Эмоциональность при выступлении

г) возможен, характерен, необходим.

92. К числу контактоустанавливающих речевых действий относятся…

а) обращение;

б) приветствие;

в) коммуникативное состояние говорящего;

г) извинение.

93. Верно указано произношение обоих слов в ряду…

а) рмин, шиль;

б) рмин, шиль;

в) рмин, шиль;

г) рмин, шиль.

94. Правильные формы Р.П. мн.ч. существительных использованы в словосочетаниях ряда…

а) много грузинов, жить среди болгар;

б) триста грамм, пять гектар;

в) килограмм помидор, ящик мандарин;

г) пара чулок, нет носков.

95. Правильные формы числительных использованы в словосочетаниях…

а) около восьмиста экземпляров;

б) в восьмистах экземплярах;

в) более ста экзепляров;

г) в восьмиста экземплярах.

96. Фразеологизм неисчерпаемый источник со значением «то, что имеет большие возможности для использования» имеет …. характер.

а) жаргонный;

б) просторечный;

в) разговорный;

г) книжный.

97. Речь, в которой значения слов и словосочетаний, употребленных в ней, полностью соотнесены со смысловой и предметной сторонами, называется…

а) логичной;

б) выразительной;

в) точной;

г) доступной.

98. Речевая ошибка допущена в предложении…

а) При подготовке словаря были учтены значительные изменения в современном русском языке.

б) Участники конкурса рассказали о перспективах на будущее.

в) Информация в внезапном изменении курса валют застала банки врасплох.

г) Известно, что леса и океаны обладают большим богатством видов различных организмов.

99. Одна буква н пишется во всех словах, представленных в рядах…

а) полотня..ая (блуза), мочё..ые (яблоки);

б) броше..ый (камень), жела..ый (гость);

в) воробьи..ые (стаи), свежемороже..ые (овощи);

г) мощё..ая (улица), несмышлё..ый (малыш).

100. В предложенном тексте нарушается такое качество хорошей речи, как…

Ну, для установления контакта с аудиторией нужно учитывать её особенности. Значит, к ним относятся возраст слушателей, также их пол, возраст, также уровень образования, профессиональные интересы. Также выступающий должен знать особенности психологии слушателя.

а) чистота;

б) выразительность;

в) точность;

г) логичность.

101. Оба выделенных слова пишутся слитно в предложениях…

а) (В)последствии, вспоминая слова, взгляды, восклицания, которые казались (мало)значительными, я расшифровал их и понимал настоящий смысл.

б) (Не)смотря на боль в ноге, я продолжал идти, что(бы) засветло добраться до шоссе.

в) Они шли (на)встречу опасности, не жалея ни себя, ни лошадей, (что)бы потом о них ни говорили.

г) Поэты облекают в(плоть) и кровь (не)смелую утонченность чувств толпы.

102. Перед союзом и запятая ставится в предложениях…

а) Трескотня ружей сзади и справа слышалась чаще и чаще.

б) Все люки были наглухо закрыты и свежий воздух не проникал.

в) С неба свет лился прямыми потоками и под этим светом особенно выпуклыми казались вершины леса.

г) Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза.

103. Употребление предлога благодаря неуместно со словосочетаниями…

а) внедрение новой технологии;

б) эффективная работа отдела;

в) нарушение сроков выполнения обязательств;

г) низкая производительность труда.

104. К функциональным чертам разговорного стиля относятся…

а) конкретная персональная адресность речи;

б) строгая логичность изложения;

в) наличие непосредственной, сиюминутной обратной связи;

г) использование тропов и фигур речи.

105. Языковыми средствами привлечения внимания в рекламе являются…

а) каламбуры;

б) фонетические повторы, рифмованные рекламные слоганы;

в) книжные слова и выражения;

г) сложные предложения.

106. Нарушением норм речевого этикета является употребление личных местоимений в форме…

а) 1-го лица мн. ч. (мы) при формулировке просьб, предложений;

б) 2-го лица мн. ч. (Вы) при обращении к одному адресату;

в) 2-го лица ед. ч. (ты) при обращении к одному адресату;

г) 3-го лица ед. ч. или мн. ч. (он, она, они) при указании на то или иное лицо/лиц

107. Включение элементов диалога в монолог оратора именуется…

а) авторизацией;

б) вопросно-ответным единством;

в) приёмом провокации;

г) диалогизацией.

108. Если в процессе доказательства какого-либо тезиса излагаются противоположные точки зрения, то такая аргументация называется…

а) двусторонней;

б) опровергающей;

в) односторонней;

г) дедуктивной.

109. Речевая ошибка допущена в предложении…

а) Для помощи армии и фронту были созданы крупные общественные организации.

б) Вы можете изложить только главную суть вопроса, не вдаваясь в подробности.

в) Росписи восстановленных храмов выполнены лучшими мастерами страны.

г) Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, европейских странах.

110. Важными условиями поддержания внимания аудитории являются…

а) выразительность речи;

б) содержательность выступления;

в) однообразная жестикуляция;

г) монотонность речи.

111. Устойчивые языковые обороты, используемые в официально-деловых текстах, представлены в рядах…

а) воспрянуть духом, холодная война;

б) отправиться в поход, актуальность темы;

в) на основании изложенного, создать комиссию в составе;

г) довожу до вашего сведения, принимая во внимание.

112. Правильные формы прилагательных использованы в словосочетаниях…

а) две интересных девушки;

б) три старых кровати;

в) три новых учреждения;

г) два деревянных стола.

113. Подстилями публицистического стиля являются…

а) публицистическая журнальная проза;

б) дипломатический;

в) научно-популярный;

г) «язык газеты».

114. Приложение следует обособить в предложениях (знаки препинания в предложении не расставлены)…

а) Святослав Рихтер известен всему миру как выдающийся пианист.

б) Брат как генеральный менеджер руководит всей работой.

в) Талантливый поэт Владимир Маяковский писал не только для взрослых но и для детей.

г) Решительный и властный человек он никогда не отменял свои приказы.

115. Правильные формы составных количественных числительных использованы в словосочетаниях…

а) вместо четырёхсот восьмидесяти четырёх;

б) с тысячей семьсот двадцать тремя килограммами;

в) до пятисот семидесяти пяти минут;

г) без тысяча триста пятидесяти трех рублей.

116. Речевая ошибка обнаруживается в предложении…

а) Произошло серьезное обновление репертуара крупнейших оперных и балетных театров страны.

б) Лишь созданием заповедников и других типов охраняемых территорий нельзя остановить деградацию природы.

в) Социальная цена первого года радикальных экономических реформ оказалась высокой.

г) Игра актера вызвала у зрителей не только смех, но и сочувствие.

117. Ударение падает на второй слог в словах, представленных в рядах…

а) кладовая, эпилог.

б) намерение, корысть.

в) еретик, подбодрить.

г) созыв, досуг.

118. Не пишется слитно со всеми словами, представленными в рядах…

а) (не)смотря на плохую погоду, они шли вперед; (не)взлюбить с первого взгляда;

б) (не)зная причины; ничего (не)понимающий зверек;

в) (не)годующий взгляд, очень (не)важный результат.

г) идти (не)далеко; (не)распечатанное письмо.

119. К числу необязательных (на усмотрение соискателя) разделов резюме относятся…

а) отличия и награды, учёные степени;

б) наименования вакансии, на которую претендует автор резюме;

в) сведения о физических данных соискателя;

г) сведения об образовании и имеющемся опыте работы.

120. К числу контактоустанавливающих речевых действий относятся…

а) извинение;

б) коммуникативное состояние говорящего;

в) приветствие;

г) обращение.

121. К психологическим аргументам относятся…

а) аргументы к публике;

б) теоретические положения и выводы;

в) статистические данные;

г) ранее доказанные положения.

122. Предложенный текст относится к ……….красноречию.

В быстром и сложном процессе развития современного русского языка закономерно и естественно возникают колебания, а также отрицательные явления в приёмах его употребления, в способах применения разных его стилистических средств, в практике словопроизводства и словоупотребления, в отношении к литературно-языковым нормам. Причин такого рода отклонений от чистоты и правильности речи очень много: и неполное усвоение норм литературного выражения, и недостаточно бережное отношение к языковой традиции и т.д.

а) социально-бытовому;

б) социально-политическому;

в) академическому;

г) духовному.

123. Верными являются утверждения, согласно которым…

а) публицистический стиль обслуживает сферу экономических, политических, культурных и других общественных отношений;

б) в публицистическом стиле широко представлены стандартные формы изложения и речевые клише;

в) для публицистического стиля характерно преобладание терминов, общенаучной и абстрактной лексики;

г) в публицистическом стиле используются практически все языковые средства.

124. Фрагмент текста относится к ….. стилю.

Экологическая популяция, являясь важной принадлежностью биогеоценоза, выступает его структурным компонентом и выполняет в нем определенную функцию: создает для кого-то питательные вещества, т. е. служит кормом и поставщиком энергии, или кого-то поедает сама. Все экологические популяции, входящие в один биогеоценоз, известным образом специализированы.

а) художественному;

б) официально-деловому;

в) публицистическому;

г) научному.

125. Правильными являются утверждения, согласно которым устойчивые языковые обороты…

а) неуместны в деловом общении;

б) являются конструктивными единицами деловых текстов;

в) нарушают языковые нормы;

г) облегчают процесс делового общения.

126. К числу стандартных языковых формул не относятся…

а) из-за того что я должен срочно уехать;

б) в связи с отсутствием средств;

в) согласно утвержденному плану;

г) так как я болел в течение целого семестра.

127. Значение «слегка раскрывать, прояснять, делать известным что-либо» имеет фразеологизм…

а) поднимать завесу;

б) открывать дверь;

в) поднимать оружие;

г) давать добро.

128. Неправильная форма предложного падежа существительного использована в словосочетании…

а) трудиться в поте лица;

б) в круге друзей;

в) сад в цвету;

г) в ряде случаев.

129. Правильно выделен ударный гласный во всех формах слов, представленных в рядах…

а) заключен – заключена – заключено — заключены;

б) введён – введена – введено — введены;

в) занят – занята – занято — заняты;

г) изжит – изжита – изжито — изжиты.

130. Перед союзом как запятая ставится в предложении…

а) Уже в «Повестях Белкина» Пушкин выступает как замечательный мастер сюжета.

б) Постарайтесь выполнить эту работу как можно быстрее.

в) Здесь всё ещё выступала на земле соль и белела на дороге как снег.

г) С тех самых пор он как в воду канул.

131. В предложении «Без чётко организованной системы управления, устанавливающей полномочия… пользователей, эти программы не могут быть выполнены» на месте пропуска должно находиться слово…

а) отвечающих;

б) ответных;

в) ответственных;

г) ответствующих.

132. В деловой документации не используются…

а) стилистически нейтральные и книжные элементы;

б) общеупотребительная лексика и разговорно-просторечные слова и выражения;

в) языковые формулы (клише), облегчающие восприятие текста;

г) эмоционально-оценочные слова и выражения.

133. Для выражения благодарности в служебно-деловом общении используются формулы…

а) Будьте добры, передайте…

б) Позвольте выразить нашу признательность за…

в) Можем ли мы рассчитывать на вашу помощь?

г) Разрешите поблагодарить Вас за…

134. В данном фрагменте текста обнаруживается стилистическая фигура, определяемая как…

Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде! Чтобы научиться писать, надо писать! (Д.С. Лихачев)

а) антитеза;

б) эллипсис;

в) парцелляция;

г) синтаксический параллелизм.

135. Грамматически правильно построены словосочетания…

а) в городе Петропавловске-Камчатском;

б) в городе Суздаль;

в) над селом Красная Горка;

г) к городу Великие Луки.

136. Выступать труднее всего перед …………………. аудиторией.

а) неоднородной;

б) однородной;

в) молодёжной;

г) взрослой.

137. Жанры официально-делового стиля названы в рядах…

а) реферат, очерк, лекция;

б) справка, договор, приказ;

в) докладная записка, заявление, доверенность;

г) аннотация, тезисы, памфлет.

138. Правильно построены словосочетания…

а) оплатить учебу;

б) спрашивать совета;

в) заплатить за проезд;

г) ожидать приём.

139. В простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире, если…

а) в роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно и т.п.;

б) оба главных члена выражены неопределенной формой глагола;

в) оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, а связка отсутствует;

г) оба главных члена выражены именительным падежом существительного и перед сказуемым стоит отрицание не.

139. В публичном выступлении эффективно использовать…

а) длинные предложения вместо коротких;

б) нейтральные слова вместо книжных;

в) пассивные конструкции вместо активных;

г) обобщённые наименования вместо конкретных.

140. Преимущественно в публицистическом стиле используются выражения…

а) популистские меры, широкие массы;

б) актуальность исследования, проведение эксперимента;

в) получить по доверенности, протест прокурора;

г) эскалация конфликта, лоббировать интересы.

141. Фрагмент теста относится к ………………. стилю.

Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашек, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота, пошли по снежным дорожкам по кладбищу, — солнце только что село, ещё совсем было светло, дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее…

а) разговорному;

б) научному;

в) официально-деловому;

г) художественному.

142. Сочетание на месте орфографического –чн- произносится в обоих словах ряда…

а) Ильиниа, сливоый;

б) горчиик, скуый;

в) нароо, антиый;

г) кориевый, сквореик.

143. Ошибочным является утверждение, согласно которому…

а) словарь иностранных слов содержит сведения о лексическом значении и происхождении слов;

б) чтобы выяснить происхождение слова, надо обратиться к этимологическому словарю;

в) словообразовательный словарь дает сведения о морфологических свойствах слова;

г) при уточнении лексического значения слова следует обратиться к толковому словарю.

144. В конце выступления следует…

а) сделать обобщающий вывод;

б) извиниться по какому-либо поводу;

в) поблагодарить аудиторию за внимание;

г) вспомнить что-то дополнительно.

145. Общенаучные термины представлены в рядах…

а) окись, катет, антонимия;

б) молекула, альдегиды, уравнение;

в) структура, процесс, классификация;

г) свойства, определение, метод.

146. Формы местоимений неправильно использованы в предложениях…

а) Следует обратить внимание учащихся на составные порядковые числительные: в них склоняется только последнее слово.

б) Мои друзья сейчас в городе, они учатся там второй месяц.

в) В этом музее были выставлены чучела динозавров, которые все погибли от бомбёжки.

г) Тайна строения поверхности Венеры, казалось, надолго сокрыта от науки: её не видно.

147. Слово габариты лексически сочетается со словом…

а) станка;

б) строительства;

в) издания;

г) дороги.

148. К деловым бумагам группы «деловая переписка» относятся…

а) письмо-благодарность;

б) объяснительная записка;

в) сопроводительное письмо;

г) пригласительное письмо.

149. Слитно пишутся все слова в рядах…

а) (полу)кислое яблоко, бороться (в)рукопашную;

б) проехать (пол)Европы, уйти (по)одиночке;

в) (Восточно)американское побережье, (в)следствие болезни;

г) приехать (за)долго, прыгнуть (с)ходу.

150. Грамматические нормы в употреблении предлогов не нарушены в предложениях…

а) Ввиду ожидаемых заморозков посевные работы отменяются.

б) Вследствие проведенных мероприятий улучшилось качество продукции.

в) На предприятии немало сделано по повышению производительности труда.

г) Благодаря низкого качества строительных работ значительное время уйдет на устранение неполадок.

151. Вводные слова имеются в предложениях (знаки препинания в предложениях не расставлены)…

а) Тем не менее новые заимствования вытесняют русские слова из обращения.

б) Посреди ровного газона стояли солнечные часы которыми видимо никто не интересовался.

в) Действительно резко увеличился поток заимствований из английского языка.

г) Очевидно что у каждого языка свой путь.

152. К группе деловых бумаг личного характера относятся…

а) гарантийное письмо;

б) заявление;

в) письмо-приглашение;

г) расписка.

Я часто слышу: «добавьте эмоций в выступление». Мне кажется, это самый опасный совет, который можно получить.

Первые полгода моей работы ведущим прогноза погоды меня никто не замечал. То есть абсолютно: мало того, что меня не узнавали на улицах, так не было даже ни одного поста в Twitter (я проверял через поиск по блогам каждый день). Это было обидно. Все же федеральный канал, прайм-тайм, постоянно. И еще вспоминались слова Владимира Познера о том, что если лошадиную задницу показывать по телевидению, то через месяц ее начнут узнавать на улицах. Напомню, меня показывали уже полгода.

Собственно, эта обида и привела меня к педагогу по актерскому мастерству Юрию Мартынычеву, от которого я и услышал впервые о методе, о котором пойдет речь.

На первом занятии я узнал, что надо быть активным, увлеченным, эмоциональным! И в следующем же эфире выдал активность, увлеченность и эмоциональность — в той мере, в какой я их понимал. Результат был ошеломляющий! Про меня наконец-то написали в Twitter! Самый вежливый пост был таким: «Уберите психопата из эфира».

Это ошибку стоило сделать. Стало ясно, что эмоциональность — это не то, что можно выдавить из себя искусственно, не то, что можно изобразить. Эмоции — это не физические движения, не громкость, не крики. Это искренность.

Совет «будьте естественны на сцене» вы наверняка слышали. Но вот беда: сцена — не то место, где легко быть естественным. Самое естественное для нормального человека — вообще не выходить на сцену. Умению «быть естественным в неестественных обстоятельствах» учат в театральных вузах не один год, и то далеко не у всех получается. Совет «быть естественным на сцене» — одновременно один из самых правильных и самых опасных из тех, что мне приходилось слышать. В результате в лучшем случае получаются интонационные штампы (формальные попытки изобразить эмоцию), в худшем — мой пример.

По счастью, один наш соотечественник придумал систему — набор приемов, которые помогают стать естественным, живым на сцене. Речь о Константине Сергеевиче Станиславском. Его знаменитое «не верю» относится как раз к попыткам актеров изобразить эмоции. Про его систему все слышали, но мало кто знает, в чем она заключается.

На мой взгляд, самое гениальное, что открыл Станиславский — это «кинолента видений». Работает это так: вы вспоминаете событие из своей жизни (реальное!), в котором вы переживали ту или иную эмоцию. И затем в воображении переноситесь в эту ситуацию. Задача — увидеть все в мельчайших деталях, конкретно. Не вспомнить, а именно увидеть — так, как вы видите реальность. Довообразить то, что не помните. Быть готовым ответить самому себе на любой вопрос: какого цвета забор «в кадре»? Во что одета та женщина? Какие на ней бусы? Есть ли царапина на каблуке? Долетают ли брызги от машины до тротуара? Что делает ворона?

Эта увлекательная игра затягивает вас, и — чудо! — рождается искренняя эмоция. Я многократно видел это на тренингах. Казалось бы, человек просто произносит существительные, но если он их «видит» — слова звучат эмоционально, и это захватывает!

Для хорошей «киноленты видений» надо тренировать внимание (это непросто, особенно когда рядом телефон и фейсбук). Но научившись «проваливаться в историю» в комфортной обстановке, можно научиться делать это и на сцене. Насколько я знаю, для обычного человека это единственный способ обрести искреннюю эмоциональность во время выступления.

В интернете есть видеозапись тренинга, где учат «эмоциям в выступлении» и просят «удивиться на три балла, а теперь на восемь баллов» (разница в широте раскрытия рта и громкости возгласов) — это верный путь к отзывам типа тех, что я получил вместе с «уберите психопата». Не ведитесь на такое.

Как на практике использовать «киноленту видений»? Включить в выступление описание «картинки». Как говорят театральные педагоги, «говорить не уху, а глазу». Конечно, это не отменяет драматургии, конкретики, композиции. Но только трогающие вас «картинки» дадут вам живые эмоции, которые тронут зал.

Один из участников тренинга, описывая консалтинговый проект для одной крупной фирмы, упомянул толщину стекла у них на проходной (оно было в руку толщиной). Это длилось всего несколько секунд, но он смог «увидеть» это стекло во время выступления, и его удивление было искренним и увлекательным, так что зал улыбался и удивлялся вместе с ним.

Лекция профессора Лорена Грэхема на Петербургском экономическом форуме собрала более полумиллиона просмотров в России. Конечно, главные причины популярности: релевантность (важность темы), конкретика (минимум общих слов, но много конкретных фактов — и, кстати, нет никакой проблемы в том, что он подсматривал в бумажку, перечисляя их), хорошая композиция. И все же кульминационный момент — профессор вспомнил ситуацию, когда ректор MIT сказал «Вы хотите молоко без коровы». В этот момент он был искренне удивлен, вместе с неподдельным сожалением — но никакого «перебора», никакой искусственности. Он «видел» эту ситуацию, и слова прозвучали искренне. Кстати, замечательно, что эту картинку «увидел» и переводчик-синхронист (конечно, по-своему), и у него получилось прекрасно передать этот эмоциональный момент. Так это и работает: спикер «видит», и все слушатели вместе с ним тоже «видят» и чувствуют.

Или вот пример из школы. Моя учительница математики говорила: «Давайте докажем маленькую, но очень симпатичную леммочку!», и при этом голос ее был пропитан нежностью, а руки будто гладили неведомое, но очень милое существо. Это было безумно трогательно и увлекательно. Потом мне еще долго снились улыбающиеся зверьки-леммочки (это нормально для выпускника второй физмат школы). Впрочем, это уже метод аллегорий — визуализации абстрактных понятий, о нем я напишу отдельно.

Итак, при подготовке выступления вспоминайте релевантные (имеющие отношение к теме), эмоционально трогающие вас детали, и затем описывайте их так, будто все происходит прямо сейчас, на ваших глазах. Не торопитесь! Не думайте о том, как выглядите. Не думайте про зрительный контакт. Просто поживите немного в своей истории, «увидьте» ее. Зал будет с вами.

Это требует определенного навыка, но это именно навык, а не талант. Он тренируется и доступен абсолютно каждому. В этом и гениальность системы Станиславского — в универсальности и технологичности. Эмоции будут живые, искренние, а не напускные — или, как иногда говорят, «идиотские».

А если вам вдруг случится увидеть неестественно эмоционального ведущего в прогнозе погоды — не судите строго. Он все еще учится!

Работа с аудиторией

Аудитория может быть разной — малочисленной и превышающей тысячу человек, скептично, нейтрально или доброжелательно настроенной, отличающейся по возрасту, социальному и профессиональному составу. В независимости от ее особенностей, выступающий должен уметь с ней взаимодействовать и устанавливать результативный контакт. Чтобы завладеть вниманием слушателей, получить нужную обратную связь, донести мысль и убедить в своей правоте, требуется множество навыков. Следует заниматься текстом речи, вербальной подачей материала и многими другими инструментами оратора. Чтобы эффективно презентовать материал, взаимодействовать с публикой, необходимо:

  • готовиться к выступлениям, работая над текстом и собственной уверенностью;
  • разносторонне владеть темой и правильно доносить мысли;
  • быть красноречивым — использовать приемы риторики, осваивать ораторское искусство, чтобы склонять слушателей на свою сторону;
  • ясно отвечать на вопросы, устанавливать обратную связь со зрителями;
  • результативно использовать невербальные инструменты — позы, движения и так далее.

Подготовка к выступлению

Перед каждым выступлением на публике нужно подготовиться, даже если вы не раз произносили речь перед слушателями. Работайте по нескольким направлениям: сама речь, ваше физическое состояние, моральный настрой. Волноваться перед выступлением свойственно и опытным ораторам, но, чем больше вы говорите, тем меньше будете нервничать. Не стоит драматизировать: общественность может быть настроена вполне лояльно, а вот дрожащий голос и суетливые манеры вызывают естественную негативную реакцию и недоверие аудитории. Поэтому используйте:

  • специальные позы, которые вводят оратора в нужное психоэмоциональное состояние — с выпрямленной спиной, контролированной осанкой, расправленными плечами, приподнятой головой;
  • методы снятия физических и моральных зажимов — помогает артикуляционная гимнастика, упражнения на снижение уровня адреналина;
  • приемы психического расслабления — медитации, упражнения «настройки» на успех и так далее.

При подготовке составьте краткий план речи — его можно записать на маленьких карточках. Подготовьте побольше экспромтов: интересных фраз, метафор, цитат. Проговорите текст вслух, проверьте, не затянуто ли вступление, не «провисает» ли середина. Распространенная ошибка — пренебрежение заключением. Оратора запоминают по финалу речи, сделайте его убедительным и ярким с помощью специальных методов и учитывайте специфику темы и аудитории. Заключение должно быть емким, содержать тезисы и мысль текста.

Структура, содержание и подача речи

Оратору нужно четко донести свою мысль или мнение до слушателей и убедить их в правильности тезисов. Поэтому уделите содержанию речи, подаче материала и структуре текста много внимания. Чтобы улучшить восприятие информации аудиторией, используйте принцип структурирования. Разбивайте текст на части по функциональному признаку. Введение ответит на вопросы зачем, что и почему вы говорите, основная часть служит усвоению информации. Заключение формирует целостное представление о тексте и выделяет направления дальнейшего «движения». «Тело» речи разделяйте на тематические части, в которых тоже должны быть вступительный, основной и завершающий блоки. При написании текста профессиональные ораторы руководствуются следующими принципами:

  • краткости фраз — в предложениях не должно быть более 9 слов, потому что восприятие человека ограничено 7-10 смысловыми единицами и содержание длинных сентенций теряется;
  • повторения — чтобы запомниться слушателям, принципиальные тезисы в речи должны повториться не менее трех раз, но не подряд, а в логическом, правильно сформулированном контексте;
  • баланса абстракций и конкретики — лучшей пропорцией теории и примеров из практики считают один к одному, так зрители не будут перегружены отвлеченной информацией и не сочтут, что на выступлении оратор только развлекал их историями;
  • ключевых фраз — всегда формулируйте основные тезисы одинаково, будь то названия, термины, слоганы, краткие описания товаров и так далее;
  • наглядности и визуализации — добавляйте в пример детали, вызывающие зрительные ассоциации, используйте реальные образцы продукции, рисуйте на доске, готовьте макеты;
  • простоты — усложненные сентенции, велеречивость вызывают раздражение аудитории, поэтому сведите использование специальных терминов к минимуму, разъясняйте их, разбавляйте профессиональный сленг и наукообразность легкими шутками, излагайте понятно и ясно.

Речевые и невербальные инструменты работы со слушателями

Текст речи важен, но подача его не менее значима. Будет ли публика заворожено внимать вам или «уснет» от монотонной речи, станет раздраженной от суетливого, хаотичного движения по сцене? Оратор должен владеть навыками невербального, звукового воздействия на присутствующих, бороться с торопливостью, дрожащим или тихим голосом, невыразительностью и другими недостатками. Чтобы вовлечь слушателя в эмоциональный диалог, используйте:

  • смену регистра, тембра голоса: модуляции увеличивают энергетику выступления, повышают интерес к произносимой речи, вовлекают во внимательное слушание и придают речи интонационное разнообразие;
  • умеренно эмоциональные интонации — они помогают склонить людей на свою сторону, «играя» на ее чувствах (внимание: это прием для опытных ораторов, ему нужно серьезно учиться);
  • паузы, повышение и понижение громкости и другие приемы владения голосом.

Необходимо освоить спонтанную устную речь — говоря «по бумажке», вы становитесь ее заложником и снижаете эффект от выступления. Осваивайте мнемотехники, запоминайте блоки текста перед выступлением. Чтение речи вслух поможет узнать, насколько хорошо она воспринимается, «перетекают» ли фразы одна в другую, плавно ли вы говорите. Запишите себя на видео или диктофон, чтобы выявить слова-паразиты — они, кстати, зачастую сопровождают ораторов, которые не помнят, о чем нужно сказать и постоянно подсматривают в «шпаргалку». Для выступающего важны и жесты, позы, движение по залу. То, как вы ходите, стоите, жестикулируете, дает о вас четкое представление, даже если слушатели не замечают этого на «когнитивном» уровне. Энергетика выступления повышается драматичными, уместными передвижениями по сцене, наглядной, сильной жестикуляцией, грамотной работой с пространством. Переходя с места на место, в особенности в компактном зале, помните о личной «зоне» слушателей. Вторгаясь в нее (подсаживаясь к человеку, прохаживаясь между рядами), вы вызовете у людей смущение, дискомфорт и, как следствие — отторжение. Помните об удержании внимания публики — убирайте из-за спины движущиеся предметы, старайтесь не стоять у часов, аквариума, двери, чтобы слушатели не переключались на них.

Общение и установление контакта со слушателями

Выступление — это акт коммуникации, и оратор должен помнить о принципах и составляющих плодотворного общения. Удачно, если цели слушателей и лектора совпадают, они активны, настроены «на одну волну», заинтересованы друг в друге. Но зачастую оратору приходится преодолевать скептицизм, выстраивать обратную связь с инертной публикой, представлять ей себя. Ему помогают:

  • грамотно выполненное знакомство с публикой, настройка визуального контакта;
  • целеполагание в сочетании с гибкостью — умейте помнить о своей задаче, приспосабливаясь к обстоятельствам;
  • эффективно выстроенный диалог, умение чувствовать слушателей;
  • искреннее удовольствие от своего дела — люди это чувствуют.

Если слушатели видят вас впервые, представьтесь, расскажите о себе (кратко). Можно вставлять в примеры по тексту рассказы о своих достижениях, но на этапе презентации стоит быть скромным. Сразу же установите визуальный контакт — переводите взгляд от одного присутствующего к другому, адресуйте небольшие кусочки речи конкретному слушателю, смотря ему в лицо. Важно еще на этапе подготовки решить, какой фидбек вам нужен (информационный, эмоциональный), оценить, чего хотят от вас слушатели, что бы им было приятно получить. Правильное целеполагание поможет установить с присутствующими диалог и гибко реагировать на возникающие форсмажорные ситуации. Заранее предусмотреть все невозможно, и умение перестраиваться — ценный ораторский навык. Не упорствуйте в декламации запланированных тезисов — скорректировав их под настроение аудитории, вы скорее достигнете цели. Поддерживать диалогичность речи помогают вопросы, обращенные к публике. Не бойтесь их задавать сами и поощряйте направленные к вам. Открытые вопросы вызывают слушателей на диалог, это один из профессиональных ораторских приемов. Будьте «настроенным» на настроение публики, как антенна — замечайте скуку, рассеянное внимание, недовольство и вовремя нейтрализуйте негативные проявления шуткой, сменой интонации, предложением сделать перерыв. Выступая на публике, искренне наслаждайтесь возможностью пообщаться с ней. Слушателей не обмануть — они подспудно почувствуют вашу незаинтересованность и раздражение и не простят обмана. Чем больше удовольствия вы получаете от выступления, тем быстрее «заразите» своими эмоциями окружающих. Никто не рождается с набором ораторских инструментов, но важно неустанно двигаться вперед и оттачивать мастерство. Школа Антона Духовского поможет вам в этом. Запишитесь на наши курсы, посетите бесплатный мастер-класс и станьте убедительным и ярким оратором вместе с Oratoris.