Чек ККТ

Содержание

Кто должен применять и кто может не применять ККТ15.06.2018 09:19

К расчетам относится (ст. 1.1 Закона № 54):

  • прием денег от покупателя за реализуемые ему товары (работы, услуги);
  • выплата денег продавцу за приобретенные товары (работы, услуги) (например, при приобретении товаров у населения);
  • выплата денег при отказе покупателя от ранее приобретенных товаров (работ, услуг);
  • получение от продавца денег при отказе от ранее приобретенных товаров (работ, услуг) (например, при возврате ранее приобретенных товаров населению);
  • прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при проведении азартных игр;
  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежного выигрыша при проведении лотерей.

В перечисленных случаях применение ККТ (выдача чека или БСО) обязательно. Такие правила действуют с 15.07.2016. До этого ККТ следовало применять только при получении денег при продаже товаров, работ или услуг.

Отдаленные от сетей связи местности

Есть особенности применения  в местностях, отдаленных от сетей связи. В таких местах  могут использоваться в автономном режиме, то есть не передавать фискальные документы в налоговые органы в электронной форме (п. 7 ст.

Кто может не применять ККТ до 1 июля 2018 года

2 Закона № 54-ФЗ).

Критерием отнесения местности к удаленной от сетей связи является численность населения, которая не должна превышать 10 тыс. человек (приказ Минкомсвязи РФ от 05.12.2016 № 616). На основании этих критериев органы государственной власти субъектов РФ утверждают перечни таких местностей. Перечни должны быть размещены на сайтах этих органов власти.

Однако для некоторых организаций и предпринимателей сделаны исключения – они освобождены от обязанности применять онлайн-ККТ. Рассмотрим эти случаи подробнее.

Онлайн-ККТ не применяется по некоторым видам деятельности

Производить расчеты без ККТ могут организации и предприниматели, осуществляющие следующие виды деятельности (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ (учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно);
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р;
  • разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом);
  • торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив;
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином; сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья (за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней);
  • ремонт и окраска обуви;
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей;
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  • реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  • вспашка огородов и распиловка дров;
  • услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.

Исключение: организации и предприниматели, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также торгуют подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Это устройство предназначено для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме с применением ККТ без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.

Онлайн-ККТ не применяется в труднодоступных местах

Освобождаются от обязанности применять ККТ организации и предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень таких местностей утверждает орган власти субъекта РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Размещаются перечни на сайтах соответствующих органов власти субъектов РФ.

При этом с 15.07.2016 такие организации и предприниматели обязаны выдавать покупателю (клиенту) по его требованию документ, подтверждающий факт осуществления расчета между организацией (предпринимателем) и покупателем (клиентом).

Такой документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные абз. 4 — 12 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ (с учетом переходных положений, установленных п. 14, 17 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ).

Правила выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов в отдаленных или труднодоступных местностях, утв. постановлением Правительства РФ от 15.03.2017 № 296. Подробнее читайте в комментарии.

Освобождение от применения ККТ не относится к организациям и предпринимателям, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Онлайн-ККТ не применяют аптечные организации

ККТ вправе не применять аптечные организации (п. 5 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах;
  • обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Исключение: организации и предприниматели, которые используют для осуществления расчетов автоматическое устройство для расчетов, а также осуществляют торговлю подакцизными товарами (п. 8 ст. 2 Закона № 54-ФЗ). Применять ККТ в таком случае необходимо.

Онлайн-ККТ не применяют религиозные организации

Контрольно-кассовую технику можно не применять (п. 6 ст. 2 Закона № 54-ФЗ):

  • при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний;
  • при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях;
  • в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ.

Онлайн-ККТ не применяется при расчетах между организациями и предпринимателями

Также следует учитывать, что ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Однако если расчет происходит наличными денежными средствами, освобождение не действует, т.е. продавец обязан оформить чек с применением онлайн-ККТ. Подробнее см. Применяется ли ККТ, если организация или предприниматель оплачивают купленный товар наличными?

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Статья 1.2. Сфера и правила применения контрольно-кассовой техники

Главная>Новые законы Российской Федерации 2017-2018>Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016)>Статья 1.2. Сфера и правила применения контрольно-кассовой техники

1. Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

2. При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).

В случае, указанном в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона, пользователь обязан выдать покупателю (клиенту) кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе без его направления покупателю (клиенту) в электронной форме.

3. Пользователь в целях исполнения обязанности, указанной в пункте 2 настоящей статьи, вправе направить покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), предоставленные покупателем (клиентом) пользователю до совершения расчета, сведения в электронной форме, идентифицирующие такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности (регистрационный номер контрольно-кассовой техники, сумма, дата и время расчета, фискальный признак документа), и информацию об адресе информационного ресурса, который размещен в сети "Интернет" и по которому такой кассовый чек или такой бланк строгой отчетности может быть бесплатно получен покупателем (клиентом).

4. Кассовый чек или бланк строгой отчетности, полученные покупателем (клиентом) в электронной форме и распечатанные им на бумажном носителе, приравниваются к кассовому чеку или бланку строгой отчетности, отпечатанным контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии, что сведения, указанные в таком кассовом чеке или таком бланке строгой отчетности, идентичны направленным покупателю (клиенту) в электронной форме кассовому чеку или бланку строгой отчетности.

5. Пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети "Интернет" и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее — расчеты с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет"), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.

6. Пользователи обязаны обеспечить передачу в момент расчета всех фискальных данных в виде фискальных документов, сформированных с применением контрольно-кассовой техники, в налоговые органы через оператора фискальных данных с учетом положений абзаца третьего настоящего пункта, за исключением случая, указанного в пункте 7 статьи 2 настоящего Федерального закона.

Все полученные оператором фискальных данных фискальные документы записываются и сохраняются оператором фискальных данных в некорректируемом виде в базе фискальных данных.

При передаче фискальных документов в электронной форме оператору фискальных данных могут не передаваться реквизиты кассового чека или бланка строгой отчетности, установленные абзацами пятым, шестым, шестнадцатым, восемнадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, а также сведения о заводском номере автоматического устройства для расчетов при условии, что такие данные были переданы оператору фискальных данных ранее в составе отчета о регистрации или отчета об изменении параметров регистрации.

Кто может не применять ККТ до 01.07.2019

Пользователи, заключившие договор с оператором фискальных данных, у которого впоследствии было аннулировано разрешение на обработку фискальных данных, с даты прекращения действия такого разрешения до момента заключения договора с новым оператором фискальных данных вправе применять контрольно-кассовую технику без передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, но не более чем в течение 20 календарных дней. При этом контрольно-кассовая техника не может применяться в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, а при заключении договора с новым оператором фискальных данных пользователи обязаны передать в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных все фискальные документы, которые не были переданы.

8. В случае установления дополнительных требований к контрольно-кассовой технике и (или) фискальному накопителю контрольно-кассовая техника и фискальный накопитель, включенные в реестр контрольно-кассовой техники и реестр фискальных накопителей, могут применяться пользователями и не подлежат исключению из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей в связи с их несоответствием принятым нормативным правовым актам в течение одного года со дня вступления в силу нормативного правового акта. В случае, если в течение одного года контрольно-кассовая техника и фискальные накопители не приведены в соответствие с вновь принятыми нормативными правовыми актами, такая контрольно-кассовая техника и такие фискальные накопители подлежат исключению соответственно из реестра контрольно-кассовой техники и реестра фискальных накопителей.

9. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники, определяется Правительством Российской Федерации.

Страница не найдена

Кассовые выплаты бюджетных учреждений

Порядок проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 29.10.2010 N 16н (далее — Порядок N 16н), действует с 01.01.2011, тем не менее в редакцию нашего журнала поступают вопросы, касающиеся его положений. В данной статье приведем основные моменты применения Порядка кассовых выплат в работе бюджетных учреждений.

Информационный обмен

Пунктом 2 Порядка N 16н установлено, что информационный обмен между клиентом и органом Федерального казначейства (ОФК) осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи (далее — электронный вид) на основании договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между клиентом и ОФК.

Если у клиента или ОФК отсутствует техническая возможность информационного обмена в электронном виде, обмен информацией между ними осуществляется с применением документооборота на бумажных носителях с одновременным представлением документов на машинном носителе (далее — бумажный носитель).

При осуществлении операций со средствами клиента документооборот, содержащий сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства РФ о защите государственной тайны.

Платежные документы

Для проведения кассовых выплат бюджетное учреждение представляет в ОФК по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе следующие платежные документы (п.

Порядок применения контрольно-кассовой техники

4 Порядка N 16н):

  • Заявку на кассовый расход (ф. 0531801);
  • Заявку на кассовый расход (сокращенную) (ф. 0531851);
  • Заявку на получение наличных денег (ф. 0531802);
  • Заявку на возврат (ф. 0531803).

Проведение кассовых выплат за счет средств, предоставленных федеральным бюджетным учреждениям в виде субсидий, осуществляется после проверки ОФК документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции кодам КОСГУ и целям предоставления субсидии в Порядке санкционирования расходов <1> (п. 5 Порядка N 16н).

<1> Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), установлен Приказом Минфина России от 16.07.2010 N 72н.

К сведению. Порядок санкционирования расходов бюджетных учреждений субъектов РФ (муниципальных образований) может быть установлен соглашением между субъектом РФ (муниципальным образованием) и территориальным ОФК (далее — Соглашение) (абз. 2 п. 5 Порядка N 16н).

ОФК принимает платежные документы к исполнению в случае выполнения следующих условий (п. 6 Порядка N 16н):

  1. платежный документ соответствует требованиям, установленным Порядком N 16н, Порядком санкционирования расходов (Соглашением);
  2. в платежном документе нет исправлений (в случае его представления на бумажном носителе);
  3. указанные в платежном документе коды КОСГУ являются действующими на момент представления платежного документа и соответствуют текстовому назначению платежа;
  4. суммы, указанные в платежном документе, не превышают соответственно остаток на открытом клиенту в ОФК лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами:
  • бюджетного учреждения (за исключением иных субсидий, а также бюджетных инвестиций, предоставленных бюджетному учреждению из бюджетов бюджетной системы РФ) (далее — лицевой счет клиента);
  • обязательного медицинского страхования, поступающими бюджетному учреждению (далее — лицевой счет клиента для учета операций со средствами ОМС);
  • предоставленными бюджетному учреждению из бюджетов бюджетной системы РФ в виде иных субсидий, а также бюджетных инвестиций (далее — отдельный лицевой счет клиента).

Конкретный лицевой счет указывается в платежном документе.

Расчетные документы

Если представленные клиентом платежные документы соответствуют установленным требованиям, ОФК формирует платежные поручения, на основании которых осуществляются операции по списанию средств со счетов по учету средств клиентов, оформленные в соответствии с Положением Банка России N 384-П <2> с учетом требований, установленных Положением Банка России и Минфина России N 298-П/173н <3> (далее — расчетные документы).

<2> Положение о платежной системе Банка России, утв. Банком России 29.06.2012 N 384-П.
<3> Положение Банка России N 298-П и Минфина России N 173н от 13.12.2006 "Об особенностях расчетно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства".

Операции по исполненным расчетным документам отражаются на лицевых счетах клиентов и лицевых счетах клиентов для учета операций со средствами ОМС по кодам КОСГУ, на отдельных лицевых счетах клиентов — по кодам КОСГУ и присвоенным иным субсидиям аналитическим кодам, предусмотренным Порядком санкционирования расходов (Соглашением) (далее — код субсидии), указанным в заявках на кассовый расход, заявках на возврат, заявках на получение наличных денег, представленных клиентами в ОФК.

Для перечисления (возврата) клиентом средств другому клиенту, которому открыт лицевой счет клиента (лицевой счет клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельный лицевой счет клиента) в рамках одного и того же счета по учету средств клиентов, а также для перечисления в установленных случаях клиентом средств на открытый ему же лицевой счет клиента (лицевой счет клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельный лицевой счет клиента) клиент представляет в ОФК заявку на кассовый расход (заявку на возврат) (п. 8 Порядка N 16н).

Если представленная клиентом заявка соответствует установленным требованиям, ОФК формирует Справку (ф. 0504833).

Обратите внимание! Бюджетное учреждение перечисляет обособленному подразделению (или наоборот: обособленное подразделение — учреждению) денежные средства на основании заявки на кассовый расход, а возврат средств осуществляется на основании заявки на возврат (п. 9 Порядка N 16н).

Восстановление кассовых выплат

Восстановление кассовых выплат отражается на лицевом счете клиента (лицевом счете клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельном лицевом счете клиента) на основании расчетных документов по возврату сумм дебиторской задолженности, образовавшейся у клиента, с указанием в них реквизитов платежных документов, по которым были ранее произведены кассовые выплаты, с отражением по тем же кодам КОСГУ (кодам КОСГУ и кодам субсидии), по которым была произведена кассовая выплата (п. 10 Порядка N 16н).

Клиент информирует дебитора о порядке заполнения расчетного документа в соответствии с установленными Положением Банка России и Минфина России N 298-П/173н требованиями.

Согласно п. 11 Порядка N 16н суммы возврата дебиторской задолженности, зачисленные на счет по учету средств клиентов на основании расчетных документов, в которых не указан или указан ошибочный код КОСГУ, отражаются на лицевом счете клиента (лицевом счете клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельном лицевом счете клиента) по коду КОСГУ "Прочие доходы". Напомним, что в 2012 г. это код 180 <4>.

<4> Приказ Минфина России от 21.12.2011 N 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Суммы возврата дебиторской задолженности, зачисленные на счет по учету средств клиентов по расчетным документам, в которых отсутствует информация, позволяющая определить принадлежность поступивших сумм, или не указан и (или) указан ошибочный номер лицевого счета клиента (лицевого счета клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельного лицевого счета клиента) (далее — невыясненные поступления), учитываются в составе общего остатка на счете по учету средств клиентов (п. 12 Порядка N 16н).

Минфин России в Письме от 26.09.2012 N 02-03-07/3956 рассмотрел вопрос о порядке учета сумм, поступающих федеральным бюджетным учреждениям в счет погашения дебиторской задолженности прошлых лет, возникшей у указанных учреждений до перехода на новый порядок финансового обеспечения оказания государственных услуг (выполнения работ) путем предоставления им субсидий в соответствии со ст. 78.1 БК РФ, и разъяснил следующее.

Суммы возврата дебиторской задолженности, поступившие в наличной форме в кассу федерального бюджетного учреждения (далее — учреждение), в соответствии с положениями Правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных ОФК <5>, подлежат внесению на счет, открытый ОФК в подразделении расчетной сети Банка России или в кредитной организации на балансовом счете 40116 "Средства для выплаты наличных денег организациям" (далее — счет 40116), на основании объявлений на взнос наличными (ф. 0402001), оформленных учреждением в соответствии с требованиями Положения Банка России и Минфина России N 298-П/173н.

<5> Утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2010 N 199н.

Указанные средства, поступившие на счет 40116, в установленном порядке перечисляются ОФК на соответствующий счет счета 40501 и отражаются на лицевых счетах учреждений в соответствии с информацией, указанной в объявлениях на взнос наличными.

Учитывая изложенное, при внесении учреждением сумм дебиторской задолженности на счет 40116 в объявлении на взнос наличными в поле "Получатель" должно быть указано полное или сокращенное наименование ОФК, в скобках — полное или сокращенное наименование учреждения, вносящего наличные деньги, а также номер открытого ему лицевого счета.

В поле "Источник поступления" объявления на взнос наличными должны быть указаны источник поступления наличных денег в соответствии с символами отчета о наличном денежном обороте и двадцатизначный код операции, содержащий в 1 — 17-м разрядах нули, в 18 — 20-м разрядах — код 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.

Отраженные на лицевом счете учреждения суммы возврата дебиторской задолженности, возникшей у него при исполнении им в прошлые годы сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, остаются в самостоятельном распоряжении учреждения и используются в соответствии с Планом финансово-хозяйственной деятельности в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения.

Отраженные на лицевом счете учреждения суммы возврата дебиторской задолженности, возникшей у него при исполнении им в прошлые годы бюджетной сметы казенного учреждения, на основании представленных учреждением платежных документов подлежат перечислению ОФК на счет, открытый ему в подразделении расчетной сети Банка России на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее — счет 40101) по месту открытия лицевого счета администратора доходов бюджета главному администратору доходов федерального бюджета, осуществляющему функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, для последующего перечисления сумм возврата дебиторской задолженности в федеральный бюджет.

При этом платежное поручение на перечисление сумм возврата дебиторской задолженности на счет 40101 оформляется с учетом следующих особенностей:

  • в полях "ИНН" и "КПП" получателя указываются ИНН и КПП соответствующего администратора доходов бюджета;
  • в поле 104 указывается код классификации доходов бюджета XXX 1 13 02991 01 6000 130, где XXX — код главного администратора доходов бюджета;
  • в поле 105 указывается код территории по ОКАТО, на которой находится соответствующий администратор доходов бюджета.

Уточнение невыясненных поступлений

В случае если в расчетном документе, суммы по которому отнесены к невыясненным поступлениям, указаны ИНН и КПП клиента, ОФК не позднее второго рабочего дня после поступления банковской выписки формирует и направляет предполагаемому получателю средств — клиенту Запрос на выяснение принадлежности платежа (ф.

0531808) (п. 13 Порядка N 16н).

Для уточнения невыясненных поступлений клиент представляет в ОФК Уведомление об уточнении операций клиента (ф. 0531852) (далее — Уведомление) (п. 14 Порядка N 16н).

ОФК на основании представленного Уведомления формирует Справку (ф. 0504833). Уведомление и Справка являются основанием для проведения ОФК операции без списания-зачисления средств на счете по учету средств клиентов и для отражения результатов уточнения невыясненных поступлений на лицевом счете клиента (лицевом счете клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельном лицевом счете клиента).

Невыясненные поступления подлежат уточнению клиентом в течение 10 рабочих дней со дня их поступления на счет по учету средств клиентов, а в случае направления ОФК клиенту запроса на выяснение принадлежности платежа — в течение 10 рабочих дней со дня направления запроса. В случае если в течение указанного срока клиент не представил в ОФК Уведомление, ОФК на основании оформленного им расчетного документа возвращает указанные средства со счета по учету средств клиентов плательщику.

Уточнение кодов КОСГУ

Клиент вправе в течение финансового года представить в ОФК Уведомление для уточнения кодов КОСГУ (кодов КОСГУ и (или) кодов субсидии), по которым операции были отражены на лицевом счете клиента (лицевом счете клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельном лицевом счете клиента) (п. 15 Порядка N 16н).

Представленные клиентом в ОФК платежные документы и уведомления, соответствующие требованиям Порядка N 16н, исполняются не позднее второго рабочего дня, следующего за днем их представления в ОФК (п. 16 Порядка N 16н).

ОФК отказывает клиенту в приеме платежного документа (Уведомления), если форма или содержание представленного клиентом платежного документа (Уведомления) не соответствует установленным требованиям или подписи ответственных лиц признаны не соответствующими образцам, имеющимся в Карточке образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753) (в случае представления документов на бумажном носителе).

В этом случае ОФК должен не позднее рабочего дня, следующего за днем представления клиентом документов:

  1. вернуть платежный документ (Уведомление) со штампом "Отклонено" с приложением Протокола (ф. 0531805), в котором указывается причина возврата (при информационном обмене на бумажных носителях);
  2. или направить клиенту Протокол (ф. 0531805) в электронном виде, в котором указывается причина возврата (при информационном обмене в электронном виде).

Прием платежных документов (Уведомлений), поступивших в ОФК на бумажном носителе, производится в день их поступления в ОФК в течение первой половины операционного дня. Начало и окончание операционного дня, в том числе время приема платежных документов (Уведомлений), представленных на бумажном носителе, устанавливаются ОФК с учетом положений договора (соглашения) об обмене электронными документами, заключенного между банком и ОФК.

На платежных документах (Уведомлениях), поступивших в ОФК на бумажном носителе, в обязательном порядке ставятся отметки ОФК с указанием даты принятия и даты исполнения.

Особенности заполнения клиентами платежных документов и уведомлений

Платежные документы и уведомления, представленные клиентом в ОФК, оформляются в Порядке <6>, установленном с учетом следующих особенностей (п. 18 Порядка N 16н):

  • наименование клиента в заголовочной части должно соответствовать полному или сокращенному наименованию клиента, указанному в карточке образцов подписей, представленной клиентом в установленном порядке в ОФК;
  • номер лицевого счета, указанный в кодовой зоне, должен соответствовать номеру лицевого счета клиента (лицевого счета клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельного лицевого счета клиента), открытому в ОФК;
  • в соответствующем поле платежного документа указывается вид средств "Средства юридических лиц";
  • в заголовочной части в поле "Главный распорядитель бюджетных средств" указывается наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении клиента, поля "Наименование бюджета", "Финансовый орган" не заполняются;
  • в кодовой зоне коды в полях "По Сводному реестру", "Глава по БК", "Предельная дата исполнения" и "Учетный номер обязательства" не проставляются;
  • в графе "Код по БК" указывается код КОСГУ;
  • в случаях, предусмотренных Порядком санкционирования расходов (Соглашением), в поле "Назначение платежа" перед текстовым указанием назначения платежа в скобках проставляется код субсидии.

<6> Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н.

О.Заболонкова

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитываются находящиеся в кассе организации пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы.

Кому разрешат работать без онлайн-кассы после 1 июля 2018 года?

Денежные документы учитываются на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

По дебету счета 50 «Касса» отражается начальное или конечное сальдо, поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражаются выплата денежных средств и выдача денежных документов из кассы организации.

Полную ответственность за сохранность денежных средств и денежных документов, находящихся в кассе, несет кассир. При приеме на работу кассира с ним должен быть заключен договор о полной материальной ответственности работника за переданные ему под отчет материальные ценности.

Руководителем организации должны быть созданы необходимые условия для обеспечения сохранности денежных средств в соответствии с Приложениями к «Порядку ведения кассовых операций в РФ».

Для учета кассовых операций применяются следующие типовые межведомственные формы первичных документов и учетных регистров: приходный кассовый ордер (форма №КО-1), расходный кассовый ордер (форма № КО-2), журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма № КО-3), кассовая книга (форма КО-4), книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма Ко-5). Эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998г. №88 по согласованию с министерством финансов России и введены в действие с 1 января 1999г.

Прием наличных денег в кассу оформляют приходным кассовым ордером (ф. № КО-1), в котором указывают: от кого поступают деньги, на какие цели или за что их вносят, сумму, дату. Приходный кассовый ордер оформляется при приеме денег в кассу, при этом плательщику выдают квитанцию за подписью главного (старшего) бухгалтера и кассира. Квитанция удостоверяет, что деньги действительно внесены в кассу. При получении денег из банка квитанцию к ордеру не выписывают.

Выдачу наличных денег из кассы оформляют расходным кассовым, ордером (ф. № КО-2). В нем указывают: кому, на какие цели или за что выданы деньги, сумму, дату. Расходный кассовый ордер выписывают на основании заявления получателя, которое визируется руководителем предприятия. Выдачу денег по ордеру кассир удостоверяет своей подписью. Лицо, получившее деньги, также расписывается в ордере. Деньги по расходному кассовому ордеру выдают только в день его выписки. Не разрешается выдача расходного кассового ордера для получения денег из кассы на руки непосредственно получателю.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир должен тщательно проверить правильность его оформления, наличие и подлинность подписей руководителя и главного бухгалтера, наличие перечисленных в документе приложений. При несоблюдении хотя бы одного из этих требований ордер к оплате не принимается. При выдаче денег по расходному кассовому ордеру кассир требует от получателя предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность. Номер документа, место и дату его выдачи отмечают в расходном кассовом ордере. Если деньги выплачивают по доверенности, то в тексте расходного кассового ордера бухгалтерия указывает фамилию, имя и отчество лица, через которое производится выдача. Доверенность остается у кассира и прикладывается к расходному кассовому ордеру.

Исправления в кассовых документах не допускаются. Приходные и расходные кассовые ордера в бухгалтерии нумеруют раздельно в порядковой последовательности от начала до конца года.

Все приходные и расходные кассовые ордера регистрируют в бухгалтерии в специальном журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (ф. № КО-3). Журнал открывают раздельно на приходные и расходные кассовые документы. При небольшом числе кассовых операций можно регистрировать ордера в одном журнале, выделяя самостоятельные разделы для приходных и расходных кассовых ордеров. Журнал можно использовать несколько лет, но порядковые номера для кассовых ордеров устанавливаются с начала года.

Деньги из кассы выдают также на основании платежных ведомостей, например, при выплате заработной платы (оплаты труда). Расходный кассовый ордер оформляют на фактически выплаченную по ведомости общую сумму заработной платы (оплаты труда). Против фамилий лиц, не получивших деньги, кассир ставит штамп или делает отметку от руки «Депонировано». На титульном листе платежной ведомости делают надпись о фактически выплаченной сумме, а также об оставшейся не выданной сумме, подлежащей депонированию.

Записи в кассовой книге делают в двух экземплярах. Второй (отрывной) экземпляр кассир после выведения результатов за день передает в бухгалтерию в качестве отчета о кассовых операциях за день. К отчету прилагаются все поступившие в кассу за день документы. При небольшом объеме кассовых операций допускается сдача отчетов за несколько дней, но не реже одного раза в три-пять дней.

Движение денег в кассе кассир должен учитывать в кассовой книге типовой формы. В ней ежедневно регистрируются все операции по поступлению и расходованию денег. По каждой операции записывают номер документа, от кого получены или кому выданы деньги и в какой сумме. По окончании рабочего дня кассир подсчитывает в кассовой книге итоги оборотов по приходу и расходу и выводит остаток денег по кассе на следующий день.

1.3. Бухгалтерский учет безналичных денежных средств.

Каждая организация вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.

На расчетный счет поступают денежные средства за проданную продукцию, за выполненные работы и услуги на сторону, кредиты банка, свободные денежные средства из кассы, прочие поступления по основной деятельности. Деньги на расчетный счет зачисляют согласно банковским правилам на основании типовых денежных и расчетных документов.

С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения организации, проводимые в порядке безналичных расчетов, а так же выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет или списанию с него банк производит на основании письменных распоряжений владельцев расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос денег наличными, платежных требований) или с их согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключения составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, суда или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов организаций списывают платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. В безакцептном порядке оплачивают счета энерго-, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

Ежедневно или в другие сроки, установленные по соглашению с организацией, банк выдает ей выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остатки на расчетном счете и суммы операций, отраженных на расчетном счете. Бухгалтерия проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки.

Все платежи с расчетного счета банк производит по мере поступления документов для оплаты. Но если на счете недостаточно средств для оплаты всех документов, то соблюдается очередность в соответствии с хронологической последовательностью поступления документов к оплате (с учетом установленных групп очередности).

По платежному поручению банк производит безналичное перечисление средств на счет другой организации. В платежном поручении указывают: наименование получателя и адрес его банка, сумму перечисленных средств и вид платежа. Все распорядительные документы выписывает организация и предъявляет их в учреждение банка. На основании этих документов банк перечисляет средства со счета.

Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки, не считая день выписки документа, и принимаются банками к исполнению без ограничения суммы только при наличии средств на счете плательщика. Первый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации и иметь оттиск печати. Помарки и подчистки в платежных поручениях не допускаются.

Все свободные денежные средства организации хранят в обслуживающих учреждениях банков на специально открываемых расчетных счетах.

Каждому расчетному счету банк присваивает номер, который должен быть указан на всех документах при списании или поступлении денег на счет. В настоящее время номер счета клиента двадцатизначный и знаки в номере лицевого счета располагаются с первого разряда, слева:

первый знак (одна цифра) означает номер раздела плана счетов;

следующие два знака (две цифры) означают номер счета первого порядка;

четвертый и пятый знаки (две цифры) означают номер счета второго порядка;

следующие три знака (три цифры) означают код валюты или драгоценного металла;

девятый знак (одна цифра) является защитным ключом;

следующие четыре знака (четыре цифры) означают номер филиала (отделения, структурного подразделения);

последние семь знаков (семь цифр) означают порядковый номер лицевого счета клиента (организации, предприятия, фирмы и т. д.).

Расчетный счет представляет собой бессрочный вклад организации, т.е. остаток денежных средств, оставшийся на конец года, переходит на следующий год.

Хранение денежных средств на счетах в банках имеет большое значение, так как:

Кому нужно ставить кассовый аппарат