Функции казначейства

в Федерального казначейства, направивших соответствующие представления о приостановлении операций, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Счета, указанные в настоящем пункте, подлежат закрытию кредитными организациями не позднее рабочего дня, следующего за днем перевода остатков денежных средств с указанных счетов на единый казначейский счет.»;

22) абзац первый пункта 3 статьи 158 после слов «федерального бюджета» дополнить словами «(государственного внебюджетного фонда Российской Федерации)», после слов «бюджета субъекта Российской Федерации» дополнить словами «(территориального государственного внебюджетного фонда)»;

23) в статье 165:

а) в абзаце двадцать пятом слово «кассовыми» исключить;

б) абзац тридцатый после слов «порядок формирования» дополнить словами «(внесения изменений)»;

в) абзац сорок четвертый дополнить словами «, а также перечень источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

г) в абзаце сорок шестом слова «настоящей статьей» заменить словами «настоящим Кодексом»;

24) в статье 1661:

а) в пункте 1:

в абзаце третьем слова «соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации,» заменить словами «казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений»;

в абзаце четвертом слова «по учету средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кассовое обслуживание исполнения которых в соответствии с настоящим Кодексом осуществляется Федеральным казначейством, и иные счета для учета средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации,» заменить словами «, указанные в статьях 155 и 156 настоящего Кодекса, и»;

абзац пятый изложить в следующей редакции:

«направляет в подразделения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представления о приостановлении операций в валюте Российской Федерации и иностранных валютах по счетам, открытым финансовым органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органам управления государственными внебюджетными фондами, получателям бюджетных средств для учета операций со средствами соответствующего бюджета и средствами, поступающими в их временное распоряжение, государственным (муниципальным) бюджетным учреждениям в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях с нарушением настоящего Кодекса и иных федеральных законов, предусматривающих требования к открытию указанных счетов, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;»;

абзац восьмой признать утратившим силу;

в абзаце девятом слова «на едином счете федерального бюджета» заменить словами «на едином казначейском счете»;

в абзаце десятом слова «кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» заменить словами «казначейского обслуживания»;

абзацы одиннадцатый и двенадцатый изложить в следующей редакции:

«осуществляет в установленном им порядке открытие и ведение лицевых счетов в соответствии со статьями 2201 и 2202 настоящего Кодекса;

ведет в соответствии с утверждаемыми Министерством финансов Российской Федерации порядками реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, реестр соглашений (договоров) о предоставлении из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и бюджетных инвестиций юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг и межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, реестр получателей субсидий, взносов в уставный (складочный) капитал, источником финансового обеспечения предоставления которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (реестр конечных получателей);»;

в абзаце тринадцатом слова «представленные Министерством» заменить словами «полученные от Министерства»;

дополнить новым абзацем пятнадцатым следующего содержания:

«представляет распоряжения о переводе денежных средств для осуществления операций по банковским счетам Федерального казначейства, входящим в состав единого казначейского счета, а также в установленном им порядке осуществляет прогнозирование движения средств на едином казначейском счете;»;

абзацы пятнадцатый — семнадцатый считать соответственно абзацами шестнадцатым — восемнадцатым;

абзац восемнадцатый считать абзацем девятнадцатым и изложить его в следующей редакции:

«ведет казначейский учет операций по исполнению федерального бюджета, составляет и представляет в Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, иными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, казначейскую отчетность в соответствии со статьей 2642-1 настоящего Кодекса, а также отчетность об исполнении федерального бюджета;»;

абзацы девятнадцатый — двадцать первый считать соответственно абзацами двадцатым — двадцать вторым;

абзац двадцать второй считать абзацем двадцать третьим и в нем слова «на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации проведение кассовых выплат» заменить словами «на единых счетах бюджетов перечисление»;

абзацы двадцать третий и двадцать четвертый считать соответственно абзацами двадцать четвертым и двадцать пятым;

абзац двадцать пятый считать абзацем двадцать шестым и в нем слова «организаций, лицевые счета которым открыты в органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)» заменить словами «участников системы казначейских платежей»;

абзац двадцать шестой считать абзацем двадцать седьмым и изложить его в следующей редакции:

«осуществляет операции по управлению остатками средств на едином счете бюджета в соответствии со статьей 2361 настоящего Кодекса;»;

абзацы двадцать седьмой и двадцать восьмой считать соответственно абзацами двадцать восьмым и двадцать девятым и признать их утратившими силу;

абзац двадцать девятый считать абзацем тридцатым и в нем слова «настоящей статьей» заменить словами «настоящим Кодексом»;

абзац тридцатый считать абзацем тридцать первым и в нем слова «создание и» исключить;

абзац тридцать первый считать абзацем тридцать вторым и в нем слово «создание,» исключить;

абзацы тридцать второй и тридцать третий считать соответственно абзацами тридцать третьим и тридцать четвертым;

абзац тридцать четвертый считать абзацем тридцать пятым и в нем слова «(или) принимаемыми в соответствии с ним» исключить;

б) пункт 2 признать утратившим силу;

25) статью 168 признать утратившей силу;

26) в статье 2151:

а) в части четвертой слово «Кассовое» заменить словом «Казначейское»;

б) часть пятую признать утратившей силу;

в) часть шестую изложить в следующей редакции:

«Для казначейского обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Федеральном казначействе с учетом положений статьи 382 настоящего Кодекса открываются единые счета бюджетов, через которые осуществляются все операции по исполнению бюджетов.»;

27) в пункте 3 статьи 217:

а) в абзаце восьмом слова «безвозмездных поступлений» заменить словами «имеющих целевое назначение безвозмездных поступлений», слова «указанных межбюджетных трансфертов» заменить словами «указанных средств»;

б) дополнить новым абзацем одиннадцатым следующего содержания:

«в случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах средств, необходимых для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, источником финансового обеспечения которых являлись такие субсидии, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на предоставление субсидий в соответствии с требованиями, установленными настоящим Кодексом;»;

в) абзацы одиннадцатый — четырнадцатый считать соответственно абзацами двенадцатым — пятнадцатым;

28) в статье 2171:

а) в пункте 1:

в абзаце первом слова «кассовых поступлений» заменить словом «поступлений», слова «кассовых выплат» заменить словом «перечислений», дополнить словами «в целях определения прогнозного состояния единого счета бюджета, включая временный кассовый разрыв и объем временно свободных средств»;

абзац второй признать утратившим силу;

б) в пункте 2:

в абзаце втором слова «кассовых выплат» заменить словом «перечислений»;

дополнить абзацем следующего содержания:

«Составление и ведение кассового плана исполнения федерального бюджета осуществляет Федеральное казначейство.»;

29) в статье 218:

а) в абзаце втором слова «со счетов органов Федерального казначейства» заменить словами «с казначейских счетов для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений»;

б) в абзаце шестом слова «счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации,» заменить словами «казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»;

30) в статье 219:

а) в пункте 4 слова «платежными и» заменить словами «распоряжениями о совершении казначейских платежей (далее — распоряжение) и», слова «платежными документами» заменить словом «распоряжениями»;

б) в абзаце шестом пункта 5 слова «платежном документе» заменить словом «распоряжении»;

в) в пункте 6 слова «платежных документов» заменить словом «распоряжений»;

31) статью 2201 изложить в следующей редакции:

«Статья 2201. Лицевые счета

1. Учет операций администраторов доходов бюджетов производится на лицевых счетах, открываемых им в Федеральном казначействе.

2. Учет операций по исполнению федерального бюджета производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

3. Учет операций по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации производится на лицевых счетах, открываемых соответственно в финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органах управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, на лицевых счетах, открываемых финансовым органам субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органам управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в Федеральном казначействе, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

4. Учет операций по исполнению бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе.

5. Учет операций со средствами, поступающими в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное распоряжение получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), государственных внебюджетных фондов и подлежащими возврату или перечислению в случаях и порядке, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, производится на лицевых счетах, открываемых им соответственно в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом.

6. Учет операций со средствами федеральных бюджетных и автономных учреждений, бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) производится на лицевых счетах, открываемых им соответственно в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением случаев, установленных федеральными законами.

7. Учет операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), производится на лицевых счетах, открываемых им соответственно в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением случаев, установленных федеральными законами.

8. Лицевые счета, указанные в настоящей статье, открываются участникам бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждениям, другим юридическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса, сведения о которых включены в реестр участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.

9. Открытие и ведение лицевых счетов в Федеральном казначействе, органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) осуществляются в порядке, установленном соответственно Федеральным казначейством, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии с общими требованиями, установленными Федеральным казначейством.

10. Лицевые счета, указанные в настоящей статье, открываются к соответствующим видам казначейских счетов, определенным статьей 24214 настоящего Кодекса.»;

32) дополнить статьей 2202 следующего содержания:

«Статья 2202. Осуществление Федеральным казначейством отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления государственными внебюджетными фондами

1. В случае обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) Федеральное казначейство осуществляет отдельные функции финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), связанные:

1) с открытием и ведением лицевых счетов, предназначенных для учета операций по исполнению бюджета, главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

2) с доведением бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предельных объемов финансирования (далее в настоящей статье — бюджетные данные) до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

3) с учетом бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

4) с санкционированием операций, связанных с оплатой денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

5) с открытием и ведением лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

6) с проведением и санкционированием операций по расходам бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные этими учреждениями из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

7) с санкционированием операций по расходам юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, которым открыты лицевые счета, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

8) с привлечением на единый счет бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и возвратом привлеченных средств в соответствии с подпунктом 2 пункта 6 и пунктом 9 статьи 2361 настоящего Кодекса.

2. В случае обращения органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет отдельные функции органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, связанные с открытием и ведением лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям, получателям средств бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации.

3. В случае, указанном в пункте 2 настоящей статьи, а также в случае обращения органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом Федеральное казначейство осуществляет отдельные функции органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом, связанные:

1) с доведением бюджетных данных до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета государственного внебюджетного фонда и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда;

2) с учетом бюджетных и денежных обязательств получателей средств бюджета государственного внебюджетного фонда;

3) с санкционированием операций, связанных с оплатой денежных обязательств получателей средств бюджета государственного внебюджетного фонда;

4) с открытием и ведением лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств бюджета государственного внебюджетного фонда.

4. Порядок направления обращений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), органов управления государственными внебюджетными фондами в Федеральное казначейство и рассмотрения Федеральным казначейством обращений, предусмотренных настоящей статьей, устанавливает Министерство финансов Российской Федерации.

5. Особенности казначейского обслуживания в случае осуществления Федеральным казначейством функций, указанных в подпунктах 1 — 7 пункта 1 и пунктах 2 и 3 настоящей статьи, устанавливает Федеральное казначейство.

6. Федеральное казначейство осуществляет открытие и ведение лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации и главным администраторам (администраторам) источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

7. Прекращение осуществления Федеральным казначейством отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) производится на основании обращения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации) в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.»;

33) дополнить статьей 2361 следующего содержания:

«Статья 2361. Операции по управлению остатками средств на едином счете бюджета

1. Операции по управлению остатками средств на едином счете бюджета заключаются в размещении временно свободных средств единого счета бюджета и в привлечении средств для обеспечения остатка средств на едином счете бюджета.

2. В состав операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета включаются:

1) размещение средств с единого счета федерального бюджета на депозитах и их возврат в соответствии со статьей 236 настоящего Кодекса;

О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 декабря 1992 г. N 1556 (РВ 92-113) В целях проведения государственной бюджетной политики, эффектив- ного управления доходами и расходами в процессе исполнения Республи- канского бюджета Российской Федерации, повышения оперативности в фи- нансировании государственных программ, усиления контроля за поступле- нием, целевыми и экономным использованием государственных средств постановляю: 1. Образовать в Российской Федерации единую централизованную систему органов федерального казначейства (казначейство), включающую Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и территориальные органы по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, горо- дам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов район- ного подчинения), районам и районам в городах. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоя- тельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выпол- нения хозяйственных функций, печати с изображениями Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, несут установлен- ную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач, подчиняются своему вышестоящему органу и начальнику Главного управления федерального казначейства Ми- нистерства финансов Российской Федерации. Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации. 2. Возложить на органы казначейства выполнение следующих основных задач: организацию, осуществление и контроль за исполнением Республи- канского бюджета Российской Федерации, управление средствами на счетах казначейства; регулирование финансовых отношений между Республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за внебюджетными (федеральными) средствами; осуществление краткосрочного прогнозирования объемов госу- дарственных ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов; сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным орга- нам государственной власти и управления Российской Федерации отчетнос- ти о финансовых операциях Правительства Российской Федерации и состоя- нии бюджетной системы Российской Федерации; управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации; разработку методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казна- чейства, обязательных для соблюдения органами государственной власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, включая орга- низации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) вне- бюджетных фондов, а также ведение учета государственной казны Российской Федерации. 3. В целях укрепления бюджетной дисциплины предоставить органам казначейства следующие права: производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в уч- реждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учрежде- ниях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислени- ем, перечислением и использованием средств Республиканского бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства Республиканского бюджета Российской Федерации, государствен- ных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федераль- ные) средства; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и органи- заций устранения выявленных нарушений порядка исполнения Республи- канского бюджета Российской Федерации, контролировать их устранение; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и ор- ганизаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства Республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (фе- деральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств; изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свиде- тельствующие о нарушениях порядка исполнения Республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фон- дов и совершения операций с внебюджетными (федеральными) средствами. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное постановление должностного лица органа казначейства; предусматривать взыскание в бесспорном порядке с предприятия, уч- реждений и организаций средств, выделенных из Республиканского бюджета Российской Федерации или внебюджетных (федеральных) средств, использу- емых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действу- ющей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации; налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход Республиканского бюджета Российской Федерации, в государственные (фе- деральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из Респуб- ликанского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей в соответствующие банки или финансово-кредитные учрежде- ния, в размере действующей в банке (финансово-кредитном учреждении), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитова- нии, увеличенной на 10 пунктов. Вносить в Центральный банк Российской Федерации представления на лишение соответствующих банков и иных фи- нансово-кредитных учреждений лицензий на совершение банковских опера- ций. Суммы санкций зачисляются в соответственно в доход Республи- канского бюджета Российской Федерации или в государственные (федераль- ные) внебюджетные фонды. Взыскание сумм санкций осуществляется органами налоговой службы Российской Федерации в 3-дневный срок по представлению органов казна- чейства. 4. Права, предусмотренные абзацами семь и восемь пункта 3 настоя- щего Указа, предоставляются только руководителям центрального и терри- ториальных органов федерального казначейства. 5. Признать необходимым ведение казначейством счетов госу- дарственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также счетов по вне- бюджетным (федеральным) средствам государственных предприятий, учреж- дений и организаций. 6. Установить, что порядок и сроки проведения ревизий казна- чейства определяются Правительством Российской Федерации. 7. Правительству Российской Федерации: принять необходимые меры к организации деятельности казначейства в том числе решить в месячный срок в установленном порядке вопрос о выделении в г. Москве здания для размещения аппарата Главного управле- ния федерального казначейства Министерства финансов Российской Федера- ции; в месячный срок внести в Верховный Совет Российской Федерации предложения о внесении изменений в действующее законодательство Российской Федерации, вытекающих из положений настоящего Указа; утвердить согласованный с Центральным банком Российской Федерации график передачи казначейству в 1993 году функций по кассовому исполне- нию Республиканского бюджета Российской Федерации; рассмотреть вопросы взаимодействия казначейства с другими органа- ми государственного управления имея в виду исключить дублирование и параллелизм в работе этих органов. 8. Установить, что финансирование расходов по содержанию казна- чейства осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации. Ассигнования на его содержание предусматривать в Республиканском бюджете Российской Федерации отдельной строкой. 9. Министерству финансов Российской Федерации внести в месячный срок в Правительство Российской Федерации согласованный с заинтересо- ванными министерствами и ведомствами Российской Федерации проект поло- жения о казначействе, а также предложения о численности работников его органов и затратах на их содержание. 10. Главам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, главам администраций краев, областей, автономных образова- ний, городов и районов обеспечить соответствующие территориальные ор- ганы казначейства служебными помещениями и организовать их охрану, уделив особое внимание сохранности единой телекоммуникационной компь- ютерной системы казначейства. 11. Указ вступает в силу на основании и в порядке, установленном постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы». Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль

Федеральное казначейство — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Казначейская система является одной из самых молодых финансовых инструментов страны и поэтому все время находится в процессе развития и модернизации.

Сегодня Казначейство России стало инструментом нового качества управления, выполнения функций оператора ряда общероссийских, информационных систем, таких как «Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)», «Государственная автоматизированная информационная система «Управление», «Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС, zakupki.gov.ru)», Государственная интегрированная система управления общественными финансами «Электронный бюджет».

С 2017 года Управление Федерального казначейства по Тюменской области внедряет такие компоненты «Электронного бюджета», как «Управление закупками» и «Управление расходами». Их задачи — повысить качество планирования бюджетных расходов, упростить ввод информации в разные информационные системы, обеспечить планирование закупок в строгом соответствии лимитам, а также проведения государственного финансового контроля.

С 2016 года на территориальные органы Федерального казначейства возложена новая функция — организация казначейского сопровождения государственных контрактов, позволяющего обеспечить целевое использование авансовых платежей, а также своевременную оплату контрактов.

При казначейском сопровождении все операции, направленные на выполнение обязательств, осуществляются не через счета в кредитных организациях, авансом, до реальной потребности в них, как это было раньше, а через лицевые счета органов Федерального казначейства, пройдя этап санкционирования и только под фактически выполненные работы или иную реальную потребность.

Казначейское сопровождение обладает неоспоримыми преимуществами: казначейские счета обслуживаются без взимания платы, клиенты обеспечиваются программными средствами и квалифицированной электронной подписью для обмена электронными документами. Взамен же казначейство получает прозрачность исполнения госконтрактов, снижение рисков потерь бюджетных средств, повышение ликвидности единого казначейского счета, уменьшение дебиторской задолженности и исключение нецелевого использования бюджетных средств.

С 2017 года после передачи функций последующего контроля органы Федерального казначейства наделены полномочиями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Также, с января 2017 года полномочия по контролю, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона 44-ФЗ, осуществляется Федеральным казначейством. Это новшество в деятельности казначеев предусматривает контроль в отношении и федеральных заказчиков за соответствие информации, размещаемой в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).

На территории города Ишима и Ишимского района с 9 апреля 1996 года казначейские функции осуществляет территориальный отдел № 10. На сегодняшний день в отделе обслуживается 24 лицевых счета бюджета, 7 лицевых счетов получателей бюджетных средств, 6 лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств, 4 лицевых счета бюджетных учреждений. В 2017 году было открыто 6 лицевых счетов для учета операций неучастников бюджетного процесса, подлежащих казначейскому сопровождению.

отменен/утратил силу Редакция от 27.08.1993 Подробная информация

Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.08.93 N 864 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа постановление, положение
Принявший орган правительство рф
Номер документа 864
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 27.08.1993
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • «Российские вести», N 172, 07.09.93
Навигатор Примечания

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.08.93 N 864 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПОЛОЖЕНИЕ О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Единая централизованная система органов федерального казначейства (далее именуется — казначейство) состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства — начальнику Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации.

2. В своей деятельности казначейство руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, иными решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров — Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, а также приказами и распоряжениями Министра финансов Российской Федерации.

3. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

4. Казначейство информирует высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти и управления Российской Федерации ежемесячно, а Министра финансов Российской Федерации — ежедневно о результатах исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, иных финансовых операциях Совета Министров — Правительства Российской Федерации, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации.

5. Казначейство возглавляет руководитель федерального казначейства — начальник Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, назначаемый и освобождаемый от должности Советом Министров — Правительством Российской Федерации.

Заместители руководителя федерального казначейства — начальника Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности Министром финансов Российской Федерации.

6. Руководители органов казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу назначаются и освобождаются от должности руководителем федерального казначейства — начальником Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

Руководители органов казначейства по городам, районам и районам в городах назначаются и освобождаются от должности начальниками вышестоящих органов казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

7. Структура и штатные расписания Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, органов казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, по районам, городам (за исключением городов районного подчинения и районов в городах) утверждаются руководителями этих органов в пределах установленного им фонда оплаты труда.

II. Задачи и функции органов казначейства

8. Главными задачами органов казначейства являются:

организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетности о финансовых операциях Совета Министров — Правительства Российской Федерации по республиканскому бюджету Российской Федерации, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

управление и обслуживание совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;

разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации.

9. В соответствии с задачами, возложенными на казначейство, Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации:

а) организует бюджетное и финансовое исполнение республиканского бюджета Российской Федерации и финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, исходя из принципа единства кассы;

б) руководит работой территориальных органов федерального казначейства;

в) доводит до территориальных органов федерального казначейства размеры ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации по обслуживаемым этими органами территориям Российской Федерации;

г) ведет сводный реестр распорядителей средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств;

д) организует распределение в установленных размерах доходов между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам;

е) осуществляет управление доходами и расходами республиканского бюджета Российской Федерации и иными централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Совета Министров — Правительства Российской Федерации, как в рублях, так и в иностранной валюте, распоряжается средствами, числящимися на соответствующих счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях (за исключением средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств), а также осуществляет операции с этими средствами;

ж) организует осуществление взаимных расчетов между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

з) регулирует финансовые отношения между республиканским бюджетом Российской Федерации и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

и) организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств республиканского бюджета Российской Федерации, иных централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Совета Министров — Правительства Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования;

к) организует и осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств на счетах казначейства;

л) организует и осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии республиканского бюджета Российской Федерации, бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств;

м) представляет высшим органам государственной власти и управления Российской Федерации отчетность о финансовых операциях Совета Министров — Правительства Российской Федерации, результатах исполнения республиканского бюджета Российской Федерации и состоянии бюджетной системы Российской Федерации, а руководящим органам государственных (федеральных) внебюджетных фондов — о результатах финансового исполнения соответствующих фондов;

н) осуществляет по поручениям Совета Министров — Правительства Российской Федерации и Министра финансов Российской Федерации иные операции со средствами республиканского бюджета Российской Федерации, другими средствами, находящимися в ведении Совета Министров — Правительства Российской Федерации;

о) осуществляет в установленном порядке подготовку проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства;

п) проводит непосредственно и организует работу территориальных органов казначейства по контролю за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации в части исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов, поступления и использования внебюджетных (федеральных) средств;

р) разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные материалы, устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательные для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

с) совместно с Центральным банком Российской Федерации и другими уполномоченными банками обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, а также организует и осуществляет в установленном порядке размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Совета Министров — Правительства Российской Федерации;

т) организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации;

у) осуществляет внедрение и обеспечивает эффективное использование единой телекоммуникационной информационной системы казначейства;

ф) взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации, иными центральными органами государственной власти и управления Российской Федерации в целях улучшения организации работы и усиления контроля за исполнением республиканского бюджета Российской Федерации;

х) совместно с Центральным банком Российской Федерации принимает участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики;

ц) получает, анализирует и обобщает отчеты территориальных органов казначейства о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию, проводит обследования и проверки организации их работы, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений;

ч) организует в установленном порядке повышение квалификации работников казначейства;

ш) осуществляет связи с органами, исполняющими бюджеты в Содружестве Независимых Государств, иностранных государствах, а также с международными финансово-банковскими организациями, изучает опыт организации деятельности казначейств зарубежных стран и разрабатывает предложения по его практическому использованию.

В тех случаях, когда указанные органы казначейства, а также Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации непосредственно осуществляют операции по исполнению республиканского бюджета Российской Федерации и иные операции, закрепленные за органами казначейства по городам (за исключением городов районного подчинения), районам, районам в городах, они выполняют функции, предусмотренные в пункте 11 настоящего Положения.

11. Органы казначейства по городам (за исключением городов районного подчинения), районам, районам в городах выполняют следующие функции:

осуществляют бюджетное и финансовое исполнение республиканского бюджета Российской Федерации, финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

обеспечивают в соответствии с установленными размерами ассигнований целевое финансирование предприятий, учреждений и организаций за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и целевое использование внебюджетных (федеральных) средств;

обеспечивают полный учет распорядителей средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств;

осуществляют распределение в установленных размерах доходов между республиканским бюджетом Российской Федерации и бюджетами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также производят отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в местные бюджеты;

осуществляют операции со средствами республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетными (федеральными) средствами;

осуществляют кассовое планирование средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования;

контролируют своевременность совершения операций со средствами республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетными (федеральными) средствами, а также целевое направление использования средств республиканского бюджета Российской Федерации и внебюджетных (федеральных) средств;

осуществляют по представлению государственных налоговых инспекций возврат в республиканский бюджет Российской Федерации излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей;

осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками;

передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность;

в необходимых случаях предъявляют в суд и арбитражный суд иски по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;

контролируют правильность применения финансовых санкций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 г. N 1556 «О федеральном казначействе»

осуществляют систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств на счетах органов федерального казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;

осуществляют сбор, обработку и передачу вышестоящим органам казначейства информации и отчетов об исполнении доходов и расходов республиканского бюджета Российской Федерации, а также о финансовом исполнении государственных (федеральных) внебюджетных фондов, поступлении и использовании внебюджетных (федеральных) средств;

проводят работу по контролю за соблюдением действующего законодательства Российской Федерации в части исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов, поступления и использования внебюджетных (федеральных) средств;

осуществляют иные операции по поручению вышестоящих органов казначейства;

в процессе выполнения возложенных на них функций взаимодействуют с учреждениями Центрального банка Российской Федерации, банками и иными финансово-кредитными учреждениями, органами Государственной налоговой службы Российской Федерации;

осуществляют работу по подбору и расстановке кадров и проводят мероприятия по повышению их квалификации;

ведут в установленном порядке делопроизводство, учет поступающей корреспонденции и бланков документов строгой отчетности;

рассматривают заявления, предложения, жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, и жалобы на действия должностных лиц территориальных органов казначейства;

привлекают в соответствии с действующим законодательством к дисциплинарной ответственности должностных лиц территориальных органов казначейства за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.

III. Права и обязанности органов казначейства

12. Органы казначейства имеют право:

а) открывать счета для зачисления и выдачи средств в соответствии с настоящим Положением в Центральном банке Российской Федерации, его учреждениях на местах, иных банках и финансово-кредитных учреждениях;

б) производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств республиканского бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;

в) получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также внебюджетные (федеральные) средства;

г) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, контролировать их устранение;

д) приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), использующих средства республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетные (федеральные) средства, в случаях непредставления (или отказа предъявить) органам казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием указанных средств;

е) изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения республиканского бюджета Российской Федерации, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и совершения операций с внебюджетными (федеральными) средствами. Основанием для изъятия соответствующих документов является письменное постановление должностного лица органа казначейства;

ж) выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий, учреждений и организаций в бесспорном порядке средств, выделенных из республиканского бюджета Российской Федерации, средств этого бюджета, направленных в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, или внебюджетных (федеральных) средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятия, учреждения и организации, допустившие такие нарушения, штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации;

з) налагать на банки или иные финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход республиканского бюджета Российской Федерации, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, либо средств, перечисленных из республиканского бюджета Российской Федерации и указанных фондов на счета получателей в соответствующие банки или финансово-кредитные учреждения, в размере действующей в банке (финансово-кредитном учреждении), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в Центральный банк Российской Федерации представления о лишении соответствующих банков и иных финансово-кредитных учреждений лицензий на совершение банковских операций.

13. Права, предусмотренные подпунктами «ж» и «з» пункта 12 настоящего Положения, предоставляются только руководителю федерального казначейства и руководителям органов казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

14. Суммы санкций зачисляются соответственно в доход республиканского бюджета Российской Федерации или в государственные (федеральные) внебюджетные фонды.

15. Взыскание сумм санкций осуществляется органами Государственной налоговой службы Российской Федерации в 3-дневный срок по представлению органов казначейства.

16. За временно привлеченные бюджетные средства и иные централизованные финансовые ресурсы, находящиеся в ведении Совета Министров — Правительства Российской Федерации, банки и иные финансово-кредитные учреждения уплачивают проценты в размерах, установленных соответствующими соглашениями с Министерством финансов Российской Федерации.

В случае позаимствования в установленном законодательством порядке средств Центрального банка Российской Федерации (либо другого кредитора) на покрытие временных кассовых разрывов республиканского бюджета Российской Федерации казначейство уплачивает проценты в размере, предусмотренном соглашением.

17. Должностные лица казначейства обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную и коммерческую тайну.

18. Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации является от имени Министерства официальным корреспондентом международных финансово-банковских организаций, членом которых состоит Российская Федерация, по вопросам финансовых операций Совета Министров — Правительства Российской Федерации.

19. Руководитель федерального казначейства — начальник Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на федеральное казначейство Российской Федерации задач и обязанностей, устанавливает степень ответственности своих заместителей, начальников структурных подразделений этого Главного управления, а также руководителей органов казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу за руководство отдельными областями деятельности федерального казначейства.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственная казна как финансово-правовая категория»

Актуальность темы исследования. В современных условиях развития экономики России финансы, денежные фонды, государственная казна становятся основным рычагом управления всех сфер общественной жизни. Финансовые и имущественные отношения играют важную роль в социально-экономических и общественно-политических процессах. В связи с этим I спектр использования дефиниции «государственная казна» существенно расширяется, а само понятие наполняется новым содержанием, что обусловлено трансформацией социально-экономических отношений, становлением системы российского бюджетного федерализма, разграничением государственной собственности, а также особенностями участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в финансовых правоотношениях.

Актуальность научной разработки избранной темы обусловлена рядом факторов: во-первых, государственная казна — это достаточно сложная экономико-правовая система, соединяющая различные ресурсы и требующая совершенствование правовой регламентации отношений с участием государственной казны; во-вторых, практика использования понятия «казна» в законодательных актах свидетельствует о том, что законодателем не конкретизировано содержание государственной казны и недостаточно урегулированы отношения с участием государственной казны, о чем свидетельствуют нормы Гражданского кодекса и Бюджетного кодекса. Указанное обстоятельство вызывает необходимость определения не только самого понятия государственной казны, но и ее содержания и сущности в системе финансовой деятельности государства.

Кроме того, современный этап развития правового регулирования отношений в области экономики, характеризующийся известным усложнением соответствующей правовой регламентации, обусловливает необходимость исследования межотраслевых связей отечественного права в вопросах финансово-правового регулирования отношений с особым объектом — государственная казна. Таким образом, одним из приоритетных направлений в развитии науки финансового права в настоящее время становится исследование природы государственной казны, ее важнейшей части — бюджета, а также правового регулирования пополнения и осуществления расходов бюджета (казны), а также вопросов применения различных мер принуждения, связанных с обращением взыскания на денежные средства государственного бюджета.

Кроме того, недостаточное освещение в юридической литературе специальных научных подходов к выявлению сущности государственной казны как финансово-правовой категории, финансово-правового регулирования отношений с участием государственной казны потребовало внести ясность не только в понятие данной правовой категории, но и рассмотреть различные аспекты ее проявления в финансовой деятельности государства.

До настоящего времени в российской юридической науке детального исследования сущности и содержания государственной казны с позиции финансового права не предпринималось. Вместе с тем исследование данной финансово-правовой категории позволит в полном объеме выявить внутренние взаимосвязи и взаимодействие таких финансовых явлений и процессов, как бюджет в составе казны, правовое регулирование отношений формирования доходов и осуществления расходов бюджета, казначейское исполнение бюджета, участие казны в механизме ответственности государства и др.

Актуальность’ избранной темы определяется необходимостью теоретического осмысления места государственной казны в системе финансовой деятельности государства и уяснения правовой природы содержания государственной казны как финансово-правовой категории. В современных реалиях эти вопросы имеют важное значение как для финансово-правовой, так и для юридической науки в целом.

Цель диссертационной работы — разработка теоретических положений, направленных на совершенствование финансово-правового регулирования отношений с особым объектом — государственная казна.

В основе результатов исследования предполагается сформулировать некоторые рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования государственной казны как элемента финансовой деятельности государства.

Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

— анализ и выделение особенностей финансово-правовой категории;

— определение понятия и сущности государственной казны как финансово-правовой категории;

— характеристика правовых аспектов структуры и содержания государственной казны;

— уяснение места и роли федерального казначейства в системе функционирования государственной казны и бюджетных правоотношений;

— выявление особенностей правового регулирования пополнения и расходования денежных средств казны (бюджета);

— выявление проблем казначейского исполнения бюджета;

— исследование вопросов участия казны (бюджета) в .механизме ответственности государства;

— разработка предложений по совершенствованию норм бюджетного законодательства, регламентирующих вопросы участия казны в механизме ответственности государства.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, определяющие правовую природу и содержание государственной казны, ее основной составляющей -бюджета, а также связанные с ним теоретические и практические вопросы их финансово-правового регулирования. Данные отношения весьма многогранны, многоаспектны и поэтому нуждаются в комплексном изучении.

Предметом диссертационного исследования выступают нормативные правовые акты различных отраслей законодательства, в том числе конституционного, гражданского, финансового, бюджетного законодательства, а также правовых актов, регламентирующих правовой режим государственной казны и практика их применения.

Степень научной разработанности темы. Влияние на содержание работы оказали труды русских финансистов прошлого века: А.А. Исаева,

B.А. Лебедева, М.Ф. Орлова, М.М. Сперанского.

Особое внимание было уделено научным трудам экономического характера, посвященным финансам, казне. Научные публикации Н.Е. Заяц, В.М. Родионовой, Г.Б.Поляк дают возможность изучить тенденции и закономерности развития отдельных отношений в процессе пополнения и расходования бюджетных средств.

Методологическая база и методы исследования. В основе диссертационного исследования лежит комплекс общенаучных, частных и специальных методологических принципов познания социально-правовых явлений, которые конкретизируются в виде таких методов, как историко-правовой, сравнительно-правовой, системный, логический, структурно-правовой и др.

Исходным методологическим способом диссертационного исследования выступал диалектический метод, обосновывающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех социальных процессов, в том числе протекающих при финансово-правовом регулировании отношений с участием государственной казны.

Сочетание сравнительно-правового и историко-правого методов дало возможность выявить специфику воздействия конкретно-исторических условий на эволюцию государственной казны, а также на особенности правового режима денежных средств, составляющих государственную казну — бюджет.

Использование системного метода дало автору возможность рассмотреть государственную казну — бюджет в системе финансовой деятельности государства и определить место доходов и расходов бюджета в данной системе.

Рассмотрение деятельности государственной казны как финансово-правовой категории с позиции системного анализа способствовало определению общих системных качеств казны в финансовых правоотношениях.

Формально-юридический, логический методы, методы анализа и синтеза использовались для изучения современного российского законодательства, направленного на выявление особенностей государственной казны как финансово-правовой категории.

Работа основана на достижениях философии, истории, социологии, общей теории права, а также конституционного, финансового, бюджетного, налогового, гражданского и иных отраслей права. Изучен значительный объем общетеоретической и специальной литературы, связанной с объектом и предметом исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является одной из первых работ, посвященных системному исследованию государственной казны как финансово-правовой категории.

Выводы, сделанные в ходе диссертационного исследования, направлены на совершенствование законодательного регулирования, правоприменительной практики и должны способствовать дальнейшему развитию науки финансового права.

Впервые проведено исследование государственной казны как финансово-правовой категории, учитывающее современные тенденции в понимании сущности государственной казны; выработано понятие казны как финансово-правовой категории; рассмотрен бюджет государства в структуре казны; государственная казна исследована с позиции объекта финансового правоотношения; исследованы правовое регулирование и механизм казначейского исполнения бюджета; выявлены проблемы участия казны в механизме ответственности государства и др. В связи с этим предлагается решение спорных вопросов, относящихся к теме исследования, а также научное осмысление положений, закрепленных в законодательстве и предлагаемых в теории бюджетного права в порядке совершенствования законодательства.

Научная новизна диссертационного исследования состоит также в сформулированных автором теоретических и практических положениях, выносимых на защиту.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие новые и содержащие элементы научной новизны положения.

1. Установлено, что при определении финансово-правой категории следует исходить из круга отношений, существующих в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, регулируемых финансовым законодательством, а также из необходимости наделения субъектов финансового правоотношения определенными правами или возложения на них определенных обязанностей в пределах предмета правового регулирования. «Финансово-правовая категория» определяется принадлежностью к таким категориям как финансы, финансовая деятельность государства и муниципальных образований, т.е. особенность финансово-правовой категории обусловлена тем, что она отражает существующие связи в отношениях по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов государства.

2. Изучив теоретические положения российской науки финансового права о финансово-правовых категориях, автор пришел к выводу, что государственная казна является специальной финансово-правовой категорией бюджетного права, что выражается в следующем: 1) формирование казны представляет собой часть бюджетного процесса, связанного с обеспечением накопительных, распорядительных, долговых обязательных функций государства; 2) государственная казна обеспечивается казначейским исполнением государственного бюджета на основе специальных принципов бюджетного законодательства; 3) государственная казна является центральным звеном в обеспечении стабильной денежной системы государства.

3. Доказан финансово-правовой характер отношений с особым объектом — государственная казна. При этом подчеркивается, что к финансово-правовой (публичной) категории государственную казну можно отнести по следующим юридическим признакам: во-первых, формирование государственной казны происходит по процедурам, определенным финансовым законодательством; во-вторых, круг субъектов охватывает участников бюджетных, налоговых, валютных отношений; в-третьих, денежные средства государственной казны являются государственным бюджетом и счета, на которых находятся указанные средства, обслуживаются Центральным банком РФ.

4. Установлено, что правовая категория «государственная казна» в гражданском и финансовом законодательстве используется неодинаково, что не способствует эффективному правоприменению, в связи, с чем представляется необходимым привести в соответствие нормы ГК РФ и БК РФ.

Финансовое законодательство не содержит определения государственной казны, несмотря на то, что о ней упоминается в БК РФ. Указанное обстоятельство обусловливает необходимость внесения в БК РФ понятие государственной казны, отражающее ее финансово-правовое содержание. Следует дополнить ст.б БК РФ и внести абзац следующего содержания: — «государственная казна — денежные средства соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов), используемые финансовыми органами для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

5. Исходя из теоретических положений, что объект правоотношения может быть использован как один из критериев разделения права на публичное и частное, обосновано, что государственная казна как объект правоотношения в целом определяет связи субъектов финансового правоотношения по образованию и распределению бюджетных средств.

Анализ структуры финансового правоотношения позволил сделать вывод, что в финансово-правовом содержании категории «государственная казна» отражаются права и обязанности субъектов финансового правоотношения (от имени государства-казны выступает федеральное казначейство), а также собственно механизм функционирования финансового правоотношения через его содержание. Государственная казна в финансовых правоотношениях является особым объектом, позволяющим субъектам, участвующим в финансовой деятельности государства вступать в соответствующие правоотношения по образованию, распределению и использованию денежных фондов.

6. Казначейское исполнение бюджета подразумевает прежде всего управление финансовыми средствами, составляющими казну.

Анализ действующего законодательства позволил сделать вывод, что Федеральное казначейство является органом государственной власти, через который Российская Федерация реализует свой статус государства-казны. Содержание предоставленных прав органам казначейства свидетельствует о том, что основным «рычагом» управления государства в рамках федерального бюджета и государственной казны являются органы Федерального казначейства.

7. Выявлено, что финансово-правовой, в частности налогово-правовой способ составляет основу формирования государственной казны, что непосредственно указывает на принадлежность данного института к финансово-правовым категориям. В свою очередь анализ действующего законодательства позволяет констатировать, что определяющим юридическим критерием разграничения налоговых и неналоговых платежей как финансово-правовых средств формирования казны выступает признак нормативно-отраслевого регулирования. В частности взимание налоговых платежей регулируется нормами законодательства о налогах и сборах, в то время как неналоговые обязательные платежи — нормами иных отраслей законодательства, в частности, экологического, земельного, патентного, природоохранительного и др.

8. Обосновано, что финансово-правовое регулирование отношений с особым объектом — государственная казна — складывается не только в сфере формирования доходов и иных поступлений, но, в первую очередь, из отношений, связанных с распределением и использованием бюджетных средств. Для характеристики отношений, охватывающих последний этап этой деятельности, т.е. процесс использования бюджетных средств государственной казны, применяется финансово-правовая конструкция «расходы бюджетов». Распоряжение бюджетными средствами государственной казны осуществляется таким способом, как утверждение бюджета.

9. К отношениям по принудительному исполнению судебных актов за счет бюджетных средств (в результате которого происходит расходование бюджетных средств) должны применяться нормы бюджетного законодательства, регулирующего порядок распоряжения бюджетными средствами, что вытекает из особенностей правового статуса публичных субъектов.

Выявлено, что отношения, возникающие в процессе исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, функционирующим в процессе расходования бюджетных средств государственной казны.

В связи с указанным обстоятельством предлагается внести в ч.1 ст.1 БК РФ абзац 3 следующего содержания: «отношения, возникающие в прогрессе исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что в нем обоснована целесообразность применения комплексного подхода к исследованию финансово-правового регулирования отношений с участием государственной казны.

Как финансово-правовая категория государственная казна в системе финансовой деятельности государства, финансовых правоотношениях, практически не изучена в правовой науке, государственная казна как юридическая категория в различных отраслях законодательства используется неодинаково, что не способствует укреплению правовой системы государства.

Теоретические положения и выводы, представленные в диссертации, направлены на дальнейшую научную разработку проблем финансового, бюджетного законодательства и могут быть использованы при определении вариантов повышения эффективности действия норм действующего законодательства, регулирующего вопросы государственной казны как финансово-правовой категории; при осуществлении казначейского исполнения бюджета, в процессе правового регулирования деятельности Федерального казначейства, в целях совершенствования отечественного бюджетного законодательства; при изучении и решении проблем применения на практике единых подходов участия государственной казны (бюджета) в механизме ответственности государства.

Практическая ценность работы проявляется в прикладном характере предложенных рекомендаций, внедрение которых позволит привести в соответствии с доктриной бюджетного права порядок распоряжения государственной казной в финансовой деятельности государства. Предложенные рекомендации могут быть использованы также в законотворческой деятельности при разработке проектов федеральных законов, связанных с использованием и распоряжением бюджетных средств государственной казны.

Материал, обобщенный в исследовании, и содержащиеся в нем теоретические выводы могут быть использованы в лекционных занятиях и семинарах по финансовому праву, в подготовке учебно-методического пособия по бюджетному, банковскому праву.

Апробация результатов исследования. Настоящая диссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедрах «Финансовое и административное право» и «Налоговое право» Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации. Результаты исследования нашли свое отражение в научных публикациях, в докладах на научно-практических конференциях. Отдельные результаты исследования были апробированы при проведении практических занятий по курсу «Финансовое право», «Налоговое право» в Институте экономики, управления и права (г. Казань).

Результаты исследования использовались в практической деятельности следственного отдела по г. Стерлитамак следственного управления Следственного комитета при Прокуратуре РФ по Республике Башкортостан при разработке методических рекомендаций по вопросам правового обеспечения мероприятий по соблюдению законности и правопорядка в бюджетной сфере.

Структура и объем диссертации обусловлены сформулированными целями и поставленными задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе семь параграфов, и заключения, а также списка использованных нормативных правовых актов и литературы.