Цель финансовой отчетности

Реализация на практике нормативных требований по составлению финансовой отчетности по МСФО требует четкой идентификации ее состава. Рассмотрим общие требования МСФО и отечественного законодательства к составу финотчетности, которую должны подавать субъекты хозяйствования, формирующие отчетность по международным стандартам.

Общие требования к структуре и содержанию финансовой отчетности общего назначения, то есть отчетности, цель которой — удовлетворить потребности пользователей, которые не могут требовать от субъекта хозяйствования составления финотчетности в соответствии с их информационными потребностями, определяет МСБУ (IAS) 1 “Представление финансовой отчетности”.
Как установлено п. 9 настоящего стандарта, для предоставления пользователям информации о финансовом положении предприятия, финансовых результатах деятельности и его денежных потоках, а также о том, как управленческий персонал распоряжается вверенными ему ресурсами, в финотчетности следует раскрывать информацию по следующим элементам:
1) активы;
2) обязательства;
3) собственный капитал;
4) доходы и расходы, в т. ч.

МСФО. Шпаргалка

прибылях и убытках;
5) взносы и выплаты собственникам, которые действуют в соответствии со своими полномочиями;
6) денежные потоки.

Полный комплект финансовой отчетности включает (п. 10 МСБУ (IAS) 1):

а) отчет о финансовом положении на конец периода;
б) отчет о совокупных доходах за период (предприятие по собственному усмотрению может подавать информацию о компоненты прибыли или убытка либо в едином отчете о совокупных доходах, или в отдельном отчете о прибылях и убытках. Стандартом определено, что в случае составления отчета о прибылях и убытках он входит в полный комплект финотчетности и размещается перед отчетом о совокупных доходах);
в) отчет об изменениях в собственном капитале за период;
г) отчет о движении денежных средств за период;
д) примечания, содержащие краткое изложение существенных учетных политик и другие объяснения;
е) отчет о финансовом положении на начало наиболее раннего сравнительного периода, когда субъект хозяйствования применяет учетную политику ретроспективно или осуществляет ретроспективный пересчет статей в своей финотчетности, или переклассифицирует статьи финансовой отчетности.

МСБУ (IAS) 1 предусматривает возможность использовать иные, чем предусмотренные стандартом, названия отчетов.
МСФО не установлено единого формата финотчетности общего назначения, порядка отображения статей и их названий. Они определяют лишь минимальный перечень статей, которые надо включить в финансовые отчеты, и обязывают субъекта хозяйствования четко идентифицировать каждый отчет, изложив в нем информацию о:
— названии субъекта хозяйствования, которое отчитывается, или другие способы идентификации и любые изменения в этой информации по сравнению с данными на конец предыдущего отчетного периода;
— касательно кого составлена финансовая отчетность — одного субъекта хозяйствования или группы субъектов;
— дату окончания отчетного периода или периода, охваченного комплектом финансовой отчетности и примечаниями;
— валюту представления отчетности;
— уровень округления, используемый при раскрытии сумм статей финотчетности.

Субъекты хозяйствования, которые обязательно или добровольно составляют отчетность по МСФО, должны внимательно изучить требования международных стандартов к перечню информационных показателей, требующих раскрытия в финансовой отчетности. При составлении финансовой отчетности такие субъекты должны учесть то, что:
1) применяются стандартизированные формы финансовой отчетности, перечень и состав которых определены ПБУ;
2) в финотчетности, составленной по МСФО, должна быть отражена вся информация, раскрытия которой требуют международные стандарты. Если в стандартизированных формах отсутствуют строки для информации и она не входит в перечень дополнительных статей, что является существенной и ее оценка может быть достоверно определена, то информация приводится в примечаниях к финансовой отчетности;
3) в финотчетности, при условии ее соответствия МСФО, обязательно проставляется пометка, что эта отчетность составлена по МСФО.

Количество просмотров: 745

Цель финансовой отчетности по МСФО и российским нормативным документам

Целью финансовой отчетности, составленной по МСФО, является предоставление информации о финансовом положении и результатах деятельности предприятия широкому кругу пользователей для принятия ими экономических решений. Пользователями финансовой отчетности в МСФО признаются:

— инвесторы, вкладывающие рисковый капитал и заинтересованные в информации, которая помогла бы определить — покупать, держать или продавать ценные бумаги, оценить способность компании выплачивать дивиденды;

Как проводится узи молочных желез www.clinicist.ru.

— работники, нуждающиеся в информации о стабильности и прибыльности своих нанимателей, их способности обеспечить заработную плату, пенсии и возможность трудоустройства;

— заимодавцы, заинтересованные в информации, позволяющей определить риск в отношении возврата займов и выплаты причитающихся процентов;

— поставщики, нуждающиеся в информации, которая дает возможность определить, будет ли в срок погашена задолженность перед ними их дебиторов;

— покупатели, заинтересованные в информации о стабильности: компании, особенно когда они имеют с ней долгосрочные отношения;

— правительство и его органы, заинтересованные в информации о деятельности хозяйствующих субъектов, для того чтобы определять налоговую политику, размер национального дохода, распределять ресурсы и т.д.;

— общественность, интересующаяся разнообразной информацией о деятельности компаний, их вкладе в местную экономику, в том числе через количество предоставляемых рабочих мест, опеку местных поставщиков и др.

Руководство компании несет основную ответственность за подготовку и представление финансовой отчетности. Оно также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, однако имеет доступ к дополнительной управленческой и финансовой информации, которая помогает ему осуществлять обязанности по планированию, принятию решений и контролю.

Российские нормативные документы не содержат указаний о целях бухгалтерской отчетности.

Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО) — это

В этом их отличие от МСФО, в главе "Принципы" которых данному вопросу отводится отдельный раздел "Цель финансовой отчетности". ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" требует от бухгалтерской отчетности достоверной и полной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия, но не формулирует цели предоставления этой информации. В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и Федеральном законе "О бухгалтерском учете" предоставление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации внешним и внутренним пользователям трактуется как цель бухгалтерского учета, а не бухгалтерской отчетности. При этом в задачу обеспечения информацией пользователей включаются контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, выявление внутрихозяйственных резервов, а также предотвращение отрицательных результатов деятельности. В отличие от российских нормативных документов МСФО в главе "Принципы" таких целей перед финансовой отчетностью не ставят.

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" пользователями отечественной бухгалтерской отчетности являются руководители, учредители, участники, собственники имущества организации, инвесторы и кредиторы; в соответствии с ПБУ 4/99 — учредители (участники), инвесторы, кредитные организации, кредиторы, покупатели, поставщики. Указанные пользователи входят и в перечень, приведенный в главе "Принципы" МСФО, однако, в отличие от МСФО, российские нормативы не включают в состав пользователей работников и общественность. Различно и отношение к информационным потребностям государственных органов. В соответствии с МСФО правительственные органы определяют по данным финансовой отчетности политику в отношении предприятий. В российской практике эти данные во многих случаях используются для контроля за правильностью уплаты налогов и выполнения законодательства.

Российские нормативные документы делят пользователей бухгалтерской отчетности на внутренних и внешних. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" относит к внутренним пользователям руководителей, учредителей, участников и собственников имущества организации, а к внешним — инвесторов, кредиторов и других пользователей. В отличие от российского законодательства МСФО не делят пользователей на внутренних и внешних, поскольку ориентируют финансовую отчетность на удовлетворение в первую очередь информационных потребностей пользователей внешних. Руководство предприятия по МСФО также заинтересовано в информации, содержащейся в финансовой отчетности, но при этом имеет доступ к управленческой и иной информации для принятия решений. В российских нормативных документах на первое место в перечне пользователей ставятся руководители, учредители И собственники имущества, а инвесторы и кредиторы фигурируют в конце списка. В МСФО, напротив, на первом месте указываются инвесторы, далее перечисляются работники и кредиторы. Такая последовательность отражает степень зависимости предприятия от решений пользователей отчетности. В условиях западного бизнеса, в котором положение предприятия напрямую связано с рыночной стоимостью выпущенных им ценных бумаг, а источники денежных средств в основном зависят от кредитов и займов, финансовая отчетность в первую очередь должна удовлетворять информационным запросам инвесторов и кредиторов.

Анализ целей и состава пользователей финансовой отчетности, составляемой по отечественным нормативам и МСФО, приведен в таблице 2.3.

К.э.н. Рабаданова Ж.Б.

Дагестанский государственный университет, Россия

Подготовка финансовой отчетности в формате МСФО

Система международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) создана для унификации принципов и методик бухгалтерского учета, используемых компаниями разных стран для составления финансовой отчетности. Поскольку отчетность составляется и представляется для внешних пользователей, в разных странах мира существуют различия в содержании, формировании и представлении показателей, характеризующих результаты деятельности. Они вызваны особыми условиями «окружающей среды», основными из которых выделяются социальные, экономические, политические, юридические.

Для того чтобы составить отчетность, которую адекватно воспринимают и понимают пользователи разных стран, созданы и совершенствуются международные стандарты финансовой отчетности.

Отчетность по МСФО: подготовка, составление, элементы, принципы

Они призваны сблизить правила ее составления и процедуры подготовки и представления сведений о деятельности той или иной компании.

Понятие «Международные стандарты финансовой отчетности» включает совокупность следующих документов:

1. Концепция подготовки и представления финансовой отчетности;

2. Стандарты;

3. Интерпретации Стандартов.

Концепция подготовки и представления финансовой отчетности определяет цели финансовой отчетности, качественные характеристики информации, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятие капитала и концепций поддержания капитала.

Вопрос о содержании стандартов является дискуссионным. Некоторые специалисты считают, что МСФО — это стандарты, посвященные исключительно отчетности, т.к. они не регламентируют ни план счетов, ни бухгалтерские проводки, ни формы первичных документов и учетных регистров, требования к которым описаны в российской системе бухгалтерского учета. Другие специалисты говорят о том, что следует отличать правила ведения учета и правила составления и представления отчетности. Поэтому МСФО — это стандарты учета и отчетности. Интерпретации международных стандартов финансовой отчетности разъясняют положения стандартов, содержащих неоднозначные или неясные решения. Интерпретации обеспечивают единообразие в применении стандартов.

Финансовая отчетность — это структурированное представление финансового положения и финансовых результатов деятельности организации. Цель финансовой отчетности, подготовленной по МСФО — представить информацию о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и движении денежных средств, которая будет полезна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений. Отчетность по МСФО должна соответствовать принципам подготовки и составления, обозначенным в Концепции.

На сегодняшний день принципы российского учета, отраженные в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» в основном соответствуют принципам международных положений, хотя сохраняются некоторые различия.

Финансовая отчетность по МСФО предоставляет информацию о следующих показателях: активах, обязательствах, капитале, доходах и расходах. Эти показатели являются элементами, характеризующими финансовое положение и финансовые результаты организации.

Подготовка финансовой отчетности, соответствующей требованиям международных стандартов на сегодняшний день возможна двумя способа:

1. ведение параллельного учета;

2. трансформация финансовой отчетности.

При ведении параллельного учета результаты финансово-хозяйственной деятельности отражаются в регистрах бухгалтерского учетами по операциям в соответствии с правилами международных стандартов. Недостатком этого способа является то, что хозяйственные операции отражаются в учете дважды: по правилам отечественных положений и по МСФО параллельно. При построении параллельного учета показатели финансовой отчетности по МСФО формируются на основе данных бухгалтерского учета, осуществляемого по стандартам на международном уровне.

Достоинством внедрения параллельного учета является низкий уровень риска неточной информации, отражаемой в финансовой отчетности. Это вытекает из того, что каждая хозяйственная операция при данном способе учитывается по российским положениям и международным стандартам. Однако ведение параллельного учета по МСФО требует существенных дополнительных затрат организаций и продолжительного периода времени.

Поэтому большинство организаций готовят отчетность по МСФО при помощи трансформации, которая не требует ежедневных затрат и проводится единовременно после окончания отчетного периода.

Трансформации бухгалтерской отчетности — это процесс составления отчетности по стандартам МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам российской системы бухгалтерского учета. Единого алгоритма трансформации не существует, и в каждом случае требуется индивидуальный подход. Любой специалист, трансформирующий отчетность, имеет право самостоятельно определять методику и этапы трансформации применительно к отчетности каждой конкретной организации. Преимуществом трансформации отчетности по сравнению с параллельным учетом является невысокие финансовые и временные затраты компаний.

Вместе с тем отчетность, составленная в результате трансформации имеет высокий риск. Величина этого риска напрямую зависит от квалификации специалистов. Поэтому важным элементом при трансформации отчетности является выбор специалиста в области международных стандартов, профессиональное суждение которого позволит избежать недостоверности отчетности.

При трансформации отчетности возможен выбор любого направления: из российских стандартов в стандарты МСФО и наоборот.

Крайне важно, чтобы компании, составляющие отчетность, бухгалтерские фирмы и регулирующие органы прилагали значительные усилия для того, чтобы содействовать последовательному применению стандартов. Для этого требуется не только наличие одной глобальной системы стандартов, фактически требуются глобальные усилия, предпринимаемые для того, чтобы эта система стандартов применялась.

Большинство специалистов занятых формированием финансовой отчетности на международном уровне считают, что использование МСФО повышает уровень доверия к финансовой отчетности компании. Основные достоинства финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО – это повышение качества управленческой информации, увеличение количества инвесторов, повышение возможности привлечения заемных средств и повышение удовлетворенности акционеров.

Таким образом, переход на формирование финансовой отчетности по международным стандартам должен происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

Литература:

1. Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерский учет в России. – М.: Бухгалтерский учет, 2004.

2. Хахонова Н.Н. Реформирование бухгалтерского учета. – М.: Бухгалтерский учет, 2003.

Будь умным!

Цель, полезность и ограничения финансовой отчетности общего назначения

OB2 Цель финансовой отчетности общего назначения <1> заключается в предоставлении финансовой информации об отчитывающейся организации, которая является полезной для существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов при принятии ими решений о предоставлении данной организации ресурсов. Эти решения касаются покупки, продажи или удержания долевых и долговых инструментов, а также предоставления или погашения займов и прочих форм кредитования.

<1> В тексте настоящих Концептуальных основ термины "финансовые отчеты" и "финансовая отчетность" обозначают "финансовые отчеты общего назначения" и "финансовая отчетность общего назначения", если в конкретных случаях не указано иное.

OB3 Решения существующих и потенциальных инвесторов о покупке, продаже или удержании долевых и долговых инструментов зависят от той отдачи, которую они ожидают получить от инвестиции, например, дивидендов, выплат основной суммы задолженности и процентов, либо роста рыночной цены. Аналогично принимаемые существующими и потенциальными заимодавцами и прочими кредиторами решения о предоставлении либо погашении займов и прочих форм кредита зависят от выплат основной суммы задолженности и процентов либо иных форм отдачи от инвестиций, которые они ожидают получить. Ожидания инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов относительно отдачи от инвестиций зависят от их оценки суммы, сроков и неопределенности (перспектив) будущих чистых поступлений денежных средств в организацию.

Подготовка финансовой отчетности в формате МСФО

Как следствие, существующие и потенциальные инвесторы, заимодавцы и прочие кредиторы нуждаются в информации, которая поможет им оценить перспективы будущих чистых поступлений денежных средств в организацию.

OB4 Чтобы оценить перспективы организации относительно будущих чистых поступлений денежных средств, существующим и потенциальным инвесторам, заимодавцам и прочим кредиторам необходима информация о ресурсах организации, требованиях к организации и о том, насколько рационально и эффективно руководство и правление организации <2> выполнили свои обязанности по использованию ресурсов организации. Примеры подобных обязанностей включают в себя защиту ресурсов организации от неблагоприятных последствий экономических факторов, таких как изменения цен и технологий, а также обеспечение соблюдения организацией применимого законодательства, иных нормативных актов и условий договоров. Информация о выполнении руководством своих обязанностей также полезна при принятии решений существующими инвесторами, заимодавцами и прочими кредиторами, которые имеют право голоса в отношении действий руководства организации или могут влиять на них каким-либо иным образом.

<2> В тексте настоящих Концептуальных основ термин "руководство" обозначает "руководство и правление организации", если в конкретных случаях не указано иное.

OB5 Многие существующие и потенциальные инвесторы, заимодавцы и прочие кредиторы не могут потребовать от отчитывающихся организаций предоставить информацию непосредственно им, и для получения значительной части необходимой им финансовой информации они должны полагаться на финансовые отчеты общего назначения. Как следствие, они являются основными пользователями, на которых ориентированы финансовые отчеты общего назначения.

OB6 Однако финансовые отчеты общего назначения не содержат и не могут содержать всю информацию, необходимую существующим и потенциальным инвесторам, заимодавцам и прочим кредиторам. Данным пользователям следует принимать во внимание относящуюся к теме информацию из других источников, например, общие экономические условия и ожидания, политические события и политический климат, а также перспективы для отрасли и организации.

OB7 Финансовые отчеты общего назначения не предназначены для того, чтобы показать стоимость отчитывающейся организации; однако они содержат информацию, которая помогает существующим и потенциальным инвесторам, заимодавцам и прочим кредиторам оценить стоимость отчитывающейся организации.

OB8 Основные пользователи финансовой отчетности, взятые по отдельности, имеют различные и, возможно, противоположные информационные потребности и желания. При разработке стандартов финансовой отчетности Совет будет стремиться предоставлять такой набор сведений, который будет отвечать потребностям как можно большего числа основных пользователей. Однако сосредоточение внимания на общих потребностях в информации не препятствует отчитывающейся организации предоставлять дополнительную информацию, которая наиболее полезна для какой-либо определенной подгруппы основных пользователей.

OB9 Руководство отчитывающейся организации также заинтересовано в финансовой информации об организации. Однако руководству нет необходимости полагаться на финансовые отчеты общего назначения, поскольку оно может получить необходимую финансовую информацию из внутренних источников.

OB10 Прочие стороны, такие как регулирующие органы и общественность, не являющиеся инвесторами, заимодавцами и прочими кредиторами, также могут найти финансовые отчеты общего назначения полезными. Однако такие отчеты первично не ориентированы на эти прочие группы.

OB11 В значительной степени финансовые отчеты основываются на оценках, суждениях и моделях, а не на точном отображении экономических явлений. Концептуальные основы устанавливают принципы, лежащие в основе таких оценок, суждений и моделей. Данные принципы представляют собой цель, к которой стремятся Совет и составители финансовых отчетов. Как в случае с большинством целей, образ идеальной финансовой информации согласно Концептуальным основам вряд ли будет достигнут в полном объеме, по крайней мере, не в краткосрочном периоде, поскольку для того, чтобы понять, принять и внедрить новые способы анализа операций и прочих событий, требуется время. Тем не менее, установление цели, к которой нужно стремиться, имеет определяющее значение для развития финансовой отчетности, направленного на повышение ее полезности.

1. Введение  

2. Глава 1 Назначение МСФО, история их создания

     1.1.Причины разработки МСФО.

     1.2.История создания МСФО.

     1.2.Процесс перехода  отечественных стандартов  на МСФО: цели и     проблемы.????????????????????????????????????

3. Глава 3 Краткая характеристика МСФО

              3.1. Виды МСФО.

              3.2. Сравнение МСФО с российскими стандартами бухгалтерского учета.

              3.3. Допущения МСФО при составлении  бухгалтерской отчетности.

4. Заключение

5. Список использованной литературы                    

Введение

Глава 1. Назначение МСФО, история  их создания

1.1.Причины  разработки МСФО.

В России развиваются рыночные отношения, устанавливаются долгосрочные торговые связи, создаются организации с участием иностранного капитала, ценные бумаги выходят на международную арену. В современных условиях необходимо совершенствовать систему бухгалтерского учета, поскольку она составляет информационную основу управления. Информацией, содержащейся в бухгалтерском учете, пользуются различные лица для принятия решений, а отчетность выступает средством коммуникации между экономическими субъектами на национальном и международных рынках. При интеграции бизнеса нужно согласовывать и гармонично сочетать подходы при составлении отчетных данных. Раскрытие и сопоставление тенденций развития российской учетной теории и практики с принципами, принятыми в странах с развитой рыночной экономикой, представляет интерес для выбора национальной системы учета.

Глобализация  экономических отношений повлекла за собой унификацию правил ведения бухгалтерского учета во всем мире. Процесс гармонизации систем бухгалтерского учета потребовал разработки и внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Для того чтобы российские организации могли конкурировать с иностранными фирмами в привлечении инвестиционных ресурсов, необходима новая система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Реформирование бухгалтерской отчетности российских организаций в соответствии с требованиями международных стандартов становится неоспоримой задачей.

11роблема  стандартизации бухгалтерского учета и отчетности все 66л мм г приобретает международный характер. Унификации требований к фпнамеоиой отчетности и наднациональные стандарт!»! влекут за собой раработку папдартом не только в отдельных правах, но и на международном уровне. Таким образом, можно вылечить три уровня стандартизации правил финансового учета: I) наш а чьн’ый;

2) региональный; 3) международный.

Национальные стандарты финансового учета действуют, как правило, в каждой отдельной стране. Однако некоторые национальные стандарты приобрели мировое значение. Так, американские стандарты US GAAP вышли за рамки наднациональных, так как американский фондовый рынок составляет более 50% общемирового рынка капитала.

Существуют  различные классификации моделей  бухгалтерского учета. Наибольшее распространение получили следующие модели учета:

англо-американо-голландская (США, Великобритания, Нидерланды, страны Британского Содружества) — удовлетворение информационных запросов рынка капиталов, ориентированного на частных инвесторов. Отсутствует законодательное регулирование учета; используются стандарты, разрабатываемые профессиональными организациями бухгалтеров; гибкая учетная система; высокий общеобразовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей финансовой отчетности;

континентальная, или европейская (Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Италия, Япония, Россия и др.), — законодательное регулирование учета, его ориентация па государственные потребности (налогообложение и макроэкономическое регулирование), консерватизм учетной практики. Привлечение инвестиций осуществляется с участием банков, поэтому финансовая отчетность предназначена для них, а не для участников рынка ценных бумаг. Определенное влияние на бухгалтерский учет нашей страны оказали Германия и Франция (ориентация на сравнительно небольшой диапазон пользователей, представляющих интересы государства и кредиторов);

южно-американская (Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор) — перманентная корректировка учетных данных на темпы инфляции; учет ориентирован на потребности государства.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) — это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов фирмами во всех странах мира. Они разработаны высокопрофессиональными международными организациями. МСФО носят рекомендательный характер. Цель их разработки — гармонизация национальных систем учета и отчетности для повышения потребительных качеств финансовой отчетности.

Вопросами стандартизации и унификации стандартов учета и  отчетности занимаются Совет (правление) по МСФО (до 2001 г. — Комитет (совет) по МСФО), Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН, Европейская комиссия, Комиссия по ценным бумагам и биржам США, Комитет (совет) по разработке финансовых учетных стандартов и другие организации.

Совет по МСФО —  ведущая организация в мире по разработке единых учетных стандартов. Для координации учетных стандартов, обеспечения на этой основе сравнимости  и надежности информации, он разрабатывает и публикует МСФО, служащих инструментом глобальной унификации финансовой отчетности, что соответствует процессу глобализации экономики.

Межправительственная  рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности при ООН занимается изучением проблем учета в международном аспекте, содействия стандартизации учета на национальном и международном уровне, помощью развивающимся странам во внедрении стандартов.

На Европейскую  комиссию возложены вопросы гармонизации учета в рамках Европейского союза, который принял решение о постепенном переходе на МСФО. Это длительный процесс, осуществляющийся путем последовательного устранения различий между директивами Европейского союза и МСФО. В 2001 г. создана Европейская совещательная группа по финансовой отчетности, основными функциями которой стали содействие работе Совета по МСФО, внесение изменений в европейские директивы по бухгалтерскому учету, анализ международных стандартов и интерпретаций для использования в Европейском союзе, разработка руководств по применению стандартов.

Комиссия по ценным бумагам и биржам США —  правительственная организация США, юрисдикция которой распространяется на все компании, продающие ценные бумаги в США (включая иностранные). В 1996 г. Комиссия объявила о поддержке Комитета по МСФО в качестве разработчика унифицированных стандартов финансовой отчетности. В 2000 г. она опубликовала концепцию по использованию МСФО, основная цель которой — определение условий, при которых иностранные компании — участники финансового рынка США смогли бы представлять свою финансовую отчетность, составленную по МСФО.

Комитет по разработке финансовых учетных стандартов —  основная организация, занимающаяся разработкой учетных принципов США. Одна из целей Комитета — обеспечение международной сравнимости и качества американских стандартов. В последние годы используются следующие формы сотрудничества: совместные проекты в области разработки стандартов; проект по сближению стандартов в краткосрочной перспективе; постоянное присутствие члена Совета по МСФО в составе Комитета; мониторинг текущих проектов Совета по МСФО со стороны Комитета; проект по анализу всех существенных различий МСФО и US GAAP; рассмотрение всех текущих и перспективных проектов Комитета с точки зрения их потенциального вклада в сближение с МСФО.

МСФО стали  международным языком бухгалтеров  и экономистов. Их знание становится условием информационного и экономического общения (взаимодействия) на мировом уровне. МСФО объединяют опыт наиболее развитых учетных систем в мире (американской и европейской). Они используются как основа для национальных требований к финансовой отчетности во многих странах и как международный норматив для тех стран, которые разрабатывают собственные требования (не только основные развитые страны, но и Китай, многие другие страны Азии, Центральной Европы и СНГ).

Некоторые фондовые биржи и регулирующие органы разрешают иностранным и национальным компаниям представлять финансовые отчеты в соответствии с МСФО. Европейская комиссия объявила о том, что в значительной степени опирается на Совет по МСФО при подготовке документов, отражающих потребности рынков капитала.

Разработка МСФО вызвана следующими причинами:

необходимостью  более дешевых источников финансирования;

расширением рынка применения капитала;

осуществлением  международных слияний компаний, образованием совместных предприятий;

возможностью  сравнительного анализа различных  систем бухгалтерского учета;

использованием  лучшего опыта бухгалтерского учета  и отчетности, накопленного в рыночной экономике;

уменьшением расходов транснациональных корпораций на подготовку бухгалтерских отчетов и их консолидацию;

обеспечением  инвесторов (в том числе потенциальных) достоверной и общепонятной финансовой информацией;

возможностью противостояния доминирующему положению США и общепринятым бухгалтерским принципам.

Компании, применяющие  МСФО, получают преимущества: упрощенный доступ к иностранным рынкам капитала, рост доверия со стороны иностранных инвесторов, снижение стоимости капитала для компаний. Отчетность компаний разных стран сравнима, прозрачна, понятна; ведется только один вид финансового учета. Нет затрат на создание и исправление национальных стандартов бухгалтерского учета.

Для руководителя компании, применяющей МСФО, облегчается понимание связи между реальными событиями и финансовыми отчетами, улучшается прозрачность отчетности для принятия управленческих решений, повышается качество решений по результатам отчетности.

В соответствии с МСФО бухгалтерский учет ведется  для управления финансовыми вложениями и потоками со стороны инвестора, при этом не имеет значения, собственник это или кредитор, что отличает его от традиционного учета, который ведется администратором. Различие порождает следующие особенности, определяющие развитие системы МСФО:

приоритет баланса;

отказ от первоначальной, «исторической», стоимости (себестоимости);

замена концепции  собственности концепцией контроля;

переход от учета  имущества к учету ресурсов, от брутто-оце- нок к нетто-оценкам;

отказ от регулирования учета в пользу регулирования отчетности.

До ведения  учета по МСФО большинство учетных  систем ориентировались на отчет о прибылях и убытках. В системе МСФО учет ведется для инвестора, заинтересованного в увеличении капитала компании и стоимости ее имущества. Поэтому понятие «прибыль» заменяется понятием «совокупный доход» — изменением стоимости чистых активов.

Современная тенденция  развития МСФО — постепенная замена себестоимости оценками по справедливой стоимости. Увеличивается эффективность управления из-за возможности использовать учет по справедливой стоимости, так как ориентируется не на устаревшие «исторические» затраты, а на состояние рынка. Справедливая стоимость зависит от типа актива. Это могут быть:

рыночная цена (ликвидный рынок; неликвидный рынок — корректировки);

оценка эксперта;

дисконтированные  денежные потоки;

чистая стоимость  реализации;

восстановительная стоимость;

индексированная «историческая» стоимость.

Замена себестоимости  на справедливую стоимость объясняется  приоритетом баланса. Важно определить, какова стоимость реального капитала компании.

Порядок исчисления оценок в МСФО связан с концепцией контроля над активами. Имуществом компании следует считать не то, что принадлежит ей на праве собственности, а то, что она может контролировать. Зачислять объекты в актив или списывать их решается не в соответствии с их формальной юридической принадлежностью, а согласно намерению сторон относительно их будущего.

Цель составления финансовой отчетности

Средства в операционной аренде не показываются в балансе, а взятые в аренду, включаются в баланс арендатора. Проданные активы списываются с баланса только в том случае, когда контроль над ними безвозвратно утерян.

Из концепции  контроля вытекает и понятие активов  как ресурсов, которое в МСФО вытесняет отождествление активов с имуществом. В состав активов включаются средства компании, приносящие только выгоду в будущем, так как иначе справедливая стоимость будет стремиться к нулю. Юридическая принадлежность этих средств не имеет значения, так как и чужое имущество (например, арендованное) способно приносить доход. Ресурсом не служат расходы будущих периодов. Это дебиторская задолженность (предварительная оплата) или долгосрочные права (например, прокат кинопродукции).

Страницы:123следующая →