Агломерация и мегаполис

Современный город — это уже не изолированное поселение, с четко определенными границами и ориентированное на местные связи, а сложное городское образование, динамично развивающееся и имеющее пространственные различия. Крупные и сверхкрупные города всегда расположены в окружении более мелких населенных пунктов городского типа. Такие города, как правило, состоят из крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер) и пригородной периферийной зоны, в которой может быть расположено большое количество населенных пунктов, объединенных многообразными интенсивными связями (производственно-технологическими, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными и т.д.) в сложную многокомпонентную систему. Такую компактную пространственную группировку поселений (главным образом городских) называют городской агломерацией или просто агломерацией. По мнению Ш. Э. Корбюзье: «Агломерации включают в себя все территории, на которых расположены земли, обслуживающие жизненные функции основного градообразующего ядра».

Агломерация — это не один город, но скопление поселений, каждое из которых выполняет вполне определенные функции в единой системе расселения.

Принято выделять:

  • 1) моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, который доминирует среди всех остальных поселений и по своему размеру и экономическому потенциалу и намного превосходит их;
  • 2) полицентрические агломерации, имеющие несколько взаимосвязанных городов-центров (ядер), более или менее одинаковых по размеру и значимости, при отсутствии явно доминирующего города.

Большинство городских агломераций в мире — моноцентрические. По- лицентрических агломераций значительно меньше, и часто они называют ся конурбациями. Наиболее значительные конурбации сформировались в Европе. Это: Рурская (Германия), Ранстад Холланд (Нидерланды), Верхне-Силезская (Польша), Донецко-Макеевская (Украина). В России поли- центрической агломерацией может считаться Новокузнецкая, расположенная в Кемеровской области.

Критерии, при которых населенные пункты выделяются в качестве единой агломерации, в разных странах различны. Но основными критериями объединения городов и поселений в одну агломерацию являются:

  • • непосредственное примыкание густонаселенных территорий (городов, поселков, поселений) к основному городу (ядру агломерации) без существенных разрывов в застройке;
  • • площадь застроенных (урбанизированных) территорий в агломерации превышает площадь сельскохозяйственных угодий и лесов;
  • • массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции) затрагивают не менее 10—15% от числа трудоспособного населения, проживающего в периферийных городах и поселениях агломерации и работающего в центре основного города.

Плотность населения внутри агломерации значительно, порой в десятки и сотни раз, превышает менее заселенную округу за ее пределами.

При этом при определении агломерации не учитывается существующее административно-территориальное деление и непосредственное расстояние между населенными пунктами, если это не влияет на вышеуказанные факторы, определяющие агломерацию.

На начало 2016 г. на Земле насчитывалось 1022 агломераций с численностью населения более 500 тыс. человек, в которых проживает 53% горожан (или 29% всего населения планеты). 79 агломераций являются местом жительства более 5 млн человек, 36 — более 10, 19 — более 15. В каждой из 12 крупнейших мировых агломерациях живут более 20 млн человек1 (табл. 9.2).

Таблица 9.2

Крупнейшие агломерации на Земле

с численностью жителей более 10 млн человек (по состоянию на 2016 г.)2

Агломерация (главный город)

Численность населения, млн человек

Другие наиболее крупные города в составе агломерации

Государство

Токио

37,8

Йокогама, Кавасаки, Сайтама

Япония

Джакарта

31,3

Бекаси, Богор, Деиок, Тангеранг

Индонезия

Дели

25,7

Фаридабад, Газиабад

Индия

Сеул

23,6

Пучхон, Инчхон, Сувон, Соннам, Коян

Южная Корея

п/п

Агломерация (главный город)

Численность населения, млн человек

Другие наиболее крупные города в составе агломерации

Государство

Манила

22,9

Калукан, Кесон-Сити

Филиппины

Мумбай

22,9

Бхиванди, Кальян, Тхане, Улхаснагар

Индия

Карачи

22,8

Пакистан

Шанхай

22,7

Китай

Нью-Йорк

20,7

Ньюарк, Патерсон

США

Сан-Паулу

20,6

Гуарульюс

Бразилия

Пекин

20,4

Китай

Мехико

20,2

11есауалы

Мексика

Гуанчжоу

18,8

Фошань

Китай

Осака

17,0

Кобе, Киото

Япония

Москва

16,6

Россия

Дакка

16,2

Бангладеш

Каир

15,9

Эль-Гиза, Хслуан, Шубра-аль-Хайма

Египет

Бангкок

15,3

Таиланд

Лос-Анджелес

15,1

Риверсайд, Анахайм

США

Калькутта

14,8

Хаура

Индия

Буэнос-Айрес

14,3

Сан-Хусто, Ла-Плата

Аргентина

Тегеран

13,7

Керсдж

Иран

Стамбул

13,5

Турция

Лагос

12,8

Нигерия

Шэньчжэнь

12,2

Китай

Рио-де-Жанейро

11,8

Нова-Игуасу, Сан-Гон- салу, Дуки-ди-Кашиас

Бразилия

Киншаса

11,4

Демократическая

Республика

Конго

Тяньцзинь

11,3

Китай

Лима

11,0

Перу

Париж

10,9

Франция

Чэнду

10,7

Китай

Лахор

10,4

Пакистан

Лондон

10,4

Великобритания

Бангалор

10,2

Индия

Хошимин

10,1

Вьетнам

Нагоя

10,0

Япония

В отличие от ряда зарубежных стран в Российской Федерации официальный статистический учет агломераций не ведется, а все экспертные оценки состава и численности агломераций существенно разнятся.

В России на законодательном уровне нет четкого определения агломерации. Считается, что группа поселений образует городскую агломерацию, если население наибольшего из образующих ее городов-ядер составляет более 100 тыс. человек, а в пределах полуторачасовой транспортной доступности от него расположено как минимум два города (или поселка городского типа), тяготеющих к центру1. Количественными характеристиками выделения агломераций при этом являются численность населения и территория, качественной — уровень развития.

В России, как и в остальном мире, преобладают моноцентрические агломерации, характеризуемые высокой степенью индустриализации, концентрацией транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры. Большинство российских агломераций являются центрами социально-экономического развития и притяжения для окружающих регионов.

Сегодня в России насчитывается более грех десятков агломераций, из которых к наиболее крупным можно отнести только две — Московскую и Санкт-Петербургскую.

Московская агломерация — крупнейшая в России. Она является основой формирующегося «центрального мегалополиса», межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения центральной части страны и всей России. В Московскую агломерацию с населением (по разным оценкам) от 14,7 до 17,3 млн человек входит более 50 городов, в том числе 15 с населением свыше 100 тыс. человек. Площадь агломерации, включающей непосредственно Москву и ее пригородную зону в радиусе 60—70 км, составляет 13,5 тыс. кв. км. Особенностями Московской агломерации является то, что она более чем в два раза превосходит по численности населения следующую за ней Санкт-Петербургскую агломерацию, и то, что в ней резко доминирует ядро, — следующие по размеру города-спутники уступают Москве более чем в 50 раз.

Санкт-Петербургская агломерация также является моноцентрической и занимает не только всю территорию Санкт-Петербурга как субъекта РФ , но и часть территории Ленинградской области. Агломерация простирается на 50 км от центра Санкт-Петербурга и ее площадь составляет около 11,6 тыс. кв. км. Численность населения Санкт-Петербургской агломерации равна, но разным подсчетам, от 5,5 до 6,2 млн человек, из которых 4,5 млн проживает в городском ядре.

Кроме Московской и Санкт-Петербургской, крупными (для России) агломерациями с численностью населения более 2 млн человек являются I:катеринбургская, Самарско-Тольяттинская, Ростовская, 11ижегородская, Новосибирская. Из 22 российских агломераций с численностью населения более 1 млн человек семь образованы не городами-миллионерами. Это Саратов, Краснодар, Иркутск, Владивосток, Новокузнецк, Набережные Челны, Тула.

Крупнейшие города мира и образуемые ими агломерации сильно отличаются друг от друга, и эти различия обусловлены не только численностью населения. Тип и характер застройки селитебных территорий1, половозрастная, этническая и социальная структура населения, уровень развития транспортной и инженерной инфраструктуры и многие другие характеристики затрудняют сравнение таких различных городов, как Калькутта и Лондон или Пекин и Нью-Йорк. Но все же размер имеет значение.

В настоящее время наиболее крупной формой расселения, образующейся при срастании большого количества соседних городских агломераций, является мегалополис {мегаполис) . Не поглощая входящие в него агломерации, мегалополис является формой расселения более высокого иерархического уровня. Мегалополис не представляет собой сплошной городской застройки — примерно 90% его площади занимают открытые пространства. Тем не менее мегалополису присуще внутреннее единство, связанное с взаимным дополнением входящих в него агломераций, высокой интенсивностью внутренних связей и использованием единой инфраструктуры.

В современном значении термин «мегалополис» впервые был введен в научный оборот французским исследователем 3. Ж. Готтманном, который выделил следующие особенности данной формы городского расселения:

  • • многоядерное образование, в котором проживает более 25 млн человек;
  • • высокая плотность населения, превышающая 250 чел/кв. км;
  • • развитая инфраструктурная составляющая;
  • • наличие незастроенных пространств;
  • • торговый, культурный, технологический и популяционный стержень территории .

Информация для размышления

Сегодня в мире насчитывают шесть сформировавшихся мегалополисов, три из которых находятся в Северной Америке, два — в Европе и один — в Японии. В настоящее время в Китае — в дельте Янцзы и в дельте Чжуцзян (Жемчужной реки) — формируются еще два мегалополиса, которые в ближайшие годы обгонят по численности остальные мегалополисы мира. Для ряда развивающихся стран, таких как Индия, Бразилия, Индонезия, Пакистан, характерны скопления агломераций, по многим признакам напоминающих мегалополисы. По, по мнению ряда исследователей, отсутствие развитой инфраструктурной составляющей не позволяет отнести эти городские образования к мегалополисам, определяя их как падагломерационпые структуры’.

Крупнейший мегалополис США Босваги протянулся на 750 км вдоль Атлантического побережья северо-востока страны от Бостона до Вашингтона (но начальным слогам которых и получил название) и включает в себя

40 агломераций, крупнейшими из которых являются Бостон, Нью-Йорк, Филадельфия, Балтимор, Вашингтон. Общая численность населения мегалополиса — порядка 45 млн человек (почти 15% населения США). Площадь Босваша составляет около 110 тыс. кв. км. Здесь расположено 25% промышленных предприятий США.

Мегалополис Чините (другое наименование — Приозерный), названный как сокращение имен агломераций Чикаго и Питсбурга, расположен в районе Великих озер и имеет трансграничный характер — большая часть площади и населения размещается на территории США (штаты Висконсин, Иллинойс, Индиана, Мичиган, Огайо, Пенсильвания), меньшая — в Канаде (провинция Онтарио). Состоит из 35 агломераций, крупнейшими из которых являются: Чикаго (2800 тыс. человек), Детройт (920), Индианаполис (800), Колумбус (730), Милуоки (600), Кливленд (500), Питсбург (310) — на территории США и Торонто (2600), Гамильтон (500 тыс. человек) — на территории Канады. Численность населения мегалополиса — 35 млн человек, площадь — 160 тыс. кв. км.

Калифорнийский мегалополис Сапсан, расположенный на Западном побережье США, протянулся по территории двух штатов (Калифорния и Невада) на 790 км от Сан-Франциско через цепочку городов Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего па границе с Мексикой. Сансан сформировался уже в 1950-е гг., но считается наиболее молодым из американских мегалополисов. Занимает площадь около 120 тыс. кв. км и состоит из двух частей — Северо- и Южно-Калифорнийской. Сансан включает более двух десятков городских агломераций, основными из которых являются: Сан-Франциско, Окленд — Беркли, Сан-Хосе, Сакраменто, Фресно, Рино — в северной части; Лос-Анджелес, Сан-Диего, Лонг-Бич — Санта-Ана, Бейкерсфилд, Сан-Бернардино — в южной части. В состав Сапсана входит 56 округов и муниципалитетов. Общая численность населения мегалополиса — 37 млн человек. В настоящее время некоторые эксперты рассматривают мегалополис как трансграничный, так как южная его часть смыкается с расположенными на территории Мексики городскими агломерациями Тихуаны и Мехикали.

Крупнейшее скопление агломераций Западной Европы приурочено к нижнему течению Рейна и расположено на территории Германии и Нидерландов. Прирейнский мегалополис занимает площадь около 60 тыс. кв. км и включает в свой состав несколько урбанизированных территорий: «кольцевая» агломерация Ранстадт (Роттердам — Гаага — Амстердам — Утрехт, около 10—12 млн человек) в западной части Нидерландов, Рейн — Рур (Кельн, Дортмунд, Дюссельдорф, Дуйсбург, Эссен, Бохум, Вуперталь — федеральная земля Северный Рейн — Вестфалия, 12—15), Рейн — Майн (Франкфурт-на-Майне, Майнц — Висбаден, Дармштадт, 4—4,5), Рейн — Неккар (Мангейм — Людвигсхафен, Хайдельберг, 2,5 млн человек) в Германии. Всего в Прирейнский мегалополис входит несколько десятков сросшихся между собой городских агломераций разной величины с общей численностью населения 30—35 млн человек.

Второй европейский мегалополис сформировался в пределах одного государства Западной Европы — Великобритании. Протянувшийся от Лондона до Ливерпуля и Лидса (350 км) мегалополис, занимающий около 20% территории Англии (30 тыс. кв. км), состоит из семи крупных агломераций (Лондон, Бирмингем, Манчестер, Лидс, Ливерпуль, Ноттингем, Шеффилд). В мегалополисе проживает около 25 млн человек — почти 40% населения Великобритании.

Крупнейший в Азии и в мире мегалополис Токайдо расположен в Японии и занимает всю южную часть острова Хонсю. Мегалополис площадью 50 тыс. кв. км с численностью населения 60 млн человек (50% населения Японии) протянулся на 600 км от Токио до Кобе и делится на три части: столичный регион Кэйхин (Токио, Иокогама, Кавасаки, Тиба), западный — Хансин (Киото, Кобе, Осака) и центральный Тюке (Нагоя с городами-спутниками). Всего в состав Токайдо входит 20 агломераций, в которых сосредоточена большая часть промышленных предприятий.

Глобализация экономических процессов и бурное развитие информационных технологий оказывают сильное влияние на формы расселения и на развитие городов. Транснациональные корпорации (ТНК) и международные финансовые организации по силе своего влияния на политические и экономические процессы не уступают ведущим государствам. Города, в которых сосредоточены штаб-квартиры ТНК, становятся центрами принятия решений, оказывающих влияние на весь мир. Такие города получили название «глобальных» {«мировых городов») и с недавнего времени стали предметом пристального внимания исследователей.

Впервые термин «мировой город» появился еще в начале XX в., но научное признание он получил и стал широко использоваться после публикации в 1966 г. книги Питера Холла «Мировые города». В 1990-е гг. наряду с термином «мировой город» широко стал использоваться термин «глобальный город» , а затем и «информационный город».

Сегодня под всеми этими терминами подразумеваются города, где сосредоточена непропорционально высокая (для численности их населения) доля экономических и политических институтов, способных принимать значимые для всего мира или крупных регионов решения. Таким образом, мировые (глобальные) города — это центры принятия решений мировой экономики и политики.

Основными чертами глобальных городов являются:

  • • сосредоточение крупных финансовых институтов, таких как биржи, банки, инвестиционные фонды;
  • • высокая доля сосредоточения штаб-квартир ведущих ТНК;
  • • размещение международных политических и экономических организаций;
  • • наличие крупного международного транспортного узла;
  • • выполнение функции международного центра создания, аккумулирования и распространения информации;
  • • специализация на предоставлении высокотехнологичных бизнес-услуг для реализации вышеперечисленных функций.

По мерс своего развития мировые города все больше становятся похожи по облику, городской структуре и ряду других параметров друг на друга, чем на другие города своих стран и регионов. Национальные особенности таких городов стираются, и они все больше ориентируются не на экономику окружающих территорий, а на глобальные и транснациональные интересы.

Разные авторы используют различные критерии для построения иерархии мировых городов, но такие города, как Нью-Йорк, Лондон и Токио, при любой классификации попадают на вершину иерархии. Среди других городских агломераций к глобальным городам высшего уровня обычно относят Чикаго, Лос-Анджелес, Франкфурт-на-Майне, Гонконг, Милан, Сингапур, Париж, Шанхай, Сидней, Сан-Паулу, Сеул, Торонто1.

Японию сложно назвать обычной страной, но тем она и привлекательна. Тут даже принцип формирования городов особенный. Люди совершенно не хотят жить в деревнях и потоком стекаются в крупные города. Так уровень урбанизации и достиг пика: населенным пунктам ничего не остается, как разрастаться в стороны (в том числе и вверх).

Агломерации и другие тонкости

Некоторые города настолько большие, что поиск их границ порой становится проблемой, ведь никакого стандарта для этой цели не существует. Поэтому, обсуждая крупнейшие, специалисты чаще всего говорят об агломерациях. Это скопления городов, которые находились рядом, но для удобства объединились в один более крупный. Так и произошло в Японии.

Интересно! «Большой Токио» – это одно из самых урбанизированных и густонаселенных мест на Земле. Здесь живет порядка 40 млн. человек. Самый удобный способ изучить его достопримечательности – арендовать автомобиль в Rentacars.

Крупнейшие агломерации и мегаполисы Японии

Структура японских городов довольно сложная, поэтому готовьтесь: предстоит узнать много занимательных вещей. Ниже крупнейшие мегаполисы и агломерации Японии представлены в виде рейтинга – от сравнительно небольших к самым густонаселенным. В общей сложности – 10 мегаполисов, значительная часть объединена в агломерации.

Мегаполис Саппоро

В Саппоро живет 2 млн. человек. Столица провинции Хоккайдо, которая официально не включена ни в одну агломерацию. Город получил известность благодаря пивоварням с дегустациями и горнолыжным курортам. Еще здесь каждый год проводится Снежный фестиваль, участники которого строят огромные ледяные скульптуры.

Но главным символом Саппоро считается парк Накадзима – кусочек первозданной природы в сердце цивилизации. Это парк, который в миниатюре воспроизводит атмосферу древней Японии. В нем есть пруд, музеи и Японский сад, где устраивают чайные церемонии для гостей.

Интересно! Саппоро – молодой японский город. В 1857 году в нем жили 7 человек, к 2018 году население разрослось до 2 млн.

Саппоро, Саппоро: выберите отель

Агломерация Китакюсю – Фукуока

Население – 4 млн. На острове Кюсю сформировалась небольшая безымянная агломерация, в которую вошли 2 города:

  • Китакюсю. Украшение города – очаровательный сад цветов Кавати Фудзи. Арочные конструкции оплетены лианами, с которых спускаются миллионы цветов глицинии – голубые, розовые, белые, фиолетовые. Вечером зажигаются огни, которые делают пейзаж еще более сказочным. Такая красота напоминает кадры из фильма «Аватар».

Китакюсю, Китакюсю: выберите отель

  • Фукуока. Город называют «южными воротами в Японию», через которые в страну проникали веяния корейской и китайской культур. Главная достопримечательность – башня Фукуока высотой 234 метра, покрытая зеркалами. На высоте есть смотровая площадка и кафе.

Интересно! Башня Фукуока была сломана в схватке двух монстров в 1994 году. К счастью, это был монтаж для японского фильма «Годзилла».

Фукуока, Фукуока: выберите отель

Агломерация Тюке

Включает в себя мегаполис Нагоя с небольшими пригородными деревеньками. Всего здесь живет 10 млн. человек. Город считается крупным центром автомобилестроения, его сравнивают со штатом Детройт в США.

Название «Нагоя» переводится как «фамильный старый дом». Вероятно, в честь фамильной резиденции сегуна Токугавы Иэясу, после строительства которой город начал разрастаться.

Интересно! Большинство туристов знакомится только с одной стороной Японии – мегаполисами и активным ритмом жизни. Но чтобы прикоснуться к древним легендам и понять, что дало старт такому развитию, нужно непременно посетить пригородные экскурсии.

Нагоя, Нагоя: выберите отель

Токио

Хоть многие и называют Токио крупнейшим мегаполисом мира, формально, это не город. Токио – столичный округ, куда включены отдельные города. Если быть точнее, к территории Токио относятся:

  • часть острова Хонсю;
  • мини-острова к югу от Хонсю;
  • острова Идзу и Огасавара.

Под наименованием «Токио» обычно имеют ввиду 23 города, объединенных в одну структуру. Это самостоятельные единицы, во главе каждой стоит мэр. Такое деление в Японии предусмотрено только для Токио.

Всего в округе живет 13,7 млн. человек, а в будние дни их тут еще больше. Дело в том, что многие люди приезжают в Токио работать, а вечером возвращаются в родной город.

Токио, Токио: выберите отель

Агломерация Хансин

Население – 25 млн. человек. Сюда входит 3 мегаполиса:

Киото. Город, который тысячу лет значился японской столицей. Теперь он известен изобилием буддийских храмов. Непременно стоит посетить район Гион, в котором живут гейши, и насладиться традиционным обедом кайсэки.

Киото, Киото: выберите отель

Осака. Главная достопримечательность – 5-этажный самурайский замок, вокруг которого раскинулся символ города: парк Осакадзе-Коэн.

Осака, Осака: выберите отель

Кобе. В городе построен самый длинный висячий мост в мире. Его протяженность 4 км, поэтому с точки старта финиш разглядеть сложно. Конструкция завораживает и слегка пугает.

Кобе, Кобе: выберите отель

Агломерация Кейхин

Это самая крупная агломерация Японии с населением 37,8 млн. человек. А все потому, что и без того гигантский Токио объединился с двумя другими мегаполисами – Йокогама и Кавасаки. Туда же входит масса крохотных поселков вокруг городов.

Иокогама, Иокогама: выберите отель

Кавасаки является своеобразным местом единения древних японских традиций и современных технологий. Буддийские храмы соседствуют с офисами международных компаний, что в составе агломерации выглядит вполне гармонично.

Кавасаки, Кавасаки: выберите отель

Интересно! В токийской агломерации живет больше людей, чем в Азиатской части России вместе с Сибирью и Дальним Востоком.

После поездки в Японию можно заметить, что течение жизни в ее городах отличается от европейского. Японцам удалось сохранить часть древнейшей культуры и традиций, чем они весьма гордятся.

Увлекательного путешествия!

Мегаполисы, кажется, функционируют и развиваются по законам, не зависящим от воли стратегов из ООН. Иллюстрация /PhotoXPress.ru

В 1840 году русский писатель и философ, князь Владимир Одоевский начал публиковать свою повесть «4338 год. Петербургские письма». Этот футурологический текст так и остался незавершенным. Жаль, ведь уже тогда князь сумел предсказать многое из того, что у нас сегодня в обиходе: синтетические материалы и пластмассы, интернет и гипертекст, технологию защиты Петербурга от наводнений и реформу Академии наук… Но один из прогнозов особенно интригует и сейчас.

«Что за великолепие! что за огромность!»

Герой повествования, китаец, путешествующий на аэростате из Пекина в Петербург, в письме другу делится своими впечатлениями: «Что за город, любезный товарищ! что за великолепие! что за огромность! Пролетая через него, я верил баснословному преданию, что здесь некогда были два города, из которых один назывался Москвою, а другой собственно Петербургом, и они были отделены друг от друга едва ли не степью. Действительно, в той части города, которая называется Московскою и где находятся величественные остатки древнего Кремля, есть в характере что‑то особенное. Впрочем, больших новостей от меня не жди; я успел заметить только одно: что воздушные дороги здесь содержат в отличном порядке…»

Конечно, радует уже то, что к 4338 году хотя бы «воздушные дороги здесь содержат в отличном порядке». Казалось бы, совсем уж фантастический сюжет… Но нет. Прозорливый гений Владимира Федоровича Одоевского оказывается необыкновенно актуальным прямо сейчас.

Замглавы ОАО «Российские железные дороги», руководитель центра по развитию центрального и санкт‑петербургского транспортного узла Олег Тони в интервью корпоративному изданию (его цитирует Интерфакс) заявил, что развитие санкт‑петербургского ж/д узла будет проходить аналогично столичному. «Между этими городами сконцентрированы крупнейшие пассажиро- и грузопотоки в России… Для наибольшего социально‑экономического эффекта и синхронизации развития этих двух регионов необходимо усилить их транспортную связь… В итоге это позволит создать мощный единый транспортный кластер», – пояснил замглавы РЖД.

В Санкт‑Петербурге, по словам Тони, планируется развитие московского направления с усилением инфраструктуры от Санкт‑Петербурга до Тосно до четырех главных путей. Проект призван обеспечить внутригородское и пригородное тактовое сообщение между центром города и Колпино. Кроме того, предполагается организовать движение 11 пар поездов в сутки между центром Северной столицы и г. Сертолово, где в 2006–2016 годах население выросло более чем на 20%.

«Мы планируем применить общие подходы и сходные технологические решения при развитии, гармонизации и синхронизации транспортных систем Центрального и Северо‑Западного регионов… Это позволит разгрузить автомагистрали, метрополитен и головные вокзалы в обоих городах, обеспечить в долгосрочной перспективе создание лучших условий проживания жителей этих регионов, масштабное развитие территорий между ними, заложить основу для единой экономической, производственной и социально‑культурной оси», – подчеркнул Тони.

Рождение Мосбурга

Фактически речь идет о важном шаге к возникновению того, что называется «мегасити» – агломерация мегаполисов. Правда, как отмечал известный российский урбанист Вячеслав Глазычев, «Содержание понятия «агломерация» до сих пор вызывает немало недоумений. С одной стороны, с этим понятием ассоциируется множество конкретных планировочных ситуаций в разных странах. С другой стороны, различие организационных форм и правовых статусов, характерных для этих ситуаций, затрудняет конструктивную работу с содержанием этого понятия, трактуемым весьма различно».

Тем не менее Глазычев приводит «родовые» признаки городских агломераций: общность повседневной жизни населения, наличие ежедневных трудовых маятниковых миграций, использование единого набора рекреационных объектов. Кстати, официальное определение ООН: «Город – это производственный центр, имеющий собственный рынок труда». В этом смысле взаимная диффузия двух мегаполисов – Москвы и Санкт‑Петербурга – и возникновение мегасити (назовем его условно Мосбург) – процесс объективный. Северное слияние, если можно так сказать.

Исследователи из Университета Северной Каролины и Университета Джорджии еще в 2007 году зафиксировали важный демографический переход: 23 мая 2007 года число жителей городов достигло 3 303 992 253 человека против 3 303 866 404 жителей села. То есть Земля стала планетой городского типа. «Сегодня в городах живет больше половины 7-миллиардного населения Земли. К 2030 году горожанами будут 5 млрд жителей планеты. В последние годы в мире растет число мегаполисов – крупных городских агломераций с населением свыше 10 млн человек», – отметил на нынешней Генеральной Ассамблеи ООН исполнительный директор Программы ООН по населенным пунктам (ООН‑Хабитат) Маймунах Мохт Шариф.

По данным Всемирной метеорологической организации, мегаполисы с населением в 10 млн человек и более занимают менее 0,2% площади Земли, при этом каждый десятый человек на планете живет в мегаполисе.

Урбанизация вообще один из самых поразительных и не понятых до конца естественно-научных и социальных феноменов.

Города, эти антиэнтропийные динамо‑машины цивилизации, кажется, функционируют по законам, не зависящим от воли стратегов из ООН или кого бы то ни было еще. Например, территория современных городов расширяется даже чуть‑чуть быстрее, чем увеличивается численность их населения. По прогнозам, к 2030 году территория городов в развивающихся странах увеличится в три раза, а в индустриально развитых странах – в 2,5 раза. При этом численность городского населения в Азии увеличится с 1,36 млрд человек до 2,64 млрд. В Африке в период между 2000 и 2030 годами численность горожан возрастет с 294 до 742 млн, а в Латинской Америке и странах Карибского моря – с 394 до 609 млн.

Москва, кстати, в этом списке была на 15‑м месте – 16,85 млн. А вот агломераций с населением более 10 млн человек на планете насчитывалось уже 37. Естественный следующий этап – слияние мегаполисов в мегасити. От этого никуда не деться. Американский экономист‑географ Ричард Флорида (автор теории креативного класса), например, насчитывает 40 макрорегионов в мире. На их долю приходится 70% всего объема производства, в них рождается 9 из 10 мировых инноваций. При этом в них живет только 18% мирового населения. Москву Ричард Флорида относит к одному из этих 40 макрорегионов.

«Задача управления – чтобы город работал как связанная система, – отмечал летом 2019 года в своей московской лекции Марко Камия, координатор отдела городской экономики и финансов ООН‑Хабитат. – Существует правило: хороший мегаполис – это город, в котором вы можете попасть из любой точки в любую другую точку за один час. Москва – это качественно спланированный город».

«На фоне неба стройно скользят вагоны
подвесной воздушной дороги… У пристани
готов вспорхнуть легкий гидроплан». Открытка
из серии «Москва через 200 лет», Эйнем,
конец XIX в.

Сегодня из Москвы в Санкт‑Петербург на скоростном поезде можно добраться за 3,5 часа; на самолете – за 1 час 40 минут (чистое время полета). Как только удастся повысить скорость движения наших «Сапсанов» с нынешних 200–250 км/час хотя бы в два раза, – вполне обычный в Европе и Китае показатель для высокоскоростного железнодорожного транспорта; рекорд на сегодняшний день – японский скоростной поезд на магнитном подвешивании MLX 01 в 2003 году развил скорость 581 км/час – это и станет «свидетельством о рождении» Мосбурга. Если хочется – можно это называть и «единым транспортным кластером».

Мало того, как было заявлено на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, в ближайшее два-три года планируется перейти от тестов беспилотных грузовиков до их полноценной коммерческой эксплуатации на трассе между Москвой и Санкт‑Петербургом. «У нас все техзадания подписаны. Мы определили участок, на котором все это начнется, сейчас определяемся с технологиями. Я надеюсь, что весной 2020 года мы сможем запустить тестирование», – подчеркнул директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса России Григорий Волков.

«Токсичные» мегасити

Но транспортная связность, хотя и решающая проблема, которую придется решать при возникновении мегасити, но далеко не единственная.

«…Объективный процесс всеобщей урбанизации неумолим, – считал Вячеслав Глазычев. – Разумеется, попытки ухода индивидов или небольших групп как можно дальше от влияния города будут продолжаться, но этот вариант эскапизма обречен на то, чтобы быть сугубо маргинальным явлением. Мир движется к тому, что все его население будет городским. Мир уже таков: природные заказники, заповедники, национальные парки будут, надо полагать, увеличиваться в числе и в размерах, но это происходит именно потому, что в их рекреационных возможностях все более заинтересованы те, чья основная деятельность осуществляется в городской среде».

Если продолжить эту логику, то окажется, как это ни парадоксально, что мегаполисы, а тем более их агломерации, становятся главным фактором, способствующим сохранению природы планеты. Одним своим существованием. Впрочем, это не снимает проблему внутренней «токсичности» самих мегасити. В том числе и социальной токсичности…

Вот и единая «социально‑культурная ось», о которой говорит Олег Тони, – это точка кристаллизации, вокруг которой начнется нарастание «мышечной массы» Мосбурга. Уже началось. Однако сама пространственная организация этого мегасити несет в себе зародыши далеко не только транспортных проблем. Интересные в связи с этим данные получили ученые из Института социологии РАН.

Оказывается, лишь около 13% россиян полностью доверяют большинству людей. Причем наиболее «доверчивые» – это люди с начальным или неполным средним образованием (24,1%) и жители поселков городского типа (23,2%). А самые «недоверчивые» – граждане с неполным высшим образованием (5,6%) или высшим (12,1%), проживающие в мегаполисах (12,3%). Но интересно, что самый низкий уровень доверия в России – не более 5–8% – в новостройках на окраине Москвы и особенно – в ближнем Подмосковье.

В контексте нашей темы легко себе представить, какой угрожающий уровень социального напряжения может генерироваться в различных локусах будущего 700‑километрового Мосбурга (той самой «степи», о которой писал Одоевский), если уже сегодня жители спальных районов смотрят на мир чуть ли не сквозь щель мысленной «амбразуры».

И все‑таки князь Владимир Одоевский оказался в итоге социальным оптимистом. Одно из писем его главного героя заканчивается так: «Конечно, мы, китайцы, ныне ударились в противоположную крайность – в безотчетное подражание иноземцам; все у нас на русский манер: и платье, и обычаи, и литература; одного у нас нет – русской сметливости, но и ее приобретем со временем. Да, мой друг, мы отстали, очень отстали от наших знаменитых соседей; будем же спешить учиться, пока мы молоды и есть еще время».

Скажите, что это – утопизм? Возможно. Но и северное слияние – объединение в мегасити Москвы и Петербурга – тоже когда‑то казалось нереальной утопией.

Олег Сычев 10 4 года назад Географ. Педагог. Путешественник. Аналитик. Мой сайт http://oesichev.blogspot.ru/

В чем заключаются конкретные различия между агломерацией, мегалополисом и мегаполисом?

Мегалополис-это несколько сросшихся агломераций.

Агломерация-это скопление вокруг большого города населенных пунктов поменьше, объединенных связями по типу маятниковых миграций. Пример: московская агломерация, агломерация Большой Париж и т п.

Мегалополисы. Самый большой в мире: Рейн-РУР в Западной Европе. Долина реки Рейн по сути один сплошной город, состоящий из множества сросшихся населенных пунктов, в т ч сельских. Особенность этого мегалополиса: расположен на территории нескольких стран-ФРГ (западная часть в промрайоне РУР), Франция (восточная часть (Эльзас)), Бельгия, Нидерланды, Люксембург и кусочек Швейцарии (кантон Базель).

Один из крупнейших в мире мегалополисов есть в Японии под названием Токайдо (от Токио на севере до Киото на юге страны).

В США три больших мегалополиса: Босваш на востоке (от Бостона на севере до Вашингтона на юге) с центром в Нью-Йорке; Чипитс в районе Больших озер (Чикаго-Питсбург) и Сан-Сан на западе в Калифорнии от Сан-Франциско на севере до Сан-Диего на юге с центром в Лос-Анджелесе.

В России пока нет ни одного полностью сформированного мегалополиса. Постепенно формируется мегалополис по линии Москва-Владимир-Нижний Новгород.

Агломераций в России по разным подсчетам от 10 до 15. Две самые крупные-московская и петербургская.

Мегаполис такого понятия нет. Так иногда говорят, имея в виду «мегалополис».

Опубликовано в 2018, Выпуск №10(76) Октябрь 2018, ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ КАК АГЛОМЕРАЦИИ

Научная статья

Панкеева А.Н.1, *, Завальный А.В.2

1 ORCID: 0000-0002-7915-6651;

2 ORCID: 0000-0002-6191-2893,

1, 2 Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А.Н. Бекетова, Харьков, Украина

* Корреспондирующий автор (pankeevaannai.ua)

Аннотация

На сегодняшний день возрастает значение крупных городов, которое подтверждается тенденциями пространственного развития территорий. Города выступают в качестве центров притяжения близлежащих поселений и образуют с ними единую систему – агломерацию. В связи с этим в настоящей статье рассматриваются теоретические аспекты формирования и развития агломерации. Проведен анализ пространственной структуры агломерации. На основе суждений известных специалистов и существующих методик определения границ агломераций предложены ключевые критерии, по которым можно выделить территорию как агломерацию.

Ключевые слова: агломерация, города-спутники, периферийная зона, пригородная зона, транспортная доступность.

CRITERIA FOR TERRITORY ALLOCATION AS AGGLOMERATION

Research article

Pankeeva A.N.1, *, Zavalny A.V.2

1 ORCID: 0000-0002-7915-6651;

2 ORCID: 0000-0002-6191-2893,

1, 2 O.M. Beketov National University of Urban Economy in Kharkiv, Ukraine

* Corresponding author (pankeevaannai.ua)

Keywords: agglomeration, residential neighborhood, perimeter zone, suburban area, transport accessibility.

На протяжении последних десятилетий наблюдается значительный интерес к вопросам формирования и развития агломераций, но несмотря на большое количество работ, остаются вопросы вызывающие дискуссии и требующие дальнейшего исследования. В частности, критерии по которым можно выделить территорию как агломерацию.

Целью настоящей статьи является определение критериев, по которым можно выделить территорию как агломерацию.

Г. М. Лаппо в работе «География городов» рассматривает территориальную структуру крупной городской агломерации, состоящей из ядра, поселений-спутников, зоны спутников, первого и второго спутниковых поясов, периферийной зоны и агломераций второго порядка.

Исследованию пространственной структуры агломерации посвящены работы украинских ученых. «Ю. Н. Белоконь в своей работе «Региональное планирование (теория и практика)» к параметрам, характеризующим основные структурные элементы больших агломераций относит: центральный город, центральный город и первый пояс (ядро агломерации), центральный город и всю внешнюю (пригородную) зону».

И. А. Фомин утверждает, что «особое место в пространственной структуре агломерации занимает ядро агломерации, которое состоит из одного или более главных, наиболее крупных городов-центров, где плотность населения наиболее высока» . А также, выделяет в зоне агломерации три наиболее типичные в зависимости от степени концентрации зоны – зону застройки центров агломерации, зону скопления пригородов и периферийную, или внешнюю зону. По его мнению, город и структурно связанные с ним пригородные территории ядра агломерации целесообразно рассматривать как единый организм.

Н. М. Габрель также подчеркивает, что «агломерация составляет целостный организм благодаря объединению ее структурных элементов общей транспортной и инженерной инфраструктурами, а также промышленностью» . В структуре агломерации Н. М. Габрель выделяет пригороды и центры, которые пространственно и функционально взаимосвязаны.

Необходимо подчеркнуть, что территория агломерации подвергается общественно-политический процессам, а ее пространственную структуру создают элементы природной среды. Для выделения агломерации на территории необходимо выделить элементы, которые формируют ее опорный каркас, а именно: город-центр, населенные пункты, транспортную сеть (железные и автомобильные дороги и т.п.) и зоны отдыха.

Исходя из анализа элементов пространственной структуры агломерации, одними из критериев выделения территории как агломерации является наличие города-центра (ядра) агломерации и городов-спутников.

Отдельное внимание специалисты уделяют городам-спутникам агломерации. В. Г. Давидович обращает внимание на следующую тенденцию: «чем крупнее город-центр (ядро) агломерации, тем больше у него городов-спутников и тем крупнее эти спутники» . Он предлагает к поселениям спутникам включать все типы поселений (города, села и поселки).

Следует согласится с мнением Н. М. Демина, что «главным признаком, позволяющим выделить агломерацию из множества объектов и форм расселения, является наличие факта срастания территории соседних поселений» .

Чаще всего для определения характеристики агломерации специалисты используют показатель плотности городского населения. И. А. Фомин относит данный показатель к одному из основных признаков агломерации, характеризующих ее территориальное единство. А П. И. Дубровин отмечает, что «очень существенным по своим последствиям является различие агломераций городов по их плотности. Под последней мы разумеем ту среднюю плотность населения, которая определилась в данной агломерации на единицу ее поверхности» .

В большинстве определений термина «агломерация» акцентируется внимание на том, что агломерации занимают значительную территорию объединяющие населенные пункты между собой, в результате их взаимодействия формируются различные и интенсивные связи.

И. А. Фомин акцентирует внимание на территориальной близости населенных мест, а также их функциональной зависимости, которая проявляется в производственных, трудовых и культурно-бытовых связях .

Особое внимание уделяется межселенным социально-экономическим, трудовым, культурно-бытовым, рекреационным связям. К основным причинам их возникновения можно отнести неравномерное территориальное распределение производства и сферы общественного обслуживания, рост социальной мобильности, распространение и усовершенствование транспортной инфраструктуры, деловой активности населения и т. п. В результате распространяются границы маятниковой миграции, миграционных процессов, показателей подвижности населения.

Ю. Н. Белоконь межселенные связи рассматривает как, первичную социально-экономическую информацию, которая необходима для определения параметров зон влияния центральных городов, то есть территориальных систем расселения – агломераций .

Но не все из перечисленных связей, являются связями специфическими для агломераций, это касается производственных связей.

Установлено, что «… производственные связи (имеются в виду промышленно-технологические, промышленно-экономические связи), особенно крупных градообразующих предприятий, редко локализуются в пределах, определяемых зоной распространения трудовых и культурно-бытовых связей. … эти связи не отличаются устойчивостью во времени и часто меняют направления и интенсивность. Поэтому они не могут служить критериями определения устойчивых территориальных границ пространственной дислокации, связанных между собой отдельных населенных мест» .

Как видно из приведенного к агломерационным связям можно отнести только трудовые, культурно-бытовые и рекреационные связи.

Сегодня в отечественной и зарубежной практике единой точки зрения об общей численности населения агломерации, численности города-центра (ядра) агломерации и численности городского населения агломерации до сих пор не сформировано. Эти критерии используются в методиках определения границ агломераций. К наиболее распространенным отечественным методикам определения границ агломераций относятся методики института географии РАН, ЦНИИП Градостроительства, унифицированная методика П. М. Поляна, Н. И. Наймарка и И. Н. Заславского, а также при определении границ агломерации используется метод изохрон , , . Критерии численности населения используются при определении границ агломераций и в зарубежных странах.

Большинство отечественных методов определения границ основывается на том, что группа населенных пунктов может считаться агломерацией, если население крупнейшего из городов составляет более 100 тыс. чел. В зарубежных методах город-центр должен составлять не менее 10 тыс. чел. Численность городского населения рассматривается только отечественными специалистами. Данный критерий согласно отечественным методикам составляет 110 тыс. чел. По мнению И. А. Фомина и М. М. Кушниренко численность городского населения также составляет 110 тыс. чел, при минимальном размере города-центра (ядра) в 100 тыс. чел. При этом, как утверждают специалисты, город-цент (ядро) должно иметь административные функции высокого уровня и способно по своему размеру и экономическому потенциалу формировать агломерацию , , .

К критериям выделения агломерации относятся критерии, определяющие наличие городов-спутников и их количество. Количество городов-спутников согласно отечественных методик составляет не менее 2.

Одним из важных критериев выделения агломерации является развитость транспортной сети. Большинство методов определений границ агломераций основываются на транспортной доступности от города-центра к спутниковой зоне. Показатель доступности определяется по оценке расстояния от ядра агломерации до крайнего населенного пункта или время, которое тратят жители на поездки в город-центр. Границы зоны влияния города-центра определяются радиусом межселенных связей: трудовых 15-60 км., культурно-бытовых и рекреационных – до 80 км .

На основе проведенного исследования определены критерии по которым можно выделить территорию как агломерацию: наличие большого города-центра (ядра) или городов-центров (ядер) агломерации; город-центр (ядро) должно иметь административные функции высокого уровня и способно по своему размеру и экономическому потенциалу формировать агломерацию; срастание территорий населенных пунктов; численность города-центра (ядра) агломерации (от 100 тыс. чел.); численность городского населения агломерации (от 110 тыс. чел.); плотность населения; непрерывность застройки (до 2 км); наличие городов-спутников; количество городов-спутников (не менее двух); наличие развитой транспортной сети; развитость транспортной сети (км/км2); наличие трудовых, культурно-бытовых и рекреационных связей; наличие регулярных пригородных автобусов, электропоездов, теплоходов; транспортная доступность (до 80 км железными дорогами, автодорогами, речными и морскими путями).

Конфликт интересов

Не указан.

Conflict of Interest

None declared.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English