Добровольная ликвидация юридического лица

Под ликвидацией юридического лица понимают прекращение его деятельности, при котором не происходит передачи прав и обязанностей другому юридическому лицу.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется на основании решения собственников юридического лица. Причиной для такого решения может быть нецелесообразность дальнейшей работы предприятия, исполнение целей, для которых оно было создано, или истечение срока деятельности.

Принудительная ликвидация осуществляется по решению суда. С иском в суд могут обратиться государственные органы, полагающие, что юридическое лицо совершило грубое или непоправимое нарушение законов. Например, основанием для инициации процедуры принудительной ликвидации может быть работа без лицензии, занятие запрещенными видами деятельности, нарушение антимонопольного законодательства и прочее.

  • Принятие решения о ликвидации и его регистрация в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

    Ликвидация юридического лица – вопрос, относящийся к компетенции общего собрания собственников общества. При принудительной ликвидации такое решение принимается на основании решения суда, обязывающего общество провести процедуру ликвидации.

    Информация о принятом решении должна быть доведена до сведения государственного регистратора в течение трех дней с момента принятия решения.

    Ликвидация юридических лиц

    Регистратору направляется Уведомление о ликвидации юридического лица (примечание 1), приложением к которому служит выписка из протокола общего собрания пайщиков или акционеров общества.

    Опираясь на представленные сведения, регистратор вносит в ЕГРЮЛ данные о том, что общество вступило в стадию ликвидации. Обществу направляется письменно уведомление о произведенных в реестре изменениях.

  • Назначение ликвидационной комиссии.

    Юридическое лицо создает ликвидационную комиссию, к которой на время прохождения ликвидации переходят полномочия по его управлению. Комиссия берет под свой контроль все операции предприятия, связанные с имуществом и финансами.

    В комиссию могут быть включены представители собственников и исполнительного органа, а также профильные специалисты, чьи знания могут быть полезными предприятию на этом этапе (бухгалтер, юрист, кадровик). Если ликвидация осуществляется в принудительном порядке, в состав комиссии должен войти представитель организации, инициировавшей процедуру ликвидации.

    В случае, если юридическое лицо, подлежащее ликвидации по решению суда, не создает указанную комиссию по собственной инициативе, суд назначает ликвидатора, уполномоченного провести необходимую процедуру.

    Данные о составе ликвидационной комиссии вносятся в Уведомление о ликвидации юридического лица (примечание 1) и направляются регистратору, который размещает их в ЕГРЮЛ и письменно сообщает обществу о произведенных корректировках.

  • Извещение кредиторов о начавшейся ликвидации.

    Ликвидационной комиссии надлежит составить список кредиторов юридического лица и направить каждому из них информацию о начавшейся ликвидации. Помимо этого необходимо опубликовать аналогичное объявление в средствах массовой информации. В обязательном порядке — в Вестнике государственной регистрации и, если это предусмотрено, – в печатном органе, указанном в уставе общества.

    В этих извещениях должна быть размещена информация о времени и порядке предоставления требований кредиторов. Общий отведенный для этих целей срок не может быть меньше двух месяцев.

    Одновременно с выявлением кредиторов ликвидационная комиссия осуществляет поиски средств для погашения имеющихся обязательств. Она собирает дебиторскую задолженность, проводит инвентаризацию активов и продает принадлежащее юридическому лицу имущество.

  • Составление предварительного ликвидационного баланса.

    В этом документе перечисляются активы юридического лица и подлежащие погашению обязательства. Также в нем указываются полученные юрлицом требования кредиторов и результаты их рассмотрения.

    Основная часть ликвидационного баланса отображает механизм погашения задолженностей предприятия, которые должны осуществляться в соответствии с очередностью, установленной в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Важно, что исполнение обязательств каждой следующей очереди может быть осуществлено только после полной оплаты задолженностей предыдущей ступени.

    • В первую очередь погашаются обязательства перед физическими лицами, которым юридическое лицо должно возместить вред здоровью или жизни.
    • Вторая очередь предполагает осуществление окончательного расчета с работниками, выплату выходного пособия и завершение расчетов по авторским правам.
    • К третьей очереди относят погашение долгов перед бюджетом и всеми внебюджетными фондами. Следует иметь в виду, что налоговые органы имеют право провести дополнительную проверку ликвидируемого юридического лица вне зависимости от сроков осуществления предыдущего контроля.
    • В последнюю очередь осуществляются платежи по долгам перед контрагентами общества. Владельцы облигаций общества также относятся к этой категории.
      Особняком в этой группе стоят кредиторы, обязательства перед которыми защищены договором залога. Выплата этих задолженностей осуществляется за счет средств, полученных от продажи заложенного имущества, и может быть осуществлена раньше, чем выплата задолженностей предшествующих очередей, если договор был заключен до момента возникновения последних.
    • Предварительный ликвидационный баланс принимается на общем собрании собственников. Сведения о его утверждении и сам баланс направляются регистратору в рамках Уведомления о ликвидации юридического лица (примечание 1). На основании полученных данных в ЕГРЮЛ вносится необходимая корректировка.

      Если в ходе составления промежуточного баланса комиссия (или ликвидатор) установила, что имеющихся у юридического лица средств недостаточно для погашения всех имеющихся задолженностей, она обязана уведомить об этом Арбитражный суд. После этого ликвидация юридического лица должна будет осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона о несостоятельности (банкротстве).

    • Расчет с кредиторами и раздел оставшегося имущества.

      После того, как информация о промежуточном балансе будет принята регистратором, ликвидационная комиссия приступает к погашению обязательств юридического лица. Осуществляется оно в соответствии с алгоритмом, утвержденном в предварительном ликвидационном балансе.

      Затем ликвидационная комиссия делит оставшиеся активы между собственниками предприятия. Причем в первую очередь гасится задолженность по объявленной, но не выплаченной прибыли, во вторую — оставшееся имущество распределяется между всеми владельцами пропорционально внесенному в уставный капитал вкладу. Составляется и утверждается собственниками окончательный ликвидационный баланс.

    • Подготовка документов для окончательного завершения процедуры ликвидации.

      В целях окончательного завершения процедуры ликвидации юридического лица комиссия готовит следующие документы:

      Нередко налоговая инспекция запрашивает дополнительные сведения об осуществленных в ходе ликвидации действиях (справку об отсутствии задолженностей перед бюджетом, информацию об уведомлении кредиторов и прочее).

      После получения указанных документов регистратор вносит в ЕГРЮЛ данные о том, что процедура ликвидации юридического лица завершена.

    • Специфика ликвидации акционерных обществ в основном лежит в области распределения имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов (пункт 5 вышеописанных этапов). Установленная Федеральным законом об акционерных обществах очередность производства выплат выглядит следующим образом:

      Каждая следующая очередь распределения имущества осуществляется только после полного соблюдения интересов предыдущей очереди. Если имеющихся средств недостаточно для удовлетворения требований очереди, остаток делится между акционерами данной очереди пропорционально количеству акций.

      Информация о распределении имущества общества вносится в окончательный ликвидационный баланс и утверждается на общем собрании акционеров.

      Примечание 1. Решение о ликвидации юридического лица, данные о составе ликвидационной комиссии и сведения о предварительном ликвидационном балансе направляются в рамках Уведомления о ликвидации юридического лица.

      Если возникала необходимость ликвидировать юридическое лицо, рекомендуем вам прочесть эту статью. Здесь мы расскажем вам поэтапно, как происходит процесс ликвидации юридического лица.

      Для начала поговорим о самом понятии «ликвидация юридического лица». Что это такое и как он происходит? Ликвидация юридического лица осуществляется в случае реорганизации, деления (добровольная ликвидация) или в случае признания юрлица банкротом (судебная).

      Пошаговая инструкция ликвидации ЮЛ:

      1. Первый этап – принимается решение о необходимости ликвидировать юридическое лицо. Такое решение может быть принято на собрании собственников юридического лица или в соответствии с постановлением суда в порядке признания юрлица банкротом.
      2. Второй этап – создание комиссии, которая будет заниматься прекращением юридического лица.
      3. Третий этап – необходимо уведомить государственный регистрационный орган о том, что начата процедура ликвидации юридического лица, в некоторых случаях на этом этапе задействуется налоговая служба.
      4. Четвертый этап – понадобится поставить в известность всех своих кредиторов, чтобы удовлетворить их требования. Если у юридического лица остается имущество после того, как требования кредиторов удовлетворены, нужно назначить распорядителя имуществом.
      5. Пятый этап – после того как все предыдущие действия были проделаны и на балансе юрлица не осталось средств, необходимо внести запись ЕГРЮЛ о прекращении существования юрлица.

      Вкратце мы описали порядок того, как проводится ликвидация юридического лица, теперь рассмотрим его более детально, чтобы вы учли все нюансы этой процедуры.

      Решение о ликвидации юрлица

      Обычно, независимо от формы юрлица, решение о его ликвидации принимается на собрании собственников последнего. Также ликвидируется юрлицо в судебном порядке, когда он признан банкротом. После того как решение принято, выбираются члены в ликвидационную комиссию, а также в нормативных документах фиксируются сроки и порядок ликвидации.

      По решению собственников или суда обязанности главы ликвидационной комиссии может исполнять руководитель ЮЛ. С момента создания комиссии все управление передается ему в руки. Что касается документального оформления этого этапа, то решение о ликвидации утверждается протоколом.

      Если ЮЛ – один собственник, то можно оформить ликвидацию, подготовив такой документ, как решение.

      В протоколе фиксируются такие данные:

      • причины для ликвидации;
      • сколько участников ЮЛ проголосовало за ликвидацию и сколько присутствовало на собрании;
      • члены, выбранные в ликвидкомиссию;
      • сроки ликвидационной процедуры и ее последовательность.

      Для регистрации в ЕГРЮЛ подается нотариально заверенная копия протокола.

      Дальше нам необходимо сообщить о своем решении или решении суда в ЕГРЮЛ. После того как регистрационный орган был уведомлен, он вносит данные о начале ликвидационной процедуры в госреестр. Если посмотреть отечественное законодательство, то увидим, что на протяжении трех дней после принятия решения о ликвидации мы обязаны сообщить об этом в регистрационный орган.

      Требования, которые выдвигаются к регистрационным документам:

      • документы подаются по месту регистрации ЮЛ;
      • составление документов на государственном языке;
      • в решении о ликвидации ЮЛ необходимо указать состав ликивдкомисии, а также ИНН лиц, которые в нее входят.

      Читайте также: Как происходит смена учредителя в организации

      Если вы выполнили указанные выше условия, регистрационная комиссия рассмотрит ваши документы в срок и не вернет их на доработку.

      После того как вышлют ответ о внесении изменений в реестр, вы должны уведомить своих кредиторов о принятом решении. Как только кредитор получил от вас такого рода информацию, ему дается срок 2 месяца для предъявления и взыскания своих претензий.

      Также после внесения изменений в реестр на юрлиц распространяется множество ограничений:

      • запрет на внесение изменений в устав;
      • запрет на создание или ликвидацию структурных подразделений;
      • ЮЛ не может выступать создателем или участником нового ЮЛ.

      Как правильно уведомить кредиторов

      Эти вопросом очень часто задаются члены ликвидационной комиссии. Глава комиссии рассылает каждому кредитору уведомление о том, что началась процедура ликвидации ЮЛ. Кроме этого, комиссия должна опубликовать эту информации в официальных источниках: газетах, СМИ, на телевизионных новостных каналах. Проделав эти действия, считается, что комиссия уведомила всех кредиторов должным образом.

      После уведомления кредиторов комиссия открывает ликвидационные счет, на который переписывает все средства хозяйственного общества.

      Ликвидация юридического лица — пошаговая инструкция, этапы и виды

      Для этого комиссия обязана провести перепись всех своих активов, оборотных и необоротных средств.

      После того как требования кредиторов удовлетворены, а на ликвидационном счету не осталось средств, необходимо внести запись в реестр о прекращении функционирования хозяйственного общества.

      Госрегистратор после внесения данных в реестр обязан опубликовать решение о прекращении функционирования ЮЛ. После этого ликвидационная процедура считается завершенной, а ЮЛ прекращает свое существование. Надеемся, что наши рекомендации помогут вам разобраться в том, как происходит ликвидация юридического лица.

      Основания для принудительной ликвидации юридического лица

      Основания для принудительной ликвидации указаны в п.2 ст.61 ГК РФ, а также в иных федеральных законах.

      Однако в п.23 Постановления Пленума ВС РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъясняется, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных п.2 ст.61 ГК РФ. Неисполнение указанным лицом требований, содержащихся в иных законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

      Юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по следующим основаниям.

      1. При создании юридического лица допущены грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

      В частности, согласно ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если при создании такого юридического лица были допущены грубые нарушения закона или иных правовых актов и эти нарушения носят неустранимый характер.

      2. Осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

      Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает виды деятельности, подлежащие лицензированию.

      3. Осуществление запрещенной законом деятельности.

      В соответствии с п.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, федеральными законами может быть запрещено осуществление определенной деятельности.

      Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии с абз.2 п.2 ст.60 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

      4. Осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

      Согласно п.23 Постановления Пленума ВФ РФ, Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 №6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", неисполнение юридическим лицом требований, содержащихся в законах, может служить основанием для ликвидации юридического лица, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта.

      В частности, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо допустило грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации.

      Налоговые органы на основании вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности в случае неоднократного или грубого нарушения налогового законодательства.

      Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов.

      Однако при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона арбитражный суд должен установить, какие конкретно нарушения закона допущены, и оценить их характер, после чего решать вопрос о ликвидации.

      В соответствии с ФЗ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" налоговые органы обязаны при повторном нарушении юридическим лицом указанного закона и Положения по применению контрольно-кассовых машин обращаться в суд с иском о ликвидации данного юридического лица с одновременным приостановлением его деятельности, связанной с денежными расчетами с населением, в том числе в виде запрещения распоряжаться средствами на его счетах в банках.

      Невыполнение решений учредителей (участников) или органа юридического лица о его добровольной ликвидации не может служить основанием для принудительной ликвидации юридического лица. Если учредители (участники) или уполномоченный орган юридического лица приняли решение о добровольной ликвидации юридического лица, но не назначили ликвидационную комиссию и не установили порядок и срок проведения ликвидации, это не является основанием для принудительной ликвидации юридического лица. Такие обстоятельства нельзя отнести к случаям, предусмотренным п.2 ст.61 ГК РФ, т.к. в действиях юридического лица не содержится грубого или неоднократного нарушения законодательства.

      Порядок ликвидации юридических лиц

      Принятие учредителями или органом юридического лица решения о его добровольной ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и определения порядка проведения ликвидации не является основанием к принудительной ликвидации юридического лица, если только в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения действующего законодательства.

      5. Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.

      Согласно п.1 ст.49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В п.2 ст.52 ГК РФ указано, что в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели ее деятельности.

      6. Признание коммерческой организации, потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда несостоятельным (банкротом).

      7. Если объединение коммерческих организаций (союз или ассоциация), хозяйственное общество или товарищество осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, федеральный антимонопольный орган (территориальный орган в пределах его компетенции) вправе предъявлять в суд иск о ликвидации такой организации.

      8. Если число участников общества с ограниченной ответственностью будет более 50-ти, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.

      Если в течение указанного срока общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке.

      9. В случае если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое.

      Если число его акционеров не уменьшится до установленного предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

      10. В случае неполной оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в течение года с момента государственной регистрации общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества.

      Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

      11. Акции акционерного общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. В случае неполной оплаты акций в течение указанного срока право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме, переходит к обществу.

      Такие акции должны быть реализованы обществом не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала.

      Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

      12. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке.

      Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.

      Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

      13. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества оказывается меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до величины, не превышающей стоимости его чистых активов.

      Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, общество обязано принять решение о своей ликвидации.

      Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала или о ликвидации, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.

      14. Индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия, созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и другие не находящиеся в государственной или муниципальной собственности предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат до 1 июля 1999 года преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации.

      15. Общества с ограниченной ответственностью (товарищества с ограниченной ответственностью), созданные до введения в действие Федерального закона от 08.02.1998 № 14-Ф "Об обществах с ограниченной ответственностью", которые до 1 января 1999 года не привели свои учредительные документы в соответствие с указанным законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке.

      16. Уставы общественных объединений, созданных до вступления в силу Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", должны быть приведены в соответствие с указанным законом не позднее 1 июля 1999 года. По истечении указанного срока общественные объединения, не прошедшие перерегистрацию, подлежат ликвидации в судебном порядке по требованию органа, регистрирующего общественные объединения.

      17. Фонд может быть ликвидирован только по решению суда.

      В соответствии с п.2 ст.119 ГК РФ решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц в следующих случаях:

      18. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случаях:

      19. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

      20. Основаниями для ликвидации религиозной организации в судебном порядке являются:

      21. Религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц "О свободе совести и о религиозных объединениях".

      22. Создание, слияние, присоединение коммерческих и некоммерческих организаций, изменение состава участников некоммерческих организаций в нарушение установленного п.1 и 5 ст.17 Закона РФ «О конкуренции и ограничено монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 № 946-1 порядка, приводящие к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования, а равно неисполнение предписания антимонопольного органа, которое выдано в соответствии п.4 и 6 ст.17 Закона РФ «О конкуренции и ограничено монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 № 946-1, является основанием для их ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

      23. В случае, если юридическое лицо, зарегистрированное до 1 июля 2002 года, не позднее 31 декабря 2002 года не представит в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп."а"-"д", "л" п.1 ст.5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", это является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.

      Использованы материалы «Консалтинг-Стандарт»

      ГК РФ Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

      (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

      (см.

      Service Temporarily Unavailable

      текст в предыдущей )

      1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

      Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

      2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

      Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных , промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

      3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

      4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

      В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

      5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

      6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных , ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

      7. В случаях, если настоящим предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

      8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено , иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим , при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

      9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

      Ликвидация юридического лица