ЕСХН система налогообложения

Содержание


1.5. Расчет ндс отдельного выпуска в водоем.

Скачать Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей

Дата актуализации: 01.01.2018

Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей

Статус: действует
Название рус.: Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей
Дата добавления в базу: 01.09.2013
Дата актуализации: 01.01.2018
Область применения: В документе приведена методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, т.е. нормативов, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.
Оглавление: I. Назначение и область применения
II. Методическая основа расчета нормативов допустимых сбросов
III. Расчет величин НДС для отдельных выпусков сточных вод в водотоки
IV. Расчет величин НДС для водохозяйственного участка водотока
V. Расчет НДС для отдельных выпусков в водохранилища и озера
VI. Расчет величин НДС для совокупности выпусков в водохранилища и озера, расположенных в пределах водохозяйственного участка
VII. Расчет НДС для отдельных выпусков во внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации
VIII. Расчет НДС для совокупности выпусков во внутренние морские воды, расположенных в пределах расчетного водохозяйственного участка, и в территориальное море Российской Федерации
IX. Расчетные условия
X. Порядок разработки величин НДС абонентов организаций, осуществляющих водоотведение
Приложение 1. Нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, представляемые на утверждение (с оборотом)
Приложение 2. Фактический сброс веществ и микроорганизмов
Приложение 3. Критерии эффективности обеззараживания сточных вод, отводимых в водные объекты
Приложение 4. Порядок определения значений допустимых концентраций загрязняющих веществ, иных веществ, для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение
Приложение 5. Нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение
Утверждён: 17.12.2007 МПР России (333)
Расположен в:
Список изменений:
Нормативные ссылки:

Текстовое изменение № 1 от 09.09.2014

Текстовое изменение № 2 от 19.10.2014

Текстовое изменение № от 03.02.2017

I. Назначение и область применения

Проект нормативов допустимых сбросов (проект НДС)

Нормативы допустимых сбросов веществ (НДС), в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов) — нормативы, которые установлены для субъектов хозяйственной и иной деятельности в соответствии с показателями массы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов, допустимых для поступления в окружающую среду от стационарных, передвижных и иных источников в установленном режиме и с учетом технологических нормативов, и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Разработка проекта НДС является неотъемлемой частью для:

  • Получения разрешения на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностный водный объект;
  • Получения решения на право пользования поверхностным водным объектом для сброса очищенных сточных вод;
  • Расчета платы за негативное воздействие на поверхностные водные объекты от сброса сточных вод;
  • Подготовки статистической отчетности 2тп (водхоз).

ЗАКОН

Водный кодекс РФ от №74-ФЗ от 3 июня 2006 г.;
Федеральный Закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Проект НДС разрабатывается на основании и с учетом действующих законодательных актов по охране окружающей среды в действующей редакции:

  1. Постановления Правительства РФ от 30.12.2006г. № 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты";
  2. Постановления Правительства РФ от 23.07.2007г. № 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей";
  3. Распоряжения правительства российской федерации от 8 июля 2015 г. n 1316-р "Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды";
  4. Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (от 17.12.2007 г.

    №333);

  5. Приказа Минприроды России от 02.06.2014 N 246 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33659).

Что будет, если водопользователь не будет осуществлять разработку проекта НДС?

Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты: влечет наложение административного штрафа в соответствии со статьей 8.14 КоАП РФ:

  • на должностных лиц – 10-20 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность – от 20-30 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц – 80-100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кто может разрабатывать проект НДС?

Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

Нормативы качества воды водного объекта включают:

  • Общие требования к составу и свойствам поверхностных вод для различных видов водопользования;
  • Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) веществ в воде водных объектов питьевого и хозяйственно-бытового водопользования;
  • Нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.
  • Нормативы качества воды разрабатываются для условий питьевого, хозяйственно-бытового и рыбохозяйственного водопользования, определяемых в соответствии с действующим законодательством.
  • Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей.

Срок действия Проекта НДС:

  1. При установлении НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта, НДС утверждаются на пять лет;
  2. При установлении НДС с учетом разбавления, НДС утверждаются на три года.

Разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в следующих случаях:

  • При изменении более чем на 20% показателей, определяющих водохозяйственную обстановку на водном объекте (появление новых и изменение параметров существующих сбросов сточных, в том числе дренажных вод и водозаборов, изменение расчетных расходов водотока, фоновой концентрации и др.);
  • При изменении технологии производства, методов очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса;
  • При утверждении в установленном порядке нормативов допустимого воздействия на водные объекты.

Что должно содержаться в Проекте нормативов допустимых сбросов?

МЕТОДИКА

Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (от 17.12.2007 г. №333)

Проект НДС должен содержать:

  1. Ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных, в том числе дренажных вод с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  2. План территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
  3. Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
  4. Данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
  5. Данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
  6. Водохозяйственный баланс водопользования;
  7. Гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  8. Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
  9. Данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  10. Данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  11. Перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод;
  12. Расчет нормативов допустимых сбросов в соответствии с настоящей Методикой;
  13. Результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 — 8 приложения 1 к Методике.

ВАЖНО

Должны быть представлены данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет), заполненные в соответствии с Приложением 3 к Методике.

На период осуществления строительных работ, реконструкции объектов капитального строительства при наличии сбросов сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, проект НДС должен содержать:

  1. Ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, с указанием сведений (географических координат и расстояния в километрах от устья (для водотоков)) о местонахождении каждого выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  2. Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
  3. Данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
  4. Гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных, в том числе дренажных вод по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  5. Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных, в том числе дренажных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
  6. Данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС, по информации, полученной в соответствии с пунктом 11 Методики;
  7. Данные о расходе сточных, в том числе дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных, в том числе дренажных вод с характеристикой типа выпуска сточных, в том числе дренажных вод;
  8. Перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных, в том числе дренажных вод;
  9. Расчет НДС в соответствии с Методикой;
  10. Результаты расчета НДС, оформленные в соответствии с пунктами 1 — 8 приложения 1 к Методике.

Исходная информация для разработки проекта НДС может быть получена в территориальных органах Росгидромета или принята по данным организаций, имеющих лицензию на выполнение работ, связанных с получением требуемых данных.

Перечень нормируемых веществ формируется на основе исходной информации об использовании веществ на конкретном предприятии и анализе данных о качестве исходной и сточных, в том числе дренажных вод.

An error occurred.

Перечень нормируемых веществ организаций, осуществляющих водоотведение, должен включать вещества, принимаемые со сточными, в том числе дренажными водами, абонентов.

Исходная информация, предоставляемая предприятием для разработки проекта НДС:

  • Подписанная карта-схема с указанием точки сброса сточных вод в водный объект;
  • Решение на право пользования водным объектом;
  • Отчетность 2ТП (водхоз) за предыдущие 5 лет;
  • Протоколы КХА качества поверхностной воды в водном объекте (фоновый и контрольный створы), качества сточных вод, а также протоколы микробиологических и паразитологических исследований сточных вод за последние 5 лет;
  • Акты отбора проб поверхностных и сточных вод за последний календарный год;
  • Аттестат аккредитации лаборатории(й), осуществляющей(их) контроль;
  • Подписанный (утвержденный) расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных вод;
  • Письмо о согласовании данного объема в Территориальном органе Росводресурсов;
  • План территории организации с наложением сетей водопотребления и водоотведения;
  • План водоохранных мероприятий;
  • Согласованный с государственными органами график контроля качества поверхностных вод водного объекта и качества сбрасываемых сточных вод (с указанием периодичности контроля, списка нормируемых показателей, какой лабораторией планируется осуществлять контроль);
  • Письмо о подтверждении точки сброса в границах / вне границ населенного пункта;
  • Письмо о наличии / отсутствии зон санитарной охраны питьевых водозаборов, зон первого и второго поясов округов санитарной охраны курортов, мест туризма, спорта и массового отдыха населения в районе точки сброса;
  • Сведения о фоновом гидрохимическом состоянии используемого водного объекта;
  • Сведения о гидрологической характеристике водного объекта в месте сброса сточных, в том числе дренажных, вод;
  • Рыбохозяйственная характеристика водного объекта, в который осуществляется сброс сточных, в том числе дренажных, вод;
  • Справка о рыбохозяйственной категорий используемого водного объекта.

Где запрещен сброс сточных вод?

ЗАКОН

В соответствии со статьями 44, 60 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075).

Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты:

  • Содержащие природные лечебные ресурсы;
  • Отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:

  • Зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • Первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • Рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Согласование проекта НДС

Документы, необходимые при подаче Проекта НДС на согласование в Контролирующие органы:

  1. Заявление на утверждение НДС;
  2. Пять экземпляров проекта НДС (на бумажном носителе);
  3. Пять экземпляров проекта НДС (на электронном носителе);
  4. Пять экземпляров заполненных в соответствии с Приложением 2 к Методике данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет.

Согласующие (контролирующие) органы:

  1. Территориальный орган Росводресурсов;
  2. Территориальный орган Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  3. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  4. Территориальный орган Федерального агентства по рыболовству;
  5. Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

ВАЖНО

Рассылкой документов в согласующие (контролирующие) органы осуществляется соответствующим БВУ самостоятельно.

Срок предоставления государственной услуги (согласования Проекта НДС контролирующими органами):

Территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС либо предоставлении мотивированного отказа в утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации документов.

Территориальный орган Росводресурсов принимает решение о внесении изменений в Приказ об утверждении НДС либо об отказе во внесении изменений в приказ об утверждении НДС в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителей.

Схема разработки, согласования проекта НДС, полчение утвержденных НДС

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать разработку проекта НДС пишите нам — наши Контакты.

От деятельности каждой организации, вне зависимости от величины, образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов, также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР, либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для субъектов малого и среднего предпринимательства).

Для многих организаций требуется разрабатывать проект ПДВ и получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Чтобы понять нужно ли это вам, переходите на страницу Проект ПДВ — что это?

Одной из мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса является установленный гл. 26.1 НК РФ специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС, налога на имущество организаций и соответствующих налогов у индивидуальных предпринимателей уплатой единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период (п. 3 ст. 346.1 НК РФ). Согласно ст. 346.8 НК РФ ставка ЕСХН установлена в размере 6%.
Как следует из п. 2 ст. 346.1 НК РФ, добровольно перейти на уплату ЕСХН вправе организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Кто является сельхозпроизводителями в целях применения гл. 26.1 НК РФ? Какая продукция считается сельскохозяйственной? Какие сложности возникают на практике при подтверждении плательщиками ЕСХН статуса сельхозпроизводителя? Об этом вы узнаете из данной статьи.

О критериях для признания организаций и ИПсельхозпроизводителями

Критерии для признания указанных лиц сельхозпроизводителями обозначены в п. п. 2 и 2.1 ст. 346.2 НК РФ.
Во-первых, это организации и ИП, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах), реализующие данную продукцию.
Во-вторых, это сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
При этом в обоих случаях должно быть соблюдено условие, что в общем доходе от реализации указанных лиц доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукты ее первичной переработки, произведенные ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%.
Кроме того, для целей налогообложения сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются:
— градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;
— сельскохозяйственные производственные кооперативы (включая рыболовецкие артели (колхозы);
— рыбохозяйственные организации и ИП, у которых средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек.
При этом такие организации и ИП должны удовлетворять следующим условиям:
— в общем доходе от реализации доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
— рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования.

Обратите внимание! Для признания сельхозпроизводителями в целях НК РФ организации должны получать доходы от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции в переработанном или непереработанном виде. Налогоплательщики, самостоятельно не производящие сельскохозяйственную продукцию, не являются сельхозпроизводителями.

Данное высказывание подтверждается и арбитражной практикой. Например, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 22.01.2013 N 9790/12 счел обоснованным решение налогового органа о непризнании налогоплательщика сельхозпроизводителем. Суд исходил из совокупности обстоятельств, из которых следует, что организация в проверяемый период не осуществляла сельхозпроизводство в кооперации с иными лицами, все работы по производству фактически выполняло исключительно другое общество.
В Определении ВАС РФ от 28.01.2013 N ВАС-18402/12 судьи указали на неправомерное применение сельскохозяйственным кооперативом системы налогообложения в виде ЕСХН, поскольку тот не имел доходов от реализации сельскохозяйственного производства. Доходы в виде арендной платы за предоставление в аренду имущества (дойного стада) не относятся к доходам от реализации сельхозпродукции.
В то же время в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9534/10 сформирована общая правовая позиция, согласно которой положения гл. 26.1 НК РФ не исключают возможности применения системы налогообложения для сельхозпроизводителей, в случае если выполнение работ на отдельных этапах производства сельхозпродукции осуществляется налогоплательщиком с привлечением иных организаций путем заключения с ними договоров подряда, возмездного оказания услуг либо договоров о совместной деятельности. Противоположный подход означал бы неоправданное ограничение организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции в кооперации с иными лицами, в праве на применение специального налогового режима.

О критериях для признания продукции сельскохозяйственной

Согласно п. 3 ст. 346.2 НК РФ в целях Налогового кодекса к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с ОКП <1>.
———————————
<1> Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.

Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции (далее — Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458.

Обратите внимание! При применении Перечня необходимо учитывать не только факт нахождения в нем того или иного наименования продукции, но и то, соответствует ли продукция указанному в Перечне назначению.

Поясним это на примере Письма Минфина России от 27.01.2014 N 03-11-06/1/2731, где рассматривался вопрос о возможности отнесения к сельхозпродукции таких видов трав, как овсяница и мятлик луговые, предназначенные для декоративных целей, включая выращивание из них дернины для пересадки (рулонного газона).
В соответствии с Перечнем к сельскохозяйственной продукции относятся и овсяница луговая (код 97 4942 по ОКП), и мятлик луговой (код 97 4947 по ОКП). Однако оба этих вида находятся в составе кормовых культур полевого возделывания (код 97 4000 по ОКП).
Таким образом, считает Минфин, овсяница и мятлик луговые, выращиваемые для декоративных целей, не относятся к сельхозпродукции, а организации, осуществляющие их выращивание, не могут быть отнесены к сельхозпроизводителям в целях НК РФ.
Что касается рыбохозяйственных организаций, то у них к сельхозпродукции относятся также уловы водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов, которые указаны в п. п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ, уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).
Например, в п. 4 ст. 333.3 НК РФ поименована такая рыба, как минтай, горбуша, сельдь, сайра. Таким образом, доход от реализации рыбных консервов, изготовленных собственными силами из собственных уловов указанной рыбы, учитывается в доходе от реализации уловов водных биологических ресурсов и произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции при определении ее доли в общем доходе от реализации рыболовецких артелей (колхозов) для определения права применения ЕСХН (см. Письмо Минфина России от 12.05.2014 N 03-11-06/1/22053).

О расчете доли выручки от реализации сельхозпродукции

В соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ плательщики ЕСХН при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ, и не учитывают доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Следовательно, если плательщик ЕСХН получает внереализационные доходы, они не включаются как в общий доход от реализации товаров (работ, услуг), так и в доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции для расчета 70%-ной доли дохода, предусмотренной п. 2 ст. 346.2 НК РФ.
Например, не участвуют в расчете указанной доли такие внереализационные доходы, как суммы упущенной выгоды, компенсации убытков и затрат в связи с изъятием или временным занятием земель (см. Письмо Минфина России от 11.11.2013 N 03-11-11/47979).
Отдельного внимания заслуживает вопрос о доходах от сдачи имущества в аренду (субаренду). Дело в том, что п. 4 ст. 250 НК РФ установлено: внереализационными признаются доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, предусмотренном ст. 249 НК РФ.
Таким образом, считает Минфин России (Письмо от 18.04.2013 N 03-11-06/1/13282 <2>), в случае если сдача имущества в аренду (субаренду) не является для организации основным видом деятельности, доходы, получаемые ею по договору аренды (субаренды), подлежат включению в состав внереализационных и не учитываются при определении общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения п. 2 ст. 346.2 НК РФ.
———————————
<2> Аналогичное мнение высказано в Письмах от 20.06.2011 N 03-11-06/1/9, от 07.02.2011 N 03-03-06/1/74, от 27.12.2010 N 03-11-06/1/28.

Аналогичная ситуация рассматривалась в Постановлении ФАС ПО от 13.03.2014 N А55-13742/2013. Предприниматель являлся плательщиком ЕСХН и занимался единственным видом деятельности — выращиванием зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур (код ОКВЭД 01.11). Между предпринимателем (арендодателем) и ООО (арендатором) заключен договор аренды земельного участка для проведения работ по бурению эксплуатационных скважин сроком на 11 месяцев. Арендная плата производилась единовременным платежом.
С учетом того, что сдача земельного участка в аренду не являлась для предпринимателя основным видом деятельности, судьи посчитали: доход, полученный им по договору аренды, подлежит включению в состав внереализационных доходов и не учитывается при определении общего дохода от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

Об утрате права на применение ЕСХН

В соответствии с п. 4 ст. 346.3 НК РФ, если по итогам налогового периода (года) плательщик ЕСХН не соответствует ряду условий, в том числе указанных в п. п. 2, 2.1 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором выявлено несоответствие установленным условиям. При этом ограничения по объему дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции (не менее 70%) определяются исходя из всех осуществляемых им видов деятельности.
На практике порой возникают спорные ситуации, связанные с применением норм, устанавливающих критерии для признания организации или ИП сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Например, организация помимо производства сельхозпродукции осуществляет иные виды деятельности и при расчете вышеуказанной 70%-ной доли сельхозвыручки в общем объеме выручки у нее могут возникнуть разногласия с налоговыми органами, как это случилось в деле, которое рассматривал ФАС ВСО в Постановлении от 11.06.2014 N А10-2446/2013.
Сельхозкооператив исчислял и уплачивал в бюджет ЕСХН. Налоговая инспекция по результатам выездной проверки доначислила ему налоги по общей системе налогообложения (НДС, налог на имущество), а также пени и штрафы, посчитав, что кооперативом не соблюдены условия, установленные п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и поэтому он утратил статус сельхозпроизводителя. Дело в том, что кооператив получил по госконтракту денежные средства на строительство школы и при расчете 70%-ной доли не включил эти средства в общий доход, с чем налоговая инспекция не согласилась. Она учла эти деньги в общем доходе и пересчитала долю выручки от реализации сельхозпродукции, которая, по расчетам ИФНС, оказалась менее 70%.
Однако судьи пришли к выводу, что денежные средства, полученные на строительство школы, не должны учитываться в общем доходе кооператива, поскольку заключенный госконтракт является разовой сделкой. В соответствии с уставом кооператива его основной вид деятельности — растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство). Строительство не относится ни к основному, ни к дополнительному виду деятельности.
Под обычной предпринимательской деятельностью организации следует понимать основную деятельность, направленную на систематическое получение прибыли.

Новые правила разработки и согласования НДС в водные объекты для водопользователей

Обычная предпринимательская деятельность может быть основной и дополнительной, но в любом случае ей присущ признак систематичности. К обычной хозяйственной деятельности не могут быть отнесены сделки, носящие разовый характер и не соответствующие основным видам деятельности, указанным в уставе.

Обратите внимание! Арбитры сослались на Постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.2010 N 10864/09, где говорится, что в случае, если реализация не осуществляется на систематической основе, носит разовый характер, в целях признания кооператива сельхозпроизводителем при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции полученные кооперативом денежные средства не должны учитываться в общем доходе от реализации.

То есть разовая реализация не влияет на статус сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Суд установил: строительство школы в рамках заключенного госконтракта не являлось систематической деятельностью кооператива, носило разовый характер и не связано с основной деятельностью налогоплательщика. При таких обстоятельствах судьи сделали вывод, что в целях признания кооператива сельхозпроизводителем при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции полученные кооперативом для строительства школы денежные средства не должны учитываться в общем доходе от реализации.
Приведем еще пример — Постановление ФАС ПО от 05.06.2013 N А57-13933/2012, где также рассматривался спор между предпринимателем и налоговой инспекцией. Последняя решила, что налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН из-за недостижения им 70%-ного барьера дохода от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Суть дела заключалась в следующем. Между ИП (заимодавцем) и ЗАО (заемщиком) был заключен договор займа, на основании которого заимодавец перечислил заемщику денежные средства, а заемщик обязался возвратить их в определенный срок.
По условиям договора сумма займа может быть возвращена как путем передачи заимодавцу денежных средств, так и путем передачи зерна на соответствующую займу сумму.
Заемщик погасил заем путем передачи зерна, и между сторонами договора был составлен акт зачета взаимных требований. В целях возврата денежных средств по займу ИП реализовал указанное зерно.
При определении правомерности применения предпринимателем ЕСХН доход от продажи зерна был включен налоговым органом в общий объем доходов налогоплательщика за проверяемый период и из получившегося суммарного дохода была высчитана массовая доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции — она составила менее 70%, поскольку доход от реализации приобретенного зерна равен 54,4%, и это позволило налоговому органу сделать вывод, что заявитель утратил право на применение ЕСХН и должен был применять ОСНО.
Судьи отклонили доводы налогового органа, правомерно указав на то, что фактически ИП не осуществлял реализацию товара, поскольку его действия были направлены на возмещение денежных средств в рамках договора займа.
Следовательно, сделка по продаже зерна, не связанная с реализацией товара, не может быть включена в доход налогоплательщика для определения базы общего дохода от реализации товара.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Проект нормативов допустимых сбросов (проект НДС)