Эффективность обучения

Библиографическое описание:

Проблема успешности обучения школьников волнует умы ученых уже не одно столетие. Подтверждение тому можно найти в трудах Аристотеля, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и многих других классиков отечественной педагогики.

Несмотря на длительность изучения, данная проблема остается актуальной и сегодня. В повседневной практике мы часто сталкиваемся с рядом вопросов: какого ученика считать успешным, как оценить успешность обучения школьника. К тому же происходит подмена понятий «успеваемость» и «успешность обучения». Мы глубоко убеждены в том, что эти понятия не равнозначны.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам сделать вывод, что под успеваемостью следует понимать степень совпадения реальных результатов учебной деятельности с запланированными. Успешность обучения более емкое понятие, которое складывается из внешней оценки учителями, родителями результатов учебной деятельности ребенка, эффективности используемых педагогами способов достижения учебных целей и, что немало важно, удовлетворенности учащихся учебным процессом и результатами учения.

Таким образом, успешным будет тот ученик, который в процессе обучения сумел преодолеть свой страх, затруднения, растерянность, неорганизованность. Такой школьник испытывает удовлетворенность собой и своей деятельностью. И, наоборот, несчастный, тревожный, замученный нормативными требованиями и ожиданиями окружающих отличник, на наш взгляд, не может быть отнесен к успешным, поскольку учеба не приносит ему радости, удовлетворения, всего того, что входит в понятие успешность.

К сожалению, пока нет методик, оценивающих успешность, хотя попытки к этому предпринимаются.

Условно все критерии можно разделить на педагогические, психологические. Остановимся на них более подробно

Педагогические критерии.

  • Способность ученика к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой.

  • Способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки.

Действительно, косвенным показателем успешности обучения является их успеваемость по школьным дисциплинам, выражающаяся в итоговых отметках. Причем акцент следует делать не на поурочных баллах, а на оценках, полученных за самостоятельные и контрольные работы, выполненные без помощи учителя или коллективного обсуждения.

Б.Б. Кулагин в качестве показателей успешности обучения предлагает использовать оценки на экзаменах и зачетах, оценки выполнения контрольных заданий; получение поощрений и взысканий.

Учитель Н.В. Соболь предлагает оценить успешность обучения, следующим образом. Учащимся в конце урока или на последнем уроке изучения темы выдается контрольное задание на самостоятельное выполнение. Учитель замеряет время выполнения задания каждым учеником. В процессе проверки подсчитывается количество правильно выполненных операций, как в целом, так и по вновь изученному материалу.

Для оценки результативности вводится коэффициент, определяемый по формуле: Кр=а/А, где а — точность обучения, определяемая количеством правильно выполненных операций контрольного задания; А- общее число операций в задании. Коэффициент результативности является индивидуальным показателем усвоения, в идеале он должен быть равен единице.

Эффективность обучения рассматривается учителем как производительность труда учащихся, то есть точность обучения, приходящаяся на единицу времени выполнения контрольного задания: Q=а/t, где t- индивидуальное время выполнения задания. Обучение тем эффективнее, чем больше правильных операций выполнено за меньшее время, то есть чем больше величина Q.

Но на разных уроках выполняются задания разной сложности. Поэтому сравнивать эффективность уроков между собой не представляется возможным. Для этого вводится идеальная эффективность Qи. Qи=А/tи, где tи – наименьшее (идеальное) время, необходимое на выполнение контрольного задания, определяемое преподавателем по лучшей работе учащихся или же с помощью независимых экспертов. А затем определяется коэффициент эффективности обучения по формуле: Kэ= Q/Qи. Понятно, что чем ближе значение коэффициента к единице, тем большая эффективность достигнута в процессе обучения.

Предложенный подход позволяет выявить связь между результативностью и эффективностью обучения, так как из формул следует, что Кэ=Кр·tи/t. Таким образом, при одной и той же результативности эффективность возрастает, если уменьшится время выполнения задания. И, наоборот, при одном и том же времени выполнения задания эффективность будет тем выше, чем больше результативность обучения. Если же время выполнения задания совпадает с идеальным временем, то коэффициент эффективности становится равным коэффициенту результативности. В обычной практике учитель часто ограничивает время выполнения контрольного задания. В этом случае, Н.В. Соболь предлагает не производить замер эффективности, а установить соответствие между предложенным коэффициентом результативности и традиционной пятибалльной оценкой, например: значение коэффициента в пределах от 0 до 0,3 означает «неудовлетворительно», за результат от 0,3 до 0,5 – «удовлетворительно», за результат от 0,5 до 0,7 –»хорошо» и от 0,7 до 1 – » отлично».

Предложенный подход к оценке успешности обучения, на наш взгляд, является не совсем полным, поскольку охватывает только одну составляющую успешности – успеваемость. Но при этом, положительным является то, что по предложенной методике ученик может сравнивать свои результаты в течение всего учебного года.

Распространенная на сегодняшний день балльная система оценки не дает точного представления о степени достижения результата обучения конкретным учеником. Известно, что «тройка» одного ученика, может быть «почти двойкой» или «почти четверкой» другого. К тому же, на практике часто бывает, что оценка отличникам завышается, а слабоуспевающим – занижается, даже если его знания заслуживают высоких оценок.

Подтверждение тому можно встретить в психологической литературе «…школьная отметка является слишком обобщенной оценкой, чтобы точно измерить поведение учащихся и стимулировать их учебную деятельность. По-видимому, более правильно использовать дифференцированную систему оценки, в которой были бы оценки за старание (усилие, прилежание и т.п.) и оценки за качество результата» .

Разделяя точку зрения ученых, мы считаем, что в настоящее время школьная отметка оценивает только качество усвоенных знаний, умений, а не нравственные достоинства личности и цену того успеха, с помощью которого этот успех был достигнут.

Поэтому очень важно оценивать успешность обучения с точки зрения психологических критериев, к которым следует отнести:

  • Положительную динамику развития

  • Положительную мотивацию к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным

  • Социальную адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей

  • Позитивные отношения между учеником и учителем — ни о какой успешности не может идти речи, если учитель не понимает и не принимает ученика, а ученик не любит и боится своего учителя

  • Позитивные отношения с одноклассниками

  • Хорошее физическое и психическое здоровье

  • Адекватно-позитивная самооценку – ребенок сам должен чувствовать себя успешным

  • Чувство благополучия в семье – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником

Представляет интерес антропоцентрическая философия Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которая в основу обучения ставит человеческие отношения, субъектные позиции: взрослый-ребенок, ребенок-ребенок, активно-деятельностный способ обучения. При этом основными критериями успешности обучения ребенка являются психологический комфорт, санитарно-гигиенический и эмоциональный эффект, двигательная активность.

Анализ различных подходов к проблеме оценки учебных достижений учащихся (А. Анастази, М.Н. Скаткин, М.А. Чошанцев, Г. Харман, В.А. Якунин и др.) позволили выделить такие качественные показатели успешности как познавательная активность, самостоятельность и креативность.

По мнению Е. Торренс, креативность в процессе учебной деятельности находит свое выражение в обостренном восприятии личностью учащегося недостатков, пробелов в знании, недостающих элементов, дисгармонии и т.д.

По степени включенности творческих элементов в различные виды самостоятельной работы можно выделить несколько типов проявления умственной самостоятельности: воспроизводящая (по образцу), реконструктивная, эвристическая и исследовательская.

Умственная творческая самостоятельность – это лишь одно из конкретных проявлений самостоятельности как свойства личности и субъекта деятельности. Самостоятельность проявляется и в других сторонах учебной деятельности, в частности в ее организации, а точнее, в самоорганизации. Под самоорганизацией понимается способ организации самим учащимся собственной познавательной деятельности .

Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Человек как личность, подчеркивает Л.И. Анцыферова, «всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный индивидуальный путь» .

Познавательная активность рассматривается как поведенческая форма выражения мотивации, внешняя процессуальная сторона которой находит свое выражение в характеристиках совершаемой деятельности. Познавательная самостоятельность необходима для принятия автономных решений в процессе преодоления учебных трудностей. Она проявляется в стремлении и умении самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению поставленной задачи, в независимости собственных суждений, в желании понять учебную информацию и изучить способы ее добывания.

Профессиональная направленность, учебная активность, умственная самостоятельность, академическая успеваемость и учебная успешность – все это разнообразные по форме критерии можно отнести к внутренним критериям в той или иной педагогической системе. Все педагогические системы между собой связаны и поэтому качество и результаты работы одних учебных заведений отражаются на положении дел в других, особенно тогда, когда эти учебные заведения находятся в преемственных отношениях. Так, плохая работы общеобразовательной школы вызывает множество проблем в системе высшего образования, а плохая работа вузов, выпускающих слабых специалистов, отражается в снижении уровня и эффективности производства, а, следовательно, на уровне и темпах социально-экономического развития всей страны. Поэтому внутренние критерии оценки эффективности работы различных учебных заведений должны дополняться, как утверждают Н.В. Кузьмина, В. А.Якунин, внешними. Внешними критериями считаются управление учебной деятельностью и организация процесса обучения, самостоятельная работа учащихся, адаптация выпускника на производстве, его профессиональная устойчивость, темпы роста профессионального мастерства и связанное с ним должностное продвижение, темпы роста процесса самообразования, уровень образованности или профессионального мастерства, готовность повышать свое образование, оценки, даваемые другими людьми.

Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка. Исходя из этого основным критерием успешности обучения, на наш взгляд, будет являться умение учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, например, таких как: все делать вовремя, чувствовать ситуацию, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, не унывать, не пасовать перед трудностями, бережно относиться к своему здоровью и т.д.

Литература:

Основные термины (генерируются автоматически): контрольное задание, учебная деятельность, время выполнения задания, успешность обучения, значение коэффициента, познавательная активность, Предложенный подход, профессиональное мастерство, умственная самостоятельность, школьная отметка.

Мы все хотим учить детей эффективно, не хотим видеть у себя троечников, тем более вообще неуспевающих. Но как же даётся тяжело: КАЧЕСТВЕННОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ВСЕХ?! Принципы, описанные ниже, — это результат собственных удач и ошибок, озарений и катастроф. Это мысли отечественных и зарубежных учёных-педагогов.

Очень часто мы торопимся давать штампы ученикам: «ленивый», «тупой», «на нём природа отдыхает»…

На заре своей педагогической деятельности я как-то услышал от одной уважаемой учительницы: «Это будущий уголовник». И мне стало страшно. Почему уже в ранние годы мы ставим крест на развитии ребёнка? Почему мы сомневаемся, что его ждёт жизненный успех?

Безусловно, иногда мы ничего не можем сделать, если какие-то неспособности детей заложены на генном уровне. Ученик не успевает за другими выполнять работу в классе, медленно читает, не знает географическую карту и т.п.

Да, мы часто знаем причины неудач ученика: один часто болеет, у другого родители алкоголики, у третьего родовая травма…

И всё же мы должны создать любому ученику максимально комфортную образовательную среду. Это одна из тех сфер в жизни ученика, на которую мы можем повлиять, организовать таким образом, чтобы создать условия для развития и роста даже самым неуспевающим ученикам.

Любая методика, любая образовательная технология, прежде всего, предусматривает особым образом организованный учебный процесс.

Наша задача — обеспечить равный доступ к нашей идеальной образовательной среде.

Каковы принципы эффективного обучения?

1.Создание в ученической среде особого психологического климата, сильных социальных норм, благодаря которым ученики должны осознавать, что «умным быть круто». Жажда познания должна стать естественным процессом.

2. Обращайтесь со всеми учениками одинаково, поскольку вы не можете быть уверены в том, что изначально ученик не готов к достижению самых высоких стандартов. Иногда резкие изменения в нашем ученике происходят весьма неожиданно.

Обращение с некоторыми учениками как менее способными гарантирует, что они будут знать меньше и, следовательно, заведомо будут обречены на неудачу.

Часто учитель определяет способность ученика по сравнению с другими. Ученика необходимо сравнивать с самим собой.

3. Если учебная процедура может быть выполнена автоматически (грамматика, запоминание основных фактов, выполнение тестов, работа с тренажёрами и т.п.), необходимо добиться этого автоматизма. Не используйте эти учебные действия, если не все ученики готовы к ним. Если не у всех получается, напишите более подробную инструкцию, визуализируйте её, прокомментируйте.

4. Если вы подготовили творческие задания, связанные с написанием сочинения, эссе, анализом, обобщением, — создайте максимальные условия для того, чтобы ученики могли думать. Для этого сначала обеспечьте мощную основу для размышлений учеников. Такой основой для каждого учебного предмета являются базовые знания.

5. Чем больше объём базовых знаний учащихся, тем лучше и больше они смогут размышлять. Используйте наиболее эффективные методы, помогающие детям выполнять более сложные мыслительные операции. Учите их алгоритму исследовательского поиска. Учите решать все более сложные проблемы. Причём последовательно уменьшайте свою долю участия.

Мы очень часто используем понятие образовательная среда, совершенно забывая изначальный её смысл.

Образовательная среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика. (Википедия)

Зачастую нервозная повседневность, административный нажим и целый ряд других факторов засоряют образовательную среду, что, безусловно, отражается на качественном обучении всех.

Чернилевский Д.В.

Предлагаемая система критериев оценки педагогических технологий позволяет охарактеризовать не только количественные, но и качественные параметры обучения в высшей профессиональной школе.

Отличительной особенностью данной системы является наличие нескольких групп критериев, каждая из которых позволяет достаточно подробно охарактеризовать конкретную педагогическую технологию не только на этапе оценки результатов, но и на этапах ее проектирования.

Критерии оценки на этапе проектирования новых технологий. Выделим два основных критерия: первый — расчленение процесса на внутренние, связанные между собой этапы, фазы, операции, процедуры; второй — алгоритмичность. Он включает в себя такие наиболее значимые показатели, как: однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций и функциональная полнота.

Чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет непрогнозируемые последствия.

Показатель функциональной полноты позволяет оценить технологию обучения с позиции возможностей комплексной реализации всех функций процесса обучения. Критерий технологической последовательности дает возможность оценить выполнение следующих требований, обеспечивающих успешное течение технологического процесса:

  • совокупность и последовательность процедур и операций, входящих в технологический процесс, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса и осуществляться на основе его анализа;

  • обязательно точное перечисление всех действий и операций, необходимых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их осуществления;

  • выполнение каждой операции или процедуры должно сопровождаться действиями, позволяющими осуществлять обратную связь.

У преподавателя всегда остается возможность «вмешиваться» в объективный ход процессов, изменять их порядок, устанавливать другой темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесообразности.

Критерии оценки на этапе проектирования включают в себя и частный критерий управления процессом обучения, позволяющий оценить спроектированную технологию обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обучения. Этот критерий включает в себя наиболее значимые показатели: выбора единицы усвоения (обучающего модуля); сопоставления реально выполняемых процедур, операций с эталоном (идеальной моделью); выбора способа коррекции; степени достижения цели.

Критерии оценки новых технологий на этапе функционирования. Содержание обучения может быть оценено частным критерием эффективности содержания обучения, который характеризуется следующими качественными и количественными показателями. К качественным показателям относятся:

  • целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития;

  • структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции усвоения;

  • отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства;

  • гносеологически верное соотношение эмпирического и теоретического, образного и понятийного, конкретного и абстрактного.

Эти показатели позволяют выявить феномен эффективности и осуществить качественный его анализ. Вместе с тем необходимо использовать количественные показатели, которые хотя и не отражают сущность исследуемого процесса, но позволяют улучшить педагогическую деятельность. К таким показателям относятся:

  • информативность учебного материала, которая устанавливается путем соотнесения элементов содержания, предусмотренных программой, с вводимыми преподавателем в единицу времени;

  • усвоенность учебного материала, определяемую соотношением объема учебного материала, усвоенного обучающимися в течение единицы времени, к материалу, сообщенному обучающемуся за то лее время. Единица усвоения учебного материала является условной величиной, в качестве которой могут быть приняты: формулы, дефиниции, правила и др.

Для оценки эффективности методов, используемых в процессе обучения, применяется соответствующий частный критерий. Он может быть представлен такими качественными показателями, как:

  • адекватность методов целям и содержанию учебного материала;

  • обоснованность выбора методов обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах. При оценке по данному показателю определяется степень учета преподавателем возрастных личностных особенностей обучающихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также собственных возможностей;

  • многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;

  • соответствие методов обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.

Эффективность используемых в процессе обучения дидактических средств устанавливается по следующим качественным показателям:

  • обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;

  • функциональное соответствие дидактическим задачам, содержанию и избранным методам обучения;

  • комплексность применения;

  • универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения.

При оценке эффективности средств обучения с помощью количественных показателей их выбор осуществляется в зависимости от вида используемого дидактического средства.

Качественными показателями, раскрывающими частный критерий эффективной организации учебного процесса, являются:

  • соответствие форм организации обучения принятым периодам усвоения знаний и формирования навыков и умений (психологический и логический аспекты);

  • сменяемость и многообразие форм обучения и вариативность их видов;

  • обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности обучающихся.

Количественными показателями при этом могут служить:

  • количество времени, отводимого и затраченного на решение поставленных задач;

  • темп протекания учебного процесса;

  • степень помощи преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной деятельности.

Критерии эффективности результатов обучения. Качественная оценка знаний обучающихся может осуществляться по таким показателям, как:

  • глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися;

  • действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;

  • системность, которая определяется как совокупность знаний в сознании обучающихся, и структура которой соответствует структуре научного знания;

  • осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.

В качестве примера оценки эффективности результата обучения приводятся изменения показателя глубины знаний в зависимости от уровня усвоения:

I уровень (узнавание) — обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектом или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками;

II уровень (репродуцирование) — обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал;

III уровень (продуктивной деятельности) — обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью;

IV уровень (трансформации) — обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.

Аналогично оценивается эффективность усвоения знаний по каждому качественному показателю на всех представленных уровнях. Кроме того, возможно дать количественную оценку

усвоенных знаний на каждом уровне, используя следующие показатели: объем усвоенных знаний; скорость усвоения учебного материала; прочность усвоения; точность усвоения и др.

В целом оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных показателей, возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа.

Особенностью приведенных методов контроля является то, что они применимы к любому виду обучения, как к теоретическому, так и производственному. Отличие состоит в том, что в первом случае интегральным критерием оценки будет служить критерий усвоения учебного материала, а во втором — критерий сформированности профессиональных навыков и умений, обеспечивающийся соответственно своими специфическими критериями. Изложенная выше информация схематически представлена на рис. 1.

2020-10-08 1660

Как часто бывает: заказала компания тренинг, сотрудники его дружно прослушали, заполнили анкеты и на этом все. Тренер получил свои деньги, а компания — ожидает новые результаты в бизнесе. Но при этом руководство компании не знает уровень навыков сотрудников до обучения, чему они научились на тренинге, и во что компания вложила деньги в итоге. Такая себе метафизика в кадрах.

Современные инструменты онлайн-образования позволяют увидеть полную картину обучения специалистов и отследить его эффективность на любом этапе. Что же такое эффективность обучения персонала, в чем она измеряется, и как ее можно не только отследить, но и повысить — читайте в материале ниже.

Что такое эффективность корпоративного обучения и в чем она измеряется

Эффективность обучения — это четкий показатель, который говорит, насколько обучение персонала помогло компании достичь поставленных целей.

Успешность обучения финансовых специалистов часто измеряется увеличением ликвидности и рентабельности бизнеса либо же минимизацией штрафов. Но для каждого специалиста, в зависимости от программы обучения и специфики его работы, будут свои показатели.

  • Если брать управленцев — от повышения их квалификации ожидается оптимизация бизнес-процессов, выход компании на новые рынки, пересмотр стратегии.
  • Финансовые аналитики после обучения должны уметь оценивать риски и увеличивать прибыльность деятельности компании на рынке.
  • После изучения финансового менеджмента сотрудники должны уметь диагностировать финансовое состояние компании и быстро принимать эффективные антикризисные решения.

Важно! Если во всех этих случаях увеличилась прибыль и сократились издержки компании — обучение можно считать эффективным.

Екатерина Ивлева, СЕО Финансовой академии Актив:

Прежде чем отправлять сотрудников корпоративного клиента на обучение, мы спрашиваем о его целях и ожиданиях. Например, им нужны специалисты, способные просчитать риски вывода новой продукции на рынок, оптимизировать производство или увеличить прибыль на 20%. Уже от этой задачи выстраивается весь дальнейший процесс обучения.
Вначале мы тестируем сотрудников, чтобы понять, каких им навыков не хватает для реализации этой задачи. Потом составляем программу обучения, обучаем и через месяц-два по его окончанию проводим повторное тестирование. Смотрим, как сотрудники применяют новые знания на практике и насколько их обучение помогло компании достичь поставленной цели. Без тестирования это все отследить было бы невозможно.

Что показывает тестирование и когда оно проводится

В нашей академии любой курс, очный или дистанционный, начинается и завершается тестированием навыков на digital-платформе Finassessment. Так мы отслеживаем динамику обучения и понимаем, насколько оно было эффективным.

На очном обучении тестирование проводится дважды: в начале и в конце обучения. А на дистанционных курсах специалисты сдают тесты намного чаще, что и делает его более результативным.

  • Входящее тестирование — проводится однократно перед обучением. Показывает изначальный уровень навыков специалистов, с которыми они пришли на курс. По результатам тестов пишется кастомизированная программа обучения, а сотрудников делят на разные группы по уровню подготовки для прицельного обучения.
  • Вот так выглядит результат тестирования сотрудника по теме управленческого учета

  • Промежуточные тесты на курсе — их сдают во время обучения после каждого модуля курса. Тест показывает, насколько хорошо студент усвоил пройденную тему. И не пускает на следующий модуль, если результаты проверки ниже 80 баллов. Проходить промежуточные тесты можно сколько угодно, пока открыт доступ к курсу.
  • Итоговое тестирование по курсу — общий контроль по всему курсу, по-сути, итоговый экзамен. Он приближен к официальному экзамену по программе повышения квалификации, что позволяет неплохо потренироваться перед его сдачей.
  • Исходящее тестирование — заключительный срез знаний по всей программе корпоративного обучения. Показывает прогресс в обучении, чему конкретно научились сотрудники, насколько повысился их уровень навыков по сравнению со входящим тестированием.
  • Контрольное тестирование — проводится через 1-2 месяца после исходящего тестирования. Показывает, что именно специалисты запомнили и успели применить на практике. Если показатели сохранились — можно считать, что обучение прошло эффективно. А если «скачут” — нужно разбираться в причинах.

Какие отчеты говорят об эффективности обучения

Все время обучения HR-специалист или руководитель, курирующий обучение сотрудников в компании, регулярно получает различные отчеты, которые формируются по результатам тестирования. Например, каждую неделю в его личном кабинете на платформе Finassessment автоматически формируется отчет об успеваемости каждого сотрудника. В нем видно, как часто специалист заходил на платформу, какие вебинары смотрел, что скачивал и просматривал, на сколько процентов сдал промежуточное тестирование и сколько раз его проходил.

А еще в том же кабинете можно самостоятельно сформировать и скачать такие отчеты:

  • сводный отчет по группе — показывает результаты одного теста по всей группе: сколько баллов набрали по темам в разрезе теории и практики, сколько времени потратили на тест и прочее
  • прирост навыков — показывает, насколько успешно группа усвоила отдельную тему курса, какие навыки, кто наработал, а какие еще надо каждому из них подтянуть
  • сравнительный отчет — показывает прогресс всей группы до и после обучения, насколько эффективной была программа курса, кто хорошо учился, а кто и вовсе не брался за уроки.

Слева — сравнительный отчет группы, а справа — отчет по приросту навыков

Каждый из этих отчетов показывает, какие темы стоит подтянуть отдельным сотрудникам, и насколько эффективно проходит обучение. С такими отчетами руководитель может вовремя заменить незаинтересованных в обучении специалистов на других, более мотивированных, и сэкономить деньги компании.

Как тестирование повышает эффективность обучения

Эффективность обучения во многом зависит от профессионализма преподавателей, правильной методологии обучения, технической поддержки и контроля со стороны методического отдела. Все это есть в нашей академии. Но если у самих сотрудников нет мотивации учиться — система, даже самая идеальная, может не сработать.

Но тестирование помогает справиться и с этой задачей. Как показывает практика, когда сотрудники знают, что на курсах будет регулярная проверка знаний, они серьезнее относятся к обучению. Больше выкладываются, чтобы показать результат руководству или опередить коллег. Но это далеко не все плюсы инструмента.

Тестирование также помогает:

  • экономить деньги компании — на основе результатов тестов формируется программа обучения, в которой нет лишних тем и теории, а значит компания платит только за те знания, которые нужны ее специалистам для решения бизнес-задач
  • обучать только мотивированных и не тратить деньги на развитие тех, кому это не нужно или не интересно
  • объективно оценить эффект от обучения — система тестирования полностью автоматизирована, вопросы в тестах регулярно обновляются, поэтому списать сотрудники не смогут ни из интернета, ни у друг друга
  • видеть всю историю обучения специалистов — после прохождения курсов повышения квалификации, сотрудники получают сертификаты от академии, защищенные блокчейн-технологией. На документе есть QR-код, который хранит всю историю обучения специалиста, а также результаты тестирований (буквально каждый шаг на модулях и тестах). Получить такую информацию можно просто, если ввести QR-код с сертификата сотрудника на странице проверки диплома.

Анализ результатов тестирования позволяет еще во время курсов повлиять на успешность обучения специалистов, а после них — провести эффективные кадровые ротации, разработать траекторию карьеры для ценных сотрудников и решить, в каких направлениях развивать персонал дальше.

Запишитесь на бесплатную консультацию, чтобы выбрать направление и формат обучения, а также узнать ориентировочную стоимость его организации.

УДК 378.013.3 Кузьмина Наталья Александровна

преподаватель кафедры управления эксплуатационной работы

Дальневосточного государственного университета путей сообщения

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И УЧЕНИЯ

Аннотация:

Данная статья посвящена проблемам эффективности образовательного процесса. Даны определения понятиям «обучение», «преподавание», «учение», «учебная деятельность», «обученность» и «обучаемость». Определены внутренние и внешние критерии эффективности обучения. Представлена иерархия целей образования по теории Бенджамина Блума. Рассмотрены про-блемы обучения и учения. Приведены возможности совместного обучения.

Ключевые слова:

обучение, преподавание, учение, учебная деятельность, обученность, обучаемость, эффективность образовательного процесса, иерархия целей образования.

Kuzmina Natalia Aleksandrovna

Lecturer,

Operations Management Department, Far Eastern State Transport University

EFFICIENCY OF TEACHING AND LEARNING

Проблема эффективности образовательного процесса возникла еще в древние времена и продолжает оставаться насущной до настоящего времени. Такая «живучесть» проблемы определяется не столько ее сложностью, сколько динамичностью, выражающейся в том, что она имеет особенность видоизменяться при каждой смене поколений людей и изменении общественно-экономической формации. Попытки осознания эффективности обучения уходят своими корнями в глубокую древность.

Преемственность в решении проблемы повышения эффективности обучения выражается в постепенном усложнении приемов и методов. Но даже комплексный подход не позволяет найти достаточно конструктивного решения, поскольку рассматривает процесс обучения как некий конгломерат, состоящий из различных компонентов, по-разному взаимосвязанных между собой.

Процессы учения и обучения (преподавания) представляют собой две особые, хотя и взаимосвязанные формы деятельности обучающегося и обучаемого и отражают их двойственный характер.

В современной педагогической науке существует большое количество исследований по проблемам эффективности обучения и учения. В свое время основное внимание в вопросах эффективности обучения уделяли тому, чтобы помочь преподавателю осуществить эффективную организацию учебного занятия. Обучающимся отводилась роль пассивных реципиентов, «сосудов для наполнения» знаниями. Подобный подход еще не изжил себя, хотя следует признать повсеместно принятым утверждение о том, что обучение является значительно более сложным явлением, включающим высокую степень взаимодействия с процессом учения. Обучение и учение, по сути, неразделимы, и поэтому мы обычно используем выражение «обучение и учение», тем самым, подчеркивая взаимосвязь этих двух процессов.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности обучающихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей.

Процесс обучения всегда является двусторонним и содержит в своей структуре два элемента: деятельность преподавателя (преподавание) и деятельность студента (учение).

Преподавание — это деятельность преподавателя по передаче информации, организации учебно-познавательной деятельности, оказанию помощи при возникновении затруднений в процессе учения, стимулированию познавательного интереса, самостоятельности, творчества и оценки учебных достижений.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого обучаемого в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учение — это деятельность по освоению, закреплению и применению полученных знаний, умений и навыков; самостимулированию к поиску, решению учебных заданий, самооценке достижений, осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем развитии обучающегося.

Эффективность учения предполагает организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Преподавание и учение неразрывно связаны. Очевидно, что тот, кто интересуется преподаванием, должен представлять себе, как происходит процесс учения.

Обучение — это способы и методы организации образовательного процесса. Оно является наиболее лучшим путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Учебная деятельность включает в себя:

— овладение системами знаний и оперирование ими;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и навыками;

— развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

— овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами .

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Обучаемость — это приобретенная обучающимся (под влиянием обучения и воспитания) внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения. То есть общая способность к усвоению знаний. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которая необходима для достижения заданного результата.

Обученность — это запас усвоенных понятий и способов деятельности. То есть система знаний, умений и навыков, соответствующая норме (заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения принимают:

— степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности ;

— темпы роста процесса самообразования как пролонгированный эффект обучения;

— уровень образованности или профессионального мастерства;

— готовность повысить образование.

Согласно классификации Бенджамина Блума, можно ввести иерархию целей образования по трем основным категориям :

— когнитивные (относящиеся к знаниям);

— аффективные (затрагивающие интересы, отношения и ценности);

— психомоторные (относящиеся к физическим и манипулятивным способностям).

Учение протекает в трех основных областях — когнитивной, психомоторной и аффективной. Эти три области учения часто пересекаются так как многие виды деятельности, связанные с учением, попадают в области пересечения. Учение в целом охватывает все области, а на отдельно взятом занятии акцент обычно делается на одной особой области (рисунок 1.)

Когнитивный компонент — результаты мыслительной деятельности, включающие факторы, теории, концепции, понятия и т.п.

Аффективный компонент — отношения, ценности, убеждения, эмоции.

Психомоторный компонент — новые физические умения и навыки, практическая деятельность, поступки, создание продуктов.

Деятельность предписывает, что обучаемый должен достичь, и/или что он будет делать, чтобы продемонстрировать результаты учения. Деятельностные утверждения должны содержать глагол действия (например, «объясните принцип циркулирующей системы», вместо «поймите принцип циркулирующей системы»).

Условия идентифицируют и устанавливают параметры для деятельности, то есть, как это оценивается (например, «от руки через кальку», или «работая в паре», или «предоставив необходимые документы»).

Критерии устанавливают ожидания для уровня владения, то есть насколько замеряемые параметры соответствуют тому или иному уровню («допускается не более трех ошибок», или «не менее 80 % точности»).

В общем виде ключ к успешным задачам состоит в описании ожиданий от процесса обучения достаточно точно, чтобы достигнутый результат был вполне очевиден. Обычно задача прописывается одним предложением, которое включает:

— кто (ясно, что всегда обучающийся, но указание подлежащего необходимо, чтобы построить предложение по правилам грамматики);

— будет делать что;

— при каких условиях;

— насколько хорошо ( или по каким стандартам и критериям).

Пример № 1:

Получив устный контрольный опросник без справочного сопровождения, студент должен правильно сформулировать все шесть элементов когнитивной области по систематике Блума в надлежащем иерархическом порядке.

— кто: студент;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— должен сделать что: перечислить элементы когнитивной области по систематике Блума;

— при каких условиях: короткий устный опросник, без справочного сопровождения;

— насколько хорошо: все шесть элементов правильно и в надлежащем порядке.

Здесь необходимо привести замечания по поводу постановки задач. Следующие утверждения не могут считаться постановкой задачи:

— Сегодня я планирую обсудить некоторые темы (Это есть то, что преподаватель планирует сделать).

— Сегодня на занятии Вы должны понять закон спроса и потребления. («Понять» не является, очевидно, различимым).

— Сегодня мы должны прочитать отрывок из произведения и обсудить его. (Это — учебный подход, а не постановка задачи).

— Мы должны почувствовать факторы, которые влияют на скорость химической реакции. («Почувствовать» — это неопределенно и невозможно распознать его наличие).

Поведение в когнитивной области варьируется от простого припоминания фактов и информации до высочайшего уровня, предполагающего оценку и суждения. Организованная система от простых до сложных мыслительных процессов называется иерархией учения и является важной частью теории Блума (рисунок 2).

Рисунок 2 — Иерархия целей образования по методике Бенджамина Блума

На занятиях используйте глаголы, отражающие образовательный процесс в когнитивной, аффективной и психомоторной области соответственно (таблица 1).

Таблица 1 — Предлагаемые глаголы, отражающие образовательный процесс

Когнитивная область

проанализируйте разыграйте ситуацию предскажите

примените продублируете подготовьте

приведите оценку используете предложите

приведите доводы дайте оценку задайте вопросы

систематизируйте определите стоимость (качество) ранжируйте

оцените объясните распознайте

присоедините произведите эксперимент соотнесите

сосчитайте выразите повторите

выберите сформулируйте сообщите

классифицируйте идентифицируйте воспроизведите

составьте проиллюстрируйте переформулируйте

сконструируйте укажите пересмотрите

сопоставьте интерпретируйте сопоставьте

соберите выскажите суждение составьте расписание

создайте присвойте категорию подсчитайте очки

подвергните критике перечислите выберите

защитите расположите установите

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

определите решите сделайте эскиз

перечислите скоординируйте протестируйте

расположите запомните поддержите

продемонстрируйте назовите переведите

спроектируйте осуществите дайте характеристику

опишите выстройте употребите

приведите различие образуйте напишите

дифференцируйте спланируйте интегрируйте

обсудите охарактеризуйте примените на практике

Продолжение таблицы 1

Аффективная область

признайте подвергните сомнению попытайтесь присоединитесь оспорьте поделитесь окажите поддержку вызовитесь добровольно выскажите суждение защитите-похвалите

Психомоторная область

отрегулируйте согните продемонстрируйте видоизмените (физически) выразите (мимикой) извлеките удерживайте осуществите операцию выполните(умело) дотянитесь расслабьте растяните ухватите

Другой подход к проблемам учения содержится в теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. В этой теории учение рассматривается как усвоение определенных видов и способов познавательной деятельности, которые включают в себя заданную систему знаний и в дальнейшем обеспечивают их применение в заранее заданных пределах.

Знания, умения и навыки не существуют изолированно друг от друга, качество знаний всегда определяется содержанием и характеристиками деятельности, в состав которой они вошли.

Приступая к обучению, выясните, какими знаниями по предмету или теме обучения обладает обучающийся, прежде чем предлагать новый материал.

Обеспечьте благоприятную возможность задавать вопросы и позвольте обучаемым ошибаться. Обеспечьте беглую обратную связь. Сократите количество лекционного материала. Обеспечьте возможности для активного обучения.

Адреналин, вырабатываемый организмом в ответ на страх, блокирует соединения в мозгу, поэтому используйте технологии, способствующие уменьшению чувства страха на занятиях.

Частые контакты между студентами и преподавателями, как аудиторные, так и внеаудиторные, являются самым важным фактором мотивирования и привлечения к обучению. Заинтересованное отношение преподавателей помогает студентам преодолеть возникшие трудности в обучении и стимулирует продолжать учиться, усиливает интеллектуальные обязательства студентов и становится поводом задуматься о своих личных ценностях и будущих планах.

Процесс учения улучшается, когда он больше похож на командный способ деятельности, нежели на «одиночный забег». Благоприятный процесс учения, подобно хорошей работе, является совместным и социальным процессом, а не конкурентным и изолированным. Совместная работа зачастую усиливает вовлеченность в учебный процесс. Возможность поделиться своими собственными идеями и реагировать на идеи других улучшает процесс мышления и углубляет понимание.

Совместное обучение студентов позволяет:

1) Сосредоточиться на понимании студентом содержания и на способности использовать информацию, а не на простом запоминании относительно изолированных материалов и разрозненных компонентов навыков.

2) Требовать от студентов активного конструирования смыслов, чтобы построить свое собственное осмысление материала, уметь приводить свои примеры и увязывать содержание с уже имеющимся собственным опытом, в отличие от простого и пассивного копирования данных.

3) Концентрироваться на аутентичных задачах, требующих решения проблемы, критического мышления, и/или творческого отношения, в отличие от простого запоминания информации.

4) Требовать от преподавателей ограничения диапазона содержания, предназначенного для студентов и структурирования преподаваемого материала вокруг наиболее важных идей, а не попытки донести до сведения студентов все без разбора.

5) Осуществлять процесс обучения в доброжелательной атмосфере, которая позволяет студентам рационально и творчески мыслить.

Процесс учения — не зрелищный спорт. Студенты не смогут многому научиться, просто сидя в аудитории, слушая преподавателей, заучивая наизусть подготовленные для них задания и выпаливая заранее подготовленные ответы. Студенты должны рассуждать о том, что они изучают, писать об этом, соотносить изучаемый материал с уже усвоенным опытом и применять его в повседневной жизни. Они должны пропустить изучаемый материал через себя, сделать этот материал частью своего жизненного опыта.

Выяснение того, что вы знаете или не знаете, концентрирует ваше внимание на том, что вы изучаете. Студентам необходима обратная связь по материалу курса. Перед началом изучения

нового материала студентам необходимо помочь оценить уже имеющиеся у них знания и умения. В ходе аудиторных занятий необходимо достаточно часто предоставлять возможность упражняться самим обучаемым и получать советы, как улучшить свои результаты. На разных этапах в процессе учебы, а также в конце обучения, студентам необходимо отрефлексировать все то, чему они научились, подумать о том, чему еще надо научиться, и как осуществлять самооценку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Время плюс энергия равно учению. Ничто не заменит фактор времени, отводимого на выполнение задания. Научиться продуктивно, использовать время — насущная необходимость для студентов. Обучающимся необходимо помочь научиться управлять своим временем эффективно. Отведение реалистичного количества времени, необходимого для выполнения задания, обеспечивает эффективное учение студентам и эффективное обучение преподавателям. То, как учебное заведение определяет временной фактор для студентов, преподавателей, администрации и других сотрудников, может оказаться основополагающим фактором для высокого качества работы для всех.

Ожидайте большего, и вы получите это. Большие надежды важны для каждого — для тех, кто плохо подготовлен, для тех, кто не желает напрягаться, а также для способных и мотивированных. Ожидание хороших результатов от студентов становится пророчеством самореализации, когда преподаватели и учебные заведения возлагают надежды на высокие результаты от себя и делают дополнительные шаги в этом направлении.

Существует много дорог на пути учения. Разные люди приносят с собой в учебное заведение разные таланты и разные стили учения. Отличные студенты на семинарских занятиях могут оказаться весьма неуклюжими учениками в лаборатории. Студенты, имеющие богатый практический опыт работы, могут оказаться не столь успешными в теории. Студентам нужна возможность проявить свои таланты и познакомиться со способами работы, которые подходят для них. Это может подтолкнуть их к новым способам учения, что само по себе не дается слишком просто.

Эффективное обучение сочетает в себе много элементов: знание материала и «знание людей»; вопросов планирования и управления; коммуникативную компетенцию, креативность, умение и навыки решения проблемных ситуаций. Эффективное обучение означает сбалансированность структурности (сквозных рутинных дисциплинарных моментов, планирования, це-леполагания и т.п.) и открытости (сквозных моментов разнообразия, выбора, вовлечения разных людей и точек зрения, и постижения «обучающих моментов»). Благоприятное обучение основывается на знании, умении и навыках, на мудрости, обретенной в процессе практического опыта, но действительно успешное обучение выходит за рамки методов обучения. В конечном итоге, эффективное обучение основывается на внимательном и заботливом отношении и выстроенных взаимоотношениях.

Ссылки:

1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/04.php (дата обращения: 15.11.2013).

2. Там же.