Аттестация работников

Соответствия занимаемой должности

Консультация для воспитателей

«Новый порядок аттестации педагогических работников»

Приказом Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко утверждён новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Содержание:

1. Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности

2. Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории

             По старым правилам педагог, желающий повысить свою зарплату, по собственному желанию мог подать заявление о присвоении второй, первой или высшей квалификационной категории. Категории присваивались аттестационными комиссиями: вторая –  ДОУ, первая — городской, а высшая — областной .

            По новым правилам вторая квалификационная категория отменена, а аттестацию педагогических работников поручили органам образования на уровне субъекта РФ. При этом аттестация стала обязательной: раз в пять лет каждый педагог, не имеющий категории, независимо от желания и стажа работы должен проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

            Те же педагоги, которые желают получить первую или высшую категорию, могут вместо этого подать заявление об аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям. Категории присваиваются на 5 лет, после чего их нужно снова подтверждать в том же порядке.

            Если педагог вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:

        педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;

        педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.

            При этом квалификационные категории, присвоенные до 1 января 2011 года, остаются действительными на тот срок, на который были присвоены. Однако правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивалась вторая категория, отменяется. Отныне эти воспитатели также должны будут проходить аттестацию каждые пять лет.

1. Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности.

             Обязательная аттестация проводится каждые пять лет для подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности.

Кто обязан пройти аттестацию

        педагогические работники, не имеющие категорий и не выразившие желания пройти аттестацию на квалификационную категорию.

Кому не надо проходить аттестацию?

        педагогам, проработавшие менее 2 лет на данной должности;

        беременным женщинам и женщинам, находящимся в декретном отпуске и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Их аттестация проводится не ранее чем через два года после выхода из указанных отпусков.

Кто подает заявление об аттестации

            К аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности воспитателей представляет их работодатель.

            В случае, если педагог работает в разных педагогических должностях у одного работодателя и ни по одной из них не имеет квалификационной категории, то представление работодателя может подаваться сразу по всем должностям, в на которых он состоит.

            Если педагог совмещает работу по специальности у нескольких работодателей, каждый из них имеет право направить его для прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию

            Работодатель оформляет представление на педагога. Представление заполняется по установленной форме (есть образец). В этом документе работодатель всесторонне оценивает профессиональные навыки педагога и его работу на занимаемой должности. Также в документе должна содержаться информация о прохождении воспитателем курсов повышения квалификации и сведения о результатах предыдущих аттестаций.

            Не позднее, чем за месяц до начала проведения аттестации работодатель под роспись знакомит педагога с представлением.

            Работодатель подает документы в аттестационную комиссию субъекта РФ, где получает информацию о дате, месте и времени проведения аттестации педагога.

            Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца. Не позднее, чем за месяц до проведения аттестации работодатель доводит до сведения педагогического работника информацию о дате, месте и времени проведения его аттестации.

Как проходит аттестация

            В ходе аттестации, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, педагоги проходят письменные испытания по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью или компьютерное тестирование, позволяющее определить уровень владения современными методиками преподавания и воспитания.

Решение комиссии

            В соответствии с пунктом 13 «Порядка аттестации педагогических работников» решение аттестационной комиссии оформляется протоколом и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Этот документ, а также выписка из распорядительного акта аттестационной комиссии хранятся в личном деле педагога.

            При успешном прохождении аттестации комиссия выносит вердикт: «соответствует занимаемой должности».

            Если испытания были завалены, комиссия принимает решение, что педагог «не соответствует занимаемой должности».

            В этом случае трудовой договор с педагогическим работником может быть расторгнут в соответствие с п.

Как успешно пройти аттестацию?

3. ч. 1. ст. 81 ТК РФ. Однако работодатель не обязан увольнять не прошедшего аттестацию педагога. Он, например, может предложить ему пройти курсы повышения квалификации, и по их окончании пройти повторную аттестацию.

            Кроме того, увольнение не допускается, если есть возможность перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую работу (например — вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).

Также, в соответствии со статьей 261 ТК РФ, нельзя уволить:

        работника в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске;

        беременную женщину, а также женщину, имеющую детей в возрасте до трех лет;

        одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида — до восемнадцати лет;

        других лиц, воспитывающих указанных детей без матери.

2. Добровольная аттестация для получения первой иливысшей категории

            Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.

Кто имеет право пройти аттестацию

1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:

        педагогические работники, не имеющие категории;

        педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

2. На заявление об аттестации для присвоения высшей категории могут подать:

        педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;

        педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.

            Педагоги, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.

Кто подает заявление об аттестации

            Каждый педагог делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы на аттестацию в любое время.

            Педагогам, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.

Как подать документы на аттестацию

1. Педагог, решивший подать заявление о добровольной аттестации собирает пакет документов:

        заявление по установленной форме (есть образец);

        ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);

        портфолио своих профессиональных достижений (есть рекомендации по составлению), которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.

2. Пакет документов подается в  главную аттестационную комиссию Московской области

3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, место и время проведения аттестации педагога. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.

             Требования к квалификационным категориям

            Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.

Требования к первой квалификационной категории:

        владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;

        личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

        стабильные РЕЗУЛЬТАТЫ освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Требования к высшей квалификационной категории:

        установлена первая квалификационная категория;

        владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;

        стабильные РЕЗУЛЬТАТЫ освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

        личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.

При этом конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья РАБОТА предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.

Как проходит аттестация

            Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений педагога. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия педагога, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании, нужно заранее написать в заявлении.

            Если педагог заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

Решение комиссии

            В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.

            1. Если педагог прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

            В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет  право на оплату труда в соответствии со своей категорией.

            Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например:  «Установлена первая квалификационная категория по должности «воспитатель».

            2. Если педагог не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».

            В этом случае те, кто «сдавал» на первую квалификационную категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

            Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление.

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Все бланки и формы на filling-form.ru

filling-form.ru

Существующее законодательство не регламентирует содержание, порядок составления и утверждения Положения об аттестации. Тем не менее, значение этого документа, как и правильный алгоритм его принятия, переоценить сложно. Разберемся, как разработать положение об аттестации работников, образец 2018 года составим для бюджетной организации.

Для чего нужно

Положение о порядке проведения аттестации работников — это локальный нормативный акт, регламентирующий порядок подготовки и проведения проверки знаний и установления квалификационного уровня работников. Наличие такого документа в любой организации, где сотрудники должны проходить оценивание уровня знаний, имеет особое значение. Ведь согласно пункту 3 статьи 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут на основании недостаточного квалификационного уровня, подтвержденного результатами проверки. Таким образом, Положение является важным инструментом, который в случае возникновения спорных ситуаций может стать весомым аргументом, предотвращающим возникновение негативных правовых последствий.

Например, правильно составленный документ позволит избежать ситуаций, связанных с восстановлением низкоквалифицированных кадров и выплат им компенсаций. Со стороны сотрудников он поможет избежать незаконного увольнения.

Кому необходимо

Такие мероприятия характерны для бюджетных организаций, связанных с образованием, здравоохранением и опасными производствами. Необходимость оценки знаний таких работников оговорена в законодательстве.

Порядок проведения аттестации работников на соответствие занимаемой должности

Например, некоторые детали Положения об аттестации педагогических работников регулируются статьей 49 Федерального закона об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Что касается других предприятий, для них аттестация работников является способом мониторинга квалификации кадров. Полученная по результатам проверки знаний информация может быть использована как основание для увольнения некомпетентных сотрудников, материальной стимуляции ценных, кадровых перестановок, а также как толчок к проведению дополнительных образовательных мероприятий.

Правила составления

Существующее законодательство не регламентирует правила составления и утверждения положения об аттестации. Тем не менее, на некоторых предприятиях в качестве норматива по его подготовке используют постановление Госкомитета по науке и технике СССР от 05.10.1973 № 470 и Госкомтруда СССР № 267 в тех частях, которые не противоречат современному законодательству. Кроме того, существуют практические наработки в этой сфере, на которые также можно опираться.

Согласно указанным нормам, рассматриваемый документ должен включать в себя следующие пункты:

  • цели и задачи проведения оценивания;
  • категории тех, кто должен проходить проверку знаний, а также, кто не должен;
  • сроки и график проведения оценки;
  • порядок проведения оценивания и состав комиссии;
  • лица, ответственные за подготовку бумаг;
  • критерии оценивания;
  • результаты проверки.

Для всех категорий сотрудников составляется один документ, в котором могут быть отдельно оговорены детали проведения оценивания каждой категории.

Образец положения об аттестации работников

Как утвердить

После того как текст нормативного акта составлен, руководитель предприятия или уполномоченное лицо должно его утвердить. Для этого можно составить соответствующий приказ, к которому будут прикреплены сам акт, а также приложения к нему. Уполномоченное лицо ставит свою подпись и дату возле грифа «Утверждаю» непосредственно на документе. Каким образом будет утвержден документ, не имеет значения. Намного важнее, чтобы это было сделано уполномоченным лицом. В противном случае при возникновении споров по восстановлению уволенных по результатам проверки работников суд может встать на сторону сотрудников. Пример приказа представлен ниже.

Образец приказа об утверждении

Аттестация работников: что нужно знать работодателю?

Аттестация сил ОТБ

Первичная аттестация проводится при организации субъектом транспортной инфраструктуры, аттестуемым лицом, выполняющим работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности и работы по допуску физических лиц, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и ТС.

Периодическая аттестациясил ОТБ проводится один раз в три года в следующих случаях:
•  наличия вступившего в законную силу решения суда, постановления органа, уполномоченного осуществлять федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, которым установлен факт несоблюдения требований в результате действия (бездействия) лица из состава сил ОТБ;
•    изменения функциональных обязанностей лица из состава сил ОТБ, в случае если такие изменения повлекли за собой дополнительные требования к уровню знаний, умений, навыков, личностных (психофизиологических) качеств, уровню физической подготовки лица из состава сил ОТБ;
•    внесения изменений в план обеспечения транспортной безопасности ОТИ или ТС, на которых лицом из состава сил ОТБ выполняется работа, непосредственно связанная с обеспечением транспортной безопасности, в случае если такие изменения повлекли за собой дополнительные требования к уровню знаний, умений, навыков, личностных качеств, уровню физической подготовки лица из состава сил ОТБ.

Внеочередная аттестация проводится только в части возникновения дополнительных требований к лицу из состава сил ОТБ.

Порядок проведения аттестации сил ОТБ

Процедура проведения первичной, периодической и внеочередной аттестации состоит из следующих этапов:
•    проверка соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил ОТБ;
•    проверка соответствия уровня физической подготовки отдельных категорий сил ОТБ;
•    проверка на наличие уровня образования, подтвержденного документом об образовании;
•    проверка наличие знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения аттестуемым лицом работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности.
В случае отсутствия у аттестуемого лица знаний, умений, навыков, установленных требованиям законодательством  Российской Федерации о транспортной безопасности, органом аттестации формируются   рекомендации о подготовке  аттестуемого лица. Срок проведения аттестации не может превышать 3 рабочих дней, с даты принятия органом  аттестации решения о проведении аттестации физического лица.

Обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности

По результатам проверки соответствия сил ОТБ  требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, орган аттестации выдает    аттестуемому лицу свидетельство об аттестации, либо отрицательное решение об аттестации физического лица.

Аттестация проводится со следующей периодичностью:
     а) один раз в 5 лет 

  для  работников  субъекта  транспортной инфраструктуры,   ответственных   за    обеспечение    транспортной безопасности в субъекте  транспортной  инфраструктуры,  на  объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве;
     б) один раз в 3 года:
для  работников  субъекта  транспортной   инфраструктуры   или подразделения транспортной  безопасности,  руководящих  выполнением работ,  непосредственно  связанных  с   обеспечением   транспортной безопасности   на   объектах   транспортной   инфраструктуры    или транспортных средствах;
для  работников   подразделения   транспортной   безопасности, включенных в состав группы быстрого реагирования;
для  работников   подразделения   транспортной   безопасности, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр и повторный  досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;
для  работников   подразделения   транспортной   безопасности, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности;
     для   работников   субъекта    транспортной    инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, осуществляющих  управлениетехническими средствами обеспечения транспортной безопасности;

Выданное свидетельство об аттестации подлежит аннулированию органом аттестации:

•    физическое лицо перестало соответствовать требованиям пунктов 1-7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
•    физическое лицо направлено на внеочередную аттестацию;
•    расторгнут договор между физическим лицом, а также субъектом транспортной инфраструктуры, подразделением транспортной безопасности, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, выполняющими работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности.

Этапы прохождения первичной, периодической и внеочередной аттестации:

Шаг 1: Выбор аттестующей организации и заключение договора с аттестующей организацией на проведение аттестации;
Шаг 2: Предоставление в орган аттестации документов на аттестуемых лиц;
Шаг 3: Орган аттестации обрабатывает полученные документы в течении установленного законом срока, принимает решение о допуске к аттестации и присваивает уникальный идентификационный номер (далее — УИН). В отношении отдельных категорий сотрудников орган по аттестации в течении установленного законом срока проводит все необходимые проверки и исследования данных предоставленных документов;
Шаг 4: В назначенный день проводится аттестация;
Шаг 5: По результатам успешного прохождения аттестации органом аттестации оформляется и выдается свидетельство об аттестации.


Контакты:

+7(843)524-73-23

+7-9874-222-880

420021, г. Казань, ул. Николая Столбова д.2, оф.606

e-mail: tb@ctb-kzn.ru

В целях настоящего Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности»

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности – установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства РФ о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации (первичной, периодической и внеочередной), проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Аттестация педагогических работников: новый порядок

Аттестация педагогических работников: новый порядок

(Звонарева О.И.)

(“Отдел кадров бюджетного учреждения“, 2010, N 7)

24 марта 2010 г. Приказом Минобрнауки России N 209 был утвержден Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (далее — Порядок N 209), который вступает в действие 01.01.2011. В связи с этим с указанного времени будет признан утратившим силу Приказ Минобразования России от 26.06.2000 N 1908. В настоящей статье рассмотрим новый Порядок аттестации, укажем, на что следует обратить особое внимание.

Формирование аттестационной комиссии

В п. 1.2 Положения о порядке аттестации (далее — Порядок 2000 г.) от 2000 г. основной целью проведения аттестации было определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. В отличие от него, в новом Порядке названы две цели проведения аттестации:

— установление соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей);

— подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

В зависимости от цели различается порядок проведения аттестации. В обоих случаях формируется аттестационная комиссия, но есть разница. Рассмотрим данный вопрос подробно.

Комиссия для аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта РФ и муниципальных образовательных учреждений формируется органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим управление в сфере образования. Для аттестации педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений аттестационная комиссия формируется федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся эти учреждения (п. 5 Порядка N 209). Персональный состав аттестационной комиссии утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

Если проводится аттестация с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности, в состав комиссии включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации образовательного учреждения, в котором работает данный работник, или иной уполномоченный первичной профсоюзной организацией учреждения профсоюзный представитель.

Если же аттестация проводится с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям, аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности работника и подготовки экспертного заключения для аттестационной комиссии. Графики работы аттестационных комиссий утверждаются ежегодно распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования.

Для признания заседания аттестационной комиссии правомочным необходимо присутствие на нем не менее двух третей ее членов. Педагогический работник вправе присутствовать при его аттестации на заседании комиссии, однако об этом необходимо письменно уведомить комиссию. Если работник без уважительной причины не явился на заседание аттестационной комиссии, аттестация может быть проведена без него.

Решение принимается в отсутствие аттестуемого открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов считается, что работник прошел аттестацию. Если аттестацию проходит педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, он не участвует в голосовании по своей кандидатуре. Результаты аттестации сообщаются работнику после подведения итогов голосования.

Решение комиссии оформляется протоколом, который вступает в силу со дня его подписания председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании, и заносится в аттестационный лист педагогического работника. Также в аттестационный лист в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, повышению его квалификации с указанием специализации и др. При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении ее рекомендаций. Новым Порядком не предусмотрена форма аттестационного листа, поэтому считаем, что после вступления в силу нового Порядка и до утверждения новой формы аттестационного листа можно будет использовать формы, применявшиеся ранее.

Решение аттестационной комиссии о результатах аттестации педагогических работников утверждается распорядительным актом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования. Педагогическим работникам, в отношении которых аттестационной комиссией принято решение о соответствии уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории, квалификационная категория устанавливается указанным распорядительным актом.

Аттестационный лист и выписка из распорядительного акта федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, направляются работодателю педагогического работника в срок не позднее 30 календарных дней с даты принятия решения аттестационной комиссии для ознакомления с ними работника под роспись и принятия решений в соответствии с ТК РФ и в дальнейшем хранятся в личном деле педагогического работника. Результаты аттестации работник вправе обжаловать.

Подтверждение соответствия занимаемой должности

Особенностям проведения аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности посвящен разд. III Порядка N 209. Согласно п. 17 Порядка N 209 проведение аттестации с указанной целью осуществляется один раз в пять лет в отношении педагогических работников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Данному виду аттестации не подлежат:

— педагогические работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

— беременные женщины и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация работников данных категорий возможна не ранее чем через два года после их выхода из такого отпуска.

Для проведения аттестации необходимо представление работодателя, содержащее:

— мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;

— информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации;

— сведения о результатах предыдущих аттестаций.

С данным представлением работника необходимо ознакомить под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После этого работник вправе представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (а при первичной аттестации — с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением работодателя.

Также не позднее чем за месяц до начала аттестации до педагогических работников, подлежащих аттестации, должна быть письменно доведена информация о дате, месте и времени проведения аттестации.

Непосредственно аттестация включает в себя квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением педагогической деятельности по занимаемой должности. По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:

— соответствует занимаемой должности (указывается должность);

— не соответствует занимаемой должности (указывается должность).

Обратите внимание! Личная карточка работника (форма N Т-2), утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, содержит разд. IV “Аттестация“, в котором необходимо указать результат проведенной аттестации.

IV. АТТЕСТАЦИЯ

————T————————T———————T————-¬

¦ Дата ¦ Решение комиссии ¦ Документ (протокол)¦ Основание ¦

¦аттестации¦ +———T———-+ ¦

¦ ¦ ¦ номер ¦ дата ¦ ¦

+———-+————————+———+———-+————-+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+———-+————————+———+———-+————-+

¦14.05.2010¦Соответствует ¦ 5 ¦14.05.2010¦Приказ от ¦

¦ ¦занимаемой должности ¦ ¦ ¦11.04.2010 ¦

¦ ¦учителя начальных ¦ ¦ ¦N 12 ¦

¦ ¦классов ¦ ¦ ¦ ¦

L———-+————————+———+———-+—————

Если в результате проведенной аттестации работник был признан не соответствующим занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, трудовой договор может быть расторгнут с ним в силу п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Напомним, согласно ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Обратите внимание! При увольнении работника по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ рекомендуем вносить следующую запись в трудовую книжку: “Трудовой договор расторгнут в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, пункт 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации“. Слова “занимаемой должности“ могут заменяться на слова “выполняемой работе“ в зависимости от должностных обязанностей работника.

Установление соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям

Аттестация педагогического работника с целью установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), проводится согласно разд. IV Порядка N 209. В п. п. 30 и 31 данного Порядка указаны критерии установления педагогическим работникам той или иной квалификационной категории. В частности, первая квалификационная категория может быть присвоена педагогическим работникам, которые:

— владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

— вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;

— имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.

Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

— имеют установленную первую квалификационную категорию;

— владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности;

— имеют стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;

— вносят личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активно распространяют собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.

Для проведения данного вида аттестации необходимо заявление самого педагогического работника. С таким заявлением работник может обратиться в аттестационную комиссию не ранее чем через два года после установления первой квалификационной категории. Новым Порядком образец данного заявления не определен, вместе с тем он имеется в Приложении 1 к Порядку 2000 г. Поэтому, если до введения в действие Порядка N 209 форма такого заявления не будет установлена, считаем, можно оформлять заявление по форме, предусмотренной Порядком 2000 г.

Положение об аттестации персонала

Согласно п. 25 Порядка N 209 заявление педагогического работника о проведении аттестации должно быть рассмотрено аттестационной комиссией не позднее одного месяца со дня его подачи.

Сроки проведения данного вида аттестации для каждого педагогического работника определяются аттестационной комиссией индивидуально в соответствии с графиком. При составлении графика должны учитываться сроки действия ранее установленных квалификационных категорий. Вместе с тем продолжительность аттестации для каждого педагогического работника с начала ее проведения и до принятия решения аттестационной комиссии не должна превышать двух месяцев.

Установленная на основании аттестации квалификационная категория педагогического работника действительна в течение пяти лет.

Обратите внимание! Согласно п. 2 Приказа N 209 квалификационные категории, присвоенные педагогическим и руководящим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до введения в действие нового Порядка, сохраняются в течение срока, на который они были присвоены.

По результатам аттестации комиссия принимает одно из следующих решений:

— уровень квалификации (указывается должность) соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории;

— уровень квалификации (указывается должность) не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.

Если было принято решение о несоответствии уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия.

Обратите внимание! Квалификационная категория сохраняется при переходе педагогического работника в другое образовательное учреждение, в том числе расположенное в другом субъекте РФ, в течение срока ее действия (п. 34 Порядка N 209).

О.И.Звонарева

Эксперт журнала

“Отдел кадров

бюджетного учреждения“

Подписано в печать

08.07.2010

Педагогический коллектив в школе. Аттестация педагогических кадров.

Цель аттестации– создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирование их профессионального роста, непрерывного повышения квалификации и результативности труда.

Форма аттестации– четкая, протекающая во времени организация аттестационного процесса, в котором в единстве выступают задачи, содержание и процедура аттестации.

Аттестация проводится на основе экспертной оценки результатов труда: результативности, качества УВП.

Диагностика и оценка эффективности проводится в 2 этапа: 1. Оценка эффективности, основой которого является урок. 2. Диагностирование степени обученности и воспитанности уч-ся.

Формы аттестации: собеседование, письменный самоанализ с последующей внешней оценкой, письменный опрос (знания педагога), защита творческой работы, защита авторской программы (факультатив, спецкурс, проект), защита реферата, проведение деловой игры, «круглого стола», учебной дискуссии), выступление с докладом, тестирование.

Аттестация проводится по желанию. При нежелании оплата – по стажу.

Уровни компетенции аттестационных комиссий

Присваиваемые квалификационные категории

Аттестационные комиссии

Учитель 2-й категории

Школьная АК

Учитель 1-й категории

Районная АК

Учитель высшей категории

Муниципальная АК

Присвоение категории происходит на основе документальных материалов.

Категории профессионального роста учителя.

Учитель 2-йкатегории имеет 1-2 года стажа, дает высококачественные уроки, ведет кружок или факультатив. Класс отличается хорошей дисциплиной. Учитель работает над повышением своей квалификации, систематически выступает на м\о.

Учитель 1-й категории – имеет 2-ю категорию, имеет серьезные успехи в деле обучения и воспитания. Имеет выпуски ( 9 или 11 кл.). Неуспевающих нет. Дети участвуют в олимпиадах. К/р, воспитанность детей.

Учитель высшей категории– выдающиеся успехи в обучении и воспитании. Имеет 1 категорию. Окончил курсы ИПК. Ученики обнаруживают высокий уровень знаний, поступают в вузы. Оказывает помощь молодым учителям.

Аттестация на соответствие должности

Выступает со статьями в печати и докладами.

Диагностические методики:1 группа – определить психологические черты личности педагога как индивидуальности. 2-я группа – сфера межличностных отношений. (демократизм, либерализм, выход из конфликтных ситуаций).3-я группа – учитель как менеджер педагогического процесса ( планирует, организует, управляет, контролирует). 4-я — уровень требований, эффективность ПП.

Показатели успешности учителя:

  • Научная организация педагогической деятельности,

  • Демократический стиль взаимодействия,

  • Умение создавать позитивный эмоциональный фон,

  • Умение формировать положительную мотивацию к деятельности.