Фкз верховный суд РФ

Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации

Принят Государственной Думой 19 декабря 1997 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (далее также — арбитражные суды субъектов Российской Федерации), районных, городских и межрайонных судов (далее также — районные суды), окружных (флотских) военных судов, гарнизонных военных судов, специализированных федеральных судов (далее также — федеральные суды), органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей. (В редакции федеральных законов от 12.03.2014 № 29-ФЗ; от 08.03.2015 № 44-ФЗ; от 29.07.2018 № 266-ФЗ)

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации осуществляет материальное и социальное обеспечение судей, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены, в части выплаты выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания, компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, предоставления медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, а также предоставление иных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации, определяющего порядок исчисления стажа работы в должности судьи. Порядок материального и социального обеспечения указанных судей устанавливается Президентом Российской Федерации. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 294-ФЗ)

11. Сокращенное наименование Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации — Судебный департамент. (Пункт введен — Федеральный закон от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

2. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

3. Под осуществлением полномочий Судебного департамента по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей в настоящем Федеральном законе понимаются: (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

1) для федеральных судов — осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

2) для мировых судей — осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.

4. Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.

(Статья в редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 240-ФЗ)

Статья 2. Система Судебного департамента

1. Судебный департамент, а также управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее — органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

2. Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют гербовые печати со своими наименованиями и счета в банках, в том числе валютные. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

3. Судебный департамент осуществляет функции и полномочия учредителя и собственника имущества федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие».

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» находится по месту постоянного пребывания Судебного департамента. (Абзац введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 475-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

Статья 3. Правовая основа деятельности Судебного департамента

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Статья 4. Невмешательство в осуществление правосудия

Судебный департамент, органы и учреждения Судебного департамента призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Статья 5. Финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента

(Наименование в редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

1. Финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента осуществляется Судебным департаментом в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета. (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

Финансирование расходов на предоставление материального и социального обеспечения судьям, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены, осуществляется Судебным департаментом в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на указанные цели. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 294-ФЗ)

2. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее — Генеральный директор Судебного департамента) в установленный Правительством Российской Федерации срок представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении Правительством Российской Федерации проекта федерального бюджета на очередной финансовый год по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные Генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента.

3. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой.

4. Финансовое обеспечение работников аппарата Судебного департамента и работников его органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) осуществляется исходя из штатной численности, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. (Пункт введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 265-ФЗ)

Глава II. Полномочия, структура и организация деятельности Судебного департамента

Статья 6. Полномочия Судебного департамента

1. Судебный департамент:

1) организационно обеспечивает деятельность федеральных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

2) управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

3) разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

4) разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

5) изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании;

6) вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов;

7) определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

8) обеспечивает отбор и организует работу по профессиональной подготовке и повышению квалификации работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента; (В редакции Федерального закона от 12.03.2014 № 29-ФЗ)

9) разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

10) перераспределяет по согласованию с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и с учетом мнения председателей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, кассационного военного суда, апелляционного военного суда, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, военных судов и специализированных федеральных судов образовавшиеся в соответствующих судах вакансии на должности судей, а также при необходимости перераспределяет штатную численность работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и работников аппаратов арбитражных судов в пределах их общей штатной численности, предусмотренной федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год; (В редакции Федерального закона от 29.07.2018 № 266-ФЗ)

11) ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

12) организует делопроизводство и работу архивов судов, ведет судебную статистику, взаимодействует с органами исполнительной власти по вопросам первичного статистического учета и формирования статистической информации, организационно обеспечивает мероприятия по предоставлению судами в пределах их компетенции первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»; (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 487-ФЗ)

13) рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции;

14) принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

15) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента;

16) осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства; (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

161) организует разработку, внедрение и обеспечение функционирования программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; организует и осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей, поддержке функционирования и развитию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие»; обеспечивает в пределах своих полномочий доступ к информации о деятельности судов; (Подпункт введен — Федеральный закон от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

162) формирует государственное задание для федерального государственного бюджетного учреждения «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС «Правосудие» в целях реализации полномочий Судебного департамента, указанных в подпункте 161 настоящего пункта; (Подпункт введен — Федеральный закон от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

17) принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

18) организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, принимает меры по обеспечению указанных лиц, нуждающихся в жилых помещениях, благоустроенными жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством, устанавливает порядок признания судей нуждающимися в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок признания судей не имеющими жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок принятия судей на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо предоставления жилых помещений в собственность, порядок принятия судей на учет в качестве не имеющих жилых помещений по месту нахождения суда в целях предоставления служебных жилых помещений, порядок ведения соответствующих видов учета и порядок принятия решений о предоставлении судьям единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений, о предоставлении судьям жилых помещений в собственность и служебных жилых помещений, а также устанавливает основания и условия предоставления судьям дополнительной площади служебного жилого помещения; (В редакции Федерального закона от 30.10.2018 № 375-ФЗ)

181) организует в соответствии с федеральным законодательством предоставление медицинской помощи судьям, в том числе пребывающим в отставке, членам их семей, работникам аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов, а также санаторно-курортное лечение указанных лиц, для чего вправе создавать санаторно-курортные организации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 08.03.2015 № 44-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 318-ФЗ)

182) организует материальное и социальное обеспечение судей, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены, в части выплаты выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания, компенсации на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения, предоставления медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, а также предоставление иных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации; (Подпункт введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 294-ФЗ)

19) устанавливает и развивает связи с государственными и иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента;

20) взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

201) финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета; (Подпункт введен — Федеральный закон от 30.11.2004 № 143-ФЗ)

202) осуществляет редакционно-издательскую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Судебного департамента; (Подпункт введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 240-ФЗ)

21) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

2. Судебный департамент в пределах своей компетенции вправе:

1) запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы;

2) контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;

3) привлекать в установленном порядке для выполнения законопроектных, экспертных, исследовательских работ и дачи консультаций научные организации, работников государственных и иных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов;

4) вносить в Верховный Суд Российской Федерации и Правительство Российской Федерации предложения об улучшении условий труда, материального и социального обеспечения судей, работников аппаратов судов и аппарата Судебного департамента, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

5) создавать ведомственную охрану для охраны судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента. (Подпункт введен — Федеральный закон от 29.07.2017 № 238-ФЗ)

Статья 7. Структура Судебного департамента

Структура Судебного департамента утверждается решением коллегии Судебного департамента по согласованию с Советом судей Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 44-ФЗ)

Главная → Каталог → Сборник → Юридическая → «Новая судебная система Российской Федерации» — Сборник

Возрастное ограничение: 12+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 23.06.2017
ISBN: 9785392158522
Язык:
Объем текста: 108 стр.
Формат:

Конституция Российской Федерации (извлечение)

Федеральный конституционный закон О судебной системе Российской Федерации

Федеральный Конституционный Закон О судах общей юрисдикции в Российской Федерации

Федеральный Конституционный закон О Конституционном Суде Российской Федерации. Федеральный Конституционный Закон О Верховном Суде Российской Федерации

Федеральный конституционный закон Об арбитражных судах в Российской Федерации

Закон Российской Федерации О статусе судей в Российской Федерации

Федеральный Конституционный Закон О военных судах Российской Федерации

Перечень должностей судей военных судов и военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и соответствующих этим должностям воинских званий. Федеральный Закон О мировых судьях в Российской Федерации

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Федеральный конституционный законОб арбитражных судах в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 5 апреля 1995 года Одобрен Советом Федерации 12 апреля 1995 года

Изменения:

Глава I.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Арбитражные суды в Российской Федерации

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.

Статья 2. Законодательство об арбитражных судах в Российской Федерации

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство об арбитражных судах находится в ведении Российской Федерации.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о судебной системе, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.

Порядок судопроизводства в арбитражных судах в Российской Федерации определяется настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

(Пункт в ред. Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

Статья 3. Система арбитражных судов в Российской Федерации

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

(Абзац второй утратил силу. Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

(Абзац в ред. Федеральных конституционных законов от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ; от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

арбитражные апелляционные суды;

(Абзац введен Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ.)

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее – арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

(Абзац в ред. Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ.)

специализированные арбитражные суды.

(Абзац введен Федеральным конституционным законом от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ.)

Статья 4. Осуществление правосудия арбитражными судами в Российской Федерации

Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

(Статья в ред. Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

Статья 5. Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее – организации) и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статья 6. Основные принципы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности, независимости судей, равенства организаций и граждан перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, гласности разбирательства дел.

Статья 7. Обязательность судебных актов

Вступившие в законную силу судебные акты – решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 8. Судьи арбитражных судов в Российской Федерации

1. Пункт утратил силу. Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.

2. Председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов назначаются на должность в порядке, установленном Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».

Председатели, заместители председателей и судьи арбитражных апелляционных судов назначаются на должность при соблюдении требований и в порядке, которые установлены Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132–I «О статусе судей в Российской Федерации» для председателей, заместителей председателей и судей арбитражных судов округов.

(Абзац введен Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ; в ред. Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

(Пункт в ред. Федеральных конституционных законов от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ; от 6 декабря 2011 г. № 4-ФКЗ; от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

3. Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, которое может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в случае прекращения полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка.

(Абзац в ред. Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

Глава II.ПОЛНОМОЧИЯ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Глава утратила силу. Федеральный конституционный закон от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

Глава III.ПОЛНОМОЧИЯ, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ОКРУГОВ

(Наименование в ред. Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

Статья 24. Арбитражные суды округов

(Наименование в ред. Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

1. Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, – судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

(Пункт в ред. Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

2. В Российской Федерации действуют:

1) Арбитражный суд Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики – Чувашии, Ярославской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

(Подпункт в ред. Федеральных конституционных законов от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ; от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

2) Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Забайкальского края, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе, а также на период до 1 января 2010 года – судебных актов, принятых Арбитражным судом Читинской области;

(Подпункт в ред. Федеральных конституционных законов от 29 ноября 2007 г. № 6-ФКЗ; от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

3) Арбитражный суд Дальневосточного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатского края, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа, судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе, а также на период до 1 января 2009 года – судебных актов, принятых Арбитражным судом Камчатской области;

(Подпункт в ред. Федеральных конституционных законов от 12 июля 2006 г. № 3-ФКЗ; от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

4) Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

(Подпункт в ред. Федеральных конституционных законов от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ; от 28 апреля 2008 г. № 2-ФКЗ; от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

5) Арбитражный суд Московского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами города Москвы и Московской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

(Подпункт в ред. Федеральных конституционных законов от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ; от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

6) Арбитражный суд Поволжского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

(Подпункт в ред. Федеральных конституционных законов от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ; от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

7) Арбитражный суд Северо-Западного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

(Подпункт в ред. Федеральных конституционных законов от 4 июля 2003 г. № 4-ФКЗ; от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

8) Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия – Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

9) Арбитражный суд Уральского округа, осуществляющий проверку:

(Абзац в ред. Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ.)

судебных актов, принятых арбитражными судами Республики Башкортостан, Курганской области, Оренбургской области, Пермского края, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе;

судебных актов, принятых арбитражными судами Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области, – на период до 30 июня 2007 года;

(Подпункт в ред. Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 г. № 2-ФКЗ.)

10) Арбитражный суд Центрального округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Республики Крым, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, города Севастополя, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области, и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе.

3. Федеральным законом может быть изменен состав судебных округов.

Статья 25. Состав арбитражного суда округа

Новая судебная система Российской Федерации

Текст законов подготовлен с использованием профессиональной юридической системы «Кодекс», сверен с официальным источником. В сборник вошли: Конституция Российской Федерации (извлечение). Глава 7; Федеральный конституционный закон «О судебной системе» № 1-ФКЗ; Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции» № 1-ФКЗ; Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» № 3-ФКЗ; Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» № 3132-I; Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» № 1-ФКЗ; Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» № 188-ФЗ.

69

Сборник Новая судебная система Российской Федерации

Сборник Новая судебная система Российской Федерации

Текст законов подготовлен с использованием профессиональной юридической системы «Кодекс», сверен с официальным источником. В сборник вошли: Конституция Российской Федерации (извлечение). Глава 7; Федеральный конституционный закон «О судебной системе» № 1-ФКЗ; Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции» № 1-ФКЗ; Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» № 3-ФКЗ; Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» № 3132-I; Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» № 1-ФКЗ; Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» № 188-ФЗ.

Внимание! Авторские права на книгу «Новая судебная система Российской Федерации» (Сборник) охраняются законодательством!

Вплоть до середины нынешнего десятилетия в России не существовало закона о высшей судебной инстанции. Только новый этап реформы, предусматривавший объединение судов, стал основанием для ликвидации законодательной лакуны.

Как создавался закон о «серьезном, глубоком и очень важном» институте рассказывает в рубрике «Исторические хроники» депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох» Алла Амелина.

В это трудно поверить, но до 2014 года высшая судебная инстанция России не имела собственного законодательного акта. В многовековой истории судов в нашей стране были и «Русская правда» Ярослава Мудрого, и декрет «О революционном трибунале» Совнаркома, и закон «О судоустройстве РСФСР» 1981 года… А вот самостоятельного закона о Верховном Cуде (ВС) не было. До недавнего времени его деятельность регулировалась федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», принятым в 1996 году.

Однако судебная реформа, начатая в 1990-х, в 2014 году дополнилась законом о поправке к Конституции РФ, предусматривающим создание единого высшего судебного органа, который аккумулирует в себе функции по рассмотрению гражданских дел, экономических споров, уголовных, административных и иных дел — это Верховный Суд РФ в новом формате. При этом Высший Арбитражный Суд (ВАС) РФ, по сути дела, присоединялся к Верховному, а вопросы, отнесенные к его ведению, передавались под юрисдикцию Верховного Суда РФ.

Эти обстоятельства и стали основанием для внесения в Госдуму первого в истории проекта федерального конституционного закона (ФКЗ) «О Верховном Суде РФ». Такие мотивы изложил на пленарном заседании Госдумы полномочный представитель Президента РФ Гарри Минх в своем докладе в декабре 2013 года.

Проектом ФКЗ определялись полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ, основы его компетенции по рассмотрению дел в качестве суда надзорной, апелляционной и кассационной инстанций. Впервые в одном акте устанавливался обобщенный перечень категорий дел, которые ВС будет рассматривать в качестве суда первой инстанции.

Поскольку вопросы компетенции ВАС переходили к ВС, проект предусматривал, что последний будет рассматривать судебные дела по разрешению экономических споров. В связи с этим предлагалось создание новой структуры — Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ. А вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое не было структурным звеном ВС, предусматривалось создание Дисциплинарной коллегии Верховного Суда РФ, избираемой из числа его судей. Впервые предусмотрена общая численность судей ВС РФ — 170 человек.

Местом постоянного пребывания Верховного Суда РФ определен Санкт-Петербург.

Гарии Минх представил также два взаимосвязанных законопроекта, необходимость которых вытекала из принятия ФКЗ о Верховном Суде: «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда РФ» и «О внесении изменений в ФКЗ «О судебной системе РФ».

Председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин («Единая Россия») в своем содокладе особо обратил внимание депутатов на то, что при образовании единого высшего судебного органа предусматривается сохранение в Российской Федерации двух систем судов — общей юрисдикции и арбитражных. Он также сообщил, что профильный комитет поддерживает концепции законопроектов и обращает внимание на очень высокую степень их проработанности.

При обсуждении первым взял слово Вадим Соловьев (КПРФ) — чтобы заявить, что его фракция не считает для себя возможным голосовать за представленные законопроекты о судебной реформе.

Основания он привел следующие. По мнению депутатов от КПРФ, данные проекты законов противоречат Конституции РФ; слияние Верховного и Высшего Арбитражного судов не приведет к установлению единой правоприменительной практики; в ходе слияния высших судов будет потеряна значительная часть высококвалифицированных кадров; на переезд ВС в Санкт-Петербург, по разным оценкам, потребуется около 50 миллиардов рублей, которые можно было бы потратить значительно более рационально — в частности, на доплату к пенсии детям войны.

В защиту законопроектов выступил Дмитрий Вяткин («Единая Россия»). Он категорически не согласился с утверждением, что в случае их принятия будет развалена система арбитражных судов. По его словам, речь идет о создании единой высшей судебной инстанции, и опыт других государств «свидетельствует о том, что формирование единообразной судебной практики для каждой страны является великим благом». Он призывал коллег из всех фракций поддержать инициативу президента и проголосовать за представленные законопроекты.

Александр Тарнавский («Справедливая Россия») также поддержал законодательную инициативу президента, охарактеризовав ее как «естественное, разумное и отвечающее на запросы общества решение». Приведя ряд примеров из судебной практики, Тарнавский в заключение сказал, по его словам, главное: «российская судебная система пока еще очень больна, ей нужно поскорей выздороветь, ее нужно кардинально встряхнуть».

В итоге проект ФКЗ «О Верховном Суде» и два связанных с ним законопроекта были приняты в первом чтении.

Второе чтение состоялось всего через неделю и проходило не слишком гладко. Таблица одобренных профильным комитетом поправок дважды не набирала необходимых 300 голосов. Тогда в соответствии с регламентом депутаты перешли к голосованию по каждой поправке в отдельности.

И первая же из них вновь не была принята. Тогда слово взял Владимир Плигин и обратил внимание коллег на то, что поправки не имеют политической наполненности и носят юридико-технический характер. «Вы создаете серьезную, глубокую и очень важную судебную инстанцию — Верховный Суд Российской Федерации, — сказал он. — И эти поправки, несмотря на их юридико-технический характер, имеют принципиальное значение».

После призыва Плигина поддержать каждую из поправок, первая из них была принята. Но тут депутаты, видимо, осознали, что голосовать им придется 34 раза (именно столько поправок было одобрено комитетом), и решили вернуться к голосованию по таблице № 1 в целом. На сей раз все прошло благополучно: «за» — 340 человек.

С таблицей поправок, отклоненных комитетом, ситуация тоже сложилась непростая. Юрий Синельщиков (КПРФ) попросил поставить на отдельное голосование семь поправок из 28. Не будем останавливаться на них подробно, поскольку все они носили достаточно специальный характер и все были палатой отклонены, после чего вторая таблица и закон во втором чтении были одобрены.

В третьем чтении ФКЗ «О Верховном суде» рассматривался в январе 2014 года. Владимир Плигин выступил с краткой традиционной формулой: экспертиза проведена, замечаний нет, просим одобрить.

А вот в рамках «часа голосования» представители трех крупнейших фракций взяли слово «по мотивам», каждое из которых стало полноценным выступлением. Вкратце суть их такова.

Дмитрий Вяткин заявил, что «Единая Россия» подтверждает поддержку «той реформы по созданию единой объединенной высшей судебной инстанции, которая проводится по предложению, по инициативе нашего президента» и призвал коллег одобрить закон.

Юрий Синельщиков сообщил, что КПРФ не поддержит проект ФКЗ в третьем чтении.

Александр Тарнавский («Справедливая Россия») провозгласил, что их фракция «ждет встряски судебной системы» и поддержит президента России.

Собственно, позиции всех фракций были известны и предсказуемы. Как и результат: ФКЗ «О Верховном Суде» был одобрен в третьем чтении 350 голосами.

В феврале 2014 года его одобрил и Совет Федерации. В действие закон был введен по истечении 180 дней после вступления в силу Закона о поправке к Конституции РФ о Верховном Суде РФ и Прокуратуре РФ. И ни одной поправки до сего времени в него внесено не было.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 13 июня.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ
О Верховном Суде Российской Федерации

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.08.2019 г.)

Одобрен Государственной Думой 24 января 2014 года

Одобрен Советом Федерации 29 января 2014 года

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального конституционного закона

Настоящим Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации») определяются полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;