Аккредитация в медицине

Я ужеписала о том, что поступила в мед.колледж, т.к. массажисты в РФ обязаны иметь минимальное медицинское образование. Вчера на паре по дисциплине "Здоровый человек" зам.директора колледжа нас обрадовала новостью.. Все медработники, включая выпускников мед.колледжа, теперь должны проходить аккредитацию. Включены тестирование, навыки и решение ситуационных задач. Массажисты, косметологи, это важно! Подробно об аккредитации читайте ниже (скачать документ можно здесь).

Аккредитация специалистов

Безусловно, качество оказываемой медицинской помощи, прежде всего, зависит от качества подготовки главной движущей силы российского здравоохранения — более чем двухмиллионной армии медицинских специалистов, из них более 1млн 300 тыс. — это специалисты со средним медицинским и фармацевтическим образованием. В последние 3 года была проведена системная работа по обновлению образовательных программ разных уровней и профилей, определению и внедрению новых стандартизованных подходов к оценке качества подготовки медицинских работников.

Одним из направлений изменения существующих моделей медицинского образования является внедряемая МЗ РФ аккредитация медиков. С 1 января 2016 г. вступает в силу ч. 3 ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Именно в этой статье приведено определение аккредитации специалиста: «Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончанию им освоения профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Аккредитация — это по сути процедура, аналогичная нынешней процедуре получения и подтверждения сертификата специалиста, и это процедура обязательная. Это принципиально новая система допуска к профессиональной деятельности, основанная на применении профессиональных стандартов, клинических рекомендаций и процедур, разработанных совместно с профессиональным медицинским и образовательным сообществом. Различают несколько видов аккредитации:

Виды аккредитации

1. Первичная аккредитация проводится в целях определения готовности к осуществлению деятельности после освоения основной образовательной программы высшего образования или среднего профессионального образования.

2. Первичная специализированная аккредитация проводится после окончания программ ординатуры, после освоения новой квалификации и новых навыков в рамках своей квалификации (специальности).

3. Повторная аккредитация будет осуществляться после прохождения пятилетних программ непрерывного профессионального развития.

При Минздраве России обсуждено и одобрено к реализации решение о формировании Национального центра аккредитации врачей и лиц с иным высшим немедицинским образованием, а также Национального центра аккредитации среднего медицинского персонала. «Рабочим» аппаратом предполагается определить образовательные организации, на базе которых будут развернуты окружные аккредитационные центры, непосредственно проводящие процедуру аккредитации специалистов. Предполагается высокая роль профессиональных общественных организаций и в работе Центральных экзаменационных комиссий и окружных центров.

Этапы оценки квалификации

Процедура аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации лица:

— тестирование;

— решение ситуационных задач;

— оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях.

Тестирование

Для проведения первого этапа аккредитации в соответствии с трудовыми функциями включенными в проекты профессиональных стандартов по соответствующим специальностям разработаны тесты. В их разработке и экспертизе приняли участие представители профессиональных некоммерческих организаций и образовательных организаций, осуществляющих подготовку медицинских и фармацевтических кадров. Предусмотрена возможность пройти репетиционное тестирование по следующей ссылке.

Ситуационные задачи

Для проведения третьего этапа экзамена необходим банк ситуационных задач федерального уровня, который послужит основой определения уровня теоретической подготовки выпускников. Пока же особое значение придается проблемно-поисковым методам активного обучения, активизирующим познавательную деятельность студента. Это решение ситуационных задач регионального уровня, работа у постели пациента, в процедурных и перевязочных кабинетах, лабораториях.

Приведение уровня подготовки медиков к единым требованиям осуществляется через разработанную систему непрерывного медицинского образования (НМО). Созданный в этих целях «Портал непрерывного медицинского образования» обеспечивает уже сегодня доступ врача к реестру дополнительных образовательных программ, где предоставлена возможность формирования индивидуального плана обучения, выбора образовательной программы, включающей, в том числе, симуляционные тренинги, стажировки, циклы повышения квалификации. 

Система НМО (непрерывного медицинского образования)

Еще одна важная реформа 2016 — 2020гг. — реализация модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования (НМО). Приказом Минздрава РФ от 9.06.2015 г. № 328 внесены изменения в приказ Минздрава РФ от 11.11.2013 № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении МЗ РФ, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций», согласно которым перечень участников был расширен на все врачебные специальности и все регионах РФ, а срок реализации модели пролонгирован до конца 2020 г.

Повышать квалификацию врачи и медсестры теперь будут не один раз в 5 лет, а постоянно. Сложившаяся практика, когда медработник повышает квалификацию раз в пятилетку, давно устарела. При такой системе дополнительного профессионального образования (ДПО) знания медицинских работников обновляются медленнее, чем сама медицина. Наука не стоит на месте: постоянно внедряются современные методы лечения и диагностики, на рынок выходят новые лекарства.

Предполагается, что новая модель непрерывного медицинского образования поможет упорядочить «разболтавшуюся» систему ДПО. Чем же новая модель НМО будет принципиально отличаться от старой? Вместо 144 часов повышения квалификации 1 раз в 5 лет, которые умещались в 4 недели, у медиков будет 250 часов обучения в течение 5 лет. За год медработник обязан набирать не меньше 50 часов (или баллов) образовательной активности. Не обязательно получать баллы за один раз, специалист может пройти короткие обучающие циклы по 18 часов, посетить конференцию, дистанционно изучить электронные образовательные модули и т.д.

Где совершенствовать знания

– на конференциях, симуляционных тренингах, мастер-классах или привычных циклах повышения квалификации каждый будет решать сам. Но выбирать виды образовательной активности можно только из тех, что одобрены Координационным советом Минздрава России по непрерывному образованию. Таких материалов уже предостаточно на сайте edu.rosminzdrav.ru. Здесь должен будет зарегистрироваться каждый, кто вступает в систему непрерывного медицинского образования. После этого можно составлять собственный план обучения, выбирать электронные материалы и мероприятия, следить за накопленными баллами. Перечень учебных мероприятий и электронных учебных модулей, прошедших оценку на соответствие установленным требованиям к учебным мероприятиям и материалам для НМО и обеспеченных кредитами, размещен в разделах сайта «Мероприятия» и «Модули» соответственно.

За 5 лет медработнику нужно набрать 250 баллов и подтвердить это отчетом, причем большую часть всех баллов (от 70%) надо получить именно по своей специальности, а не по смежным. Потом специальная комиссия проверит отчет. Если нареканий не будет, медика допустят к аккредитации. Те, кто пройдут ее успешно, смогут работать дальше и копить баллы для очередного повышения или подтверждения квалификации.

Систему НМО, как и аккредитацию медработников, будут внедрять поэтапно. С 2016 года в непрерывное образование включатся те, кто в этом году впервые пройдут аккредитацию или в последний раз получат сертификат. С 2017 года – следующая «партия». Каждый год в систему НМО будут входить по 120-150 тысяч медиков, и в конце концов это коснется всех.

Сроки аккредитации

Переход к процедуре аккредитации будет поэтапным, право на осуществление медицинской деятельности на основании сертификата специалиста продлено до 1 января 2026 года, соответственно выдача сертификата специалиста будет осуществляется до 2021 года.

Утверждены сроки, этапы и Положение об аккредитации специалистов в области здравоохранения и фармацевтики (приказ МЗ РФ № 334н от 02.06.2016г «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»). Всего установлено четыре этапа данной процедуры, рассчитанные на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно. Согласно приказу Минздрава России от 25.02.2016 № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов»..

Первый этап, стартовавший с 1 января 2016 года, затронет специалистов, получивших после 1 января 2016 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальностям «Стоматология» и «Фармация».

На втором этапе, который начнётся с 1 января 2017 года, аккредитацию предстоит пройти лицам, получившим после 1 января 2017 года высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень специалиста).

Третий этап начнётся с 1 января 2018 года и затронет уже более широкую аудиторию.. вкл.

Service Temporarily Unavailable

лиц, получивших после 1 января 2018 года среднее профессиональное образование в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки». Подробнее изложено на этом сайте.

Если по каким-то причинам специалист не успеет набрать заветные баллы?

Эксперты Координационного совета обнадеживают: «Будем искать какой-то выход. Дадим дополнительный срок, чтобы медработник прошел интенсивные курсы и добрал недостающие баллы. Так делают в большинстве развитых стран. На них мы и ориентировались, меняя систему непрерывного медицинского образования. НМО в Европе уже давно реализуется по этим принципам: 250 часов — за 5 лет и не меньше 50 часов — в год».

Полностью система непрерывного медицинского образования охватит всех медицинских работников к 2021 году. Ассоциация медицинских сестер России является одним из ПРОВАЙДЕРОВ системы НМО и включены в список профессиональных обществ, которые имеют право подавать заявки на аккредитацию мероприятий по регионам России. Все организации, имеющие право осуществлять такого рода деятельность перечислены на сайте Координационного Совета по НМО. На этом же сайте вы можете проверить аккредитовано интересующее вас мероприятие или нет (Мероприятия НМО).

Источник

Что тут скажешь.. здОрово, конечно, что есть тенденции в повышении уровня медицинского обслуживания. Хорошо бы повысить уровень самого образования.. Я такого насмотрелась и наслушалась в процессе обучения и прохождения практики, общаясь и с преподавательским составом, и с действующими медработниками (а еще 1,5 года впереди:) Сказать "ситуация грустная" — ничего не сказать. Почти все на "голой" инициативе самого сотрудника..

Очень хочется верить, что, подняв так высоко планку в контроле знаний, учебные учреждения и работодатели невольно подтянутся, т.к. захотят выжить в конкурентной борьбе за место под солнцем (иначе уровень достойной оплаты поднялся бы давно сам). Ну очень хочется жить и работать в стране, где все говорят и думают на твоем родном языке.. А не вынужденно продавать свои знания там, где больше платят.

Главное.. любите своё Дело и никогда не останавливайтесь в профессиональном росте.. мир это оценит!

С ув., Литовченко Юлия.

Салон-студия (Алушта)

С давних времен массажные техники использовались в качестве лечебной процедуры. Сам термин «массаж» буквально переводится, как «манипуляция с помощью рук…

Дальше…

Кулинченко Елена (Севастополь, Киев)

Дипломированный психолог-психотерапевт (13 лет практики). Сертифицированный семейный расстановщик. Член "Украинской ассоциации системных расстановок". Тренер личностного роста. Что такое Расстановки?  …

Дальше…

Аккредитация

   Путину предложили лицензировать врачей, а не медучреждения 

https://youtu.be/JaC-aWEXkgw  (Выступление Министра Здравоохранения РФ)  https://youtu.be/P8CO0yYuILg  (Есть Врачи от Бога,а есть не  дай  Бог) Институт  развития  интернета  (ИРИ)  в своем докладе Президенту  РФ Владимиру Путину о развитии  интернета  в России  предложил перейти к лицензированию врачей, чтобы создать в стране эффективную систему вызова врача через интернет.

Об этом заявил председатель совета  ИРИ   Герман   Клименко, сообщает в среду, 5 августа 2015 года  газета "Известия"

«У нас есть четкое понимание, что нужно лицензировать врачей.  Для нашей индустрии электронной коммерции и для медицины это нужно. Какие права и обязанности появятся в результате у врачей, будет ясно позже. Это вопрос «дорожных карт», которые будут созданы по результатам сдачи программы развития интернета в России», – отметил Клименко.

По словам Клименко,  ИРИ  хочет дать возможность получать лицензии тем врачам, которые смогут лечить пациента на дому, – терапевтам, педиатрам и ряду других специалистов. По его мнению, это позволит создавать онлайн-сервисы  вызова врача на дом, принцип работы которых будет похож на принцип работы  «Яндекс  Такси»,  Uber и аналогичных сервисов, – пользователь сможет указать свое местонахождение на карте и время вызова, а специалист сможет его принять.

Сервис по вызову врачей может быть востребован из-за сокращений в некоторых больницах, поскольку позволит зарабатывать уволенным врачам, считает Клименко.  Он также отметил, что сейчас по нормативам врач должен прибыть к пациенту в течение 48 часов после вызова, тогда как онлайн-сервис позволит пациенту вызвать врача более оперативно.

По словам Клименко, перед тем как выдавать лицензии медикам, необходимо проработать много вопросов, например, смогут ли сотрудничающие с онлайн-сервисом врачи выписывать больничные листы или препараты, содержащие наркотические вещества.

Сейчас лицензированию в России подлежат медицинские учреждения; для получения лицензии они должны удовлетворять определенным требованиям как с точки зрения помещений, так и с точки зрения медицинского оборудования. Кроме того, в следующем году в России будет  введена  обязательная аккредитация специалистов в сфере здравоохранения по новой системе, при которой будет проходить замена действующих врачебных сертификатов на новые.

Марина Кругликова

                         Российских врачей аккредитуют за пять лет.

Замена действующих сертификатов на новые, которые врачи получат в ходе обязательной аккредитации специалистов здравоохранения по системе, вводимой в 2016 году, будет проходить постепенно и займет пять лет.

Об этом на заседании Совета ректоров медицинских и фармацевтических вузов сообщил ректор Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко, сообщается в пресс-релизе на сайте вуза.

Аккредитация врачей, только закончивших высшее учебное заведение, останется за 46 медвузами.Действующие специалисты пройдут аккредитацию в «уполномоченных центрах», перечень которых пока не объявлен. Уже известно, что ядром всей системы станет Национальный центр, создаваемый на базе Первого МГМУ им. Сеченова.

Таким образом, право на аккредитацию врачей не получат представители профессиональных объединений медработников – такая возможность обсуждалась ранее. Однако, по сведениям  «Медицинского вестника», они получат право войти в Национальный наблюдательный совет по аккредитации.

На такое решение повлияла финансовая составляющая. Для запуска системы аккредитации при участии общественных организаций или на основе акционерного общества понадобилось бы 12 млрд рублей, медвузам же на это необходимо 2 млрд рублей.

После прохождения аккредитации врачи и медсестры получат индивидуальные листы допуска к конкретным видам деятельности.
Наталья Журавлева

Федеральный  закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г

"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

                                                Аккредитация врачей

Согласно статье 54 уже устаревшего Федерального закона "Основы законодательства Российской  Федерации  об охране здоровья граждан" ( в ред. Федерального  закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ ), Право на занятие медецинской и фармацевтической деятельностью в Российской  Федерации, имели лица получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование  в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медецинской или фармацевтической деятельности.

Те редкие врачи, которые читали этот закон, просто пожимали плечами.Официальных разъяснений не было, никто не требовал предъявить врачебную лицензию, было тихо.  Однако,в 2010 году глава Минздравсоцразвития Татьяна Алексеевна Голикова обозначила временной рубеж-лицензирование врачей планируется ввести к 2014-2016 годам.

                                               Лицензирование организаций

Что такое лицензия? Лицензия-это специальное разрешение, выдаваемое уполномоченным органом, на право осуществление конкретного вида деятельности ( работ,услуг и пр. )

Кто обязан иметь лицензию? Как гласит Федеральный закон № 99 от 4 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", медицинская деятельность подлежит лицензированию. Поскольку в ходе неё возможно причинение ущерба жизни или здоровью граждан.

Согласно вышеупомянутому закону, в нашей стране лицензия оформляется только на медицинскую организацию. А медицинская организация-это либо юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель. Оформляется такая лицензия теперь,кстати, один раз и действует бессрочно.

                                                Аккредитация  специалиста

С 21 ноября 2011 г. в нашей стране начал действовать новый Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации" Читаем статью 69:

"Право на осуществление  медецинской деятельности в РФ имеют лица,получившие медицинское  или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста". 

Как видим, про врачебные лицензии уже никто не вспоминает . А вместо сертификата, чтобы получить допуск к работе, врач должен иметь свидетельство об аккредитации. Данное положение вступает в силу с 1 января 2016 года, после этого срока сертификаты будут упразднены.

Срок действия свидетельства об аккредитации также, как и сертификата, ограничен пятью годами.Затем процедуру аккредитации нужно будет проходить заново.

Что такое аккредитация? Аккредитация специалиста-это процедура определения соответствия готовности конкретного человека к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи.

Между прочим, термин "аккредитация" больше изместен в дипломатии и журналистике, но не в медецине. В первом случае-это процедура назначения и принятия представителя какой-либо страны при иностранном государстве или при междунородной организации. Во втором случае-это  процедура признания каким-либо официальном органом или какой-либо организацией права журналиста на получение определенной информации.

Зачем потребовалось заменять более удачный термин "сертификат" ( документ, удостоверяющий тот или иной факт ) на "аккредитацию" — не понятно. Ну да ладно.

Итак. Практикующий врач ( если только он не индивидуальный предприниматель ) на сегодняшний день не может и не должен иметь лицензии. Но, по сути дела,наша аккредитация есть не что иное, как лицензия на врачебную деятельность. Иными словами, свидетельство об аккредитации-это своеобразный "Пропускной билет" в профессиональный круг, один из методов выбраковки дилетантов от квалифицированных специалистов. Свидетельство об аккредитации подтверждает, что её обладатель соответствует определенным образовательным стандартам, а медецинские услуги будут оказаны с должным уровнем качества.

                                                    Разве диплома не хватает?

Зачем вводить лицензирование ( в нашем случае,аккредитацию ) врачей? Потому что, все так делают. Шутка ,конечно, но с долей правды. Многие, наверное, слышали про так называемый Болонский процесс? Это процесс по созданию единого образовательного пространства в Европе, который стартавал в 1999 году после подписания в городе Болонье ( Италия ) Болонской декларации.

Среди задач  будут способствовать гармонизации образовательных систем разных стран, значатся:

•    Взаимное признание квалификаций между странами со сравнимыми стандартами образования, что придаст высококвалифицированным кадрам мобильности ( или, как считают пессимисты,      будет способствовать "утечке мозгов").

•    Обеспечение необходимиого качества высшего образования, введение зачётных едениц ( кредитов ) для учета учебных часов после положительной аттестации по данному учебному 

     курсу; отражения учебной программы в приложении к диплому.

•    Развитие системы послевузовского дополнительного образования ( так называемое "образование в течении всей жизни" ).

Россия присоеденилась к Болонскому процессу в 2003 году, а с 1 сентября 2009 года все российские государственные вузы перешли на двухступенчатую систему высшего образования         ( бакалавриат и магистратура ). Хотелось бы обратить внимание, что для высшего медицинского образования в России ( как и в большинстве европейских стран ) оставлена традиционная одноуровневая система подготовки- специалитет.

Таким образом, в идеале когда-нибудь Болонский процесс приведёт к сопоставимости образовательных систем разных стран, возможности лёгкого пересчёта одной системы на другую.

Кому и как можно продлить сертификат медицинского специалиста?

Поэтому врач, получивший образование и лицензию на практику в одной стране, сможет работать в другой, поскольку его документы будут достаточно ясно говорить об уровне его квалификации. Пока же каждый раз в чужой стране требуется заново сдавать экзамены, чтобы получить допуск  к  практике.

Все развитые страны имеют приблизительно одинаковую схему лицензирования (коллеги, желающие эмигрировать в США, могут узнать подробности в файле "Надо ли ехать в Америку? )

В большинстве стран Евросоюза врачебную лицензию выдает министерство здравоохранения, хотя в некоторых странах существуют независимые органы лицензирования ( бюро, палаты, коллегии, ассоциации врачей ). Как правило, законодательно оговорены условия, при которых лицензия врача может быть временно приостановленна или окончательно анулирована.

                                                      Предварительная подговка

Необходима модернизация всей системы медицинского образования ( среднего, высшего, последипломного ). Учебный процесс в любом учебном заведении страны должен ( и уже начинает ) строиться на единых государственных образовательных стандартах, которые связаны с профессиональными стандартами оказания медицинской помощи.

Представители Минздрава утверждают, что новое поколение стандартов экономически обоснованно и соответствует современному уровню знаний.

•   Порядок оказания медицинской помощи представляет собой определенные требования. Например, как должны быть оснащены медецинские  учреждения, кабинет или машина Скорой      

    помощи; сколько человек должны работать в том или ином подразделении, как норма нагрузки и т.д.

•   Стандарт включает в себя необходимые медицинские манипуляции, применение конкретных лекарств, возможность оперативного вмешательства и другие методы лечения.

Если раньше стандарты лечения больных носили рекомендательный характер, то с 1 января 2013 года порядки оказания медецинской помощи и стандарты медицинской помощи становятся обязательными для исполнения и едиными на всей территории страны. Тем самым населению гарантируется равнодоступная качественная медицинская помощь "от Москвы до самых окраин".

Причем, с 1 января 2015 года вводится обязательная экспертиза качества медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования.Критерии оценки формируются на основании соответствующих порядков и стандартов. Эксперты оценят своевременность оказания медицинской помощи, правильности выбора методов диагностики и лечения, степень достижения запланированного результата.

Интернатура ( как 7-й год обучения ) ликвидируется с 1 сентября 2017 года. На шестом курсе студенты будут работать под присмотром своих преподавателей и старших врачей, а после окончания вуза выпуска выпускники будут допущены к практической деятельности в учреждениях первичной медико-санитарной помощи,как правило амбулаторно-поликлинического типа, в качестве терапевта, педиатра, хирурга, стоматолога и др.

Напротив, клиническая ординатура получает дальнейшее развитие. Она будет ранжироваться по срокам в зависимости от сложности приобретения навыков по конкретной медицинской специальности ( 1-2 года по терапевтическим и до 3-5 лет по хирургическим ).

Министерство планирует создать единую базу данных ( регистр специалистов ), в которую будут включены все специалисты с высшим и средим медицинским образованием, независимо от статуса  медицинского учреждения, в котором они работают.Часть информации ( например, полученное образование, пройденные курсы усовершенствования и пр. ) будет находится  в свободном доступе, что важно для права пациентов на выбор лечещего врача.

Таким образом, внедрение аккредитации медицинских специалистов станет финальным этапом реформирования медицинского образования.

                                                     Про аттестацию

Сама работа по обязательным стандартам не предполагает наличия у врачей разной квалификации. Для страховой компании не важно, кто выполнил предписания стандарта-врач высшей категории или вообще без категории. Главное, что у него есть аккредитация на оказание данного вида медицинской помощи. А выплата денег будет зависеть от того,насколько полно и правильно выполнен утвержденный стандарт оказания медицинской помощи. ( иными словами от качества работы ).

Однако, возможно, что квалификационная категория послужит основой для рейтинговой оценки персонального вклада каждого медицинского работника в результат работы медицинского учреждения. Не исключено, что в будущем аттестаций станут заниматься профессиональные медицинские организации, в то время как процесс аккредитации будет прероготивой только государства.

Но в любом случае, уверен, что аттестация на ту или иную квалификационную категорию будет существовать до тех пор, пока сохраняется её связь с зарплатой. Как только эта ниточка порвется, желающих, доказывать, что они умеют преодолевать барьеры, не окажется.

Дата создания файла: 27.07.2010

Документ изменен: 06.12.2014

Copyright © Ванюков Д.А. ссылка на источник

http//www.spruce.ru/attestation/rules/licensing.html

                             

Аккредитация медработников от МЗ РФ с 01.01.16 по 31.12.25

Для подачи заявлений рекомендуем использовать Единый портал государственных услуг(www.gosuslugi.ru) и руководствоваться разработанной Ростобрнадзором инструкцией (скачать).

Государственная аккредитация проводится в отношении основных образовательных программ (за исключением программ дошкольного образования), реализуемых образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность с привлечением педагогических работников.

При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы.

При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии обучающихся.

Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

Ростобрнадзор принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

Предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности регламентировано Федеральным законом от 29 декабря 2012г.

Объяснение важных нюансов системы аккредитации специалистов с медицинским образованием

№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013г. №1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности» (утверждающим Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности); приказом Минобрнауки России от 29.10.2014 № 1398 «Об утверждении административного регламента предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации,  осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности» и включает в себя:

Прием документов осуществляется во вторник, среду, четверг с 09:30 до 16:00 (перерыв с 13:00 до 13:45).

Консультации по предоставлению государственной услуги по государственной аккредитации могут быть получены в отделе государственной аккредитации образовательных учреждений по телефону 8(863)300-33-16, при личном обращении (пятница с 9:00 до 16:00), в письменной форме посредством почтовой связи, а также обращения посредством электронной почты на сайте Ростобрнадзора.

За выдачу свидетельства (временного свидетельства) уплачивается в соответствии с частью 27 статьи 92 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 
Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины размещены в разделе «Банковские реквизиты».

Этапы прохождения процедуры государственной аккредитации организаций, находящихся в производстве Ростобрнадзора отражены в разделе«Информация о проведении процедуры государственной аккредитации».

информация из реестра свидетельств о государственной аккредитации.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по государственной аккредитации образовательной деятельности.

Статья 69. Право на осуществление медицинской деятельности и фармацевтической деятельности

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2026 установлен особый порядок получения права на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности (ст. 100 данного закона).

1. Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитация медицинских сестер

Право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют:

1) лица, получившие фармацевтическое образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста;

2) лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности и получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

2.1. Педагогические и научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие практическую подготовку обучающихся в соответствии со статьей 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также научные работники, имеющие сертификат специалиста либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющие научные исследования в сфере охраны здоровья, вправе осуществлять медицинскую деятельность. На педагогических и научных работников при осуществлении ими медицинской деятельности распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

О сроках перехода к процедуре аккредитации специалистов см. часть 1.1 статьи 100 данного документа.

3. Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет. Аккредитационная комиссия формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с участием профессиональных некоммерческих организаций, указанных в статье 76 настоящего Федерального закона. Положение об аккредитации специалистов, порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Лица, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации специалиста.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Лица, не завершившие освоение образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6. Лица, получившие медицинское или фармацевтическое образование в иностранных государствах, к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности после признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, в порядке, установленном законодательством об образовании, и прохождения аккредитации специалиста, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 29.12.2015 N 389-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью и фармацевтической деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Квалификационная категория врача, якобы, должна служить ярлыком, разделяющим врачей по сорту (уровню квалификации): второй, первый и высший. Есть ещё третий сорт — врач без категории.

Но на самом деле присвоение той или иной категории не всегда прямо соответствует реальному уровню квалификации врача. Зачастую более высокая категория отражает снисходительность комиссии к Вашему «длинному» медицинскому стажу либо наличие «нужных знакомств». А более низкая категория может указывать на конфликтную ситуацию с главным врачом либо на сомнения в своей компетентности и страх перед экзаменом.

Ранжирование врачей по категориям, на мой взгляд, характерно только для бесплатной медицины. Там, где медицинский персонал получает зарплату в зависимости от сложности и объёма выполненной работы, там, где установлены чёткие расценки на обследование и лечение, врач должен обладать только лицензией, подтверждающей его допуск и возможность оказывать предлагаемые услуги.

Тем не менее, современная культура, даже в обществе «бесплатной медицины», основана на принципе индивидуального соперничества. Поэтому всегда были, есть и будут врачи, обладающие амбициями и стремящиеся к успеху (в том числе, к защите более высокой квалификационной категории). Более высокая квалификационная категория вызывает чувство законной гордости, способствует самоутверждению, росту уважения/зависти среди коллег и маленькому материальному поощрению.

Что нужно для аттестации на категорию?

1. Иметь представление о порядке получения квалификационных категорий.

Чтобы иметь представление о порядке получения квалификационных категорий прочитайте файл «Квалификационные категории».

Для любителей бюрократических документов выложены:

Обязательно полистайте полемическую статью профессора Н. Мелянченко «Квалификация врача — категория экономическая». Из статьи вы узнаете почему отсутствуют квалификационные категории в зарубежных странах и что такое система допусков.

С 1 января 2016 года отменяется сертификация и вводит аккредитация врачей. Очередная статья профессора Н. Мелянченко даст вам возможность подготовиться к конкурентной борьбе в мире допусков и лицензий.

2. Соответствовать квалификационным требованиям по своей специальности.

Квалификационные требования для врачей подробно, вплоть до указания специальной литературы, расписаны в приказе Министерства здравоохранения СССР № 579 «Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов» от 21 июля 1988 года — ознакомиться.

Квалификационные характеристики специалистов со средним медицинским образованием раскрыты в приложении 4 к приказу Министерства здравоохранения № 249 от 19 августа 1997 года — прочитать.

Крайне важно, чтобы полученное образование и специальность (базовая, основная и дополнительная) не противоречили номенклатуре специальностей, а сама специальность, по которой Вы собираетесь защищать категорию, соответствовала занимаемой должности специалиста. В противном случае возникнут проблемы как с защитой, так и с оплатой квалификационной категории. Ознакомиться с номенклатурой специальностей можно в подразделе «Допуск к деятельности».

3. Пройти обучение с целью обновления имеющихся теоретических и практических знаний.

Это обязательное требование. К аттестации не допускаются врачи, не прошедшие усовершенствования по аттестуемой специальности в государственных образовательных учреждениях в течение последних пяти лет. Советую сразу выбирать сертификационный цикл, чтобы после окончания обучения и успешной сдачи экзамена получить ещё и сертификат.

Согласно приказу Минздравмедпрома РФ от 16.08.1994 № 170 при аттестации на высшую, первую и вторую аттестационные категории врачи и медсёстры всех специальностей обязаны пройти тестирование по вопросам ВИЧ-инфекции (см.

Сертификация или аккредитация – есть выбор

в приказе пункт 1.8). Приказ выложен на сайт и содержит информацию (классификация, диагностика и лечение ВИЧ, диспансерный учёт), достаточную для подготовки к аттестации на категорию.

Варианты последипломного образования изложены в отдельном файле. Там же выложен приказ Минздрава РФ от 03.08.2012 66н, регламентирующий порядок и сроки совершенствования.

Перечень учреждений, в которых можно пройти усовершенствование, содержится на странице Медвузы России. Обратите внимание, что в некоторые информационные карточки включено текущее расписание учебных циклов. Там же приведён список необходимого минимума вещей и документов, которые потребуются для обучения.

4. Посмотреть примеры готовых аттестационных работ врачей и медсестёр.

Готовые аттестационные работы врачей и медсестёр выложены на веб-сайт именно в качестве примера и не предназначены для копирования или тиражирования. Неспособность самостоятельно осмыслить результаты своей деятельности является отражением интеллектуальной и профессиональной убогости.

  • Примеры аттестационных отчётов врачей
  • Примеры аттестационных отчётов медсестёр

5. Написать аттестационную работу.

Следует сказать, что подавляющее большинство аттестационных работ врачей неинтересны. Потому что обычно коллеги ограничиваются простым перечислением статистических фактов. Иногда для придания объёма статистику разбавляют вставками из учебников. Иные врачи вообще занимаются откровенным плагиатом: идут в архив, берут отчёты чужих врачей за прошлые года и только меняют цифры. Я даже видел попытки сдать откопированные на «ксероксе» листы. Понятно, что подобный «творческий подход» вызывает только презрение. Ну, а совсем тупые и ленивые медицинские работники просто покупают (например, через Интернет) готовые аттестационные работы.

  • О чём писать в своём аттестационном отчёте рассказано в документе «Примерная схема и содержание аттестационной работы»
  • Как должна выглядеть аттестационная работа можно узнать из файла «Стандарты и требования к оформлению аттестационного отчёта»

6. Представить в аттестационную комиссию необходимые документы.

Бумаги, которые необходимо представить в аттестационную комиссию, содержатся в Списке документов для врачебной аттестации.

Успехов!

Перечень приказов по аттестации

Самый первый приказ, который мне известен, датирован 11 января 1978 года. Это был приказ МЗ СССР № 40 «Об аттестации врачей-специалистов».

Спустя 4 года выходит приказ МЗ СССР № 1280 «О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей». Приказ предусматривал 2 вида аттестации: обязательную и добровольную (подробнее…).

В начале 1995 года Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ издаёт приказ № 33 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации». Этот приказ оставил только одну аттестацию — добровольную.

В 2001 году вышел приказ № 314 «О порядке получения квалификационных категорий».

Спустя 10 лет старый порядок был заменён на новый — Приказ Минздрава РФ № 808н «О порядке получения квалификационных категорий», который действует по настоящее время.

Дата создания файла: 09.05.2005
Документ изменён: 03.02.2013
Copyright © Ванюков Д.А.

Advertisement
Advertisement has no influence on content