ХВС коэффициент в квитанции

Содержание

Величина коэффициента

1,5 (или 50% к нормативу) — с 1 января 2017 года (применяется только к коммунальным услугам по ГВС, ХВС и Электроснабжению)

Когда это работает

1. Если не установлены приборы учета при наличии технической возможности.
2. Если в течение 3 месяцев не восстановлен вышедший из строя прибор учета.
3. Если срок эксплуатации прибора учета истек более 3 месяцев назад.
4. По истечении 3 расчетных периодов при недопуске 2 и более раз исполнителя коммунальной услуги для проверки приборов учета.
Когда повышающий коэффициент не применяется

При установленных приборах учета и своевременной передаче показаний, повышающий коэффициент не применяется. Начисления производятся по показаниям приборов учета и установленным тарифам.

Подробно о повышающем коэффициенте на размер платы

Принятые Постановление Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации » и Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» имеют непосредственное отношение к развитию продаж нашей компании.

Владимир Илясов, руководитель департамента по управлению сбытовой деятельностью объясняет, в чем заключаются основные изменения, которые произойдут в отношениях с нашими клиентами в связи с данным документом.

Основные изменения связаны с наличием или отсутствием приборов учета у потребителей тепла, электроэнергии, горячей и холодной воды.

С 1 июля 2016 г. повышающий коэффициент утвержден Правительством РФ, что не требует подтверждения на местах. С 1 июля 2016 г. РСО (ресурсоснабжающая организация) и исполнители коммунальных услуг обязаны применять повышающий коэффициент при расчете платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и электроснабжению (С 1 января 2017 г. исключена коммунальная услуга по отоплению). С 1 января 2017 г. величина повышающего коэффициента установлена на уровне 1,5. То есть плата за электричество, холодную и горячую воду автоматически увеличивается на 50 процентов!

С 1 января 2017г. по отоплению повышающий коэффициент будет применяться в отношении коммунального ресурса, поставляемого только в УК, ТСЖ, ЖСК, в размере 1,1. Таким образом, оплата увеличивается на 10 процентов!

Данная норма применима в отношении тех, кто не имеет индивидуальных приборов учета в своей квартире, фиксирующих потребление электричества, холодной и горячей воды.

Для потребителей, не имеющих технической возможности установки приборов учета, что должно быть подтверждено соответствующим актом, ничего не меняется — они оплачивают потребление из расчета базовых нормативов потребления, без повышающих коэффициентов.

Главный вопрос, которым сейчас задались наши клиенты: как избежать увеличения оплаты за электро-, теплоэнергию, ХВС и ГВС? Мы можем на него ответить.

В Постановлении сказано, что при наличии технической возможности собственник в квартире обязан иметь квартирные приборы учета электроэнергии, ХВС и ГВС. Также Постановлением определено, что при наличии технической возможности многоквартирный дом обязан иметь общедомовой коллективный прибор учета (устанавливается РСО при наличии договора с УК/ТСЖ), который измеряет потребленную тепловую энергию на отопление.

При выполнении данных условий плательщик освобождается от применения к нему повышающего коэффициента, так как расчет производится не по нормативу, а по фактическим показаниям приборов учета.

Данная публикация входит в цикл статей «Мифы ЖКХ», посвященный развенчанию лжетеорий жилищной сферы. Мифы и лжетеории, широко распространенные в ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, что ведет к крайне негативным последствиям в жилищной отрасли. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг, однако, и специалисты по вопросам ЖКХ могут найти в них что-то полезное. Кроме того, распространение публикаций цикла «Мифы ЖКХ» среди потребителей ЖКУ может способствовать более глубокому пониманию сферы ЖКХ жильцами многоквартирных домов, что ведет к развитию конструктивного взаимодействия между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье рассмотрена лжетеория о незаконности предъявления к оплате потребителям коммунальных услуг стоимости теплоэнергии, содержащейся в потребленной горячей воде (нередко исполнители коммунальной услуги по горячему водоснабжению стоимость такой теплоэнергии указывают в квитанции в строке «подогрев ГВС», либо «тепло в ГВС»).

Разберемся, что же такое «подогрев ГВС» и законно ли его предъявление к оплате потребителям коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Суть лжетеории

Если горячая вода поступает в многоквартирный дом из централизованной сети горячего водоснабжения, то никакого дополнительного подогрева этой горячей воды непосредственно в многоквартирном доме не производится (в доме не установлено ни котлов, ни теплообменников и т.п.). Следовательно, предъявление к оплате некого «подогрева ГВС» незаконно. Кроме того, такой коммунальной услуги «подогрев ГВС» действующим законодательством не установлено — Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила 354) содержат исчерпывающий перечень коммунальных услуг, среди которых никакого «подогрева ГВС» нет. Таким образом, «подогрев ГВС» — несуществующая услуга, незаконно предъявляемая потребителям к оплате.

В настоящей статье рассмотрим, как же обстоят дела на самом деле.

Теплоэнергия в ГВС

Для понимания, что же такое «подогрев ГВС», необходимо прежде всего рассмотреть сам процесс производства горячей воды для горячего водоснабжения (далее — ГВС) с технической точки зрения. А процесс этот упрощенно состоит из следующих этапов — сначала подготавливается холодная вода, затем она нагревается до установленной соответствующими нормами температуры, а потом подается потребителю в виде горячей воды. Стоимость ГВС для потребителей до марта 2015 года устанавливалась уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ в рублях за кубический метр.

Еще в 2012 году Правительство РФ признало наличие проблемы, обусловленной установлением тарифа на ГВС в рублях за кубический метр горячей воды. Проблема заключалась в том, что при расчете этого тарифа необходимо было учитывать, что непосредственно сама холодная вода поставлялась водоснабжающей организацией в теплоснабжающую организацию, которая, в свою очередь, осуществляла нагрев этой воды до требуемой температуры и поставляла потребителям уже горячую воду. При этом если объем холодной воды (в кубометрах) и объем горячей воды (в кубометрах), полученный после нагрева этой воды, были практически равны, то объем затраченной на этот нагрев теплоэнергии существенно отличался в зависимости от конкретных условий предоставления ГВС — от состояния и протяженности сетей, от наличия/отсутствия циркуляционных контуров и т.п.

На уровне субъектов для расчета объема теплоэнергии, затраченной на подогрев одного кубометра холодной воды до состояния горячей воды, применялись некие коэффициенты, которые в большинстве своем составляли величину, близкую к 0,06.

Разъясним физический смысл этого коэффициента.

1 калория тепла (энергии) необходима для нагрева 1 грамма воды на 1 градус Цельсия. Следовательно, для нагрева одной тонны воды (1 миллион грамм) на 1 градус потребуется 1 млн калорий или 1 мегакалория (Мкал). Например, для нагрева 1 кубометра воды от 0 до 60 градусов цельсия (60 градусов — нижняя граница допустимого интервала температуры горячей воды, предоставляемой потребителям в жилых и многоквартирных домах в качестве ГВС) потребуется 60 мегакалорий (Мкал), что равно 0,06 (0,060) гигакалорий (Гкал).

В некоторых случаях учитывалось, что холодная вода нагревается до требуемой температуры не от 0 градусов Цельсия, а летом — от 15, а зимой — от 5. Если взять усредненную начальную температуру холодной воды 10 градусов, то для нагрева одного кубометра такой воды до 60 градусов потребуется 0,05 Гкал.

При этом могли учитываться потери тепла в теплосети. Например, если потери составляют 20%, то затраты тепла на подогрев воды упрощенно можно рассчитать следующим образом: конечное (требуемое) теплосодержание кубометра воды 0,06 Гкал принимается как 80% от теплосодержания, обеспеченного на выходе из котельной, исходя из чего определяется теплосодержание на выходе из котельной 0,075 Гкал (0,06 / 0,8 = 0,075 Гкал, что соответствует температуре 75 градусов Цельсия). Затем из полученной цифры вычитается начальное теплосодержание холодной воды (0,01 Гкал, соответствующая 10 градусам Цельсия), в результате чего получается количество тепла, необходимое для нагрева одного кубометра воды, равное для рассматриваемого случая 0,065 Гкал.

Разумеется, для разных субъектов, для разных муниципальных образований приведенные цифры могли разниться — это могло быть и 0,05 Гкал/куб.м, и 0,08 Гкал/куб.м, но в подавляющем числе случаев коэффициент все же был близок к 0,06 Гкал/куб.м.

И именно количество гигакалорий, потраченных на нагрев ГВС, и называют «подогрев ГВС».

Если внимательно изучить квитанцию, то можно увидеть, что стоимость ГВС чаще всего состоит из двух частей: непосредственно вода (называемая или «холодная вода для ГВС» или даже просто «ГВС»), стоимость которой очень близка или даже равна стоимости холодной воды, указанной в строке «ХВС», и тот самый «подогрев ГВС» (или «тепло в ГВС»).

Таким образом, «подогрев ГВС» — это не отдельная коммунальная услуга, а составная часть коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Двухкомпонентный тариф

В соответствии с поправками, внесенными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 №129 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные ПП РФ от 23.05.2006 №306, органы госвласти субъектов РФ при установлении нормативов потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее — ГВС) имеют право, а с 2020 года — обязаны утверждать нормативы потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

То есть, применяемый ранее «коэффициент», позволяющий определить объем теплосодержания в ГВС, теперь вполне официально именуется норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. При этом объем теплоэнергии, рассчитанный исходя из этого норматива и объема потребленной конкретным потребителем горячей воды, как раз и указывается в строке «подогрев ГВС».

Согласно Правилам 354 (в редакции ПП РФ от 14.02.2015 №129) расчет стоимости ГВС производится путем суммирования стоимости двух компонентов — стоимости теплоносителя (непосредственно самой воды) и стоимости тепла, затраченного на нагрев этой воды до требуемой температуры («подогрев ГВС»).

Дополнительно стоит отметить, что если ГВС производится внутри дома с помощью теплообменника (или котла), то объем теплоэнергии, затраченной на «подогрев ГВС», рассчитывается исходя не из норматива расхода теплоэнергии, а из фактически потребленного тепла (или иного затраченного на нагрев коммунального ресурса).

Выводы

«Подогрев ГВС» не является самостоятельной коммунальной услугой, указанным термином называют объем теплоэнергии, затраченный на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Указанная теплоэнергия является одним из компонентов коммунальной услуги по ГВС.

При установлении органами госвласти субъекта РФ двухкомпонентного тарифа на ГВС предъявление к оплате потребителю стоимости ГВС в виде стоимости двух отдельных компонентов этой услуги действующему законодательству не противоречит.

Резолютивная часть определения объявлена 13.05.2019

Полный текст определения изготовлен 16.05.2019

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю.,

судей Зарубиной Е.Н., Кирейковой Г.Г., —

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия городского округа Подольск «Подольская теплосеть» (истец) на решение Арбитражного суда Московской области от 09.07.2018 (судья Кулматов Т.Ш.) по делу N А41-32043/2018, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 (судьи Семушкина В.Н., Немчинова М.А., Пивоварова Л.В.) и постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.12.2018 (судьи Чалбышева И.В., Завирюха Л.В., Малюшин А.А.).

В заседании приняли участие представители:

муниципального унитарного предприятия городского округа Подольск «Подольская теплосеть» — Макаров И.В. (по доверенности от 28.05.2018 N 1/18);

общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Спецкоммунпроект» — Латушкин М.А. (по доверенности от 01.11.2018 N 102).

Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Шилохвоста О.Ю., а также объяснения представителей истца и ответчика, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

муниципальное унитарное предприятие городского округа Подольск «Подольская теплосеть» (далее — предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Спецкоммунпроект» (далее — компания) о взыскании 105 844 руб. 85 коп. задолженности за тепловую энергию, поставленную в феврале 2018 года, 7 061 руб. 10 коп. пеней за просрочку оплаты, пеней, начисленных на сумму задолженности за период просрочки с 26.06.2018 г. по дату фактической оплаты (с учетом уточнения иска).

Решением Арбитражного суда Московской области от 09.07.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.12.2018, иск удовлетворен в части взыскания 5 603 руб. 09 коп. неустойки, в остальной части в иске отказано.

Предприятие 23.01.2019 обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на существенные нарушения судами норм материального права, повлиявшие на исход дела, просит решение от 09.07.2018, постановление от 29.08.2018 и постановление от 06.12.2018 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на условия договора от 01.08.2016 N 1915, настаивает на том, что поставляло компании (абонент) не горячую воду, а тепловую энергию, указывая при этом, что многоквартирный дом (далее — МКД) компании оборудован независимой теплопотребляющей установкой (индивидуальный тепловой пункт), предназначенной для обеспечения конечных потребителей горячим водоснабжением. Ввиду изложенного полагает, что судами неправильно применены пункты 13, 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила N 354), в силу которых в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, объем коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги, определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса. Указанные обстоятельства приводились предприятием в пояснении к иску, а также при обращении в суды апелляционной инстанции и округа, однако не были учтены ими при вынесении обжалуемых судебных актов.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2019 (судья Шилохвост О.Ю.) кассационная жалоба предприятия с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Представитель предприятия в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы и просил обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

Представитель компания в судебном заседании возражал против доводов кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты просил оставить без изменения как законные и обоснованные.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и в выступлениях представителей предприятия и компании, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение от 09.07.2018, постановление от 29.08.2018 и постановление от 06.12.2018 подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 01.08.2016 между предприятием (ресурсоснабжающая организация) и компанией (абонент) заключен договор N 1915, по условиям которого предприятие обязалось поставлять тепловую энергию в МКД, находящийся в управлении абонента, а абонент — своевременно производить оплату тепловой энергии.

Поставленную предприятием в феврале 2018 года тепловую энергию компания оплатила частично, что послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.

Частично удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 309, 310, 330, 329, 332, 539, 541, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Правилами N 354, Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, и, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходили из отсутствия на стороне компании задолженности по оплате тепловой энергии, полностью уплаченной предприятию исходя из стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, определенной с учетом норматива расхода тепловой энергии на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения. Установив несвоевременную оплату долга за февраль 2018 года, суды взыскали с компании пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России.

Между тем в случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Российской Федерации.

В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию — исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами — пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации. При этом исключение из данного правила может быть установлено жилищным законодательством, как это сделано в отношении объема коммунального ресурса, израсходованного на предоставление соответствующих коммунальных услуг на общедомовые нужды, который, по общему правилу, не подлежит распределению между конечными потребителями в той части, которая превышает объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в МКД (пункт 44 Правил N 354).

Изложенное, в частности, означает, что объем коммунального ресурса, подлежащего оплате исполнителем коммунальных услуг, должен определяться в том же порядке, что и объем коммунальной услуги, оплачиваемой конечными потребителями (приложение N 2 к Правилам N 354). Применительно к горячему водоснабжению указанными Правилами предусмотрен различный порядок определения подлежащего оплате объема в зависимости от того, производится ли соответствующий коммунальный ресурс (коммунальная услуга) самостоятельно исполнителем коммунальной услуги с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД (раздел IV приложения N 2), либо приобретается исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации и без каких-либо преобразований или изменений физических и химических свойств передается конечным потребителям (разделы I, VII приложения N 2).

В последнем случае установлен различный порядок определения объема подлежащей оплате горячей воды в зависимости от оборудования помещений МКД приборами учета, а также в зависимости от того, какой установлен тариф на горячую воду — однокомпонентный или двухкомпонентный. Таким образом, указанный порядок подлежит применению при расчетах исполнителя коммунальной услуги с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей в МКД горячую воду. При этом Правилами N 354 не установлено каких-либо различий в порядке определения подлежащего оплате по двухкомпонентному тарифу объема коммунального ресурса в зависимости от того, установлен ли двухкомпонентный тариф для ресурсоснабжающей организации, использующей открытую или закрытую систему горячего водоснабжения. Порядок разрешения споров, связанных с оплатой исполнителем коммунальной услуги поставленной ресурсоснабжающей организацией горячей воды в случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду, определен кассационной практикой Верховного Суда Российской Федерации (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017).

Поскольку компания приобретала у предприятия только тепловую энергию, которая использовалась на нужды отопления МКД, находящегося в управлении компании, и для приготовления горячей воды на индивидуальном тепловом пункте (ИТП), входящем в состав общего имущества собственников помещений МКД, тогда как холодная вода для приготовления горячей воды приобреталась компанией не у предприятия, а у иной ресурсоснабжающей организации, у компании отсутствовали основания для расчетов с предприятием по двухкомпонентному тарифу на горячую воду. Соответственно, при разрешении настоящего спора вышеуказанные правовые позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации не подлежали применению.

По смыслу пункта 54 Правил N 354, в случае, когда для производства коммунального ресурса (горячая вода), приготовляемого исполнителем коммунальной услуги самостоятельно на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, с использованием других коммунальных ресурсов (тепловая энергия, холодная вода), расчет исполнителя коммунальной услуги с соответствующими ресурсоснабжающими организациями должен осуществляться исходя из объема тепловой энергии и холодной воды, использованных исполнителем при производстве горячей воды.

Поскольку применительно к случаю, когда коммунальный ресурс приготавливается с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД, жилищное законодательство не содержит прямого указания на возложение на управляющую организацию — исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами — пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации, объем подлежащего оплате ресурсоснабжающей организации коммунального ресурса подлежит определению в соответствии с разделом IV Приложения N 2 к Правилам N 354.

Из содержания раздела IV Приложения N 2 к Правилам N 354 следует, что при приготовлении коммунальных услуг на оборудовании, входящем в состав общего имущества собственников помещений в МКД, одна часть приобретаемой исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации тепловой энергии используется для производства тепловой энергии в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению, а другая часть — на подогрев горячей воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Следовательно, если ресурсоснабжающая организация взыскивает плату только за тепловую энергию, используемую для предоставления коммунальной услуги по отоплению (формула 18 Приложения N 2 к Правилам N 354) либо только за тепловую энергию, используемую на подогрев воды (формулы 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354), соответствующие объемы тепловой энергии подлежат отдельному определению.

Таким образом, расчет предприятием причитающейся ему стоимости тепловой энергии, используемой исполнителем коммунальной услуги только на подогрев воды на ИТП в целях приготовления горячей воды, исходя из показания общедомового прибора учета тепловой энергии противоречит указанным формулам, в которых при определении объема соответствующего коммунального ресурса должен учитываться удельный расход этого ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (qv кр).

Следовательно, при разрешении настоящего спора судам следовало установить, взыскивается ли задолженность за всю поставленную в МКД тепловую энергию либо только за ту ее часть, которая используется компанией для приготовления горячей воды на ИТП. В последнем случае объем подлежащей оплате компанией тепловой энергии следует определять в соответствии с формулами 20, 20.1 Приложения N 2 к Правилам N 354. При этом бремя доказывания фактических величин расхода тепловой энергии на отопление и на подогрев холодной воды лежит на компании, как лице, в управлении которой находится спорный ИТП.

Поскольку судами первой и апелляционной инстанций было допущено существенное нарушение законодательства о порядке определения объема коммунального ресурса, используемого при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а судом округа эти нарушения не были исправлены, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 184, 291.13-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Арбитражного суда Московской области от 09.07.2018 по делу N А41-32043/2018, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.12.2018 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Возвратить муниципальному унитарному предприятию городского округа Подольск «Подольская теплосеть» из федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 10.01.2019 N 22.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.

Председательствующий судья О.Ю. Шилохвост
Судья Е.Н. Зарубина
Судья Г.Г. Кирейкова

В соответствии с подпунктом 5.2.71 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 47, ст. 6117, 2014, № 12, ст. 1296), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке.

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

Министр М.А. Мень

Зарегистрировано в Минюсте РФ 17 февраля 2015 г.

Регистрационный № 36064

Методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке (далее — Методические указания) разработаны во исполнение пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 37, ст. 4696; 2014, № 14, ст. 1627).

I. Общие положения

1.1. В настоящих Методических указаниях применяются понятия, используемые в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7358; 2012, № 53, ст. 7616, 7643; 2013, № 19, ст. 2330; 2014, № 42, ст. 5615) (далее — Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») и других нормативных правовых актах в сфере водоснабжения и водоотведения.

1.2. Расчет расходов и потерь горячей, питьевой, технической воды при ее производстве осуществляется в целях обоснования объемов воды, необходимых при эксплуатации станций водоподготовки, обоснования баланса водоснабжения организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.

1.3. Расчет расходов и потерь горячей, питьевой, технической воды при ее транспортировке осуществляется в целях расчета объема поданной (полученной) воды в случае, если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, в целях обоснования балансов водоснабжения и определения показателей эффективности использования ресурсов.

II. Структура расходов и потерь воды при производстве горячей, питьевой, технической воды

2.1. Расходы воды при производстве питьевой воды, технической воды включают в себя технологические расходы (расходы на собственные нужды станций водоподготовки), расходы на хозяйственно-бытовые нужды и организационноучетные расходы.

2.2. В состав технологических расходов при производстве воды (расходов на собственные нужды станций водоподготовки) включаются расходы, указанные в подпунктах 2.2.1, 2.2.2 настоящих Методических указаний.

2.2.1. Расходы воды на промывку технологических сооружений (смесителей, камер реакции, отстойников, фильтров, резервуаров чистой воды) состоят из:

— расходов на промывку смесителей и камер реакции, включающих количество воды, сбрасываемой перед промывкой и расход на промывку;

— расходов на промывку отстойников, включающих количество воды, сбрасываемой через систему непрерывного удаления осадка (при наличии), количество воды, сбрасываемой перед промывкой и расход на промывку;

— расходов на промывку фильтров, включающих количество воды, сбрасываемой перед промывкой, расход на промывку, сброс первой порции фильтрата и расход на дезинфекцию фильтровальных сооружений;

— расходов на промывку резервуаров чистой воды (далее — РЧВ), включающих расход на дезинфекцию и сброс после дезинфекции, расход для обеспечения водообмена до получения результатов бактериологических анализов, объем воды для проведения гидравлического испытания, расход на промывку;

— расходов на промывку сооружений реагентного хозяйства.

2.2.2. Прочие технологические расходы состоят из:

— расходов на нужды насосных станций;

— расходов на отбор проб;

— расходов на работу технологического оборудования;

— расходов на промывку, ремонтные работы и дезинфекцию технологических трубопроводов;

— расходов воды, связанных с водоподготовкой котельных, водогрейных котлов, подогревателей, охлаждением оборудования котельных, промывкой водогрейных котлов и подогревателей.

2.3. Расходами на хозяйственно-бытовые нужды при производстве воды являются расходы воды на хозяйственно-бытовые нужды организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, в случае отбора воды на такие нужды до приборов учета, учитывающих подачу воды в распределительную сеть.

2.4. Организационно-учетные расходы включают в себя расходы, возникшие из-за погрешности средств измерений, которые определяются по паспортным данным погрешности средств измерений.

2.5. К потерям воды при производстве воды относятся:

— потери воды в водопроводных сооружениях (естественная убыль воды (потеря (уменьшение массы воды при сохранении ее качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющаяся следствием естественного изменения физико-химических свойств воды) в РЧВ и трубопроводах);

— утечки (самопроизвольное истечение воды из емкостных сооружений и различных элементов водопроводной сети при нарушении их герметичности) через уплотнения запорной арматуры на технологических трубопроводах;

— скрытые утечки (часть утечек воды, не обнаруживаемая при внешнем осмотре водопроводной сети) из РЧВ сверх норм естественной убыли воды.

2.6. Расходы и потери воды при производстве воды определяются по показаниям приборов учета и равны разности между объемом воды, поступившей на очистные сооружения (без учета количества оборотной воды) и объемом воды, поданной в водопроводную сеть с очистных сооружений. Расчеты расходов и потерь воды, указанных в пунктах 2.1 — 2.5 настоящих Методических указаний, приведены в приложениях № 1- № 3 к настоящим Методическим указаниям.

III. Структура расходов и потерь воды при транспортировке горячей, питьевой, технической воды

3.1. Расходы воды при транспортировке горячей, питьевой, технической воды (разность между объемами воды, подаваемой в водопроводную сеть, и воды, фактически отпущенной абонентам) включают в себя технологические расходы, расходы на хозяйственно-бытовые нужды и организационно-учетные расходы.

3.2. Технологические расходы при транспортировке горячей, питьевой, технической воды включают:

а) Расходы на обслуживание водопроводных сетей (технологические расходы и противопожарные нужды населенных пунктов), которые состоят из:

— расходов воды на промывку водопроводных сетей;

— расходов воды на дезинфекцию водопроводных сетей;

— расходов воды на охлаждение подшипников и иные собственные нужды насосных станций;

— расходов воды на чистку резервуаров (опорожнение, промывка, дезинфекция);

— расходов воды при опорожнении трубопроводов (при замене труб, запорно-регулирующей арматуры);

— расходов воды на противопожарные нужды населенных пунктов (тушение пожаров, проверка пожарных гидрантов на водоотдачу);

— расходов воды на пробоотбор.

б) Расходы воды на нужды системы водоотведения (промывка канализационных сетей, нужды насосных станций, нужды очистных сооружений канализации).

в) Расходы воды на нужды водоподготовки (в случае забора воды из централизованной системы водоснабжения после приборов учета подачи воды). Расчеты осуществляются в соответствии с разделом 2 настоящих Методических указаний и Приложениями № 1 — № 3.

3.3. Расходами воды на хозяйственно-бытовые нужды при транспортировке воды являются расходы воды на хозяйственно-бытовые нужды организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, в случае отбора воды на такие нужды после приборов учета, учитывающих подачу воды в распределительную сеть.

3.4. Организационно-учетные расходы включают в себя расходы, возникшие из-за погрешности средств измерений, которые определяются по паспортным данным погрешности средств измерений.

3.5. Потери при транспортировке горячей, питьевой, технической воды (совокупность всех видов утечек воды и потерь от несанкционированного пользования) включают:

— потери воды при повреждениях;

— потери воды за счет естественной убыли;

— расходы воды на отогрев трубопроводов;

— скрытые потери воды на сетях, являющиеся разновидностью утечек воды, не обнаруживаемых при внешнем осмотре водопроводной сети;

— потери воды из-за безучетного потребления и потребления с намеренным искажением показаний приборов учета или количества проживающих граждан (в случае осуществления расчетов с абонентами по нормативам потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению).

3.6. Потери воды при повреждениях состоят из:

— утечек воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры и сооружений;

— утечек воды через уплотнения сетевой арматуры;

— утечек воды через водоразборные колонки.

3.7. Потери воды за счет естественной убыли состоят из:

— потерь от просачивания воды при ее подаче по напорным трубопроводам;

— потерь от испарения воды из открытых резервуаров.

Порядок расчета вышеперечисленных расходов и потерь воды приведен в приложении № 4.

IV. Расходы и потери воды при транспортировке для расчета показателя «Процент расходов и потерь воды при транспортировке»

4.1. Процент расходов и потерь воды при транспортировке (процент расхода воды при транспортировке) (отношение объема расходов и потерь воды при транспортировке в централизованных системах горячего водоснабжения, холодного водоснабжения к объемам воды, поданной в водопроводную сеть) рассчитывается как отношение разницы между объемом воды, поданной в водопроводную сеть (в зону водоснабжения) и объемом отпуска воды (объемом воды, отпущенной абонентам, фактическое количество которой определяется по предъявленным абонентам счетам за расчетный период) к объему воды, поданной в водопроводную сеть (в зону водоснабжения):

*, где (1)

* — процент расходов и потерь воды при транспортировке;

* — объем воды, поданной в водопроводную сеть;

* — объем отпуска воды.

4.2. Процент потерь при транспортировке воды рассчитывается как отношение суммы объема потерь при повреждениях, объема потерь воды за счет естественной убыли и объема скрытых потерь воды на сетях к объему поданной воды в процентах:

*, где (2)

* — процент потерь воды в водопроводных сетях;

* — объем потерь воды при повреждениях;

* — объем потерь воды за счет естественной убыли;

* — объем скрытых потерь воды на сети;

* — объем воды, поданной в сеть.

4.3. Процент расходов воды при транспортировке воды рассчитывается как отношение объема расходов воды к объему поданной воды в процентах:

*, где (3)

* — процент расходов воды при транспортировке воды;

* — объем расходов воды при транспортировке воды

* — объем воды, поданной в сеть.

V. Порядок определения расходов и потерь воды при транспортировке воды

5.1. Планируемые расходы и потери воды определяются на основании статистических данных эксплуатации.

Фактические расходы и потери воды при транспортировке воды определяются по показаниям приборов учета воды, а в случае отсутствия или неисправности приборов учета воды — расчетными способами.

В случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом расчета потерь воды на участке сети от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета и осуществляется по формулам раздела 2 приложения № 5.

5.2. Объем расходов воды при транспортировке воды определяется следующим образом.

Суммарный объем расходов определяется как сумма всех расходов по формуле:

*, где (4)

* — суммарный объем расходов воды на обслуживание водопроводных сетей;

* — суммарный объем расходов воды на нужды централизованной системы водоотведения;

* — объем расходов воды на нужды водоподготовки, отбираемый из централизованной системы водоснабжения после приборов учета подачи воды в населенный пункт;

* — объем расходов воды на хозяйственно-бытовые нужды организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.

* — объем организационно-учетных расходов, в том числе из-за погрешности средств измерений.

5.2.1. Суммарный объем расходов воды на обслуживание водопроводных сетей определяется как сумма всех видов расходов воды по формуле:

*, где (5)

* — суммарный объем расходов воды на обслуживание водопроводных сетей;

* — расход воды на промывку водопроводных сетей;

* — расход воды на дезинфекцию водопроводных сетей;

* — расход воды на собственные нужды насосных станций;

* — расход воды на чистку резервуаров;

* — расходы воды на противопожарные нужды;

* — расход воды при опорожнении трубопроводов;

* — расходы воды на пробоотбор.

Расходы воды на обслуживание водопроводных сетей определяются следующим образом:

а) Расход воды на промывку водопроводных сетей: секундный расход воды на промывку i-го участка водопроводной сети зависит от способа промывки и промываемого диаметра трубопровода. Скорость движения воды при водяной промывке принимается равной 1,5 м/сек.

Объем воды, израсходованной при промывке i-го участка сети, рассчитывается по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 1.1.1.).

б) Объем воды, израсходованной при дезинфекции водопроводных сетей: объем воды * (куб.м), израсходованной при дезинфекции i-го участка трубопровода протяженностью L, м, законченного строительством или отремонтированного после аварии, состоит из объемов воды на заполнение и промывку трубопровода.

Объем воды, израсходованной при дезинфекции водопроводных сетей, рассчитывается по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 1.1.2.).

в) Расходы на собственные нужды насосных станций включают в себя расходы на охлаждение подшипников, сальников, иные работы, связанные с использованием воды, и определяются на основании инструкций по эксплуатации соответствующего оборудования.

г) Расход воды на чистку резервуаров рассчитывается по формулам, указанным в приложении № 5 (п. 1.1.4.), включает в себя полный объем воды на смыв осадка, промывку и дезинфекцию и равен удвоенному объему резервуара.

д) Определение расходов воды при опорожнении трубопроводов осуществляется по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 1.2.).

е) Определение расходов воды на противопожарные нужды осуществляется по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 1.3.1).

Общий объем воды * (куб.м), израсходованной на пожаротушение за расчетный период, определяется по формуле:

* (6)

Общий объем воды, израсходованной на проверку действия пожарных гидрантов, а также на проверку пропускной способности участков водопроводной сети при работе гидрантов на водоотдачу, определяется по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 1.3.2.).

При планировании баланса водоснабжения и при подготовке отчета расход воды на противопожарные нужды принимается в размере не более 1,5% от объема воды, поданной в сеть.

ж) Определение расходов воды на пробоотбор осуществляется по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 1.4.).

5.2.2. Суммарный объем расходов воды на нужды системы водоотведения принимается исходя из фактических значений за последние три года.

Фактические значения расходов воды на нужды системы водоотведения определяются по показаниям приборов учета воды или, в случае их отсутствия, расчетными способами на основании инструкций по эксплуатации, технических регламентов и паспортов оборудования.

5.3. Потери воды в водопроводных сетях.

5.3.1. Потери воды при повреждениях определяются следующим образом:

Суммарный объем потерь воды в водопроводных сетях определяется как сумма всех видов потерь воды по формуле:

*, где (7)

* — суммарный объем потерь воды в водопроводных сетях;

* — утечки воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры и сооружений;

* — утечки через уплотнения сетевой арматуры;

* — утечки через водоразборные колонки.

а) Утечки воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры, водомерных узлов и сооружений рассчитываются по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 2.1.1).

Площадь живого сечения отверстия *, измеряется при вскрытии поврежденного участка или узла. В случае невозможности такого измерения для различных видов повреждений используют средние величины исходя из опыта эксплуатации (приложение 5 п. 2.1.1.1. — 2.1.1.3).

б) Утечки воды через уплотнения сетевой арматуры рассчитываются по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 2.1.2.).

в) Утечки воды через водоразборные колонки (на проток) рассчитываются по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 2.1.3).

Доля водоразборных колонок, работающих в режиме непрерывной подачи воды (на проток), определяется исходя из климатических условий и технической необходимости, но должна составлять не более 50 процентов.

5.3.2. Потери воды за счет естественной убыли определяются по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 2.2).

Естественная убыль воды при хранении в РЧВ, размещенных на водопроводных сетях, определяется по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 2.2).

5.3.3. Расходы воды на отогрев трубопроводов определяются исходя из фактических значений за последние три года.

5.3.4. Скрытые утечки, неучтенные потери и потери воды по невыясненным причинам за расчетный период определяются следующим образом:

а) Объемы, не зарегистрированные средствами измерений:

*, где (8)

* — объемы, не зарегистрированные средствами измерений, куб.м/месяц;

* — объемы, не зарегистрированные средствами измерений абонентов, куб.м/месяц.

Расходы воды, не зарегистрированные средствами измерений абонентов, определяются по формуле, указанной в приложении № 5 (п. 2.4).

б) Скрытые утечки, неучтенные потери и потери воды по невыясненным причинам рассчитываются как разница между объемом поданной воды, объемом отпуска воды и суммарным объемом всех видов расходов воды, потерь воды на водопроводных сетях.

*, где (9)

* — объем воды, поданной в сеть;

* — объем воды, отпускаемой абонентам;

* — суммарный объем расходов воды;

* — объем потерь воды при повреждениях водопроводных сетей;

* — объем воды, не зарегистрированный средствами измерений;

G — объем потерь воды за счет естественной убыли.

Приложение № 1
к Методическим указаниям по расчету
расходов и потерь горячей, питьевой,
технической воды в централизованных
системах водоснабжения при ее
производстве и транспортировке,
утв. приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 17 октября 2014 г. № 640/пр

Порядок расчета расходов воды на обслуживание технологических сооружений станций водоподготовки (расходов воды на производственные нужды)

Приложение № 2
к Методическим указаниям по расчету
расходов и потерь горячей, питьевой,
технической воды в централизованных
системах водоснабжения при ее
производстве и транспортировке,
утв. приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 17 октября 2014 г. № 640/пр

Порядок расчета расходов воды на хозяйственно-бытовые нужды организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение

Вид расхода Формула расчета
2 3
Расход воды на хозяйственно-бытовые нужды организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение * (куб.м) где: * — количество установленного i-го сантехнического оборудования; * — удельный средний расход воды на единицу i-го сантехнического оборудования, л/ч; * — время работы i-го сантехнического оборудования, ч.

Приложение № 3
к Методическим указаниям по расчету
расходов и потерь горячей, питьевой,
технической воды в централизованных
системах водоснабжения при ее
производстве и транспортировке,
утв. приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 17 октября 2014 г. № 640/пр

Порядок расчета потерь воды на станциях водоподготовки

№ п/п Вид потерь Формула расчета Обоснование
1 2 3 4
1 Потери воды за счет естественной убыли в РЧВ * (кг) где: * — площадь смоченной поверхности i-го РЧВ, кв.м; * — время работы i-го РЧВ, ч. 0,125 * — норма естественной убыли воды при хранении в РЧВ на 1 кв.м смоченной поверхности в час
2 Потери воды за счет естественной убыли при транспортировке по трубопроводам * (кг) где: * — протяженность i-го участка трубопровода одного диаметра и материала, км; * — норма естественной убыли, кг/(км*ч), * — время пребывания воды в трубопроводе, ч. Значение показателя * определяется по Приложению № 4
3 Скрытые утечки из РЧВ сверх норм естественной убыли * (куб.м) где: * — снижение уровня воды в РЧВ за время t, м; * — площадь поверхности воды в i-м РЧВ, кв.м; * — потери воды за счет естественной убыли в i-м РЧВ, куб.м. Рассчитывается на основании экспериментальных данных для каждого РЧВ
4 Утечки через уплотнения запорной арматуры на технологических трубопроводах * (куб.м) где: * — доля арматуры, имеющей утечки, в долях единицы; n — общее количество запорной арматуры; q — средний расход при утечке через уплотнения запорной арматуры, куб.м/сут.; t — календарное число суток за расчетный период. При отсутствии фактических данных средний расход при утечке через уплотнения запорной арматуры допускается принимать равным 4,3 куб.м/сут.

Приложение № 4
к Методическим указаниям по расчету
расходов и потерь горячей, питьевой,
технической воды в централизованных
системах водоснабжения при ее
производстве и транспортировке,
утв. приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 17 октября 2014 г. № 640/пр

Нормы естественной убыли воды при подаче по напорным трубопроводам

Внутренний диаметр трубопровода, мм Нормы естественной убыли воды при подаче по напорным трубопроводам в килограммах на 1 км за час
стальные чугунные асбестоцементные железобетонные
100 16,8 42
125 21 54
150 25,2 63
200 33,6 84 118,8 120
250 42 93 133,2 132
300 51 102 145,2 144
350 54 108 157,2 156
400 60 117 168 168
450 63 126 177,6 180
500 66 132 188,4 192
600 72 144 204
700 78 153 222
800 81 162 234
900 87 174 252
1000 90 180 264
1100 93 276
1200 99 288
1400 105 300
1600 111 312
1800 117 372
2000 126 414

Примечание:

Для чугунных трубопроводов со стыковыми соединениями на резиновых уплотнителях норму естественной убыли воды следует принимать с коэффициентом 0,7.

Для трубопроводов из полиэтилена высокого давления и полиэтилена низкого давления со сварными соединениями и трубопроводов из поливинилхлорида с клеевыми соединениями норму естественной убыли воды следует принимать как для стальных трубопроводов, определяя этот расход интерполяцией по величине внутреннего диаметра.

Для трубопроводов из поливинилхлорида с соединениями на резиновых манжетах норму естественной убыли воды следует принимать как для чугунных трубопроводов с такими же соединениями, эквивалентных по величине наружного диаметра, определяя этот расход интерполяцией.

Приложение № 5
к Методическим указаниям по расчету
расходов и потерь горячей, питьевой,
технической воды в централизованных
системах водоснабжения при ее
производстве и транспортировке,
утв. приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства РФ
от 17 октября 2014 г. № 640/пр

Сводная таблица расчета объемов расхода и потерь воды при транспортировке

№ п/п Наименование показателя Формула расчета Составляющие формулы
Расходы воды на обслуживание сетей
1.1 Расходы воды на технологическое обслуживание водопроводных сетей
1.1.1 Промывка трубопроводов * * — диаметр промывочного устройства или водоспуска, м; * — продолжительность промывки, час.; * — скорость воды при промывке, м/сек. 2800 — переводной коэффициент n — количество участков.
1.1.2 Дезинфекция трубопроводов * * — диаметр промывочного устройства, м; * — диаметр наполняемой трубы, м; * — продолжительность промывки, час.; * — протяженность промываемого участка, м; * — скорость воды при промывке, м/сек.
1.1.3 Собственные нужды насосных станций Расходы на собственные нужды насосных станций включают в себя расходы на охлаждение подшипников, сальников, иные работы, связанные с использованием воды, и определяются на основании инструкций по эксплуатации.
1.1.4 Чистка резервуаров * * V — вместимость резервуара, куб. м; n — количество заполнений резервуара: не менее 2. * — расход воды на 1 брандспойт, куб.м/час; n — количество брандспойтов; * — продолжительность промывки, час; * — объем воды, израсходованной на дезинфекцию резервуара при количестве заполнений резервуара: не более 1, куб. м.
1.2 Опорожнение трубопроводов * L — длина опорожняемого участка, м; d — диаметр опорожняемого участка, м.
1.3 Определение расходов воды на противопожарные нужды
1.3.1 Пожаротушение * q — расходы воды (15 л/сек.), соответственно на один пожарный рукав при тушении пожара из гидрантов; * — количество задействованных соответственно пожарных рукавов; * — продолжительность действия пожарного гидранта, при отсутствии фактических данных допускается 3 час.
1.3.2 Проверка ПГ на водоотдачу * q — расход воды на 1 ПГ = 15л/сек.; t — продолжительность проверки, по опыту эксплуатации — 0,03 час; n — количество пожарных гидрантов, проверенных за расчетный период.
1.4 Расходы воды на пробоотбор * d — диаметр водоспуска, м; t — время пропуска воды перед отбором, час; v — скорость воды, м/сек; 2800 — переводной коэффициент; n — количество проб.
1.5 Расходы воды на нужды системы водоотведения Суммарный объем расходов воды на нужды системы водоотведения принимается по опыту эксплуатации исходя из фактических значений за последние три года.
2 Потери в сетях
2.1 Потери воды при авариях и утечках из сети
2.1.1. Утечки воды при повреждениях * * — площадь живого сечения i-го отверстия (кв.м); * — принимается равным средней величине напора воды в трубопроводе на поврежденном участке; при переломах и разрывах труб Н принимается равным средней глубине заложения трубопровода. t — продолжительность утечки с момента обнаружения до отключения поврежденного участка или заделки отверстия трубопровода.
2.1.1.1 Свищевые повреждения * Н — принимается равным средней величине напора воды в трубопроводе на поврежденном участке; при переломах и разрывах труб Н принимается равным средней глубине заложения трубопровода;
2.1.1.2 Трещины * Н — принимается равным средней величине напора воды в трубопроводе на поврежденном участке; при переломах и разрывах труб Н принимается равным средней глубине заложения трубопровода;
2.1.1.3 Переломы, разрывы * Н — принимается равным средней величине напора воды в трубопроводе на поврежденном участке; при переломах и разрывах труб Н принимается равным средней глубине заложения трубопровода;
2.1.2 Утечки через уплотнения сетевой арматуры * * — доля арматуры, имеющей утечки в долях единиц; n — общее количество сетевой арматуры; q — средний расход при утечке через уплотнения сетевой арматуры (куб.м/сутки); При отсутствии фактических данных средний расход при утечке через уплотнения сетевой арматуры допускается принимать равным 4,3 куб. м/сутки на 1 ед. сетевой арматуры , * равным 0,02; z — расчетный период (количество суток).
2.1.3 Утечки через водоразборные колонки (на проток) * * — доля водоразборных колонок, имеющих утечки в долях единиц; n — общее количество водоразборных колонок; q — средний расход при утечке через водоразборную колонку (куб.м/сутки). При отсутствии фактических данных допускается принимать q = 0.25л /сек; q = 21.6 *; z — расчетный период (количество суток).
2.1.3.1 Утечки на водоразборных колонках (при вкл/выкл) * * — площадь живого сечения i-го отверстия (кв.м) *; Н — средний напор воды принимается равным средней величине напора воды в трубопроводе; t — продолжительность утечки по фактическим данным 6 сек=0,0017 час; k — количество включений водоразборной колонки в сутки — 20; n — количество водоразборных колонок; z — расчетный период (количество суток).
2.2 Естественная убыль — потери при транспортировке воды для передачи абонентам определяется по формуле: *, * — протяженность i-го участка водоснабжения постоянного диаметра и материала, км; n — норма естественной убыли, кг/км ч, определяемая по Приложению № 4; t — продолжительность расчетного периода, ч; N — количество участков ВС постоянного диаметра и материала.
— естественная убыль воды при хранении в РЧВ, размещенных на водопроводных сетях, определяется по формуле: * * — площадь смоченной поверхности i-го РЧВ. Площадь смоченной поверхности определяется при наполнении резервуара до половины рабочей глубины; 0,125 — норма естественной убыли воды при хранении в РЧВ, * ч, t — продолжительность работы i-го РЧВ за расчетный период, ч; N — количество РЧВ.
2.3 Расходы воды на отогрев трубопроводов Расходы воды на отогрев трубопроводов определяется по опыту эксплуатации, исходя из фактических значений за последние три года.
2.4 Скрытые утечки и потери по невыявленным причинам * *, * — объемы, не зарегистрированные средствами измерений абонентов, куб.м/месяц. К — отношение объема отпущенной воды по показанию приборов (узлов) учета абонентов к общему объему отпущенной воды (коэффициент приборного учета). * — объем воды, отпускаемой абонентам. * — объем воды, поданной в сеть; * — объем воды, отпускаемой абонентам; * — -суммарный объем расходов воды; * — объем потерь при повреждениях из водопроводных сетей; G — объем потерьводы за счет естественной убыли.