Ценообразование в аптеке на жнвлс

Содержание

Цена жнвлс: разъясняет росздравнадзор

Росздравнадзор обобщил вопросы, наиболее часто задаваемые участниками фармацевтического рынка, связанные с ценообразованием на ЖНВЛС, и дал соответствующие разъяснения в Письме от 28.01.2010 N 01И-52/10 (далее — Письмо N 01И-52/10). Вниманию читателей нашего журнала представлены некоторые из них, касающиеся деятельности аптек.

Общие положения, касающиеся реализации ЖНВЛС

Правовую основу государственного регулирования цен на ЖНВЛС в настоящее время определяют:

  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства";
  • Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 N 2135-р "Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств";
  • Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1116 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с регулированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" <1>;
  • Приказ Минздравсоцразвития России N 983н и Федеральной службы по тарифам N 447-а от 14.12.2009 "Об утверждении методики определения предельных отпускных цен производителя на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства";
  • Приказ Росздравнадзора от 30.12.2009 N 10761-Пр/09 "Об утверждении форм для регистрации предельных отпускных цен производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства";
  • Приказ Минздравсоцразвития России, Минпромторга России, ФТС России от 25.12.2009 N 1035н/1203/2377 "О представлении сведений о фактических ценах на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства иностранных производителей и объемах их ввоза на территорию Российской Федерации, а также о фактических отпускных ценах, объемах производства и отгрузки жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств российских производителей".

При этом пределы, формы и порядок государственного регулирования цен на лекарственные средства изначально определены Постановлением Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" (далее — Положение N 782).

По своей форме государственное регулирование цен на лекарственные средства, осуществляемое в отношении ЖНВЛС, включенных в Перечень, происходит путем:

  • обязательной государственной регистрации предельных отпускных цен российских и иностранных организаций — производителей на лекарственные средства;
  • установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные средства, которое с 1 января 2010 г. осуществляется при государственной регистрации лекарственных средств (п. 2 Положения N 782 <2>).

<2> В редакции Постановления Правительства РФ от 08.08.2009 N 654.

Однако в соответствии с п. 7.1 Положения N 782 <3> до 1 апреля 2010 г. допускается реализация организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями ЖНВЛС, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, без применения порядка, установленного п. 19 Положения N 782.

<3> В редакции Постановления Правительства РФ от 30.12.2009 N 1116.

С учетом вышеизложенного Роспотребнадзор в Письме от 27.01.2010 N 01/912-10-32 "О мерах по контролю и надзору за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в условиях совершенствования государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" обратил внимание на следующее. В связи с введением в действие нового порядка государственного регулирования цен на ЖНВЛС указание аптечными учреждениями на ценнике недостоверной информации о цене реализуемых лекарственных средств может свидетельствовать о наличии признаков административных правонарушений, ответственность за которые (применительно к компетенции Роспотребнадзора) предусмотрена ст. 14.7, ч. 1 ст. 14.8, ст. 14.15 КоАП РФ.

Ответы на вопросы, связанные с ценообразованием на ЖНВЛС

Вопрос: Возможны ли какие-либо отклонения в написании лекарственных форм в регистрационных удостоверениях (РУ), несмотря на наличие которых препараты будут отнесены к Перечню ЖНВЛС?

Росздравнадзор в Письме N 01И-52/10 ответил следующее. Практика регистрации цен на ЖНВЛС показала, что в ряде случаев возможны разночтения между написанием лекарственных форм, указанных в Распоряжении Правительства РФ N 2135-р, и препаратов, отнесенных Росздравнадзором к числу ЖНВЛС.

Для формирования Перечня ЖНВЛС использовалась информация, содержащаяся в соответствующих разделах регистрационных удостоверений (РУ), действовавших в тот момент времени.

В процессе подтверждения действия РУ (в том числе и при внесении различного рода изменений) возможно уточнение написания той или иной лекарственной формы. Например, вместо таблеток, покрытых оболочкой, появляется уточнение — таблетки, покрытые пленочной оболочкой, вместо раствора для инъекций — раствор для внутримышечного и внутривенного введения.

При регистрации цены на 2010 г. ожидаемый уровень инфляции не учитывается.

При формировании списков ЖНВЛС по торговым наименованиям Росздравнадзор будет исходить из смыслового наполнения приведенных в упомянутом Распоряжении лекарственных форм.

Вопрос: Относятся ли к ЖНВЛС препараты, описанные во 2-й колонке Перечня, например папаверин, а также иные сульфаниламиды в комбинации с триметопримом, за исключением котримоксазола?

В Распоряжении Правительства РФ N 2135-р использована многоуровневая структура анатомо-химическо-терапевтической классификации, включающей в себя различные классифицирующие признаки. Встречающиеся в Перечне ЖНВЛС в графе 2 "Анатомо-терапевтическо-химическая классификация (АТХ)" описания типа "комбинированные препараты…" и "папаверин и его производные" следует расценивать как классифицирующую характеристику препаратов, указанных в графе 3 "Лекарственные средства", в данном случае препаратов котримоксазол и дротаверин соответственно. Таким образом, к ЖНВЛС относятся именно эти препараты, а не любые возможные комбинации сульфаниламидов с триметопримом, а из производных папаверина — только дротаверин.

Если в графе 3 "Лекарственные средства" указано не конкретное МНН, а название, объединяющее в себе ряд действующих названий ("группировочное", например эпоэтин, интерферон альфа, декстран), то к Перечню ЖНВЛС относятся все препараты, объединенные соответствующим группировочным названием (например, в группу "эпоэтины" входят эпоэтин альфа, эпоэтин бета, эпоэтин бета , дарбэпоэтин альфа, а в группу "интерферон альфа" — интерфероны альфа 1 и альфа 2).

Вопрос: Когда начинают действовать предельные отпускные цены, опубликованные в Реестре цен: с даты публикации Реестра или через какое-то время?

Все цены, включаемые в Реестр предельных отпускных цен, действовали еще до опубликования Реестра на сайте (с момента подписания соответствующего приказа о регистрации предельной отпускной цены).

ФАС разъясняет: формирование цены на препарат из Перечня ЖНВЛП (Валова С.Р.)

Функцией Реестра предельных отпускных цен, впрочем, как и любого реестра, является аккумуляция сведений и доведение информации до потребителя в удобной форме.

Регистрируемая до 2011 г. валютная цена пересчитывается в рубли на дату публикации Реестра, при этом следует учитывать, что фактическая цена ввоза не должна превышать зарегистрированную предельную отпускную цену в валюте, а рублевая цена, которая в принципе может быть и выше реестровой, определяется по курсу ЦБ РФ на дату оформления грузовой таможенной декларации.

Вопрос: С какой даты действует Распоряжение Правительства РФ N 2135-р?

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ Распоряжение Правительства РФ действует с даты его подписания, то есть с 30 декабря 2009 г.

Вопрос: Будет ли оптовая организация или аптечное учреждение после 01.04.2010 иметь право реализовать остатки ранее закупленных ЖНВЛС, если производители данных лекарственных средств не зарегистрируют предельную отпускную цену на них по различным причинам (не успеют, снимут лекарственное средство с производства и т.д.)?

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ N 654 данное право оптовыми организациями и аптечными учреждениями будет утеряно. Реализация таких ЖНВЛС запрещена.

Вопрос: Каким образом формируется цена на лекарственные препараты, исключенные из Перечня ЖНВЛС Распоряжением Правительства РФ N 2135-р?

Формирование цен на препараты, исключенные из Перечня ЖНВЛС, осуществляется в соответствии с действующим в регионе законодательством в отношении препаратов, не являющихся ЖНВЛС.

Вопрос: С какой даты начнут действовать нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, устанавливающие предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛС?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1116 срок принятия органами исполнительной власти субъектов РФ нормативных правовых актов об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛС продлен до 01.03.2010. Принятые в субъектах РФ решения вступают в силу с даты, которая указана в самом акте.

Вопрос: Обязан ли субъект Российской Федерации реализовать предоставленное ему Постановлением Правительства РФ N 654 право на введение государственного регулирования предельных оптовых и предельных розничных надбавок на лекарственные средства, не включенные в Перечень ЖНВЛС, и изделия медицинского назначения или он может данным правом не воспользоваться?

Решение о необходимости государственного регулирования предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства, не включенные в Перечень ЖНВЛС, а также на изделия медицинского назначения принимается органом исполнительной власти субъекта РФ самостоятельно.

Вопрос: Как должны формироваться отпускные цены на ЖНВЛС оптовыми организациями и аптечными учреждениями в период с 01.01.2010 до момента принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации нового нормативного правового акта?

До принятия субъектом РФ нового нормативного правового акта об установлении предельных оптовых и предельных розничных надбавок на ЖНВЛС организации оптовой и розничной торговли должны применять ранее установленные в субъекте РФ оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей.

Вопрос: Каков порядок формирования цен на ЖНВЛС организациями, являющимися плательщиками НДС и уплачивающими ЕНВД или применяющими УСНО?

Организации оптовой и розничной торговли, являющиеся плательщиками НДС, формируют отпускную цену на ЖНВЛС, суммируя фактическую цену приобретения товара без НДС и оптовую или розничную надбавку не выше установленной в субъекте РФ, на территорию которого осуществляется поставка товара. Оптовая и розничная надбавки исчисляются от фактической отпускной цены производителя без учета НДС. НДС начисляется на общую стоимость товара.

Если организации оптовой или розничной торговли применяют упрощенную систему налогообложения или уплачивают единый налог на вмененный доход, то есть не являются плательщиками НДС, то на основании ч. 2 ст. 170 НК РФ они могут формировать отпускную цену на ЖНВЛС, суммируя фактическую цену приобретения товара с НДС и оптовую или розничную надбавку, которая исчисляется от фактической отпускной цены производителя с НДС.

Ниже приведем примеры из Письма Росздравнадзора N 01И-52/10.

Пример 1. Цена производителя без НДС — 100 руб. Рассчитаем оптовую и розничную надбавку к цене производителя, если оптовая составляет 20%, розничная — 40%.

Оптовая надбавка (к цене производителя без НДС) — 100 руб. x 20% = 20 руб.

Отпускная цена оптовой организации без НДС — 100 руб. + 20 руб. = 120 руб.

Розничная надбавка (к цене производителя без НДС) — 100 руб. x 40% = 40 руб.

Розничная цена аптечной организации без НДС — 120 руб. + 40 руб. = 160 руб.

Розничная цена аптечной организации с НДС — 160 руб. x 110% = 176 руб.

Рассмотрим следующий пример.

Пример 2. Цена производителя с НДС составляет 110 руб. Рассчитаем оптовую и розничную надбавку, если они составляют 20 и 40% соответственно.

Отпускная цена оптовой организации с НДС — 110 руб. x 1,2 = 132 руб.

Розничная надбавка аптеки к цене производителя с НДС — 110 руб. x 40% = 44 руб.

Розничная цена аптеки без НДС — 132 руб. + 44 руб. = 176 руб.

В обоих случаях, несмотря на то что оптовая и розничная надбавки применяются к разным базам (цене производителя с НДС и цене производителя без НДС), для конечного потребителя розничная цена будет одинаковая — 176 руб.

Вопрос: Может ли организация оптовой торговли, имеющая структурные подразделения розничной торговли, сформировать конечную розничную цену на ЖНВЛС?

В соответствии с п. 21 Положения N 782 организации оптовой торговли лекарственными средствами, которые имеют на своем балансе структурные подразделения розничной торговли, могут формировать розничные цены на лекарственные средства с применением одновременно оптовой и розничной надбавок к фактической отпускной цене производителя, не превышающих предельную оптовую и предельную розничную надбавки, установленные в субъекте РФ, в котором осуществляется розничная продажа товара, при условии ведения раздельного учета по оптовой и розничной торговле. Однако данное положение может действовать лишь в случае, если структурные розничные подразделения не обладают правом юридического лица.

Вопрос: Каков порядок округления цен на лекарственные средства, если в результате применения розничной надбавки получается розничная цена с дробной частью копейки?

Если при формировании отпускных цен на ЖНВЛС организациями оптовой торговли лекарственными средствами или розничных цен аптечными учреждениями с применением предельной оптовой и (или) предельной розничных надбавок образуются дробные части копеек, то полученная сумма округляется до целой копейки. Если дробная часть копейки менее 0,5 коп., то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки, а если эта часть равна 0,5 коп. и больше, то сумма повышается до целой копейки.

Вопрос: Можно ли включать в форму протокола согласования цен дополнительные графы и сведения, не исключая из него имеющиеся данные?

Да, можно. Форма протокола согласования цен, утвержденная Постановлением Правительства РФ N 654, является типовой. При необходимости оптовая организация с учетом особенности реализации лекарственных средств в аптечную сеть может предусмотреть в данном протоколе дополнительные графы. При этом наличие данных, указанных в типовой форме протокола, является обязательным.

Вопрос: Допускается ли реализация ЖНВЛС по ценам ниже закупочных? Как в этом случае следует заполнять протокол согласования цен и формировать розничную цену на препараты?

Реализация препаратов по ценам ниже уровня их приобретения у производителей не является нарушением установленного порядка ценообразования, если фактическая цена приобретения не превышает зарегистрированную предельную отпускную цену производителя лекарственного средства.

В связи с сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на лекарственные средства, приближением даты истечения сроков годности лекарственных средств, маркетинговой политикой, реализацией новых лекарственных средств в целях ознакомления с ними потребителей, другими причинами, оказывающими влияние на рынок лекарственных средств, допускается их реализация организациями оптовой торговли по цене ниже фактической отпускной цены производителя. Соответствующая норма предусмотрена п. 3 ст. 40 НК РФ.

При реализации организацией оптовой торговли препаратов по ценам ниже уровня их приобретения у производителей в протоколе согласования цены поставки лекарственного средства в графах 9 и 10 необходимо ставить прочерк.

Аптечное учреждение, закупив у оптовой организации лекарственное средство по цене ниже уровня фактической отпускной цены производителя, указанной в протоколе согласования цены, формирует розничную цену путем суммирования цены закупки препарата у оптовой организации и розничной надбавки не выше установленной в субъекте Российской Федерации, исчисленной от фактической отпускной цены производителя.

Пример 3. Зарегистрированная цена производителя без НДС составляет 120 руб. Фактическая цена реализации производителя без НДС составляет 100 руб., отпускная цена оптовой организации — 90 руб. Розничная надбавка (40% от цены производителя без НДС) составляет 40 руб. (100 руб. x 40%). Рассчитаем розничную цену аптечной организации.

Розничная цена аптечной организации без НДС составит 130 руб. (90 + 40).

Розничная цена аптечной организации с НДС — 143 руб. (130 руб. x 110%).

Вопрос: Как должна формировать розничную цену аптека, если она получила ЖНВЛС от оптовой организации?

Согласно п. 20 Положения N 782 формирование отпускной цены на лекарственные средства организациями оптовой торговли и (или) аптечными учреждениями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, не превышающих соответственно предельную оптовую (или) предельную розничную надбавки, установленные в субъекте РФ.

Формирование аптечным учреждением розничных цен на ЖНВЛС, полученные от организации оптовой торговли лекарственными средствами, должно осуществляться путем суммирования цены их приобретения у оптовой организации и розничной надбавки не выше установленной в субъекте РФ к фактической отпускной цене производителя лекарственного средства.

М.Р.Зарипова

Эксперт журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"

СТ 14.6 КоАП РФ

1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Комментарий к Ст. 14.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административных правонарушений являются общественные отношения в области ценообразования. Предметом выступает регулируемый государством порядок ценообразования. Государственное регулирование цен в сфере естественных монополий осуществляется на основании Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)").

2. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 1) выражается в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и т.п.), завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

3. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2) выражается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно в ином нарушении установленного порядка ценообразования.

4. Административная ответственность по ст. 14.6 КоАП РФ применяется за завышение либо занижение регулируемых государством цен, предельных цен, установленных надбавок (наценок) только в том случае, если соответствующие цены, предельные цены и надбавки (наценки) установлены на федеральном уровне федеральными органами государственной власти. Если же они установлены на уровне субъектов РФ органами государственной власти субъектов РФ, то административная ответственность по комментируемой статье не применяется.

5. Субъектами правонарушений являются граждане, должностные и юридические лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.6 КоАП РФ ответственность за административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершенные предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями, не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий. Данная норма конкретизирует применительно к рассматриваемым составам правонарушений положения ч. 1 ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

Надбавки на ЖНВЛС

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

По делам об административных правонарушениях по комментируемой статье возможно проведение административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ), органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов (ст. 23.51 КоАП РФ), а также судьи, если возникнет необходимость применения к должностному лицу такого вида административного наказания, как дисквалификация (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Другой комментарий к Статье 14.6 КоАП РФ

Все статьи Цена на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП (Валова С.Р.)

В статье пойдет речь о контроле над ценами на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП <1> и порядке формирования цены на них.
———————————
<1> Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утв. Распоряжением Правительства РФ от 07.12.2011 N 2199-р (применяется до 01.03.2015, с названной даты действует соответствующий Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р).

Государственное регулирование цен на лекарственные препараты для медицинского применения осуществляется в соответствии со ст. 60 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств". К мерам государственного контроля относятся, в частности:
— утверждение Перечня ЖНВЛП, который сформирован в установленном порядке <2> и в который включаются лекарственные препараты для медицинского применения, в том числе с учетом стандартов медицинской помощи, под международными непатентованными, химическими или группировочными наименованиями;
— утверждение Методики установления производителями предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП <3>;
— государственная регистрация установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;
— ведение государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;
— утверждение Методики установления органами исполнительной власти субъектов РФ предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП <4>;
— установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП;
— осуществление федерального государственного надзора в сфере обращения лекарственных средств и регионального государственного контроля за применением цен на лекарственные препараты соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством РФ <5>. Напомним, что государственный контроль над лекарственными препаратами для медицинского применения осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами;
— применение предусмотренных законодательством РФ мер ответственности за нарушение порядка ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.
———————————
<2> Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 N 871 "Об утверждении Правил формирования перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи".
<3> Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России N 961н, ФСТ России N 527-а от 03.11.2010.
<4> Утверждена Приказом ФСТ России от 11.12.2009 N 442-а (далее — Методика N 442-а).
<5> Постановление Правительства РФ от 15.10.2012 N 1043 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств".

Поскольку продажа лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП является предметом бдительного контроля Росздравнадзора и его территориальных органов, далее рассмотрим порядок установления торговой наценки аптеками, осуществляющими розничную торговлю.

Размер наценки на лекарственные препараты из Перечня ЖНВЛП

Как мы выяснили выше, в соответствии со ст. 60 Федерального закона N 61-ФЗ установление предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, определенным производителями лекарств, на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 (далее — Правила).
Согласно п. 2 Правил органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты в соответствии с Методикой N 442-а, утвержденной ФСТ, исходя из следующих принципов:
— возмещение организациям оптовой торговли, аптечным организациям, индивидуальным предпринимателям и медицинским организациям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных препаратов;
— учет размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли, аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей и медицинских организаций средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;
— учет в структуре надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством РФ.
В качестве примера приведем Постановление Правительства Нижегородской области от 22.03.2011 N 193, которым установлены предельные размеры оптовых и розничных надбавок к фактической отпускной цене производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП. В силу названного документа размер наценки зависит от цены лекарственного препарата. Согласно п. 1.2 при розничной торговле предельный размер надбавки составляет:
— на лекарственные препараты стоимостью до 50 руб. включительно — 33%;
— на лекарственные препараты стоимостью от 50 руб. до 500 руб. включительно — 27%;
— на лекарственные препараты стоимостью свыше 500 руб. — 20%.

Обратите внимание! Применение более высоких размеров торговых надбавок на территории данного субъекта будет рассматриваться как нарушение законодательства РФ.

На основании п. 7 Правил формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте РФ. При этом под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без НДС), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар.
Как показывает арбитражная практика, данный нюанс не учитывается отдельными аптечными организациями и размер наценки устанавливается к цене производителя с НДС, вследствие чего происходит завышение цены на лекарственный препарат, включенный в Перечень ЖНВЛП (см. Постановление АС ЗСО от 03.12.2014 N Ф04-11609/2014 по делу N А81-756/2014).

К сведению. В соответствии с ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен на продукцию, товары либо услуги, завышение установленных надбавок (наценок) к ценам влекут:
— наложение административного штрафа на граждан в размере 5000 руб.;
— наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
— наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

Расчет розничной торговой наценки на лекарственный препарат

Как мы уже выяснили, оптовая (розничная) надбавка применяется к фактической отпускной цене производителя. Для того чтобы правильно применить розничную надбавку при приобретении лекарственных препаратов через оптовую организацию, аптека должна запросить у поставщика протокол согласования цен поставки ЖНВЛП по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 N 654.
Реализация лекарственных препаратов медицинской организацией или ее обособленным подразделением либо фармацевтической организацией должна осуществляться только при наличии названного протокола. Данные указания имеются в нормативных актах субъектов РФ в части установления предельных размеров торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты (например, п. 2.1 Постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 N 163-ПП "Об установлении предельных размеров торговых надбавок к ценам на лекарственные препараты").
Порядок расчета продажной цены на лекарственный препарат приведен в п. п. 28, 35 Письма Росздравнадзора от 28.01.2010 N 01И-52/10, ФСТ России от 29.01.2010 N СН-466/7 (далее — Письмо N 01И-52/10/СН-466/7). В нем отмечается следующее. Организации оптовой и розничной торговли, являющиеся плательщиками НДС, формируют отпускную цену на ЖНВЛС, суммируя фактическую цену приобретения товара без НДС и оптовую или розничную надбавку не выше установленной в субъекте РФ, на территорию которого осуществляется поставка товара. Оптовая и розничная надбавки исчисляются от фактической отпускной цены производителя без учета НДС. НДС начисляется на общую стоимость товара.
Если организации оптовой или розничной торговли применяют УСНО или уплачивают ЕНВД (то есть не являются плательщиками НДС), то на основании ч. 2 ст. 170 НК РФ они могут формировать отпускную цену на ЖНВЛС, суммируя фактическую цену приобретения товара с НДС и оптовую или розничную надбавку. Напомним: названные надбавки исчисляются от фактической отпускной цены производителя с НДС.
Таким образом, если аптека является плательщиком НДС, розничная надбавка исчисляется от фактической отпускной цены производителя без учета НДС (налог в данном случае начисляется на общую стоимость товара):

розничная цена ЛП = (цена поставки без НДС + розничная надбавка) x 1,1,

где 1,1 — коэффициент для расчета суммы НДС по ставке в размере 10%.
Если аптека не является плательщиком НДС, при формировании розничной цены розничная надбавка применяется к фактической отпускной цене производителя с учетом НДС:

розничная цена ЛП = цена поставки с НДС + розничная надбавка, исчисленная от цены производителя с НДС.

Формирование аптечным учреждением розничных цен на ЖНВЛС, полученных от организации оптовой торговли, должно осуществляться путем суммирования цены их приобретения у оптовой организации и розничной надбавки.
Ниже приведем примеры из Письма N 01И-52/10/СН-466/7.

Пример 1. Цена, установленная производителем лекарственного препарата, без НДС — 100 руб. Рассчитаем размеры оптовой и розничной надбавок к цене производителя, если оптовая составляет 20%, розничная — 40%.
Оптовая надбавка (к цене производителя без НДС) — (100 руб. x 20%) = 20 руб.
Отпускная цена оптовой организации без НДС — (100 + 20) руб. = 120 руб.
Розничная надбавка (к цене производителя без НДС) — (100 руб. x 40%) = 40 руб.
Розничная цена аптеки без НДС — (120 + 40) руб. = 160 руб.
Розничная цена аптеки с НДС — (160 руб. x 1,1) = 176 руб.

Пример 2. Цена производителя лекарственного препарата с НДС равна 110 руб. Рассчитаем размеры оптовой и розничной надбавок, если они составляют 20 и 40% соответственно.
Отпускная цена оптовой организации с НДС — (110 руб. x 1,2) = 132 руб.
Розничная надбавка аптеки к цене производителя с НДС — (110 руб. x 40%) = 44 руб.
Розничная цена аптеки без НДС — (132 + 44) руб. = 176 руб.

Важно: в обоих примерах, несмотря на то что оптовая и розничная надбавки применяются к разным базам (цене производителя с НДС и цене производителя без НДС), для конечного потребителя розничная цена будет одинаковая — 176 руб.
Далее хотим обратить внимание на п. 30 Письма N 01И-52/10/СН-466/7. В нем приведен ответ на вопрос, касающийся округления цен на лекарственные средства, если в результате применения розничной надбавки получается розничная цена с дробной частью копейки. Чиновники ведомств отвечают: если при формировании отпускных цен на ЖНВЛС организациями оптовой торговли лекарственными средствами или розничных цен аптечными учреждениями с применением предельной оптовой и (или) предельной розничных надбавок образуются дробные части копеек, то полученная сумма округляется до целой копейки. Если дробная часть копейки менее полкопейки, то она отбрасывается и сумма снижается до целой копейки, а если эта часть равна полкопейки и больше, то сумма повышается до целой копейки.

Продажа лекарственных препаратов по сниженным ценам

На практике часто возникают вопросы, касающиеся продажи лекарственных препаратов ЖНВЛП ниже закупочных цен. Например, как при возникновении ситуации, когда заканчивается срок годности препарата, нужно заполнять протокол согласования цен и как формировать розничную цену на препарат?
Ответы на подобные вопросы даны в п. 32 Письма N 01И-52/10/СН-466/7.

Пример расчета розничной цены на ЖНВЛП

Чиновники ведомства разъяснили следующее.
Реализация препаратов по ценам ниже уровня их приобретения у производителей не является нарушением установленного порядка ценообразования, если фактическая цена приобретения не превышает зарегистрированную предельную отпускную цену производителя лекарственного препарата. В частности, допускается реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли по цене ниже фактической отпускной цены производителя, вызванная:
— сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на лекарственные средства;
— приближением даты истечения сроков годности лекарственных средств, маркетинговой политикой;
— реализацией новых лекарственных средств в целях ознакомления с ними потребителей;
— другими причинами, оказывающими влияние на рынок лекарственных средств. Соответствующая норма предусмотрена п. 3 ст. 40 НК РФ.
В данном случае, когда цена ниже, в протоколе согласования цены поставки лекарственного средства в графах 9 и 10 необходимо ставить прочерк.
Аптека, закупив у оптовой организации лекарственное средство по цене ниже уровня фактической отпускной цены производителя, указанной в протоколе согласования цены, формирует розничную цену путем суммирования цены закупки препарата у оптовой организации и суммы розничной надбавки не выше установленной в субъекте РФ, исчисленной от фактической отпускной цены производителя.

Пример 3. Зарегистрированная цена производителя на лекарственный препарат без НДС — 120 руб. Цена производителя без НДС — 100 руб. Отпускная цена оптовой организации — 90 руб.
Розничная надбавка (40% к цене производителя без НДС) — (100 руб. x 40%) = 40 руб.
Розничная цена аптечной организации без НДС — (90 + 40) руб. = 130 руб.
Розничная цена аптечной организации с НДС — (130 руб. x 1,1) = 143 руб.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы:
1. Цены на все препараты для медицинского применения, указанные в Перечне ЖНВЛП, регулируются государством (ст. 60 Федерального закона N 61-ФЗ).
2. При продаже лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, следует соблюдать размер торговой розничной наценки, установленный субъектом РФ.
3. Розничная надбавка исчисляется от фактической отпускной цены производителя без учета НДС (п. 7 Правил, Письмо N 01И-52/10/СН-466/7).
4. За нарушение установленного порядка ценообразования применяется ответственность, установленная ст. 14.6 КоАП РФ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы ФАС разъясняет: формирование цены на препарат из Перечня ЖНВЛП (Валова С.Р.)

ФАС разъясняет: формирование цены на препарат из Перечня ЖНВЛП (Валова С.Р.)

Дата размещения статьи: 08.05.2016

Как аптечной организации определить размер розничной наценки и цену продажи лекарственного препарата из Перечня ЖНВЛП <1> в зависимости от применяемого ею налогового режима (ОСНО, УСНО или система налогообложения в виде ЕНВД)?
———————————
<1> Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2016 г., утв.

Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 N 2724-р.

Цены на все лекарственные препараты для медицинского применения, указанные в Перечне ЖНВЛП, регулируются государством.
Размер оптовой и розничной надбавок в силу ст. 63 Закона N 61-ФЗ <2> устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ в порядке, регламентируемом Правительством РФ (в данном случае такой порядок определен Постановлением Правительства РФ N 865) <3>, и в соответствии с Методикой N 442-а <4>.
———————————
<2> Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
<3> Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".
<4> Методика установления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утв. Приказом ФСТ России от 11.12.2009 N 442-а.

Например, согласно Постановлению Правительства Нижегородской области от 22.03.2011 N 193 предельный размер розничной надбавки на лекарственные препараты для медицинского применения, реализуемые в Нижегородской области, составляет:
— на лекарственные препараты стоимостью до 50 руб. включительно — 33%;
— на лекарственные препараты стоимостью свыше 50 руб.

до 500 руб. включительно — 27%;
— на лекарственные препараты стоимостью свыше 500 руб. — 20%.
В соответствии с п. 3 Правил N 865 <5> оптовая и розничная надбавки устанавливаются к фактической отпускной цене производителя, под которой следует понимать цену (без НДС), указанную:
— российским производителем — в сопроводительной документации на товар;
— иностранным производителем лекарственного препарата — в сопроводительной документации на товар, на основании которой оформляется грузовая таможенная декларация, с учетом расходов, связанных с таможенным оформлением груза (уплатой таможенных пошлин и сборов за таможенное оформление).
———————————
<5> Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865.

Обратите внимание! Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта РФ, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта РФ (п. 5 Правил N 865).

Отметим, что аптечная организация может закупать лекарственные препараты как у производителя, так и у оптовой фармацевтической организации, которая, в свою очередь, тоже вправе установить определенный размер торговой надбавки. Для того чтобы не превысить размер надбавок, устанавливаемых участниками торговли, применяется протокол согласования цен поставки ЖНВЛП по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 N 654. Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола (п. 6 Правил N 865).
Теперь что касается формирования цены с учетом выбранной аптечной организацией системы налогообложения. Как указал Верховный Суд РФ в Постановлении от 09.06.2015 N 304-АД15-2723, действующим законодательством порядок формирования цены на ЖНВЛП не поставлен в зависимость от системы налогообложения, применяемой организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В связи с этим в марте 2016 г. ФАС России выпустила Разъяснение "Об уточнении методики расчета порядка формирования отпускной цены ЖНВЛП". В нем она указала, что:
1. Организации оптовой торговли и организации розничной торговли, находящиеся на общей системе налогообложения, формируют отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя:
— цену приобретения ЖНВЛП без НДС (если поставщик является плательщиком ЕНВД или находится на УСНО, то есть не является плательщиком НДС, то фактическую цену приобретения ЖНВЛП у такого поставщика);
— торговую надбавку, исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС;
— НДС, исчисленный от суммы, полученной в результате сложения вышеуказанных цены приобретения и надбавки.
2. Организации оптовой торговли и организации розничной торговли, находящиеся на УСНО или являющимся плательщиками ЕНВД, формируют отпускную цену на ЖНВЛП, суммируя:
— цену приобретения ЖНВЛП у поставщика;
— надбавку, исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС.
Примеры формирования организациями оптовой и розничной торговли отпускных цен на ЖНВЛП в зависимости от применяемой системы налогообложения приведены в Приложении к вышеназванному документу. Рассмотрим их ниже.

Пример 1. Аптека, находящаяся на общей системе налогообложения, приобретает лекарственный препарат из Перечня ЖНВЛП у оптовой организации, находящейся на общей системе налогообложения. Предельный размер розничной надбавки, установленный в субъекте, — 25%. Отпускная цена производителя на препарат без НДС — 150 руб.
Цена приобретения у оптовика составляет 186,45 руб. (в том числе НДС — 16,95 руб.).
Рассчитаем розничную цену.
1. Вычислим предельный размер розничной надбавки. Он составляет 37,5 руб. (150 руб. x 25%).
2. Рассчитаем отпускную цену на препарат без НДС. Она равна 207 руб. (169,5 + 37,5), где 169,5 руб. — оптовая цена без НДС.
3. Определим сумму НДС — 20,7 руб. (207 руб. x 10%), где 10% — ставка НДС на лекарственные препараты в соответствии со ст. 164 НК РФ.
4. Исчислим отпускную цену на лекарственный препарат с НДС. Она составит 227,7 руб. (207 + 20,7).

Пример 2. Изменим условия примера 1. Аптека приобретает лекарственный препарат из Перечня ЖНВЛП у оптовой организации, применяющей УСНО (не являющейся плательщиком НДС). Цена приобретения — 184,5 руб. (без НДС).
Рассчитаем розничную цену.
1. Предельный размер розничной надбавки составляет 37,5 руб. (150 руб.

Цена на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП (Валова С.Р.)

x 25%).
2. Отпускная цена на препарат без НДС равна 222 руб. (184,5 + 37,5).
3. Сумма НДС — 22,2 руб. (222 руб. x 10%).
4. Отпускная цена на лекарственный препарат с НДС составляет 244,2 руб. (222 + 22,2).

Пример 3. Аптека, применяющая специальный налоговый режим в виде ЕНВД, приобретает лекарственный препарат из Перечня ЖНВЛП для медицинского применения у оптового поставщика на ОСНО. Предельный размер розничной надбавки, установленный в субъекте, — 25%. Отпускная цена производителя на препарат без НДС — 150 руб.
Цена приобретения у оптовика составляет 186,45 руб. (в том числе НДС — 16,95 руб.).
Рассчитаем розничную цену.
1. Исчислим предельный размер розничной надбавки: 37,5 руб. (150 руб. x 25%).
2. Определим розничную отпускную цену на препарат: 223,95 руб. (186,5 + 37,5).

Пример 4. Изменим условия примера 3. Организация оптовой торговли применяет УСНО и не является плательщиком НДС, ее отпускная цена на препарат составляет 184,5 руб.
Рассчитаем розничную цену.
1. Исчислим предельный размер розничной надбавки: 37,5 руб. (150 руб. x 25%).
2. Определим розничную отпускную цену на препарат: 222 руб. (184,5 + 37,5).

В заключение отметим, что фармацевтическая деятельность является лицензируемым видом деятельности. Порядок лицензирования фармацевтической деятельности установлен соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 (далее — Положение N 1081). Подпунктом "г" п. 5 Положения N 1081 установлено, что аптечные организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, должны соблюдать предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП. При этом п. 6 Положения N 1081 установлено, что несоблюдение данного требования относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.
За грубые нарушения лицензионных требований и условий установлена административная ответственность, в соответствии с которой на нарушителя налагается штраф по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (Постановление ВС РФ N 304-АД15-2723):
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в размере от 4000 до 8000 руб. (или нарушение влечет административное приостановление деятельности на срок до 90 суток);
— на должностных лиц — от 5000 до 10 000 руб.;
— на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб. (или нарушение влечет административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Service Temporarily Unavailable

ажио

превышение цен

Альтернативные описания

• уплата определенного процента при финансовых операциях

• повышение (от него ажиотаж)

• превышение курса валют

• превышение рыночной «цены» золота

• величина надбавки, на которую цена товара превышает номинальную стоимость

• отклонение в сторону повышения рыночной цены золота

• превышение рыночной цены акций установленного номинала

• надбавка к номиналу

• «+» к номиналу

• одна из причин биржевой горячки

• лаж

• «прыжок» на международном рынке

• «прыжок» цен на рынке золота

• повышение курса валют

• превышение цены золота

• скачок цен

• превышение рыночной цены

• банковский термин

• скачок цен на рынке золота

• то же, что лаж

• превышение цены акций

• прибавочная стоимость, монет, денежных знаков, облигаций сверх их номинальной цены

• скачок курса валют

• Отклонение в сторону превышения рыночного курса ценных бумаг, золота

• Разница между курсом валюты в данный момент и ее курсом при продаже на определенный срок

• В операциях с золотыми монетами разница между стоимостью металла и биржевой стоимостью монеты

• Превышение бюджетного (рыночного) курса ценных бумаг, других фондовых ценностей или денежных знаков по сравнению с их нарицательной стоимостью

• Комиссия, взимаемая за обмен бумажных денег на валюту или »слабой» валюты на »сильную»

• Превышение рыночной цены акций установленного номинала

• "Прыжок" на международном рынке

• "Прыжок" цен на рынке золота

• ‘+’ к номиналу

• Повышение цены валюты

• превышение рыночной "цены" золота

• ср. несклон. торговое: переплата, наддача при промене одного рода монеты на другой; промен, лаж; разница в цене между доброю и худою, или нужною, по торговым обстоятельствам, и ненужною монетою. Ажиотаж м. торговля и обороты деньгами, акциями, облигациями, денежными бумагами; барышничество ими, скуп и перепродажа, ростовщичьи обороты

Торговые наценки на лекарственные средства

В этой статье мы рассмотрим как регулируются цены на лекарственные средства по России в целом и приведем конкретные данные по Санкт-Петербургу.

1. Государственное регулирование цен на лекарства

Основополагающими документами государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения являются:

  • Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".

    МЕТОДИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

  • Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 (ред. от 30.12.2009) "О государственном регулировании цен на лекарственные средства"
  • Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 (ред. от 30.12.2009) "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства"

1.1. Основные положения по регулированию цен:

  • Государственное регулирование цен на лекарства включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) осуществляется путем обязательной государственной регистрации предельных отпускных цен организаций-производителей , а также установления предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей.
  • Государство оставляет за органами исполнительной власти субъектов РФ право вводить предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на лекарственные средства, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, и изделия медицинского назначения
  • Конкретные значения предельных оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ, в соответствии с разработанными правительством методиками расчета.

1.2. Регистрация предельных отпускных цен производителей

Процедура регистрации цен заключается в предоставлении ряда документов, важнейшим, из которых, является обоснование отпускных цен.

Для отечественного производителя данный документ содержит сведения: об объемах реализации продукции за предшествующее полугодие и прогнозируемые на последующее полугодие данные по объемам ее реализации (в натуральном и стоимостном выражении), себестоимости и прибыли

Для иностранного производителя документ содержит сведения: об объемах реализации лекарственного средства на территории Российской Федерации за предшествующее полугодие, объемах продажи данного лекарственного средства в государстве производителя и других государствах, где оно зарегистрировано, размеров ставки ввозной таможенной пошлины на него и сбора за таможенное оформление.

N.B.Таким образом, отпускные цены импортируемых лекарственных средств практически не контролируются.

Лекарственное средство, цена на которое зарегистрирована, вносится в государственный реестр зарегистрированных предельных отпускных цен. При этом производителю выдается регистрационное свидетельство.

Отпускная цена, по которой производитель продает лекарственное средство, может быть меньше или равна цене государственной регистрации. Реализовывать лекарственные средства по цене, превышающей зарегистрированную, законодательством запрещено.

2. Регулирование цен на лекарства в Санкт-Петербурге.

Основным нормативным документом по регулированию цен на лекарственные средства в Санкт-Петербурге (детализирующим постановления правительства РФ) является:

  • Постановление правительство Санкт-Петербурга от 5 апреля 2007 года N 367 «Об установлении торговых надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»

2.1. Предприятия оптовой торговли (дистрибьюторы):

Наркотические и психотропные средства (перечень №1)

не более 50 процентов к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость).

Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (перечень №2)

не более 15 процентов к фактической отпускной цене российского производителя лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость);

не более 15 процентов к фактической отпускной цене иностранного производителя лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость);

не более 15 процентов к отпускной цене организации оптовой торговли (без учета налога на добавленную стоимость), закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей лекарственных средств.

Лекарственные средства, не включенные в Перечень N 1 и Перечень N 2, и изделия медицинского назначения

не более 15 процентов к фактической отпускной цене российского производителя лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость);

не более 15 процентов к фактической отпускной цене иностранного производителя лекарственных средств (без учета налога на добавленную стоимость);

не более 15 процентов к отпускной цене организации оптовой торговли (без учета налога на добавленную стоимость), закупающей лекарственные средства за счет собственных средств непосредственно у производителей лекарственных средств.

Сумма оптовых надбавок всех организаций оптовой торговли, участвующих в реализации лекарственного средства, изделия медицинского назначения на территории Санкт-Петербурга, не должна превышать соответствующую предельную оптовую надбавку, установленную постановлением. (т.е. не более 15% к цене производителя)

2.2. Предприятия розничной торговли (аптечные учреждения):

Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (перечень №2)

не более 25 процентов к отпускной цене организации оптовой торговли лекарственными средствами и не более 40 процентов к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств.

Лекарственные средства, не включенные в Перечень N 1 и Перечень N 2, и изделия медицинского назначения

не более 35 процентов к отпускной цене организации оптовой торговли лекарственными средствами и не более 50 процентов к фактической отпускной цене производителя лекарственных средств.

Размер розничной надбавки аптечного учреждения, осуществляющего реализацию лекарственного средства, изделия медицинского назначения на территории Санкт-Петербурга, не должен превышать размер соответствующей предельной розничной надбавки, установленный постановлением.

3. Регулирование цен на биологически активные добавки и парафармацевтику.

Государственного регулирования цен на БАД и парафармацевтику нет! Как нет и проверки эффективности данных товаров.

Именно этим и объясняется столь широкое распространение товаров данной категории. Себестоимость их минимальна, а "маржа" огромна. Особенно если в аптеках их, незатейливо, выдавать за лекарства.

вернуться к началу раздела "Этика в фармацевтическом бизнесе"