Амортизация в бюджете

О нормах износа основных средств бюджетных учреждений

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют Годовые нормы износа по основным фондам бюджетных учреждений и организаций, утвержденные еще 28 июня 1974 г. Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 11.11.1973 N 824 "Об итогах переоценки основных фондов учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете" (далее — Годовые нормы износа).

За прошедшее время в составе основных средств бюджетных учреждений произошли значительные изменения, вызванные появлением новых машин и оборудования (персональных компьютеров, ксероксов, факсов и т.д.), а также переоборудованием и капитальным ремонтом зданий и сооружений бюджетной сферы (систем отопления, охраны и пожаротушения). Вместе с тем из состава основных средств бюджетных учреждений выбыли целые классы машин и оборудования, существовавшие в 70-х годах прошлого столетия (перфораторы, табуляторы, мини-ЭВМ и т.д.).

Необходимо отметить, что действующие Годовые нормы износа были сформированы исходя из видовых признаков основных средств, что не соответствует современным международным стандартам финансовой и бухгалтерской отчетности.

Нормы износа на необоротные активы бюджетных учреждений

Кроме того, Годовые нормы износа не связаны с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России 26.12.1994 N 359, что противоречит существующим принципам классификации.

В результате использование Годовых норм износа приводит к существенным искажениям бухгалтерской и статистической отчетности, что не позволяет объективно отображать состояние и воспроизводство основных средств бюджетных учреждений и, соответственно, обоснованно планировать выделение финансовых средств из бюджетов всех уровней на их замену и капитальный ремонт.

В связи с этим в настоящее время по инициативе Минэкономразвития России и Минфина России разрабатывается проект нормативного документа, в котором предусматривается переход на новые нормы износа основных средств бюджетных учреждений, сформированные согласно срокам полезного использования.

Как известно, Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 была утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее — Классификация основных средств), используемая в целях налогообложения.

Согласно п.1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ Классификация основных средств рекомендуется для применения в целях бухгалтерского учета, то есть может использоваться и для начисления износа в бюджетных учреждениях, но при соблюдении ряда отдельных ограничений и дополнений. Поэтому в основу разрабатываемой системы кодификации и определения сроков полезного использования основных средств бюджетных учреждений положены те же принципы, что и при разработке Классификации основных средств.

Предлагаемая система формирования групп основных средств бюджетных учреждений ориентирована на ОКОФ, который совместим, во-первых, с международными стандартами, а во-вторых, — с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17. На сегодняшний день ОКОФ — это единственный классификатор, который позволяет идентифицировать видовой состав основных фондов, что важно для целей бухгалтерского учета.

Основным ориентиром при определении сроков полезного использования конкретных видов основных средств, предусмотренных ОКОФ, были нормы амортизации, установленные в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072. Однако в большинстве случаев эти нормы уточнялись на основе мировой практики посредством анализа сроков амортизационного списания по разным видам оборудования, принятых в других странах. Наконец, учитывались мнения специалистов относительно необходимости сокращения сроков списания тех или иных видов основных средств.

Предложенная укрупненная группировка основных средств позволяет унифицировать сроки полезного использования для однотипных видов основных средств, неоправданно дифференцированных ранее по нормам износа.

При этом следует иметь в виду, что состав основных средств бюджетных и коммерческих организаций практически совпадает (компьютеры могут применяться и в бюджетном учреждении, и в коммерческой организации), а нормы износа и нормы амортизации определяются в зависимости от сроков полезного использования основных средств.

При разработке документа, касающегося новых норм износа основных средств бюджетных учреждений, также учитывается, что их финансирование осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней или бюджетов государственных внебюджетных фондов на основе смет доходов и расходов, и, следовательно, необходимо осуществлять контроль за использованием и состоянием государственного имущества. В этой связи нецелесообразно предоставлять самому учреждению право выбора в определении сроков полезного использования своих основных средств, как это установлено в налоговом законодательстве. Кроме того, необходимо установить более жесткие временные рамки по использованию основных средств бюджетных учреждений, а именно: несколько увеличить сроки их полезного использования.

В этих целях для начисления износа по основным средствам со сроками полезного использования до 30 лет в каждой из девяти первых групп предлагается установить четкие значения сроков полезного использования. Что касается основных средств с сроками полезного использования свыше 30 лет (в основном здания и сооружения), то для большей прозрачности их учета и контроля планируется разделить десятую группу на три новые группы основных средств, а именно: со сроками полезного использования от 30 лет до 40 лет включительно, от 40 лет до 60 лет включительно и свыше 60 лет.

При этом предполагается предоставить право федеральным органам исполнительной власти самим устанавливать сроки полезного использования и, соответственно, нормы начисления износа в пределах каждой из этих групп в зависимости от особенностей эксплуатации конкретных объектов основных средств (имея в виду различные климатические условия, а также уровень физического и морального старения основных средств). В этом случае при определении норм износа, наряду с необходимостью учета в хозяйственной деятельности достижений научно-технического прогресса, ставится задача определения реальных (фактических) сроков полезного использования основных средств с учетом их физического и морального износа и оптимизации затрат на обновление.

При разработке документа учитываются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми нормы начисления износа, рассчитанные на основе предлагаемых принципов определения сроков полезного использования основных средств бюджетных учреждений, должны распространяться на бюджетные учреждения бюджетов всех уровней (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты), а также на организации государственных внебюджетных фондов и должны применяться органами исполнительной власти.

Что касается предполагаемых сроков ввода в действие нормативного документа, устанавливающего новые правила начисления износа основных средств бюджетных учреждений, то в соответствии с п.54 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, износ по основным средствам бюджетных учреждений определяется за полный календарный год независимо даже от того, в каком месяце отчетного года приобретены или построены основные средства. Следовательно, введение новых норм износа, рассчитанных на основе сроков полезного использования, будет производиться только с начала отчетного периода, то есть с 1 января.

Е.И.Поздняков

Заместитель руководителя

Департамента финансов

Минэкономразвития России

И.Н.Титова

Начальник отдела

Департамента финансов

Минэкономразвития России

Главная » Бухгалтеру » Амортизация в бюджетных учреждениях в 2018 году

Амортизация в бюджетных учреждениях в 2018 году

Вернуться назад на Амортизация 2018

Стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства и содержит принципиально новые положения в отношении амортизации объектов ОС, и в частности в отношении: методов начисления амортизации и порядка их использования, сроков начисления амортизации, начисления амортизации на структурную часть объекта ОС, и порядка списания амортизации в зависимости от стоимости объекта ОС и в случае переоценки.

Стандарт предусматривает возможность применения помимо линейного метода еще двух дополнительных методов начисления амортизации:

• метода уменьшаемого остатка;

• метода пропорционально объему продукции.

Сущность линейного метода, как и прежде, состоит в равномерном начислении амортизации пропорционально сроку полезного использования объекта. Все остальные методы начисления амортизации являются нелинейными, то есть величина амортизационных отчислений в начале срока эксплуатации объекта ОС всегда будет выше.

При применении способа уменьшаемого остатка годовая норма амортизации определяется так же, как и при линейном способе, только применяется она к остаточной стоимости на начало отчетного года.

При достижении остаточной стоимости в 20% от первоначальной амортизация будет начисляться линейным способом. При этом Стандарт предусматривает возможность применения коэффициента ускорения амортизации, но не выше 3.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции. В основе лежит не срок полезного использования, а объем продукции (работ), который предполагается произвести с использованием объекта ОС за весь срок его полезного использования. Начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок его полезного использования.

Например, учреждение приобрело объект ОС — автомобиль (ОКОФ 310.29.10.24, срок полезного использования 5 лет). Первоначальная стоимость — 500000 руб.

При линейном методе амортизации годовая норма амортизации составит 20% (100%: 5 лет). Годовая сумма амортизации — 100000 руб. (500000 руб. x 20%: 100%).

При применении метода уменьшаемого остатка норма амортизации (без учета коэффициента ускорения) так же составит 20%, но ежегодная сумма амортизации будет рассчитываться следующим образом:

1-ый год 500000 х 20% = 100000 руб.

2-ой год (500000 — 100000) х 20% = 400000 х 20% = 80000 руб.

3-ий год (400000 — 80000) х 20% = 320000 х 20% = 64000 руб.

4-ый год (320000 — 64000) х 20% = 256000 х 20% = 51200 руб.

Service Temporarily Unavailable

5-ый год — в течении года стоимость ОС снизится до 20% от первоначальной стоимости, поэтому переходим на линейный метод. Сумма амортизационных отчислений в последний год будет выше, чем в предыдущие и составит: 204800 (остаточная стоимость на начало года): 1 год (остаточный срок полезного использования).

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Предполагаемый пробег автомобиля — до 500000 км. В отчетном периоде пробег составил 5000 км. Сумма амортизационных отчислений за отчетный период составит 5000 руб. (5000 км x 500000 руб.: 500000 км).

Критерий выбора метода амортизации — наиболее точное отражение предполагаемого способа получения будущих экономических выгод или полезного потенциала. Применение нелинейных методов амортизации ставит целью ускорение перенесения стоимости объекта ОС на расходы учреждения. При этом Стандарт не запрещает применять разные способы амортизации по группам основных средств.

Метод начисления амортизации может быть пересмотрен на 1 января, если существенно изменяются предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезный потенциал. При этом пересчет уже накопленной амортизации производить не требуется.

Изменения коснуться срока приостановки для начисления амортизации. Согласно Инструкции 157н в течение срока полезного использования амортизируемого объекта начисление амортизации не приостанавливалось, кроме случаев перевода объекта ОС на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев. Стандарт предусматривает, что с 1 января 2018 года начисление амортизации объекта ОС не приостанавливается в случаях, когда этот объект простаивает или не используется, или удерживается для последующей передачи (списания), за исключением случая, когда остаточная стоимость объекта ОС стала равной нулю.

На структурную часть объекта ОС амортизация начисляется отдельно от амортизации иных частей, составляющих совместно со структурными частями объекта ОС единый объект имущества (единый объект ОС). Если же срок полезного использования и метод начисления амортизации части объекта совпадают со сроком использования и методом начисления амортизации иных частей, для целей исчисления амортизации части могут быть объединены в единый объект имущества.

Стандарт предусматривает повышение «нижних» границ начисления амортизации в зависимости от стоимости объекта ОС:

• на объекты стоимостью свыше 100000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами;

• на объекты стоимостью до 10000 руб. включительно (за исключением библиотечного фонда), амортизация не начисляется. При вводе в эксплуатацию таких объектов их первоначальная стоимость списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта на забалансовом счете;

• на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче их в эксплуатацию;

• на объекты ОС стоимостью от 10000 до 100000 руб. амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при вводе их в эксплуатацию.

При переоценке объекта ОС сумма накопленной амортизации на дату переоценки должна учитывается одним из следующих способов:

• пересчитывается пропорционально изменению первоначальной стоимости таким образом, чтобы остаточная стоимость объекта после переоценки равнялась его переоцененной стоимости. То есть балансовая стоимость и накопленная амортизация умножаются на один и тот же коэффициент;

• вычитается из балансовой стоимости, после чего остаточная стоимость пересчитывается до переоцененной стоимости актива.

Величина корректировки, возникающая при пересчете или исключении сумм накопленной амортизации, образует часть суммы увеличения или уменьшения остаточной стоимости ОС, подлежащей отражению в бухгалтерском учете.

Необходимо отметить, что отдельные нормы Стандарта № 257н и Инструкции № 157н схожи, но значительная часть положений стандарта скорректирована по сравнению с инструкцией и вносит кардинальные изменения в бухгалтерский учет основных средств.


В процессе эксплуатации основные средства бюджетных учреждений постепенно физически и морально изнашиваются. Износ — это потеря объектом основных средств физических качеств или технико-экономических свойств, а в нас. Вследствие этого — и стоимости.

О нормах износа основных средств бюджетных учреждений

Но, в отличие от производственных предприятий, в бюджетных учреждениях амортизационные отчисления на основные средства не проводят, а начисляют только их зноос.

Износ начисляется на здания и сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, рабочий скот, транспортные средства, производственный (включая устройства) и хозяйственный инвентарь, многолетние насаждения ние, посягнули эксплуатационного возраст.

Износ не начисляется на следующие основные средства:

— земельные участки;

— природные ресурсы;

— здания и сооружения, являющиеся уникальными памятниками архитектуры и искусства;

— оборудование, экспонаты, образцы, действующие и недействующие модели, макеты и другие наглядные пособия, находящиеся в кабинетах и ??лабораториях и используются для учебных и научных целей;

— продуктивный и племенной скот, буйволов, волов, оленей, экспонаты животного мира (в зоопарках и других аналогичных учреждениях);

— многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного

возраста;

— библиотечные фонды, фильмофонды, сценически-постановочные средства;

— музейные и художественные ценности;

— малоценные необоротные материальные активы;

— основные средства учреждений, находящихся за рубежом;

— белье, постельные принадлежности, одежда, обувь;

— арендованные основные средства, учитываются на за балансовом счете 01"Арендованные необоротные активы"

Износ предметов (объектов) основных средств начисляется один раз в год (за полный календарный год), независимо от того, в каком месяце отчетного года они приобретены или построены. Процесс начисления зн носа осуществляется следующим образом. При открытии инвентарных карточек учета основных средств т ф № 03-6 (бюджет) и № 03-8 (бюджет) записывается годовая норма износа в процентах к балансовой стоимости. Согласно действующим порядком начисления износа основных средств в бюджетных учреждениях проводят по ставкам в процентах к первоначальной стоимости основных средств на конец года. При этом используют такие нормы р ахування износа по группам основных средств: группа 1-5%, группа 2 — 25 и группа 3-15 3-15%.

Группу 1 составляют основные средства, учитываемые на субсчете 103"Здания и сооружения": это — дома, их структурные компоненты, в том числе жилые дома и их части (квартиры и места общественность льного пользования), а также на субсчете 106 подгруппа 1"Передаточные устройства": линии электропередач, трансмиссии и трубопроводы со всеми устройствами.

Группу 2 составляют основные средства, учитываемые на субсчетах 104"Машины и оборудование"(кроме подгрупп 1 и 2), 106 «Инструменты, приборы и инвентарь"(кроме подгруппы 1), 105"Транспортные средства"(т только в части автотранспорта и запасных частей к нему). Это могут быть измерительные приборы, регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника, медицинское оборудование (к рим рабочих и силовых машин и оборудования), инструменты, производственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный инвенр.

Группу 3 составляют основные средства, учитываемые на субсчетах 104 (подгруппы 1 и 2), 105 (кроме автомобильного транспорта и частей к нему), 107"Рабочие и продуктивные животные"(подгруппа 1), 108"Б. Многолетние насаждения"(кроме молодых, не достигшие эксплуатационного возраста), 109"Прочие основные средства"(подгруппа 2). Это в первую очередь силовые и рабочие машины и оборудование, все транспортные средства (кроме автомобильного транспорта), рабочий скот, многолетние насаждения тощо.

В последний рабочий день декабря бухгалтер переносит из инвентарных карточек в т ф № 03-12 (бюджет)"Ведомость начисления износа на основные средства"первоначальную стоимость объекта, годовую норму начисления износа в, сумму начисленного износа с начала эксплуатации объекта до отчетного периода. На основании этих данных определяют сумму износа за год и на конец года. На общую сумму начисленного износа в мемориальном ор. Дери т ф № 274 оформляют бухгалтерская проводкадення:

Дт субсч 401"Фонд в необоротных активах по их видам"

Кт субсч 131"Износ основных средств"

132"Износ прочих необоротных материальных активов"

С мемориального ордера сумма износа переносится в книгу. Журнал-главная

Сумма начисленного износа по каждому объекту в отдельности не может превышать 100% его первоначальной стоимости. В то же время начисление износа в размере 100% первоначальной стоимости объекта не является основанием для его спи исання с балансу.

Списание начисленного износа проводят при выбытии основных средств бухгалтерской проводкой:

Дт субсч 401 (на остаточную стоимость объектов)

Дт субсч 131, 132 (на сумму износа выбывающих средств)

Кт субсч 103-119 (на первоначальную стоимость объектов)

Надо иметь в виду, что общая сумма первоначальной стоимости необоротных активов (дебетовое сальдо счетов 10, 11, 12) равна сумме фонда в необоротных активах и износа необоротных активов (кредитовое саль ьдо субсчетов 131-133 и 401.

Обновленная методология бюджетного учета

Как мы уже писали в журнале “Бюджетный учет“ N 3/2006 на стр. 2, Минфин России готовит письмо, разъясняющее порядок применения Приказа Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н об изменениях в бюджетном учете. О содержании будущего письма рассказывает аудитор С.В. Сивец, принимавшая участие в его подготовке.

Исполнение Приказа от 10 февраля 2006 г. N 25н “О внесении изменений в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 г. N 70н“ (далее по тексту — Приказ N 25н) необходимо начать со следующих мероприятий:

— привести рабочий План счетов бюджетного учета учреждения на 2006 год в соответствие с изменениями, внесенными в Инструкцию по бюджетному учету, утвержденную Приказом Минфина России от 24 августа 2004 г. N 70н (далее по тексту — старая редакция Инструкции N 70н);

— утвердить распорядительные документы, определяющие порядок реализации государственной бюджетной учетной политики на 2006 год в учреждении с учетом положений, предусмотренных Инструкцией по бюджетному учету N 70н в редакции Приказа N 25н (далее по тексту — новая редакция Инструкции N 70н).

Об этих мероприятиях мы расскажем в следующем номере журнала после утверждения текста минфиновского письма, разъясняющего применение новой редакции Инструкции N 70н.

Обратите внимание! Учитывая, что на момент подписания номера Приказ N 25н не прошел окончательного согласования с Минюстом России, из текста данной статьи изъято большинство ссылок на конкретные пункты новой редакции Инструкции N 70н. Упоминание пунктов самого приказа сохранено (прим. редакции).

Перевод остатков

В соответствии с пунктом 2 Приказа N 25н остатки по счетам бюджетного учета (далее — остатки по счетам) по состоянию на конец 2005 года необходимо перенести на 1 января 2006 года с учетом положений новой редакции Инструкции N 70н.

Обратите внимание! Результаты инвентаризации (постановка на учет не числящихся объектов, списание недостач и т.д.) должны быть отражены в бухгалтерском учете учреждения до заключения счетов 2005 года.

До переноса остатков счетов бюджетного учета необходимо применять положения новой редакции Инструкции N 70н, представленные ниже.


Завершение финансового года

В дебет (кредит) счета 0 401 03 000 “Финансовый результат прошлых отчетных периодов“ списывают сформированные остатки по счетам бюджетного учета:

— 0 210 02 000 “Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов“;

— 0 304 04 000 “Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств“, за исключением не использованных получателями денежных сумм, сформировавших за финансовый год объем бюджетных средств, полученных от главного распорядителя (распорядителя);

— 0 304 05 000 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов“;

— по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 01 000 “Финансовый результат текущей деятельности учреждения“;

— по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 02 000 “Финансовый результат по резервному фонду“.

В дебет (кредит) счета 0 402 03 000 “Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета“ списываются остатки по счетам бюджетного учета:

— 0 211 00 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям в бюджет“;

— 0 212 00 660 “Уменьшение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета“;

— 0 307 00 000 “Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов“, за исключением расчетов по счетам средств, находящихся во временном распоряжении;

— 0 308 00 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям в бюджет“;

— 0 309 00 830 “Уменьшение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям из бюджета“;

— по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 402 01 000 “Результат по кассовому исполнению бюджета“.

По завершении финансового (бюджетного) года остатки по счетам санкционирования расходов бюджетов на следующий год не переходят. Так же, как и не переходят в регистры бюджетного учета следующего финансового года “обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств“.

Перенос остатков по счетам осуществляется по каждому счету отдельно. При этом остатки переносятся в той же стоимости, по которой они числились по состоянию на 1 января 2006 года в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с учетом требований новой редакции Инструкции N 70н к обязательной структуре аналитического учета на соответствующих счетах и порядка ведения регистров бюджетного учета.

Как перейти на методологию — 2006

На момент вступления в силу Приказа N 25н учреждения уже сформировали регистры бюджетного учета за прошедшие месяцы 2006 года в соответствии со старой редакцией Инструкции N 70н. Тем не менее каждое учреждение должно обеспечить ведение бюджетного учета по новым требованиям с 1 января 2006 года. Бухгалтерские операции по переходу необходимо отразить в Справке (ф. 0504833) в межотчетный период. Провести перевод можно двумя способами.

При первом способе бухгалтеры будут переоформлять по-новому все хозяйственные операции с начала 2006 года. Именно этот способ склонны применить бухгалтерии самого Минфина России.

Второй способ заключается в переводе оборотов по соответствующим счетам бюджетного учета, сложившихся нарастающим итогом с 1 января 2006 года на дату внедрения учреждением Приказа N 25н — первое число месяца его официального опубликования, на обороты отвечающие требованиям обновленной Инструкции N 70н.

Перевод осуществляется путем применения относительно оборотов, сложившихся с начала года на дату внедрения, например, с 1 января по 1 апреля 2006 года, способа “красное сторно“.

Данные обороты отражаются в соответствующих регистрах бюджетного учета со знаком “минус“, в сумме итоговых корреспонденций по счетам учета. Обнулив обороты 2006 года, учреждение формирует новые, согласно действующей редакции Инструкции N 70н.

Бухгалтерские записи по переводу оборотов по счетам необходимо составлять с учетом требований по обеспечению аналитического учета, предусмотренных новой редакцией Инструкции N 70. Напомню, что их необходимо отражать в соответствующих регистрах бюджетного учета на основании Справки (ф. 0504833) и первичных документов.


Таблица 1. Три этапа + исключение

—————————————————————————————————¬
¦ Номер счета ¦
+————————T————————————————————————-+
¦ Код бюджетной ¦ Код счета ¦
¦ классификации +————-T—————-T—————-T————————-+
¦ ¦ Код вида ¦ Код ¦ Код ¦ Код “Классификации ¦
¦ ¦деятельности ¦ синтетического ¦ аналитического ¦ операций сектора ¦
¦ ¦ ¦ учета ¦ учета ¦ государственного ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления ¦
+————————+————-+—————-+—————-+————————-+
¦ 1-17 ¦ 18 ¦ 19-21 ¦ 22, 23 ¦ 24-26 ¦
+————————+————-+—————-+—————-+————————-+
¦ Первый этап ¦ Второй этап ¦ Третий этап ¦На 1 января 2006 г. — 000¦
¦ ¦ ¦ ¦Исключение — 0 304 04 000¦
+————————+————-+———————————+————————-+
¦Приказ Минфина России от¦ Инструкция по бюджетному учету ¦
¦21 декабря 2005 г. N+————-T———————————T————————-+
¦152н “Об утверждении¦Пункт 9 новой¦План счетов бюджетного учета¦Приложение 5 “Классифика-¦
¦указаний о порядке при-¦редакции Инс-¦(часть 2 новой редакции Инструк-¦ция операций сектора го-¦
¦мененения бюджетной кла-¦трукции N 70н¦ции N 70н). ¦сударственного управле-¦
¦ссификации Российской¦ ¦Порядок применения Плана счетов¦ния“ к новой редакции Ин-¦
¦Федерации“; ¦ ¦бюджетного учета (часть 3 новой¦струкции N 70н ¦
¦Приложение N 4 “Таблица¦ ¦редакции Инструкции N 70н ¦ ¦
¦соответствия кода счета¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджетного учета коду¦ ¦ ¦ ¦
¦классификации доходов,¦ ¦ ¦ ¦
¦ведомственной, функци-¦ ¦ ¦ ¦
¦ональной классификации¦ ¦ ¦ ¦
¦расходов бюджетов, клас-¦ ¦ ¦ ¦
¦сификации источников фи-¦ ¦ ¦ ¦
¦нансирования дефицита¦ ¦ ¦ ¦
¦бюджетов“ к новой Инс-¦ ¦ ¦ ¦
¦трукции N 70н ¦ ¦ ¦ ¦
L————————+————-+———————————+—————————

В наилучшей ситуации окажутся учреждения с автоматизированным процессом учета. Как правило, разработчики программных систем берут на себя обязательства по автоматизации перехода. Однако полностью полагаться на возможности программ не стоит. Ведь для обеспечения правильности перехода учреждения и реализации в автоматическом режиме этой задачи бухгалтерская служба должна подготовить данные для перевода. Бухгалтеру в любом случае придется:

— скорректировать корреспонденцию счетов, то есть прописать типовые бухгалтерские записи хозяйственных операций с учетом изменения методологии;

— разработать порядок и уровни аналитического учета, необходимые для обеспечения в бухгалтерском учете достоверности и полноты информации о результатах деятельности учреждения.

Обязательное медицинское страхование

По коду вида деятельности “2“ осуществляется перевод остатков по счетам, связанным с использованием учреждениями средств, полученных:

— в рамках программ обязательного медицинского страхования (далее по тексту — ОМС);

— от страховых организаций и (или) из бюджетов Федерального фонда ОМС (далее — Федеральный ФОМС) или территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее — территориальный ФОМС);

— на банковские счета, открытые бюджетным учреждениям в учреждениях Центробанка России на балансовых счетах N 40403; 40404; 40503; 40603 или на лицевые счета по учету средств от предпринимательской деятельности, открытые в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

По согласованию с главным распорядителем можно учитывать как по коду вида деятельности “1“, так и “2“ остатки по нефинансовым активам, образовавшимся у учреждения за счет указанных выше средств, если деятельность учреждения в рамках программы по ОМС прекращена в 2006 году. При этом следует ориентироваться на порядок содержания и использования нефинансовых активов в текущем финансовом году.

Этапы формирования входящих остатков

Остатки по счетам бюджетного учета, которые необходимы для начала работы в соответствии с Приказом N 25н, целесообразно формировать в несколько этапов (см. Таблицу 1).

Первый этап направлен на обеспечение соответствия кода счета бюджетного учета:

— коду классификации доходов;

— ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов;

— классификации источников финансирования дефицита бюджетов (с 1-го по 17-й разряды номера счета).

Второй этап посвящен обеспечению соответствия кода вида деятельности (18-й разряд номера счета) согласно пункту 9 новой редакции Инструкции N 70н. Его особенности рассмотрены в Таблице 2.

Нефинансовые активы

Счет 0 101 000 00 “Основные средства“

Остатки по счету 0 101 06 000 “Производственный и хозяйственный инвентарь “ в части числящейся в учете учреждения посуды необходимо перенести на счет 0 105 06 000 “Прочие материальные запасы“.

Остатки по счету 0 101 08 000 “Мягкий инвентарь“ переносятся на счет 0 105 05 000 “Мягкий инвентарь“.

Следует учесть, что остатки посуды и мягкого инвентаря на соответствующие счета учета материальных запасов необходимо переносить по первоначальной стоимости. Причем делать это нужно независимо от того, находится ли объект учета в эксплуатации или в запасе.

Наименования, сорта и количество должны соответствовать данным книги (карточки) учета материальных ценностей на 1 января 2006 года. В карточке количественно-суммового учета материальных ценностей содержательная часть должна быть дополнена следующими данными:

— установленный срок эксплуатации мягкого инвентаря;

— дата списания по нормативу. Об этом сказано в абзаце 14 пункта 7 Приказа N 25н.

Таблица 2. Сравнительная таблица кодов видов деятельности
(18 разряд номера счета бюджетного учета)

————————————————T—————————————————¬
¦ Код вида деятельности ¦ Комментарии ¦
¦ (18 разряд номера счета бюджетного учета) ¦ ¦
+————————————————+ ¦
¦ Инструкция по бюджетному учету ¦ ¦
+————————T————————+ ¦
¦ 2005 г. ¦ с 1 января 2006 г. ¦ ¦
+————————+————————+ ¦
¦ Приказ Минфина России ¦ В редакции Приказа ¦ ¦
¦ от 26 августа 2004 г. ¦ от 10 февраля 2006 г. ¦ ¦
¦ N 70н ¦ N 25н ¦ ¦
+—T——————-+—T——————-+—————————————————+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+—+——————-+—+——————-+—————————————————+
¦ 0 ¦При отсутствии воз-¦ ¦ Не предусмотрен ¦Все объекты учета нефинансовых активов, обяза-¦
¦ ¦можности отнести к¦ ¦ ¦тельств, результат деятельности (доходы, расходы)¦
¦ ¦определенному виду¦ ¦ ¦формируются относительно конкретного вида деятель-¦
¦ ¦деятельности ¦ ¦ ¦ности ¦
+—+——————-+—+——————-+—————————————————+
¦ 1 ¦Бюджетная деятель-¦ 1 ¦Бюджетная деятель-¦Порядок определения не изменен ¦
¦ ¦ность ¦ ¦ность ¦ ¦
+—+——————-+—+——————-+—————————————————+
¦ 2 ¦Предпринимательская¦ 2 ¦Приносящая доход¦Все объекты учета, учитываемые по состоянию на 1¦
¦ ¦и иная, приносящая¦ ¦деятельность ¦января 2006 года на счетах бюджетного учета с ко-¦
¦ ¦доход деятельность ¦ ¦ ¦дом вида деятельности “2“ и “3“, отражаются в уче-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦те 2006 года по коду вида деятельности “2“ при ус-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ловии их использования (погашения, исполнения) в¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦текущем году в рамках осуществляемой учреждением¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦деятельности, приносящей доход ¦
+—+——————-+—+——————-+—————————————————+
¦ 3 ¦ Деятельность за ¦ 2 ¦Приносящая доход¦Объекты учета, сформированные в рамках осуществле-¦
¦ ¦ счет целевых ¦ ¦деятельность ¦ния деятельности за счет целевых средств и безвоз-¦
¦ ¦средств и безвоз-¦ ¦ ¦мездных поступлений, в случае прекращения такой¦
¦ ¦мездных поступлений¦ ¦ ¦деятельности в текущем году по согласованию с¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦главным распорядителем (распорядителем) могут быть¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦пренесены в межотчетный период на код вида дея-¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦тельности “1“ — Бюджетная деятельность ¦
+—+——————-+—+——————-+—————————————————+
¦ ¦ ¦ 3 ¦Деятельность по¦Основные номера счетов бюджетного учета: ¦
¦ ¦ ¦ ¦средствам, находя-¦- КИВФ 3 201 02 000; ¦
¦ ¦ ¦ ¦щимися во временном¦- КИВФ 3 201 04 000; ¦
¦ ¦ ¦ ¦распоряжении ¦- КИВФ 3 203 02 000; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦- КГ, ФКР 3 210 03 000; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦- КГ, ФКР 3 304 01 000; ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦- КГ 3 307 00 000 ¦
L—+——————-+—+——————-+—————————————————

Счет 0 104 00 000 “Амортизация“

Из остатков по счету 0 104 06 000 “Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря“ по состоянию на 1 января 2006 года необходимо выделить амортизацию прочих основных средств, числящихся на счете бюджетного учета 0 101 10 000 “Прочие основные средства“. Выделенные остатки переносятся на счет 0 104 07 000 “Амортизация прочих основных средств“ с обязательным внесением соответствующих записей в регистры бюджетного учета.

Вследствие отсутствия однозначного толкования положений старой редакции Инструкции N 70н в 2005 году было возможно отражение на счете 0 104 06 000 “Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря“ амортизации посуды и мягкого инвентаря. Такую “амортизацию“ следует отразить в межотчетный период следующей бухгалтерской записью:

Дебет 0 104 06 000
“Амортизация производственного и хозяйственного инвентаря“
Кредит 0 401 03 000
“Финансовый результат прошлых отчетных периодов“.

Именно по показателям соответствующих счетов аналитического учета счета 0 104 00 000 “Амортизация“ по состоянию на 1 января 2006 года производится корректировка учетных регистров основных средств и нематериальных активов, а также в Журнале по выбытию и перемещению нефинансовых активов.