Финансовые и нефинансовые организации

О Службе Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг

Руководитель — Мамута Михаил Валерьевич

Центральный аппарат Службы

  • Управление поведенческого надзора в сфере рынка ценных бумаг, коллективных инвестиций и корпоративных отношений;
  • Управление поведенческого надзора в сфере финансовых услуг;
  • Управление поведенческого надзора в сфере за деятельностью профессиональных кредиторов;
  • Управление методологии поведенческого надзора;
  • Информационно-аналитическое управление;
  • Управление финансовой грамотности;
  • Управление регулирования;
  • Отдел методологии и анализа рисков финансовой доступности (на правах Управления).

В целях ускорения процесса работы с обращениями граждан созданы Управление по обработке обращений в г. Саратов и Управление по обработке обращений в г. Владимир.

Управления и отделы по территориям

Шесть управлений, осуществляющих защиту прав потребителей финансовых услуг в семи федеральных округах Российской Федерации: Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Сибирском, Уральском и Южном. В Центральном федеральном округе деятельность по защите прав потребителей финансовых услуг осуществляет центральный аппарат. В составе есть также Отделы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в г.Казань, в г.Орёл и в Республике Крым

В Центральном федеральном округе деятельность по защите прав потребителей финансовых услуг осуществляет центральный аппарат.

Взаимодействие с международными организациями в части защиты прав потребителей финансовых услуг

В январе 2017 года Банк России вступил в Международную организацию по защите прав потребителей финансовых услуг (FinCoNet), ответственным подразделением по взаимодействию с которой была назначена Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.

С 2015 года Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг принимает участие в работе Комитета по розничным инвесторам (Комитет 8) Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) .

Контактная информация

Центральный аппарат Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг

Адрес для направления корреспонденции: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12.

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.04.2014 2014-04-18

Статья просмотрена: 1967 раз

Библиографическое описание:

Статья посвящена изучению механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг. Проанализированы характерные особенности внедрения и использования таких механизмов. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить несколько групп таких механизмов, в зависимости от их целей.

Ключевые слова: финансовые услуги, защита потребителей, защита инвесторов, гарантийные схемы.

Одним из положительных последствий мирового финансового кризиса является то, что сейчас защите прав потребителей финансовых услуг уделяется больше внимания. Дискуссии в законодательных органах и центральных банках стран с высокоразвитыми финансовыми рынками показывают наличие связи между защитой прав потребителей финансовых услуг и стабильностью финансового сектора. В сложившейся ситуации одной из первостепенных задач является восстановление доверия потребителей к финансовой системе.

Клиенты финансовых организаций представляют собой значительную и влиятельную группу потребителей, от действий которых зачастую зависит как благосостояние конкретной финансовой организации, так и финансовой системы в целом. Розничные клиенты финансовых организаций существенно отличаются от профессионалов, действующих на финансовых рынках. Эти различия обуславливают необходимость особенного подхода к регулированию и надзору за деятельностью организаций, предоставляющих финансовые услуги.

Под понятием системы защиты прав потребителей финансовых услуг следует понимать совокупность экономических, правовых, регулятивных форм и методов, направленных на защиту прав и соблюдение законных интересов потребителей финансовых услуг.

Защита прав потребителей выражается в законах и правовых нормах, которые гарантируют справедливое взаимодействие между поставщиками и потребителями. Государственное вмешательство и регулирования в сфере защиты прав потребителей оправдано наличием информационной асимметрии и дисбаланса на рынках, когда поставщики обладают большей информацией о продукте или услуге, чем потребители.

Выделяют несколько видов нормативно-правового регулирования, которые служат защите прав потребителей финансовых услуг и способствуют справедливому отношению к ним со стороны поставщиков. Одним из них является непруденциальное регулирование защиты прав потребителей на финансовых рынках, которое определяет рыночное поведение поставщиков в финансовых услуг в отношении потребителей. В рамках данного вида регулирования устанавливаются правила осуществления деятельности и определяются характеристики продуктов всех типов поставщиков финансовых услуг. Отличие непруденциального регулирования от пруденциального заключается в том, что непруденциальное регулирование сфокусировано, в основном, на предоставляемых продуктах и услугах, а пруденциальное регулирование ориентировано на сохранение финансового устойчивости и состоятельности финансовых институтов и, в более широком смысле, финансовой системы. Пруденциальное регулирование, тем не менее, также вносит ощутимый вклад в защиту прав потребителей финансовых услуг, предотвращая убытки вкладчиков и поощряя надежных поставщиков, способных предоставлять надежный доступ к финансовым продуктам на протяжении значительного периода времени. Некоторые положения о защите прав потребителей служат целям как пруденциального, так и непруденциального регулирования. Это касается, в частности, положений о «неразумном» (чрезмерном) кредитовании, которые направлены на предотвращение негативных последствий, как для кредиторов, так и для заемщиков.

Результаты исследований подчеркивают важность финансовой грамотности потребителей и требований к раскрытию информации для смягчения последствий информационной асимметрии на рынке финансовых услуг. Важнейшей задачей для прикладных исследований в будущем является разработка эффективных методов предоставления прозрачной информации.

Правила раскрытия информации должны обеспечивать понимание потребителем того, что он получает. Это означает предоставление ясной и понятной информации о соответствующих положениях и условиях предоставления услуг. Минимальным требованием прозрачности информации является требование об использовании простого и точного языка для раскрытия информации касательно всех соответствующих сборов и платежей с целью обеспечения четкого понимания потребителем, какие продукты и услуги он приобретает. Это требование дает возможность сопоставления цен и условий, предлагаемых различными поставщиками услуг. Стандартизация расчета процентной ставки, такой как эффективная процентная ставка или процентная ставка в годовом исчислении позволяет сравнивать услуги по цене. Другие факторы, такие как удобство и надежность, для потребителей финансовых услуг могут оказаться более значимыми, чем стоимость.

Реализация этого положения требует некоторой осторожности, чтобы не усложнять процесс раскрытия информации сверх потребительских нужд или способности регулирующего органа обеспечивать их соблюдение. Необходимость соблюдения правил повышает затраты поставщиков финансовых услуг. Чрезмерно жесткое регулирование может привести к тому, что поставщики откажутся от предоставления затратных услуг, либо эти услуги окажутся невыгодными для потребителей ввиду их высокой стоимости. Это ведет к уменьшению ассортимента предоставляемых услуг. Введение ограничений на неустойки за досрочное погашение займа, которое привело к сокращению предложения долгосрочных кредитов в ряде европейских стран. В результате, меры, направленные на защиту отдельных потребителей могут негативно сказаться на потребителях финансовых услуг в целом.

Требование в отношении раскрытия информации представляет собой более дружественную для рынка альтернативу по сравнению с установлением предельного уровня процентных ставок.

Различные исследования в области защиты прав потребителей и финансовой грамотности показывают, что при разработке системы защиты прав потребителей финансовых услуг не существует одинакового для всех подхода. Уровень финансовой грамотности низок среди бедных слоев населения, особенно в развивающихся странах. Отдельные потребители не понимают сущности процентных ставок. Исследователи отмечают наличие большой асимметрии информации между заемщиками микрофинансовых организаций и их кредиторами в плане осведомленности о финансовых продуктах и услугах, вызванной неграмотностью и неопытностью заемщиков, а также различиями в языке и этнической принадлежности. Среди вариантов решения сложившейся проблемы предлагаются программы повышения финансовой грамотности среди бедных слоев населения .

Программы повышения финансовой грамотности и требования к раскрытию информации сами по себе недостаточны для обеспечения надлежащей защиты прав потребителей финансовых услуг, необходимой для исправления информационной асимметрии и провалов рынка. Независимо от уровня финансовой грамотности потребителей, поставщики услуг, при отсутствии контроля, пользуются информационной асимметрией и приемами «недобросовестной конкуренции», которые позволяют быстро добиваться большой прибыли. Таким образом, положение о «справедливом отношении» также имеют большое значение в деле защиты прав потребителей.

Регулирование в области защиты прав потребителей помогает обеспечению «справедливого отношения» к потребителю при предоставлении финансовых услуг, помогая избежать продуктов и практики, которые могут нанести ущерб финансовому состоянию потребителя. Предусматривается принятие общих правил, таких как требования в отношении этичного поведения персонала, допустимых методов продажи услуг и продуктов, а также надлежащего обращения с данными клиентов. Принцип справедливого отношения также является основанием для регулирования конкретных продуктов и коммерческих практик, создания условия, в которых потребителям с большей вероятностью будут предлагаться услуги, соответствующие их нуждам. Задача обеспечения конкретными методами регулирования справедливого отношения к потребителям финансовых услуг трудноосуществима.

Стандарты справедливого отношения трудноопределимы — то, что считается справедливым в одной стране или регионе, может не считаться таковым в другой. Большое значение имеют и культурные барьеры. Хотя потребители вправе надеяться на справедливое и уважительное обращение, зачастую не испытывают доверия к официальным финансовым услугам, однако не имея альтернатив, вынуждены допускать оскорбительное или грубое обращение с собой.

Для эффективного контроля и обеспечения соблюдения таких правил обычно требуется более мощный регулятивный потенциал, чем тот, что требуется для выполнения базового требования прозрачности или иных правил справедливого отношения. Кроме того, преждевременное введение правил в отношении продуктов или их введение на основе нереалистичных стандартов может сузить диапазон выбора для потребителей и ограничить их доступ к услугам. Такие подходы, такие как усовершенствование механизма рассмотрения жалоб или предоставление «времени на размышление» (возможность аннулировать контракт в течение установленного срока), могли бы содействовать распространению справедливого отношения к потребителям финансовых услуг.

Другим аспектом защиты потребителей финансовых услуг является наличие и доступность механизмов рассмотрения жалоб. На сегодняшний день созданию альтернативных механизмов разрешения споров в мире придается довольно большое значение. На это указывается, в частности, в Докладах Всемирного банка, Рекомендациях по защите потребителей ОЭСР . В Европейском Союзе создан FIN-NET — механизм внесудебного разрешения жалоб в сфере финансовых услуг, предназначенный помочь потребителям избежать долгих и затратных судебных разбирательств. Сеть объединяет более 35 национальных схем, покрывающих либо отдельные финансовые услуги (банковские и страховые омбудсмены), либо разбирающих все потребительские споры .

Органы внесудебного разрешения разногласий имеют различный статус в зависимости от страны. Они создаются участниками рынка, государством в качестве негосударственного независимого органа, потребительскими ассоциациями и т. д. Решения таких органов могут иметь как обязательный, так и рекомендательный характер для участников спора. В некоторых странах рассматриваемые органы уполномочены налагать штрафы на финансовые организации, нарушающие права потребителей.

Таким образом, несмотря на все имеющиеся сложности, потребность в эффективных механизмах разрешения потребительских споров очевидна.

Требования к раскрытию информации, пруденциальный надзор, требования справедливого отношения обеспечивают защиту потребителей, когда финансовая организация в состоянии исполнять свои обязательства. Для смягчения последствий несостоятельности финансовых организаций существует специальный механизм защиты потребителей финансовых услуг — гарантийные (компенсационные) схемы.

Гарантийные схемы выполняют две важные функции. С одной стороны, они обеспечивают защиту частных интересов розничных клиентов финансовых организаций, способствуя сохранению их доверия к финансовым рынкам. С другой стороны, данные схемы обеспечивают предупреждение финансовых кризисов (либо смягчение их последствий).

Помимо своей основной функции — компенсации убытков потребителей финансовых услуг, возникающих по причине несостоятельностью финансовых организаций, компенсационные схемы выполняют и другие функции, как правило, связанные с поддержанием устойчивости финансовой системы, с недопущением случаев несостоятельности финансовых организаций.

Исследователи отмечают, что гарантийные схемы не должны формироваться с целью предотвращения финансовых кризисов или управления финансовыми кризисами: их важнейшая и основная функция состоит в том, чтобы смягчить негативные последствия несостоятельности финансовой организации для потребителей посредством предоставления компенсации. Если гарантийная схема надлежащим образом выполняет первую функцию, то выполнение второй происходит автоматически.

Использование гарантийных схем имеет свои отрицательные стороны. Гарантийные схемы создают проблему морального риска для потребителей. Моральный риск стимулирует потребителей вступать в сделки с высокими рисками, т. к. любой риск в случае неудачного развития событий будет покрыт гарантийной схемой. Соответственно, очень важно найти баланс между предоставлением защиты потребителям финансовых услуг и поддержанием эффективных и конкурентных рынков. Гарантийные схемы должны быть устроены так, чтобы минимизировать проблему морального риска, предоставляя при этом потребителям защиту, достаточную для поддержки должного уровня доверия к финансовым институтам.

Таким образом, можно выделить следующие механизмы регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг:

— требования к прозрачности информации;

— программы повышения финансовой грамотности;

— требования к справедливому отношению;

— эффективные механизмы рассмотрения жалоб;

Данные механизмы можно разделить на три группы: регулятивный, включающий в себя комплекс нормативных актов, регулирующих деятельность экономических субъектов на финансовом рынке; информационный, состоящий из совокупности источников информации о финансовом рынке и деятельности его субъектов, а также мероприятий по ее доведению до широкой публики; а также компенсационно-финансовый, под которым понимается спектр мероприятий по возмещению потребителям ущерба, причиненного вследствие нарушения их прав и законных интересов. Использование этих механизмов позволяет значительно снижать риски, в особенности розничных потребителей финансовых услуг.

2. «Easy way out” will raise costs for everyone. // Deutsche Bank Research. — March 23, 2011. — p. 4

3. Consumer protection in financial services. // Deutsche Bank Research. — May 24, 2011. — 20 p.

4. Porteous D. and Helms B. Protecting Microfinance Borrowers. — Washington, D.C.: CGAP. — 2005.

5. ‎Всемирный Банк // http://www.worldbank.org

7. A framework for Guarantee Schemes in the EU: A discussion paper // The Financial Services Authority. — 2005.

В книге рассмотрены проблемы, возникшие в российском правопорядке, в связи с развитием рынка финансовых услуг и вовлечением в него все большего числа российских граждан, в то время как адекватные правовые средства защиты их интересов находятся в начальной стадии становления. Сделан обзор финансовых услуг, оказываемых гражданам, показаны возникающие на финансовых рынках диспропорции между финансовыми организациями и их клиентами, рассмотрены правовые средства защиты клиентов финансовых организаций в отечественном и зарубежных правопорядках, проанализирована имеющаяся судебная практика в этой области.

РАЗДЕЛ 1 ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ
ГЛАВА 1. Финансовое посредничество и его свойства. Три сектора финансовых рынков
§1. Финансовое посредничество и финансовая система
§2 Диспропорции в договорных отношениях по финансовому посредничеству
1. Информационная диспропорция
2. Договорная диспропорция (unequal bargaining power)
§3 Три сектора финансовых рынков
1. Разделение финансовых рынков
2. Банковский сектор.
Диспропорции в банковском секторе
Финансовая устойчивость в банковском секторе и особенности раскрытия информации о финансовом положении банка
Банковские риски и банковский надзор
3. Страхование
Диспропорции в страховании
Финансовая устойчивость страховых организаций и обществ взаимного страхования
4. Рынки «других финансовых услуг»
Информационная диспропорция и раскрытие информации на рынках «других финансовых услуг»
Договорная диспропорция в этом секторе финансовых рынков
Финансовая устойчивость на рынках «других финансовых услуг»

ГЛАВА 2. Понятие «финансовые услуги»
§1 Два подхода к определению финансовых услуг
1. Законодательство
2. Доктрина
§2 Инвестиционные услуги: экономическое и юридическое понимание инвестиционной деятельности
1. Экономическое понимание инвестиций и инвестирования
Два подхода к экономическому пониманию инвестиций
Сущность инвестиционных отношений
Инвестирование и сходные отношения (финансирование, спекуляции, ссудные отношения)
Финансовые и реальные инвестиции
2. Понятия «инвестиционная деятельность» и «инвестирование» в законодательстве.
Два определения инвестиционной деятельности
Легальное определение инвестиционной деятельности для финансовых отношений
Структура инвестиционной деятельности
Важные свойства инвестирования
§3 Финансовые услуги
1. Финансовые услуги и инвестиционные услуги
2. Финансовые услуги и консультационные услуги

ГЛАВА 3. Финансовые организации и другие профессиональные участники финансовых рынков
§1 Банковская система
1. Банки и другие кредитные организации
Банковская деятельность
Публичные требования к банкам
Участие банков в системе страхования вкладов
2. Агентство по страхованию вкладов (АСВ)
3. Банковские группы и холдинги
4. Центральный банк РФ (Банк России)
5. Организации, тесно связанные с банками
Бюро кредитных историй
Коллекторские агентства
6. Кредитные потребительские кооперативы
§2 Страховой сектор
1. Используемая терминология
Субъекты страхового дела
Термин «страховщик»
Имущественное и личное страхование.
2. Страховые организации
Деятельность страховых организаций
Публичные требования к страховым организациям
3. Общества взаимного страхования.
4. Страховые посредники
Страховые брокеры
Страховые агенты
5. Страховые актуарии
6. Объединения субъектов страхового дела
Объединения в ассоциации, союзы
Страховые пулы
7. Федеральная служба страхового надзора
8. Сюрвейеры и аварийные комиссары
§3 Рынок ценных бумаг и схемы коллективного инвестирования
1. Используемая терминология
Эмиссионные ценные бумаги
Инвесторы
Конфликт интересов
2. Общие публичные требования к профессиональным участникам третьего сектора
3. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Брокеры
Дилеры
Финансовые консультанты
Регистраторы
Депозитарии
Управляющие ценными бумагами
Организаторы торговли ценными бумагами, включая биржи
4. Инвестиционные и пенсионные фонды
Акционерные инвестиционные фонды
Паевые инвестиционные фонды
Негосударственные пенсионные фонды
Специализированные депозитарии и управляющие компании
5. Саморегулируемые организации
6. Федеральная служба по финансовым рынкам

РАЗДЕЛ 2. ПОТРЕБИТЕЛИ
ГЛАВА.4 Понятие «потребитель» в российском правопорядке
§1 Краткая история появления института защиты прав потребителей
1. Социально-экономические предпосылки защиты прав потребителей
2. Потребительская защита в СССР и в постперестроечной России
§2 Понятие «потребитель» в российском законодательстве и его признаки
1. Легальное определение.
2. Субъект потребительской защиты
Индивидуальный субъект
Коллективный субъект
3. Квалификация потребительских отношений
Квалифицирующие признаки потребительских отношений
Понятие «услуги» в потребительском законодательстве
Понятие «потребительские нужды»
Личные, семейные, домашние нужды
Иные нужды
4. Концепция конечного потребителя
Понятие «конечный потребитель»
Конечное и производственное потребление
§3 Закон о защите прав потребителей и финансовые услуги
1. Конечный потребитель и клиент финансовой организации
Прибыль и доход
Потребление финансовых услуг
2. Механизмы защиты, предусмотренные в Законе, и финансовые услуги
Выравнивание информационной диспропорции
Выравнивание договорной диспропорции
Услуги «особого характера»
§4 Потребитель финансовых услуг в российской судебной практике
1. Споры о возможности применения Закона к финансовым услугам
2. Споры по применению норм Закона к отдельным условиям договоров на оказание финансовых услуг
Условия договора, по которым позиции разных судов устойчивы
Условия договора, по которым позиции судов расходятся

ГЛАВА 5 «Потребитель» в праве ЕС и США
§1 Европейский потребитель.
1. Основные этапы развития потребительского законодательства. Диспропорции.
Прединтервенционный этап
Интервенционный этап
Постинтервенционный этап
2. Легальное определение понятия «потребитель»
3. Субъект потребительской защиты
Физические лица
Юридические лица
4. Потребительские отношения
Определение потребительских отношений
Природа потребительских услуг. Инвестор и потребитель
5. Цели европейского потребителя
«Негативный» и «позитивный» подходы
«Смешанные» цели (мотивы)
«Субъективное» и «объективное» определение целей (мотивов)
§2 Американский потребитель: краткое описание
1. Позитивный подход к определению потребителя в статутном праве США
2. «Потребитель» в американском общем праве
Субъект потребительской защиты
Потребительские отношения и финансовые услуги
Цели (мотивы) американского потребителя
§3 Целесообразность единой дефиниции понятия «потребитель»

РАЗДЕЛ 3. ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ
ГЛАВА 6. Средства защиты розничных клиентов финансовых организаций
§1 Разумные ожидания. Добросовестность
1. Доктрина защиты разумных ожиданий
2. Разумные ожидания и ограниченная рациональность
Проявления ограниченной рациональности
Ограниченная рациональность и финансовые кризисы
Защита разумных ожиданий с учетом ограниченной рациональности
3. Оговорка о добросовестности. Современное понимание целей договорного права
Обязанность вести себя добросовестно, как универсальное средство защиты разумных ожиданий в большинстве правопорядков
«Субъективная» добросовестность и информированность
«Объективная добросовестность» или обязанность по сотрудничеству
Парето-эффективность, справедливость и цели договорного права
§2 Исследования Всемирного банка
§3 Механизмы выравнивания информационной диспропорции на финансовых рынках
1. Защита от несправедливых (недобросовестных) условий договоров
Несправедливые (недобросовестные) условия в праве ЕС
Несправедливые (недобросовестные) условия в российском правопорядке
2. Требования к рекламе финансовых услуг
3. Требования к дистанционной продаже финансовых услуг
4. Другие требования к раскрытию информации
§4 Механизмы выравнивания договорной диспропорции на финансовых рынках
1. Штрафные санкции, судебные расходы
2. Борьба с недобросовестной коммерческой практикой
3. Механизмы разрешения споров и применимое право
Необходимость в альтернативных механизмах разрешения споров с потребителями
Ограничения в выборе альтернативных механизмов разрешения споров
Ограничения выбора права, применимого к потребительским договорам, и подсудности споров с участием потребителей
4. Групповые иски
Перспективы защиты потребителя путем подачи группового (классового) иска
Общая характеристика группового иска по российскому праву
Эффективность возможного применения российской конструкции группового иска к потребительским отношениям
§5 Государственный надзор на рынках финансовых услуг
1. Финансовая устойчивость. Лицензирование. Надзор за финансовой устойчивостью
Требования к финансовой устойчивости
Лицензирование финансовых организаций
Отзыв (аннулирование) лицензий у финансовой организации
Надзор за финансовой устойчивостью.
2. Потребительский надзор на финансовых рынках в России

ГЛАВА 7. Гарантийные (компенсационные) схемы на рынках финансовых услуг
§1 Понятие гарантийных (компенсационных) схем
§2 Создание гарантийных схем
§3 Организационная структура ГС
1. Модель публичной собственности и управления
2. Модель частной собственности и управления
§4 Государственный контроль деятельности ГС
§5 Функции, которые выполняют ГС
§6 Кто может получить компенсацию от ГС
§7 Какие разновидности финансовых услуг подпадают под действие ГС
§8 В каких случаях и в каком размере выплачивается компенсация из ГС
§9 Как финансируются гарантийные схемы
1. Взносы компаний, участвующих в гарантийной схеме
2. Заимствования
3. Государственное финансирование
4. Иные источники финансирования
5. Перспективное субсидирование
§10 Моральный риск, вызванный существованием ГС

Глава 37. Обороты и импорт, освобожденные от налога на добавленную стоимость

1. Обороты по реализации финансовых услуг освобождаются от налога на добавленную стоимость, если эти услуги предусмотрены пунктом 2 настоящей статьи.

2. К финансовым услугам, освобождаемым от налога на добавленную стоимость, относятся:

1) следующие банковские и иные операции, осуществляемые на основании лицензии уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций или Национального Банка Республики Казахстан банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, а также операции, проводимые иными юридическими лицами без лицензии в пределах полномочий, установленных законодательными актами Республики Казахстан:

прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

открытие и ведение металлических счетов физических и юридических лиц, на которых отражается физическое количество аффинированных драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов, принадлежащих данному лицу;

переводные операции;

банковские заемные операции;

Примечание

Примечание

кассовые операции;

организация обменных операций с иностранной валютой;

прием на инкассо платежных документов (за исключением векселей);

открытие (выставление) и подтверждение аккредитива и исполнение обязательств по нему;

доверительные операции: управление деньгами, аффинированными драгоценными металлами в интересах и по поручению доверителя, осуществляемое банками;

выдача банками банковских гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме;

выдача банками банковских поручительств и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

факторинговые и форфейтинговые операции, осуществляемые банками;

2) операции с ценными бумагами, услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также услуги организаций по осуществлению деятельности на рынке ценных бумаг на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и операции с ценными бумагами, осуществляемые без лицензии в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан банком, уполномоченным в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан на реализацию государственной инвестиционной политики;

3) операции по страхованию (перестрахованию), а также предоставление услуг страховых брокеров (страховых агентов) по заключению и исполнению договоров страхования (перестрахования);

3-1) услуги по межбанковскому клирингу;

Примечание

Примечание

4) операции с платежными карточками, чеками, векселями, депозитными сертификатами;

5) предоставление услуг по инвестиционному управлению пенсионными активами, а также активами Государственного фонда социального страхования;

6) предоставление услуг по управлению правами требования по ипотечным жилищным займам;

7) услуги накопительных пенсионных фондов по привлечению пенсионных взносов, по распределению и зачислению полученного инвестиционного дохода от пенсионных активов;

8) реализация доли участия в уставном капитале предприятия;

9) операции по предоставлению микрокредитов;

10) предоставление краткосрочных займов ломбардами под залог движимого имущества;

11) следующие операции, осуществляемые кредитными товариществами для своих участников:

переводные операции: выполнение поручений по платежам и переводам денег;

заемные операции: предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;

кассовые операции;

открытие и ведение банковских счетов участников кредитного товарищества;

выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, предусматривающих исполнение в денежной форме, за участников кредитного товарищества;

Примечание

12) операции с аффинированными драгоценными металлами без их физического перемещения.

Примечание

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Секторы экономики

Составные элементы народнохозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.

Сектор экономики — это совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят:

  • сектор предприятий,
  • сектор домашних хозяйств,
  • сектор государственных учреждений
  • внешний сектор.

Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.

Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

Сектор государственных учреждений – совокупность органов законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций.

Сектор домашних хозяйств включает в основном потребляющие единицы, т.е. домашние хозяйства и предприятия, образованные ими.

Внешний сектор экономики, или сектор «остальной мир», – это совокупность институциональных единиц – нерезидентов данной страны (т.е. расположенных за пределами страны), имеющих экономические связи, а также посольства, консульства, военные базы, международные организации, находящиеся на территории данной страны.

По степени связи с рынком в национальной экономике часто выделяют рыночный сектор экономики и нерыночный сектор экономики.

Рыночный сектор экономики охватывает производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке по ценам, оказывающим значительное влияние на спрос на эти товары или услуги, а также обмен товаров и услуг по бартеру, оплату труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор экономики – производство продуктов и услуг, предназначенных для использования непосредственно производителями или владельцами предприятия, а также предоставленных другим потребителям бесплатно или по ценам, которые не влияют на спрос.

Здравствуйте! А Вы – кто?

В расчетах государственных учреждений с контрагентами ранее следовало только определить, кем является для учреждения контрагент: дебитором (от лат. Debitor — должник, обязанный) или кредитором (от лат. creditor — веритель).

Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» внес дополнительную классификацию в оборотные КОСГУ расчетов в зависимости от того, с кем эти расчеты производятся.

Таким образом, 26-тизначный счет расчетов с 01.01.2019г. в части 24-26 разрядов (КОСГУ) теперь имеет дополнительную детализацию.

Детализация движения задолженности осуществляется в разрезе типа (вида организационно-правовой формы) контрагента:

1. участники бюджетного процесса

2. государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения

3. финансовые и нефинансовые организации государственного сектора

4. иные нефинансовые организации

5. иные финансовые организации

6. некоммерческие организации и физические лица — производители товаров, работ, услуг

7. физические лица

8. наднациональные организации и правительства иностранных государств

9. нерезиденты

Ниже приводится таблица детализированных КОСГУ с расшифровкой.

Статья 540 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям»

541 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;

542 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям государственным (муниципальным) автономным учреждениям»;

543 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора»;

544 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям иным нефинансовым организациям»;

545 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям иным финансовым организациям»;

546 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг»;

547 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям физическим лицам»;

548 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;

549 «Увеличение задолженности по предоставленным заимствованиям нерезидентам».

Статья 550 Увеличение стоимости иных финансовых активов

551 «Привлечение средств участников бюджетного процесса»;

552 «Привлечение средств государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»;

553 «Привлечение средств финансовых и нефинансовых организаций государственного сектора»;

554 «Привлечение средств иных нефинансовых организаций»;

555 «Привлечение средств иных финансовых организаций»;

556 «Привлечение средств некоммерческих организаций и физических лиц — производителей товаров, работ, услуг»;

557 «Привлечение средств физических лиц».

Статья 560 Увеличение прочей дебиторской задолженности

561 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

562 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;

563 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;

564 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;

565 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;

566 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;

567 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;

568 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;

569 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Статья 640 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям»

641 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;

642 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям государственным (муниципальным) автономным учреждениям»;

643 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям финансовым и нефинансовым организациям государственного сектора»;

644 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям иным нефинансовым организациям»;

645 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям иным финансовым организациям»;

646 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям некоммерческим организациям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг»;

647 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям физическим лицам»;

648 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;

649 «Уменьшение задолженности по предоставленным заимствованиям нерезидентам».

Статья 650 Уменьшение стоимости иных финансовых активов

651 «Возврат средств участников бюджетного процесса»;

652 «Возврат средств государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»;

653 «Возврат средств финансовых и нефинансовых организаций государственного сектора»;

654 «Возврат средств иных нефинансовых организаций»;

655 «Возврат средств иных финансовых организаций»;

656 «Возврат средств некоммерческих организаций и физических лиц — производителей товаров, работ, услуг»;

657 «Возврат средств физических лиц».

Статья 660 Уменьшение прочей дебиторской задолженности

661 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

662 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетным и автономными учреждениями»;

663 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;

664 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;

665 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;

666 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;

667 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;

668 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;

669 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Статья 730 Увеличение прочей кредиторской задолженности

731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;

733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;

734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;

735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;

736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;

737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;

738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;

739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Статья 830 Уменьшение прочей кредиторской задолженности

831 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

832 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;

833 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;

834 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;

835 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;

836 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;

837 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;

838 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;

839 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Таким образом, в учете государственных учреждений с 01.01.2019 году на счетах расчетов не должно быть группировочных КОСГУ, типа 560/660, 730/830 и т.п.

То есть прежде чем сформировать бухгалтерскую запись по любому из счетов расчетов (205, 206, 209, 302, 303, 304 и т.п.), бухгалтеру следует четко знать тип (организационно-правовую форму) контрагента по расчетам.

Для облегчения определения типа контрагента ниже приведена таблица с группировкой (расшифровкой) типа (вида организационно-правовой формы) контрагента согласно Порядку 209н.

Код

Наименование

Перечень типов (видов организационно-правовой формы) контрагента

Примеры

1

Участники бюджетного процесса

— главные распорядители бюджетных средств; распорядители бюджетных средств;

— получатели бюджетных средств;

— государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;

— иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета;

— главные администраторы доходов бюджетов; администраторы доходов бюджетов;

— главные администраторы источников финансирования дефицита бюджетов; администраторы источников финансирования дефицита бюджетов;

— органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами (п.13.5.1 Порядка № 209н)

ИФНС, ФСС РФ, ПФР РФ, все казенные учреждения, органы власти, министерства и ведомства

2

Государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения

Бюджетные / автономные учреждения

Все бюджетные и автономные государственные учреждения (ФБУ, ФАУ, ФГБНУ, КГУ, ГБУЗ, КГАУ и т.д.)

3

Финансовые и нефинансовые организации государственного сектора

— государственные (муниципальные) унитарные предприятия;

— государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;

— корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения (п.9.5 Порядка № 209н)

ФГУП, МУП, КГУП, прочие корпорации с государственным участием более 50%

4

Иные нефинансовые организации

-организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, работ (п.10.4 Порядка № 209н)

Все коммерческие организации – юридические лица (ООО, ЗАО, ПАО и т.п. с государственным участием менее 50%)

5

Иная финансовая организация

-банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации (п.10.4 Порядка № 209н)

Банки, страховые компании (Сбербанк, Крайинвестбанк, Ингосстрах, Альфа-страхование)

6

Некоммерческие организации и физические лица — производители товаров, работ, услуг

-НКО, НОУ

-Физические лица, являющиеся ИП

Некоммерческие организации, все индивидуальные предприниматели

(НКО, ИП)

7

Физические лица

-Иные физические лица

Прочие физические лица

8

Наднациональные организации и правительства иностранных государств

-наднациональные организации / правительства иностранного государства

9

Нерезиденты

-граждане других государств (п.9.3.1 Порядка № 209н)

Начиная с релиза 1.0.56.7 для программы «1С:БГУ8» ред.1 и 2.0.61.19 для программы «1С:БГУ 8» ред.2, программа включает в себя функционал, детализирующий КОСГУ счетов расчетов в зависимости от значения реквизита «Тип контрагента» в карточке контрагента.

Данные этого поля заполнились автоматизировано при одном из предыдущих обновлений.

Для корректного формирования 26-тизначного счета расчетов пользователю ОБЯЗАТЕЛЬНО следует проверить правильность автозаполнения поля «Тип контрагента» в карточке контрагента.

Проверка типа контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.2

Карточка контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.2:

Для того, чтобы не входить в карточку каждого контрагента, можно сформировать отчет «Анализ субконто» из раздела «Главное».

На закладке «Основные» в поле «Виды субконто» с помощью команды «Добавить» следует выбрать вид субконто «Конрагенты».

На закладке «Дополнительные» в разделе «Дополнительные данные» с помощью команды «Добавить» следует выбрать поле, дополнительные данные к которому следует отобразить.

Для этого следует открыть знак «+» рядом с полем «Контрагенты».

В появившемся списке следует указать поле для выбора «Тип контрагента» и нажать команду «Выбрать».

Можно выбрать два типа размещения дополнительных данных: в одной колонке или в отдельных колонках.

На закладке «Группировка» с целью сокращения отображаемой информации не следует устанавливать флаг в позицию «По субсчетам».

Отображаемый отчет будет иметь нижеуказанный вид.

Пользователю следует внимательно изучить установленный тип контрагента, и при необходимости вручную откорректировать его, войдя в карточку контрагента двойном щелчком мыши.

Чем шире будет период построения отчета, тем больший охват справочника «Контрагенты» можно получить для проверки.

При этом следует помнить, что чем больше контрагентов в базе, тем дольше будет время формирования отчета.

Далее при вводе нового контрагента пользователь должен самостоятельно заполнять поле «Тип контрагента» соответствующими данными.

Проверка типа контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.1

Карточка контрагента в программе «1С:БГУ8» ред.1:

Для проверки автозаполнения поля «Тип контрагента» в карточке контрагента можно сформировать отчет «Анализ субконто» из пункта меню «Бухгалтерский учет»- «Стандартные отчеты».

В разделе «Виды субконто» панели настроек с помощью команды «Добавить» следует выбрать вид субконто «Контрагенты».

В разделе «Дополнительные данные» панели настроек с помощью ко манды «Добавить» следует выбрать поле, дополнительные данные которого мы хотим увидеть. Это поле «Контрагенты».

Открыв знак «+» рядом с полем «Контрагенты», следует найти и выбрать для отображения поле «Тип контрагента».

Данные можно разместить в одной или в отдельных колонках.

Сформированный отчет имеет вид:

Пользователю следует внимательно изучить установленный тип контрагента, и при необходимости вручную откорректировать его, войдя в карточку контрагента двойном щелчком мыши.

Далее при вводе нового контрагента пользователь должен самостоятельно заполнять поле «Тип контрагента» соответствующими данными.

Центр сопровождения ООО НПВФ «Интерсофт» всегда рад оказать квалифицированную помощь работникам финансовых служб государственных учреждений в части консультирования по ведению бюджетного и бухгалтерского учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

КБе (Код Бенефициара) несет в себе зашифрованную информацию о получателе денежных средств. Значение этого поля состоит из двух цифр: первая цифра указывает является ли получатель резидентом РК, вторая – указывает сектор экономики, к которому он относится. Первая цифра – Код резиденства 1 – резидент РК 2 – нерезидент РК Вторая цифра – сектор экономики 1 – Центральное Правительство 2 – Региональные и местные органы управления 3 – Центральные (национальные) банки 4 – Другие депозитные организации 5 – Другие финансовые организации 6 – Государственные нефинансовые организации 7 – Негосударственные нефинансовые организации 8 – Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства 9 – Домашние хозяйства

Так, например, физическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющееся резидентом Казахстана, будет иметь КБе со значением «19». Юридическое лицо, например ТОО, являющееся резидентом Казахстана, будет иметь КБе со значением «17». Следовательно, вы в платежных поручениях указываете КБе 19.

Гражданский кодекс РФ не содержит понятия финансовой услуги. Вывод о том, что финансовые услуги не обойдены правовым регулированием можно сделать, проведя анализ договорных конструкций, изложенных в части второй ГК РФ. Так, финансовые услуги регулируются положениями гл. 30 («Купля-продажа»), 31 («Мена»), 42 («Заем и кредит»), 43 («Финансирование под уступку денежного требования»), 44 («Банковский вклад»), 45 («Банковский счет»), 46 («Расчеты»), 47 («Хранение»), 49 («Поручение»), 53 («Доверительное управление имуществом»).

Определение финансовой услуги дано в статье 4 Федерального закона от 26. 06.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно данному законоположению под финансовой услугой понимается банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Как видим при определении данного понятия, законодатель не стал утруждать себя обобщениями и пошел через простое перечисление услуг, относящихся, по его мнению, к разряду финансовых. Однако критерии, на основании которых он относит те или иные услуги к разряду финансовых им не выделяются и остаются несколько «за кадром». Поскольку предложенное понятие не содержит общих характеристик, позволяющих отнести услугу к разряду финансовых, можно сказать, что для целей научного познания и дальнейшего практического применения данное определение не подходит. Представляется, что тенденция должна быть обратной. Сначала необходимо выделить признаки и свойства изучаемого явления и с их помощью, как через фильтр просеять правоотношения, выделяя те, которые подходят под выработанный нами эталон.

Исследователи выделяют 2 квалифицирующих признака финансовой услуги . Первый признак – это связь услуги с привлечением и размещением денежных средств физических и юридических лиц. Вторым квалифицирующим признаком финансовой услуги в приведенном определении можно считать субъекта, который ее оказывает — финансовую организацию.

Таким образом, необходимую и достаточную совокупность квалифицирующих признаков финансовых услуг с точки зрения определения, данного в Законе о защите конкуренции, образуют два признака. Это услуги:

— связанные с привлечением и размещением чужих денежных средств (т.е. финансовое посредничество);

— оказываемые финансовой организацией, исчерпывающий перечень которых приведен в Законе о защите конкуренции.

Определение финансовой услуги содержится в Приложении 6 к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключенном на о. Корфу 24.06.1994 г. В соответствии с Соглашением под финансовой услугой понимается любая услуга финансового характера, предоставляемая поставщиком финансовых услуг. Иными словами финансовая услуга – это то, что предоставляется поставщиком таких услуг. То есть имеет место определение одного понятия через определение другого смежного с ней понятия. Следуя логике приведенного определения, чтобы определить, что такое финансовая услуга мы должны выяснить кто такой «поставщик финансовых услуг», и какие виды деятельности он может осуществлять, соответственно они и будут финансовыми услугами.

Виды деятельности перечислены здесь же, к ним относятся:

  1. Все страховые и имеющие отношение к страхованию услуги
  2. Прямое страхование (включая совместное страхование)
  3. i) жизни,
  4. ii) прочие виды
  5. Перестрахование и ретроцессия.
  6. Страховое посредничество, такое как брокерские или агентские операции.
  7. Услуги, вспомогательные страхованию, такие как консультационные, актуарные, оценка рисков, услуги по урегулированию претензий.
  8. Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)
  9. Принятие депозитов и прочих возвратных средств от населения.
  10. Кредитование всех видов, включая потребительский кредит, залоговый кредит, факторинг и финансирование коммерческих сделок.
  11. Финансовый лизинг.
  12. Все виды услуг по переводу платежей и денег, включая выдачу кредитных и дебетных карт, дорожных чеков и банковских векселей.
  13. Гарантии и обязательства.
  14. Осуществление, за свой счет и за счет клиентов, на валютной бирже, на внебиржевом рынке ценных бумаг или иным образом операций с:
  15. a) кредитными обязательствами, обращающимися на денежном рынке (включая чеки, векселя, депозитные сертификаты и т.п.),
  16. b) иностранной валютой,
  17. c) производными продуктами, включая, но не исключительно, фьючерсные контракты и опционы,
  18. d) инструментами, связанными с изменением валютных курсов и процентных ставок, включая сделки «своп» и форвардные сделки,
  19. e) переводными ценными бумагами,
  20. f) прочими оборотными документами и финансовыми активами, включая торговлю золотом и серебром в слитках.
  21. Участие в выпуске всех видов ценных бумаг, включая гарантирование размещения их выпуска на рынке и их размещение в качестве агента (публичная или закрытая подписка) и оказание услуг, имеющих отношение к выпуску ценных бумаг.
  22. Операции на денежном рынке.
  23. Операции по управлению активами, такие как прямые и портфельные инвестиции, все формы управления совместными инвестиционными проектами, управление пенсионными фондами, сохранное депозиторство и трастовые услуги.
  24. Услуги по осуществлению платежей и клиринговых расчетов по финансовым активам, включая ценные бумаги, производные продукты и другие оборотные документы.
  25. Предоставление и передача финансовых данных, обработка финансовых данных и предоставление соответствующего программного обеспечения поставщиками других финансовых услуг.
  26. Консультационное посредничество и другие вспомогательные финансовые услуги по всем видам деятельности, перечисленным выше в пунктах 1 — 11, включая справочные и аналитические материалы по кредитам, исследования и рекомендации по вопросам инвестиций и размещения ценных бумаг, выработку рекомендаций по приобретению и по корпоративному реструктурированию и стратегии.

Если сравнить определение, приведенное в Соглашении с определением, данным в Законе о конкуренции, то можно отметить их несовпадение по объему услуг, относимых каждым их документов, к финансовым.

То есть, имеются услуги, которые Соглашение признает финансовыми, а Закон не признает, и наоборот. Иными словами, эти два описания финансовых услуг как минимум не тождественны. Однако в одном они очень схожи: за основу как определения Закона, так и перечня Соглашения взят характер той деятельности, которую ведет лицо, оказывающее услугу – финансовая деятельность.

По вопросу о соотношении определения Закона и перечня Соглашения в науке отмечается следующее. Формально множество финансовых услуг по Закону не полностью включено во множество финансовых услуг по Соглашению, хотя оба эти множества имеют очень большую общую часть. Однако если прочесть перечень Соглашения не формально, а учитывать содержание приведенных в нем услуг, то видно, что Соглашением охватываются все реально оказываемые на практике услуги, связанные с привлечением и размещением денежных средств. Это означает, что практически все действительно оказываемые финансовые услуги по Закону охватываются Соглашением, но в Соглашении их больше, чем в Законе .

Еще одно определение финансовых услуг содержится в Приложении 5 к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС). Оно практически тождественно определению, содержащемуся в Соглашении, и определяет понятие финансовой услуги через определение «поставщика услуг». Отличием является то, что все финансовые услуги делятся на 3 категории: страховые и относящиеся к страховым услуги, банковские услуги и другие финансовые услуги (помимо страхования). Как видим, перечень открыт. Это значит, что могут быть и иные услуги, не поименованные в списке, которые возможно отнести к финансовым. Перечень финансовых услуг, отличается, от рассмотренного в Соглашении, тем, что является более подробным.

Таким образом, можно сказать, что в действующее законодательство не содержит такого определения финансовых услуг, которое бы явилось критерием отнесения каких-либо услуг к разряду финансовых.

Имеющуюся проблему иллюстрирует также обстоятельство, что в силу ГК РФ отдельные услуги, относящиеся согласно требованиям ГАТС к юридическим или консультационным, квалифицируются как финансовые. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 824 ГК РФ обязательства финансового агента по договору финансирования под уступку денежного требования могут включать ведение для клиента бухгалтерского учета, а также предоставление клиенту иных финансовых услуг, связанных с денежными требованиями, являющимися предметом уступки.

Однако в отечественной правовой науке имеется совершенно иной подход к определению финансовых услуг. Наиболее последовательно он проведен Н.Г. Семилютиной в ее докторской диссертации. Этот подход отождествляет финансовые услуги с инвестиционными: «Финансовой услугой (или инвестиционной услугой) является услуга, оказываемая профессиональным участником рынка финансовых услуг… на основании договора с целью передачи денежных средств, отчуждаемых инвестором, в пользу реципиента инвестиций».

Таким образом, по этой концепции квалификация услуги в качестве финансовой зависит не только от характера той деятельности, которую ведет профессиональный участник рынка финансовых услуг (передача денежных средств от одного лица к другому), но также и от цели, с которой клиент этого посредника отправляет свои деньги в такой оборот. Соответственно этому финансовая услуга по данному подходу и тождественна инвестиционной .

Это принципиально другая квалификация финансовых услуг, поскольку и определение Закона о защите конкуренции, и перечни Соглашения, заключенного на о. Корфу, и ГАТС никак не зависят от цели, с которой финансовой организации передаются деньги. Поэтому такие операции, как заключение и исполнение договоров страхования, открытие и ведение банковских счетов, расчеты, не являются финансовыми услугами, согласно подходу Н.Г. Семилютиной.

Следует также рассмотреть подход к определению финансовой услуги, предложенный авторами в работе под редакцией Ю.Б. Фогельсона «Защита прав потребителей финансовых услуг». В данной работе понятие «финансовая услуга» рассматривается через вводимое понятие «финансовое посредничество» под которым понимается «деятельность по привлечению и размещению чужих денежных средств». Исходя из этого под финансовой услугой понимают прежде всего финансовое посредничество, а кроме того некоторые вспомогательные, консультационные и информационные услуги, оказываемые как самими финансовыми посредниками, так и другими лицами финансовым посредникам .

На сегодняшний день это определение может быть названо наиболее отвечающим сути рассматриваемых правоотношений и содержащим наиболее полную информацию относительно критериев, по которым финансовая услуга, может быть отделена от иных услуг.

Список литературы: