Государственный финансовый контроль


58.Органы, осуществляющие государственный (муниципальный) финансовый контроль.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные законодательными или представительными органами РФ, осуществляют предварительный, текущий и последующий виды контроля за исполнением соответствующих бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, актов органов местного самоуправления.

Органами государственного и муниципального финансового контроля являются:

• Счетная палата РФ;

• контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

• контрольное учреждения законодательных и представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля. Она образуется Федеральным Собранием РФ и подчинена ему.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

• организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

• контроль за эффективным и целевым использованием расходов средств федерального бюджета и использованием федеральной собственности;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных фондов;

• финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных актов федеральных органов государственной власти, определяющих расходы за счет средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• выявление отклонений от установленных федеральным законом норм федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, подготовка предложений, направленных на совершенствование бюджетного процесса;

• контроль за законностью и своевременностью прохождения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в ЦБ РФ и уполномоченные кредитные организации;

• проведение контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и информационной работы в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, а также совершенствование системы контроля за использованием бюджетных средств.

Контрольные функции Счетной палаты РФ распространяются на:

• государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

• органы местного самоуправления, предприятия, организации и финансово-кредитные органы, если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета и внебюджетных фондов или используют федеральную собственность, либо управляют ею;

• коммерческие организации, если они получают, перечисляют или используют средства федерального бюджета, федеральную собственность или управляют ею.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за:

• управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

• законностью, эффективностью и целевым использованием кредитов и займов, полученных Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

• эффективностью размещения финансовых ресурсов, выдаваемых на возмездной основе;

• представлением государственных кредитов на безвозмездной основе иностранными государствами и международными организациями;

• эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, средств внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ;

• поступлениями средств в федеральный бюджет, полученных от использования государственного имущества и управления объектами федеральной собственности;

• деятельностью ЦБ РФ, его структурными подразделениями, финансово-кредитными организациями в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга РФ.

Наряду со Счетной палатой РФ созданы и постоянно действуют контрольно-счетные органы в субъектах РФ, деятельность которых определена законодательством субъектов РФ.

Контрольно-счетные палаты (органы) субъектов РФ создаются по решению законодательных органов субъектов РФ, которые подконтрольны им и независимы от органов исполнительной власти субъекта РФ.

Задачами контрольно-счетных органов (палаты) являются:

• выявление нецелевого, незаконного, неэффективного использования бюджетных средств субъекта РФ органом исполнительной власти и предприятиями субъекта РФ;

• контроль за законностью и своевременностью прохождения средств бюджета субъекта РФ через кредитные организации;

• контроль за полнотой и своевременностью поступлений финансовых средств в доход бюджета субъекта РФ;

• проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств по статьям расхода бюджета субъекта РФ;

• проверка финансово-хозяйственной деятельности органов власти субъекта РФ, ведомств, учреждений и организаций, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, средств от продажи и использования собственности субъекта РФ и внебюджетных фондов;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета субъекта РФ и проектов бюджетов внебюджетных фондов субъекта РФ;

• финансовая экспертиза проектов законов и подзаконных актов органов власти субъекта РФ, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюджетных фондов;

• контроль за соблюдением установленного порядка выдачи из бюджета субъекта РФ, бюджетов внебюджетных фондов субъекта РФ ссуд, льготных кредитов, валютных средств, их целевым использованием и своевременностью погашения;

• контроль за обоснованностью и эффективностью размещения временно свободных средств бюджета и средств внебюджетных фондов субъекта РФ;

• контроль за использованием заемных средств, привлекаемых администрацией субъекта РФ путем выпуска облигаций, долговых обязательств и других ценных бумаг.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

1) государственный финансовый контроль;

2) внутрихозяйственный финансовый контроль;

3) общественный финансовый контроль;

4) независимый (аудиторский) финансовый контроль. Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, органов местного самоуправления. Объектом ведомственного контроля является производственная и финансовая деятельность ведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется финансовыми службами предприятий, учреждений и организаций. Объектом контроля выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия в целом, а также его структурных подразделений в отдельности.

Общественный финансовый контроль широко применялся в советское время.

Виды муниципального финансового контроля

В настоящее время общественный контроль приобрел новые формы (контроль со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов).

Независимый (аудиторский) финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы или службы. Независимая аудиторская проверка предоставляет пользователям финансовой отчетности дополнительное подтверждение достоверности данных о деятельности компании. Условием проведения аудиторских проверок является независимость проверяющего от руководства проверяемого предприятия и от результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Формы финансового контроля зависят от времени (сроков) его проведения: предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; смет доходов, финансовых планов учреждений, организаций; проектов законов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль осуществляется в момент проведения финансовых операций в целях предупреждения злоупотреблений при получении и расходовании средств.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа бухгалтерской и финансовой отчетности. Его целью является оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности экономическихсубъектов.

По методам проведения финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

Проверки проводятся на основе отчетной документации, балансовых и расходных документов. В процессе проверок рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения негативных последствий.

Обследования охватывают более широкий спектр финансово-экономических показателей субъекта в целях определения его финансового состояния и перспектив развития.

Анализ финансовой деятельности предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности.

Ревизия представляет собой проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Содержание и виды госконтроля

Государственный или муниципальный финансовый контроль осуществляют специально созданные контрольные органы представительской и исполнительной власти всех уровней (федерального, регионального, местного). Например, Счетная палата РФ, ФНС, Минфин РФ.

Государственный или муниципальный финансовый контроль — это совокупность методов, форм и мероприятий, направленных на проверку соблюдения действующего законодательства и отдельных НПА в бюджетной сфере.

Основная цель данного понятия — это обеспечение эффективной и экономически обоснованной финансово-экономической деятельности государства (мунобразования) на этапах формирования, распределения и исполнения бюджетных, а также средств внебюджетных организаций и фондов.

Классификация госконтроля по видам подразумевает разделение на предварительный и последующий финконтроль. При предварительном контрольные мероприятия направлены на предупреждение и максимальное пресечение нарушений в сфере бюджетных правоотношений. При последующих ревизионных мероприятиях проверяется законность и правомерность операций по исполнению бюджетов БС РФ, а также по их учету и отражению в отчетности.

Также государственный (муниципальный) финконтроль подразделяют на внутренний и внешний. Рассмотрим характерные особенности данных понятий более подробно.

Особенности внешнего госконтроля

Внешний госфинконтроль осуществляют представители Счетной палаты РФ, а также сотрудники региональных и муниципальных контрольно-счетных управлений и органов.

Service Temporarily Unavailable

Нормативно правовое регулирование контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты закреплены в Федеральном законе от 07.02.2011 № 6 (с изм. и доп.), Федеральном законе от 05.04.2013 № 41.

Для проведения разработаны стандарты внешнего муниципального финансового контроля, они утверждены Коллегией Счетной палаты РФ (протокол от 17.10.2014 № 47К (993)).

К полномочиям органов внешнего финконтроля, в соответствии со статьей 268.1 БК РФ, относят:

  • организацию и проведение надзора за исполнением бюджетного законодательства и иных НПА в ходе исполнения бюджетов всех уровней;
  • проверку достоверности, полноты и правильности составления бюджетной отчетности главными администраторами доходов и расходов бюджетных средств;
  • иную контрольно-счетную деятельность, закрепленную в российском законодательстве.

Внутренний контроль

Внутренний муниципальный финансовый надзор осуществляется управлениями Федерального казначейства РФ, а также органами исполнительной власти регионов и муниципалитетов (финансовые отделы, территориальные налоговые инспекции, контрольно-ревизионные группы и отделы при администрациях муниципальных образований и т. д.).

Правовое регулирование вопроса закреплено в Конституции РФ, БК РФ, отдельных Федеральных законах и Указах президента, прочих нормативно-правовых актах. Например, постановления субъекта или МО, устав поселения, финансовый муниципальный контроль, его порядок и правила организации должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах.

Ранее мы рассказывали об особенностях организации внутреннего государственного финконтроля.

Контроль в сфере закупок

Муниципальный финансовый контроль в сфере закупок имеют право осуществлять органы внутреннего и внешнего финансового контроля. Суть проверок заключается в выявлении нарушений Федерального закона № 44.

Объектами проверок являются:

  • правомерность и правильность выбранного способа закупки;
  • соблюдение правил определения начальной цены контракта;
  • выполнение правил нормирования и планирования закупок, их законности и обоснованности;
  • выявление целевого назначения и целесообразности проводимых закупок;
  • соблюдение установленных процедур закупок, правил оценки заявок и окончательных предложений участников;
  • исполнение установленных сроков, отведенных на заключение контракта;
  • прочие вопросы, касающиеся поддержки здоровой конкуренции в сфере закупок.

Финансовый контроль в сфере закупок является приоритетным направлением государственного надзора. За нарушение действующего законодательства (44-ФЗ) органы госфинконтроля могут привлечь ответственных к административной, уголовной и бюджетной ответственности.

Применяютсяли положения Бюджетного кодекса о внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите в отношении бюджетных и автономных учреждений?

Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля установлены ст. 160.2-1 БК РФ.

Согласно ч. 1 указанной статьи главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств ведет внутренний финансовый контроль, направленный:

  • на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим распорядителем и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Главный администратор (администратор) доходов бюджета осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по доходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными ему администраторами доходов бюджета.

В свою очередь, главный администратор (администратор) источников финансирования дефицита бюджета ведет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим администратором и подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Задачами внутреннего финансового контроля являются:

  • управление рисками полного или частичного недостижения результатов выполнения внутренних бюджетных процедур;
  • оперативное выявление, устранение и пресечение нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также правомерных действий должностных лиц, негативно влияющих на осуществление главными администраторами (администраторами) и получателями бюджетных средств бюджетных полномочий и (или) эффективность использования бюджетных средств;
  • повышение экономности и результативности использования бюджетных средств путем принятия и реализации решений по результатам внутреннего финансового контроля.

С учетом вышеизложенного внутренний финансовый контроль главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, главным администратором (администратором) доходов бюджета, главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в отношении самих себя и подведомственных им распорядителям, администраторам и получателям бюджетных средств.

По общему правилу бюджетные и автономные учреждения не являются участниками бюджетного процесса (распорядителями, администраторами и получателями бюджетных средств), следовательно, положения БК РФ, устанавливающие полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по ведению внутреннего финансового контроля на них не распространяются и такой контроль в отношении них не осуществляется.

Исключением из данного правила являются случаи передачи органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления, являющимся государственными (муниципальными) заказчиками, на безвозмездной основе на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых обозначенные органы осуществляют функции и полномочия учредителей.

Новые правила государственного (муниципального) контроля

В данном случае названные учреждения будут являться получателями бюджетных средств, а следовательно, в отношении них может вестись внутренний финансовый контроль.

Напомним, что правила осуществления указанными органами (лицами) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89». Кроме того, Письмом Минфина РФ от 19.01.2015 № 02‑11‑05/932 направлены Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля и Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового аудита.

В силу ч. 4 ст. 160.2-1 БК РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их уполномоченные должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:

  • оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;
  • подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;
  • подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения главного администратора бюджетных средств, подведомственные ему администраторы бюджетных средств и получатели бюджетных средств.

Таким образом, как и в случае с внутренним финансовым контролем, внутренний финансовый аудит может осуществляться в отношении бюджетных и автономных учреждений исключительно в случаях, когда им переданы полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии со ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (далее – субсидия на государственное задание).

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На названные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, и, как мы уже отметили выше, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит.

В соответствии с п. 5.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ контроль за деятельностью бюджетных и казенных учреждений ведется:

  • федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;
  • в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;
  • в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Для автономных учреждений аналогичный порядок установлен п. 3.23 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174‑ФЗ «Об автономных учреждениях».

Кроме того, следует отметить, что в силу пп. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Таким образом, финансовый контроль за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждений, помимо органов государственного (муниципального) финансового контроля, должны осуществлять учредители данных учреждений. При этом в Письме от 20.08.2012 № 02‑07‑10/3259 Минфин отметил: учитывая реализацию механизмов финансового обеспечения деятельности учреждений посредством предоставления субсидий, акцент при проведении учредителем контрольных мероприятий смещается в сторону контроля достоверности, полноты и точности бухгалтерской отчетности.

Основными целями контроля за подведомственными бюджетными и автономными учреждениями являются:

  • анализ соответствия объемов и (или) качества предоставляемых учреждением государственных услуг (выполняемых работ) государственному заданию;
  • выявление отклонений в деятельности учреждения по исполнению государственного задания (соотношение плановых и фактических значений результатов, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении или некачественном выполнении основных видов деятельности) и выработка рекомендаций по их устранению;
  • определение правомерности, эффективности и целевого характера использования средств при осуществлении деятельности учреждения;
  • оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • формирование информационной базы об объеме и качестве предоставляемых в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполняемых работ) в целях оптимизации расходов бюджета.

А. Павелин
эксперт журнала
«Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений», №11, ноябрь, 2015 г.

БК РФ Статья 269.2. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ)

1. Полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

2. При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля:

проводятся проверки, ревизии и обследования;

направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания;

направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

3. Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций, а также стандартами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

(в ред.

Федерального закона от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю должен содержать основания и порядок проведения проверок, ревизий и обследований, в том числе перечень должностных лиц, уполномоченных принимать решения об их проведении, о периодичности их проведения, права и обязанности должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, права и обязанности объектов контроля (их должностных лиц), в том числе по организационно-техническому обеспечению проверок, ревизий и обследований, осуществляемых должностными лицами органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 406-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Стандарты осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля утверждаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в соответствии с порядком осуществления полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, определенным соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местных администраций.

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 345-ФЗ)

Ст. 269.2 БК РФ. Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

Статья 32. Ревизионная комиссия. 1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов избирается ревизионная комиссия из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации.

2. Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия отчитывается перед собранием (конференцией) адвокатов.
3. Члены ревизионной комиссии могут совмещать работу в ревизионной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в ревизионной комиссии в размере, определяемом советом адвокатской палаты. Члены ревизионной комиссии не вправе занимать иную выборную должность в адвокатской палате.
(в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)
Комментарий к статье 32
1. Ревизионная комиссия является постоянно действующим в период между собраниями (конференциями) адвокатов контрольно-ревизионным органом адвокатской палаты. Она формируется собранием (конференцией) адвокатов. Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия отчитывается только перед собранием (конференцией) адвокатов, которое утверждает ее отчет о результатах ревизии финансово-хозяйственной деятельности адвокатской палаты. При этом Закон не предусматривает права каждого члена адвокатской палаты на ознакомление с отчетом о деятельности комиссии.
Ревизионная комиссия действует на основании ее регламента, утверждаемого советом адвокатской палаты субъекта РФ.
2. Члены ревизионной комиссии избираются из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта Российской Федерации.
Закон не ограничивает избрание членов ревизионной комиссии только из числа адвокатов, присутствующих на собрании (конференции). Поэтому в ревизионную комиссию может быть избран любой член адвокатской палаты, в том числе и не присутствующий по каким-либо причинам на собрании либо не являющийся делегатом конференции.
Процедура выдвижения и обсуждения кандидатов в члены ревизионной комиссии, а также проведения выборов Законом не регламентируется. Эти вопросы должны решаться непосредственно общим собранием (конференцией) адвокатов, в том числе путем закрепления в регламенте собрания (конференции).
Закон не устанавливает ограничений по сроку действия полномочий избранной ревизионной комиссии и не содержит положений об обязательном прекращении полномочий членов совета в связи с какими-либо обстоятельствами. В регламенте собрания (конференции) может предусматриваться ежегодное переизбрание ревизионной комиссии на очередном собрании (конференции) адвокатов либо иные правила обновления ревизионной комиссии. В то же время, в отличие от возможности досрочного прекращения полномочий совета, досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии и созыв для этого внеочередного собрания (конференции) Законом не предусмотрены.
Закон не ограничивает также и срок пребывания отдельного адвоката в составе ревизионной комиссии. В случае выбытия одного из членов ревизионной комиссии на очередном собрании (конференции) адвокатов могут быть проведены довыборы нового лица взамен выбывшего либо рассмотрен вопрос о переизбрании всего состава ревизионной комиссии.
К выбору адвокатов в ревизионную комиссию следует подходить внимательно, поскольку от их квалификации, знаний экономического и финансового законодательства, правил бухгалтерского учета зависит уровень контроля за распоряжением денежными и материальными средствами адвокатской палаты и ее органов, а в конечном итоге — соблюдение финансово-хозяйственных интересов всех адвокатов.
3. Единственной функцией ревизионной комиссии является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и ее органов, прежде всего совета адвокатской палаты. По результатам деятельности ревизионной комиссии устанавливается правомерность расходования средств адвокатской палаты, распоряжения ее имуществом и т.п.
Основными задачами ревизионной комиссии являются: проверка соблюдения сметы расходов на содержание адвокатской палаты и ее совета, штатного расписания аппарата органов палаты; контроль за обоснованностью выплат вознаграждений за счет средств палаты членам совета, ревизионной и квалификационной комиссий, а также адвокатам, осуществляющим адвокатскую деятельность бесплатно и по назначению; контроль за финансированием юридических консультаций и работающих в них адвокатов; проверка иных расходов, производимых адвокатской палатой и ее органами.
В то же время ревизионная комиссия не обладает полномочиями по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатских образований.
4. На работу адвокатов в ревизионной комиссии не распространяется предусмотренный ст. 2 Закона запрет на занятие наряду с адвокатской деятельностью другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Поэтому члены ревизионной комиссии могут совмещать эту работу с адвокатской деятельностью. В то же время в новой редакции п. 3 ст. 32 уточнено, что члены ревизионной комиссии в период работы в ревизионной комиссии не вправе занимать иные выборные должности в адвокатской палате.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона члены ревизионной комиссии, совмещая работу в комиссии с адвокатской деятельностью, должны получать вознаграждение за работу в ревизионной комиссии в размере, определяемом советом адвокатской палаты. Ранее вопросы определения указанного вознаграждения решались собранием (конференцией) адвокатов.

Вернутся в раздел Комментарии к законам