Допрос в налоговой

Главная — Статьи

Доказывание налогового правонарушения: вызов и допрос свидетеля

Одна из основных правовых аксиом гласит: любое доказательство должно быть допустимым. Это означает, что оно предусмотрено законодательством и получено в строго определенном порядке. В этой связи стоит отметить, что у налоговиков есть право в рамках мероприятий налогового контроля допрашивать свидетелей. Вопрос в том, как они это делают. И в данном случае формализм может сыграть против инспекторов.

Право налоговиков вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля, закреплено в пп. 12 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса.

Вызвали в налоговую на допрос: что говорить и о чём молчать

Порядок получения показаний регламентирован ст. 90 Кодекса. Что же касается оформления результатов допроса, то НК установлены общие правила составления протокола для всех мероприятий налогового контроля, которые этого требуют в соответствии с Налоговым кодексом (ст. 99 НК).

В зоне риска

Круг лиц, которых налоговики могут вызывать в качестве свидетелей, достаточно широк. Так, согласно п. 1 ст. 90 Налогового кодекса для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Недоступны ревизорам для допроса следующие категории свидетелей:
— лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля;
— лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
При всем при том отказаться от дачи показаний физлицо вправе лишь в ограниченном числе случаев — только по основаниям, предусмотренным законодательством (п. 3 ст. 90 НК). В частности, согласно Гражданскому процессуальному кодексу граждане вправе отказаться от дачи свидетельских показаний в следующих случаях, если придется свидетельствовать против:
1) самого себя;
2) супруги, супруга, родителей, усыновителей, детей, в том числе усыновленных;
3) брата, сестры, дедушки, бабушки, внука, внучки.
В противном случае несостоявшемуся свидетелю "светит" штраф в размере 3000 руб. по ст. 128 Налогового кодекса — за неправомерный отказ от дачи показаний. Аналогичная ответственность установлена за дачу заведомо ложных показаний.
Помимо прочего штраф в размере 1000 руб. предусмотрен за неявку для дачи показаний либо уклонение от явки без уважительных причин. Невозможность явиться в ИФНС в связи с болезнью, инвалидностью или по старости в данном случае оправданием не является. В подобной ситуации ревизоры вправе опросить свидетеля по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК).
Таким образом, порасспрашивать инспекторы вправе как работников налогоплательщика, так и представителей его контрагентов, и уклоняться от общения с ревизорами особого резона у них нет. А вот что касается присутствия на допросе налогоплательщика или его представителей, то, как указывает Минфин, Налоговым кодексом это не предусмотрено (Письмо ведомства от 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156). Аналогичную точку зрения финансисты высказывали еще в Письме от 6 ноября 2009 г. N 03-02-08/82, указав также, что не предусматривает НК и вручение налогоплательщику копии протокола допроса.

Доказательная сила

Результаты допросов являются доказательствами по делам о налоговых правонарушениях (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 мая 2006 г. по делу N А56-17758/2005). Тем не менее судьи не склонны выносить решение, основываясь исключительно на показаниях свидетелей (Постановление ФАС Московского округа от 25 июля 2011 г. N КА-А40/7513-11). Согласно п. 1 ст. 82 Налогового кодекса, указывают они, налоговый контроль проводится не только в форме допроса свидетелей, но и в другой форме. Следовательно, резюмируют арбитры, использовать протокол допроса как единственное доказательство нельзя. Однако при наличии иных свидетельств и обстоятельств, доказываемых налоговиками, протоколы допроса приобретают уже гораздо большее значение (Постановления ФАС Московского округа от 14 октября 2009 г. N КА-А40/10182-09, ФАС Поволжского округа от 11 октября 2010 г. по делу N А55-26723/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 июля 2010 г. по делу N А33-16116/2009, ФАС Северо-Западного округа от 18 мая 2010 г. по делу N А66-7390/2009).
В то же время показания свидетелей в качестве доказательств суды принимают только в том случае, если они получены с соблюдением процедуры допроса и надлежащим образом оформлены с учетом требований ст. ст. 90, 99 Налогового кодекса. В частности, это предусматривают абз. 2 п. 4 ст. 101 НК, а также ч. 3 ст. 64 Арбитражного процессуального кодекса (Определение ВАС РФ от 7 мая 2008 г. N 5948/08, Постановления ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10, от 27 января 2010 г. N КА-А4041/15360-09, ФАС Северо-Кавказского округа от 7 августа 2009 г. по делу N А53-1182/2009, ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. N Ф03-2571/2009). Попробуем разобраться, за что здесь можно "зацепиться".

В рамках налогового контроля

Как уже упоминалось, налоговикам предоставлено право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Тем самым закономерно возникает вопрос: может ли в качестве доказательства по налоговой проверке использоваться протокол допроса, проведенного за рамками срока ревизии или в период, когда проверка приостановлена?
К сожалению, позиция судей на этот счет весьма противоречива. Так, что касается допросов свидетелей, проведенных за рамками срока проверки, то большинство арбитров все же придерживаются мнения, что со всеми контрольными мероприятиями ревизоры должны уложиться в течение срока ревизии. Иными словами, если допрос проведен до начала таковой или после ее окончания, то в качестве доказательств соответствующие показания свидетеля использоваться не могут (Постановления ФАС Московского округа от 23 ноября 2010 г. N КА-А40/14198-10, от 17 сентября 2010 г. N КА-А40/10862-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2010 г. по делу N А19-18335/09, ФАС Дальневосточного округа от 26 мая 2009 г. N Ф03-2248/2009, ФАС Поволжского округа от 11 марта 2009 г. по делу N А12-17314/07).
Вместе с тем есть и иная точка зрения, не столь распространенная, но поддержанная Определением ВАС РФ от 25 августа 2010 г. N ВАС-11403/10. Так, представители ФАС Московского округа в Постановлении от 21 июня 2010 г. N КА-А40/4744-10 приняли в качестве доказательств показания свидетелей, допрошенных за пределами срока проверки. Аналогичным образом поступил и ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 4 июня 2008 г. N Ф04-3296/2008(5681-А27-42). И снова данное решение было поддержано Определением ВАС РФ от 31 июля 2008 г. N 9497/08.

Обратите внимание! В случае необходимости получения дополнительных доказательств в рамках проверки ИФНС вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля, включая допросы свидетелей (п.

6 ст. 101 НК).

И все же следует отметить, что в обоих случаях арбитры посчитали протоколы допросов допустимым доказательством лишь со ссылкой, что налоговики сделали все возможное, чтобы допросить свидетеля еще во время проверки. Так что если инспекторами те или иные лица за рамками срока ревизии только-только вызваны на допрос, то "отвести" показания таких свидетелей не составит труда.
Что касается проведения допросов в период приостановления проверки, то Минфин настаивает, что это вполне соответствует налоговому законодательству (Письма ведомства от 5 мая 2011 г. N 03-02-07/1-156, от 28 октября 2008 г. N 03-02-07/1-433).
Мнения же судей на этот счет вновь разделились. Одни допускают допрос свидетелей и в период "тайм-аута" (главное, чтобы он проводился не на территории налогоплательщика) — см. Постановления ФАС Московского округа от 8 мая 2009 г. N КА-А40/3460-09, ФАС Дальневосточного округа от 20 марта 2009 г. N Ф03-711/2009. Другие не принимают показания свидетелей, допрошенных в "ледниковый" период, как полученные с нарушением закона. Как указал ФАС Поволжского округа в Постановлении от 29 июля 2010 г. по делу N А65-23705/2009, п. 9 ст. 89 Налогового кодекса допрос не отнесен к тем действиям, для совершения которых ИФНС вправе приостановить проверку.

Процедура допроса

Согласно п. 5 ст. 90 Налогового кодекса допрос проводит должностное лицо налогового органа. При этом, как посчитали судьи ФАС Московского округа в Постановлении от 1 июля 2008 г. N КА-А40/5692-08, не имеет значения, о ком идет речь — об инспекторе, входящем в группу проверяющих, или об ином сотруднике ИФНС.
А вот использование в качестве доказательственной базы объяснений, полученных сотрудниками МВД, арбитры в большинстве случаев признают нелегитимными, так как при этом не соблюдаются требования ст. 90 Кодекса (Определения ВАС РФ от 7 мая 2008 г. N 5948/08, от 12 сентября 2007 г. N 11096/07, Постановления ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10, от 30 июня 2010 г. N КА-А40/6508-10, ФАС Северо-Западного округа от 21 мая 2009 г. по делу N А42-5547/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 6 ноября 2008 г. N А19-4756/08-50-Ф02-5440/08).
Вместе с тем и в данном случае рассчитывать на поддержку судей в полной мере рискованно. Так, некоторые арбитры указывают на то, что Налоговый кодекс не запрещает налоговикам использовать письменные доказательства, полученные в результате оперативно-разыскных мероприятий, проведенных сотрудниками МВД (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 28 июля 2010 г. по делу N А44-244/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 сентября 2011 г. по делу N А74-3314/2010).
Перед началом допроса инспекторы изучают документы, которые удостоверяют личность свидетеля, а также выясняют, возможно ли проведение допроса в отношении данного свидетеля в принципе согласно п. 2 ст. 90 Налогового кодекса. Причем представители ФАС Северо-Западного округа придерживаются мнения, что в случае, если инспектор не убедился в том, что данное лицо не относится к освобожденным от допросов, и соответствующей отметки в протоколе не содержится, показания свидетеля не могут служить доказательством (Постановления от 7 июня 2007 г. по делу N А56-36381/2005, от 13 апреля 2007 г. по делу N А56-60477/2005).
Скептически судьи относятся и к протоколам, в которых отсутствует отметка о предупреждении свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу ложных показаний (Постановления ФАС Московского округа от 9 июля 2010 г. N КА-А40/7116-10, ФАС Северо-Кавказского округа от 7 августа 2009 г. по делу N А53-1182/2009, ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. N Ф03-2571/2009, ФАС Поволжского округа от 11 марта 2009 по делу г. N А12-17314/07, ФАС Центрального округа от 25 мая 2009 г. по делу N А48-3866/08-17, ФАС Волго-Вятского округа от 8 мая 2008 г. по делу N А79-5268/2007, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. N А78-6141/06-Ф02-3275/07). Обязанность налоговиков предупредить о последствиях в данном случае прямо предусмотрена п. 5 ст. 90 Налогового кодекса.
Ход и результаты допроса оформляются протоколом по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@. Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК):
1) его наименование;
2) место и дату производства допроса;
3) время начала и окончания допроса;
4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;
5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
6) содержание и последовательность проведения допроса;
7) выявленные факты и обстоятельства.
Отсутствие в протоколе каких-либо из указанных данных также может стать причиной непринятия его в качестве допустимого доказательства на этом основании (Постановления ФАС Поволжского округа от 20 октября 2009 г. по делу N А65-3412/2009, ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. N Ф04-8145/2008(18783-А67-34), ФАС Московского округа от 10 ноября 2008 г. N КА-А40/8619-08).
По окончании допроса свидетель и все присутствующие вправе прочитать протокол и внести в него замечания. Подписан документ должен быть всеми участниками допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК).

Январь 2012 г.

Налоговая ответственность, Налоговые проверки

Публикация от 25.08.2017

В каких случаях могут вызвать на допрос в налоговую инспекцию?

Вызов на допрос в налоговую инспекцию может поступить свидетелю до начала проведения налоговой проверки, во время её проведения, а также при проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Каким образом вызывают свидетеля на допрос в налоговую инспекцию?

В соответствии нормами налогового законодательства вызов на допрос осуществляется исключительно повесткой, форма и содержание которой устанавливается Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338.

Кого могут вызвать на допрос в налоговую инспекцию?

На допрос в качестве свидетелей приглашаются лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п.

Вызвали на допрос в налоговую в качестве свидетеля

1 ст. 90 НК РФ). В первую очередь к числу указанные лиц относятся: руководитель (генеральный директор), индивидуальный предприниматель, главный бухгалтер (бухгалтер), сотрудники юридического лица, сотрудники контрагента проверяемой компании. Не редко для допроса приглашаются бывшие сотрудники юридических лиц, которые по мнению налогового органа более объективны в сообщении достоверных сведений.

Какие вопросы задают свидетелю на допросе в налоговом органе?

Как правило, вызов свидетеля на допрос связан с установлением предполагаемых налоговым органом обстоятельств сотрудничества с фирмами-однодневками и создания фиктивного документооборота.

Типовые вопросы перед представителем налогоплательщика (свидетелем):

  • Кем, в какой должности Вы работаете в ООО «X»?
  • Когда Вы приступили к исполнению обязанностей в занимаемой должности?
  • Кто конкретно назначил Вас на занимаемую должность?
  • Укажите, где и кем Вы работали до ООО «X»?
  • Ранее Вы исполняли аналогичные обязанности? Работа в ООО «X» – для Вас это новые профессиональные навыки?
  • Укажите, принимают ли учредители непосредственно в финансово-хозяйственную деятельность ООО «X»?
  • Если учредители принимают непосредственное участие в финансово-хозяйственной деятельность ООО «X», то каким образом это происходит?
  • Поясните, Вы представляете отчеты / доклады о результатах финансово-хозяйственной деятельности ООО «X» учредителям?
  • Согласовываете ли Вы, а также иные сотрудники с учредителями выбор контрагентов, а также расходы, которые необходимо произвести?
  • Кто в компании отвечает за подготовку договоров к подписанию сторонами?
  • Кто и как занимается подбором поставщиков, субподрядчиков, контрагентов для ООО «X»?
  • Как, каким способом происходит поиск контрагентов?
  • При выборе контрагентов какими источниками информации Вы пользуетесь?
  • Как обычно происходит общение и взаимодействие с поставщиком или контрагентом, лично, по почте или через посредника?
  • Укажите процесс подготовки договора в вашей организации при выборе поставщика.
  • Как происходит одобрение того или иного контрагента: единолично, коллегиально?
  • Кто именно принимает решение при коллегиальном одобрении кандидатуры контрагента?
  • Кто именно принимает решения по одобрению кандидатуры контрагента в случае принятия решения единолично?
  • Есть в компании лица, несущие персональную ответственность за выбор контрагента?
  • Кто окончательно определяет, кого из поставщиков выбрать?
  • Кто является инициатором подготовки проектов договоров с контрагентом?

Отдельный блок вопросов задается инспектором об обстоятельствах исполнения того или иного договора с конкретным контрагентом.

Какая ответственность предусмотрена за неявку на допрос в налоговый орган?

Неявка вызываемого лица либо уклонение от явки без уважительных причин влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган.

Может ли свидетеля в налоговом органе сопровождать адвокат?

Оказывать юридическую помощь свидетелю может как адвокат, так и юрист. Адвокат подтверждает свои полномочия путем предоставления ордера, для участия юриста в ходе допроса необходимо оформить простую доверенность от имени свидетеля (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, письмо ФНС России от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@).

При наличии правовых вопросов, связанных с предстоящим допросом в налоговом органе, необходимости сопровождения свидетеля на допросе адвокатом, Вы можете обратиться в Адвокатское бюро «Домкины и партнеры», воспользовавшись предоставляемой услугой «Адвокат по налоговым делам».

Публикации Бюро:

  1. Обоснование реальности договорных отношений с контрагентом.
  2. Доказывание умысла на совершение налогового преступления.
  3. Схемы уклонения от уплаты налогов и методика их выявления.

Допрос в налоговой в качестве свидетеля

В письме ФСН России № АС-4-2/12837 от 17.07.2013 содержатся рекомендации о вызове свидетеля повесткой.

Если вам позвонили по телефону или вы получили уведомление по электронной почте и даже в случае личного звонка налогового инспектора на ваш рабочий телефон о вызове на допрос в налоговую в качестве свидетеля, вы не обязаны являться туда. Достаточно сослаться на занятость, и никаких санкций в отношении вас не последует.

Явиться на допрос вы обязаны только в том случае, если вам вручена повестка и имеется подтверждение о ее получении. В противном случае неявка без уважительной причины, как и уклонение от явки, наказывается по ст. 128 НК РФ, а именно вы должны будете уплатить штраф 1000 рублей.

Подготовка к допросу

Получив уведомление о вызове на допрос, рекомендуется тщательно подготовиться к процедуре, используя список вопросов согласно письму ФСН № ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017.

Допрос

В назначенное время с паспортом и вызовом нужно явиться в инспекцию. Желательно, чтобы при этом присутствовал юрист.

Налоговики часто вызывают свидетелей в целях психологического давления и запугивания представителей компании. Бояться этого не нужно.

Налоговая вызывает на допрос в качестве свидетеля

Главное уяснить для себя установку: компания все сделки проводила по закону, в отчетном периоде каких-либо нарушений нет. Настройте себя на жесткую и безапелляционную позицию при допросе, спокойно отвечая на поставленные вопросы краткими ответами.

Будет отлично, если в налоговую инспекцию вы придете, имея четко сформулированную версию событий. Будьте готовы к тому, что вам будут заданы каверзные вопросы, часто одни и те же, но по-разному построенные. Это делается с целью запутать свидетеля, а то и поставить в тупик. Если такая ситуация произошла, не паникуйте, продумайте ответ. Затрудняетесь, отвечайте общими фразами, избегайте противоречивых показаний.

Ни в коем случае не «фантазируйте», не выдвигайте свои предположения, все это может быть неоднозначно истолковано.

Отвечайте «Не помню», «Мне это неизвестно», пообещайте уточнить информацию на рабочем месте. Юрист вашей компании вправе поддержать вас в этом желании.

Помните, что Конституция РФ, а именно ст. 51, разрешает не свидетельствовать против себя, близких родственников и супруга. Если вы решили воспользоваться таким правом, заявите инспектору об этом перед допросом. В других случаях при отказе от дачи показаний инспектор вправе наложить на вас штраф 3000 рублей, о чем говорится в ст. 128 НК РФ.

По завершении процедуры внимательно изучите протокол с целью проверки правильности записей ваших ответов. Если в документе есть неточности или разногласия, двойственные формулировки, смело просите внести исправления, объяснив, как должна выглядеть фраза. Вы имеете также право скопировать или сфотографировать протокол. При запрете этих действий, просто перепишите документ от руки.

Согласно статистике, повторные вызовы в налоговую происходят в 30% случаев, а полученная инспектором информация 100-процентно сверяется с данными из иных источников.

Не торопитесь ставить свою подпись, пока не скопируете документ и тщательно не ознакомитесь с ним. В противном случае увидеть эту бумагу вы сможете только в суде.

Допрос свидетеля в налоговой абсолютно не похож на такую же процедуру в следственных органах. Во-первых, задерживать вас никто не будет. Во-вторых, по вашей просьбе процедура в любой момент должна быть прервана и возобновлена после небольшого перерыва, либо при следующем посещении.

Опубликовано 16.07.2018

Если вам понравилась статья — поделитесь!

Возврат к списку

5. Порядок проведения допроса свидетеля. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений о допросе свидетеля

5.1. В качестве свидетеля согласно Кодекса для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

В качестве свидетелей могут выступать лица, не заинтересованные в исходе дела. Если в качестве свидетелей были опрошены лица, заведомо заинтересованные в исходе дела, например, проверяемый налогоплательщик — физическое лицо, представитель налогоплательщика — юридического лица (в частности, директор, главный бухгалтер), протокол допроса такого лица может быть квалифицирован как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика ( Кодекса).

Для дачи показаний могут быть вызваны физические лица в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами), а также иными обязанными лицами (банками, экспертами, переводчиками и иными лицами) законодательства о налогах и сборах.

Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетеля, указаны в Кодекса.

Свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой. Рекомендуемая форма повестки о вызове на допрос свидетеля приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса "Допросы и осмотры".

Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

В повестку о вызове на допрос свидетеля рекомендуется включать сведения:

1) о мотивах (причине, основаниях) направления повестки о допросе свидетеля: необходимость выяснения обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля путем допроса лица, которому они могут быть известны, в качестве свидетеля, с указанием основания для проведения допроса по месту пребывания свидетеля;

2) о времени (дата, час, минуты) начала проведения допроса;

3) о месте проведения допроса.

Показания свидетеля заносятся в протокол. Форма Протокола допроса свидетеля приведена в к приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Перед дачей показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля.

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную Кодекса.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний влечет налоговую ответственность свидетеля, предусмотренную Кодекса.

Необходимо учитывать, что административная ответственность (КоАП РФ) и уголовная ответственность (Уголовный кодекс Российской Федерации) свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены. В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается.

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. В частности, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки) (часть 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации).

Получение показаний свидетеля по месту его жительства рекомендуется осуществлять с участием не менее двух должностных лиц налогового органа, предварительно получив согласие свидетеля и проживающих с ним совместно лиц о допуске в жилое помещение, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписями свидетеля, проживающих с ним совместно лиц, а также должностных лиц налогового органа.

5.2. В случае необходимости допроса свидетеля по месту жительства (месту пребывания), не относящегося к юрисдикции налогового органа, проводящего налоговую проверку, когда командирование в указанных целях должностного лица налогового органа, проводящего проверку, является нецелесообразным, налоговый орган, проводящий налоговую проверку, направляет письменное поручение о допросе свидетеля в адрес налогового органа по месту жительства (месту пребывания) свидетеля.

Форма Поручения о допросе свидетеля приведена в приложении к методическим рекомендациям ФНС России по ведению информационного ресурса "Допросы и осмотры".

В Поручении о допросе свидетеля приводятся вопросы, которые должны быть заданы свидетелю. Вместе с указанными вопросами в необходимых случаях целесообразно привести в достаточном объеме инструкции для должностных лиц налогового органа по проведению допроса, включающие как общую ориентирующую допрашивающих лиц информацию, так и информацию о дополнительных вопросах свидетелю в случае подтверждении (опровержении) им определенных сведений и (или) общем направлении ведения и тактики допроса.

Шесть советов тем, кто получил повестку на допрос в налоговую

При выполнении этих инструкций должностные лица налоговых органов вправе самостоятельно оперативно формулировать и задавать дополнительные и иные вопросы исходя из полученной информации, показаний свидетеля, тактики проведения данного мероприятия налогового контроля.

Поручение о допросе свидетеля направляется в порядке, установленном для обмена документами в электронном виде между налоговыми органами.

При получении поручения о допросе свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля организует допрос свидетеля.

Допрос свидетеля должен быть организован не позднее 10 рабочих дней со дня получения поручения о допросе свидетеля. В целях исчисления указанного срока организация допроса является завершенной по состоянию на дату его проведения, отраженную в Протоколе допроса свидетеля.

Информацию о содержании поручения о допросе свидетеля до проведения допроса перед свидетелем целесообразно не раскрывать, так как раскрытие такой информации не позволит реализовать большую часть тактических приемов допроса, выработанных криминалистической наукой и апробированных на практике.

Не позднее трех рабочих дней после проведения допроса допроса свидетеля направляется одновременно в электронном виде и на бумажном носителе в адрес налогового органа, направившего Поручение о допросе свидетеля.

В случае невозможности проведения допроса свидетеля налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) свидетеля в срок, предусмотренный настоящим пунктом для организации допроса свидетеля, направляет письмо, в котором указывает причины неисполнения Поручения о допросе свидетеля.

<< 4. Направление налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств (пункт 2 статьи 86 Кодекса)

6. Порядок проведения осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов >>