Административный регламент регистрация по месту жительства

Документ

Приказ МВД от 31.12.2017 № 984

17.04.2018 вступил в силу Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и месту жительства. Необходимость принятия нового регламента продиктована тем, что ранее функции упраздненной Федеральной миграционной службы перешли к МВД России. Одновременно с принятием нового регламента утратил силу ранее действовавший регламент, утв. приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288.

Порядок регистрации по месту жительства и месту пребывания не претерпел существенных изменений. Главное новшество в том, что теперь услугу регистрации оказывают подразделения по вопросам миграции органов МВД, а не ФМС, как это было ранее. Таким образом, нормы приведены в соответствие с фактическим положением дел, поскольку МВД выполняет эту функцию с 01.06.2016.

По новому регламенту регистрацию можно оформить не только в территориальных органах МВД, но и через Единый портал госуслуг или Многофункциональный центр. Регламентом утверждены обновленные формы заявлений о регистрации и других необходимых документов.

В новом регламенте определены сроки предоставления услуги регистрации. С момента подачи документов до момента регистрации не должно пройти более 6 календарных дней. Если документы подаются через портал госуслуг, регистрация осуществляется в срок не позднее 8 рабочих дней.

Нередко граждане и, более того, органы государственной власти, обращаются за справками и выписками из домовых книг о проживающих в определенной квартире членах семьи либо о зарегистрированных в помещении по определенному адресу. Чаще всего речь идет о так называемой «Справке с места жительства». Разберемся, законны ли требования о предоставлении таких справок.

Основными актами, регламентирующими процедуру выдачи соответствующих справок, являются:

1) Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (далее — Правила № 713).

2) Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984 (Зарегистрировано в Минюсте России 05 апреля 2018 г. № 50635) (далее — Административный регламент).

Обращаем внимание, что Приказ ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» с 16 апреля 2018 г. утратил силу и с 17 апреля 2018 г. применяется Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. № 984.

Справки о зарегистрированных гражданах

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.

В соответствии с п. 2 Правил № 713 органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным Правилами № 713 (п. 4 указанных Правил № 713). Согласно перечню, к таким ответственным относятся:

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.

2. Собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации.

3. Уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами.

4. Уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг.

Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2014 г. № 809 изменено наименование перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. До внесения изменений он именовался — перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. С 2014 г. указанные в перечне организации самостоятельно регистрацию не осуществляют, осталась только обязанность передавать имеющиеся у них сведения в установленный законом срок.

Таким образом, собственники, самостоятельно управляющие своими домами, ТСЖ, ЖСК, УО (далее — управляющие организации) являются ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации. Управляющие организации не осуществляют регистрационный учет, а выполняют своеобразную роль посредников между гражданами и органом регистрационного учета. Управляющие организации не обладают информацией обо всех зарегистрированных гражданах и снятых с регистрации, поскольку регистрация возможна и через иные организации (непосредственно через регистрирующий орган, МФЦ, отделы вселения и регистрационного учета, жилищные агентства и др.). Предоставление справок в таком случае будет носить явно недостоверный характер.

Данный вывод подтверждает и анализ норм Административного регламента.

Так, п. 23 Административного регламента установлено, что государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации. Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется органами регистрационного учета.

В соответствии с п. 24 Административного регламента в предоставлении государственной услуги принимают участие лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, многофункциональные центры при наличии соответствующего соглашения о взаимодействии, и организации федеральной почтовой связи.

Основанием для начала административной процедуры является подача лично заявителем заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета и прилагаемых документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформленных надлежащим образом на бумажном носителе ответственному лицу с представлением документов, предусмотренных пунктами 40, 41, 44-50 Административного регламента (п. 90 Административного регламента).

Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются ответственному лицу либо в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения за исключением случая, предусмотренного подпунктом 54.1 пункта 54 Административного регламента (п. 92 Административного регламента).

Отметим, что после приема у гражданина подготовленного комплекта документов ответственные лица обязаны в течение трех календарных дней передать их в орган регистрационного учета (пп. 93.4 п. 93 Административного регламента). Управляющая организация не подготавливает документы на регистрацию (снятие с учета), она их только принимает и передает.

Заявления о регистрации, снятии с регистрационного учета представляются в орган регистрационного учета по месту нахождения жилого помещения п. 92 Административного регламента.

Особое внимание обратим на то, что в соответствии с Административным регламентом с 17 апреля 2018 г. отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9). Следовательно, к компетенции управляющих организаций не относится ведение книг регистрационного учета, домовых книг (которые отменены), выдача справок и иных документов, касающихся регистрации граждан Российской Федерации.

Вместо форм 9,10,11 выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания (формы 8 и 3).

Соответственно, нотариусы, банки и иные органы не могут больше требовать подобные справки, поскольку выдать их НЕКОМУ.

Что делать с имеющимися домовыми (поквартирными книгами), карточками законодатель прямо не указывает. В связи с отсутствием возможности вести учет и выдавать справки, логичным предполагается передача домовых (поквартирных) книг в архивы.

Вывод

Есть сотрудники государственных органов, которые работают «ПО СТАРИНКЕ», не следя за изменениями в законодательстве. Справки, выданные неуполномоченной организацией, информацию достоверно подтвердить не могут, а в случае их выдачи являются недействительными.

Соответственно, справки о регистрации по месту жительства (пребывания), о составе семьи (ранее — справки по форме № 9, 10) и иные подобные справки Законом не предусмотрены, а требования граждан, организаций и государственных органов об их предоставлении незаконны.

Кроме того, 01 ноября 2016 года, правительство РФ, распоряжением № 2326 утвердило перечень из 85 видов документов и сведений, которые есть в распоряжении у органов государственной власти, которые могут потребоваться государственным учреждениям при предоставлении гражданам государственных услуг и которые запрещено требовать у заявителей.

К таким сведениям, кроме прочего относятся, сведения о регистрации по месту жительства и месту пребывания гражданина Российской Федерации (п. 12, 13 Распоряжения Правительства РФ от 1 ноября 2016 г. № 2326-р).

Начальник отдела
Аршинова Г.Н.

16.05.2018

МВД утвердило новый регламент по регистрационному учету граждан

Приказом МВД России от 31.12.2017 г. № 984 утвержден новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который вступил в силу с 17.04.2018 г.

Согласно регламенту регистрационным учетом граждан РФ занимаются подразделения по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях. Ранее данные функции выполняла ФМС России.

Заявителями выступают лица, достигшие 14-летнего возраста, а в отношении граждан до 14 лет и недееспособных (ограниченно дееспособных) — один из их родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.

Подать заявление на регистрацию можно в подразделениях МВД, в МФЦ или через портал Госуслуг.

Заявление о регистрации должно быть заполнено на компьютере или же от руки разборчиво печатными буквами, чернилами черного или синего цвета. Не допускается исправление ошибок путем зачеркивания либо с помощью корректирующих средств.

Установлены сроки осуществления регистрационного учета, в том числе при подаче документов через МФЦ и портал Госуслуг.

В новом регламенте предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

— нарушение установленных требований к форме и содержанию заявления о регистрации, в том числе, если текст заявления о регистрации не поддается прочтению;

— отсутствие документов, обязательное представление которых предусмотрено Административным регламентом.

Также в регламенте имеются основания для приостановления предоставления государственной услуги – неявка заявителя в течение трех календарных дней после его приглашения на прием с оригиналами документов, если заявление о регистрации, заявление о снятии с регистрационного учета по месту жительства или заявление о снятии с регистрационного учета по месту пребывания подавалось через портал Госуслуг.

Приказ ФМС России от 11.09.2012 № 288, которым был утвержден ранее действовавший административный регламент по регистрационному учету граждан, признан не подлежащим применению.

Дополнительную информацию по данной услуге можно получить по телефону: +7 (4912) 55-50-55.