Централизованная бухгалтерия

Централизованный учет

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений — довольно актуальный вопрос, ответ на который требует детального анализа финансового положения госучреждений.

Если объем финансирования достаточный, а также имеются существенные поступления от предпринимательской деятельности, то наличие штатного бухгалтера экономически оправдано. Если в госучреждении дефицит бюджета, то в целях экономии целесообразнее передать бухучет сторонней организации, то есть централизованной бухгалтерии.

В отличие от коммерческих структур, централизованный бухгалтерский учет организует учредитель или орган исполнительной власти муниципального образования. Решением учредителя выделяется особое структурное подразделение или самостоятельное учреждение, которое наделяется соответствующими правами и полномочиями.

Например, в муниципальном образовании создано МКУ «Централизованная бухгалтерия по обслуживанию образовательных учреждений района», которое осуществляет бухгалтерское сопровождение всех школ, детских садов и учреждений дополнительного образования детей в районном центре.

Правовые особенности

Рассмотрим отличительные особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях в виде таблицы:

Показатель

Комментарий

Правовой статус

Для структурного подразделения основным нормативным документом будет являться распоряжение органа власти о его создании.

Для самостоятельной организации основной документ — Устав, а также распоряжение учредителя о создании МУ.

Взаимоотношения

Независимо от правового статуса централизованной бухгалтерии, взаимоотношения с госучреждениями должны быть оформлены официально. В данном случае необходимо составить договор на бухобслуживание, в котором следует подробно описать права и обязанности сторон.

Право подписи

Обязательное условие, которое должно быть прописано в договоре на бухобслуживание.

Централизованная бухгалтерия учреждений: Подробный обзор процесса

Доступно два варианта:

  1. Право первой подписи сохраняется за руководителем БУ.
  2. Передается по доверенности руководителю централизованной бухгалтерии.

Прием-передача

При заключении договора на бухобслуживание представители сторон должны обозначить порядок приема-передачи первичной документации, учетных регистров и отчетности. По факту передачи должен быть составлен акт.

Как организовать бухгалтерский учет

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях несет руководитель. Передача полномочий сторонней организации не снимает ответственности с директора БУ.

Для каждой обслуживаемой организации должна быть разработана и утверждена самостоятельная учетная политика. Разрабатывает документ сотрудник централизованной бухгалтерии, а утверждает руководитель госучреждения.

Объединение учета по нескольким обслуживаемым госучреждениям недопустимо. То есть ЦБ обязана вести раздельный бухгалтерский учет по каждой организации. Объединять регистры и отчетность также недопустимо. Для решения данного вопроса используются автоматизированные программы для ведения бухучета.

При передаче полномочий по бухучету сторонней организации учреждение сохраняет свои права как руководителя.

То есть руководитель БУ самостоятельно:

  • решает кадровые вопросы и вопросы, связанные с размером оплаты труда (прием, увольнение, стимулирование, взыскание, утверждение штатного расписания);
  • планирует и управляет расходами учреждения (составляет план финансово-хозяйственной деятельности, план закупок, план-график закупок);
  • заключает или расторгает договоры поставки или закупки товаров, работ и услуг (для обеспечения выполнения муниципального задания);
  • принимает решения по вопросам, относящимся к финансово-хозяйственной деятельности.

Централизованная бухгалтерия

Cтраница 1

Централизованная бухгалтерия может иметь в обслуживаемых предприятиях минимальное количество своих работников ( учетно-контрольные группы) для приема и проверки первичной учетной документации и обеспечения руководства предприятия уже упоминавшейся учетной информацией. Создание централизованных бухгалтерий в большей степени отвечает требованиям достоверности и оперативности бухгалтерского учета, усиления его контрольных функций, максимальной механизации и автоматизации учетно-вы-числительных работ.

Централизация бухгалтерского (бюджетного) учета в муниципальном образовании

В настоящее время организовано большое количество централизованных бухгалтерий для обслуживания небольших предприятий и организаций, в том числе и промышленных предприятий.  

Централизованные бухгалтерии являются прогрессивной формой организации бухгалтерского учета в народном хозяйстве. Они призваны обеспечить дальнейшее совершенствование бухгалтерского учета на предприятиях и в хозяйственных организациях на основе централизации учетных работ, применения современной вычислительной техники, внедрения прогрессивных форм и методов учета, усиление контроля, а также удешевление учетных работ.  

Централизованные бухгалтерии организуются по решению министерств, ведомств, областных, краевых, окружных, городских и районных исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся для централизованного ведения бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности подведомственных, как правило, однородных предприятий и хозяйственных организаций, имеющих небольшой объем учетных работ. При этом существующие самостоятельные бухгалтерии на указанных предприятиях и в организациях упраздняются.  

Централизованные бухгалтерии возглавляются главными бухгалтерами.  

Централизованные бухгалтерии, созданные как самостоятельные единицы при вышестоящих хозяйственных организациях, имеют бухгалтерские балансы, расчетные счета в банке, сметы расходов на содержание и печати. Главные бухгалтеры таких централизованных бухгалтерий пользуются правами первой подписи на банковских и кассовых документах, относящихся к исполнению смет по содержанию централизованных бухгалтерий.  

Централизованная бухгалтерия, обслуживающая организации, составляет бухгалтерскую отчетность, в которой отражается состав имущества этих организаций и источники его формирования.  

Централизованные бухгалтерии осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением о централизованных бухгалтериях предприятий и хозяйственных предприятий ( утверждено Министерством финансов СССР 25 марта 1971 г. № 56), в котором определена структура централизованных бухгалтерий, обязанности и права главных бухгалтеров централизованных бухгалтерий и руководителей учетно-контрольных групп ( контролеров), взаимоотношения централизованных бухгалтерий с обслу-живаемыми предприятиями.  

Централизованная бухгалтерия, так же как и бухгалтерия предприятия, состоит из частей ( отделов или секторов) и учетно-контрольных групп ( контролеров) на обслуживаемых предприятиях, где они осуществляют сбор учетно-отчетной документации и предварительный контроль.  

Централизованная бухгалтерия, обслуживающая предприятия ( учреждения), составляет бухгалтерскую отчетность, в которой отражаются состав имущества этих предприятий ( учреждении) и источники его формирования.  

Централизованная бухгалтерия — высшая форма централизации учета, при которой бухгалтерский учет деятельности нескольких однородных предприятий сосредоточивается в одном централизованном учетном органе. При этом, как правило, применяется механизация учета.  

Централизованная бухгалтерия — высшая форма централизации учета, при которой бухгалтерский учет деятельности нескольких однородных предприятий сосредоточивается в одном централизованном учетном органе. При этом, как правило, применяется механизация учета.  

Централизованные бухгалтерии организуются для централизованного ведения учета однородных и имеющих небольшой объем учетных работ организаций и предприятий. При этом самостоятельные бухгалтерии в этих организациях и на предприятиях упраздняются. В целях осуществления предварительного контроля первичной документации непосредственно на местах из состава работников централизованной бухгалтерии выделяются учетно-контрольные группы ( или отдельные контролеры) с местонахождением в низовых организациях и на предприятиях. Учетно-контрольные группы или контролеры находятся в штате централизованной бухгалтерии и подчиняются главным бухгалтерам этих бухгалтерий. В необходимых случаях учетно-контрольные группы или контролеры могут быть назначены для обслуживания двух или нескольких организаций и предприятий.  

Централизованные бухгалтерии возглавляются главными бухгалтерами, которые назначаются и увольняются вышестоящими органами. Главные бухгалтеры в административном отношении подчиняются руководителю данной организации, а в части ведения бухгалтерского учета они подведомственны вышестоящему органу.  

Централизованные бухгалтерии создаются для однородных предприятий, имеющих небольшой объем учетных работ. Различаются в основном два вида централизованных бухгалтерий. Первый из них получил наибольшее распространение в отраслях, обслуживающих население, где много мелких предприятий, в бюджетных организациях. Так, в торговле централизованные бухгалтерии в основном создаются при торгах, трестах общественного питания.  

Централизованные бухгалтерии возглавляет главный бухгалтер, который осуществляет общее руководство работой всего бухгалтерского аппарата и может руководить одним из отделов бухгалтерии, например балансовым или финансово-расчетным. В своей деятельности главный бухгалтер руководствуется Положением о главных ( старших) бухгалтерах. Так, он обеспечивает на каждом предприятии, обслуживаемом централизованной бухгалтерией, рациональную организацию документооборота, достоверность учетных данных, контроль за сохранностью социалистической собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей. Совместно с другими службами предприятий по данным бухгалтерского учета и отчетности он осуществляет экономический анализ хозяйственно-финансовой деятельности с целью выявления внутрихозяйственных резервов и др. По существу главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий по отношению к каждому обслуживаемому предприятию являются главными бухгалтерами этих предприятий.  

Страницы:      1    2    3    4

Централизованная бухгалтерия: спасение или наказание?

Руководителям государственных, или как их еще величают муниципальных, учреждений могут самостоятельно выбирать способ ведения бухгалтерского учета. Среди таких видов: самостоятельное ведение бухгалтерии, образовав специальное подразделение или третий вариант — отдать бухгалтерию в руки специалистов на внутренний или внешний аутсорсинг. Для того, чтобы выбрать правильный способ ведения дел следует разобраться с особенностями каждого вида.

Цель — повышение эффективности и работоспособности учреждения

В 2010 году был кардинально изменен формат финансового обеспечения всех бюджетных учреждений. Финансирование в большей степени стало зависеть от объема услуг, которые предоставляет то или иное учреждение и какие государственные задания оно выполняет.

Централизация бухгалтерского учета бюджетных учреждений — для чего это?

Минфин РФ подчеркнул, что учреждение имеет право заключив договор передать функции ведения дел централизованной бухгалтерии.

Закон "О бухгалтерском учете" гласит, что каждый руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения должен иметь в штате должностное лицо (в большинстве случаев им выступает главный бухгалтер), которое будет нести ответственность за ведение бухгалтерии. В регионах РФ создаются специальные задания по оказанию услуг по бухучету в учреждениях (муниципальных и государственных). В числе заданий:

  1. финансовое планирование;
  2. ведение бюджетного учета;
  3. материально-техническое обслуживание.

Некоторые субъекты РФ славятся тем, что там уже действуют стандарты качества предоставления услуг бухгалтерского обслуживания учреждениям образовательного характера, учреждениям здравоохранения и культуры.

На сегодняшний день отношения учреждений, которые предоставляют услуги бухгалтерского характера и непосредственно учреждений, которым услуги оказываются, весьма двойственные. Организация бухучета лежит на учреждении медицинского, образовательного или другого учреждения, соответственно централизованная бухгалтерия должна предоставлять отчеты о своей деятельности и о проделанной работе. Однако, централизованная бухгалтерия довольно часто позиционирует себя как вышестоящий орган.

Есть предположения, что уже в недалеком будущем выполнять такие работы смогут и коммерческие организации. Это станет благоприятным моментом, ведь у централизованной бухгалтерии появятся конкуренты.

Формы и сущность централизации учета

Как правило, централизованная бухгалтерия — единое подразделение или даже организация, которая создана для выполнения задач по ведению бухгалтерского учета. Задача — организация полноценного бухгалтерского учета деятельности учреждений и/или филиалов учреждения. Централизованный бухучет может быть в трех формах:

  1. инсорсинг (учет ведется "на месте", внутри органа местного самоуправления, специальным подразделением);
  2. аутсорсинг (ведение учета налогового и бухгалтерского возложено на компанию, которая наделена полномочиями на ведение централизованной бухгалтерии);
  3. создание юридического лица органами местного самоуправления, на которое будет возложена функция ведения централизованной бухгалтерии.

Выбор формы ведения бухучета

Если какое-либо государственное (или муниципальное) учреждение ведет обширную внебюджетную деятельность, то самым лучшим вариантом будет возложить ведение бухучета на собственную бухгалтерию. Если же наоборот, внебюджетной деятельности не много, то лучше привлечь для аутсорсинга централизованную бухгалтерию.

Централизованная бухгалтерия имеет ряд плюсов:

  1. отсутствие необходимости принимать в штат, заниматься поиском бухгалтеров;
  2. учреждение не тратит никакие средства на оплату расходов на содержание собственной бухгалтерии;
  3. руководитель не несет какой-либо ответственности за несоблюдение правил о повышении квалификации бухгалтеров;
  4. в случае проведения проверок органами контроля ответственность за нарушения несет не только руководитель учреждения, но и сотрудники централизованной бухгалтерии.

Однако, стоит сказать и о минусах сотрудничества с централизованной бухгалтерией:

  1. довольно часто централизованная бухгалтерия ограничивает руководителей муниципальных (государственных) учреждений распоряжаться финансами;
  2. решение различных финансовых вопросов не всегда принимается руководителем в автономном режиме (централизованная бухгалтерия может распределять средства между разными организациями по своей выработанной стратегии);
  3. централизованные бухгалтерии могут не одобрить некоторые проекты и инициативы по модернизации учреждения, и в таком случае не будут предоставлены денежные средства на реализацию такого проекта.

Централизация бухгалтерского (бюджетного) учета в муниципальном образовании