График работы учителя в школе, образец


4.8. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В соответствии с пунктом 4.7 Отраслевого тарифного соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2001—2003 годы, зарегистрированного в Минтруде РФ 29 января 2001 года № 673-КЛ, и «Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждении», доведенных письмом Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года № 20-58-196/20-5/7, вопросы определения норм рабочего времени и порядка распределения учебной нагрузки работников образовательных учреждений регулируются не противоречащей законодательству Российской Федерации Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 года № 94 (в редакции изменений по состоянию на 8 июня 1990 года).

При этом следует учитывать, что согласно статьи 333 ТКРФ и пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) педагогическим работникам устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, а именно не более 36 часов в неделю.

Для руководящих и других работников учреждений устанавливается нормальная продолжительность рабочей недели в 40 часов.

Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения согласно пункта 6 статьи 55 Закона об образовании оговаривается в трудовом договоре (контракте) с работником и ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида.

До настоящего времени такие положения действующее законодательство не содержит, в связи с чем используются требования других нормативных актов.

При этом в соответствии с пунктом 5.2 Отраслевого соглашения образовательные учреждения руководствуются следующим:

1) продолжительность рабочего времени педагогических работников регулируется правилами внутреннего трудового распорядка, уставом образовательного учреждения, трудовым договором (контрактом), а также расписанием учебных занятий и годовым календарным учебным графиком, что фиксируется в коллективном договоре.

При этом за нормированную часть рабочего времени педагогического работника принимается норма часов, за которую ему выплачивается ставка (оклад) заработной платы (см.ниже).

2) время осенних, зимних и весенних каникул, а также время летних каникул, не совпадающее с очередным отпуском, считается рабочим временем педагогических и других работников учреждений, ведущих преподавательскую работу в течение учебного года.

В эти периоды администрация учреждения вправе привлекать их к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул, утверждая график работы.

3) оплата труда педагогических и других работников образовательного учреждения, ведущих преподавательскую работу, за время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул;

4) в каникулярное время учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал привлекается к выполнению хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (мелкий ремонт, работа на территории, охрана учреждения и др.), в пределах установленного им рабочего времени с сохранением заработной платы.

Нормы часов учебной нагрузки (объема педагогических работников) определены Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, и приведены в пункте 2.1.

18 или 36 часов в неделю должен находиться учитель в школе?

Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы:

1) за 18 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (3 часа в день):

— учителям V—XI (XII) классов образовательных учреждений;

— учителям трудового обучения II—IX классов специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с деви-антным поведением;

— преподавателям специальных дисциплин I—XI классов общеобразовательных музыкальных и художественных учреждений;

— преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей системы Министерства культуры Российской Федерации: III—V классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, V—VII классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), I-—IV классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения;

— учителям, учителям-дефектологам и логопедам учреждений здравоохранения и социальной защиты (кроме домов ребенка);

— педагогам дополнительного образования;

— тренерам-преподавателям спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— преподавателям педагогических училищ, педагогических колледжей, курсов (иностранных языков, стенографии, машинописи и др.);

— учителям межшкольных учебных комбинатов;

2) за 20 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю:

— учителям I—-IV классов;

— учителям-дефектологам;

— учителям-логопедам образовательных учреждений;

3) за 24 часа преподавательской (педагогической) работы в неделю:

— преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей системы Министерства культуры Российской Федерации: 1-11 классов школ общего му-зыкагьного, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, I-IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения;

— музыкальным руководителям и концертмейстерам образовательных учреждений, учителям-дефектологам и логопедам домов ребенка;

4) за 25 часов педагогической работы в неделю:

— воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе для детей, больных сколиозом), для умственно отсталых и др.);

5) за 30 часов педагогической работы в неделю:

— старшим воспитателям, воспитателям образовательных учреждений (кроме образовательных учреждений, предусмотренных в следующем абзаце), учреждений здравоохранения; приемников-распределителей для несовершеннолетних, воспитательных колоний; специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с подростков с девиантныч поведением;

— инструкторам по физкультуре образовательных учреждений;

6) за 36 часов педагогической работы в неделю:

— старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений;

— воспитателям домов ребенка и учреждений дополнительного образования детей;

— педагогам-психологам;

— методистам образовательных учреждений;

— социальным педагогам;

— педагогам-организаторам;

— воспитателям общежитий;

— мастерам производственного обучения;

— старшим вожатым;

— инструкторам по труду;

— руководителям физвоспитания;

— преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);

— инструкторам-методистам по спорту.

Продолжительность рабочего времени тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, оплата труда которых осуществляется по нормативам оплаты труда за подготовку одного обучающегося (занимающегося), регулируется в зависимости от максимального количества часов учебно-тренировочной работы в неделю, установленного для каждого занимающегося по видам спорта, периодов и задач его подготовки, возможного объединения занимающихся в группы и т.д.

Продолжительность рабочего времени других работников составляет 40 часов в неделю.

При этом продолжительность рабочего времени помощников воспитателей и младших воспитателей образовательных учреждений для воспитанников с малыми и затихающими формами туберкулеза, недостатками умственного развития, поражением центральной нервной системы с нарушением психики; женщинам, работающим в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; специалистам (дефектологии, психологии, логопедии и др.) психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий составляет не более 36 часов работы в неделю.

Ставки заработной платы работников устанавливаются исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах с учетом коротких перерывов (перемен), предусмотренных между уроками (занятиями).

Объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Учебная нагрузка учителей и других работников, ведущих преподавательскую работу помимо основной работы, на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.

Эта работа завершается до окончания учебного года и ухода работников в отпуск с тем, чтобы определить, в каких классах и с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году.

При установлении учителям, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, учебной нагрузки на новый учебный год необходимо, как правило, сохранять ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. Объем учебной нагрузки, установленный учителям в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе администрации в текущем учебном году, а также при установлении ее на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп).

В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка учителей может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.

Объем учебной нагрузки учителей больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с их письменного согласия.

Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же образовательном учреждении его руководителем, определяется органом управления образованием по подчиненности образовательного учреждения, а других работников, ведущих ее помимо основной работы, — самим образовательным учреждением.

Предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы, а также педагогическим работникам других образовательных учреждений и работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов) возможно только в том случае, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой в объеме не менее, чем на ставку заработной платы.

Учебная нагрузка учителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста трех лет, устанавливается на общих основаниях и передается на этот период для выполнения другими учителями. Применительно к данному порядку, устанавливается учебная нагрузка преподавателей педагогических училищ и педагогических колледжей, а также работников учреждений дополнительного образования детей.

Должностные оклады перечисленным ниже работникам устанавливаются с учетом ведения ими преподавательской (педагогической) работы в объеме:

■ 360 часов в год — руководителям физвоспитания, преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);

■ 10 часов в неделю — директорам начальных общеобразовательных учреждений с количеством обучающихся до 50 человек (кроме начальных общеобразовательных школ, закрепленных для прохождения педагогической практики студентов педагогических училищ, педагогических колледжей); вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с количеством учащихся до 80 (в городах и рабочих поселках — до 100 человек);

■ 3 часов в день — заведующим дошкольными образовательными учреждениями с 1—2 группами (кроме учреждений, имеющих одну или несколько групп с круглосуточным пребыванием детей).

Преподавательская работа вышеприведенных категорий работников сверх установленных норм, за которые им выплачивается должностной оклад, а также преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений без занятия штатной должности в том же учреждении оплачивается дополнительно в порядке и по ставкам, предусмотренным по выполняемой преподавательской работе. Выполнение же работы осуществляется в основное рабочее время. Выполнение преподавательской работы может осуществляться как в основное рабочее время, так и за его пределами в зависимости от ее характера и качества выполнения работы по основной должности. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается администрацией общеобразовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.

Преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования, преподавателям курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего профессионального образования ставки заработной платы выплачиваются за 3 часа в день (720 часов в год). За часы учебной нагрузки сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Объем учебной нагрузки преподавателям устанавливается исходя из количества часов по государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Право распределять учебную нагрузку предоставлено руководителю образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом, который несет ответственность за ее реальность и выполнение каждым работником.

Объем учебной нагрузки, установленный преподавателю при заключении трудового договора (контракта), не может быть уменьшен на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества студентов (учащихся) и часов по учебным планам и программам.

Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни не планируется.

Учебная нагрузка на учебный год для преподавателей учреждений среднего профессионального образования ограничивается верхним пределом 1440 часов (36 часов в неделю — для преподавателей педучилищ, педколледжей).

В учреждениях среднего профессионального образования объем преподавательской работы для руководящих работников, который они могут выполнять в том же образовательном учреждении помимо основной работы за дополнительную оплату, не должен превышать 600 часов в год, а для заведующего отделением и других работников — 720 часов в год.

В исключительных случаях, когда по предмету остается незначительное количество нераспределенных часов и не представляется возможным на этот объем работы найти преподавателя, руководитель учреждения среднего профессионального образования по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения может установить таким работникам учебную нагрузку выше указанных норм.

Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же учреждении начального профессионального образования его руководителем, определяется органом управления образованием по подчиненности образовательного учреждения, а других работников, ведущих ее помимо основной работы, — самим образовательным учреждением.

Выполнение преподавательской работы может осуществляться как в основное рабочее время, так и за его пределами в зависимости от ее характера и качества выполнения работы по основной должности. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается администрацией учебного заведения по согласованию с профсоюзным органом.

Составить график работы. Составить график работы.

Здравствуйте!

Если по трудовому договору у Вас суббота рабочий день, то Вас могут привлечь к работе.

Как указать в трудовом договоре для учителя в разделе продолжительность рабочего времени?

Есть нормируемая и не нормируемая часть работы. 20 часов — это норма педагогической нагрузки без учета всей остальной работы

ПРИКАЗ Минобрнауки РФ

от 22 декабря 2014 г. N 1601 О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ (НОРМАХ ЧАСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОГОВАРИВАЕМОЙ В ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Примечания:

1. В зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Ненормированная часть рабочего времени не может быть конкретизирована по количеству часов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 11 мая 2016 года N 536

Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1.2. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников и иных работников организации устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, настоящими Особенностями с учётом:

а) режима деятельности организации, связанного с круглосуточным пребыванием обучающихся, пребыванием их в течение определённого времени, сезона, сменностью учебных, тренировочных занятий и другими особенностями работы организации;

б) продолжительности рабочего времени или норм часов педагогической работы за ставку заработной платы, устанавливаемых педагогическим работникам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 года, регистрационный N 36204) (далее — приказ N 1601), а также продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации иным работникам по занимаемым должностям;

в) объёма фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы) педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом N 1601;

г) времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися;

д) времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон трудового договора.

1.3. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при наличии такого представительного органа).*

Шаблон «Расписание уроков для учителя»

Рабочее время педагогов

В соответствии со статьей 333 Трудового кодекса РФ и пунктом 5 статьи 55 Закона РФ “Об образовании“ для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. Она не может превышать 36 часов в неделю. Установлено также, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации.

Следовательно, 36-часовая рабочая неделя — это предельная продолжительность рабочего времени педагогического работника, которая законодательством может быть установлена по одной должности или за одну ставку заработной платы. Продолжительность же рабочего времени педагогического работника в каждом конкретном случае может быть различной, поскольку она зависит от наименования его должности (специальности), а также особенностей его труда.

В настоящее время данный вопрос регулируется постановлением Правительства от 3 апреля 2003 г. N 191 “О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений“ (с изменениями от 1 февраля 2005 г.). Постановление определяет, что педагогическим работникам в зависимости от наименования их должности, типа и вида образовательного учреждения установлена либо конкретна я продолжительность рабочего времени, составляющая 30, 36 часов педагогической работы, либо норма часов преподавательской (педагогической) работы от 18 до 36 часов в неделю. А для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования — 720 часов преподавательской работы в год.

При этом учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования и тренерам-преподавателям норма часов преподавательской работы за одну ставку заработной платы определена как нормируемая часть педагогической работы. То есть централизованно установленная количественная сторона трудовой функции педагогического работника.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает в себя преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени. Должностные обязанности работников определяются на основе тарифно-квалификационных характеристик (ТКХ). Они содержат основные функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему соответствующую должность. Кроме того, ТКХ являются основой для разработки должностных инструкций, которые закрепляют конкретные обязанности, права и ответственность работника.

Режим рабочего времени учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей, состоящий из нормируемой части и части рабочего времени, не имеющей четких границ, устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором.


Норма за зарплату

Нормируемой частью рабочего времени педагогов, ведущих преподавательскую работу, является установленный им объем учебной нагрузки. Выполнение этой учебной нагрузки регулируется расписанием уроков (учебных занятий) в классах, группах, кружках, секциях, клубах и других объединениях обучающихся.

Продолжительность нормируемой части педагогической работы определяется в академических часах и включает проводимые занятия независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними. При этом количеству часов установленного указанным работникам при тарификации объема учебной нагрузки соответствует количество проводимых ими занятий продолжительностью, как правило, не превышающей 45 минут. Конкретная продолжительность занятий, а также продолжительность перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения .

При проведении спаренных занятий не установленные перерывы могут суммироваться и использоваться в порядке, предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Другая часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, но не имеющая четких его границ, также вытекает из должностных обязанностей, предусмотренных ТКХ. Например, учитель в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками не только обучает и воспитывает детей, но и реализует образовательные программы, участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы. А также осуществляет связь с родителями, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

Выполнение работы, непосредственно связанной с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.), в должностные обязанности учителя не входит. Возложение на учителя указанных обязанностей возможно только с его согласия и за дополнительную оплату. Время выполнения указанной работы регулируется правилами внутреннего трудового распорядка и закрепляется в трудовом договоре с работником.

Режим работы учителя начальных классов

Таким образом, режим рабочего времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, при выполнении другой педагогической работы, не связанной с преподавательской работой, характеризуется отсутствием четких границ рабочего времени.

Каникулы

Кроме того, рабочее время работников образовательных учреждений характеризуется наличием периодов, которые совпадают с каникулами обучающихся, воспитанников. Также занятия в образовательных учреждениях могут быть отменены по климатическим и санитарно-эпидемиологическим показаниям. В течение этого времени обязанности работников изменяются, поскольку занятия не проводятся.

В коллективном или в трудовом договоре с работником необходимо учитывать, что периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, не совпадающие с ежегодными основными и дополнительными отпусками работников, являются для них рабочим временем. В каникулярный период педагогические работники, которым объем педагогической (преподавательской) работы установлен в зависимости от количества часов работы в неделю, привлекаются к педагогической, организационной работе в пределах времени, не превышающего объема учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю, установленного до начала каникул. При этом им сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.

Режим рабочего времени в каникулярный период определяется графиком работы. С согласия работников в этот период может быть введен суммированный учет рабочего времени. В связи с этим ежедневная продолжительность рабочего времени может не совпадать с продолжительностью рабочего времени, установленной до начала каникул. В каникулярное время учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал может привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний (мелкий ремонт, работа на территории, охрана образовательного учреждения и др.).

Отмена учебных занятий

В периоды отмены учебных занятий (уроков) в отдельных классах либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим показаниям по сложившейся практике учителя и другие педагогические работники привлекаются к иной работе. Они могут привлекаться к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в пределах установленной учебной нагрузки (нормы рабочего времени). То есть в это время работа происходит в том же порядке, что и в каникулярный период.

По желанию работников в указанные периоды работодатель может не привлекать их к выполнению своих обязанностей, к другой педагогической или организационной работе. При этом такие периоды рассматриваются как время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, и подлежат оплате в порядке, установленном абзацем 2 статьи 157 Трудового кодекса РФ. Там сказано, что время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки (оклада). Но при условии, что работник в письменной форме предупредил работодателя о начале простоя.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения.

При сокращении в течение учебного года количества обучающихся, воспитанников (групп), которое влечет за собой уменьшение учебной нагрузки (объема работы), применяется порядок, предусмотренный статьей 73 Трудового кодекса РФ. То есть работники должны быть уведомлены работодателем об уменьшении учебной нагрузки (объема работы) и, соответственно, оплаты труда в письменной форме не позднее чем за два месяца. В течение этих двух месяцев работнику выплачивается заработная плата в прежнем размере (несмотря на то, что какая-то часть работы в период после уведомления выполняться уже не будет).

Если работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в организации работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья. Если такая работа отсутствует — вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его квалификации и состояния здоровья.

При отсутствии указанной работы, а также в случае отказа работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 Трудового кодекса РФ.

Е.И. Спиркина,

юрист

Вопрос в тему. Сокращение продолжительности уроков

В нашей школе принято решение со следующего года сократить продолжительность уроков с 45 до 30 минут. Как в этом случае будет считаться норма преподавательской работы за ставку?

Продолжительность урока определяется образовательным учреждением самостоятельно.

Как правило, продолжительность урока составляет 45 минут. Уменьшение образовательным учреждением продолжительности урока для учащихся не влечет за собой сокращения продолжительности рабочего времени учителя. Без изменения остается только количество уроков (занятий), установленных за одну ставку заработной платы. Так, если учителю определена учебная нагрузка в 25 часов преподавательской работы в неделю, то он проводит 25 уроков (занятий) по 45 или по 35 минут. Остальное время составляют перемены для отдыха учащихся. Таким образом, в указанном случае учитель должен отработать (вместе с переменами между уроками) все те же 25 академических часов в неделю.

Вопрос в тему. О табелях учета рабочего времени
преподавателей педучилищ

Каков порядок учета присутствия или неприсутствия на работе преподавателей педагогических училищ?

Единого порядка ведения табеля учета рабочего времени для бюджетных учреждений нет. Допускаются разные системы учета присутствия преподавателей на работе в зависимости от конкретных условий выполняемой работы. Действующим законодательством преподавателям педучилищ ставка заработной платы выплачивается за недельную норму часов (основание: п. 2 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191). На основании Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения (п. 92), утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. N 94, заработная плата, установленная при тарификации, выплачивается преподавателям ежемесячно независимо от количества недель и рабочих дней в разные месяцы года. Кроме того, в расписании занятий часы преподавательской работы у преподавателей могут быть не каждый день. Поэтому для преподавателей отработанное время, по нашему мнению, должно учитываться в табеле не каждый день, а за неделю.

“Бюджетный учет“, N 5, май 2005 г.

Развернуть

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"

С изменениями и дополнениями от:

29 июня 2016 г.

В соответствии с частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548) и подпунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст.

Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников

582; N 27, ст. 3776), приказываю:

1. Установить продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение N 2).

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г.
Регистрационный N 36204

содержание ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

4.2. Продолжительность рабочего времени педагогических работников
 

Продолжительность рабочего времени определяется его режимом.
Согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени предусматривает:
1) продолжительность рабочей недели:
5-дневная с 2 выходными днями;
6-дневная с 1 выходным днем;
рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику;
неполная рабочая неделя;
2) работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников;
3) продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены);
4) время начала и окончания работы;
5) время перерывов в работе;
6) число смен в сутки;
7) чередование рабочих и нерабочих дней.
Режим рабочего времени определяется в правилах внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.
Для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, такой режим определятся трудовым договором.
Трудовое законодательство предусматривает особенности режима рабочего времени отдельных категорий работников (п. 2 ст. 100 ТК РФ).
На основании п. 2 ст. 100 ТК РФ Правительством РФ принято Постановление от 10 декабря 2002 г. N 877 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы", определяющее установление особенностей режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
На основании Постановления Минобрнауки России издан Приказ от 27 марта 2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений".

Завуч школы

Согласно п. 7.1 Приказа режим рабочего времени лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) и специалистов в пределах 36-часовой рабочей недели определяется с учетом выполнения преподавательской работы, а также осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.
Для преподавателей сокращенная продолжительность рабочего времени определяется как нормальная продолжительность. Нормальная продолжительность рабочего времени педагогических работников, как указано, не может превышать 36 часов в неделю.
Сокращенная продолжительность рабочего времени преподавателя не рассматривается законодателем как уменьшение объема работ по сравнению с нормальным режимом (40 часов в неделю) работы.
Понятие "сокращенное рабочее время" (ст. 92 ТК РФ), которое устанавливается для педагогических работников, следует отличать от понятия "неполное рабочее время" (ст. 93 ТК РФ).
Основное отличие состоит в том, что установление сокращенного рабочего времени осуществляется законодателем, а неполного — сторонами трудового договора.
Установление неполного рабочего временем педагогическому работнику выражается в пропорциональном уменьшении часов рабочей недели и часов учебной нагрузки.
В соответствии с ч. 3 ст. 93 ТК РФ работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников какие-либо ограничения продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
Таким образом, для педагогических работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, сохраняются все гарантии и компенсации, предусмотренные для лиц, замещающих преподавательские должности при режиме полной занятости.
Для развития положений ТК РФ Правительством РФ принято Постановление от 3 апреля 2003 г. "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений". Согласно Постановлению продолжительность рабочего времени педагогических работников включает в себя преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке.
Для педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов устанавливается продолжительность рабочего времени (36 часов в неделю), а не норма часов педагогической или преподавательской работы за ставку заработной платы, предусмотренную в приложении для иных категорий педагогов.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 ТК РФ регулирование рабочего времени и оплаты труда педагогических работников вуза может быть определено следующим образом:
1) установление времени работы отдельных категорий педагогов в 36 часов в неделю либо уменьшение этих часов с учетом оплаты их труда в форме должностного оклада;
2) установление нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в пределах тех же 36 часов работы в неделю.
Особенности режима рабочего времени и учебной нагрузки педагогических работников связаны также с наличием в большинстве образовательных учреждений каникулярного периода, установленного для обучающихся. Период каникул, не совпадающий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников образовательных учреждений, является для них рабочим временем.
Следует отметить, что продолжительность их рабочего времени в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, изменению не подлежит.
В указанный период преподаватели осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, соответствующего установленному объему учебной нагрузки или педагогической работы, определенному им до начала каникул.
Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами работ намечены соответствующие мероприятия или виды работ.
Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению педагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени, т.е. количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.
За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда тренеров-преподавателей производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.
В аналогичном порядке Положение об особенностях режима рабочего времени регулирует рабочее время работников образовательных учреждений в период отмены для обучающихся учебных занятий (образовательного процесса) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.
Периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.
В периоды отмены учебных занятий (образовательного процесса) в отдельных группах либо в целом по образовательному учреждению по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям учителя и другие педагогические работники привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе.
Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы. При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени.
Согласно п. п. 3.1 и 3.2 Положения при составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных указанным Положением.
Составляя расписание учебных занятий, образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу. Необходимо следить, чтобы не нарушалась ее непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (окна), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.
Расписание учебных занятий должно составляться с учетом данного обстоятельства.
Общая продолжительность рабочего времени (без учета перерывов) не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. При этом возможные перерывы вводятся в образовательных учреждениях только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ней.
Правило о продолжительности рабочего времени и возможных перерывов в нем не применяется, если они вызваны тем, что работник выполняет педагогическую работу более чем на 1 ставку. В этом случае невозможно соблюсти непрерывность его работы в течение дня. В таком случае педагогический работник, давая согласие на работу сверх установленной нормы часов за ставку, соглашается на условия выполнения дополнительной работы в установленное время.
Совместительство педагогических работников регулируется общими нормами. Работа по совместительству осуществляется в свободное от основой работы время и по общему правилу ограничивается половиной месячной нормы рабочего времени (рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников (ст. 284 ТК РФ).

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..