Дисбурсментский счет

На основании счетов, собранных от всех, кто предоставляет судну те или иные услуги во время его захода в порт, агент составляет сводный документ, который носит название «дисбурсментский счет». К дисбурсментскому счету прилагаются оригиналы всех счетов, поступивших от фирм, участвовавших в обслуживании судна, груза и экипажа, расписки капитана судна, таймшит, акт учета стояночного времени и другие документы, необходимые для проверки правильности составления выставленных к оплате счетов. Дисбурсментский счет обычно составляется на каждый судозаход в порт и, следовательно, в него включаются все счета, имеющие отношение к данному рейсу судна.
Счет группирует все дисбурсментские расходы по следующим признакам: портовые сборы; грузовые расходы раздельно по выгрузке (погрузке); расходы по агентированию, включая все виды услуг, оказываемых агентом: судовые расходы, прочие расходы, имеющие эпизодический характер. Дисбурсментский счет имеет дебетовую и кредитовую части. В дебетовую часть агент включает все расходы судовладельца, в кредитовую— все денежные поступления в пользу судовладельца: суммы, возвращаемые судовладельцу по его рекламациям; скидки с тарифов, предоставляемые некоторыми фермами в пользу судовладельца; возврат капитаном судна наличных денег агенту и т. д.
В агентском соглашении обязательно указываются сроки составления дисбурсментских счетов и представления их судовладельцу. Это условие является особенно важным для судовладельца, так как облегчает планирование им своей финансовой деятельности. Обычный срок составления дисбурсментского счета и представления его судовладельцу—45—60 дней после отхода судна.

По своему эксплуатационно-экономическому содержанию все возможные сборы и платы, связанные со стоянкой судна в иностранном порту, подразделяются на следующие укрупненные группы:
— портовые сборы;

— стивидорные расходы по погрузке;
— стивидорные расходы по выгрузке;
— расходы по агентированию (агентское вознаграждение, транспорт, брокерская комиссия,
комиссионные за экспедирование и бронирование груза);

— расходы по судну;
— разное.

Пример оформленного дисбурментского счета приведен на рис. . Перечень расходов, обычно включаемых в счет приведен в табл. .

Принимая счета за предоставленные услуги к оплате, агент обязан прежде всего проверить правомерность предъявленных к оплате счетов с целью своевременного выявления неправильно начисленных сумм. Этим заняты сотрудники агентской компании, работающие в дисбурментском отделе. В сводные дисбурсментские счетавключаются только соответствующим образом проверенные и акцептованные агентом счета продавцов услуг. Проверка счетов состоит обычно из следующих операций: формальная проверка; проверка предъявленных расходов по существу; проверка соответствия тарифам, условиям контрактов и соглашений; арифметическая проверка; сверка с учетными и оперативными данными.
Целью формальной проверки является проверка принадлежности счетов и наличия в них требуемых реквизитов (например, заверительных надписей). К оплате принимаются, как правило, только оригиналы счетов.
Проверка расходов, по существу, необходима для того. чтобы исключить взимание платы за услуги, которые не были заказаны либо не были предоставлены вообще, а также не допустить двойной оплаты выставленных счетов. На этом этапе уточняются условия выполнения рейса, так как нередко отдельные виды расходов подлежат отнесению за счет фрахтователей(отправителей или получателей груза), например стоимость крепления грузов либо сепарации и т. п.

Особое внимание уделяется проверке соответствия сборов и оплат действующим в портах тарифам и порядку их применения. Для этого агент обязан следить за информацией об изменениях тарифов и правилами их применения по всем видам услуг, предоставляемых судовладельцу. Осуществляя проверку условий применения тарифов, производят сверку различных сборов и плат с оперативными данными, содержащимися в первичных документах; для этого привлекаются, в том случае, когда это необходимо, специалисты оперативных подразделений агентской компании.

Рис. Пример дисбурсментского счета

Таблица — Виды расходов, обычно включаемых в дисбурсментский счет
Виды расходов Виды расходов (англ) Виды расходов Виды расходов (англ) Виды расходов Виды расходов (англ)
Портовые сборы Port Charges Грузовые расходы Cargo Handling Expenses Прочие расходы Other charges
Корабельный Tonnage dues Ствидорные Stevedore Агентирование Agency
Доковый Dock dues Сверхурочные грузчиков Stevedore overtime Агентское вознаграждение Agency fees
Маячный Light dues Тальманские Таllying Транспортные расходы Transport
Ледовый Ice dues Сверхурочные тальманов Таllуing overtime Комиссионные за экспедирование Forwarding commission
Якорный Anchorage dues Дополнительные услуги и работы Extra Labour Комиссионные за бронирование Booking commission
Канальный Canal dues Задержки и простой бригад Idle time for Labour Расходы по судну Vessel’s expenses
Причальный Berth dues Простой транспорта Idle time for transport Дегазация (дезинфекция) Degassing (desinfection)
Таможенный Customs clearance Супервайзер Supervisor Медицинское обслуживание Medical attendance
Сверхурочные Custom, immigration overtime Лебедчики Winchmen Почтово-телеграфные расходы Telegrams, telex, postage, phones
Карантинный Quarantine dues Крановые Crane hire Стирка белья Laundry
Санитарный Sanitary dues Элеваторные Grain elevator Аренда транспорта Car/launch hi re
Консульский Consular fees Доставка груза Cargo delivery Банковская комиссия Bank charges
Административный Administration fees Лихтеровка Lighterage Оформление морского протеста Noting sea protest
Пошлина на груз Landing charges Аренда стропов Sling hire Сюрвейер по ремонту Damage surveyor
Лоцманский Pilotage Взвешивание и обмер груза Weighing and measuring Обслуживание пассажиров Passengers service
Буксирный Towage Сепарационные материалы Separation materials Техническое обслуживание Deck and engine stores
Швартовщики Boatmen, mooringmen Шифтинги Shifting boards Смазочные масла Lubricants
За перешвартовку Shifting Прессование груза Pressing of cargo Ремонт Current ship repairs
Сигнальный Signaling Подстилочные материалы Dunnage Топливо Fuel/bunkers
Пожарный Fire Guard Зачистка трюмов Clearing of holds Продовольствие Provisions
Швартовный Mooring Крепление груза Securing of cargo Наличные капитану Cash to Master
Отшвартовный Unmooring Сортировка и маркировка груза Sorting and marking Возврат наличных Refund cash
Прочие расходы Other charges Складские расходы Shed rental Уборка мусора Garbage disposal
Сюрвейер по грузу Cargo surveyor Охранник у трапа Gangway watchman
Расходы по перевалке груза Transshipment Расходы по отправке экипажа Crew repatriation
Погрузка контейнеров Container loading Разные Miscellaneous
Прочие контейнерные расходы Other container expenses Демерредж Demurrage
Перемещение груза Shifting cargo Диспач Dispatch
Фрахт Freight
Аренда контейнеров Container rental
Хранение контейнеров Container storage
Оплата претензий по грузам Settlement of cargo claims
Оплата претензий за повреждения Settlement of damage claims
Расходы на рекламу Advertising
Печатание бланков Printing blank forms
Оплата подписных изданий Subscriptions

При заказе всех видов услуг в нерабочее время оплачиваются надбавки к тарифу в размере от 50 до 100%. Размер тарифа зависит также от мощности или размеров буксиров, разъездных катеров, автотранспорта, мусорных барж и т. л. По обычаям большинства портов мира, время оплаты буксиров и катеров начинается с момента их выхода с места стоянки.

Каждый иностранный порт имеет свои обычаи, правила и особенности в части набора портовых сборов и оплаты услуг применения тарифов. Агент прежде всего сам должен досконально изучить всю систему портовых тарифов и правил их применения, направлять судовладельцу все действующие в порту тарифы и правила, регулярно высылать ему все изменения и дополнения к ним; оказывать капитанам судов консультацию при заполнении всех первичных документов, являющихся основанием для выставления счета; рекомендовать наиболее рациональные схемы заказа и использования лоцмана, буксиров, барж и др.

Дисбурсментский счет — (от англ. Disbursement — оплата, расплата) — предъявляемый морским агентом счет, отражающий все расходы, произведенные им за счет судовладельца во время пребывания судна в порту захода; составная часть расходов по морским международным перевозкам.

Агент обеспечивает все виды обслуживания судов и их экипажей, оплачивает официально установленные налоги и портовые сборы по ставкам действующих в порту тарифов, услуги и работы по судну по предъявлении счета организации, оказавшей услугу. После отхода судна агент составляет и направляет судовладельцу дисбурсментский счет с приложением оправдательных документов, которые должны быть подтверждены подписью капитана и, как правило, акцептованы представителем судовладельца. Оплата дисбурсментских расходов обычно производится в течение 30 дней после получения счета. Расходы судовладельца по оплате дисбурсментского счета вычитаются для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль (доход) судовладельца в стране регистрации, как правило, в полном объеме

Источник: Толкушкин А.В. Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ, 2003.

Агентирование специализированных судов.

К специализированным транспортно-технологическим системам (ТТС), используемым в линейном судоходстве, относятся контейнерная и ролкерная.

Главной отличительной их особенностью является высокая производительность.

В связи с этим повышаются требования к оперативности работы агента: он должен выполнить весь комплекс работ по обслуживанию судна в очень сжатые сроки.

В ТТС входят:

─ специализированные суда;

─ портовые перегрузочные комплексы;

─ средства укрупнения грузов.

Большинство контейнеров доставляется от «двери» отправителя до «двери» получателя по двум вариантам:

1. средствами самого грузовладельца:

a. агент должен предоставить порожний контейнер грузоотправителю;

b. проконтролировать срок его использования;

c. организовать приемку освободившегося контейнера;

d. проверить его техническое состояние.

2. средствами перевозчика:

a. агент информирует клиентуру о правилах загрузки контейнеров;

b. не допускает как недоиспользования контейнеров, так и превышения его технической грузоподъемности;

c. агент должен арендовать необходимые транспортные средства или заключить договор с наземной транспортной организацией;

d. обеспечить доставку контейнеров на склад клиентуры и их возврат в кратчайшие сроки.

На судах типа Ро-Ро агент должен обеспечить беспрепятственную и немедленную отправку трейлеров в глубь страны, для чего ему необходимо иметь запас колес, тормозной жидкости, шлангов, габаритных огней и другого оборудования. а также содержать авторемонтную мастерскую для оперативного ремонта автотрейлеров и приведение их в состояние, удовлетворяющее местным правилам движения по автодорогам.

Агент должен иметь запас необходимых приспособлений лдя загрузки трейлера, крепления на нем груза и крепления самого ролл-трейлера на борту судна.

Все многочисленные расходы судна в данном порту в той или иной форме оплачиваются агентом и оформляются дисбурсментским счетом.

Дисбурсментский счет имеет дебетовую и кредитовую часть: в первую агент включает все расходы по обработке и обслуживанию судна, во вторую ─ поступления в пользу судовладельца (скидки с тарифных ставок, фрахт, демередж, оплата грузовладельцем работ, выполненных силами экипажа, возврат капитаном наличных агенту и т.д.).

Агент включает в дисбурсментский счет причитающееся ему агентское вознаграждение. К нему прикладываются все необходимые оправдательные документы (так называемые ваучеры): оригиналы счетов фирм, выполнявших конкретные работы и услуги, квитанция на оплату портовых сборов, заявки и расписки капитана, акты учета стояночного времени, таймшит и т.д.

Проверка дисбурсментских счетов осуществляется по следующим аспектам:

1. проверка по формальным признакам:

a. правильность оформления;

b. наличие всех необходимых реквизитов и ваучеров;

c. паспортные характеристики судна;

d. подпись капитана на всех ваучерах;

e. соответствие реквизитов ваучеров заявкам капитана.

По фактам небрежного оформления ваучеров агенту высылается рекламационное письмо и даются необходимые разъяснения капитану.

2. проверка по существу предъявляемых расходов: соответствие предъявленных расходов условиям перевозок, оговоренных в коносаментах, чартерах и перевозочных тарифах.

На основе этих документов определяется, за чей счет оплачиваются стивидорные работы, сепарация, затарка и растарка контейнеров, крепление груза. При этом необходимо учитывать местные правила и обычаи.

3. проверка правильности применения тарифов: контроль предоставления судну всех скидок и льгот как по оплате судовых сборов, так и по портовым услугам.

Портовые агенты обязаны направлять принципалу официальные документы о всех изменениях указанных тарифов и правил.

Особенно тщательно проверяются услуги, оказанные в сверхурочное время.

4. завершающим этапом является арифметическая проверка сводного дисбурсментского счета.

Ассоциации и федерации агентов.

Ассоциация ─ некоммерческое объединение, созданное с целью выработки общих правил агентирования, разработки стандартных документов, представительства и защиты агентских компаний в правительственных кругах.

FONASBA ─ «Федерация национальных ассоциаций судовых брокеров и агентов». Основана в 1969 году, место расположения ─ Лондон. Каждая страна может быть представлена в федерации только одним членом. В ней работают пять постоянных комитетов: исполнительный, линейный, трамповый, фрахтовый и документальный комитет по вопросам членства.

MANW (Multiport Agencies Net work) ─ «Малтипорт» или «Международная ассоциация судовых агентов». Основана в 1978 году в Роттердаме. Право на членство в этой организации имеют только независимые агентские компании по одному члену от каждого государства, большее число членов может быть только от США и Канады.

P&O Club (International Shipbrokers and Agents P and O Club Limited) ─ клуб страхования ответственности морских агентов. Основан в 1970 году в Лондоне. Клуб действует на принципах взаимного страхования его членов ─ агентских и брокерских компаний и обеспечивает защиту их интересов, правую помощь и возмещение убытков членов клуба, возникших в результате оплаты или претензий.

FIATA ─ «Федерация международных ассоциаций транспортных агентств». Основана в 1926 году.

Проформы и структура дисбурсментского счета. Порядок составления дисбурсментских счетов.
Необычные дома – больше, чем просто уют.

На основании счетов, собранных от всех. кто предоставляет судну те или иные услуги во время его захода в порт, агент составляет сводный документ, который носит название «дисбурсментский счет». К дисбурсментскому счету прилагаются оригиналы всех счетов, поступивших от фирм, участвовавших в обслуживании судна, груза и экипажа, распи¬ски капитана судна, таймшит, акт учета стояноч-ного времени и другие документы, необходимые для проверки правильности со¬ставления выставленных к оплате счетов. Дисбурсментский счет обычно составляется на каждый судозаход в порт и. следова¬тельно. в него включаются все счета, имеющие отноше-ние к дан¬ному рейсу судна.
Расходы линейного оператора по агентированию оборудова¬ния. которые имеют текущий характер, не могут быть привяза¬ны к конкретному судну и не вносятся в судовой дисбурсмент¬ский счет. Поэтому агенты получают такие счета от всех треть¬их лиц. проверяют их, акцептуют и затем формируют отдельный счет на оборудование.
Специфика сборов и платы за многочисленные услуги, а так¬же различия в национальных финансовых законодательствах привели к большому разнообразию форм дисбурсментских сче¬тов. Чтобы устранить это неудобство в расчетах между иност¬ранными агентами и советскими судовладельцами, применяется унифицированная форма дисбурсментского счета («Мор¬флот-100»), разработанная В/О «Совинфлот» в 1973 г. Форма составлена в компьютерном варианте, т .е. с ее помощью можно организовать учет и проверку дисбурсментских расходов в си¬стеме ЛСУ «Морфлот».
Форма «Морфлот-100» группирует все дисбурсментские расходы по следующим признакам: портовые сборы; грузовые рас¬ходы раздельно по выгрузке (погрузке); расходы по агентирова¬нию, включая все виды услуг, оказываемых агентом; судовые расходы; прочие расходы, имеющие эпизодический характер. Агентам разрешено применять сокращенный вариант формы «Морфлот-100», включающий только те виды затрат, которые характерны для данного порта, без изменения кодификацион¬ной системы. Некоторые агенты получили также разрешение ис¬пользовать в форме «Морфлот-100» местные названия тех ста¬тей расходов, которые не совпадают с названиями унифициро¬ванного счета. Дисбурсментский счет имеет дебетовую и креди¬товую части. В дебетовую часть агент включает все расходы судовладельца, в кредитовую— все денежные поступления в поль¬зу судовладельца: суммы, возвращае-мые судовладельцу по его рекламациям; скидки с тарифов, предоставляемые некоторыми фермами в пользу судовладельца; возврат капитаном судна на¬личных денег агенту н т. д.
В агентском соглашении обязательно указываются сроки составления дисбурсментских счетов и представления их судовла¬дельцу. Это условие является особенно важным для судовла¬дельца, так как облегчает планирование им своей финансовой деятельности. Обычный срок составления дисбурсментского сче¬та и представления его судовладельцу—45—60 дней после от¬хода судна.