Деятельность без лицензии ответственность КоАП

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 17 мая 2019 г.

Незаконное предпринимательство – это ведение деятельности, направленной на получение прибыли, без регистрации согласно требованиям законодательства РФ или без лицензии в тех случаях, когда наличие такой лицензии является обязательным (ст. 171 УК РФ, ст. 14.1 КоАП РФ). Ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность (штрафы за незаконное предпринимательство 2019) предусмотрены законодательством РФ об административных правонарушениях, а также уголовным законодательством РФ. Итак, какое наказание предусмотрено законодательством за незаконное предпринимательство в 2019 году?

Незаконная предпринимательская деятельность (КоАП РФ)

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность 2019 (наказание для физического лица и для юридического лица) (ст. 14.1 КоАП РФ).

Нарушение Категория нарушителей Размер штрафа,
руб.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица (п. 1 ст. 14.1 КоАП РФ) Граждане от 500 до 2 000
Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если наличие лицензии является обязательным (п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ) Граждане от 2 000 до 2 500
Должностные лица от 4 000 до 5 000
Юридические лица от 40 000 до 50 000
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией (п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ) Граждане от 1 500 до 2 000
Должностные лица от 3 000 до 4 000
Юридические лица от 30 000 до 40 000
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией (п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ) Индивидуальный предприниматель от 4 000 до 8 000
Должностные лица от 5 000 до 10 000
Юридические лица от 100 000 до 200 000

Кроме наложения денежного штрафа, законодательством РФ об административных правонарушениях также предусмотрено наказание за незаконное предпринимательство в виде конфискации изготовленной продукции (оборудования или сырья), а также приостановление деятельности на срок до девяноста дней в зависимости от совершенного правонарушения (ст. 14.1 КоАП РФ).

Незаконная предпринимательская деятельность (УК РФ)

Уголовным кодексом РФ также предусмотрены штрафы за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ):

Нарушение Размер штрафа,
руб.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии (когда лицензия обязательна), в результате которой причинен ущерб гражданам, организациям или государству в крупном размере, либо сопряженная с извлечением дохода в крупном размере (п. 1 ст. 171 УК РФ) до 300 000
или
в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период до 2-х лет
Осуществление группой лиц предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии (когда лицензия обязательна), в результате которой причинен ущерб гражданам, организациям или государству в особо крупном размере, либо сопряженная с извлечением дохода в особо крупном размере (п. 2 ст. 171 УК РФ) от 100 000 до 500 000
или
в размере заработной платы (иного дохода) осужденного за период от 1-го года до 3-х лет

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство кроме наложения денежного штрафа также предусматривает наказание в виде исправительных работ или лишения свободы в зависимости от степени тяжести содеянного правонарушения (ст. 171 УК РФ).

Куда сообщить о незаконной предпринимательской деятельности анонимно?

Сразу скажем, что анонимную жалобу госорганы вряд ли рассмотрят.

А так сообщить о незаконной предпринимательской деятельности можно в налоговую инспекцию (поскольку налоговое законодательство предусматривает штрафы за ведение незарегистрированного бизнеса) или в полицию либо в прокуратуру (поскольку это экономическое преступление).

Мировой судья назначил гражданину штраф в размере 25 тыс. рублей за оказание услуг такси без лицензии по ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ.

Вообще данная статья предусматривает минимальный штраф с гражданина в размере 50 тыс. рублей, но суд снизил его в два раза в связи с наличием исключительных обстоятельств (ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Тем не менее водитель посчитал штраф необоснованным.

По его мнению, суд неверно квалифицировал нарушение. Его наказали за отсутствие лицензии. Однако деятельность такси не лицензируется. Доказательств обратного в материалах дела нет.

В соответствии с законом деятельность по перевозке людей и багажа легковым такси требует получения разрешения. Оно выдается на одну машину сроком на 5 лет, должно находиться в салоне машины и предъявляться по требованию пассажира.

Лицензия и разрешение – не одно и то же. Законодатель не зря разграничил эти понятия.

За осуществление же предпринимательской деятельности без специального разрешения штраф предусмотрен по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и составляет на граждан от 2 000 до 2 500 рублей.

Районный и краевой суды не разделили эту позицию и оставили штраф в силе.

Однако Верховный Суд согласился с гражданином, отменил все решения нижестоящих судов, переквалифицировал нарушение и назначил штраф в размере 2 000 рублей.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 12.11.2018 № 56-АД18-7

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»

Новая редакция Ст. 14.1 КоАП РФ

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Утратило силу.

Примечания:

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или статьями 15.1, 15.3 — 15.6, 15.11, 15.25 настоящего Кодекса, при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

3. Примечание 2 применяется также в отношении лица, являющегося декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в ходе третьего этапа декларирования в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий к Статье 14.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно Постановлению Правительства от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. N 439.

Согласно статье 49 Гражданского кодекса для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить лицензию. Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в отдельных законах (например, в Законе «Об образовании» и др.) определены отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (ч. 1 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 2 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 комментируемой статьи 14.1 КоАП РФ); осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 комментируемой статьи).

3. При квалификации правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, что количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП»).

Доказательствами, подтверждающими факт занятия предпринимательской деятельностью, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

Вместе с тем отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

В случаях когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и той норме, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ч. 2 ст. 15.12 КоАП; если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.2 КоАП; если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.4 КоАП; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП и ст. 14.15 КоАП.

4. При квалификации правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи необходимо исходить из того, что лицензирование — это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности (Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. Постановлением Правительства от 26 января 2006 г. N 45).

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1, необходимо исходить из того, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если не предусмотрено иное, а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

С точки зрения практического применения ч. 2 комментируемой статьи небезынтересным является следующий пример. Лицензионная палата Администрации Приморского края (далее — лицензионная палата) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Владивостокский морской рыбный порт» (далее — порт) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП за осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов без соответствующего разрешения (лицензии).

По результатам проверки деятельности порта лицензионной палатой составлен протокол об административном правонарушении, объективной стороной состава которого указано осуществление портом заготовки, переработки и реализации (сбор, хранение) лома черных металлов без соответствующей лицензии.

Требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов распространяется на тех юридических лиц, для которых такая деятельность является основной и включает в себя сбор, скупку, сортировку, хранение, отбор, извлечение, измельчение, резку, разделку, прессование, брикетирование, переплав, а также продажу или передачу лома черных металлов на возмездной или безвозмездной основе.

Для порта же указанная деятельность основной не являлась и в качестве таковой им не осуществлялась.

Порт выполнял погрузочно-разгрузочные работы на основании договора по оказанию услуг по выгрузке-погрузке металлолома. Предусмотренное договором предоставление портом обществу площадок для складирования и хранения лома черных металлов имело целью накопление необходимой партии груза для дальнейшей погрузки его на судно и вывоза с территории РФ.

Таким образом, размещение лома черных металлов на указанных площадках порта в данном случае следует рассматривать как элемент основной деятельности порта, на которую у него имелась соответствующая лицензия.

5. При квалификации действий лица по ч. 3 ст. 14.1 КоАП следует иметь в виду, что согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие определенным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП» в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП, установлена другими статьями КоАП, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП.

Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 6.2 КоАП; нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов — по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.

6. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

7. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла и неосторожности.

Другой комментарий к Ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются правила осуществления предпринимательской деятельности, от уровня развития которой зависят все сферы социальной и политической жизни страны. Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер, несет в себе реальную угрозу как экономической, так и национальной безопасности РФ в целом.

2. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК).

3. Осуществление предпринимательской деятельности предусматривает ограничение проявлений собственной воли и действий ее субъектов. Это обусловлено необходимостью воздействовать на экономическую систему в целом с целью предупреждения и уменьшения объективно существующих негативных проявлений рынка.

Ограничение проявлений собственной воли и действий предпринимателей применяется в той мере, в какой, согласно п.3 ст.55 Конституции, это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Непосредственным объектом выступают: установленный порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц; порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

5. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.1, характеризуется действием и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица.

6. Порядок государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя или получения специального разрешения (лицензии) регламентируется нормами ГК РФ (ст.2, 51, 52); федеральными законами от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц», «О лицензировании отдельных видов деятельности».

7. Государственная регистрация юридических лиц — акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах. Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

8. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя предусматривает выдачу свидетельства о регистрации без внесения записи в Государственный реестр. Для регистрации гражданин должен подать заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Выдается свидетельство администрацией местного самоуправления. Свидетельство является бессрочным и утрачивает юридическую силу, если сам предприниматель подает заявление об аннулировании регистрации и выданного ему свидетельства, либо на основании судебного решения.

9. Объективная сторона правонарушения, установленного ч.2 ст.14.1, характеризуется действием и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое решение (лицензия) обязательно (обязательна).

10. Понятие и порядок выдачи лицензии (разрешения) определяется Федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности.

11. Лицензией признается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются: наименование лицензирующего органа; наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения — для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для индивидуального предпринимателя; лицензируемый вид деятельности; срок действия лицензии; идентификационный номер налогоплательщика; номер лицензии; дата принятия решения о предоставлении лицензии.

12. На каждый вид деятельности, указанный в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности, предоставляется лицензия. Вид деятельности, на осуществление которой предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Федерации, может осуществляться на всей территории РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

13. Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Срок действия лицензии продлевается в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

14. Часть 3 комментируемой статьи с объективной стороны характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

15. В качестве такого условия может быть предусмотрено соблюдение лицензиатом экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Учитывая, что диспозиция ч.3 является бланкетной, при привлечении к ответственности следует устанавливать, какое условие, предусмотренное специальным разрешением (лицензией), нарушено.

16. По юридической конструкции правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии). При этом вопрос о возможности признания осуществления предпринимательской деятельности решается в зависимости от продолжительности и интенсивности возмездных действий, объема получаемой прибыли. Единичные действия не могут признаваться предпринимательской деятельностью.

17. Субъектом правонарушения может быть любое юридическое лицо, физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, должностное лицо, на которых в силу осуществления ими предпринимательской деятельности лежит обязанность регистрации, получения разрешения (лицензии) либо соблюдения условий лицензирования.

18. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, должностное лицо знают о том, что запрещено без государственной регистрации осуществлять предпринимательскую деятельность, осознают противоправность своих действий, желают извлечения прибыли.

19. Причиненный вред и порядок его определения в качестве квалифицирующего признака данной статьей не устанавливаются, но предполагаются. Размер причиненного вреда может стать обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом, если ущерб сопряжен с извлечением прибыли в крупном размере, квалификация правонарушения осуществляется по ст.171 УК РФ (Незаконное предпринимательство).

Разъяснение законодательства

«Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство»

Уголовная ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность установлена в ст. 171 УК РФ, которой предусмотрено, что уголовной ответственности подлежит осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ крупным доходом и крупным ущербом признаются ущерб, доход или ущерб в сумме, превышающей два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей.

Пункт 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» указывает на то, что под таким доходом надлежит понимать выручку за весь период осуществления незаконной предпринимательской деятельности без вычета произведенных лицом расходов, связанных с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности.

Данное преступление квалифицируется по ч. 1 ст. 171 УК РФ и влечет за собой 3 возможных вида ответственности: штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или дохода осужденного за период до двух лет; обязательные работы на срок до 480 часов; арест на срок до 6 месяцев.

Часть 2 ст. 171 УК РФ содержит квалифицирующие признаки данного состава преступления: совершение организованной группой и извлечение дохода в особо крупном размере.

В соответствии с примечанием к ст. 170.2 УК РФ доходом в особо крупном размере является доход, превышающий девять миллионов рублей.

При совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РФ, законодатель устанавливает следующие виды ответственности: штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет; принудительные работы на срок до пяти лет; лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Верховный Суд РФ в п. 13 Постановления от 18.11.2004 N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» указывает на то, что при исчислении размера дохода, полученного организованной группой лиц при осуществлении незаконной предпринимательской деятельности, судам следует исходить из общей суммы дохода, извлеченного всеми ее участниками.

Субъектом преступления, исходя из положений ст. ст. 19 — 20 УК РФ, в соответствии с диспозицией ст. 171 УК РФ могут быть:

1) лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя;

2) лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

3) лицо, на которое были возложены обязанности по руководству организацией, или лицо, фактически выполняющее обязанности или функции руководителя организации, — в случае осуществления незаконной предпринимательской деятельности юридическим лицом.

Исходя из смысла ст. 171 УК РФ незаконная предпринимательская деятельность может быть выражена в четырех формах:

1) предпринимательская деятельность, ведущаяся без государственной регистрации;

2) предпринимательская деятельность, ведущаяся с нарушением правил государственной регистрации;

3) предпринимательская деятельность, ведущаяся в отсутствие специального разрешения (лицензии);

4) предпринимательская деятельность, ведущаяся с нарушением условий лицензирования.

Так, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации имеет место в следующих случаях:

— в ЕГРЮЛ или ЕГРИП нет записи о создании такого юридического лица или нет записи о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя;

— в ЕГРЮЛ или ЕГРИП содержится запись о ликвидации юридического лица или прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В третьем случае — отсутствие лицензии, т.е., как ее определяет п. 2 ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности.

При этом лицензия выдается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании лицензия действует бессрочно, однако ст. 20 Закона о лицензировании указывает на то, что действие лицензии может быть приостановлено, лицензия может быть аннулирована, а также что действие лицензии может быть прекращено в связи с прекращением вида деятельности лицензиата, на который предоставлена лицензия.

Таким образом, при изначальном отсутствии лицензии или в случае отсутствия у уже выданной лицензии юридической силы осуществление предпринимательской деятельности будет являться незаконным.

В четвертом случае складывается ситуация, когда лицензия имеется, но нарушаются условия ее предоставления: не соблюдаются условия, предъявляемые к выпускаемой продукции, не соблюдаются технические требования в отношении осуществления той или иной деятельности и т.д.

Учитывая тот факт, что предпринимательство является движущей силой рыночной экономики, законодатель идет на ряд уступок в плане привлечения граждан к соответствующим видам наказаний в рамках уголовной ответственности.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 76.1 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 171 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба, либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере двукратной суммы убытков, которых удалось избежать в результате совершения преступления, либо перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру совершенного деяния, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, и денежное возмещение в двукратном размере этой суммы.

При этом в соответствии с п. 15 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2013 N 19 «О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности», для прекращения уголовного преследования возмещение ущерба и перечисление в федеральный бюджет дохода и денежных возмещений должны быть произведены в полном объеме до момента удаления суда в совещательную комнату. Сам размер ущерба, подлежащего возмещению, определяется на основании первичных учетных документов, гражданско-правовых договоров, выписок (справок) по расчетным счетам, информации по сделкам с использованием электронных средств платежа и т.д.

В отношении лица или группы лиц, впервые совершивших преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 171 УК РФ, освобождение от уголовной ответственности на основании ч. 2 ст. 76.1 УК РФ не предусмотрено.

С.С. НЕСТЕРОВА
С.С. Нестерова, преподаватель Московской финансово — юридической академии.
Формирование в нашей стране рыночных отношений, системы поддержки и защиты предпринимательства сопровождается многими негативно влияющими на развитие экономических отношений явлениями. Одно из таких явлений — незаконное предпринимательство. В 1993 г. в УК РСФСР были введены ст. 162.4 «Незаконное предпринимательство» и 162.5 «Незаконное предпринимательство в сфере торговли». Позже в принятом в 1996 г. УК РФ законодатель наряду с другими составами преступлений, нарушающими общие принципы установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, предусмотрел единый состав незаконного предпринимательства (ст. 171 УК РФ).
Под незаконным предпринимательством действующее уголовное законодательство понимает осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования.
Общим объектом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, являются все общественные отношения, охраняемые действующим уголовным законом. Родовым объектом анализируемого состава преступления являются отношения в сфере экономики. Как отмечает А.М. Медведев , «экономические преступления посягают на экономику, права, свободы, потребности и интересы участников экономических отношений, нарушают нормальное функционирование экономического (хозяйственного) механизма, причиняют этим социальным ценностям и благам материальный ущерб». Видовым объектом незаконного предпринимательства являются общественные отношения в сфере экономической деятельности. По мнению Б.М. Леонтьева , таким объектом выступают государственные интересы и интересы отдельных субъектов при осуществлении экономической деятельности. Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что названные интересы могут противоречить действующему законодательству.
———————————
См.: Медведев А.М. Экономические преступления: понятие и система // Советское государство и право, 1992. N 1. С. 81.
См.: Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под общ. ред. Г.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М., 1997. С. 246.
На мой взгляд, более точно определяет видовой объект рассматриваемого преступления Б.В. Волженкин как «установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг» .
———————————
См.: Волженкин Б.В. Экономические преступления. Спб., 1999. С. 53.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является конкретное общественное отношение, охраняемое от преступного деяния. Непосредственный объект незаконного предпринимательства, предусмотренного ст. 171 УК РФ, разные ученые также трактуют по-разному. Так, по мнению Т.Д. Устиновой , непосредственным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование предпринимательской деятельности. Авторы практического пособия «Расследование преступлений в сфере экономики» считают, что объектом данного преступления является установленный законом порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, а также порядок получения специальных разрешений (лицензий) на производство отдельных видов продукции, выполнение работ и оказание услуг .
———————————
См.: Устинова Т.Д. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. М., 2001. С. 10.
См.: Расследование преступлений в сфере экономики. М., 1999. С. 119.
Представляется, что оба определения неточны. Первое весьма абстрактно, а второе не совсем верно. Отсутствие государственной регистрации либо лицензии на занятие определенными видами деятельности еще не превращает предпринимательскую деятельность в преступное деяние, если нет такого его признака, как причинение крупного ущерба или извлечение дохода в крупном размере. Говоря о непосредственном объекте незаконного предпринимательства, следует указать на связь с нарушенным порядком и общественно опасными последствиями, наступающими для государства, организаций, граждан.
Как представляется, непосредственный объект незаконного предпринимательства представляет собой общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения реализации конституционного права на государственную регистрацию и получения специального разрешения (лицензии), осуществления законной предпринимательской деятельности.
Нелишне отметить, что правильное определение непосредственного объекта незаконного предпринимательства влияет на квалификацию преступления, а также позволяет определить характер и степень общественной опасности совершенного деяния, предусмотренного ст. 171 УК РФ.
Общественное отношение как непосредственный объект преступления включает в свою структуру предмет незаконного предпринимательства. Под предметом принято понимать «все то, по поводу чего или в связи с чем возникает и существует такое отношение» .
———————————
См.: Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред. Б.В. Здравомыслова, Ю.А. Красикова, А.И. Рарога. М.: Юридическая литература, 1994. С. 115.
Предметом преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, может быть продукция, произведенная в результате осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации или с нарушением правил регистрации, либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение обязательно, или с нарушением условий лицензирования.
Объективная сторона незаконного предпринимательства может выражаться в нарушении или несоблюдении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности. Так, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ, включает в себя осуществление предпринимательской деятельности:
— без регистрации;
— с нарушением правил регистрации;
— при представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения;
— без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно;
— с нарушением условий лицензирования.
Рассмотрим подробно вопросы, в чем может проявляться незаконная предпринимательская деятельность.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, т.е. без свидетельства, полученного в установленном порядке, будет иметь место и в случае, когда в государственные регистрирующие органы не поданы документы, необходимые для регистрации, и в случае, когда они поданы, но государственная регистрация в установленном законом порядке не завершена. Следовательно, если будет заключен, например, договор купли — продажи с лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без ее государственной регистрации, то такая сделка в силу ст. 168 ГК РФ должна быть признана недействительной, а в отношении мнимого предпринимателя может быть возбуждено уголовное дело по ст. 171 УК РФ.
Преступление, предусмотренное ст. 171 УК РФ, может быть совершено как в форме действия, так и путем бездействия. Преступное действие будет иметь место, когда предпринимательская деятельность осуществляется после представления документов на регистрацию, но до ее завершения, т.е. до выдачи свидетельства. Преступное действие будет иметь место, когда предпринимательская деятельность осуществляется без представления в государственные регистрирующие органы документов, необходимых для регистрации. Противоправность в данном случае состоит в неисполнении возложенных на предпринимателя обязанностей.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» с 1 июля 2002 г. в диспозицию ст. 171 УК РФ были внесены изменения. Так, предпринимательская деятельность считается незаконной, если она осуществляется с нарушением правил регистрации, а равно при представлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Как представляется, предпринимательская деятельность, осуществляемая с нарушением правил регистрации либо при представлении в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, есть занятие такой деятельностью после подачи в регистрирующие органы соответствующих документов. Преступное деяние совершается в этом случае только в форме действия.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, когда такое разрешение обязательно, — это:
а) производство отдельных видов продукции, выполнение работ и оказание услуг без направления соответствующих документов в органы, уполномоченные на выдачу специального разрешения (лицензии) на занятие данным видом деятельности — может осуществляться в форме бездействия;
б) производство отдельных видов продукции, выполнение работ и оказание услуг после направления соответствующих документов в органы, уполномоченные на выдачу специального разрешения (лицензии) на занятие данным видом деятельности, но до получения такой лицензии — осуществляется в форме действия;
в) производство отдельных видов продукции, выполнение работ и оказание услуг после истечения срока действия специального разрешения (лицензии) на занятие данным видом деятельности — может осуществляться в форме бездействия.
Во всех вышеперечисленных случаях предпринимательская деятельность рассматривается как незаконная. Так, Сергиево — Посадским Федеральным городским судом Московской области в 2001 г. по ч. 1 ст. 171 УК РФ был осужден С., осуществлявший предпринимательскую деятельность без лицензии с извлечением дохода в крупном размере. Суд назначил ему наказание в виде штрафа.
Следует отметить, что в силу определенных обстоятельств органы, уполномоченные на ведение лицензионной деятельности, имеют право приостановить действие лицензии с последующим ее возобновлением (ст. 13 Закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Таким образом, в продолжение предпринимательской деятельности в то время, когда действие лицензии приостановлено, должно рассматриваться как незаконное.
Осуществление предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицом, зарегистрировавшим эту деятельность и получившим лицензию на ее ведение, но нарушившим условия осуществления предпринимательской деятельности, определяемые лицензионными требованиями и условиями, также является незаконным.
Необходимо отметить, что в Законе о лицензировании отсутствует статья, определяющая лицензионные требования и условия (соблюдение законодательства РФ, экологических, санитарно — эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, положений о лицензировании конкретных видов деятельности). Единственным источником лицензионных требований и условий согласно ст. 5 Закона являются положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденные Правительством РФ. Однако лицензионные требования и условия могут предусматриваться иными законодательными актами РФ, например, Законом «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения».
По мнению Т.Д. Устиновой под нарушением условий лицензирования следует понимать, например, реализацию товаров за пределами разрешенной территории, несоблюдение формы упаковки товаров, продажу товаров, не включенных в перечень, подлежащих реализации и т.п. .
———————————
См.: Устинова Т.Д. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. М., 2001. С. 25.
Некоторые авторы считают, что осуществление вида деятельности, не предусмотренного в специальном разрешении (лицензии), либо продолжение деятельности после истечения срока действия разрешения на занятие ею также являются нарушениями условий лицензирования. Так, В.И. Тюнин к нарушению условий лицензирования относит «торговую деятельность субъекта, не наделенного таким правом, но имеющего лицензию на иной вид деятельности» .
———————————
См.: Тюнин В.И. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство в сфере торговли // Правоведение. 1996. N 1. С. 71.
С этим следует согласиться, в указанных случаях речь должна идти о занятии предпринимательской деятельностью без специального разрешения (лицензии).
Преступление, предусмотренное ст. 171 УК РФ, является оконченным с момента извлечения в результате незаконной предпринимательской деятельности дохода в крупном размере либо причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству. Таким образом, объективная сторона исследуемого преступления включает не только общественно опасное деяние, но и конкретно определенные последствия в виде крупного ущерба или дохода.
Мы видим, что причинная связь между действиями либо бездействием, образующими незаконную предпринимательскую деятельность, и общественно опасными последствиями является обязательной для наступления уголовной ответственности.
Вопрос о том, что следует понимать под термином «доход в крупном размере», законодательно не урегулирован, что вызывает трудности при квалификации незаконного предпринимательства. Относительно исчисления дохода от незаконного предпринимательства в юридической литературе нет единства мнений. Так, Т.О. Кошаева под доходом понимает все полученное от занятия незаконной предпринимательской деятельностью, всю сумму выручки. Эта точка зрения встречается и в научных работах других авторов. Например, авторы практического пособия «Расследование преступлений в сфере экономики» считают, что при осуществлении предпринимательской деятельности доходом признаются денежные средства и иная материальная выгода, полученная от реализации продукции (работ, услуг) .
———————————
См.: Кошаева Т.О. Незаконное предпринимательство и уголовный закон // «Уголовное право». 1998. N 3. С. 110.
См.: Расследование преступлений в сфере экономики. М., 1999. С. 122.
Занятие незарегистрированной предпринимательской деятельностью лишает государство

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ «