Благотворительность и налоги

Благотворительность во все времена приветствовалась со стороны государства и вызывала огромное уважение и поддержку со стороны общества. Это понятие подразумевает под собой добровольное, бескорыстное оказание помощи в любом ее виде тем, кто в ней нуждается. Благотворительной деятельностью могут заниматься как отдельно взятые граждане, так и организации. В нашей стране она регламентируется Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Какой фонд может называться благотворительным

Согласно данному Закону одной из разновидностей благотворительных организацией являются фонды, количество которых в России растет из года в год. Это, безусловно, хорошо, ведь появляются широкие возможности для решения многих социальных задач, которые государство не в состоянии профинансировать в необходимом объеме.

Ярким примером могут являться благотворительные фонды, которые оказывают помощь в лечении детей, помогают детским домам, строят приюты для бездомных. Есть фонды, которые занимаются реализацией различных образовательных и просветительских проектов.

Как строится деятельность благотворительных фондов, откуда они берут средства?

  1. Самый распространенный способ – прием пожертвований от граждан или организаций.
  2. Получение грантов или целевого финансирования от других фондов.
  3. Ведение коммерческой деятельности.
  4. Инвестирование имеющихся средств в ценные бумаги, хранение их на депозите.

Таким образом, можно пополнять фонд всеми способами, которые не противоречат законодательству.

Как расходовать средства благотворительного фонда, жестко оговорено в статье 16 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Она запрещает тратить более 20% средств на оплату труда его персонала. Финансовая деятельность благотворительного фонда должна быть абсолютно прозрачной, все ее доходы и расходы не должны составлять коммерческую тайну.

Со стороны государства правам и законным интереса этих организаций гарантирована защита в рамках законодательства, а также предусмотрены некоторые льготы.

Льготы по налогам для благотворителей

В 2011 году были внесены изменения в Налоговый Кодекс РФ, касающиеся именно этого наболевшего вопроса. Благотворители – юридические лица освобождаются от уплаты НДС не только при осуществлении безвозмездной передачи каких-либо товаров, оказании услуг. Теперь это распространяется и на передачу прав на имущество, только необходимо зафиксировать в договоре, что эта помощь имеет благотворительный характер.

Не облагаются НДС и расходы на рекламные продукты, безвозмездно созданные для социальных целей.

Облагается ли благотворительность налогами?

Эти же расходы благотворитель имеет право учитывать при расчете налога на прибыль (удержание с них 1% производиться не будет).

Какие еще есть льготы по налогам для благотворительных фондов? Как и для всех некоммерческих организаций для них предусмотрено следующее «послабление»: не должны облагаться налогом на прибыль ни денежные средства, ни имущество, которые получены фондами безвозмездно от физических и юридических лиц в целях осуществления благотворительной деятельности.

Еще один важный момент: не облагаются налогом на доходы физических лиц различные компенсационные выплаты волонтерам. Это может быть и оплата проезда, и «суточные», и прочие расходы, необходимые для выполнения их благородной миссии.

Претерпела некоторые изменения статья 219 Налогового Кодекса. Теперь введен социальный вычет для пожертвований граждан благотворительным фондам. Это означает, что можно вернуть 13% от суммы этой помощи, подав декларацию в налоговую службу. Единственное ограничение состоит в том, что максимальная сумма пожертвований, принимаемая к вычету, не должна превышать 25% от всех полученных гражданином доходов, облагаемых налогом.

Вопрос 2. Социальные льготы

Льготы – это предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения.

Социальные льготы – предоставленные отдельным категориям граждан преимущества в пользовании общественными фондами потребления, частичное освобождение от выполнения установленных законом норм или облегчение условий их выполнения. (Национальный доход распадается на фонд потребления и фонд накопления).

Льготы выполняют важные социальные функции:

1. средство достижения социального равенства в обществе (льготы многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам);

2. способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом (льготы некоторым рабочим и служащим, для инвалидов и участников ВОВ, для семей погибших военнослужащих);

3. компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества (шахтерам, железнодорожникам, военнослужащим, гражданам, подвергшимся воздействию радиации и др.);

4. средство стимулирования видов деятельности (для совмещающих работу с обучением и др.).

Основой для получения социальных льгот являются Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, Указы Президента, Постановления Правительства, инструкции и другие нормативные акты. От уровня принятия нормативного акта зависит и финансовое обеспечение предоставления льгот.

Основными федеральными законами, в соответствии с которыми льготные категории граждан имеют на них право, являются:

1. «О социальной защите инвалидов в РФ»;

2. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

3. «О дополнительных гарантиях детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;

4. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

5. «О ветеранах» и другие;

Законодательные акты устанавливают определенные льготы и определяют категории населения, на которые распространяются льготы.

Приведем категории граждан, имеющих право на льготы:

1. инвалиды;

2. участники Великой Отечественной войны и других боевых действий, члены их семей;

3. ветераны труда;

4. граждане, награжденные государственными наградами;

5. граждане, подвергшиеся воздействию радиации;

6. бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

7. реабилитированные граждане и их родственники;

8. многодетные семьи

9. дети.

Кроме перечисленных категорий граждан, право на получение льгот имеют военнослужащие, судьи, прокуроры, следователи, сотрудники органов ФСБ, таможни, налоговой полиции, милиции и другие.

Большинство льгот предоставляется по категориальному принципу.

Например, возьмем такую категорию как дети. Дети первых двух лет жизни имеют право на получение бесплатных специальных молочных продуктов. Дети до трех лет должны получать бесплатно лекарства по рецептам врача. Дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет бесплатно получают лекарства по рецептам, бесплатно посещают музеи, парки культуры и отдыха. Так же они бесплатно обеспечиваются школьной и спортивной формой на весь период обучения (в соответствии с нормами) или им затраты компенсируются. Дети одиноких матерей получают ежемесячное пособие до 16 лет (на учащегося до 18 лет) в размере 140% минимальной заработной оплаты труда.

В числе льготников вы можете увидеть и такую категорию как социальные работники. В соответствии с законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», социальные работники, работающие в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения, имеют право:

• на бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение;

• повышение квалификации за счет работодателя;

• бесплатное получение жилой площади и жилищно-коммунальных услуг при проживании в сельской местности.

Социальных работников должны обеспечить специальной одеждой, обувью или компенсировать затраты на их приобретение; при выполнении обязанностей их должны вне очереди обслуживать; они имеют право на первоочередную установку квартирного телефона, на бесплатный проезд на транспорте общего пользования.

Социальные льготы для различных категорий населения предоставляются в сфере занятости и трудовых отношений, в сфере социального обеспечения и обслуживания, льготного налогообложения.

В сфере занятости:

• при трудоустройстве: первоочередным правом получения рабочего места имеют беженцы, вынужденные переселенцы; бывшие военнослужащие; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь после окончания вузов; матери-одиночки, имеющие ребенка-инвалида и другие категории населения;

• предоставляются льготные условия труда (например, беременным женщинам);

• при организации и оплате труда: список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (шахтеры, медицинские работники и др.);

• льготные отпуска (преподаватели, медицинские работники, летчики, моряки);

• льготы по месту работы (различные виды страхования, обслуживания, обеспечения).

В сфере социального обеспечения и обслуживания:

• пенсионное обеспечение: списки производств, работ, профессий, которые дают право получать пенсию по возрасту на льготных условиях (за выслугу лет) – шахтеры, летчики, военные, педагогические работники и др.;

• медицинское обслуживание, предоставление бесплатных и частично оплачиваемых лекарственных препаратов – участники и инвалиды ВОВ, инвалиды, ветераны труда;

• жилищно-коммунальное обслуживание: жилищная субсидия полагается тем, у кого оплата услуг превышает 22% от общего дохода семьи; предоставление дополнительной жилой площади некоторым категориям населения; 50% оплата жилья, услуг, телефона, радио;

• система льготных цен (магазины и отделы).

Льготное налогообложение: льгота по уплате подоходного налога, на налог с недвижимости, земельного налога и другие.

Согласно российскому законодательству, льготы предоставляются 2/3 населения страны.

Благотворительность и налоги

Насчитывается их около 150 видов, и охватывают они около 68% населения страны (почти 100 млн. чел.).

Система социальных льгот построена на уравнительных принципах. В условиях осуществления рыночных реформ система оказалась неэффективной, хотя потребность в них, обусловленная ростом уровня бедности, значительно возросла. Действующая система социальных льгот имеет ограниченные возможности перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан.

Вследствие этого, планируется провести реформирование системы социальных льгот и тем самым достичь следующих целей:

• рационального использования бюджетных средств путем их целевого, адресного перераспределения в пользу наиболее нуждающихся;

• замены некоторых натуральных льгот денежными компенсациями (например, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, проезду на городском транспорте);

• приведения социальных обязательств государства в соответствие с финансово-экономическими возможностями.

Итак, предполагается категории льготников разделить на три группы. По отношению к каждой будут применяться различные меры социальной защиты, компенсирующие отмену большинства установленных законодательством льгот.

Первая группа – граждане, которым за особые заслуги перед РФ предполагается сохранить предоставление льгот вне зависимости от среднедушевого дохода получателей. К этой группе относятся: Герои РФ и СССР, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды и участники ВОВ, лица, ставшие инвалидами в результате защиты конституционного строя и правопорядка, лица, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

При замене натуральных льгот компенсациями необходимо разработать механизм индексации компенсаций с учетом инфляции или роста стоимости соответствующих услуг.

Финансирование из средств ФБ.

Вторая группа – граждане, которым намечается предоставлять меры социальной защиты в зависимости от их среднедушевого дохода и величины ПМ, установленного в субъекте РФ. К этой группе относятся малообеспеченные граждане, ветераны труда, инвалиды и некоторые другие.

Натуральные льготы предполагается сначала заменить компенсациями, а в дальнейшем их социальную защиту осуществлять на основе закона о государственной социальной помощи.

Финансирование за счет средств субъектов РФ.

Третья группа – лица, пользующиеся льготами по профессиональному признаку. К ним относятся военнослужащие, сотрудники милиции, налоговой полиции, таможенных органов, судьи и многие другие. Финансирование профессиональных льгот должно проводиться за счет средств, выделяемых на содержание соответствующих министерств, ведомств и организаций.

С целью перевода льгот (по оплате жилья, коммунальных услуг и телефонов) в форму оплаты труда и денежного довольствия готовится проект федерального закона «О переводе в денежную форму некоторых социальных льгот и внесение изменений и дополнений в законодательные акты РФ».

Таким образом, предоставление социальных льгот будет опираться на дифференцированный подход. Категории льготников будут разделены на три группы. В основу отнесения к той или иной группе будут применены различные меры социальной защиты: сохранение льгот, замена льгот компенсациями, принцип адресности, повышение заработной платы и денежного довольствия некоторым категориям льготников.

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 224 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:


Похожая информация:


Поиск на сайте:


Главная — Статьи

Налоговые льготы для благотворителей

Комментарий к Федеральному закону от 18.07.2011 N 235-ФЗ

Президент наконец-то подписал давно ожидаемый Закон о новых налоговых льготах для благотворителей, жертвователей, волонтеров и получателей такой помощи.
Закон также корректирует ряд социальных льгот (например, по образовательной, культурной деятельности) (Подпункты 3 — 5, 14, 20 п. 2 ст. 149 НК РФ) и вводит несколько новых послаблений, также социального характера. Например, с октября 2011 г. не будут облагаться НДС услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних и безнадзорных детей; граждан пожилого возраста, инвалидов и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (Подпункт 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (новая ред.)). Есть ряд налоговых послаблений для некоммерческих организаций — они смогут формировать резерв расходов по предпринимательской деятельности (Статья 267.3 НК РФ (новая ред.)), получать без уплаты налога на прибыль имущественные права (Подпункт 4 п. 2 ст. 251 НК РФ (новая ред.)).
Однако большинству компаний и граждан будут интересны поправки в НК РФ именно в части льгот по благотворительности. Вот краткое описание основных послаблений.
1. Благотворительная передача имущественных прав НДС не облагается. Эта поправка в НК РФ вступит в силу с октября 2011 г. (Подпункт 12 п. 3 ст. 149 НК РФ (новая ред.); ст. 163 НК РФ; п. 1 ст. 3 Закона). Так что если ваша компания в качестве пожертвования передаст детсаду, больнице или даже физическому лицу имущественные права (например, на строящееся здание), то НДС такая передача облагаться уже не будет. Разумеется, при указании в договоре на благотворительный характер такой помощи. Напомним, что сейчас освобождаются от НДС только безвозмездная передача товаров, выполнение работ и оказание услуг в благотворительных целях.
2. Расходы на социальную рекламу можно учесть для налога на прибыль. С 2012 г. в п. 1 ст. 264 НК РФ появится новый пп. 48.4 о расходах на социальную рекламу. И тогда затраты компании, связанные с безвозмездным оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы, можно будет учесть в "прибыльных" расходах без каких-либо ограничений по сумме (то есть норматив 1% выручки к таким расходам не применяется (Пункт 4 ст. 264 НК РФ)).
Кроме того, безвозмездное производство и распространение социальной рекламы не будет облагаться и НДС. Для этого должно выполняться такое условие: ваша компания вполне может фигурировать в этой рекламе в качестве спонсора, но продолжительность упоминания о вас на радио и по ТВ должна быть не более 3 секунд (и не более 7% площади кадра), в другой рекламе (например, наружной, печатной) — упоминание о вас не должно занимать более 5% площади (Подпункт 32 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Это хорошая, но в то же время и самая неудачная поправка. Ведь наверняка по ее применению у компаний будут споры с налоговиками. Читаем: "безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы" — и ищем, где же тут ваша компания-заказчик, которая будет оплачивать создание социального ролика, постера и его размещение на ТВ или щитах. Ее тут нет, так как она в понятии Закона "О рекламе" — рекламодатель и спонсор (Статья 3, п. п. 1, 5 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе")! Так что проще, как мы уже советовали вам:
— найти организатора социальной акции (турнира, фестиваля, съемок фильма и т.д.);
— уплатить ему спонсорский взнос и учесть его при исчислении налога на прибыль или налога при УСНО в качестве иного рекламного расхода (в пределах 1% выручки) (Пункт 4 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
— а рекламу или фильм с упоминанием о спонсоре (вашей компании) и его логотипом пусть оплачивает и размещает за счет взноса сам организатор акции.
3. Компенсации волонтерам НДФЛ не облагаются. Обычно привлечением добровольцев занимаются некоммерческие и благотворительные организации. Но ничто не мешает и вашей компании поучаствовать в каком-то социальном, культурном или экологическом проекте. Тогда вы можете не начислять НДФЛ на следующие компенсации добровольцам (Пункт 3.1 ст. 217 НК РФ (новая ред.)):
— на возмещение их расходов, связанных с исполнением безвозмездного договора;
— на наем жилого помещения, проезд к месту благотворительной акции и обратно, на питание в пределах норматива суточных (по РФ — 700 руб/день (Пункт 3 ст. 217 НК РФ));
— на оплату средств индивидуальной защиты и на медицинскую страховку от рисков для здоровья добровольцев.
Это, впрочем, была больше проблема самих добровольцев, а не тех, кто их привлекал. Мало того что волонтер в свободное от работы время "пахал" на пользу общества, так с компенсации сопутствующих расходов государство еще и свою долю имело в виде 13% НДФЛ.
4. Благотворительная помощь "трижды" освобождена от НДФЛ. В гл. 23 НК РФ уже есть несколько важных для получателей помощи льгот. Так, льготируется оплата лечения инвалидов их общественными организациями, помощь детям-сиротам и детям из бедных семей от благотворительных фондов и религиозных организаций (Пункты 10, 26 ст. 217 НК РФ). Подарки от физических лиц (в том числе деньги на лечение и любые иные цели) также освобождены от НДФЛ (Пункт 18.1 ст. 217 НК РФ).
А вот остальным попавшим в трудную ситуацию лицам наиболее существенную помощь оказывают благотворительные организации. Для такой помощи в ст. 217 НК РФ тоже есть льгота. Но распространяется сейчас она только на единовременные выплаты (Пункт 8 ст. 217 НК РФ; Письмо Минфина России от 08.04.2011 N 03-04-06/6-83). Минфин и налоговики за эту "единовременность" давно зацепились и с последующих выплат в пользу нуждающихся требуют уплаты НДФЛ (Письмо ФНС России от 31.10.2005 N 04-1-02/821@; Письмо Минфина России от 25.08.2010 N 03-04-06/8-187). Но ведь ясно, что быстро собрать всю необходимую сумму фондам сложно, иногда нужна оплата нескольких курсов лечения, а старикам они помогают по чуть-чуть, но ежемесячно. Сказать, что эта ситуация фонды возмущала, — это не сказать ничего. И вот теперь от НДФЛ освобождены:
— задним числом с 01.01.2011 — суммы, уплаченные (выданные наличными, зачисленные на счета) религиозными, благотворительными и иными некоммерческими организациями за услуги по лечению третьих лиц, а также за приобретенные для них лекарства (Пункт 10 ст. 217 НК РФ (новая ред.); п. п. 2, 3 ст. 3 Закона);
— с 2012 г. — любые выплаты в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной форме), оказываемой благотворительными организациями (Пункт 8.2 ст. 217 НК РФ (новая ред.); п. 1 ст. 3 Закона; ст. 216 НК РФ).
5. Вводится социальный вычет по НДФЛ для взносов в благотворительные фонды. С 2012 г. появится, наконец, и вычет для тех россиян, кто жертвует свои средства в благотворительные организации (Подпункт 1 п.

1 ст. 219 НК РФ (новая ред.); п. 1 ст.

Благотворительность: учет и налогообложение

3 Закона; ст. 216 НК РФ). То есть 13% от перечисленной в фонды суммы вы можете вернуть. Ограничение по сумме принимаемых к вычету пожертвований только одно — 25% от вашего облагаемого дохода. Также к вычету будут приниматься пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям. Пока же, напомним, вычет можно получить только по пожертвованиям бюджетной социалке, физкультурно-спортивным, образовательным и религиозным организациям (Подпункт 1 п. 1 ст. 219 НК РФ).

Налоговые льготы

Налогообложение при благотворительности в 2017 году