Что такое общественные объединения

В России общественные объединения могут создаваться в следующих организационно-правовых формах (ст. 7 ФЗ «Об общественных объединениях»):

  • общественная организация
  • общественное движение
  • общественный фонд
  • общественное учреждение
  • орган общественной самодеятельности
  • политическая партия

25) Группы интересов – это добровольные организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них людей во взаимоотношениях как с другими группами и политическими институтами, так и внутри самих организаций.
Отдельные индивидуумы и группы предъявляют различные требования лицам, принимающим политические решения. Этот процесс называется артикуляцией интересов. Следующей функцией групп интересов является агрегация интересов, то есть согласование посредством дискуссий множества частных требований и установление между ними определенной иерархии. Третья функция – интеграция, то есть приближение интересов, которые различные группировки представляют вовне, к мнениям их рядовых членов. Наконец, четвертая функция групп интересов – это информирование органов, принимающих политические и административные решения.
Существуют разные типы групп интересов. Первый из них – неорганизованные группы. Их отличает низкий уровень взаимосвязей, отсутствие регулярной деятельности от имени группы.
Характерными чертами таких групп являются:
• нерегулярность артикуляции интересов
• отсутствие организованных действий и средств артикуляции
• недостаток преемственности во внутренней структуре
Второй тип групп интересов – это организованные группы. Они составлены из профессионально подобранных кадров, с четко обозначенными политическими или социальными функциями. Эти группы формируются в рамках таких организаций, как политические партии, законодательные органы, административный аппарат, церковь и т.д.
К третьему типу относятся специализированные структуры для артикулирования интересов: профсоюзы, этнические объединения, ассоциации, сформированные из религиозных и гражданских групп. Наиболее влиятельными из этих групп являются профсоюзы.
Особую роль в либерально-демократических странах играют институциональные группы. Они включают в себя политические партии, законодательные органы, армию, бюрократию, церковь.
Группы интересов удовлетворяют следующие общественные потребности:
1. Передают настроения и требования определенных общественных слоев правительству.
2. Влияют на законодательный процесс, разрабатывают законопроекты и представляют их на рассмотрение правительств.
3. Выполняют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министерские должности, открывая доступ на государственные посты лицам с соответствующим опытом и окружением.
4. Оказывают поддержку и мобилизуют людей в реализации правительственных программ.
5. Осуществляют контакт с правительством и способствуют выработке современных и эффективных законов.
Одной из влиятельнейших общественных групп являются профсоюзы. Они созданы на длительную перспективу как объединения лиц наемного труда с целью защиты и улучшения своего экономического и социального положения. С середины XIX века профсоюзы возникали при существовавших в доиндустриальную эпоху объединениях или как вновь образовавшиеся организации. По мере смягчения репрессий со стороны государства они основывались во все более широком масштабе. Так как профсоюзы рассчитаны на длительную перспективу, то в организационном отношении они приближаются к форме бюрократической организации.
Эти организации основываются на индивидуальном членстве и должны решать проблему привлечения новых членов и получения от них взносов и поддержки. В качестве союзов, объединяющих лиц наемного труда, они должны определить интересы в процессе внутренней жизни союза.
Как организации, являющиеся составной частью изменяющегося общества, профсоюзы должны приспосабливаться к его изменениям. Они могут частично воздействовать и сами на эти изменения с помощью своей политики.

Функции групп интересов

1. Артикулирование интересов — преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств и неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;

2. Агрегирование интересов — согласование частных потребностей, установление между ними определенной иерархии и выработкой на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор не только наиболее политически значимых требований, но и тех, что имеют наилучшие шансы для практического воплощения;

3. Информирования — группы интересов доводят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, то есть трансляция общественного мнения;

4. Формирование политических элит — имеют возможность предлагать своих членов для работы в госорганах, поддерживать определенных деятелей в правительственных и других структурах, влиять на отбор кадров, участвующих в процессе принятия решений.

1. С точки зрения происхождения и степени организованности:

1. Аномические — объединения, возникшие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или иную ситуацию. Отсутствует постоянная организация;

2. Институциональные — формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом.

2. По специализации деятельности:

1. Неассоциативные — неформальное и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (студенческие общества и т. д.). Деятельность непостоянна;

2. Ассоциативные — добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы).

3. По характеру деятельности:

1. Одноцелевые — стремятся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют только в связи с достижением данной цели. После ее достижения распадаются;

2. Многоцелевые — многопрофильная деятельность, не ограничена спецификой задач того или иного рода.

4. По сферам управления обществом, территориальным признакам, уровню и масштабам деятельности.

1. организованные группы в экономической сфере и в сфере трудовых отношений (предпринимательские ассоциации, союзы потребителей, профсоюзы);

2. организованные группы в социальной сфере (объединения ветеранов, общества инвалидов, благотворительные союзы);

3. организованные группы в сфере религии, науки и культуры (церкви, секты, научные ассоциации, союзы художников, писателей, артистов и т.д.);

4. организованные группы в политической сфере (экологические движения, движения за мир, за права женщин, молодежи, национальных меньшинств и т.д.).

Общественные объединения

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественное объединение — это объединение физических лиц (граждан). Объединение юридических лиц (организаций) в России называется ассоциацией. Тем не менее, членами общественного объединения наряду с гражданами могут быть юридические лица — другие общественные объединения.

§ общественная организация

§ общественное движение

§ общественный фонд

§ общественное учреждение

§ орган общественной самодеятельности

§ политическая партия

В соответствие с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», профсоюзы также являются общественными объединениями. Профсоюз не является отдельной организационно-правовой формой общественных объединений и может создаваться в любой организационно-правовой форме, предусмотренной федеральным законом «Об общественных объединениях», за исключением политической партии (на практике профсоюзы обычно действуют в форме общественной организации ввиду возможности наличия членства).

Сфера деятельности

В Российской Федерации могут создаваться и действовать общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также международные общественные объединения.

Создание и регистрация общественных объединений

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения. В тех случаях, когда то или иное новое объединение образуется действующими общественными объединениями без участия физических лиц, то речь идет об образовании не общественного объединения граждан, а союза (ассоциации) общественных объединений. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не могут выступать в качестве учредителей, членов и участников общественных объединений. Специальные законы об отдельных видах общественных объединений могут устанавливать иные требования к составу и количеству учредителей. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения, в соответствии с нормами его устава, оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

Деятельность общественных объединений регламентируется в Российской Федерации Федеральным законом «Об общественных объединениях», а также рядом других специальных федеральных законов: «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах».

Структура, организация деятельности общественных объединений

Структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа устанавливаются уставом общественного объединения.

Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений — Министерство юстиции Российской Федерации (и его управления в субъектах Российской Федерации), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Указанный орган вправе:

§ запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

§ направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

§ не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;

§ запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

§ в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное этим органом, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд. Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Приостановление деятельности и ликвидация общественных объединений

Первоначально основаниями для приостановления деятельности и ликвидации общественного объединения являются нарушение прав и свобод человека и гражданина, неоднократные и грубые нарушения законодательства, систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям.

Общественное объединение

Заявление о приостановлении деятельности либо ликвидации общественного объединения подается прокурором в суд соответствующего уровня.

С усилением «вертикали власти» (с 2002 г.) изменился и порядок приостановления деятельности общественных объединений — теперь уже внесудебный (административно-прокурорский)либо на шесть месяцев, либо без явного определения этого срока.

26) С точки зрения системного подхода, гарантированная Конституцией Российской Федерации возможность участия российских граждан в управлении делами государства представляет собой совокупность находящихся в правовом поле форм воздействия граждан на осуществление общегосударственных дел, являющуюся составной частью метасистемы более высокого уровня – управления делами государства. Общий признак форм участия граждан в управлении делами государства является наличие, так называемого «социального эффекта», заключающегося в наступлении изменений, более или менее значимых для социума в целом и представляющего собой отличительное свойство конституционных прав, обеспечивающих участие граждан в управлении делами государства.

Участие граждан Российской Федерации в управлении делами государства предусматривает множество форм реализации, перечень которых не является и не может являться закрытым. Некоторые из этих форм представляют собой самостоятельные конституционные права, другие – права, прямо не указанные в Конституции РФ, но закрепленные в федеральном законодательстве.

Ряд форм участия граждан Российской Федерации в управлении делами государства не закреплен на федеральном уровне, — например, народная правотворческая инициатива, отзыв депутата, публичные слушания, а некоторые вообще не регламентированы действующим законодательством ( лоббизм, публичное обсуждение проектов федеральных законов, гражданские форумы и др.).

Дата публикования: 2014-11-29; Прочитано: 195 | Нарушение авторского права страницы

15 июля 2017 года в Скиту Воскресения Христова, что расположен в 10 км от г. Болгара, состоялось первое официальное собрание «Союза православных общественных и благотворительных организаций" по поддержке благотворительных, социальных и духовно-просветительских проектов. В работе собрания принимали участие благотворительные фонды-учредители союза, а также иные приглашенные фонды и общественные некоммерческие организации, имеющие намерение вступить в Союз. Одиннадцать из них уже оформлены, семь на стадии оформления.

В прошлом году с идеей создания такого Союза выступил Благотворительный фонд святого мученика Феодора Болгарского. В августе 2016 г. в г. Болгаре состоялась встреча представителей благотворительных и общественных организаций для разработки Устава Союза, целей и задач его деятельности, выборов Президента Союза. Им, с всеобщего согласия, стал председатель БФ «Чистое сердце» Константин Кулишов (г. Москва). За это время Союз прошел государственную регистрацию, бал был разработан и принят Устав Союза, определены фонды-учредители. Напомним , ими стали четыре фонда: «Чистое сердце» (г. Москва), фонд святого мученика Феодора Болгарского, «Общее дело» (г. Москва), «Путь к истине» (г. Тольятти).

Для чего нужен нам Союз? Этот вопрос был первым на повестке дня. Были еще раз уточнены цели и задачи Союза, чтобы вступающие в членство могли четко представлять их. Атмосфера собрания была по-христиански теплой. Хотелось бы, чтобы Союз стал одним целым во Христе, одной большой семьей, где все решается соборно, мирно и с любовью. Тем самым главным, основополагающим является сделать присутствие и действие воскресшего Господа.

В ходе обсуждений были предложены ближайшие задачи Союза. Главное – соборное делание. Важным является также обмен опытом, мыслями и планами, и это должно проходить регулярно. Должны быть и конкретные общие дела, а степень участия каждого может быть различной, по желанию и возможности. Было решено обмениваться планами деятельности на предстоящий 2018 год, чтобы увидеть, что планируется сделать каждым фондом и организацией, и, по возможности, объединиться для исполнения конкретных дел. Не менее важным является совместное решение возникающих финансовых вопросов.

Фонд святого мученика Феодора Болгарского предложил представителям фондов и общественных организаций на своей базе информационно-консультативную поддержку по бухгалтерским, юридическим, грантовым вопросам.

Понятие и виды общественных объединений

У нашего фонда уже имеется некий опыт в этом направлении, которым он готов поделиться с другими. Например, недавно был выигран грант на проведение в этом году семейного праздника для многодетных семей на Покров Пресвятой Богородицы. Благодаря поддержке фонда, станет возможным проведение, например, семинара бухгалтеров, где можно будет обсудить живые, горячие, практические вопросы. Это предложение было поддержано собравшимися и высказана мысль, что это будет полезно для всех членов Союза.

Высказано было предложение создать и сайт Союза, который бы отражал основные направления его работы, где можно было бы почерпнуть полезную информацию, вести диалог.

Были определены ориентировочные сроки следующего собрания.
Собрание Союза в таком формате, несомненно, стало значимым событием. По словам участников этого мероприятия, важно, несмотря на разделяющие нас расстояния, встретиться, увидеть и услышать единомышленников, обменяться мыслями и идеями.

По окончании собрания отцом Владимиром Головиным была проведена экскурсия по Скиту. Участники встречи также посетили строящуюся недалеко от Скита православную общину-поселение.

Профсоюз — добровольное общественное объединение

Граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Настоящая статья раскрывает право на объединение, установленное Конституцией РФ. Часть 1 п. 1 комментируемой статьи определяет профсоюз как один из видов общественных объединений. Среди отличительных признаков профсоюзов закон называет добровольный характер объединения, связь граждан, объединяющихся в профсоюз общими производственными и профессиональными интересами профсоюза. Отсюда следует, что на профессиональные союзы распространяет свое действие Федеральный закон «Об общественных объединениях». Однако этот закон применяется по отношению к профсоюзам лишь в той части, в которой их отношения не урегулированы ФЗ о профсоюзах.

Российское административное право

Статья 3 закона об общественных объединениях, раскрывающая содержание права на объединение, устанавливает, что оно включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном законом об общественных объединениях, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Регистрация профессиональных союзов имеет определенные особенности, которые раскрываются в ст. 8 закона о профсоюзах.

Закон об общественных объединениях специально предусматривает, что включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни (ст. 16).

Часть 2 п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что все профсоюзы пользуются равными правами. Однако из этого положения не следует, что государственные органы в своих взаимоотношениях с профсоюзами обязаны предоставлять одинаковые льготы. По мнению Верховного Суда РФ, равенство прав всех профсоюзов не следует понимать как предоставление всем профсоюзам равных льгот, которые могут быть предусмотрены определенными нормативными актами7. Имея равные права на участие в отношениях социального партнерства, разные профсоюзы могут достигать различных результатов, которые могут закрепляться различными нормативными актами и это не будет означать неравенство прав профсоюзов. Также и по мнению Европейского Суда2 по правам человека свобода ассоциации не гарантирует профсоюзам или его членам какого-либо особого отношения со стороны государства и что государства правомочны устанавливать особые процедуры участия профсоюзов при принятии решения государством, которые могут ставить отдельные профсоюзы в «невыгодное положение», но для этого должно быть «объективное и разумное оправдание». На взгляд автора это крайне важное заключение Европейского Суда, которое профсоюзы России должны активно использовать в своей деятельности, добиваясь, например, преимуществ и льгот не для всех работников в целом, а для конкретных членов профсоюза.

Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет право каждого свободно и по своему усмотрению решать вопрос о вступлении в профсоюз, выходе из него и занятии профсоюзной деятельностью. На практике все чаще руководители первичных профсоюзных организаций сталкиваются с проблемой толкования степени свободы первичных профсоюзных организаций при принятии решения о приеме работника в члены профсоюза. Может ли норма п. 2 настоящей статьи трактоваться таким образом, что первичная профсоюзная организация не вправе отказать в приеме в члены профсоюза работнику, письменно изъявившему такое желание? Большинство специалистов считают, что профсоюзная организация не вправе отказать гражданину в приеме в члены профсоюза. Вместе с тем, судебная практика показывает, что в отдельных случаях суды признают право первичных профсоюзных организаций отказывать работникам во вступлении в члены профсоюза5. ФЗ о профсоюзах не содержит оснований, по которым первичная профсоюзная организация может отказать в приеме в члены профсоюза. Вместе с тем, статья 2 Конвенции № 87 МОТ «О свободе ассоциации и защите права на организацию» закрепляет право трудящихся вступать в организации (профсоюзы) при единственном условии — подчинении их уставам этих организаций (профсоюзов). Отсюда следует, что первичная профсоюзная организация вправе отказать работнику, подавшему заявление на вступление в профсоюз в том случае, если считает, что данный работник допускал действия, противоречащие уставу. Например, как правило, все уставы содержат норму, обязывающую члена профсоюза заботиться об авторитете своего профсоюза и не допускать действий, дискредитирующих профсоюз. Поэтому, если работник допускал подобные действия, ему вполне может быть отказано в приеме в профсоюз. Основанием для отказа во вступлении в профсоюз, на наш взгляд, может являться также тот факт, что работник является представителем работодателя. Кроме того, уставы некоторых профсоюзов содержат запрет на одновременное членство в двух профсоюзах, в этом случае отказ также является обоснованным.

Часть 2 п. 2 гарантирует свободную реализацию права на объединение, без получения предварительного разрешения. Это означает, что объединение в профсоюз не требует разрешения каких-либо государственных органов или работодателя. Существующие на практике случаи не признания профсоюзов в организациях со стороны работодателя противоречат настоящей статье.

Согласно пункта 3 настоящей статьи граждане России, проживающие вне ее территории, пользуются точно такими же правами, как и проживающие на территории России — могут состоять на учете в первичных профсоюзных организациях, расположенных на ее территории, а также объединяться в профсоюзные организации в российских организациях, расположенных за пределами РФ.

Пункт 4 комментируемой статьи разрешает иностранным лицам и лицам без гражданства состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, устанавливаемых федеральными законами или международными договорами. К таким федеральным законам, предусматривающим, что соответствующим видом деятельности могут заниматься только граждане Российской Федерации, относятся следующие: ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; ФЗ от 08.01.1998 № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»; ФЗ от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране»; ФЗ от 17.12.1994 № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»; Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции».

Пункт 5 комментируемой статьи включает в содержание права на объединение в профсоюзы и их право создавать свои общероссийские, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) по различным признакам: отраслевому, территориальному или иному. Общим требованием в этом случае является наличие определенной профессиональной специфики, лежащей в основе объединения.

Неотъемлемым элементом права на объединение в профсоюзы закон устанавливает их свободу в международной деятельности: профсоюзы вправе развивать такое сотрудничество по собственному усмотрению, без предварительного разрешения государственных органов, вступать в международные и другие объединения и организации, сотрудничать с ними, заключать договоры и соглашения. Под сотрудничеством необходимо понимать широкий спектр действий профсоюзов: обмен делегациями, создание совместных органов для различных целей, подготовку совместных заявлений, обмен информацией, солидарные действия и т.д.

Признаки, цели и задачи общественных объединений.

Общественные объединения – это добровольные формирования граждан, возникшие в результате свободного их волеизъявления на основе общности интересов.

Виды общественных объединений:

— общественное объединение (добровольное объединение, имеющее внутреннюю организационную структуру, фиксированное членство)

— общественный фонд (организация, целью которой является формирование имущества на основе добровольных взносов для решения определённых социальных потребностей)

— общественный союз, ассоциация (общественное объединение, созданное родственными общественными объединениями на основе учредительных договоров)

— общественное движение (совместная деятельность граждан, преследующих определённые общественные цели, но не имеющих фиксированного членства и определённой организационной структуры)

— неформальное объединение – стихийно возникающее неустойчивое объединение на основе спонтанной реакции людей на ту или иную политическую или социальную ситуацию.
24. Сущность и структура полит-го процесса. Полит. участие и полит. деят-ть.

Политический процесс – совокупность действий и взаимодействий субъектов политики, это тектология осуществления власти. Политический процесс раскрывает динамику изменения политики.

Типология политических процессов:

1)по значимости для общества:базовые (оказывают существенное влияние на политическую систему страны в целом. Базовые процессы несут в себе форму преобразований населения- периферийные (раскрывают динамику формирования и развития отдельных политических групп, политических партий, движений, взаимоотношения между партиями)

2)в зависимости от объекта:

внутриполитические (происходят внутри страны)- внешнеполитические (происходят на международной арене. Характер, направленность и динамика внешнеполитических процессов может оказать влияние на внутриполитические процессы)

3)по характеру политических процессов:ангажированные (санкционированные официальными властями) (наблюдается явное преобладание продиктованных властями конкретных форм политических отношений, совершенно чётко просматриваются централизованные методы принятия решений. — неангажированные (не связанные с разрешениями властей) (свободное участие граждан в отношении с институтами власти. Это оппозиционные силы, несолгасные с властью. Пытающиейся предоставить альетрнативу существующей власти)

4)по степени публичности:открытые (открытое и демократическое выявление интересов граждан. Они очень часто переплетаются со скрытыми процессами)- скрытые (закулисные действия определённых структур, в т.ч. теневых, подготовка в тайне каких-то политических решений)

Структура политического процесса:

— субъекты политики (те, на кого направлены политический действия и процессы)- объекты политики -исполнители- ресурсы- средства и методы политической деятельности

Любой политический процесс включает в себя 3 режима его протекания:

режим функционирования (фиксирует определённую степень напряжения между политическими субъектами. Типичная степень напряжения – отношения между властью и оппозицией. Сейчас в РБ режим напряжения — это функционирования. При режиме функционирования состояние политической системы не выходит за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и политической власти.

Общественные объединения в Российской Федерации. Правовой ликбез

В этом режиме отражаются обычные рутинные отношения между властью и оппозицией, властью и партиями, властью и населений и т.д. Власти в этом режиме функционирования в большей степени придерживаются традиционных способов взаимоотношений)- режим развития (структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые требования граждан. Режим развития – это испытания для власти, он касается и действия оппозиционных сил, они могут мобилизовывать свои силы, привлекать на свою сторону сторонников, добиваться каких-то важных временных успехов)- режим распада/упадка политических ценностей (принимаемые властями решения по выполнению не реализуются, сами власти теряют легитимное доверие масс. Распад структур управления носит необратимый характер)

Категория политический процесс отражает динамику политического развития, позволяет выявить механизмы взаимодействия его участников и эта категория позволяет спрогнозировать возможные последствия решений.

Политическое участие – совокупность различных способов практической активности граждан в сфере политики.

Политическое участие отражается в двух формах:

прямое(непосредственное политическое участие) (принимается на собраниях небольших политических общин. Собравшиеся люди непосредственно принимают решение большинством голосов)- представительское(опосредованное) (народ выбирает своих представителей для осуществления политической власти. Оно даёт больше возможностей для искажения воли масс, т.к. избранные представители от народа могут лишь использовать полученные голоса для занимания определённых должностей, и очень часто используется процесс манипулирования массами. Поэтому избранные представители могут преследовать собственные цели, не заботясь об интересах народа. К тому же избиратели могут терять контроль над своими избранниками)

Формы политического участия:

— активные:— прямое и косвенное реагирование на импульсы, исходящие от политической системы- участие в избирательных кампаниях- участие в деятельности политических партий и других общественных объединений- выполнение политических функций в рамках государственных и других политических институтов- участие в митингах и демонстрациях- участие в протестных акциях

Формы политических протестов:

конвенциальные (разрешённые властями)

неконвенциальные (незаконные, неразрешённые властями, запрещённые властями демонстрации и шествия, деятельность официально незарегистрированных организаций и партий, проявление политического терроризма)

— пассивные:— обычный интерес к политике, но без участия в конкретных действиях- неучастие в избирательных кампаниях- безразличие к деятельности политических партий и других общественных объединений- равнодушие к проведению митингов и демонстраций

— политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и проводимой политике

Близким к термину политической участие является термину политическая деятельность.

Политическая деятельность – систематическое сознательное вмешательство в политику, попытка что-то изменить своими действиями, своим воздействием положения в политической системе.

К субъектам политической деятельности относят всех политических субъектов. В политическую деятельность могут быть вовлечены и большие массы людей.

Основной объект политической деятельности – существующее социальное и политической устройство.

Главным побудительным мотивом в целом в политической деятельности являются жизненные интересы и потребности людей.

Мотивы политической деятельности и классификация интересов:

— по их носителям:

— интересы общества

— интересы социальных общностей

— интересы отдельных коллективов

— интересы малых групп

— интересы отдельных индивидов

— по сферам общественной жизни:

— экономические

— политические

— социальные

— духовно-культурные

— по времени проявления и ожидания:

— постоянные

— текущие

— перспективные

Другие мотивы:

— влияние знаний

— влияние социальных норм и существенных ценностей

— влияние субъективных эмоционально-психологических переживаний

— влияние политических мифов

Политическое действие – совокупность деятельностей различных политических субъектов.

Виды политические действия:

позитивные (заключаются в том, чтобы что-то сделать для политической цели)

негативные (заключаются в том, чтобы сделать что-то, чтобы этому воспрепятствовать. Они могут иметь соответствующие последствия)

рациональные (субъект имеет чёткое представление о целях и задачах, и владеет методами достижения этих целей)

иррациональные (действия, при которых отсутствует определённая логика, цели задачи, а сами участники этого действия не знают, чего хотят)

Типы политических действий зависят от типа и масштаба общественных преобразований.

Существуют различные виды политических действий:

революция (коренное изменение власти, коренное преобразование политической системы, коренное преобразование общества)

реформа (преобразование, которое не меняет сущности строя и сущности власти, но призваны что-то усилить, что-то изменить и т.д.)

политической (государственный) переворот (изменение власти, но в рамках существующего строя, изменение власти внутри одного и того же класса или социальной группы)

демонстрации, забастовки, митинги

выборы, референдумы, переговоры

популизм (специфический тип политического действия. Это деятельность, имеющая целью обеспечить популярность в массах ценой зачастую необоснованных обещаний)

Критерий политической деятельности заключается в её результатах.

Результат политической деятельности – закрепление или изменение существующих отношений. Политическая деятельность определяет динамику и направленность политических процессов



Закон РФ об общественных объединениях

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» четко определяет особенности формирования общественных объединений, а также определяет все особенности деятельности данных организаций. Законодательство в своем составе содержит все основные понятия и определяет предмет регулирования. Также, указывается сфера действий данного законодательства.

Нормы закона РФ об общественных объединениях

  1. В данном законодательстве устанавливается содержание всех прав граждан на объединения. Также указываются все стандартные законы, которые определяют понятие общественных объединений и устанавливают определенных аспекты их значимости. Есть отдельная статья, которая детально описывает все особенности понятия общественного объединения;
  2. Четко определяется, кто может стать учредителем и участником, а также членом общественного объединения, определяются организационно-правовые формы данных объединений, а также, указываются все особенности понятия общественного движения и общественного фонда. Отдельная статья посвящается общественным учреждениям и органам общественной самодеятельности. Другими словами, все данные нормативы в принципе, направлены на определение понятия общественных организаций, учреждений и возможности осуществления общественных движений. Не менее значительное внимание уделено вопросу организации общественного фонда;
  3. В подпунктах 12 статьи описаны также понятия политической партии, союзов и ассоциаций, а также определяются вопросы территориальной сферы деятельности данных объединений. Также, указываются все принципы создания и последующей деятельности общественных объединений, устанавливается взаимосвязь между данными объединениями и государством;
  4. Во второй главе данного законопроекта определяется аспект создания общественных организаций, их реорганизация и ликвидация. То есть, определяется, каким образом может быть создано общественное объединение, устанавливаются требования по поводу учредителей и членов, формируется понятие важности составления устава и государственной регистрации таких объединений. Также, законодатель определяет, в каких именно случаях может сформироваться отказ в государственной регистрации;
  5. В третьей главе определены права и обязанности общественных объединений.

    An error occurred.

    То есть, устанавливаются права общественных объединений, а также те обязательства, которые возлагаются на данные организации.

Важные нюансы законодательства

Следует отметить, что в законодательстве определяется такое понятие, как собственность общественных объединений и вопрос управления имуществом. Также, определяется значимость источников формирования имущества, и устанавливается понятие субъекта права собственности. Кроме всего прочего, законодатель определяет такое понятие, как предпринимательская деятельность общественных объединений и устанавливает все аспекты надзора и контроля за деятельностью данных организаций.

Профсоюз — добровольное общественное объединение

Право и нормы общественных объединений (корпоративные нормы)

Корпоративные нормы (нормы общественных объединений) — правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы, добровольные общества (творческие, научные и др.), предпринимательские союзы. Особенности корпоративных норм: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок их формирования, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Корпоративные нормы, следовательно, — это групповые нормы внутриорганизационного характера. По ряду признаков корпоративные нормы сопоставимы с юридическими: текстуально закреплены в официальных документах, принимаемых по определенной процедуре. Вместе с тем корпоративным нормам не свойствен такой признак права, как общеобязательность в масштабе страны или региона, поскольку их действие распространяется только на членов определенного объединения. К тому же, корпоративные нормы не обеспечиваются средствами государственного принудительного воздействия.

Влияние права на корпоративные нормы проявляется в нескольких аспектах. Прежде всего, законодательство Российской Федерации создает правовую основу организации и деятельности общественных объединений, определяет общий порядок их создания, взаимоотношения с государственными органами, параметры правомерной активности. Назовем в этой связи Конституцию РФ и федеральные законы «Об общественных объединениях» (1995), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996), «О некоммерческих организациях» (1996), «О политических партиях» (2001) и др. К тому же, общественные объединения обязаны представлять свои уставы, программные документы в органы Министерства юстиции РФ и после регистрации признаются юридическими лицами.

Корпоративные нормы также могут взаимодействовать с юридическими нормами, «пересекаться» с ними в процессе регулирования определенных видов общественных отношений. Так, в период выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения кандидатов в депутаты, а также назначения своих представителей в избирательные комиссии. Следовательно, некоторые общественные объединения выступают как участники государственно-правовых отношений, взаимодействуют с государственными органами в политико-правовой сфере.

Date: 2015-06-06; view: 549; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей: