Бюджетный учет

БК РФ Статья 264.1. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности

1. Единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

2. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации.

План счетов и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

3. Бюджетная отчетность включает:

1) отчет об исполнении бюджета;

2) баланс исполнения бюджета;

3) отчет о финансовых результатах деятельности;

4) отчет о движении денежных средств;

5) пояснительную записку.

4. Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Отчет об исполнении федерального бюджета может содержать данные о кассовых поступлениях, не являющихся доходами и источниками финансирования дефицита федерального бюджета, в соответствии с законодательством Российской Федерации и правом Евразийского экономического союза, регулирующим порядок зачисления и распределения таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств — членов Евразийского экономического союза, порядок зачисления и распределения специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также особенности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования.

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 434-ФЗ)

(см.

Советы о том как стать хорошим бухгалтером

текст в предыдущей )

Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.

Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления.

Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам подвидов доходов, подгрупп и (или) элементов видов расходов, видов источников финансирования дефицитов бюджетов.

(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.

5. Главными распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) могут применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности.

Ст. 264.1 БК РФ. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности

Характеристика расходов бюджетных учреждений, состав и классификация расходов бюджетных учреждений

. Расходы — это государственные платежи, которые не подлежат возврату. Они бывают возмездным, т.е. осуществленными в обмен на товар или услугу, или неоплатными (односторонними). Категория расходов не включает платежи в счет погашения государственного долга, которые классифицируются как финансированиеня.

Расходы имеют довольно сложную структуру и поэтому их подают в виде классификации отраженную на рис 71

зависимости от источников покрытия расходы классифицируются на расходы общего фонда и расходы специального фонда

. Расходами общего фонда называются расходы, осуществляемые за счет общего фонда бюджета

Расходами специального фонда называются расходы, осуществляемые за счет специального фонда бюджета

зависимости от этапа движения бюджетных средств расходы классифицируются на кассовые расходы и фактические расходы

Рис 71. Классификация расходов бюджетных учреждений

. Кассовые расходы — это все суммы, проведенные органом. ГКУ или учреждением банка с регистрационного, специального регистрационного, текущего счета как наличными, так и путем безналичной оплаты счетов

Основной задачей учета кассовых расходов является обеспечение контроля за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с утвержденной сметой бюджетных учреждений

Однако за этими расходами невозможно определить фактическое использование средств, так как отдельные суммы могут быть начислены, но не выплачены

Кассовые расходы показывают сумму ассигнований, которые получили и потратили бюджетные учреждения в разрезе кодов экономической классификации расходов, что позволяет иметь данные о кассовое исполнение сметы и о зале остатки неиспользованных ассигнований на определенную дат.

Возврат денежных средств на счета приводит к восстановлению, т.е. уменьшение кассовых расходов

. Фактические расходы — это настоящие, конечные расходы, оформленные соответствующими первичными документами и осуществленные за счет средств общего и специального фондов бюджета, а также начисленные или проведены, но не уплаченные. Д. К ним относятся расходы по неоплаченным счетам кредиторов, по начисленной, но не выплаченной заработной плате и стипендиями.

Учет фактических расходов позволяет контролировать ход выполнения сметы бюджетными учреждениями в целом и соблюдение установленных норм расходов в разрезе кодов экономической классификации расходов, т.е. эти расходы отражают фактическое выполнение норм, утвержденных сметой, они являются показателем конечного исполнения сметы бюджетных учреждений, поэтому в случае выполнения планового объема работ они должны соответствовать суммам ассигнований по смете.

. Прямые затраты — это совпадение кассовых и фактических расходов

Зависимость кассовых и фактических расходов по. КЭКР можно записями в виде формулы (11):

. Согласно бюджетной классификации расходы классифицируются по:

1) функциями, с выполнением которых связаны расходы и кредитование бюджета (функциональная классификация расходов и кредитования бюджета);

2) бюджетным программам (программная классификация расходов и кредитования бюджета);

3) признаком главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов и кредитования бюджета);

4) экономической характеристикой операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов бюджета)

Функциональная классификация расходов (КФКВ) имеет следующие уровни детализации:

1) разделы, в которых систематизируются расходы, связанные с выполнением функций государства,. Автономной. Республики. Крым или местного самоуправления;

2) подразделы и группы, в которых конкретизируются расходы на выполнение функций государства,. Автономной. Республики. Крым или местного самоуправления

Ведомственная классификация расходов (КВКВ) содержит перечень главных распорядителей бюджетных средств для систематизации расходов и кредитования бюджета по признаку главного распорядителя бюджетных средств

На основе ведомственной классификации расходов. ГКУ составляет и ведет единый реестр распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств

Программная классификация расходов (КПКВ) используется в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе

До применения программно-целевого метода в бюджетном процессе на уровне местных бюджетов используется временная классификация расходов, которая утверждается. Министерством финансов Украины

Первые три классификационные группы выполняют адресную функцию относительно расходов соответствующих распорядителей средств в целом и имеют достаточно ограниченное использование в процессе бухгалтерского учета, а именно коды классы ификаций выступают одним из основных реквизитов учетных регистров и форм финансовой отчетности.

Экономическая классификация расходов (КЭКР) в отличие от предыдущих, имеет обеспечивает единый подход ко всем участникам бюджетного процесса с точки зрения исполнения бюджета есть экономическая классификация расходов ков предназначена для четкого разграничения расходов бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств по экономическим признакам с детальным распределением средств по их предметным признакам (заработная плата, н арахування, все виды хозяйственной деятельности, выплаты населению, именуемых как трансферты населению, и другие категории).

Экономическая классификация расходов бюджетных учреждений многоуровневая.

Понятие и особенности бюджетного учета

На первом уровне расходы бюджетных учреждений делятся на 3 группы:

текущие расходы (1000) в практике бюджетного процесса их еще выделяют как расходы потребления — это часть расходов бюджетов, которые обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления ния, бюджетных учреждений, текущие между бюджетные трансферты и расходы на финансовое обеспечение мер социальной защиты населения и социально-культурной сферы, а также другие расходы, не отнесенные к в идаткив развития и нераспределенных расходов.

капитальные расходы (2000) или расходы развития — это расходы бюджетов на финансовое обеспечение научной, инвестиционной и инновационной деятельности, в частности: финансовое обеспечение капитальных вложений производственного и невир производственного назначения, финансовое обеспечение структурной перестройки экономики, другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством

нераспределенные расходы (3000) — это расходы из резервных фондов государственного и местных бюджетов и фондов непредвиденных расходов. Совета министров. Автономной. Республики. Крым, областных и местных администраций, исполкомов место в вых ра.

На втором уровне расходы бюджетных учреждений делятся на подгруппы, на третьем уровне расходы бюджетных учреждений делятся на статьи, на четвертом уровне расходы бюджетных учреждений делятся на во вешалок.

Детальная характеристика расходов экономической классификации приведена в приказе. ГКУ от 25112008 г № 495"Об утверждении. Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета и инструкций кции по применению классификации кредитования бюджета"(табл. 71ot; (табл. 7.1).

. Таблица 71 экономической классификации расходов. БЮДЖЕТНЫХ. УЧРЕЖДЕНИЙ

Код

Наименование

1000

Текущие расходы

1100

Расходы на товары и услуги

1110

Оплата труда работников бюджетных учреждений

1111

Зарплата

1112

Денежное содержание военнослужащих

1120

Начисления на заработную плату

1130

Приобретение товаров и услуг

1131

Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование

1132

Медикаменты и перевязочные материалы

1133

Продукты

1134

Оплата услуг (кроме коммунальных)

1135

Прочие расходы

1140

Расходы на командировки

Код

Наименование

1150

Материалы, инвентарь, строительство, капитальный ремонт и мероприятия специального назначения, имеющих общегосударственное значение

1160

Оплата коммунальных услуг и энергоносителей

1161

Оплата теплоснабжения

1162

Оплата водоснабжения и водоотведения

1163

Оплата электроэнергии

1164

Оплата природного газа

1165

Оплата других коммунальных услуг

1166

Оплата других энергоносителей

1170

Исследования и разработки, расходы государственного (регионального) значения

1171

Исследования и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ

1172

Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития

1200

Выплата процентов (дохода) по обязательствам

1300

Субсидии и текущие трансферты

1310

Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)

1320

Текущие трансферты органам государственного управления других уровней

1340

Текущие трансферты населению

1341

Выплата пенсий и пособий

1342

Стипендии

1343

Прочие текущие трансферты населению

1350

Текущие трансферты за границу

2000

Капитальные расходы

2100

Приобретение основного капитала

2110

Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования

2120

Капитальное строительство (приобретение)

2121

Строительство (приобретение) жилья

Код

Наименование

2123

Другое строительство (приобретение)

2130

Капитальный ремонт

2131

Капитальный ремонт жилищного фонда

2133

Капитальный ремонт других объектов

2140

Реконструкция и реставрация

2141

Реконструкция жилищного фонда

2143

Реконструкция других объектов

2144

Реставрация памятников культуры, истории и архитектуры

2200

Создание государственных запасов и резервов

2300

Приобретение земли и нематериальных активов

2400

Капитальные трансферты

2410

Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)

2420

Капитальные трансферты органам государственного управления других уровней

2430

Капитальные трансферты населению

2440

Капитальные трансферты за границу

2450

Капитальные трансферты в бюджет развития

3000

Нераспределенные расходы

Кроме того, предлагая политику структурных реформ в сфере расходов бюджета и учитывая мировой опыт функционирования высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации и научных учреждений предусмотрен но осуществление текущих расходов на подготовку кадров высшими учебными заведениями по. КЭКР 1172"Отдельные меры развития по реализации государственных (региональных) программ", капитальные расходы — по. КЭКР 2410"Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям) організаціям)".

Защищенными расходами бюджета признаются расходы общего фонда бюджета, объем которых не может изменяться при осуществлении сокращения утвержденных бюджетных назначений

защищенными расходами. Государственного бюджета Украины определяются расходы общего фонда на:

o оплату труда работников бюджетных учреждений;

o начисления на заработную плату;

o приобретение медикаментов и перевязочных материалов;

o обеспечение продуктами питания;

o оплату коммунальных услуг и энергоносителей;

o обслуживание государственного долга;

o текущие трансферты населению;

o текущие трансферты местным бюджетам;

o подготовку кадров высшими учебными заведениями I — IV уровней аккредитации;

o обеспечение инвалидов техническими и другими средствами реабилитации, изделиями медицинского назначения для индивидуального пользования;

o фундаментальные исследования, прикладные научные и научно-технические разработки;

o работы и мероприятия, осуществляемые на выполнение. Общегосударственной программы снятия с эксплуатации. Чернобыльской. АЭС и превращения объекта"Укрытие"в экологически безопасную систему, и работы с посыл ления барьерных функций зоны отчуждениявідчуження.

I. Корреспонденция счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении

Основы бюджетного учета

Основы бюджетного учета определены специальным Федеральным законом. Бюджетный учет представляет собой достаточно сложную, но проработанную до мелочей систему сбора информации. Информация должна предоставляться в своеобразном, обобщенном виде. Впоследствии она регистрируется, и на основании данной информации могут быть произведены различные анализы и планирование. Система предполагает четкое фиксирование состояния нефинансовых, а также финансовых обязательств и активов различных субъектов.

Что же такое основа бюджетного учета?

Основой бюджетного учета выступают определенные законы и нормативные акты, вследствие исполнения которых, формируется вся необходимая информация. Существует такое понятие, как план счетов. Вся информация по счетам предоставляется в своеобразном, закодированном виде. Используется разрядная система, а также классификация, которая должна иметь четко установленный вид. Другими словами, чтобы составить всю необходимую документацию, нужно обладать определенными навыками и знаниями, а также следить за нововведениями.

Задачи бюджетного учета

  1. Формирование достоверной, полной, четкой и точной информации о состоянии различных активов, а также о наличии своеобразных обязательств той или же иной организации;
  2. Формирование необходимой и полной информации об исполнении бюджетов (в данном случае речь идет обо всех уровнях бюджетной системы);
  3. Обеспечение своеобразного контроля за исполнением всех законодательств нашей страны, в процессе проведения определенных операций связанных с активами той или же иной организации;
  4. Обеспечение определенной отчетности о состоянии обязательств и активов той или же иной организации, как для внутренних, так и для внешних пользователей.

Нужно сразу же сказать о том, что методы составления документации и принципы самой организации ведения учета являются едиными для всех учреждений и организаций. Все полномочия по обеспечению методологическими аспектами ведения бюджетного учета возложены на Министерство финансов.

Как изучить основы бюджетного учета?

Как мы уже поняли, ведение бюджетного учета – процесс достаточно сложный. Соответственно, специалисты, которые составляют все документы, связанные с данным учетом, должны обладать достаточно глубокими познаниями в данной сфере деятельности.

Сегодня появилось немало информации, которая позволяет быстро освоить особенности и нюансы ведения учета и составления документации. Проводятся различные лекции и семинары, есть специализированные курсы. То есть, другими словами, при желании, вы сможете достаточно быстро изучить особенности процесса составления документации связанной с бюджетным учетом. Но, самое главное – систематически изучать законные требования по данному вопросу, чтобы исключать возможности формирования критических ошибок.

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Задачи бюджетного учета

Для каждого органа государственной власти, в настоящий момент, особенно актуальной является проблема наиболее эффективной организации и управления бюджетом государства.

Бюджетный учет — высокоупорядоченная систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном эквиваленте, чтобы выяснить, в каком состоянии пребывают активы нефинансового и финансового типа, обязательства органов госвласти, управление государственных внебюджетных и территориальных фондов, а также органов местного самоуправления и т.д. И для получения информации об операциях, которые привели к изменению в обязательствах и активах.

Основные функции бюджетного учета

Главные задачи бюджетного учета можно объединить в следующие пункты:

  1. Формирование наиболее достоверной информации о том, в каком состоянии в определенный момент находятся активы и обязательства всех учреждений и результаты их деятельности финансового характера.
  2. Сбор полной и точной информации об исполнении каждого бюджета системы, принятой в стране.
  3. Своевременный контроль за соответствием принятым законам страны всех операций, которые осуществляются при исполнении операций бюджетной системы РФ, помимо этого, контроль за соблюдением обязательств учреждений и состоянием активов.
  4. Обеспечение всех пользователей (внешних и внутренних) достоверной отчетностью о полном состоянии активов, обязательств каждого учреждения, их отчетностью о своевременном исполнении бюджетов соответствующей системы государства.

Современный бюджетный учет движется в ногу со временем, поэтому можно выделить несколько ступеней его правового регулирования.

Первая из них, основной, это Бюджетный кодекс государства, Федеральные законы о внесении изменений в указанный Бюджетный кодекс.

На второй ступени находится Инструкция по бюджетному учету, которая была утверждена приказом Минфина, здесь же расположена Инструкция о порядке и правилах составления квартальной, месячной и годовой отчетности.

Указанные выше правовые документы формируют единую политику государства по учету всех секций госуправления и устанавливают для всех единый порядок ведения отчетности.

Третий уровень регулирования – это правовые акты нормативного характера, которые издают органы, занимающиеся организацией и исполнением федерального бюджета, госфондов бюджетного и внебюджетного типа.

Четвертый уровень – это правовые акты и нормативные документы, которые издают, учитывая все отраслевые особенности отраслей.

Пятый уровень – это правовые акты локального характера, принятие которых предусмотрено указанной выше инструкцией по бухгалтерскому бюджетному учету. Сюда относятся приказы руководителей учреждений бюджетного характера о дополнительных графиках, определенном порядке сдачи документов и проведения инвентаризации.