Антитеррористическая защищенность образовательных учреждений

Одним из способов обеспечения безопасности в школе, детском саду, в любом другом образовательном учреждении является введение пропускного режима: при входе в учреждение у посетителя просят удостоверяющий его личность документ и сведения из этого документа (фамилию, имя, отчество, номер документа и др.) вносятся в журнал учёта посетителей. Записываемая в журнал информация является персональными данными. Однако письменное согласие на сбор (т.е. обработку) персональных данных у посетителя не запрашивается. Является ли это нарушением?

Нет, не является.

По общему правилу обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (в рассматриваемом случае — посетителя образовательного учреждения). Под обработкой закон понимает любое действие с персональными данными, в т.ч. их сбор и занесение в материальный хранитель информации (например, в журнал учёта посетителей). Закон разрешает получать согласие в любой форме. При этом важно, чтобы были соблюдены следующие условия:
– во-первых, субъект должен иметь возможность отказаться от предоставления персональных данных;
– во-вторых, предоставление персональных данных осуществляется в интересах субъекта;
– в-третьих, субъект должен осознавать, для чего он передаёт свои персональные данные, для каких целей.

Если соблюдены названные условия, то согласие на обработку данных может быть получено в любой форме. Письменное согласие необходимо получить только в случаях, указанных в федеральном законе, в частности, при обработке персональных данных, которые относятся к специальным категориям (например, национальность, фото и др.). В других случаях согласие субъекта может быть получено любым иным способом, подходящим для конкретной ситуации.

Фамилия, имя, отчество, паспортные данные не относятся к специальной категории персональных данных, поэтому требовать от посетителя выразить в письменной форме своё согласие на сбор персональных данных нет необходимости. Что в сущности происходит на пропуском пункте? Посетитель добровольно предоставляет охраннику информацию о себе в определенном объеме. Цель предоставления персональных данных посетитель понимает и принимает. Таким образом, посетитель своими действиями показывает, что он согласен на обработку своих персональных данных, т.е. согласие выражено не в форме письменного документа, а в форме соответствующих действий (в юриспруденции такие действия называются конклюдентными).

Кроме того, закон разрешает обрабатывать персональные данные вообще без согласия субъекта, если это необходимо для осуществления прав и законных интересов оператора (например, школы, детского сада) или третьих лиц (обучающихся, их родителей), либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных. Так, в соответствии с п. 9 части первой ст.

Пропускной режим школы.

34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют права на охрану жизни и здоровья. А к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны здоровья обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 части третей ст. 28 названного закона). Организация пропускного режима относится к мерам по обеспечению безопасности обучающихся и работников, в частности, в отношении профилактики террористических актов. Таким образом, законодательство разрешает в рассматриваемом случае собирать персональные данные посетителей вне зависимости от наличия их согласия в какой-либо форме.

Сами по себе действия по обработке персональных данных в рассматриваемом случае (запись данных из паспорта в журнал учёта посетителей) официально называются «обработка персональных данных без использования средств автоматизации». При этом образовательным организациям необходимо учитывать требования, установленные Правительством РФ от 15.09.2008 № 687:
1) в локальном акте учреждения нужно предусмотреть ведение журнала учёта посетителей (его форму) и указать цели сбора персональных данных, их содержание (указать, что конкретно переписывается из паспорта и в какие графы, колонки, разделы журнала) и срок их обработки (продолжительность хранения журнала), должность и Ф.И.О. лиц, которые имеют доступ к журналу, отвечают за ведение и сохранность журнала;
2) запрещается копирование информации, которая содержится в журнале учёте посетителей (данное требование касается всех работников образовательной организации, в т.ч. руководящих работников);
3) при каждом пропуске на территорию образовательной организации персональные данные посетителя записываются только один раз.

Использованные нормативные правовые акты:
1) Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2) Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
3) Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации».

Запись опубликована автором Александр Вихарев в рубрике Персональные данные.

1Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446-I «О безопасности» (с изменениями от 25 декабря 1992 года, 25 июля 2002 г.).

2. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»..

3. Указ Правительства РФ от 12 мая 2009 года № 537 «О  стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

4. Указ Президента от 15 февраля 2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризма».

5. Федеральный закон от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 22 декабря 2008 года).

6. Письмо Министерства образования РФ «О проведении занятий по вопросам противодействия химическому и биологическому терроризму» от 15 октября 2001 г. № 42-15/42-11.

 

Нормативные документы по организации антитеррористической работы в образовательном учреждении

1. Приказ директора  образовательного учреждения о создании антитеррористической группы, утверждении системы работы по противодействию терроризму и экстремизму, утверждении Положения о антитеррористической группе (приложение № 1).
2. Приказ об организации охраны, пропускного и внутри объектового режимов работы в зданиях и на территории
3. Инструкция руководителю образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и обучающихся в условиях повседневной деятельности
4. План профилактической работы по предотвращению террористических актов
5. Инструкция персоналу по действиям при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство
6. Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством
7. Инструкция персоналу по действиям при поступлении угрозы террористического акта по телефону
8. Инструкция руководителю по действиям при поступлении угрозы террористического акта в письменном виде (приложение № 8).
9. Инструкция персоналу по действиям при захвате террористами заложников
10. Инструкция по действиям постоянного состава и обучающихся в условиях возможного биологического заражения
12.

Внимание! В школе пропускной режим!

Акт комиссионной проверки антитеррористической защищённости образовательного учреждения
14. Паспорт безопасности 
— положение о паспорте безопасности;
— аннотация;
— возможные ситуации на объекте;
— сведения о персонале объекта;
— силы и средства охраны объекта;
— план-схема охраны;
— документация приложение;
— приложение к пунктам паспорта безопасности
15.

Памятка дежурному администратору образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта
16. Памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта
17. Функциональные обязанности ответственного лица образовательного учреждения по выполнению мероприятий по антитеррористической защищённости 
18. Примерное положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении
19. Рекомендации руководителю образовательного учреждения по противодействию терроризму
20. Рекомендации руководителю образовательного учреждения по предотвращению террористических актов
21. Рекомендации должностному лицу при получении угрозы о взрыве
22. Рекомендации должностному лицу при обнаружении предмета, похожего на взрывоопасный
23. Инструкция по ведению телефонного разговора при угрозе взрыва
24. Контрольный лист наблюдений при угрозе по телефону
25. Применяемые условные обозначения

1.4 Антитеррористическая деятельность

Анализ политико-правовых документов и нормативных актов, научных и публицистических работ, реальной практики позволяет определить, что основное содержание современной государственной политики противодействия терроризму в России — деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма.

Антитеррористическая деятельность самостоятельных хозяйствующих субъектов – сравнительно новое направление в системе мер по борьбе с терроризмом. Ранее руководители организаций, предприятий не имели представления об антитеррористической защищенности своих объектов, прежде всего потому, что сама угроза террористических проявлений была невообразима. Однако в настоящее время такая угроза становится реальной, что требует принятия системы мер адекватного противодействия.

Service Temporarily Unavailable

И разработка такой системы мер должна осуществляться при непосредственной научно-методической поддержке специалистов.

Глава 2.

 Планирование и проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защиты объекта – образовательного учреждения.

2.1 Ведущие аспекты организации  антитеррористической защиты образовательного  учреждения

На основе изучения руководящих документов и оценки террористической уязвимости объектов, определения системы профилактических мер, вида и способа охраны объекта, а также моделирования возможных террористических актов в образовательном учреждении должны быть разработаны:

1. Паспорт  антитеррористической защищенности.

2. Паспорт  безопасности.

3. План  охраны и обороны объекта.

4. Оперативные  документы по организации охраны  объектов.

В своей работе по обеспечению антитеррористической безопасности объектов руководители ОУ руководствуются законами Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации:

— Федеральный  закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О  противодействии терроризму» (с  изменениями и дополнениями);

— Федеральный  закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О  противодействии экстремистской  деятельности» (с изменениями и  дополнениями);

— Федеральный  закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О  ведомственной охране»;

— Указ  Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 "О мерах по противодействию  терроризму" (с изменениями и  дополнениями);

— Постановление  Правительства РФ от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального  закона «О противодействии терроризму»;

Система и порядок (способы) охраны объектов регулируются федеральными законами от 14 апреля 1999г. №77-ФЗ «О ведомственной охране», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992г. № 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности», руководящим документом МВД РФ РД 78.36.003-2002 «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств», ведомственными нормативными актами, условиями договора на охрану объекта, а также Типовой инструкцией.

2.2 ПЛАН работы ГОУ средней  общеобразовательной школы по  противодействию терроризму.

Организация охраны образовательного учреждения — комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств в т.ч. экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций, может осуществляться милицейскими, военизированными (ВОХР) и сторожевыми подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, частными охранными предприятиями (ЧОП), штатными сторожами и вахтерами, с помощью технических средств (ТСО) посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел (ДЧ ОВД) или на пункты централизованной охраны (ПЦО) территориальных ОВО либо сочетанием этих видов охраны.

Для несения службы по охране ОУ подбираются сотрудники (работники) ВОХР, сторожевой охраны, ЧОПов, имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе. Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией ОУ о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны ОУ и правилах использования ТСО.

Инженерно-техническое укрепление ОУ – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам:

инженерно-техническая укрепленность в сочетании с оборудованием данного ОУ системами охранной и тревожной сигнализации, системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения.

Пожарная сигнализация при наличии технической возможности подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.

Ограждение должно быть сплошным и исключать случайный въезд транспорта на территорию ОУ, минуя официальные места.

ДОУ должны иметь ограждение высотой не ниже 160 см, все остальные образовательные учреждения не ниже 110 см.

Места въезда на территорию ОУ оборудуются воротами или шлагбаумами.

Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью. Категорически запрещается во время учебно-воспитательного процесса закрывать двери на внутренние и висящие замки.

Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.

При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию.

Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения.

Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты и т. п.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения ОУ.

Для оперативной передачи сообщений на ПЦО ОВО или дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении учащихся, персонала или посетителей ОУ должно оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (ТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонными системами (МТС), педалями, оптико-электронными извещателями и другими устройствами.

Система оповещения в ОУ создается для оперативного информирования через подачу звуковых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей; трансляцию речевой информации или специального звукового сигнала о характере опасности.

Эвакуация сопровождаться передачей специального звукового сигнала, утвержденного руководителем образовательного учреждения, направленного на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации

Разработка необходимой документации по работе ГОУ средней общеобразовательной школы по противодействию терроризму на 2010- 2011 учебный год

— Противодиверсионный (антитеррористический) паспорт ОУ;

— План действий по обеспечению безопасности персонала и учащихся школы от проявлений терроризма ;

— План  обеспечения безопасности образовательного  учреждения при проведении массовых  мероприятий (праздника, выпускного  балла, экзаменов и т.п.);

— Инструкция  по пропускному режиму в образовательном  учреждении) ;

— Инструкция о правилах пользования кнопкой тревожной сигнализации, выведенной на пульт вневедомственной охраны;

  -Инструкция (памятка) по действиям руководителя, должностных лиц и персонала ОУ при угрозе террористического акта и в иных чрезвычайных ситуациях;

— Положение о антитеррористической группе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы;

— Система работы по противодействию терроризму и экстремизму;

-Обязанности  руководителя ГОУ СОШ по обеспечению  охраны образовательного учреждения;

— Должностная инструкция заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности;

-Должностные инструкции сотрудникам подразделения охраны, классному руководителю, учителю, вахтеру;

— Инструкция по обеспечению безопасности персонала школы от проявлений терроризма;

— Инструкция для учителей по обеспечению безопасности учащихся школы от проявлений терроризма;

— План  обеспечения антитеррористической  безопасности ОУ на текущий  период;

— План работы ГОУ и антитеррористической группы по противодействию терроризму и экстремизму;

-Памятка обращения с анонимными материалами, содержащими угрозы террористического характера;

— Памятка  о мерах защиты в случае  террористических актов;

-Памятка  для оказавшихся в заложниках;

— Инструкция  по организации действий администрации школы в случае возникновения пожара и проведении эвакуации;

В план работы включаются: совещания по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; инструктажи и тренировки; практические мероприятия по выполнению решений антитеррористических комиссий Департамента образования и СОУО; решений руководителя образовательного учреждения, мероприятия по осуществлению контроля и оказания помощи на местах; работа по подготовке методических материалов; разработка инструкций и памяток, планов проведения тренировок, учений и др.

Руководитель образовательного учреждения утверждает систему по противодействию терроризму, которая включает в себя: проведение совещаний, инструктажей; контроль за выполнением основных мероприятий в образовательном учреждении; организацию взаимодействия с ОВД, УФСБ, УГОЧС, родительской общественностью и мероприятия, проводимые вместе с ними; сроки проведения различных культурно-спортивных и других массовых мероприятий, мероприятия по обеспечению безопасности их проведения; доклады о выполненных мероприятиях в вышестоящие инстанции.

Инструктажи и тренировки, практические мероприятия по вопросам антитеррористической защиты учреждения являются, по нашему мнению, эффективным средством обеспечения антитеррористической безопасности учебного учреждения.

Рассмотрим примеры таких мероприятий.

Заключение

Современный терроризм представляет собой сложную систему, состоящую из комплекса взаимодополняющих процессов — идеологических, криминальных, военных, экономических, политических, религиозных и националистических.

Терроризм — (от лат.terror- страх, ужас) — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными факторами насильственных действий.

Борьба с терроризмом — деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению.

В последние годы в России уточнено и доработано антитеррористическое законодательство, создан Национальный антитеррористический комитет, улучшилась координация деятельности антитеррористических сил, усовершенствованы средства и методы борьбы с терроризмом. Однако реальная практика свидетельствует о том, что отечественная государственная антитеррористическая политика пока ещё не достаточно эффективна. Недавний теракт в Домодедово является тому примером. В связи с этим требуется дальнейшее глубокое и всестороннее теоретическое осмысление с позиций различных наук и методологических подходов политики Российского государства по противодействию терроризму, анализ места и роли различных сил и средств в ее реализации и выработка практических действий по антитеррористической безопасности каждого объекта.

Проблемы обеспечения безопасности здоровья и жизни работников Образовательных учреждений и учащихся в настоящее время приобретает наиболее актуальное значение и становятся приоритетными как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования. Для этого в школах осуществляется взаимодействие с представителями ОВД с целью проверки и обследования зданий, в школе устанавливается круглосуточный пост охраны, проводится инструктаж и тренировки по эвакуации учащихся и сотрудников из здания в случаях возникновения ЧС, профилактические, учебные, тренировочные мероприятия по противодействию терроризму, которые включает в себя: комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта и т.д., охрана объекта, введение пропускного режима, ограждение объекта, видеонаблюдение, установление тревожной кнопки, противопожарной сигнализации, оповещателей для передачи специального звукового сигнала, утвержденного руководителем образовательного учреждения, направленного на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и другие местах); проведение совещаний, инструктажей; контроль за выполнением основных мероприятий в образовательном учреждении; организация взаимодействия с ОВД, УФСБ, УГОЧС, родительской общественностью и планирование мероприятий, проводимых вместе с ними; сроки проведения различных культурно-спортивных и других массовых мероприятий, мероприятия по обеспечению безопасности их проведения; доклады о выполненных мероприятиях в вышестоящие инстанции и другие антитеррористические мероприятия.

Страницы:← предыдущая1234следующая →

Обсуждаем проект Правительства РФ "Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

На сайте http://regulation.gov.ru опубликован проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Предложения по доработке и замечания на проект можно направить в СРО Ассоциация «Школа без опасности» по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Правительства Российской Федерации
«Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих
образовательную деятельность»

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – проект Постановления) разработан в целях реализации федеральных законов от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»,  от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» и во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина от 24 января 2014 г.

№ РД-П4-487.

Проектом Постановления предусмотрено утверждение требований к антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, (далее – организации) в целях повышения уровня защищенности организаций от террористических актов, минимизации возможных последствий и ликвидации их угрозы, создания безопасных условий образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья обучающихся и  работников организации.

В требованиях к антитеррористической защищенности организаций определены основные цели обеспечения их антитеррористической защищенности, порядок проведения категорирования, исходные данные для категорирования и критерии категорирования организаций. Для каждой категории организации разработан обязательный для выполнения комплекс мер антитеррористической защищенности, определен порядок информирования об угрозе совершения или совершении террористического акта органов исполнительной власти и правоохранительных органов, и контроля выполнения требований антитеррористической защищенности организации, а также определен порядок разработки паспорта безопасности организации и порядок его актуализации. Разработана рекомендуемая форма паспорта безопасности организации.

Реализация проекта Постановления не потребует выделения дополнительных средств за счет федерального бюджета Российской Федерации и не влечет за собой необходимость внесения изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

С законопроектом можно ознакомиться здесь.

1. Любая информация, которая позволяет идентифицировать человека, — это персональные данные. Поэтому действия с видеоизображением работника, обучающегося, его родителя (получение, хранение, передача и т. п.) относятся к обработке персональных данных.

Закон предусматривает только 12 случаев, когда разрешается обрабатывать персональные данные (часть 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»), из которых в образовательных учреждениях популярен только один: получение согласия на обработку персональных данных (ПД).

В одиннадцати случаев согласие не требуется. Например, разрешается обработка ПД, если это необходимо для выполнения возложенных законодательством РФ на оператора (т. е. школу, детский сад) функций, полномочий и обязанностей. Отсюда вопрос: обязано ли образовательное учреждение осуществлять видеонаблюдение?

2. Образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Кроме того, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» обязывает юридические лица, использующие свои объекты в образовательных целях, выполнять требования к антитеррористической защищенности этих объектов (территорий). Такие требования утверждены постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1235 (далее по тексту — Требования № 1235).

В соответствии с Требованиями № 1235 оборудование образовательного учреждения системой видеонаблюдения относится к мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий). Таким образом, школа и детский сад, осуществляя видеонаблюдение, выполняют обязанность, предусмотренную законодательством РФ, т. е. согласие на обработку персональных данных не требуется.

Однако следует учитывать, что Требования № 1235 предусматривают установку системы видеонаблюдения только для образовательных учреждений второй и первой категорий (небольшая табличка по категориям находится по этой ссылке http://alvih.ru/files/antiterror_kategor.pdf).

Таким образом, буквальное толкование Требований № 1235 позволяет сделать вывод о необязательности видеонаблюдения для образовательных учреждений третьей категории, т. е. в этом случае необходимо получить согласие на обработку ПД как у работников, так и у родителей (законных представителей) обучающихся.

3. Несмотря на то, что согласие на обработку ПД в определённых случаях не требуется (см. п. 2), некоторые образовательные учреждения подстраховываются и оформляют согласия вне зависимости от категории безопасности. Почему?

Причина в следующем: если проверяющие органы (прокуратура, Роскомнадзор, государственная инспекция труда) выяснят, что какая-то видеокамера установлена не в целях обеспечения безопасности, а в целях осуществления контроля за работниками (например, непосредственно у рабочего места), то отсутствие согласия на обработку персональных данных повлечёт административное наказание в виде штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей (на должностное лицо) и (или) от 15 000 до 75 000 рублей (на учреждение).

4. Обработка персональных данных не ограничивается наличием соответствующего согласия. При осуществлении видеонаблюдения необходимо выполнить следующие требования:
– на входе и внутри здания разместить предупреждающие знаки «Ведётся видеонаблюдение»;
– в локальном нормативном акте («Положение об обработке персональных данных») отразить факт осуществления видеонаблюдения, его правовое обоснование, цели, срок хранения ПД;
– приказом (распоряжением) назначить ответственного за архивирование видеоматериала и его уничтожение после срока хранения, определить перечень работников, которые имеют доступ к видеоматериалам;
– в трудовые договоры включить пункт о факте осуществления видеонаблюдения в образовательном учреждении, а детским садам такой пункт желательно прописать в договоре, который заключается с родителем при зачислении ребёнка в учреждение.

Запись опубликована автором Александр Вихарев в рубрике Персональные данные.