Формы предоставления бюджетных средств


7.4. Формы предоставления бюджетных средств

05 сентября, 11:33

Вита Яговкина

Основные формы предоставления бюджетных средств негосударственным юридическим лицам

Бюджетный кодекс РФ достаточно детально регламентирует предоставление бюджетных средств государственным и муниципальным юридическим лицам. Однако часто возникает вопрос, могут ли негосударственные (частные) юридические лица претендовать на получение денег из бюджета. Надо сказать, что бюджетное законодательство РФ не содержит запретов или ограничений на подобные действия при соблюдении прочих условий.

Формы получения средств

Формы получения средств различных уровней бюджетов для негосударственных юрлиц достаточно разнообразны. Проблемной является лишь возможность реализации того или иного способа финансирования на практике, поскольку не все виды бюджетных ассигнований предоставляются одинаково просто.

Самые распространенные виды ассигнований, которые могут получать негосударственные юридические лиц:

— средства, выделенные на закупку товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд;

— субсидии в соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса РФ на возмещение затрат;

— субсидии в соответствии со ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ на иные цели;

— средства, выделенные на реализацию целевых программ, в случае участия в реализации таких программ, в том числе гранты;

— бюджетные инвестиции.

Госзаказ

Наиболее распространенный и понятный случай — это когда негосударственные юридические лица на общих основаниях участвуют в размещении государственного (муниципального) заказа и в результате получают бюджетные средства на основании норм Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Если поставка товара для госнужд представляет собой распространенный вариант, то не стоит забывать и о менее распространенных формах участия негосударственных юрлиц. Например, в соответствии со ст.62 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях в соответствии с федеральными государственными требованиями. Следовательно, негосударственное образовательное учреждение может осуществлять оказание образовательных услуг по переподготовке или повышению квалификации государственных служащих, если у него есть соответствующая лицензия, государственная аккредитация и оно, в соответствии со ст.63 данного Закона, получит государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих, который размещается в порядке, предусмотренном для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Субсидии

На втором месте, наверное, стоит назвать бюджетные ассигнования в виде субсидий  юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с выполнением работ, оказанием услуг в соответствии со ст.78 БК РФ.

Кроме того, сейчас все чаще говорится о том, что следует расширять сферу предоставления гарантированных государством услуг не только государственными и муниципальными учреждениями, но в том числе и негосударственными юридическими лицами, что должно послужить сокращению бюджетных расходов при сохранении объемов и качества предоставляемых услуг. В связи с этим описанный способ финансирования за счет субсидий может стать достаточно перспективным и распространенным (например, в сфере образования или здравоохранения).

Также совместным письмом Минфина РФ №02-01-04/2523, Минэкономразвития РФ №12064-АП/Д05 от 29.08.2008 "О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъясняется, что в соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса РФ могут быть предоставлены, например, гранты в форме единовременно, безвозмездно и безвозвратно выплачиваемых субсидий. Таким образом негосударственное образовательное или научное учреждение может претендовать на грант из бюджета для реализации какого-либо научного проекта или программы. С точки зрения бюджетного законодательства такие выплаты будут считаться субсидиями, предоставленными в соответствии со ст.78 Бюджетного кодекса РФ.

Еще могут быть предоставлены субсидии на основании ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ (Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями) из соответствующего бюджета. В данном случае речь идет не о возмещении затрат на оказание услуг, выполнение работ, а о предоставлении субсидий на иные цели, которые будут определены при планировании соответствующего бюджета, если в рамках проекта, на который они выделены, будет задействовано негосударственное некоммерческое юридическое лицо.

Инвестиции

Негосударственное юридическое лицо также может претендовать на бюджетные инвестиции в соответствии со ст.80 БК РФ, которой закреплен порядок предоставления бюджетных инвестиций юрлицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями. Однако на практике поддержка в виде капитальных вложений за счет средств соответствующих бюджетов предоставляется в основном коммерческим структурам, а негосударственным некоммерческим юридическим лицам практически не оказывается. Таким субъектам получить финансирование можно лишь в том случае, если по какой-либо причине инвестиционный проект будет иметь для соответствующего бюджета большое значение.

Целевые программы

Еще одним способом предоставления бюджетных средств негосударственным юрлицам может стать их участие в реализации целевых программ (долгосрочных в соответствии со ст.179 Бюджетного кодекса РФ или ведомственных в соответствии со ст.180 Бюджетного кодекса РФ). Например, негосударственная структура может получить грант или иную форму бюджетной поддержки в рамках программы на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, оказать какие-либо услуги в сфере образования или консультационные услуги и тому подобное.

Код для вставки в блог

БК РФ Статья 156. Организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Кредитные организации без взимания платы выполняют функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 22.10.2014 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Требования к кредитным организациям, которые могут осуществлять операции со средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2015 N 406-ФЗ)

3. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций).

(п. 3 введен Федеральным законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ, в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

(см.

Service Temporarily Unavailable

текст в предыдущей )

4. Кредитные организации, отбираемые территориальным органом Федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации, обслуживают счета, предназначенные для выдачи и зачисления наличных денежных средств организациям, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Указанные счета обслуживаются кредитными организациями без взимания ими платы.

(п. 4 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

5. Федеральное казначейство вправе открывать счета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным пунктом 2 настоящей статьи, клиринговых организациях и депозитариях для осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета. Указанные счета обслуживаются кредитными и клиринговыми организациями, депозитариями без взимания платы.

(п. 5 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

Ст. 156 БК РФ. Организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета

Поиск Лекций

Формы предоставления бюджетных средств

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

1) ассигнования на содержание бюджетных учреждений. Согласно БК РФ, бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

а) оплату труда;

б) перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

в) трансферты населению и др.;

2) cредства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам. Все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются на основе государственных или муниципальных контрактов;

3) трансферты населению – бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат;

4) ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ;

5) ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

6) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

7) бюджетные кредиты юридическим лицам; 8) субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

9) инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

10) межбюджетные трансферты.

Формы предоставления бюджетных средств

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:

а) финансовой помощи бюджетам субъектов РФ;

б) финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;

в) иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

г) бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ;

11) кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

12) кредиты иностранным государствам;

13) средства на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

В законе о бюджете определяются обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом о бюджете.

Казначейская система

Казначейство – специальный государственный финансовый орган, представляющий единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Минфина РФ.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет федерального бюджета находится в Банке России. В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать другие счета федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет следующие право применительные функции:

• обеспечение исполнения федерального бюджета,

• кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,

• предварительный и текущий контроль над проведением главными распорядителями, распорядителями и получателями

средств федерального бюджета операций с этими средствами.

Систему казначейства образует вся совокупность органов казначейства. Организационная структура органов казначейства бывает централизованной, многоуровневой и иерархической. Структура построения соответствует существующему административно-территориальному делению России. Организационно-функциональная структура содержит 3 уровня иерархии:

1 уровень – Главное Управление ФК МФ РФ;

2 уровень – управления ФК (УФК) по субъектам РФ, краям, областям и т.д.;

3 уровень – отделения ФК (ОФК) по городам, районам и районам в городах.

ГУФК возглавляет начальник в ранге заместителя министра финансов. Основными функциями ГУФК является:

— осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;

— управление движением средств на счетах казначейства;

— доведение информации о результатах исполнения федерального бюджета до вышестоящих исполнительных и законодательных органов власти;

— руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах ФБ;

— обеспечение исполнения нижестоящим органам казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством.

УФК возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей министром финансов по представлению начальника ГУФК. Основной функцией УФК является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходования средств ФБ.

ОФК по городам возглавляются руководителями, назначаемыми и освобождаемыми от должности руководителем УФК.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных