Государственная экспертиза условий труда


14. Государственная экспертиза условий труда

Важнейшим в обеспечении конституционных гарантий граждан на свободный и безопасный труд является обеспечение безопасных и здоровых условий труда.

Контроль за условиями труда призвана обеспечить государственная экспертиза условий труда.

Задачи и функции государственной экспертизы условий труда прописаны на законодательном уровне в Трудовом Кодексе РФ (ст. 216.1) Этой статьей определено, что «государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

В соответствии с этим положением государственная экспертиза условий труда осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда.

На местах всеми вопросами государственной экспертизы занимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а вот функции государственной экспертизы условий труда, ранее реализовавшиеся соответствующим отделом Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, в ходе административной реформы 2004 г. переданы в Федеральную службу по труду и занятости.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется строго в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Целью и задачей государственной экспертизы условий труда является оценка:

¨ качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

¨ правильности предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

¨ соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники и новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

¨ фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Государственной экспертизе условий труда подлежат документация и материалы по условиям и охране труда.

Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 3194 | Нарушение авторского права страницы

ТК РФ Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда

(введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Если документация и материалы для проведения государственной экспертизы условий труда не были представлены лицами, имеющими право на обращение с заявлением о проведении государственной экспертизы условий труда, органы, уполномоченные на проведение государственной экспертизы условий труда, самостоятельно запрашивают указанные документацию и материалы в органах и организациях, в отношении которых проводится государственная экспертиза условий труда, а также в органах, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документация и материалы находятся в распоряжении таких органов либо организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

(часть вторая введена Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

качества проведения специальной оценки условий труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см.

Государственная экспертиза условий труда и ее функции

текст в предыдущей )

абзац утратил силу с 1 января 2014 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ;

(см. текст в предыдущей )

фактических условий труда работников.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц);

запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;

проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;

обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Ст. 216.1 ТК РФ. Государственная экспертиза условий труда

Приказ Минтруда РФ от 12.08.2014 №549н (ред. от 14.11.2016)

«Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»

Зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2014 №34545
Первое официальное опубликование: «Российская газета», N 260, 14.11.2014
Действует с 25.11.2014
Редакция действует с 18.02.2017

Как осуществляется государственная экспертиза условий труда: цели

Настоящий Порядок устанавливает правила проведения государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда (далее — органы государственной экспертизы условий труда).

2. Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (далее — объект государственной экспертизы условий труда).

3. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании:

  • а) обращений органов исполнительной власти, работодателей, их объединений, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда) (далее — заявитель);
  • б) определений судебных органов;
  • в) представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее — государственные инспекции труда) в связи с осуществлением мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда (в случае проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда).

Файл:ntd-20170221-100357.pdf (0.50МБ)
Дата внесения: 22.11.2014
Дата изменения: 21.02.2017

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.

Осуществление государственной экспертизы условий труда, ее цели и особенности проведения