ФЗ 18

Порядок заключения договоров Договор на перевозку опасных грузов наряду с общепринятыми положениями (уточненный объем перевозок, сроки перевозки, пункты погрузки-разгрузки и режимы их работы, дорожные условия, наличие средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, порядок расчетов и т.д.) должен содержать ряд следующих специфических моментов, характерных для этого вида перевозок: — полный перечень физико-химических характеристик, определяющих опасные свойства перевозимого груза; — порядок переоборудования транспортных и грузоподъемных средств; — порядок создания аварийной бригады по ликвидации последствий инцидентов в случае их возникновения; — мероприятия по организации специальной обработки транспортных средств и одежды обслуживающего персонала; — мероприятия по организации сопровождения опасных грузов экспедиторами и охраной; — план подготовки (обучение или инструктаж) водителей и обслуживающего персонала; — порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты водителей и обслуживающего персонала; — порядок изготовления элементов системы информации об опасности. Данный перечень работ, как правило, по условиям договора возлагается на грузоотправителя-грузополучателя, но не исключается выполнение отдельных мероприятий силами и средствами автотранспортной организации при согласовании этих вопросов с его представителями. Помимо договоров, перевозки опасных грузов могут осуществляться на основании разовых заказов клиентуры. При этом необходимо выполнение всех вышеперечисленных мероприятий по обеспечению безопасности. При перевозках особо опасных грузов, когда требуется проведение значительных работ по обеспечению безопасности как у грузоотправителя и грузополучателя, так и в автотранспортной организации, следует между этими организациями заключать трехсторонние договоры, регулирующие весь сложный комплекс взаимоотношений. Все работы, определяемые спецификой перевозок опасных грузов, фиксируются в разделе «Условия перевозок» договора в пункте «Дополнительные условия» и, кроме того, при необходимости составляется пояснительная записка, содержащая детальное описание дополнительных мероприятий и заверенная полномочными представителями грузополучателя, грузоотправителя и автотранспортной организации. Порядок и сроки рассмотрения и подписания договора на перевозку опасных грузов, а также составления протокола разногласий в случае возникновения взаимных претензий по договору осуществляются в соответствии с действующими нормативными положениями (Уставом автомобильного транспорта и Правилами перевозок грузов). Необходимость выполнения каких-либо дополнительных условий договора на перевозку опасных грузов обусловливается их свойствами, применяемой упаковкой и характером маршрута перевозки. При оформлении договора на его первой странице в правом верхнем углу делают отметку красным цветом «Опасный груз», а в перечне физико-химических свойств перевозимого груза, средств индивидуальной защиты и ликвидации последствий инцидента повторяют содержание аварийной карточки системы информации об опасности. Конкретные опасные свойства груза определяют потребность в других дополнительных мероприятиях. Необходимость переоборудования транспортных и грузоподъемных средств оговаривается в договоре с приведением конкретного перечня работ и его исполнителей (грузоотправитель, грузополучатель, АТО). Наиболее сложным и ответственным элементом договора является создание аварийной бригады из специально обученного персонала и оснащение ее различными средствами ликвидации последствий инцидентов и контроля за состоянием техники и окружающей среды в местах погрузки-разгрузки и хранения опасных грузов. В договоре необходимо отразить количественный состав аварийной бригады и функциональное назначение каждого ее члена, а также условия оплаты труда внештатных сотрудников организации, привлекаемых к работе аварийной бригады (медицинский персонал, дозиметрист и др.). Независимо от доли участия в процессе перевозки аварийных бригад все расходы по их содержанию несет клиент автомобильного транспорта. Деятельность аварийной бригады также охватывает мероприятия по специальной обработке (дезактивации, дегазации и дезинфекции) транспортных средств и одежды обслуживающего персонала. Поэтому в договоре определяются места проведения специальной обработки и необходимое для этого оснащение. Как правило, перевозки опасных грузов выполняют в сопровождении представителей грузоотправителя-грузополучателя, а в отдельных случаях и охраны (если сопровождение или охрана предусмотрены правилами или инструкцией на перевозку), что должно находить свое отражение в договоре, с указанием лица, ответственного за выделение сопровождающего персонала или (и) охраны. Большое значение имеет обучение или инструктаж водителей и обслуживающего персонала. В этой связи договор должен содержать порядок и согласованные места проведения занятий по специальной подготовке работников, участвующих в перевозке опасных грузов. В договоре необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечению водителей и обслуживающего персонала средствами индивидуальной защиты в зависимости от свойств перевозимых опасных грузов, а также порядок изготовления и использования элементов системы информации об опасности (аварийные карточки, информационные таблицы и карточки СИО, окраска транспортных средств и предупреждающие надписи в местах погрузки-разгрузки и хранения). Все включенные в договор дополнительные условия проводятся в сроки, утвержденные договором на перевозку опасных грузов. Для осуществления перевозок грузоотправитель на основании заключенного договора представляет в автотранспортную организацию заявку в общеустановленные сроки. В левом верхнем углу заявки ставится надпись красным цветом «Опасный груз». Грузоотправитель опасных грузов в соответствии с положением договора предъявляет все необходимые транспортные документы, подготавливает груз к перевозке и осуществляет погрузку, а также проверяет у водителя прибывшего транспортного средства документы, удостоверяющие его право на осуществление данной перевозки. При погрузочных (разгрузочных) операциях силами и средствами автотранспортной организации территория грузоотправителя (грузополучателя) должна быть соответствующим образом подготовлена, а также выделены места для мелкого ремонта и специальной обработки грузоподъемных машин и механизмов. В сроки, установленные договором, грузоотправитель предъявляет к перевозке опасные грузы, а автотранспортная организация принимает его в обусловленных объемах. Автотранспортная организация обязана: — строго соблюдать все действующие на данном виде перевозок регламентирующие акты и нормативы по обеспечению их безопасности; — разрабатывать маршрут перевозки; — контролировать обучение и инструктаж водителей и обслуживающего персонала (как правило, автотранспортная организация сама организует обучение, инструктаж и прием экзаменов общественной комиссией); — обеспечивать водителей всеми необходимыми транспортно-сопроводительными документами; — выделять транспортные и грузоподъемные средства, удовлетворяющие требованиям безопасности или специально переоборудованные для этих целей; — осуществлять первичную (до прибытия аварийной бригады) ликвидацию последствий инцидентов; — осуществлять мероприятия по выполнению требований системы информации об опасности. Автотранспортная организация, грузоотправитель и грузополучатель при невыполнении условий договора по перевозке опасных грузов и нанесении ущерба окружающей среде, здоровью и имуществу людей в результате возникновения происшествия-инцидента с опасными грузами несут ответственность, определяемую степенью их виновности. Возмещение ущерба производится в соответствии с договором и действующим законодательством в установленном порядке. Руководители организаций, ответственные за перевозку лица и обслуживающий персонал, виновные в нарушении Правил перевозки опасных грузов и безопасной эксплуатации технических средств, несут административную и уголовную ответственность. При инциденте, на месте его возникновения, составляют акт согласно Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, который служит основанием для устранения разногласий при определении размеров материальной ответственности. Грузоотправитель-грузополучатель несет ответственность за неточности и неполноту информации в транспортно-сопроводительных документах (аварийная карточка, сертификат и товарно-транспортная накладная), за нарушение техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и во время действия аварийной бригады, а также за несоблюдение дополнительных условий договора. Ответственность автотранспортной организации за невыполнение перевозок по договору или разовому заказу, просрочку в доставке груза и его несохранность наступает в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов, Уставом автомобильного транспорта и действующим законодательством. Основанием для начисления штрафов за нарушения, не связанные с возникновением инцидентов, являются отметки в товарно-транспортной накладной и путевом листе. Товарно-транспортная накладная оформляется как грузоотправителем и грузополучателем, так и представителем автотранспортной организации с обязательным наличием подписей всех заинтересованных сторон. Отметки в путевом листе делает работник ГИБДД в случае нарушений водителем Правил дорожного движения или Правил перевозок опасных грузов. Договор перевозки опасных грузов является основанием для оплаты перевозок, а также осуществления расчетов за выполнение дополнительных услуг, определяемых спецификой перевозки конкретного вида опасного груза.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2013 г. N 09АП-4795/13 (ключевые темы: Устав железнодорожного транспорта — накладная — сроки доставки груза — претензии — перевозка грузов)

29 сентября 2016

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2013 г. N 09АП-4795/13

г. Москва

24 апреля 2013 г.

Дело N А40-129143/12-111-416

Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2013 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2013 года.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи В.Р. Валиева,

судей М.Е. Верстовой, Е.Б. Расторгуева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.В. Казаковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

ОАО «Российские железные дороги»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 декабря 2012 года

по делу N А40-129143/12

по иску ОАО «СПЕЦМОНТАЖМЕХАНИЗАЦИЯ»

(ИНН, ОГРН,115230, г. Москва, ул. Нагатинская, д. 2,стр.1)

к ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295, 107144 г. Москва, ул. Новорязанская, д. 17)

о взыскании пени за просрочку в доставке груза

при участии в судебном заседании:

от ответчика: Беликова Л.B. (по доверенности от 14.11.2012);

в судебное заседание не явились представители:

от истца: извещены.

УСТАНОВИЛ

Решением суда от 29 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены частично в сумме 850 000 рублей. Суд признал расчет пени, произведенный истцом, верным и применил ст.333 ГК РФ.

С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, суд необоснованно посчитал расчет истца по позициям со 2 по 12, с 25 по 30, 35, 36 правильным, поскольку по данным железнодорожным накладным вагоны отправлялись (прибывали) на станции Московского и Санкт-Петербургского узлов либо проходили станции этих узлов.

По железнодорожной накладной N ЭЛ 838711 по отправке вагона N6012911 груз был доставлен 05.07.2012 г., а не 11.07.2012 г., как указывает истец.

Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.

Заслушав доводы представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 29 декабря 2012 года подлежащим изменению.

Как усматривается из материалов судебного дела, в адрес УПТК — филиала ОАО «СПЕЦМОНТАЖМЕХАНИЗАЦИЯ» на станцию Лобня Московской железной дороги поступали вагоны с грузом прокат черных металлов, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными N N ЭК998532, ЭМ202024, ЭМ147724, ЭМ130101, ЭМ392168, ЭМ414291, ЭМ414280, ЭМ130191, ЭЛ979396,

При осуществлении перевозки груза, отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются положениями главы 40 ГК РФ и Уставом железнодорожного транспорта.

В силу ч. 2 ст. 784 ГК РФ, общие условия перевозки определяются транспортными уставами или кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии со ст. 792 ГК РФ, одним из существенных условий перевозки является срок доставки груза.

Ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по своевременной доставке груза.

Согласно п. 2 ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Статьей 2 Федерального закона от 25.08.1995 г. N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» определено, что груз это объект железнодорожной перевозки, принятый железной дорогой в установленном порядке к перевозке, за своевременность доставки и сохранность которого железная дорога несет предусмотренную Уставом железнодорожного транспорта РФ, ответственность.

В соответствии со ст. 793 ГК РФ, за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со ст. 400 ГК РФ, ст. 133 Устава железнодорожного транспорта РФ ненадлежащее исполнение железной дорогой, грузоотправителем обязательств, возникших в связи с осуществлением перевозки грузов, влечет применение к ним ограничений ответственности в пределах, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, а в случаях им установленных — соглашением сторон.

Доставка вагонов на станцию назначения была осуществлена с нарушением сроков доставки, указанных в накладных, представленном расчете, и также в части суммы пени 702638,41 руб. не отрицается ответчиком в отзыве.

Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей.

Согласно абз. 6 ст. 33 УЖТ РФ, за несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части первой статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.

В соответствии со ст. 97 УЖТ РФ, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона.

В соответствии со ст.ст. 97, 120 УЖТ РФ, перевозчик, выдавший груз уплачивает отправителю пени в размере 9 % за каждые сутки просрочки в доставке каждого порожнего вагона, не принадлежащего перевозчику.

Расчет срока доставки грузов производится в соответствии со статьей 33 УЖТ РФ и Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.

На основании ст.ст. 97. 120 УЖТ РФ истцом начислены пени в размере 918936 руб. 67 коп. за просрочку доставки вагонов.

Согласно ст. 120 Устава, до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия.

В соответствии со ст. 123 Устава, претензии об уплате штрафов и пеней могут быть предъявлены к перевозчику в течение сорока пяти дней. Данный срок исчисляется со дня выдачи груза. При этом перевозчик вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленных статьей 123 Устава сроков, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Истец направил в адрес ответчика претензию N л-1/юр от 02.08.2012 г. с приложением копий железнодорожных накладных и расчета претензии (л.д. 47, 48). Указанная претензия отклонена письмом ответчика от 17.08.2012 г. N МТЦФТОпр- 12/1772 с указанием на то, что к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается за исключением случаев, предусмотренных законом.

Суд первой инстанции правильно признал необоснованным довод ответчика о том, что срок доставки груза должен быть увеличен в связи с прохождением вагонов через Московский и Санкт — Петербургский узел.

Согласно п. 2 «Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом» утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27, нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Срок доставки груза исчисляется сотрудником ОАО «РЖД», который при расчете тарифа и сроков доставки груза не может не знать, каким маршрутом будет отправлен вагон.

В этой связи вывод суда первой инстанции о том, что при расчете сроков доставки перевозчиком были учтены дополнительные сутки, связанные с отправлением, прибытием, прохождением вагонов станций Московского и Санкт-Петербургского узлов, является обоснованным.

Между тем, решение суда подлежит изменению в силу следующего.

Согласно ч.6 ст.71 АПК РФ, арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен или не передан в суд оригинал документа, а копии этого документа, представленные лицами, участвующими в деле, не тождественны между собой и невозможно установить подлинное содержание первоисточника с помощью других доказательств.

В материалах дела сторонами представлены копии ЭЛ 838711 по вагону 60129111, не тождественные по содержанию (л.д.20, 80).

В этой связи определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2013 года сторонам предложено представить подлинный экземпляр железнодорожной накладной ЭЛ 838711.

Определение суда от 19 марта 2013 года исполнено только ответчиком.

Согласно представленному оригиналу доставка произведена 05.07.2012 г., а не 11.07.2012 г., как указано в расчете истца и копии железнодорожной накладной ЭЛ 838711, представленной истцом (л.д.20).

Следовательно, вопреки выводам суда первой инстанции, расчет пени, произведенный истцом в сумме 918 936,67 руб., не является верным и подлежит изменению на 42 717,28 руб.

Таким образом, сумма правомерно заявленных исковых требований составляет 876 218,89 руб.

Учитывая высокий размер законной неустойки, составляющей 3285% годовых, незначительный период просрочки в доставке, составляющий по большинству отправок от 1 до 4 суток, суд апелляционной инстанции находит обоснованным ходатайство ответчика о применении ст.333 ГК РФ и считает возможным снизить размер подлежащей взысканию неустойки до 600 000 рублей.

Расходы сторон по оплате госпошлины распределяются пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований без учета применения ст.333 ГК РФ, в результате чего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 20 291,95 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья

В.Р. Валиев

Судьи

Е.Б. Расторгуев
М.Е. Верстова

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Федеральный закон от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»

Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования

Абзац второй пункта 2 статьи 8 и абзац четвертый пункта 1 статьи 26 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» вводятся в действие с 1 января 2000 года

Настоящий Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»

См. текст Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в актуальной редакции

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 19 января 1999 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 января 1999 г., N 2, ст. 245

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Совет потребителей рассмотрел поступивший в Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Действующая норма статьи 97 Устава в настоящее время предусматривает, что за просрочку доставки грузов или порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных 4.1 ст. 29 Устава обстоятельств.
Законопроектом предлагается снизить размер пени перевозчика до 6% платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50% платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Тем самым по существу предлагается уменьшить ответственность перевозчика за просрочку доставки груза.
Совет потребителей полагает, что законопроект не должен быть принят Государственной Думой Российской Федерации по следующим основаниям.
1. Действующий размер штрафа стимулирует перевозчика обеспечивать надлежащие параметры оказания услуг по перевозке грузов.
ОАО «РЖД» является единственным перевозчиком грузов на железнодорожном транспорте в Российской Федерации. У грузоотправителей, в первую очередь, владельцев массовых грузов отсутствует альтернатива при выборе перевозчика или вида транспорта. Соответственно, интересы потребителей услуг ОАО «РЖД», как более слабой стороны, должны быть защищены государством на уровне закона.
Совета потребителей полагает, что необходимо сохранить размер ответственности ОАО «РЖД» за просрочку доставки груза.
Статистика последних лет (по информации, представленной в годовых отчетах ОАО «РЖД») показывает значительный рост доли отправок, доставленных в нормативный срок. Несомненно, на соблюдение срока доставки влияет ряд факторов, таких как совершенствование технологии работы ОАО «РЖД», модернизация инфраструктуры и пр. Однако риски выплаты значительных штрафных санкций являются существенным условием поддержания дисциплины перевозки.
2. Ответственность перевозчика значительно ограничена действующими условиями применения ст.97 Устава.
2.1. Пеня уплачивается перевозчиком исключительно при наличии его вины в просрочке доставки грузов и порожних вагонов, контейнеров. Технологические простои, в том числе по вине контрагентов перевозчика (грузоотправителей, грузополучателей, владельцев транспорта необщего пользования, портов, операторов подвижного состава и пр.), в соответствии с пунктами 5-8 приказа Минтранса России от 07.08.2015 г. № 245 «Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом» увеличивают сроки доставки.
Соответственно, пеня не уплачивается. Также перевозчик освобождается от ответственности, если просрочка вызвана обстоятельствами, такими как, обстоятельства непреодолимой силы, военными действиями, блокадой, эпидемией и иными независящими от перевозчика обстоятельствами, препятствующими осуществлению перевозки.
При этом грузоотправители/отправители вагонов платят за нахождение груза и вагонов на инфраструктуре в перевозочном процессе за периоды простоя не по вине перевозчика (изменения были внесены в Устав Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 503-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
2.2. Предусмотрен обязательный претензионный досудебный порядок рассмотрения спора о пене.
2.3. Установлен сокращенный годичный срок исковой давности по спорам, вытекающим из договора перевозки.
Таким образом, действующее законодательство о железнодорожном транспорте учитывает все предпринимательские риски перевозчика. Уплата перевозчиком пени по статье 97 Устава осуществляется только при однозначно доказанном наличии вины перевозчика после прохождения всех процедурных вопросов.
3. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза, вне зависимости от размера убытков, которые понес грузоотправитель/ отправитель, ограничена исключительно уплатой пени за просрочку доставки.
Указанный подход сформирован на основе системного толкования законодательства (ст. 97 Устава, ст. 15, 394, 400 ГК РФ) и подтверждается судебной практикой, согласно которой суды различных инстанций отказывают в возмещении перевозчиком убытков, ограничиваясь взысканием по статье 97 Устава исключительной неустойки. Позиция ОАО «РЖД», как ответчика, по искам о нарушении сроков доставки по договорам перевозки порожних вагонов в судах, единообразна: неустойка имеет исключительный характер, размер ее установлен законом, что препятствует возмещению убытков, и исключает право на их взыскание.
Таким образом, действующий размер пени фактически имеет компенсаторный характер в отношении убытков, причиняемых потребителям ненадлежащим исполнениям ОАО «РЖД» своих обязательств.
4. Достаточно спорным является обоснование необходимости снижения ответственности перевозчика в пояснительной записке — с целью гармонизации ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров, при осуществлении перевозок во внутреннем и международном железнодорожном сообщении, выравнивания условий функционирования железнодорожного перевозчика по сравнению с перевозчиками на других видах транспорта в части ответственности за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов.
Проведенные разработчиками законопроекта исследование и анализ законодательства — Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Воздушного кодекса, международного законодательства (СМГС), законодательства Белоруссии и Казахстана, где имеются нормы, предусматривающие аналогичный подход по лимиту ответственности — являются неполными, вследствие чего и некорректными, и не могут служить обоснованием необходимости предлагаемых изменений законодательства. Так, не учтены, например, положения Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, где за просрочку доставки предусмотрена норма аналогичного содержания, устанавливающая ответственность перевозчика в размере 9% платы за перевозку грузов, но не более платы за перевозку, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, где ответственность перевозчика за просрочку доставки ограничена размером фрахта, Воздушного кодекса, где расчет штрафа осуществляется за каждый час просрочки и т.д.
5. Утверждение о том, что изменение ответственности перевозчика позволит привлечь дополнительные средства на развитие локомотивного хозяйства и дополнительные вложения в строительство и ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что существенно скажется на увеличении скорости доставки, не обосновано.
Это означает признание того факта, что перевозчик расходует весьма значительные средства на выплату предусмотренных законодательством штрафов за просрочку доставки грузов и порожних вагонов, следовательно, постоянно нарушает сроки доставки и планирует их нарушать в дальнейшем. Кроме того, речь идет о сокращении внереализационных расходов ОАО «РЖД», а не о формировании новых источников инвестиций. Данные о фактических размерах выплаченных штрафных санкций отсутствуют.
Таким образом, Совет потребителей счел нецелесообразным снижение лимитов ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов и порожних вагонов/контейнеров и рекомендовал отклонить принятие данного законопроекта.