Бухгалтерская проводка

Начинающему бухгалтеру важно научиться составлять бухгалтерские проводки. Для этого необходимо понять, что называют «планом счетов», что такое «кредит», «дебет», «корреспонденция счетов».

Все факты хозяйственной деятельности предприятия отражаются на счетах бухгалтерского учета.

Присвоение номера какому-либо бухгалтерскому счету является способом группировки фактов хозяйственной жизни организации, его имущества и обязательств по определенным видам. Так, например, для учета наличных денежных средств, предназначен бухгалтерский счет 50 «Касса», для учета расчетов с персоналом по оплате труда — счет 70 и т.д.

А план счетов — это перечень счетов бухгалтерского учета. Для того чтобы экономические субъекты вели бухгалтерский учет и сдавали финансовую отчетность по единым требованиям и необходим в том числе план счетов. План счетов коммерческой организации и Инструкция по его применению утверждены Приказом Минфина РФ №94-н от 31.10.2000.

Чтобы составить бухгалтерские проводки, узнаем, как можно классифицировать счета.

Классификация счетов

Счета могут быть

  • активные
  • пассивные
  • активно-пассивные

Активные счета представляют собой хозяйственные средства организации (счет 01-основные средства, счет 10-материалы, счет 50- денежные средства в кассе и другие счета). Забегая вперед, скажу, что активные счета всегда имеют дебетовый остаток, или другими словами, остаток со знаком плюс. Увеличение хозяйственных средств по активным счетам отражается по Дебету, а уменьшение — по Кредиту счета.

К пассивным счетам относятся счета учета источников образования этих хозяйственных средств. Например, такими источниками являются прибыль (счет 84), уставный капитал (счет 80), резервный капитал (счет 82) и другие. Пассивные счета всегда имеют кредитовый остаток. В отличие от активных счетов, увеличение средств по пассивному счету отражается по Кредиту, а уменьшение по Дебету.

Активно-пассивные счета — это счета с переменным сальдо (сальдо обозначает остаток), т. е. по таким счетам сальдо может быть как кредитовым, так и дебетовым. К активно-пассивным счетам относятся счета расчетов, например, расчеты с поставщиками (счет 60), расчеты с покупателями (счет 62) и т. д.

Как составить бухгалтерские проводки: основные правила и 11 примеров из практики

Приведу примеры, когда сальдо по счету 60 может быть дебетовым, а когда кредитовым.

Например, организация заплатила аванс поставщику, а товар пока не получила. В этом случае сальдо по счету 60 будет дебетовым. А если наоборот, организация получила товар, но еще не оплатила его, сальдо по счету 60 будет кредитовым.

Дебетовый остаток по любым счетам учета расчетов называется дебиторской задолженностью (т. е. контрагенты или ФЛ должны организации).

Кредитовый остаток по счетам учета расчетов называется кредиторской задолженностью (т. е. организация должна своим контрагентам или работникам).

Бухгалтерские проводки

Организация обязана вести бухгалтерский учет всех хозяйственных операций, обязательств, имущества путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета. Об этом сказано в Положении по ведению бухгалтерского учета в РФ.

Двойная запись предусматривает отражение любой хозяйственной операции по дебиту одного и по кредиту другого счета одновременно. Такое указание счетов по одной хозяйственной операции носит название бухгалтерская проводка.

Постараемся на примерах составить бухгалтерские проводки по некоторым хозяйственным операциям.

Пример 1

Получены в кассу организации денежные средства в размере 5 000 рублей снятые с расчетного счета в банке.

Составить бухгалтерские проводки нам поможет информация о том, что счета 50 (касса) и 51 (расчетный счет) активные. Следовательно, увеличение денежных средств кассы отражается по дебету, а уменьшение денежных средств на расчетном счете по кредиту.

Дебет 50 Кредит 51 5000 рублей — Оприходованы в кассу наличные денежные средства.

Кроме того, что счета бывают активные, пассивные и активно-пассивные, они могут быть также

  • синтетические
  • аналитические
  • иметь субсчета

В Плане счетов указаны синтетические счета (например, счет 10) и субсчета (например, счет 10 субсчет 1 -Сырьё и материалы, или субсчет 5-запасные части). Аналитические (т. е. более детализированные) счета в каждой организации свои.

Попробуем на следующем примере составить бухгалтерские проводки с использованием субсчетов.

Пример 2

Сформирован Уставный капитал в размере 10000 рублей после государственной регистрации организации. Учредители — физические лица Иванов и Петров с равной долей в уставном капитале по 50%.

Для Уставного капитала Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 80. Счет 80 -пассивный. Для расчетов с учредителями по вкладам в уставный капитал предусмотрен счет 75-1 (счета расчетов являются активно-пассивными). Мы уже знаем, что увеличение суммы по пассивному счету отражается по кредиту, это значит, что нам точно известен кредит счета (80). Так как любая проводка должна содержать дебет и кредит одновременно, то счет 75 субсчет 1 будет отражен соответственно по дебету.

Следует составить бухгалтерские проводки:

Д 75-1(аналитический счет — Иванов) К 80 5000 руб.- задолженность по вкладу в УК Иванова

Д 75-1(аналитический счет — Петров) К 80 5000 руб.-задолженность по вкладу в УК Петрова.

Связь, возникшая между двумя счетами (в данном примере счетом 75-1 и счетом 80), в результате отражения на счетах какой-либо хозяйственной операции, называется корреспонденция счетов.

И в завершении сказанного, хочу дать один совет начинающему бухгалтеру. Если вы не знаете с чего начать в формировании бухгалтерской проводки, то в хозяйственной операции, которую вам необходимо отразить, найдите счет наиболее для вас понятный (в основном это активные счета). Если он окажется в дебете (увеличивается), то корреспондирующий с ним счет будет соответственно кредитовый. Если активный счет будет в кредите (уменьшается), то корреспондирующий с ним счет запишите по дебету. Теперь можно будет составить проводки

.

Пример 3

Предприятие получило топливо от поставщика на сумму 8000 рублей и сырьё на сумму 2000 рублей. Счета топливо (10-3) и сырьё (10-1) Плана счетов являются активными. Счет Расчеты с поставщиками- 60 (активно-пассивный). Топлива и сырья в организации становится больше, следовательно, записываем их по Дебету. Автоматически ставим счет 60 в кредит. Вышеназванным хозяйственным операциям соответствуют проводки:

Дебит 10-3 Кредит 60 8000 рублей Получено топливо от поставщика

.
Дебит 10-1 Кредит 60 2000 рублей Получено сырьё от поставщика.

Итак, чем чаще вы будете составлять проводки, тем интереснее для вас станет работа бухгалтера.

Как составить проводки по бухучету для чайников

В. Виды бухгалтерских проводок.

Различают следующие виду бухгалтерских проводок:

1. Простые – сумма хозяйственной операции отражается по дебету одного счету и кредиту другого. Д50 К51 300 тыс. руб.

2. Сложные – суммы хозяйственной операции отражаются по дебету нескольких счетов и кредиту одного счета или наоборот. Выдано из кассы з/п 200 тыс. руб., под отчет на хоз. расходы 20 тыс. руб., погашение задолжности кредиторов 70 тыс. руб.

Д 70 200 тыс. руб.

Д 71 20 тыс. руб.

Д 76 70 тыс. руб.

К 50 290 тыс. руб.

Любую сложную проводку можно представить в виде нескольких простых.

3. Отрицательные бухгалтерские проводки (метод красного сторно) – для исправления ошибочных записей таких как неправильная бухгалтерская проводка, либо, если сумма хоз. операции завышена, применяется метод красного сторно. Т.е. записывается та же самая бухгалтерская проводка, сумма при этом записывается красным цветом. При подсчете оборотов за месяц по каждому счету данная сумма вычитается.

Начислена амортизация основных средств общезаводского назначения в сумме 100 тыс. руб. При последующей проверке было установлено, что излишне начислена амортизация в сумме 20 тыс. руб.

Д 26 К О2 100 тыс.

Бухучет для начинающих: от проводок до баланса

руб.

Д 26 К 02 20 тыс. руб.

        С. Н 200т. р
1) 100 2) 20   1) 100 2) 20
     

Бухгалтером составлена проводка, что от поставщика поступили материалы на сумму 30 тыс. руб. при проверке было установлено, что проводка составлена ошибочно, т.е. нет первичных документов, что данные материалы поступали.

Д 10 К 60 30 тыс. руб.

Д 10 К60 30 тыс. руб.

В. Понятие о синтетическом и аналитическом учете.

Счета бухгалтерского учета, которые открываются на основании показателей статей бухгалтерского баланса, содержат обобщенные (синтетические) данные об объектах бухгалтерского учета в денежном выражении.

Такие счета называют синтетическими (счета 1-го порядка), а синтетический учет – это получение сводных показателей о состоянии и изменениях каждого объекта бухгалтерского учета. Однако данных, полученных из синтетических счетов недостаточно для руководства хозяйственной деятельностью организации.

Чтобы получить сведения о состоянии и движении каждого объекта бухгалтерского учета в дополнение к синтетическим счетам ведут аналитические счета. Они детализируют содержание синтетических счетов и отражают отдельные виды имущества, капитала и обязательств. Такие счета называют счетами 3-го порядка. Они служат основой для организации синтетического учета.

Синтетический и аналитический учет называют также текущим бухгалтерским учетом, который решает главную задачу бухгалтерского учета: непрерывное и сплошное отражение хозяйственных операций.

Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 218;