Что такое социальный слой общества

Социальный слой

Социальный класс — достаточно крупная аналитическая единица, рассчитанная на изучение наиболее существенных, предельно общих изменений в обществе и не предназначенная для исследования других важных, но, может быть, не столь глубоких социальных перемен. Поэтому аналитики выделили более конкретную и гибкую единицу анализа социальной структуры — понятие «страта» (от лат. stratum — настил, слой, совр.: геологический пласт), или «слой».

Страта включает в себя людей с каким-то общим статусным признаком своего положения, чувствующих себя связанными друг с другом этой общностью. Общим признаком, который даст возможность исследователям выделить ту или иную страту, может выступать качество производственного, экономического, политического, социально-демографического или культурного плана, определяющее социальное положение людей в обществе. Перечень типологических качеств свидетельствует, что исследователь получает возможность анализировать население по самым разным критериям, так или иначе затрагивающим социальное положение групп. В результате люди, принадлежащие к разным классам, могут оказаться в одной страте, выделенной, например, по признаку образования либо по значимым должностным характеристикам.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что основанием для выделения страты выступает не любой признак, а лишь статусный, т. с. такой, который объективно приобретает в данном обществе ранговый характер «выше-ниже», «лучше-хуже», «престижно-непрестижно» и т. п. Целый ряд признаков может быть положен в основу выделения лишь дифференцированных, но не статусных групп. Например, любители народной музыки или болельщики футбольной команды чаще всего рассматриваются как представители определенной культурной группы безотносительно к статусному ее аспекту. Однако если занятие четко коррелирует с определенным уровнем доходов или с социальной позицией, приобретающей в обществе значимый характер, то рассматривать членство в группе следует как одно из проявлений стратификационного деления.

В обществе есть немало социальных групп, которые к стратификации не имеют отношения. Такие группы можно выделить, например, по целому ряду культурных, социально-психологических, медицинских или других признаков. Во многих случаях группа может рассматриваться как вне, так и внутри стратификационных процессов — аналитический ракурс задастся целями и задачами исследования. Так, семья — типичный пример малой социальной группы, которая сама по себе не может выступать единицей стратификационных процессов и механизмов. Однако группировка семей по ряду стратификационных признаков помогает выделять на этом основании определенные слои. В качестве слоев могут выступать, например, совокупные представители высокодоходных или малодоходных, многодетных или малодетных семей.

Значение понятия «статус»

Статусное положение группы невозможно понять лишь на основе формальных признаков либо количественных неременных. Многие характеристики слоя проходят через личностное и групповое освоение (люди идентифицируют себя с ними, добиваются их), детерминируются социальными нормами и поддерживаются общественным мнением. Поэтому необходимо проведение полевого исследования, в ходе которого и определится состав, границы, качественные характеристики слоя.

Категория «статус» (или ранг) приобретает в анализе стратификации ключевое значение. Статус указывает на то, что в существовании страт большую роль играют оценочные факторы: линия поведения человека или многочисленных групп людей в определенной ситуации, их отношение к чему-либо, установки, основанные на критериях, помогающих ранжировать окружающих. Однако далеко не всегда для самого оценивающего очевидны те критерии, согласно которым он ранжирует людей «выше» или «ниже», выбирает разные эталоны поведения. Процесс ранжирования основывается как на рационально- рассудочных операциях (принимаются во внимание, например, должность оцениваемого, фирма, в которой он работает), так и на спонтанных реакциях (целостное восприятие другого человека, интегративная оценка какой-либо функциональной роли). В том и другом случаях происходит понимание значимости предмета оценки, т. е. оценивающий включен в культурный контекст, он глубоко освоил его стандарты и способен дать адекватную оценку тому или иному лицу, явлению.

Говоря об адекватной оценке, следует учитывать, что речь идет не об абсолютной, а об относительной адекватности. В обществе всегда сформированы разные ценностные критерии; человек же, оценивая что-то или кого-то, руководствуется сложным конгломератом разнообразных ценностных шкал, собственных интересов и жизненных целей. Да и сам он в конкретных условиях может ошибиться в оценке, а позже от нее отказаться. Задача исследователя — выявить важнейшие тенденции, определяющие порой запутанный диапазон статусных позиций в стратификационных процессах. В решении этой задачи немалую важность приобретает разработка инструментария для получения эмпирической информации и, в частности, процедура ранжирования статусных оценок и позиций, существующих в разных социальных группах, в обществе в целом.

Таким образом, страты в отличие от класса формируются не по чисто экономическим или производственно-профессиональным признакам, которые относительно легко идентифицировать и измерять, а по признакам, связанным с культурно-психологической оценкой (ценности, представления, нормы, образцы поведения и навыки), которые реализуются в индивидуальном поведении и сознании и вместе с тем приобретают ярко выраженный интсрсубъективный характер. В силу этого социальное расслоение точнее называть социокультурным расслоением, так как социальные и культурные аспекты в нем тесно переплетены. Подчеркнем, что культурную доминанту стратификации гораздо труднее вычленить, нежели социальную, ее сложнее квантифицировать и подвергнуть сравнению в ходе социологического исследования.

Необходимо иметь в виду еще одно различие классов и страт. Классы выделяются по их отношению к средствам производства, способам доступа к различным благам; в выделении же страт, помимо этого, следует учитывать формы и объем потребляемых благ, воспроизводство статусного положения в целом. Статус предполагает, что любой, кто претендует быть включенным в ту или иную страту, должен отвечать определенным ожиданиям и ограничениям. Эти ожидания и ограничения касаются разных сторон жизни и выполнения разных ролей. Как правило, они связаны с поведением человека, его способом воспроизводства брачно-семейных отношений, проведением свободного времени, формами дружеского общения и т. п. Различные формы потребления благ и воспроизводства статусного положения формируют у представителей разных слоев неодинаковый образ жизни, который отграничивает членов данной общности от представителей других общностей. Решающая роль образа жизни для престижа делает ту или иную статусную группу конкретным носителем разных условностей, которые поддерживают и сохраняют слой как таковой.

Важнейшие дифференцирующие признаки слоя

Рассмотрим теперь те критериальные признаки, которые позволяют дифференцировать страты в ходе научно-аналитических процедур или ранжировать социальные положения в процессе спонтанного оценивания их людьми в различных жизненных ситуациях. Перечислим типологические группировки важнейших признаков, некоторые их эмпирические референты, а также слои, которые выделяются на основе этих признаков и показателей:

  • признаки, связанные с экономическим положением людей, т. е. наличием частной собственности, видами и величиной доходов, уровнем материального благосостояния. Соответственно выделяются слои: богатые, среднеобеспеченные и бедные; высокооплачиваемые и низкооплачиваемые работники; владельцы недвижимости и обитатели муниципальных квартир и др.;
  • признаки, связанные с разделением труда, т. е. сферой приложения, видами и характером труда, иерархией профессиональных статусов, уровнем квалификации и профессиональными навыками, профессиональной подготовкой. Соответственно выделяются слои: работники сельскохозяйственного производства, промышленности; работники сферы обслуживания; лица со средним специальным образованием и т. д.;
  • признаки, связанные с объемом властных полномочий: здесь большое значение приобретают организация труда и производственные отношения, в рамках которых формируются разная степень и неодинаковый объем возможностей оказывать влияние на окружающих через должностное положение, виды и формы управленческой деятельности, обладание социально значимой информацией и т. п. Соответственно можно выделить слои: рядовые работники на государственном предприятии; менеджеры на предприятиях малого бизнеса; руководители высшего государственного звена управления; выборные должности муниципального звена управления и т. и.;
  • признаки, связанные с социальным престижем, авторитетом, влиянием. При этом имеются в виду тс позитивные значения, которые люди, общество в целом придают конкретным лицам, или их роли, должности, либо комбинации того и другого. В данном случае эмпирическими референтами могут выступать личные качества оцениваемых людей, их позиции по определенным вопросам, хотя немалое значение приобретает и их положение, занимаемое в престижной иерархии. Выделяются слои: неформальные лидеры; элитные группы; деятели отечественной культуры и проч.

Дополнительные дифференцирующие признаки слоя

Перечисленные выше базовые признаки «срабатывают» в стратификационном делении непосредственно, прямо. Наряду с этим существует целый ряд признаков, роль которых в стратификации может либо выступать в скрытой форме (по крайней мерс, в современных условиях), либо варьироваться в зависимости от целого ряда обстоятельств. Эти признаки в процессах расслоения, как правило, «не работают» сами по себе, но переплетаются с базовыми признаками, поэтому их точнее называть вспомогательными. К ним относятся:

  • половозрастные характеристики людей, связанные с психофизиологическими особенностями человека, что почти в каждом обществе сказывается на его социальном положении, на реализации им различных ролей;
  • этнонациональные качества — действуют в той мере, в какой они определяют поведение человека, а также в какой они приобретают в данном обществе общезначимую важность;
  • религиозная принадлежность — важна в современных условиях в той степени, в какой религиозные воззрения связаны в конкретном обществе со статусными и ролевыми позициями людей;
  • культурно-мировоззренческие позиции — приобретают стратификационную значимость в тех случаях, когда, разделяя людей на разные группы, они стимулируют неодинаковые социальные действия представителей этих групп, которые приобретают в обществе разный статусно-ранговый характер. Например, консервативно мыслящие люди образуют слой, представители которого имеют мало шансов выдвинуться во время реализации в обществе активных преобразований;
  • признаки, определяемые характером семейных отношений, родственными связями; в процессе исторического развития удельный вес воздействия этих признаков на положение человека снижался, но и сегодня они продолжают выступать достаточно важной характеристикой;
  • признаки, связанные с местом проживания; во многих странах наиболее значимо в этом плане деление на жителей города и деревни; большая роль данного фактора в стратификации российского общества объясняется огромной пространственной протяженностью страны, неравномерностью ее хозяйственно- промышленного освоения, разнообразием культурных форм жизнедеятельности.

Перечисленные группы дополнительных признаков стратификации приобретают множество различные социально-функциональных значений, в том числе таких, которые не связаны со статусным рангом. Порой только целостный анализ той или иной группы под определенным углом зрения позволяет выявить ее место в стратификационной структуре. Другими словами, ранговый статус подобных групп в обществе не всегда бывает очевидным.

Наряду с перечисленными признаками существует ряд качеств, позволяющих формировать слои и группы со специфическим статусным значением. Имеются в виду следующие качества и слои:

  • маргинальное положение в обществе. Соответственно выделяются слои: безработные, инвалиды, пенсионеры, лица без места жительства и определенного рода занятий, беженцы и др.;
  • противоправное поведение. Оно дает основание выделить следующие группы: контингент исправительно-трудовых учреждений; представители уголовного мира; лица, для которых характерно противоправное поведение в рамках должностных обязанностей, и т. д.

Специфика положения этих слоев и групп связана с тем, что их представители либо не в состоянии своими усилиями добиться высокого ранга в обществе, и тогда общество частично компенсирует их бессилие (денежные пособия инвалидам, пенсионерам, безработным), либо в своем поведении игнорируют общепринятые нормы взаимодействия, что способно усиливать социокультурную аномию (на этот случай общество вырабатывает систему ограничений и наказаний, позволяющую сохранять нормальное функционирование стратификационных механизмов).

Признаки, определяющие образ жизни, семейные отношения, потребляемые блага. Для всех перечисленных слоев характерны определенные формы потребления материальных и культурных благ, черты семейных отношений, образ жизни в целом. Эти признаки, как правило, выступают производными от таких важнейших критериев расслоения, как место слоя в социальной иерархии, уровень властных полномочий или богатства его представителей, уровень образования, религиозная принадлежность и др. Характеристики образа жизни и потребления благ в основном относятся к жизненному миру представителей слоя. Тем самым конкретизируется статусное положение данного слоя, а также создается более полная картина стратификации в данном обществе. Укажем эти признаки:

  • признаки, свидетельствующие о потреблении жизненных благ. Их показателями обычно служат: район проживания, тип и размеры жилища, места отдыха, качество медицинского обслуживания, формы рекреации и т. д.;
  • признаки, свидетельствующие о потреблении культурных благ. Их показатели: объем и характер полученного образования, особенности получаемой социальной информации, объем и качество потребляемых социокультурных услуг и др.;
  • признаки, характеризующие воспроизводство семейных отношений. Их показатели: тип домашнего хозяйства, наличие (отсутствие) домашней прислуги, вид домашнего воспитания детей, мужские и женские семейные роли и проч.;
  • признаки, характеризующие неформальные связи. Их показатели: круг общения, характер дружеских связей, нормы неформального общения и т. п.

Задания ФИПИ к ОГЭ Обществознание раздел «Социальная сфера»

151. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?

А. Социальная структура общества включает в себя слои, классы, этносы.

Б. Социальная структура общества меняется в связи с экономическим развитием общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

152. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. К возможным причинам отклоняющегося поведения относят особенности характера человека, его восприятие мира, жизненных целей.

Б. К возможным причинам отклоняющегося поведения относят влияние ближайшего социального окружения, условия жизни человека.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

153. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

А. Современные народы, как правило, стремятся к расширению сотрудничества во всех сферах общественной жизни.

Б. Межнациональные отношения осуществляются исключительно на государственном уровне.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

154. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Проявления отклоняющегося поведения бывают негативные и позитивные.

Б. Отклоняющееся поведение нарушает только моральные нормы.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

155. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Выполнение социальных норм обеспечивается исключительно силой общественного мнения.

Б. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

156. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Причиной социального конфликта является столкновение интересов различных участников общественной жизни.

Б. Социальные конфликты имеют только отрицательные последствия.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

157. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Отклоняющееся поведение может проявляться в необычных увлечениях.

Б. Отклоняющееся поведение всегда связано с преступными деяниями.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

158. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А. Проявления отклоняющегося поведения разнообразны.

Б. Отклоняющимся называют только противоправное поведение.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

159. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Союз мужчины и женщины, состоящих в зарегистрированном браке, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство, называют семьёй.

Б. Члены семьи связаны общим бытом, моральной и правовой ответственностью.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

160. Структура общества представлена социальными группами и общностями в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселенческому) признаку?

1) женщины 2) подростки 3) либералы 4) ростовчане

161. Термины «традиции», «обычаи» используются в первую очередь для раскрытия понятия

1) гражданское общество 2) светское государство

3) политический режим 4) социальные нормы

162. Семья С. включает супругов и их двоих несовершеннолетних детей. Её можно отнести к семье

1) нуклеарной 2) расширенной 3) многопоколенной 4) неполной

163. И семья, и трудовой коллектив могут являться

1) территориальными общностями 2) малыми группами

3) социальными слоями 4) неформальными группами

164. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется

1) непосредственными личными контактами

2) наличие партнёрских отношений

3) общими увлечениями

4) совместным ведением хозяйства

165. Семья Н. состоит из супругов и их троих детей. Эта семья

1) нуклеарная 2) расширенная 3) многопоколенная 4) неполная

166. Родители учат сына: «Если при встрече тебя спросили: «Как дела?», – это не означает, что нужно подробно о них рассказывать». Так родители рассказывают сыну о нормах

1) науки 2) религии 3) права 4) этикета

167. Владельцы частного предприятия решили сократить число работников. Работники объявили забастовку. Этот факт отражает конфликт

1) политический 2) межличностный 3) экономический 4) идеологический

168. Т. родился в Париже, его бабушка уехала из России ещё до Революции 1917 г. Т. хорошо знает русский язык и русскую культуру. Он гордится тем, что он русский. Это проявление признаков общности

1) демографической 2) территориальной 3) этнической 4) сословной

169. В семье К. есть традиция: собираться вечером и рассказывать о всех проблемах. Какую роль семьи в жизни человека иллюстрирует этот пример?

1) Семья оказывает психологическую поддержку.

2) Взрослые участвуют в получении образования детьми.

3) Семья заботится о поддержании здорового образа жизни.

4) Семья обеспечивает экономическую поддержку своих членов.

170. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?

1) пользователь интернета 2) военнослужащий по призыву

3) избиратель 4) депутат парламента

171. Иван Сергеевич – врач скорой помощи – ежедневно ездит на работу в метро. Когда с одним из пассажиров случился сердечный приступ, Иван Сергеевич оказал ему первую медицинскую помощь. В действиях Ивана Сергеевича проявилась(-ся)

1) социальная структура 2) социальная роль

3) социальная политика 4) социальный конфликт

172. Виталий Викторович – врач скорой помощи – ехал в электричке. Когда с одним из пассажиров случился сердечный приступ, Виталий Викторович оказал ему первую медицинскую помощь. В действиях Виталия Викторовича

проявилась(-ся)

1) социальная структура 2) социальная роль

3) социальная политика 4) социальный конфликт

173. В семье ребёнок усваивает правила взаимодействия с другими людьми. В этом проявляется роль семьи в

1) ведении хозяйства 2) организации личного времени

3) предоставлении социального статуса 4) социализации личности

174. Андрей знает: в любой жизненной ситуации он найдёт понимание у своих родителей. Какую роль семьи иллюстрирует этот пример?

1) Семья оказывает психологическую поддержку своим членам.

2) Родители духовно обогащают своих детей.

3) Семья способствует первичной социализации индивида.

4) Родители обеспечивают детям достойное материальное положение.

175. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», – это пример

1) правила этикета 2) нормы права 3) нормы морали 4) традиции

176. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

1) пассажиры 2) мужчины 3) инженеры 4) горожане

177. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) жители региона 2) работники железной дороги

3) подростки 4) любители уличного баскетбола

178. Социальные нормы, которые регулируют поведение людей с позицией «добро» и «зло», «плохо» и «хорошо», называют

1) политическими 2) правовыми 3) моральными 4) эстетическими

179. Какая социальная группа образована по профессиональному признаку?

1) пассажиры 2) мужчины 3) инженеры 4) горожане

180. Социальные нормы, в которых выражаются представления людей о хороших и плохих поступках, называют

1) политическими 2) правовыми 3) моральными 4) эстетическими

181. Что отличает семью от других малых групп?

1) общая трудовая деятельность 2) единые эстетические предпочтения

3) общность политических убеждений 4) совместное ведение хозяйства

182. Какая социальная группа выделена по территориальному (поселенческому) признаку?

1) новгородцы 2) учителя 3) покупатели 4) демократы

183. Народность является группой

1) демографической 2) классовой 3) этнической 4) политической

184. К виду этнических общностей относятся

1) классы 2) народности 3) элиты 4) сословия

185. Религиозные нормы в светском государстве

1) распространяются на всё население

2) обеспечиваются силой государственного принуждения

3) регулируют отношения между личностью и властью

4) поддерживаются моральным сознанием верующих

186. Строение общества в целом называют

1) социальным государством 2) социальными отношениями

3) социальной структурой 4) социальной общностью

187. Семья – это

1) большая социальная группа 2) социальный институт

3) сфера общественной жизни 4) этническая общность

188. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

1) пассажиры 2) демократы 3) горожане 4) инженеры

189. Племена, народности, нации – это группы

1) демографические 2) этнические 3) религиозные 4) профессиональные

190. Ожидаемое от человека поведение, которое соответствует его социальному положению, называется

1) общественным престижем 2) социальным статусом

3) социальной ролью 4) авторитетом

191. Члены этой социальной общности обладают правами, обязанностями и привилегиями, закреплёнными обычаями и юридическим законом. Данная группа является

1) сословием 2) классом 3) народностью 4) нацией

192. Группа людей разного возраста проживает вместе и ведёт совместное хозяйство. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что данная группа является семьёй? Эти люди

1) связаны кровным родством 2) имеют общие интересы

3) трудятся на одном предприятии 4) обращаются друг к другу за советом

193. Пятиклассник Витя живёт с родителями, братом и сестрой. Что отличает семью от такой малой группы, как школьный класс?

1) прямые личные контакты 2) ведение совместного хозяйства

3) наличие особых норм поведения 4) общность интересов

194. Какая социальная роль может исполняться как ребенком, так и взрослым?

1) военнослужащий 2) водитель 3) избиратель 4) наследник

195. Не рекомендуется разговаривать, стоя на оживленной части улицы, чтобы не мешать прохожим. Это пример

1) эстетических норм 2) норм морали 3) обычаев и традиций 4) правил этикета

196. Семья М. состоит из молодой супружеской пары с 3-летним ребёнком. Они проживают с родителями мужа и его бабушкой. К какому типу может быть отнесена семья М. в зависимости от численного состава?

1) нуклеарная 2) авторитарная 3) демократическая 4) расширенная

197. Какая социальная роль типична для современного подростка?

1) пользователь Интернета 2) военнослужащий срочной службы

3) избиратель 4) владелец фирмы

198. В крестьянских семьях средневековой Европы детям чуть ли не четвёртого года жизни поручалась посильная работа. В этом факте проявляется функция семьи

1) досуговая 2) эмоциональной поддержки

3) хозяйственно-экономическая 4) социально-статусная

199. Французский историк, изучавший события XVIII века в США и Франции, писал, что европейским монархам пришлось столкнуться с совершенно новым явлением, которое ведет к коренному изменению существующего строя, а также отличается самым широким участием народных масс. Исследователь имел в виду такую форму социального конфликта как

1) народный бунт 2) крестьянское восстание

3) национально-освободительное движение 4) революция

200. Какие термины относятся к понятию «социальные нормы»?

1) запрет, разрешение 2) мобильность, стратификация

3) воображение, мышление 4) элита, лидер

Ответы 151-200:

Ответ

Ответ

ответ

151

3

168

3

185

4

152

3

169

1

186

3

153

1

170

1

187

2

154

1

171

2

188

4

155

2

172

2

189

2

156

1

173

4

190

3

157

1

174

1

191

1

158

1

175

3

192

1

159

3

176

3

193

2

160

4

177

1

194

4

161

4

178

3

195

4

162

1

179

3

196

4

163

2

180

3

197

1

164

4

181

4

198

3

165

1

182

1

199

4

166

4

183

3

200

1

167

3

184

2

Полностью ВСЕ тестовые задания банка ФИПИ по Обществознанию к экзамену в 9-х классах и ответы к ним можно найти на сайте http://presentation-history.ru/

Всего по разделам тестовых заданий с ответами:

  1. Человек и общество — 583 задания
  2. Сфера духовной культуры — 283
  3. Экономика — 512
  4. Социальная сфера — 401
  5. Сфера политики и социального управления — 449
  6. Право — 565

Также на сайте полностью ВСЕ тестовые задания банка ФИПИ по Обществознанию к экзамену в 11-х классах и ответы к ним

Всего по разделам тестовых заданий с ответами:

  1. Человек и общество — 826 заданий
  2. Экономика — 562
  3. Социальные отношения — 417
  4. Политика — 471
  5. Право — 431

Материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию http://presentation-history.ru/fipi.html

Ответы есть на ВСЕ тестовые задания ВСЕХ разделов!

Кроме этого на сайте выложены ВСЕ возможные темы эссе (из банка заданий ФИПИ) и все задания с открытыми ответами.

Материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по истории http://presentation-history.ru/gia-hist.html