Имущество казны

Содержание

Положение об имуществе казны

Рассмотрим примерное Положение об имуществе казны. Положение разрабатывается в соответствии с особенностями территории и утверждается законодательным органом.

Раздел I. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в документе

1.1. В Положении применяются следующие основные понятия:

Имущество казны — движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности субъекта или муниципальных образований. Данное имущество не закреплено за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями, государственными, муниципальными или автономными учреждениями.

Учет объектов государственной или муниципальной казны — сбор, регистрация и обобщение информации о государственной или муниципальной казне.

Объект учета — объект государственной или муниципальной казны, в отношении которого осуществляется учет и сведения о котором подлежат внесению в Реестр объектов государственной или муниципальной собственности.

Ликвидация объекта — действия, предпринятые по решению собственника, при которых объект прекращает свое существование.

Реестр объектов казны — информационная система, содержащая перечень объектов учета и сведения, характеризующие эти объекты.

Ведение Реестра — внесение в Реестр сведений об объектах учета, обновление этих сведений и исключение их из Реестра.

Статья 2. Правовая основа создания имущества казны

Правовую основу создания имущества казны составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, настоящее Положение и иные правовые акты РФ, субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 3. Основания отнесения объектов имущества к казне

Основания отнесения имущества к казне:

  • отсутствие закрепления за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями в хозяйственном ведении или в оперативном управлении государственного или муниципального имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета;
  • отсутствие собственника имущества, отказ собственника от имущества или утрата собственником права на имущество по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, на которое в случаях и в порядке, установленном действующим законодательством, приобретено право государственной или муниципальной собственности;
  • изъятие излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления;
  • иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

Статья 4. Цели формирования имущества казны

  1. Целями формирования имущества казны являются укрепление экономической основы, создание экономических предпосылок для разработки и реализации новых подходов к управлению имуществом, повышение доходов бюджета от эффективного использования объектов имущества казны.
  2. Объекты имущества казны предназначены для обеспечения:
  • безопасного и эффективного функционирования инфраструктуры;
  • комплексного экономического и социального развития;
  • реализации государственных и муниципальных задач и функций в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
  1. Целями создания имущества казны являются также повышение эффективности управления имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности, вовлечение его в гражданский оборот, совершенствование системы его учета, сохранности и содержания.

Статья 5. Состав имущества казны

К казне относится следующее имущество:

Недвижимое имущество:

  1. земельные участки;
  2. здания, строения, нежилые помещения;
  3. объекты жилищного фонда;
  4. объекты инженерного и коммунального назначения;
  5. объекты природопользования;
  6. иные объекты.

Движимое имущество:

  1. акции и доли участия в уставных капиталах хозяйствующих субъектов;
  2. станки и оборудование, машины и механизмы и т.п.;
  3. транспортные средства;
  4. архивные фонды и вещественные источники;
  5. драгоценные металлы, природные и драгоценные камни;
  6. движимые культурные ценности;
  7. иные объекты.

Статья 6. Органы, осуществляющие правомочия в отношении объектов казны

В данной статье указываются органы, которые уполномочены совершать действия в отношении объектов имущества казны.

Раздел II. Формирование имущества казны Статья 7. Включение объектов в казну

  1. Включению в состав имущества казны подлежат объекты в том числе:
  • созданные за счет соответствующего бюджета, за исключением объектов, созданных за счет средств бюджета, предоставленных в виде субвенций, субсидий, в том числе на выделение грантов и материальной поддержки;
  • приобретенные на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в собственность субъекта РФ или муниципального образования;
  • переданные в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативно-правовых актов РФ о разграничении государственной собственности на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность;
  • переданные в собственность субъекта РФ или муниципального образования на основании нормативно-правовых актов РФ о разграничении полномочий по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
  • признанные в установленном порядке бесхозяйными и поступившие в этой связи в собственность субъекта РФ или муниципального образования в порядке, установленном в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • приобретенные субъектом РФ или муниципальным образованием в порядке признания права собственности по судебному решению или иным основаниям в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
  1. Объект признается находящимся в казне с момента возникновения права собственности на этот объект.
  2. Формирование имущества казны осуществляется:
  • созданием новых объектов за счет средств соответствующего бюджета;
  • приобретением в собственность объектов на основании договоров купли-продажи и иных договоров о передаче объектов в собственность;
  • изъятием объектов из имущественных комплексов государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений в порядке, определенном нормативно-правовыми актами РФ;
  • за счет перехода прав на имущество по решению суда, в том числе невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов организации-должника, или иным основаниям в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • за счет иных источников, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Статья 8. Выбытие объектов из имущества казны

  1. Выбытие объектов из имущества казны осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
  2. Приватизация объектов имущества казны осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
  3. Объекты имущества казны, не подлежащие отчуждению, определяются нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.
  4. Выбытие объектов из казны осуществляется:
  • передачей объектов государственным или муниципальным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, государственным или муниципальным казенным предприятиям и государственным или муниципальным учреждениям на праве оперативного управления;
  • передачей объектов в собственность Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • в рамках гражданско-правовых сделок (приватизация, продажа, дарение и другие);
  • при исполнении судебных решений;
  • при гибели (уничтожении) объектов;
  • при ликвидации объектов;
  • в иных предусмотренных федеральным законодательством случаях.

Раздел III. Распоряжение имуществом казны Статья 9. Порядок и способы распоряжения имуществом казны

  1. Порядок распоряжения объектами имущества казны устанавливается руководством субъекта РФ или муниципального образования в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
  2. Распоряжение объектами имущества казны производится органами исполнительной власти, на это уполномоченными.
  3. Основными способами распоряжения объектами имущества казны, за исключением объектов жилищного фонда, являются:
  • распределение объектов имущества казны в хозяйственное ведение государственных и муниципальных унитарных предприятий и оперативное управление государственных и муниципальных казенных предприятий и государственных и муниципальных учреждений в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • передача объектов имущества казны за плату во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (найма) в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • передача объектов имущества казны по договору безвозмездного пользования в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • передача объектов имущества казны для осуществления управления по договору доверительного управления в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • передача объектов имущества казны на основе концессионных соглашений в порядке и случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • передача объектов имущества казны в залог в порядке, предусмотренном соответствующими нормативно-правовыми актами РФ;
  • приватизация (продажа) объектов имущества казны в порядке, предусмотренном соответствующими нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • иные способы, предусмотренные нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
  1. Распоряжение объектами жилищного фонда осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Статья 10. Распределение объектов имущества казны в оперативное управление или хозяйственное ведение

  1. Передача объектов казны в оперативное управление или хозяйственное ведение по целевому назначению производится органом, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом при учреждении государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных казенных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, а также в процессе их деятельности в установленном порядке.
  2. В случае прекращения права оперативного управления или хозяйственного ведения объекты передаются в казну в порядке, установленном нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Статья 11. Передача объектов имущества казны в аренду

  1. Объекты имущества казны могут передаваться по договору в аренду в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
  2. Порядок передачи объектов имущества казны в аренду устанавливается органом исполнительной власти.
  3. Арендодателем является орган, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в рамках компетенции, установленной правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.
  4. Передача в аренду объектов имущества казны, являющихся памятниками истории и культуры, осуществляется также в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований об охране, содержании, использовании и популяризации памятников истории и культуры.
  5. Передача в аренду объектов имущества казны, являющихся водными объектами, а также земельными участками, расположенными в границах природного комплекса, осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

Арендодатель при передаче в аренду водных объектов и земельных участков, расположенных в границах природного комплекса, обязан внести в договор водопользования или аренды запрет на распоряжение арендатором правом аренды.

Статья 12. Безвозмездная передача объектов имущества казны

  1. Безвозмездная передача объектов имущества казны может осуществляться при передаче объектов имущества казны в федеральную государственную собственность или в муниципальную собственность в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.
  2. Не допускается безвозмездная передача объектов имущества казны коммерческим организациям, а также некоммерческим организациям для ведения коммерческой деятельности.

Статья 13. Безвозмездное пользование объектами имущества казны

  1. Объекты имущества казны могут передаваться по договору в безвозмездное пользование в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.
  2. Порядок передачи объектов имущества казны в безвозмездное пользование устанавливается органом исполнительной власти.
  3. Договор безвозмездного пользования объектом имущества казны заключается органом, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в рамках компетенции, установленной правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 14. Залог объектов имущества казны

  1. В порядке, установленном органом исполнительной власти, объекты имущества казны могут быть заложены, за исключением:
  • имущества, не подлежащего отчуждению в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • имущества, изъятого из оборота в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  • иного имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
  1. Залогодателем выступает орган, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в рамках компетенции, установленной правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 15. Передача объектов имущества казны в доверительное управление

  1. Объекты имущества казны, за исключением объектов жилищного фонда, могут быть переданы в доверительное управление в порядке, установленном правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.
  2. Передача объектов имущества казны в доверительное управление осуществляется на условиях конкурса и в порядке, установленном нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
  3. Договоры о передаче объектов имущества казны в доверительное управление заключаются органом, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в рамках компетенции, установленной правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.

Раздел IV. Учет имущества казны Статья 17. Учет объектов имущества казны

  1. Учетной единицей является объект имущества казны, который может быть самостоятельным предметом сделки.
  2. Учет объектов имущества казны осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований органом, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом в рамках компетенции, установленной правовыми актами субъекта РФ или муниципального образования.
  3. Учет объектов имущества казны осуществляется путем ведения соответствующих записей в Едином реестре собственности.
  4. Сведения об объекте имущества казны должны содержать:
  • описание индивидуальных особенностей объекта имущества казны, позволяющие однозначно идентифицировать такой объект;
  • балансовую стоимость объекта имущества казны, дату и основание ее установления;
  • дату последней инвентаризации;
  • наличие государственной регистрации права собственности с указанием реквизитов регистрации согласно требованиям нормативно-правовых актов РФ;
  • сведения об обременениях объектов имущества казны;
  • иные данные, определяемые правовыми актами Правительства Москвы.
  1. Орган, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, ведет обособленный баланс, отражающий состояние, изменение состава и стоимости объектов имущества казны за отчетный период в денежном и натуральном выражении.
  2. Состав сведений об объектах имущества казны, формы учетных документов, а также порядок предоставления сведений об объектах имущества казны устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 18.

Учет имущества казны муниципального образования

Оценка стоимости объектов имущества казны

  1. Оценка стоимости объектов имущества казны осуществляется путем определения их балансовой стоимости, подтвержденной документами или экспертным заключением, в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на последнюю отчетную дату.
  2. Для оценки объектов имущества казны могут быть привлечены независимые специализированные организации оценщиков, аудиторы, консультационные и иные организации, осуществляющие данную деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Недопустимо проведение экспертной оценки объектов казны лицами, которые состоят в подчинении или иной зависимости от уполномоченного органа, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, в ведении которого находится объект, подлежащий оценке.

  1. Оценка стоимости объектов имущества казны осуществляется при внесении объекта в Реестр государственной или муниципальной собственности, а также в случаях его залога и отчуждения.
  2. Результат оценки оформляется актом, в котором указывается стоимость объекта. Обязательным приложением к акту является перечень материалов и документов, использованных при оценке, подтверждающих полученные результаты.

Статья 19. Отчетность по имуществу казны

  1. Орган, на который возложены функции управления и распоряжения государственным или муниципальным имуществом, в установленные сроки отчитывается о распоряжении объектами имущества казны и составляет баланс соответствующих видов имущества.
  2. Порядок, формы и сроки отчетности по объектам имущества казны, объем и вид представляемых сведений, в том числе публикуемых в средствах массовой информации, устанавливаются органом исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования.

Раздел V. Заключительные положения Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Положения

  1. Лица, виновные в нарушении настоящего Положения, несут ответственность в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
  2. Должностные лица органов государственной и муниципальной власти и управления, руководители государственных или муниципальных учреждений и организаций несут ответственность за нарушение настоящего Положения в соответствии с действующим законодательством.
  3. Организации, не выполнившие или ненадлежащим образом выполнившие договорные обязательства в отношении объектов имущественной казны, несут ответственность, предусмотренную договорами, а также федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ или муниципального образования.

Статья 21. Вступление в силу Положения

В статье указывается, когда вступает в силу данное Положение. Как правило, это либо с момента опубликования в официальном издании, либо через определенный срок, указанный в данной статье.

Проблемная ситуация: Имущество, переданное администрации сельского поселения, учтено в казне поселения по постановлению главы поселения. Так как муниципальных учреждений или предприятий, за которыми можно было бы закрепить данное имущество, в поселении нет, позднее указанное выше имущество было поставлено на баланс администрации сельского поселения. За счет средств бюджета поселения проводится капитальный и текущий ремонт, уплачивается налог на имущество, начисляется амортизация. Правильно ли было передавать из казны на баланс администрации указанное выше имущество и можно ли провести обратную операцию?

Разъяснения органа государственной исполнительной власти:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 октября 2009 г. N 03-05-04-01/88

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам учета и налогообложения имущества, находящегося в муниципальной собственности, и сообщает.

Государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципального образования составляет в соответствии со ст. ст. 214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со ст. ст. 294, 296 ГК РФ.

Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

1.2 Правовые аспекты формирования и учета имущества казны муниципального образования

К субъектам гражданского права, указанным в п. 1 данной статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

На основании ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права собственника осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. При этом в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством (законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Пунктом 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 Налогового кодекса.

Статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определена обязанность отражения в бюджетном учете и в бюджетной отчетности информации о составе всей совокупности нефинансовых активов (в том числе нефинансовых активов независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот), принадлежащих публично-правовому образованию, как находящихся в оперативном управлении, так и учитываемых в казне.

Порядок учета имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, в том числе составляющего муниципальную казну, осуществляется с 1 января 2009 г. в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н).

Являющиеся объектом налогообложения налогом на имущество организаций объекты основных средств учитываются согласно Инструкции N 148н на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101000 — 010109000) с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000 — 010409000.

Что касается имущества государственной (муниципальной) казны, то в соответствии с Инструкцией N 148н данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом с 1 января 2009 г. введен обособленный учет объектов, имущества, составляющих государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны".

В связи с тем что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

В соответствии Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (ст. 14). Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (ст. 15).

Поэтому если учтенное в казне поселения имущество не закреплено на праве оперативного управления за администрацией сельского поселения, то в бюджетном учете оно должно учитываться на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" и, следовательно, не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

УЧЕТ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА КАЗНЫ В 2018 ГОДУ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Учет имущества казны ведется на балансах органов управления имуществом.

Положение об имуществе казны

Недавно в Единый план счетов были внесены изменения, касающиеся порядка учета имущества казны, в том числе переданного в концессию.

Состав движимого имущества казны

    Имущество казны – это движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения (ст. 214, 215 Гражданского кодекса РФ). Под движимым имуществом казны понимают движимое имущество, входящее в казну, за исключением средств бюджета.
    В его состав могут входить транспортные средства, машины и механизмы, станки и оборудование, архивные документы и фонды, движимые культурные ценности, ценные бумаги, а также иное движимое имущество.
    Формирование имущества казны может осуществляться следующими путями:

создание новых объектов за счет средств соответствующего бюджета;
  приобретение объектов в собственность за плату на основании договоров;
  безвозмездная передача объектов в государственную (муниципальную) собственность юридическими и физическими лицами;
  принятие объектов в муниципальную собственность на основании нормативных правовых актов РФ о разграничении государственной собственности;
  изъятие объектов из хозяйственного ведения предприятий, из оперативного управления учреждений и органов местного самоуправления;
  переход прав на имущество по решению суда, в том числе невостребованного имущества, оставшегося после погашения требований кредиторов;
  иные основания, предусмотренные действующим законодательством.

    Правовым основанием для учета имущества в казне является отсутствие закрепления за учреждениями имущества, построенного или приобретенного за счет средств соответствующего бюджета, либо отсутствие собственника имущества, вследствие чего на имущество возникает право государственной (муниципальной) собственности.
    Нефинансовые активы имущества казны могут передаваться государственным (муниципальным) учреждениям в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, залог и др. При этом они продолжают числиться на балансе публично-правового образования.
 

Бухгалтерский учет

 
    Имущество казны подлежит отражению в бюджетном учете публично-правового образования, на балансах органов, осуществляющих управление государственным (муниципальным) имуществом.
    Согласно пункту 143 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества, если иное не предусмотрено учетной политикой органа управления имуществом.
    Если аналитический учет ведется, то он осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра имущества публично-правового образования (п. 145 Инструкции № 157н).
    Порядок ведения аналитического учета имущества казны (в части имущества субъекта РФ, имущества муниципального образования) на основании информации из реестра устанавливается учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции собственника в отношении имущества казны, если иное не предусмотрено финансовым органом соответствующего бюджета.
    Периодичность отражения в бюджетном учете операций с объектами, составляющими государственную (муниципальную) казну на основании информации из реестра имущества, устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета, но не реже чем на отчетную месячную дату.
    Финансовый орган имеет право установить порядок инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны в соответствии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией № 157н.

Учёт имущества казны в бюджетных учреждениях

Казна имущества – это не закреплённое за бюджетным учреждением движимое и недвижимое имущество, за исключением бюджетных средств и потребляемых вещей. Имущество находится в собственности у государства или в муниципальной собственности, но оно может закрепляться за теми или иными бюджетными организациям, на правах оперативного управления, ведения хозяйства или входить в имущество казны.

Порядок ведения учёта по имуществу казны в бюджетных учреждениях и его анализ проводится бюджетным финансовым органом, на основании данных имущественного реестра.

Периодичность учёта операций с объектами, которые включены в состав казённого имущества, составляет конкретная дата в течение отчётного месяца. Финансовый орган вправе менять эту отчётную дату. При этом, информация отражается в нефинансовых активах имущества казны на счёте 10800000.

Передача муниципального имущества осуществляется по фактической стоимости объектов учёта с одновременным принятием к учёту, если имеется сумма начисленной амортизации, начисленная на объект нефинансового актива.

Имущество казны может быть списано. Это происходит в том случае, когда оно пришло в негодность и его невозможно дальше использовать.

Никаких инструкций по списанию имущества казны в случаях: износа, ветхого состояния, порчи, хищения, теракта, стихийных бедствий или обстоятельств непреодолимой силы – не существует.

Третья проблема формулируется следующим образом: муниципальная казна, учет имущества казны

Но, порядок корреспонденции, в случае отсутствия прямых инструкций, вправе устанавливать основные распорядители средств бюджета, например, казначейства.

По дебету счёта 40110172 «Доходы от операций с активами», а также по кредиту счетов по остаточной стоимости – списываются объекты имущества казны, пришедшие в негодность. Начисленная амортизация списывается одновременно.

По дебету счёта 40120273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами», списываются те объекты имущества казны, которые пришли в негодность вследствие: стихийных бедствий и катастроф, катаклизмов природы. Суммы начисленной амортизации списываются одновременно.

По счёту 40110172 «Доходы от операций с активами», происходит списание украденного имущества и недостачи. Амортизация списывается аналогично.

Безвозмездная передача объектов имущества казны другим организациям и физическим лицам производится по остаточной стоимости. Исключение составляют муниципальные и государственные учреждения. Сумма начисленной амортизации списывается с дебета счёта 110400000 в кредит счёта 110800000 «Нефинансовые активы имущества казны».