Что проверяет трудовая инспекция

Содержание

ТК РФ Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см.

Внеплановая проверка трудовой инспекции — основания

текст в предыдущей )

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Части третья — пятая утратили силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 272-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 502-ФЗ)

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

(часть седьмая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 502-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом, пятом или шестом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

(часть девятая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 502-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

(часть десятая введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

Ст. 360 ТК РФ. Порядок организации и проведения проверок работодателей

Как трудовая инспекция проводит плановые проверки в 2016 году

Для проверки предприятий любой форм собственности на их соответствие трудового законодательству созданы специальные государственные органы. Их цели, а также регламент, основания и принципы осуществления проверок закреплены в надзорном законодательстве.
Что проверят на выездной проверке трудовой инспекции? Какие документы необходимо подготовить?

Что проверяет трудовая инспекция

В соответствии со ст. 353 ТК РФ и 356 ТК РФ, трудовая инспекция проверят выполнением работодателями норм трудового законодательства.
Проводят проверки предприятий все форм собственности территориальные отделения Государственной трудовой инспекции. Проверки регулируются нормами ТК РФ, Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля», а также Постановлением Правительства РФ № 875.
На местном и региональном уровне также есть свои законодательные нормы, которые относятся к проверкам от трудовой инспекции.

Инспекторы не могут проводить проверки предприятий в любое удобное для них время. Другое дело, что проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Но для любой проверки нужны веские основания.

  • С момента последней проверки прошло уже 3 года
  • С момента государственной регистрации предприятия уже прошло уже 3 года
  • С момента государственной регистрации ИП прошло уже 3 года

Однако проверяющие не имеют права озвучивать причины проведения плановой проверки.

Для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией необходимо более веское основание. Как правило, они проводятся по «сигналу» от работников предприятия о различного рода нарушениях ТК РФ.
К основаниям для внеплановой проверки работодателя трудовой инспекцией могут относиться:

  • Письменное обращение работника, сигнализирующее нарушение работодателем его трудовых прав
  • Письменный запрос от работника о проведении трудовой ревизии условий труда на конкретном рабочем месте
  • Получение заявлений о нарушении трудовых норм, которые могут нанести вред жизни и здоровью работников. В данном случае, заявление может поступить не только от работников, но и от посторонних лиц
  • Срок для исправления нарушений по предписанию трудовой инспекции истёк
  • Запрос прокурора, Правительства РФ или лично Президента о проведении внеплановой проверки на данном предприятии. Приказ о проведении такой проверки издаётся лично руководителем территориального подразделения Государственной инспекции по труду

Какие документы проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

Перечень документов для проверки трудовой инспекцией законодательно не закреплён. Кроме того, он не зависит от того, плановая проводится проверка или внеплановая.
Трудовые инспекторы, в ходе проведения проверки, имеют право затребовать и проверить любые документы работодателя, имеющие отношение к труду.
Работодатель обязан предъявить оригиналы всех документов для трудовой инспекции, в том числе доказательства того, что сотрудники были ознакомлены с данными документами должным образом. То есть, работодатель должен предъявить также и подписи журналов.

Все документы, которые могут проверить инспекторы можно условно разделить на 3 больших группы. Это:

1. документы кадровой службы. Это:

  • устав
  • учредительные документы
  • трудовые договоры
  • трудовые книжки
  • коллективные договоры
  • личные карточки сотрудников
  • должностные инструкции
  • штатное расписание
  • приказы по кадрам
  • больничные листы
  • графики отпусков
  • табель учёта рабочего времени
  • положения об оплате труда и премировании
  • журналы регистрации входящих и исходящих документов
  • другие документы, имеющие отношение к кадровой службе

2. бухгалтерские документы. Это:

  • платёжные ведомости по оплате труда
  • расчётные листки
  • лицевые счета
  • другие документы, имеющие отношение к трудовым выплатам

3. документы по охране труда. Это:

  • положение о персональных данных
  • инструкции, связанные с охраной труда
  • положения об аттестации
  • документы об обучении работников
  • документы о медосмотрах работников
  • журнал инструктажа по технике безопасности
  • журнал регистрации несчастных случаев
  • другие документы, имеющие отношение к охране труда

Какой период проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

Какие года обычно проверяет трудовая инспекция? Плановая проверка проводится 1 раз в 3 года. Соответственно инспекторы проверяют все документы за последние 3 года, прошедшие с момента последней проверки.

Внеплановые проверки могут быть проведены в любое время. При этом Роструд должен уведомить предприятия за 3 дня до начала проверки. Проверяются все документы за период, который прошёл с момента последней проверки.

Проверка не может длиться более 20 дней, а для филиалов установлен срок – 60 дней. Для предприятий малого бизнеса и микропредприятий срок соответственно 50 часов и 15 часов.

Проверка трудовой инспекции малого предприятия — пошаговая инструкция

Предприятия малого бизнеса нельзя проверять в течение 3-ёх лет с момента государственной регистрации.

  • локальные нормативные акты, которыми малые предприятия часто пренебрегают
  • все кадровые документы должны изначально составлять и оформлять «на чистовик». Не стоит оставлять это «на потом». Но, в любом случае, нужно проверить все документы, которые имеют отношение к кадрам – приказы о приёме на работу и об увольнении, приказы об отпусках и премировании, должностные инструкции. С каждым таким документов работник должен быть ознакомлен лично. Его подпись должна стоять не только на приказе или должностной инструкции, но и должна быть в журнале ознакомления
  • все исходящие и входящие документы должны быть зарегистрированы
  • проверить наличие и «заполненность» всех трудовых книжек
  • Проверить все расчётные ведомости по заработной плате и премированию. Они должны быть подписаны работодателем или лицом, которое уполномочено это делать

Стоит понимать, что инспектор найдёт нарушение. Это происходит практически всегда. Он должен будет вынести предписание, в котором будут чётко расписаны обнаруженные нарушения, а также сроки для их устранения.
Кроме того, в предписании должна быть указана дата совершения нарушения и ссылка на закон, который указывает, что это именно нарушение.

Все указанные в предписании нарушения необходимо исправить в кротчайшие сроки. Инспектор может поверить руководителю на слово, но может и прийти с повторной проверкой.
Если нарушения не будут исправлены, то инспектор имеет право вынести решение о привлечении работодателя и должностных лиц к административной ответственности по ст. 5. 27 КоАП РФ и 5. 27. 1 КоАП РФ.

Плановые и внеплановые проверки трудовой инспекции: порядок назначения, проведения, оформления

Санкции по этим статьям – штраф. Дело будет рассмотрено в течение 15м дней после вынесения решения о назначении штрафа.

Кроме предписания, по окончанию проверки инспектор составляет акт в 2-ух экземплярах. Один – у инспекторов, другой – у проверенной компании.
Если работодатель не согласен с решением трудовых инспекторов, то его можно обжаловать в судебном порядке.

Проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Проведение проверки органами трудовой инспекции по жалобе работника происходит с целью защиты прав сотрудников. Уполномоченные должностные лица трудовой инспекции, получившие жалобу от работника, проверяют, как работодатель соблюдает предписания трудовых норм. Инспекторы выясняют, придерживается ли начальство действующих правил по охране труда и специально выданных предписаний об устранении ранее выявленных нарушений.
При внеплановой проверке трудовая инспекция проверяет правильность проведения руководством организации профилактических мероприятий, направленных на сокращение риска нарушения норм трудового законодательства.

Внеплановые проверки, организованные по заявлению граждан могут проходить с уведомлением или без предварительного уведомления работодателя.
Важным условием для назначения внеочередной проверки является верное составление жалобы сотрудником, чьи права были нарушены. Среди главных требований, предъявляемых к письменным жалобам граждан, трудовые инспекторы называют наличие сведений, касающихся:

  • ФИО заявителя, пострадавшего от противозаконных деяний (действий или бездействий), решений работодателя;
  • адрес гражданина, чьи трудовые права были нарушены начальником;
  • наличие сведений о нарушении норм трудового законодательства.

Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции

Как указано в ст. 360 ТК РФ, основанием для организации контрольных мероприятий по проверке соблюдения интересов рабочего коллектива является:

  • окончание периода, отведенного начальству организации для исполнения властных предписаний;
  • передача информации об отступлении от действующего трудового законодательства государственными органами;
  • получение сотрудником трудовой инспекции обращений и заявлений от заинтересованных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и работников предприятия;
  • поступление запроса от персонала компании на проверку трудовых условий на рабочих местах;
  • передача распоряжения или приказа от руководства, изданного для исполнения соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ;
  • получение требования прокурора в связи с обращением гражданина.

Если проверка проводится на основании акта прокурора, то уполномоченный сотрудник трудовой инспекции:

  • незамедлительно извещает органы прокуратуры о принятии мер по письменному требованию;
  • проводит срочную проверку без предварительного согласования с органами прокуратуры;
  • совершает необходимые контрольные меры без предупреждения работодателя, подлежащего проверке.

Частой причиной для организации проверки является заявление сотрудников предприятия. Согласно ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ персонал может пожаловаться на:

  • наличие угрозы жизни и здоровью людей и животных, угрозы причинения вреда растительной среде, а также ценным объектам культурного наследия;
  • риск подрыва безопасности государства;
  • рост вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • фактическое причинение вреда жизни и здоровью лиц, состоянию растений и животных, безопасности государства;
  • отступление от норм, регламентирующих права потребителей.

Как проходит проверка трудовой инспекции

Контрольные мероприятия осуществляются должностными лицами федеральной инспекции труда. Согласно ст. 359 ТК РФ эти государственные служащие являются полномочными представителями государства, которым гарантирована защита и независимость. Сотрудники трудовой инспекции осуществляют свои полномочия при строгом соблюдении российского законодательства.

Service Temporarily Unavailable

Инспекции не подконтрольны иным государственным органам или должностным лицам.
Если должностные лица принимают решение об организации контрольных мероприятий, они выбирают вид предстоящей проверки, которая может быть:

  • документальной;
  • выездной.

Органы трудовой комиссии осуществляют согласование предстоящих проверок работодателей с прокуратурой. Уведомление проходит путем направления:

  • письменного сообщения в день подписания приказа о проведении проверки;
  • электронного документа, содержащего усиленную квалифицированную электронную подпись.

Рассмотрев полученное заявление (в течение одного дня, следующего за моментом получения документа) прокурор выносит одно из следующих решений:

  • о согласовании проведения проверки;
  • об отказе в согласовании проведения контрольных мероприятий.

Полномочия трудовой инспекции при внеплановой проверке

Совершая надзорные действия за соблюдением трудовых норм государственные инспекторы, имеющие удостоверения установленного образца, имеют право:

  • беспрепятственно проникать на объекты с любыми организационно-правовыми формами и формами собственности;
  • совершать запрос документов, объяснений и сведений, затрагивающих гражданские трудовые права, у работодателей или их представителей, у властных органов любого уровня;
  • изымать образцы используемых на производстве материалов и веществ с целью проведения диагностики. Изъятие конкретных образцов должно сопровождаться составлением соответствующих актов с четким указанием на полученные объекты исследования;
  • проводить расследование причин и обстоятельств несчастных случаев на производстве;
  • передавать руководству проверенных организаций обязательные для исполнения предписания. В документах должны содержаться требования об устранении отклонений от действующего трудового законодательства;
  • выдавать предписания об отстранении от трудовой деятельности конкретных физических лиц. Отстранению от работы по решению инспектора труда подлежат граждане, которые не прошли обязательное обучение правилам безопасности на производстве, инструктаж по охране труда, а также стажировку на рабочем месте и итоговую проверку знаний;
  • подавать в судебные органы требования о ликвидации организаций, о прекращении деятельности отдельных структурных подразделений юридических лиц, совершивших недопустимые нарушения трудового права;
  • оформлять протоколы и принимать к рассмотрению административные дела, передавать материалы о нарушении трудовых прав в суд и правоохранительные органы;
  • выявлять факты применения непригодных индивидуальных средств защиты и запрещать их использование работниками;
  • участвовать в судебном заседании в роли экспертов, чье мнение учитывается при вынесении решения о возмещении вреда, причиненного здоровью персонала на производстве.

При выполнении контроля исполнения российского законодательства инспекторы должны сохранять в секрете сведения, признанные государственной, служебной, коммерческой тайной. Не допускается распространение информации о заявителе, чья жалоба стала основанием для проведения проверки, если гражданин возражает против сообщения этих данных.

Работник инспекции не может требовать от работодателя юридических бумаг, образцов продукции или проб обследования объектов производственной среды, если они не входят в перечень предметов проверки. Отбирать образцы для исследования инспекторы вправе после составления соответствующего протокола.

Новые полномочия трудовой инспекции

Яна Метелева, заместитель начальника отдела федеральной службы по труду и занятости.

В Трудовой кодекс было внесено 348 поправок, которые вступают в силу 8 октября 2006 г. Большое количество поправок касается раздела "Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства". В этой связи автор комментирует некоторые из наиболее значимых изменений, касающихся новых прав и обязанностей Федеральной инспекции труда.

Административные полномочия Федеральной инспекции труда уточнены в новой редакции ст. 356 ТК РФ. Согласно ей должностные лица инспекции обладают правом составления протоколов об административных правонарушениях, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности, а также рассматривают дела об административных правонарушениях в пределах своих полномочий <*>. Эти уточнения связаны с тем, что в соответствии с КоАП должностные лица инспекции уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в суд для рассмотрения по ст. 19.4, 19.5, 19.7, ч. 2 ст. 5.27 и др., рассматривать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27, ст. 5.28 — 5.34, 5.44 (нарушения трудового законодательства и коллективно-договорного регулирования), а также при наличии признаков уголовного преступления направлять в органы прокуратуры документы для возбуждения дел (например, по ст. 145.1 УК РФ "Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше двух месяцев").

<*> Статьи 356 — 357 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из полномочий Федеральной инспекции труда, связанных с охраной труда, исключены:

  1. предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
  2. дача заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  3. рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых правил по охране труда.

Практически это означает, что инспекторы по охране труда не будут выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

К сфере контроля и надзора Федеральной инспекции труда теперь отнесены надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей <*>. При этом в ТК РФ отсутствуют нормы, разделяющие компетенцию органов контроля ФСС РФ и Федеральной инспекции труда. Таким образом, в соответствующие законы и иные нормативные правовые акты необходимо внести поправки.

<*> Статья 356 Трудового кодекса Российской Федерации.

В отношении рассмотрения жалоб и обращений произошло незаметное на первый взгляд улучшение прав граждан на обращение к инспектору труда. Так, согласно действующей редакции ст. 356 ТК РФ правом обращаться в инспекцию за защитой своих нарушенных трудовых прав обладают только работники, т.е. лица, находящиеся в трудовых отношениях с работодателем. Такая редакция позволяла некоторым инспекциям отказывать гражданам в рассмотрении жалоб и обращений о нарушении их прав при приеме на работу (отказы в приеме на работу) или увольнении и направлять граждан в суд для разрешения индивидуального трудового спора. В новой редакции наименование "работники" заменено на "граждане". Таким образом, отношения, предшествующие работе и после ее окончания, также охватываются контролем и надзором инспекции.

Тем не менее из некоторых статей ТК РФ "специальные" полномочия инспекции исчезли. Речь идет о ст. 3 ТК РФ "Запрещение дискриминации в сфере труда" и ст. 58 ТК РФ "Срок трудового договора". Согласно действующей редакции ТК РФ, инспекторы могут рассматривать жалобы лиц, считающих себя подвергнутым дискриминации в сфере труда, и выдавать обязательные для исполнения предписания о восстановлении нарушенных прав. Также инспектор может самостоятельно решить вопрос об обоснованности заключения срочного трудового договора и обязать работодателя считать такие договоры заключенными на неопределенный срок. После вступления в силу изменений эти споры будут рассматриваться только в суде.

Отменена координация, которую осуществляла Федеральная инспекция труда, в отношении деятельности органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля (профессиональными союзами) по вопросам соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права <*>.

Проведение внеплановой проверки трудовой инспекции

Таким образом была закреплена ранее состоявшаяся фактическая самостоятельность инспекций труда профсоюзов при осуществлении профсоюзного контроля.

<*> Статья 365 Трудового кодекса Российской Федерации.

Многолетний спор о праве инспекторов труда беспрепятственно посещать работодателей в целях проведения проверки разрешился в пользу работодателей. Инспектор труда при проверке должен соблюдать требования Федерального закона N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" <*>, т.е. проводить проверку на основании распоряжения, в присутствии представителя организации, составлять акт по окончании проверки и соблюдать другие ограничения, предусмотренные Законом.

<*> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Изменения затронули полномочия инспектора труда при выдаче предписаний. Так, согласно ст. 357 ТК РФ, если индивидуальный трудовой спор или коллективный трудовой спор находится на рассмотрении в органе по рассмотрению трудовых споров (кроме судов), то инспектор труда имеет право выдать обязательное предписание об устранении очевидных нарушений трудового законодательства. Такая редакция статьи, к сожалению, не дает четкого определения границы между судебной и административной компетенциями по восстановлению нарушенных трудовых прав работников и будет вызывать оспаривание решений инспекции и ее полномочий.

В связи с новым понятием "работодатель" <*> инспекционному контролю подлежат все физические лица, нанимающие работников. К ним относятся не только зарегистрированные предприниматели, нотариусы, адвокаты и т.п., но и физические лица, осуществляющие деятельность с нарушением законодательства (без государственной регистрации и (или) лицензирования), а также обычные граждане, нанимающие работников в целях личного обслуживания. Практическое значение этой поправки заключается в том, что привлекать к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда и выдавать обязательные для исполнения предписания работодателям — физическим лицам будет значительно легче.

<*> Статья 20 Трудового кодекса Российской Федерации.

Важное разъяснение по установлению компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда и на тяжелых работах содержится в новой редакции ст. 219 ТК РФ "Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда". Согласно действующей редакции ст. 219 ТК РФ, а также ст. 117 и 147 ТК РФ за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и на тяжелых работах работодатель обязан установить доплату, а также предоставлять дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск. При этом только в ст. 147 ТК РФ законодатель связывает обязанность установить повышенную оплату труда с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Это означает, что предоставлять ежегодный дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда работодатель обязан в соответствии со Списком работ, профессий, должностей <*> независимо от того, есть ли в наличии вредные факторы. В новой редакции ст. 219 ТК РФ предусмотрено предоставление компенсации в соответствии с Кодексом только в том случае, если на рабочем месте не обеспечиваются безопасные условия труда, подтвержденные результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда.

<*> Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".

1. Статья 356 определяет компетенцию федеральной инспекции труда, обеспечивающую реализацию стоящих перед ней задач. В своей деятельности федеральная инспекция труда не должна выходить за пределы предоставленных ей полномочий, иначе она будет либо препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Для предотвращения подобных случаев работники организаций и государственные инспекторы труда должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда.

2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда составляют проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основаниями для проверок служат поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся, материалы средств массовой информации, данные статистики, судебной, прокурорской практики, материалы проверок общественных организаций, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов.

Федеральная инспекция труда наделена полномочием запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда.

Ей предоставлена возможность непосредственного общения с работниками и другими заинтересованными гражданами во время регулярно организуемых приемов.

Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т.е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

При анализе материалов о нарушении законодательства о безопасности труда зачастую требуются специальные познания в области здравоохранения и техники безопасности. Поэтому федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать квалифицированных специалистов. Их помощь может оказываться в различных формах — консультации, обследования, дачи заключений по конкретным вопросам.

3. Важным участком работы федеральной инспекции труда является предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит проведение предупредительного надзора за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию.

4. По результатам проверок федеральная инспекция труда принимает конкретные меры: выдает обязательные предписания об устранении нарушений; составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий; подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности; в соответствии с законодательством РФ рассматривает дела об административных правонарушениях (см.

ст. 362 и коммент. к ней).

5. Информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральная инспекция труда осуществляет в соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 9 декабря 2008 г. N 702н (БНА РФ. 2009.

Какие документы и когда проверяет трудовая инспекция, когда она вне закона

N 7).

6. В компетенцию федеральной инспекции труда входит регулярный анализ материалов проведенных проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда. Материалы проверок направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

Ежегодному опубликованию подлежат доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В установленном порядке эти доклады представляются на рассмотрение Президенту РФ и Правительству РФ.

7. К полномочиям федеральной инспекции труда отнесено осуществление надзора и контроля за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (см. ст. ст. 183, 184 и коммент. к ним).