Административный регламент ФНС

Содержание

Информирование налогоплательщиков: теория и практика

Среди многих новшеств, введенных в жизнь Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), есть положение, существенно преображающее взаимоотношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. Налогоплательщикам предоставлено право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков. Наряду с этим они имеют право получать от налоговых органов и других уполномоченных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (п.1 ст.21). Чтобы подкрепить это право налогоплательщиков, на налоговые органы возложена обязанность проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (п.1 ст.32).

Безусловно, это — прогрессивные нормы, позволяющие налогоплательщику иметь дело с открытой структурой — налоговыми органами, которые обязаны давать ответ на любой вопрос. Но применение этих норм на практике выявило ряд проблем как правового, так и содержательного характера.

Определение основных понятий

Министром Российской Федерации по налогам и сборам было утверждено Положение об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов (утв. Приказом от 05.05.1999 N ГБ-3-15/120, далее — Положение), которое регламентирует порядок работы налоговых органов с налогоплательщиками. Применение этого Положения показало, что предоставление налоговыми органами информации и разъяснений не всегда удовлетворяет налогоплательщика. Налоговые органы Брянской, Московской, Липецкой областей провели небольшое исследование общественного мнения. По результатам социологического опроса, в целом работой налоговых органов довольны 77% респондентов, однако полнота информации, полученной в налоговых инспекциях, устраивает только 55%. 10% опрошенных высказались в связи с этим за введение платных консультационных услуг.

Оказалось, что неудовлетворенность в большинстве случаев вызвана тем, что налоговые органы и налогоплательщики плохо понимают друг друга по причине непроработанности понятийного аппарата, на котором основана эта деятельность. Неадекватно воспринимаются нормы об информировании иногда и внутри самой налоговой системы. Поэтому требуется разобраться, что понимал законодатель под понятиями "предоставление информации о налогах и сборах", "предоставление разъяснений по вопросам налогов и сборов". И в НК РФ, и в Положении эти два понятия разведены и, как представляется, совершенно обоснованно. Кроме того, есть и еще одно понятие — "консультирование". Именно этим словом налогоплательщики да и налоговые специалисты часто определяют работу по предоставлению информации и разъяснений.

Очевидно, что понятия "информирование и разъяснения" и "консультирование" не совпадают. Но как провести границу между теми действиями, которые налоговые органы обязаны бесплатно совершать по закону, в которых они не вправе отказать налогоплательщику, и теми, которые они совершать не должны и не могут?

Анализ приведенных норм НК РФ позволяет сделать вывод, что налогоплательщику предоставлено право на получение от налоговых органов бесплатной информации по четко очерченному кругу вопросов: а) о действующих налогах и сборах; б) о законодательстве о налогах и сборах (его состав определен ст.1 НК РФ) и иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах; в) о правах и обязанностях налогоплательщиков; г) о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (пп.1 п.1 ст.21). По сути, информирование представляет собой воспроизведение налоговым органом той информации, которая содержится в законодательстве и которую налогоплательщик в принципе может получить самостоятельно. Но, учитывая сложность российской налоговой системы, законом теперь предусмотрено, что такую информацию можно получить в налоговом органе. Она будет выполнять роль определенного путеводителя по "налоговому полю". Одновременно следует отметить, что право на получение информации не выходит за рамки определенных в данной статье вопросов.

В то же время нельзя не отметить, что нормы статьи об обязанностях налоговых органов (ст.32), которые в принципе должны были бы корреспондировать со статьей о правах налогоплательщиков (ст.21), сформулированы несколько иначе. Здесь предусмотрена лишь обязанность налоговых органов бесплатно информировать о действующих налогах и сборах. Все остальные обязанности налоговых органов, очерченные этим пунктом, относятся, скорее, к понятию "разъяснения".

Что же обязаны разъяснять налогоплательщику налоговые органы? Они обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (п.1 ст.32). А каковы права налогоплательщиков? Они вправе "получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах" (п.1 ст.21).

Сравнительный анализ этих положений позволяет утверждать, что содержание разъяснений определяется ст.32, а одна из возможных форм разъяснений (письменная) — ст.21. Кроме того, указание о "бесплатности" может быть отнесено только к информированию.

Содержание разъяснений, предусмотренных ст.32, также нуждается в детальном разборе. Что подразумевается под "разъяснением по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов"? Ответ на этот вопрос мы получим, если выясним значение понятия "применение законодательства".

В теории права под применением права понимают такую форму его реализации, которая осуществляется от имени государства его органами или должностными лицами. Субъект применения права — всегда государственный орган; гражданин или негосударственная организация применять право не могут, они его соблюдают, используют или исполняют. Таким образом, применение права — это вид государственной деятельности, который может носить только властный характер. Еще одна отличительная особенность правоприменения — осуществление его в рамках строго установленной процедуры, а значит, в определенном порядке, в определенной последовательности, с вынесением решения в определенной форме.

Отсюда следует, что разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах — это разъяснения по вопросам реализации прав и обязанностей в области налогов и сборов теми государственными органами, которые в соответствии с НК РФ являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе налоговыми органами. Следовательно, при разъяснении (даже по конкретной предложенной налогоплательщиком ситуации) налоговые органы вправе ограничиться указанием на те действия, которые налоговые органы должны или могут произвести, с правовым обоснованием этих действий. Данная норма НК РФ не обязывает налоговые органы консультировать налогоплательщиков, давать им рекомендации и советы на тему, "как мне поступить в такой — то ситуации?".

Аналогична ситуация и с разъяснениями о порядке исчисления и уплаты налогов. Эта норма тесно связана с требованием об установлении в законодательстве обязательных элементов налогообложения, в числе которых порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога (а также сбора). Поскольку налог не может считаться установленным до тех пор, пока в законе не определены эти элементы, разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов так или иначе становятся разъяснениями о применении законодательства о налогах и сборах, а значит, к ним применимо все вышесказанное.

Но у разъяснений о порядке исчисления и уплаты налогов есть еще один аспект. Согласно п.2 ст.4 НК РФ приказы, инструкции, методические рекомендации не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. Не являясь актами законодательства, подобные акты рассматриваются как разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов, имеющие письменную форму. Следовательно, такие акты соответствуют как ст.21, так и ст.32 НК РФ в части содержания и формы разъяснений.

Понятие консультирования также нуждается в уточнении. Правда, при разработке проектов нормативных актов о налоговом консультировании оказалось, что определить эту деятельность не так-то просто — она очень комплексная и емкая, но ряд основных черт выделить все же можно. Прежде всего ясно, что это — деятельность субъектов, отличных от налоговых органов. По содержанию она должна быть шире, чем деятельность по информированию и даче разъяснений, следовательно, должна включать анализ конкретной ситуации клиента с изучением полного комплекта документов и дачу на его основе рекомендаций налогоплательщику.

Бесплатные консультации у налоговиков. Минфин утвердил регламент

При этом налогоплательщик должен получить полное представление о ситуации с изложением последствий в случае любого предложенного ему способа действий. Вероятно, консультирование может быть определено как деятельность любых не зависимых от налоговых органов субъектов по даче рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков.

Таким образом, нам представляется достаточно обоснованным вывод, что отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами не могут выходить за рамки, очерченные НК РФ, а именно: налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу и информировать по строго определенному кругу вопросов, но они не должны и не вправе консультировать.

Положение регулирует порядок выполнения налоговыми органами обязанностей по предоставлению налогоплательщикам информации по вопросам налогов и сборов, а также разъяснений по применению законодательства о налогах и сборах. Учитывая, что предоставление информации и предоставление разъяснений не являются единым действием, в Положении они регламентируются отдельно.

Предоставление налогоплательщикам информации

Информацию по вопросам налогов и сборов предоставляет любой налоговый орган, в который обратился налогоплательщик, за исключением случаев, когда у данного налогового органа отсутствует запрашиваемая информация. Информация, содержащаяся в актах с грифами "Особой важности", "Совершенно секретно", "Для служебного пользования", "Не для печати", предоставляется в случаях, объеме и порядке, исключающих разглашение сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера. Информация, затрагивающая непосредственно права, свободы и законные интересы конкретного, поименованного в тексте налогоплательщика, предоставляется только этому налогоплательщику или его уполномоченному представителю. Информация, касающаяся прав и обязанностей налоговых органов и их должностных лиц, предоставляется только в случае и в части, непосредственно затрагивающих права, свободы и законные интересы данного налогоплательщика. Информация о действующих опубликованных правовых актах предоставляется в части названия акта, его реквизитов, источника его официального опубликования. Информация по вопросам налогов и сборов может предоставляться налоговыми органами для общедоступного ознакомления в местах нахождения налоговых органов с использованием устных объявлений, информационных стендов, табло и иных технических средств, применяемых для распространения информации.

Прежде всего обращает на себя внимание вопрос о конкретном налоговом органе, в который вправе обращаться налогоплательщик. В соответствии с п.1 ст.21 НК РФ информацию по вопросам налогов и сборов налогоплательщик вправе получать от налоговых органов по месту учета. Положение предусматривает, что информацию по вопросам налогов и сборов предоставляет любой налоговый орган, в который обратился налогоплательщик, за исключением случаев, когда у данного налогового органа отсутствует запрашиваемая информация. Расхождение заметить нетрудно, но противоречие здесь есть только на первый взгляд. Если проанализировать другие нормы Положения, то станет ясно, что в нем сделана попытка регламентировать не только порядок предоставления информации, предусмотренной НК РФ, но и иной информации, имеющейся в налоговых органах. В основном предметом интереса оказывается информация о налогоплательщиках. На практике налогоплательщики, конечно, получают информацию в налоговых органах по месту учета, когда их интересуют налогообложение, порядок уплаты налогов, декларирования и т.п. Но налоговые органы могут передавать налогоплательщикам и иную информацию: о самих налогоплательщиках, о перечне ИНН или ИНН конкретного налогоплательщика, сведения об имуществе физических лиц и о связанных с ним налоговых расчетах, копии актов налоговых проверок и решений по ним и др. (Регламент ведения информационного обмена налоговыми органами в Российской Федерации, утвержденный МНС России 11.05.1999 и направленный Письмом МНС России от 15.06.1999 N ВНК-6-24/479). Если интересующей налогоплательщика информацией располагает иной налоговый орган (не по месту учета), то налогоплательщик вправе обратиться туда.

Большое значение имеют вопросы информационной безопасности при предоставлении налогоплательщикам информации. Охране при этом подлежат как государственные и служебные интересы, так и интересы самих налогоплательщиков. На это направлены ограничения по порядку и объему предоставления некоторых категорий информации.

Информация, которой располагают налоговые органы, делится на массовую информацию и информацию с ограниченным доступом. К массовой информации относится информация, которую налоговые органы предоставляют в соответствии с п.1 ст.21 НК РФ. Информация с ограниченным доступом может быть отнесена к государственной тайне, служебной тайне, а также налоговой тайне. У этих видов информации различный режим доступа. Массовую информацию вправе без ограничений получать любой, иная информация предоставляется в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Особое внимание при этом уделяется охране информации, полученной от налогоплательщиков, — документам, необходимым при постановке на учет, для исчисления и уплаты налогов; налоговым декларациям; сведениям об открытии и закрытии счетов, о несостоятельности (банкротстве), реорганизации и т.п. Такие сведения являются налоговой тайной, соблюдать которую налоговые органы обязаны в силу закона. Именно с этим связано ограничение по кругу лиц, которым предоставляется информация, связанная с конкретным налогоплательщиком.

Отказ в предоставлении налогоплательщику запрошенной информации правомерен, когда в налоговом органе отсутствует запрошенная информация, например, в случае, когда в налоговой инспекции запрашиваются нормативные акты государственных внебюджетных фондов или практика их применения. В подобной ситуации налоговый орган должен сообщить, куда, по его мнению, налогоплательщику следует обратиться за интересующими его сведениями.

Предоставление письменных разъяснений

Процедура предоставления письменных разъяснений по вопросам налогов и сборов имеет свои особенности. Налогоплательщик и его уполномоченный представитель имеют право обратиться в налоговый орган с письменным запросом по вопросам применения законодательства о налогах и сборах и порядка исчисления и уплаты им налогов и сборов. В письменном запросе должна содержаться подробная информация о его предмете. К запросу должны прилагаться все имеющиеся у налогоплательщика документы, относящиеся к запросу, а также материалы, позволяющие идентифицировать предмет запроса. Письменный запрос должен быть подписан физическим лицом, руководителем или иным уполномоченным лицом организации с указанием фамилии, имени, отчества и содержать данные соответственно о месте жительства физического лица или месте нахождения организации. Письменный запрос, не отвечающий этим требованиям, не рассматривается.

В случае непредставления необходимых материалов, что не позволяет налоговому органу дать полный ответ на заданный вопрос, налоговый орган просит предоставить необходимые дополнительные материалы, документы, информацию. Запрос остается без ответа, если налогоплательщик отказывается содействовать налоговому органу. Срок рассмотрения запроса один месяц, но при необходимости срок может быть продлен еще на 1 месяц. Ответ на запрос дается в письменном виде, причем к письменному ответу приравнивается ответ, данный с использованием любых современных средств связи: телефонограммы и т.п.

Ю.Матюшенкова

Советник налоговой службы

I ранга

"СООБЩЕНИЕ" Управления ФНС по Архангельской области и НАО от 24.06.2008 "Об АДМИНИСТРАТИВНОМ РЕГЛАМЕНТЕ ФНС РОССИИ"

Архив

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ и НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

<СООБЩЕНИЕ>

от 24 июня 2008 года

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ РЕГЛАМЕНТЕ ФНС РОССИИ

24 мая 2008 года вступил в силу Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения. Подробнее об этом мы попросили рассказать заместителя руководителя Управления ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу — советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Жанну Анатольевну Полякову.

Жанна Полякова: Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н и зарегистрированный в Минюсте России 14.04.2008 N 11521, — это еще одно доказательство того, что Минфин и ФНС России делают все, чтобы диалог между налогоплательщиком и инспектором был конструктивным, а общение с посетителями необременительным.

Административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения государственной функции, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и их должностных лиц.

Вопрос: Не секрет, что в период сдачи отчетности в инспекциях бывают очереди. Что делается для того, чтобы их сократить и улучшить обслуживание налогоплательщиков?

Ответ:

Теперь согласно новому документу налоговым инспекторам придется работать и четче, и оперативнее. По сути дела, регламент — четкая инструкция, которой должен следовать каждый представитель территориальных налоговых органов. Административный регламент разработан в целях создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Если говорить непосредственно о приеме налогоплательщиков, то могу сказать, что прием налогоплательщиков будет осуществляться ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, без обеденного перерыва. Максимальное время ожидания в очереди — 30 минут.

Service Temporarily Unavailable

Правда, в случае необходимости, а такое случается в последний день срока сдачи налоговой отчетности, например, в период декларационной кампании, руководство инспекции вправе определить иное время ожидания с учетом имеющихся ресурсов, но не более двух часов.

Также хочу добавить, что ответить налогоплательщику на письменное обращение налоговые органы обязаны в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения в налоговой инспекции.

Административный регламент призван улучшить взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками. и хотя он не содержит новых норм (все, что есть в Регламенте, уже установлено законодательством), тем не менее, главное предназначение этого документа — помочь налогоплательщиками ориентироваться в действиях налоговых органов.

Вопрос: А есть ли какие-то критерии, ограничения, которые могут не позволить налогоплательщику получить информацию в налоговой службе?

Ответ:

Да, такие ограничения есть, их всего восемь. Информирование налогоплательщиков или их представителей, в частности, не осуществляется, если данный вопрос не относится к компетенции налоговых органов, если запрашиваемые сведения носят государственную тайну или это информация конфиденциального характера. Это нам запрещено законодательством.

Нередко бывает и так: запрос пришел в инспекцию без подписи и указания фамилии, имени, отчества физического лица и его почтового адреса для ответа, без указания полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, подписи и указания фамилии, имени, отчества руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего или подписавшего обращение, без печати и не на бланке организации. Ему будет отказано в получении информации. Не будут рассматриваться и дубликатные обращения, направленные в различные органы власти и на которые нами уже был направлен ответ. И, разумеется, не будут рассматриваться письма, не поддающиеся прочтению или содержащие оскорбительные, а порой и нецензурные выражения.

Во всех остальных случаях налогоплательщик вправе получить интересующую его информацию. Считаю, что Административный регламент поможет улучшить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами. Выполнение Регламента нами будет контролироваться через анкетирование и социологические опросы налогоплательщиков, которые мы проводим два раза в год. Ведь работа налоговых органов оценивается не только по объему поступивших налогов и сборов, но и по отсутствию претензий к их работе со стороны налогоплательщиков, оперативности рассмотрения поступивших запросов и иным качественным показателям. и мы будем к этому стремиться.

12. Последовательность действий должностных лиц налоговых

органов при публичном информировании налогоплательщиков

6) Развитие системы обслуживания налогоплательщиков.

Административная процедура по публичному информированию налогоплательщиков осуществляется в следующих формах:

1) размещение информации на официальных Интернет-сайтах ФНС России, управлений ФНС России;

2) размещение информации в опубликованных официальных изданиях налоговых органов, СМИ;

3) размещение информации на информационных стендах налоговых органов;

4) проведение с налогоплательщиками семинаров, "круглых столов" и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий.

66. Публичное информирование налогоплательщиков осуществляется по инициативе налоговых органов.

67. Публичное информирование налогоплательщиков осуществляют должностные лица структурного подразделения налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, должностные лица структурного подразделения налогового органа, ответственного за размещение информации в СМИ.

68. Должностные лица, ответственные за исполнение государственной функции, при публичном информировании налогоплательщиков обязаны:

1) обеспечивать налогоплательщиков материалами публичного информирования и сведениями в соответствии с пунктом 22 настоящего Административного регламента;

2) поддерживать в актуальном состоянии материалы на официальных Интернет-сайтах ФНС России, управлений ФНС России, информационных стендах (стойках) налоговых органов;

3) проводить анализ актуальных и проблемных вопросов, определять тематику семинаров, "круглых столов" и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий для налогоплательщиков.

69. В целях проведения анализа актуальных и проблемных вопросов должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, ежемесячно формирует типовые вопросы налогоплательщиков на основании обращений налогоплательщиков (их представителей) лично в устной форме или по телефону справочной службы и направляет их начальнику (заместителю начальника) своего структурного подразделения налогового органа.

70. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по представлению начальника (заместителя начальника) структурного подразделения налогового органа, ответственного за исполнение государственной функции, принимает решение о подготовке типовых ответов на соответствующие вопросы налогоплательщиков (их представителей) и размещении информационных материалов на официальных Интернет-сайтах управлений ФНС России, в публикуемых официальных изданиях налоговых органов, СМИ.

71. Конечным результатом исполнения административной процедуры по публичному информированию налогоплательщиков являются проведение налоговыми органами информационно-просветительских и обучающих мероприятий и представление налогоплательщикам (их представителям) соответствующей информации.

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ

ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И НЕНЕЦКОМУ АВТОНОМНОМУ ОКРУГУ

<СООБЩЕНИЕ>

от 24 июня 2008 года

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ РЕГЛАМЕНТЕ ФНС РОССИИ

24 мая 2008 года вступил в силу Административный регламент Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения. Подробнее об этом мы попросили рассказать заместителя руководителя Управления ФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу — советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Жанну Анатольевну Полякову.

Жанна Полякова: Административный регламент, утвержденный Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н и зарегистрированный в Минюсте России 14.04.2008 N 11521, — это еще одно доказательство того, что Минфин и ФНС России делают все, чтобы диалог между налогоплательщиком и инспектором был конструктивным, а общение с посетителями необременительным.

Административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения государственной функции, создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и их должностных лиц.

Вопрос: Не секрет, что в период сдачи отчетности в инспекциях бывают очереди. Что делается для того, чтобы их сократить и улучшить обслуживание налогоплательщиков?

Ответ:

Теперь согласно новому документу налоговым инспекторам придется работать и четче, и оперативнее. По сути дела, регламент — четкая инструкция, которой должен следовать каждый представитель территориальных налоговых органов. Административный регламент разработан в целях создания комфортных условий для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Если говорить непосредственно о приеме налогоплательщиков, то могу сказать, что прием налогоплательщиков будет осуществляться ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, без обеденного перерыва.

Информирование налогоплательщиков: теория и практика

Максимальное время ожидания в очереди — 30 минут. Правда, в случае необходимости, а такое случается в последний день срока сдачи налоговой отчетности, например, в период декларационной кампании, руководство инспекции вправе определить иное время ожидания с учетом имеющихся ресурсов, но не более двух часов.

Также хочу добавить, что ответить налогоплательщику на письменное обращение налоговые органы обязаны в течение 30 календарных дней со дня регистрации обращения в налоговой инспекции.

Административный регламент призван улучшить взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками. И хотя он не содержит новых норм (все, что есть в Регламенте, уже установлено законодательством), тем не менее, главное предназначение этого документа — помочь налогоплательщиками ориентироваться в действиях налоговых органов.

Вопрос: А есть ли какие-то критерии, ограничения, которые могут не позволить налогоплательщику получить информацию в налоговой службе?

Ответ:

Да, такие ограничения есть, их всего восемь. Информирование налогоплательщиков или их представителей, в частности, не осуществляется, если данный вопрос не относится к компетенции налоговых органов, если запрашиваемые сведения носят государственную тайну или это информация конфиденциального характера. Это нам запрещено законодательством.

Нередко бывает и так: запрос пришел в инспекцию без подписи и указания фамилии, имени, отчества физического лица и его почтового адреса для ответа, без указания полного наименования организации, ИНН, ее почтового адреса, подписи и указания фамилии, имени, отчества руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего или подписавшего обращение, без печати и не на бланке организации. Ему будет отказано в получении информации. Не будут рассматриваться и дубликатные обращения, направленные в различные органы власти и на которые нами уже был направлен ответ. И, разумеется, не будут рассматриваться письма, не поддающиеся прочтению или содержащие оскорбительные, а порой и нецензурные выражения.

Во всех остальных случаях налогоплательщик вправе получить интересующую его информацию. Считаю, что Административный регламент поможет улучшить взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами. Выполнение Регламента нами будет контролироваться через анкетирование и социологические опросы налогоплательщиков, которые мы проводим два раза в год. Ведь работа налоговых органов оценивается не только по объему поступивших налогов и сборов, но и по отсутствию претензий к их работе со стороны налогоплательщиков, оперативности рассмотрения поступивших запросов и иным качественным показателям. И мы будем к этому стремиться.

Какие разъяснения по налогам считать официальными?

Бесплатное информирование налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве РФ о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц

Название услуги: бесплатное информирование налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве РФ о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Как получить услугу:

1. Обратиться в Центр государственных и муниципальных услуг «Мои Документы».

2. Обратиться в Межрайонную ИФНС России №22 по Московской области по адресу:

Стоимость оказания услуги:

Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.

Кто может получить услугу:

— физические лица;

— юридические лица.

При получении услуги Заявитель должен представить следующие документы:

-запрос на предоставление информации (рекомендованная форма приведена в приложении №6 к Административному регламенту, утвержденному Приказом Минфина России от 02.07.2012 №99н)

Основание для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги является:

— для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем — отсутствие подписи;

— для индивидуального предпринимателя — отсутствие в запросе:

а) указания полной фамилии, имени, отчества;

б) указания ИНН;

в) указания почтового адреса заявителя;

г) подписи и указания фамилии и инициалов физического лица — представителя ИП и подписавшего запрос.

— непредставление уполномоченным представителем заявителя документов, подтверждающих в установленном порядке его полномочие на представление соответствующего запроса на бумажном носителе;

— отсутствие у лица, подписавшего запрос, полномочий обращаться в налоговый орган для получение информации о заявителе;

— представление запроса, текст которого не поддается прочтению.

Сроки оказания услуги:

Срок предоставления государственной услуги составляет 30 дней со дня регистрации заявления.

Заявление, представленное на бумажном носителе в  МФЦ, регистрируется в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления в Управление.

Результат предоставления услуги:

— индивидуальное информирование в письменной форме по существу письменных запросов;

— отказ в выдаче справки.