Должностное лицо организации

Понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285. Должностными лицами признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Таким образом, в основе понятия должностного лица лежит указание на ответственные функции, выполняемые этими лицами в сфере организационно-распорядительной и административно-хозяйственной деятельности.

К представителям власти относятся те работники государственных органов, которые наделены правом в пределах их компетенции предъявлять требования и принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями (учреждениями, предприятиями), независимо от их ведомственной подчиненности.

Представителями власти являются представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК). Следовательно, представителями власти являются сотрудники органов внутренних дел, таможенной службы, налоговой полиции.

Организационно-распорядительные функции означают управленческие функции, связанные с руководством деятельностью других людей в связи с их служебной или производственной деятельностью. К организационно-распорядительной деятельности относится подбор кадров, контроль и проверка исполнения выполненной работы, организация труда.

Административно-хозяйственные функции — это полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом. Такими функциями наделяются начальники хозяйственных служб и их заместители, зав. складами и магазинами и др.

Субъектами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции только в государственных и муниципальных учреждениях. Лица, выполняющие такие функции в общественных объединениях, партиях, коммерческих структурах несут ответственность по гл. 23 УК РФ.

Должностные лица выполняют свои функции постоянно, временно или по специальному полномочию. Следовательно и временное, то есть в течение определенного срока выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций или занятие должностей, так же может служить основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Под специальным полномочием следует понимать кратковременное выполнение указанных функций без занятия соответствующей должности, но на основании закона, приказа, положения или другого правового акта.

Должностное лицо

Так, по специальному полномочию действуют народные и присяжные заседатели. По специальному полномочию возможно разовое выполнение соответствующих функций.

Таким образом, по определению закона выделяются две категории должностных лиц:

  1. представители власти;
  2. лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в войсковых и воинских формированиях.

Государственные служащие и служащие органов местного самоуправления должностными лицами не являются, если они не наделены полномочиями организационно-распорядительного характера.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

  1. Отдельные виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
  2. Уголовная ответственность за взяточничество

Является ли главный бухгалтер предприятия должностным лицом Лига 2009-10-18

Версия для печати

? Является ли главный бухгалтер предприятия должностным лицом?

Бухгалтер&Закон 12.10.2009 – 18.10.2009, № 20 (20)

Действующее законодательство не содержит непосредственного определения термина «должностное лицо».

Согласно п. 2 ст. 8 Закона о бухучете вопросы организации бухгалтерского учета на предприятии относятся к компетенции его собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Поэтому ответственность за организацию бухучета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций в первичных документах, сохранность обработанных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока также несут:

• или собственник (собственники);

• или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами.

Для обеспечения ведения бухучета предприятие самостоятельно избирает формы его организации, в частности путем введения в штат предприятия должности бухгалтера или создания бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером (п. 4 ст. 8 Закона о бухучете).

При этом административная ответственность за отсутствие налогового учета, нарушение руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленного законом порядка ведения налогового учета, установленная ст. 1631 КоАП, влечет за собой наложение штрафов на указанных лиц.

Согласно ст. 2 Закона о госслужбе должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей госорганов и их аппарата, другие госслужащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

В практике применения терминов, слов и словосочетаний в юриспруденции под должностным лицом понимается особая категория служащих государственных и общественных органов, учреждений, организаций, предприятий, которые занимают постоянно или временно, по назначению, выбору или в другом установленном порядке предусмотренные штатным расписанием должности и полномочны осуществлять юридически значимые действия, направленные на установление, изменение или прекращение правоотношений. Содержание и объем таких действий разные и определяются занимаемой должностью.

Следовательно, в зависимости от возложенных на главного бухгалтера полномочий, направленных на установление, изменение или прекращение правоотношений, а также организационно-распорядительных функций, он либо является должностным лицом предприятия, либо нет – при их отсутствии.

автор: Светлана Гавриляка, эксперт-аналитик

Правовой глоссарий:

1. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

2. Закон о госслужбе – Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г.

Ответственность должностных лиц организации: понятие, виды, субъекты

№ 3723-XII.

3. Закон о бухучете – Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Виды ответственности должностных лиц

Основные направления государственной политики в области охраны труда.

  • признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятий
  • установление единых норм требований по охране труда для предприятий всех форм собственности, независимо от среды хозяйственной деятельности
  • государственное управление деятельностью в области охраны труда, гос надзор и контроль за соблюдением законов в области охраны труда
  • защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве
  • проведение эффективной налоговой политики
  • применение эк санкций в целях соблюдения предприятиями требований по охране труда(штрафы)

Определение охраны труда. Система правовых актов РФ.

Охрана труда – система законодательных актов, соц-экономич., организ-технич., лечебно-профилактич. мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность человека в процессе труда.

Система правовых актов РФ (которые должны соблюдаться федер.органами исполнительной власти, а также предприятиями всех форм собственности):

  • гос стандарты РФ
  • сист. Стандарты безопасности труда
  • отраслевые стандарты
  • санитарные правила и инструкции по технике безопасности

Главные надзорные органы по охране труда.

Гос управление охраны труда осуществляет гос орган, полномочия которого опр-ся президентом РФ и по его поручению Правительством РФ;

Главный надзорный орган по охране труда – федеральная инспекция труда при Мин.Здравоохранении и Соц.Развитии, контролирующих выполнения законодат о труде и охране труда силами гос инспекций труда, являющихся его территориальными органами;

Надзорные органы:

  • гос-ые
  • санит.-эпидемиологический надзор (за выполнение предприятиями и орг-ми санитарно-гигиенич норм и правил)

Гос технич. надзор (контролирует прав.устройства и эксплуатации электрич. и теплоиспольз-ых установок)

Гос пожарный надзор – контролирует выполнение требований пожарной профил-ки при проектир-ии и эксплуатации произв. Помещений

Федер надзор РФ по ядерной и радиац безоп-ти — контр-ет источники ионизир-их излучений

Прогнозируемый риск. Четыре методических подхода к определению риска.

Прогнозируемые риски — это риски, которые связаны с циклическим развитием экономики, сменой стадий конъюнктуры финансового рынка, предсказуемым развитием конкуренции и т.п.

Предсказуемость рисков носит относительный характер, так как прогнозирование со 100%-ным результатом исключает рассматриваемое явление из категории рисков. Например, инфляционный риск, процентный риск и некоторые другие их виды.

Непрогнозируемые риски — это риски, отличающиеся полной непредсказуемостью проявления. Например, форс- мажорные риски, налоговый риск и др.

Существуют 4 метод. подхода к определению риска:

  • инженерный, опирающ. на статистику и вероятностныйый анализ безопасности
  • модельный основан на построении моделей воздействия вредн.

факторов на человека

  • экспертный, при котором вероятность соб-ий опр-ся данными экспертизы
  • социальный основан на опросе населения

Защитные и предохранительные устройства.

Защитные (оградит.)устройства: к ним относятся ср-ва защиты, препятствующие попаданию чел-ка в опасн. зоны; они применяются для изоляции систем привода машин и агрегатов, зоны обработки заготовок, станков, прессов, ударных элементов машин. Конструктивно-оградит устройства могут быть: стационарными, подвижными и переносными.

Предохранительные устройства: предназначены для автоматич отключения подвижных агрегатов и машин при отклонении от норм. режима работы, к ним относ-ся: ограничители хода, изготовл-ых в виде упора, концевых выключателей, ограничителей скорости с тормозными устройствами и т.д.

Виды ответственности должностных лиц.

Должностные и административные лица, виновные в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда несут ответственность: дисциплинарную, административную, уголовную и материальную.

  • Дисциплинарная ответственность — дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу по спец-ти на срок до 3х месяцев) налагается в порядке подчиненности вышестоящей администрацией.

  • Административная ответственность — выражается в применении административных взысканий :предупреждение, денежный штраф, взыскиваемый из заработной платы, лишение удостоверений (прав) — налагаются административными комиссиями, техническими инспекторами профсоюзов, органами Госгортехнадзора, энергонадзора, санитарного и пожарного надзоров.
  • Уголовная ответственность — к ней привлекают органы прокуратуры. За нарушение правил охраны труда по ст.140 УК РФ виновное должностное лицо наказывается лишением.Согласно УК РФ лица, виновные в нарушении правил : а)при производстве строительных работ (санитарных, эксплуатации строительных механизмов);б)на взрывоопасных предприятиях наказываются :исправительными работами на срок до 1 года или штрафом до 300 руб. или увольнением от должности; в)при перевозке, использовании учета и хранении взрывчатых веществ согласно ст.217 УК РФ — лишения свободы или исправительными работами до 1 года, а при тяжких последствиях — до 7 лет; г)пожарной безопасности — ст.215 (вред здоровью, ущерб — лишение свободы на срок до 3 лет, гибель людей, тяжкие последствия до 5 лет.
  • Материальная ответственность — выражается во взыскании с виновного лица сумм, выплачиваемых предприятием потерпевшему лицу или органам соцстраха.

Привлечение к административной и дисциплинарной ответственности не исключает материальной ответственности.

Введение

Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и органов управления, а также органов местного самоуправления. Это особенно важно в период коренной перестройки всех важнейших сфер жизни общества, построения демократического правового государства, развития стабильной и сильной экономики, обеспечения социальной защищенности граждан и вообще в целом укрепления Российского государства.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления — это предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на нормальную деятельность публичного аппарата управления, совершенные служащими (должностными лицами) этого аппарата с использованием служебных полномочий, а также лицами, осуществляющими функции публичного аппарата управления по специальному поручению (полномочию).

Это преступления лиц, которые вследствие официально предоставленных им властными структурами полномочий по управлению (в широком смысле этого термина, включающего деятельность законодательную, исполнительно-распорядительную, надзорную и судебную) находятся в особом положении по отношению как к органам, предоставляющим им эти полномочия, так и к гражданам, подчиненным управлению.

Таким образом, должностное злоупотребление совершается специальным субъектом, которым является — должностное лицо.

Цель настоящей работы: изучить понятие «должностное лицо» в уголовном праве, его признаки и виды.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

1 Понятие, признаки и виды должностного лица

В уголовном законодательстве, понятие должностного лица содержится в примечании 1 к ст. 285 УК РФ и разъясняется в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»: «должностными лицами признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации».

Данное определение позволяет выделить три группы признаков, которые лежат в основе признания лица должностным:

1) характер выполняемых лицом функций, т.е. полномочий и обязанностей;

2) правовое основание наделения его этими функциями;

3) круг органов, учреждений и организаций, в которых работает (служит) данное лицо.

Итак, должностное лицо должно выполнять определенные функции. Указанный в законе характер выполняемых должностным лицом функций позволяет однозначно определить круг лиц, признаваемых должностными, и исключить из него иных лиц, хотя и занятых на работе (службе) в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, но выполняющих иные, технические функции.

Должностное лицо должно быть представителем власти. Содержание функции власти, а следовательно – и характер действий представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом, который он представляет. Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе и обязательных для выполнения распоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношении граждан и юридических лиц независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности.

Например, представитель власти – работник милиции имеет право в определенных случаях проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан.

Законодательное закрепление понятия представителя власти содержится в примечании к ст. 318 УК РФ: «Представителем власти в настоящей статье и других статьях настоящего Кодекса признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости».

Верховный Суд под представителем власти понимает лицо, наделенное властными полномочиями, осуществляющее законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами либо организациями независимо от их ведомственной подчиненности.

Главное отличие представителей власти от лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в том, что они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, т.е. не подчиненных им по службе.

К представителям власти относятся члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы РФ, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов Министерства внутренних дел РФ и Федеральной службы безопасности РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых они наделяются распорядительными полномочиями.

Властными полномочиями могут быть наделены не только государственные служащие. Например, присяжные заседатели.

Не состоят на государственной службе представители общественности, которым предоставлены властные полномочия в связи с участием их в охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями и т. д. (дружинники, капитаны судов дальнего плавания, начальники зимовок).

Должностное лицо может выполнять организационно-распорядительные функции, которые заключаются в руководстве деятельностью организаций, коллективов. Суть этих функций сводится к организации работы органов и учреждений (их отдельных подразделений), подбору и расстановке кадров, приему и увольнению, планированию работы, контролю и проверке исполнения, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий. Такими лицами могут быть руководители государственных или муниципальных органов и учреждений, в том числе директора школ, учреждений культуры, ректоры университетов, начальники отделов кадров этих учреждений и т.п.

Должностное лицо может выполнять административно-хозяйственные функции, которые сводятся к управлению и распоряжению государственным и муниципальным имуществом. К ним могут быть отнесены, в частности, полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящими на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. Такими лицами могут быть заведующие базами, складами, хозяйствами, начальники финансовых служб государственных или муниципальных органов и учреждений и т.д.

Функции представителя власти, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по специальному полномочию лицо исполняет в том случае, если они возложены на него, во-первых, законом (в частности, стажеры органов милиции, прокуратуры), во-вторых, нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом в течение определенного времени или одноразово либо совместно с основной работой (например, присяжные заседатели).

Функциями по временному или специальному полномочию для исполнения обязанностей должностного лица могут быть наделены лица, которые постоянно выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности в государственных либо муниципальных организациях или учреждениях (например, врач при выдаче листа нетрудоспособности, при участии в работе ВТЭК по определению инвалидности, призывных комиссий; преподаватель, участвующий в аттестационно-экзаменационной или. квалификационной комиссии, и т.д.).

Не следует относить к числу должностных лиц руководителей государственных или муниципальных предприятий. Данные лица выполняют управленческие функции в коммерческих организациях (независимо от формы собственности) и несут уголовную ответственность за совершаемые служебные преступления по ст. 201 или 204 УК.

Не может рассматриваться в качестве должностного лица поверенный, представляющий в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерного общества (хозяйственного товарищества), часть акций (доли, вклада) которых закреплена (находится) в федеральной собственности, в том числе и на предприятиях, где 100% акций закреплено в государственной или муниципальной собственности и где Российская Федерация участвует в открытом акционерном обществе путем использования специального права «золотой акции».

Один и тот же субъект может обладать как одним из перечисленных признаков, так и несколькими. Например, начальник горотдела милиции обладает властными полномочиями и в то же время выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции. Привлекая лицо к уголовной ответственности за должностное преступление, в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном приговоре необходимо указать лишь тот признак должностного лица, который был использован при совершении преступного деяния.

Уполномоченное должностное лицо — налоговый орган

Cтраница 2

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. Об отказе указанных лиц подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признается датой вручения акта налоговой проверки.  

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме, который подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем.  

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. Об отказе указанных лиц подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, должностными лицами налогового органа составляется соответствующий акт, дата составления которого признается датой вручения акта налоговой проверки.  

АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ — документ, составляемый уполномоченными должностными лицами налоговых органов по результатам выездной налоговой проверки в соответствии с требованиями ст. 100 НК, являющийся одним из оснований для принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки.  

По результатам проверки не позднее двух месяцев после составления справки уполномоченное должностное лицо налогового органа должно составить акт проверки по установленной форме. Этот акт подписывается проверяющим лицом и руководителем проверяемой организации ( или индивидуальным предпринимателем) либо их представителями.  

Представление налоговой декларации в налоговый орган осуществляется путем ее вручения уполномоченному должностному лицу налогового органа или пересылки по почте.  

Акт выездной налоговой проверки должен быть подписан участвовавшими в проверке уполномоченными должностными лицами налогового органа, а также руководителем ( лицом, исполняющим его обязанности) проверяемой организации или индивидуальным предпринимателем.  

Акт налоговой проверки составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Акт подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт в нем делается соответствующая запись. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.  

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.  

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.  

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.  

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.  

По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.  

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики — физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций-налогоплательщиков и физических лиц — налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.  

Страницы:      1    2    3