ответственности, прежде всего права на защиту (п. 1 ст. 48 Конституции РФ). Позиция ВАС РФ о необязательности установления в законе и соблюдения порядка привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства противоречит не только п. 1 ст. 108 НК РФ, согласно которому никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как в порядке, который предусмотрен НК РФ.

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Данная позиция нарушает конституционные нормы и принципы о недопустимости, в частности, при рассмотрении судами дел о привлечении к "налоговой ответственности" использовать доказательства совершения лицом налогового правонарушения, полученные с нарушением федерального закона (п. 2 ст. 50 Конституции РФ). Тем самым нарушаются также принципы законности (ст. 15 Конституции РФ), равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ), презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ, п. 6 ст. 108 НК РФ).

Необходимость включения всех норм об административной ответственности за нарушения налогового законодательства в КоАП РФ с одновременной отменой соответствующих положений НК РФ

Данная проблема может быть решена включением норм об административной ответственности всех участников налоговых правоотношений в КоАП РФ с одновременной отменой гл. 15, 16, 18 и отдельных положений гл. 14 НК РФ о так называемой налоговой ответственности. Эта ответственность должна рассматриваться как административная ответственность за нарушения налогового законодательства и должна быть предусмотрена в законодательстве об административных правонарушениях, то есть в КоАП РФ.

Такое предложение тем более справедливо, что сегодня правила производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные в КоАП РФ, базируются на конституционных принципах административной ответственности и производства по делу об административном правонарушении, которые не соблюдаются в НК РФ при регламентации процедур налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

Е.В.Овчарова

Старший юрист

юридической компании

"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Составы налоговых правонарушений, за которые следует административная ответственность, содержатся в НК РФ и в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены следующие составы налоговых правонарушений, совершаемых налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами.

В соответствии со ст. 15.3 КоАП наступает ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда.

Ответственность за нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации наступает согласно ст. 15.4 КоАП.

Нарушение сроков представления налоговой декларации влечет ответственность в соответствии со ст. 15.5 КоАП.

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет ответственность по ст. 15.6 КоАП.

Предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст.15.11), за выпуск или продажу подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки (ст. 15.12 КоАП) и уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта (ст. 15.13 КоАП).

В перечисленных случаях субъектами ответственности выступают должностные лица организаций – налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Кодексом предусматривается ответственность не только налогоплательщиков, но и иных обязанных лиц, в частности, кредитных организаций, их должностных лиц. Так, нарушение порядка открытия счета налогоплательщику банком или иной кредитной организацией наказывается в соответствии со ст. 15.7 КоАП; нарушение срока исполнения поручения о перечислении налогов и (или) сбора (взноса) – в соответствии со ст. 15.8 КоАП; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента – в соответствии со ст. 15.9 КоАП; неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады сумм государственных пенсий и (или) других выплат влечет ответственность по ст.

Service Temporarily Unavailable

15.10 КоАП.

43. Уголовная ответственность за нарушение норм налогового законодательства.
44. Способы защиты прав налогоплательщиков.


45. Правовая характеристика налога на добавленную стоимость.

Налог на добавленную стоимость был введен в действие с 1 января 1992 г. В связи с введением НДС и акцизов были отменены налог с оборота и налог с продаж.

Правовой основой взимания НДС является НК РФ (часть первая и гл. 21 части второй).

Налог на добавленную стоимостьпредставляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

НДС – косвенный налог, т. е. надбавка к цене товара.

НДС относится к налогам на потребление, поскольку процесс переложения налога с продавца на покупателя товара завершается тогда, когда товар приобретает его конечный покупатель. Роль НДС в формировании государственных доходов значительна.

Фискальное значение НДС велико. Однако, являясь налогом на потребление, НДС сокращает потребительский рынок, тем самым отрицательно влияет на развитие производства, особенно на рост наукоемких отраслей производства и точных технологий.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

– организации;

– индивидуальные предприниматели;

– лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом налогообложенияв соответствии со ст. 146 НК РФ признаются следующие операции:

1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.

Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, а также оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, в том числе через амортизационные отчисления.

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Правовая характеристика акцизов.

Акцизы, как и налог на добавленную стоимость, были введены в действие с 1 января 1992 г. Правовой основой уплаты акцизов является НК РФ (часть первая и гл. 22 части второй).

Понятие «акциз» происходит от латинского слова «accidere» («обрезать»). Акцизы относятся к косвенным налогам, включаются в цену товара (продукции) и оплачиваются покупателем. Акцизы в формировании доходов бюджета играют меньшую роль по сравнению с НДС, но их регулярное поступление в бюджет позволяет укреплять финансовую основу деятельности государства.

В законе устанавливается конкретный перечень товаров, подлежащих обложению акцизами.

В соответствии со ст. 181 НК РФ подакцизными товарами признаются:

– спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

– спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 %;

– алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов);

– пиво;

– табачная продукция;

– автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 КВт (150 л/с);

– автомобильный бензин;

– дизельное топливо;

– моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

– прямогонный бензин.

Плательщиками акциза являются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Организации и иные лица признаются плательщиками акциза, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с НК РФ.

Правовая характеристика налога на доходы ФЛ.

В настоящее время налог взимается на основании гл. 23 НК РФ. Этот налог традиционно является основным среди налогов с населения. Налог на доходы – это общегосударственный налог, взимаемый на всей территории страны по единым ставкам.

Налог на доходы построен по резидентскому принципу: для определения налогового статуса физического лица используется тест физического присутствия. Полную налоговую обязанность несут лица, проживающие на территории России не менее 183 дней в календарном году. При этом не имеет значения ни гражданство физического лица, ни место получения им дохода.

Если иностранный гражданин присутствует на территории России более 183 дней в календарном году, то любой его доход, полученный в том числе и в иностранном государстве, подлежит налогообложению в России. Лица, проживающие на территории России менее этого срока, несут ограниченную налоговую обязанность, т. е. уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации. К таким доходам относятся, например, доходы от использования имущества, находящегося в России, доходы от использования в России авторских прав, дивиденды и проценты от российских организаций, вознаграждение за выполнение в России трудовых обязанностей.

Возраст лица не влияет на его статус налогоплательщика.

НК РФ выделяет три формы доходов: доходы в денежной форме; доходы в натуральной форме; доходы в виде материальной выгоды.

К доходам в натуральной форме относятся: оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика; полученные налогоплательщиком товары; выполненные в интересах налогоплательщика работы; оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе; оплата труда в натуральной форме.

Материальной выгодой признаются льготные проценты за пользование заемными (кредитными) средствами, приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц по сниженной цене, льготное приобретение ценных бумаг.

48. Правовое регулирование налоговых вычетов.
49. Правовое регулирование единого сельскохозяйственного налога.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН) устанавливается НК и применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными налоговым законодательством. Переход на уплату ЕСХН осуществляется добровольно и предусматривает: 1) для организаций – замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН уплатой ЕСХН; 2) для индивидуальных предпринимателей – замену уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и ЕСН в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой ЕСХН.

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, не признаются налогоплательщиками НДС (кроме «таможенного»). Иные налоги и сборы, а также страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваются в общем порядке.

Налогоплательщики – сельскохозяйственные товаропроизводители, организации и индивидуальные предприниматели, производящие с/х продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими с/х продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из с/х сырья собственного производства, составляет не менее 70%.

Не вправе перейти на уплату ЕСХН: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров: 3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; 4) бюджетные учреждения.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговая база представляет собой денежное выражение доходов налогоплательщика, уменьшенных на величину расходов.

Налоговый период – календарный год, отчетный период – полугодие. Налоговая ставка – 6%.

Порядок исчисления и уплаты. ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Уплата ЕСХН и авансового платежа производится по местонахождению (месту жительства) налогоплательщика не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Читайте также:

  1. IV Обсуждение результатов и некоторые выводы
  2. А у четвёртых, которые вырастают из фруктов и семени, воля расположена в плоде, поэтому они образуются и произрастают из плода».
  3. Абонемент на космические путешествия и другие религиозные убеждения, которые заставляют вас препятствовать собственному успеху и счастью
  4. Административное правонарушение и административная ответственность
  5. Алфлвит и некоторые основные оперлторы языка PascaI
  6. Анализ динамики и структуры неналоговых доходов Брянской области и города Брянска.
  7. Анализ сценария (скрипт-анализ) — индивидуального жизненного сценария, которому человек невольно следует.
  8. Архангел Михаил, пожалуйста, приди сейчас ко мне и обрежь шнуры страха, через которые из меня вытекает энергия и жизненная сила.
  9. Ассамблея была распущена, а Шарипутта понял, что это и был ответ. Есть вещи, которые невозможно высказать, но можно понять. Истина — одна из таких вещей.
  10. Благословен тот, кто познает их и пребудет в их вере, ибо он унаследует с ними жизнь во веки веков».
  11. Больному следует провести пальцевое исследование прямой кишки.
  12. В XVIII веке до и. э. в Египет вторглись азиатские племена — гиксосы, которые владели страной до 1580 года. Египтяне заимствовали у них боевую колесницу.


Установлена административная ответственность за нарушение правил госрегистрации судов

Д.

8.4. Ответственность за нарушения налогового законодательства

МУРАТОВА

1 февраля вступил в силу Закон, предусматривающий меры административной ответственности за правонарушения в сфере эксплуатации судов. В частности, установлены санкции за нарушение правил регистрации морских судов и судов смешанного плавания. Соответствующие изменения внесены в Кодекс РФ об административных правонарушениях.

1 февраля вступил в силу Федеральный закон от 31.01.2012 N 2-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее — Закон), который устанавливает административную ответственность за ряд нарушений в сфере эксплуатации судов. Одна из наиболее значимых поправок — введение санкций за нарушение правил государственной регистрации судов. Соответствующие положения включены в ст. 19.22 КоАП РФ.

Напомним, что морские суда и суда внутреннего плавания относятся к недвижимому имуществу и согласно ч. 1 ст. 130 ГК РФ подлежат государственной регистрации. Кроме того, обязанность регистрировать морские суда, суда смешанного плавания, а также возникновение, изменение, обременение и прекращение прав на них установлены ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

Однако надлежащее исполнение обязанности по регистрации судов до сих пор не было обеспечено соответствующей санкцией. Так, в ст. 51 Кодекса торгового мореплавания РФ указано, что за уклонение от обязательной регистрации судна, а также за его регистрацию с нарушением установленного порядка нарушитель несет административную ответственность согласно российскому законодательству. Но конкретного наказания ни этой статьей, ни Кодексом РФ об административных правонарушениях не было предусмотрено.

В ст. 22 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ указывается на ответственность за использование незарегистрированного судна, а также за нарушение порядка регистрации. Но и за это конкретных санкций данным Кодексом и другими законами установлено не было.

Что касается Кодекса РФ об административных правонарушениях, он определял, в частности, меры ответственности за управление судном, которое не зарегистрировано в установленном порядке (ст. 11.8). Однако эти санкции были связаны лишь с нарушениями, допущенными при эксплуатации, и не распространялись непосредственно на лиц, которые несут обязанность зарегистрировать судно в соответствующем реестре (например, на собственников).

В судебной практике встречались случаи, когда при нарушении правил регистрации судов применялась ст. 19.21 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за несоблюдение порядка регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 18.03.2011 N 74-АД11-3).

Рассматриваемый Закон устанавливает конкретные санкции за неисполнение обязанностей, связанных с регистрацией судов. В частности, определены следующие действия (бездействие), влекущие административную ответственность:

  • нарушение правил регистрации морских судов либо правил госрегистрации судов смешанного плавания и прав на них;
  • невыполнение собственником или фрахтователем судна в установленный законом срок обязанности по регистрации морского судна или судна смешанного плавания в одном из реестров судов РФ;
  • невыполнение собственником или фрахтователем судна обязанности по информированию органа, в котором зарегистрировано судно, об изменении сведений, вносимых в реестры судов РФ.

За любое из перечисленных нарушений устанавливается штраф, размер которого зависит от субъекта правонарушения:

  • для граждан — 1000 — 2000 руб.;
  • для должностных лиц — 3000 — 4000 руб.;
  • для организаций — 30 000 — 40 000 руб.

Кроме того, Закон определяет, какие должностные лица и госорганы уполномочены рассматривать дела о совершении указанных правонарушений. Такими полномочиями наделяются:

  • руководитель Ространснадзора, его заместители;
  • руководители структурных подразделений и территориальных органов Ространснадзора, их заместители;
  • государственные транспортные инспекторы.

Помимо ответственности за нарушение правил госрегистрации судов Закон вводит в Кодекс РФ об административных правонарушениях несколько составов правонарушений, связанных с эксплуатацией судов. Соответствующие поправки внесены в ст. 11.7 КоАП РФ.

Закон вступил в силу 1 февраля 2012 г. (в день официального опубликования).

Документы:

Федеральный закон от 31.01.2012 N 2-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ.

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ.