Инструкция о порядке освидетельствования на состояние опьянения

УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Заместитель министра Заместитель министра министра внутренних здравоохранения юстиции дел Республики Беларусь Республики Беларусь Республики Беларусь К.М.Платонов Н.И.Степаненко В.М.Ловчий 29 апреля 1994 г. N 1/362 ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ НА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОПЬЯНЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ 1. Общие положения 1.1. Освидетельствование водителей транспортных средств, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения *), проводится в медицинских учреждениях, а также с использованием индикаторных трубок «Контроль трезвости» или с помощью специальных технических средств (приборов), предназначенных для установления состояния опьянения и разрешенных Министерством здравоохранения к применению. —————————— *) Такими основаниями являются: наличие признаков опьянения (запах алкоголя изо рта, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке и т.п.); заявление граждан об употреблении лицом спиртных напитков; признание самого лица в употреблении спиртных напитков. 1.2. Участники дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли или ранены люди, подлежат освидетельствованию в медицинском учреждении. 1.3. При уклонении лица от освидетельствования составляется протокол, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования. 1.4. В случаях, когда лицо доставляется в медвытрезвитель, основанием для утверждения о нахождении его в состоянии опьянения служит протокол о принятии на вытрезвление лица, находящегося в состоянии опьянения. 1.5. Спорные вопросы, связанные с результатом (результатами) освидетельствования, рассматриваются контрольными комиссиями медицинского освидетельствования на основании личного заявления освидетельствуемого или по ходатайству правоохранительных органов либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого. 1.6. За нарушение установленного порядка освидетельствования, вынесение заведомо ложного заключения виновные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. 2. Освидетельствование в медицинских учреждениях 2.1. Освидетельствование в медицинских учреждениях для установления состояния опьянения проводится в любое время суток в специальных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами-наркологами или в определенных органами здравоохранения лечебно-профилактических учреждениях, или в передвижных специализированных медицинских автолабораториях врачами психиатрами-наркологами, а также специально подготовленными врачами других специальностей. 2.2. Направление на освидетельствование осуществляют работники правоохранительных органов, а также должностные лица предприятий, учреждений и организаций по месту работы освидетельствуемого. Прием на освидетельствование проводится по письменному направлению или по личному требованию уполномоченного на то лица. 2.3. Лица, подлежащие освидетельствованию в медицинских учреждениях, должны быть доставлены к месту освидетельствования не позднее двух часов с момента возникновения обстоятельств, требующих его проведения. 2.4. Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным из-за тяжести или характера полученных травм, то в лечебном учреждении в обязательном порядке проводятся исследования для установления наличия (концентрации) алкоголя в биологических средах (выдыхаемый воздух, моча, кровь, слюна). Во всех случаях врачами лечебно-профилактических учреждений заполняется протокол освидетельствования для установления состояния опьянения. 2.5. Лицо, направившее освидетельствуемого, обязано принять меры к установлению его личности, а врач — удостовериться в личности освидетельствуемого путем ознакомления с документом (паспорт, удостоверение личности, водительское удостоверение и т.п.). Отсутствие личных документов не служит основанием к тому, чтобы не проводить освидетельствование. При отсутствии таких документов в протоколе фиксируются приметы обследуемого, указывается, что данные о его личности записаны со слов освидетельствуемого. 2.6. Допускается проведение освидетельствования по личному обращению без официального направления. При этом освидетельствуемый обязан предъявить документ, удостоверяющий личность, и письменное заявление с подробным изложением причин его просьбы о проведении освидетельствования. Протокол освидетельствования выдается обследуемому на руки или высылается по почте в его адрес. 2.7. Обследование лиц, подлежащих освидетельствованию для установления состояния опьянения, проводится в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь. 2.8. Врач, проводящий освидетельствование, составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной Министерством здравоохранения Республики Беларусь форме. В протоколе подробно излагаются данные, послужившие основанием к вынесению соответствующего заключения. 2.9. Протокол освидетельствования составляется в двух экземплярах, подписывается врачом и заверяется печатью медицинского учреждения. Заключение о результатах освидетельствования сообщается освидетельствуемому. Лицу, направившему освидетельствуемого на освидетельствование, выдается на руки протокол медицинского освидетельствования. При отсутствии направившего лица, протокол освидетельствования высылается соответствующей инстанции по почте. Второй экземпляр протокола остается в учреждении здравоохранения, где проведено освидетельствование, и храниться в порядке, установленном для медицинских карт стационарного больного. 2.10. Каждый случай освидетельствования на предмет установления состояния опьянения фиксируется в обязательном порядке в журнале, который заполняется медицинским работником и хранится в медучреждении 5 лет. 2.11. При несогласии освидетельствуемого лица с результатами освидетельствования проводится его повторное освидетельствование в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь. 3. Освидетельствование с использованием индикаторных трубок «Контроль трезвости» или специальных технических средств (приборов) 3.1. Освидетельствование с использованием индикаторных трубок «Контроль трезвости» или специальных технических средств (приборов) проводится сотрудниками Госавтоинспекции или участковыми инспекторами милиции, прошедшими специальную подготовку. 3.2. Перед применением индикаторных трубок «Контроль трезвости» или специальных технических средств (приборов) проверяется их пригодность. Не подлежат использованию специальные технические средства (приборы), не прошедшие в установленном порядке госпроверку, а также индикаторные трубки «Контроль трезвости», если они имеют механические повреждения внутреннего устройства, нарушена их герметичность, изменен цвет наполнителя, и он пересыпается по трубке, а также если истек срок их годности. 3.3. Освидетельствование с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости» или специального технического средства (прибора) проводится в присутствии двух свидетелей и оформляется протоколом (образец прилагается). Бланки протоколов изготавливаются УВД облисполкомов и Минского горисполкома типографским способом с единой для региона нумерацией и являются документами строгой отчетности. 3.4. Положительная проба на алкоголь в выдыхаемом обследуемым воздухе является подтверждением того, что он употребил алкоголь. При его согласии с результатом обследования и заключением, протокол освидетельствования служит основанием для утверждения о нахождении обследуемого в состоянии алкогольного опьянения. Если обследуемое лицо не согласно с результатом освидетельствования, то оно направляется на медицинское освидетельствование. 3.5. При подозрении на наличие у обследуемого лица травматических повреждений или заболевания, внешние проявления которого сходны с признаками алкогольного опьянения, освидетельствование его с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости» или специального технического средства (прибора) не проводится. Данное лицо, после оказания первой медицинской помощи (если она требуется), доставляется в лечебное учреждение для оказания медицинской помощи и освидетельствования на состояние опьянения. 3.6. Порядок проведения освидетельствования с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости». 3.6.1. Индикаторная трубка «Контроль трезвости» вскрывается непосредственно перед применением в присутствии обследуемого лица и свидетелей. 3.6.2. Производящий освидетельствование надевает мундштук респираторного баллона на конец трубки, расположенной ближе к реагенту. Затем он предлагает обследуемому лицу взять из упаковки индивидуальный мундштук однократного пользования, надеть его на противоположный конец трубки и продуть трубку до полного наполнения респираторного баллона. 3.6.3. Наполнитель под действием паров алкоголя должен изменить окраску с желтой на зеленую в течение 1-2 минут. По высоте окраски наполнителя определяется содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе. Если окраска реагента не изменилась или высота столбика реагента, изменившего окраску с желтой на зеленую, не достигает уровня контрольного пояска, то проба на содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе признается отрицательной. Если высота столбика реагента, изменившего окраску с желтой на зеленую, достигает контрольного пояска, то проба признается положительной. 3.7. Порядок проведения освидетельствования с помощью специальных технических средств (приборов) определяется изготовителем прибора и утверждается Министерствами внутренних дел, здравоохранения и юстиции Республики Беларусь. 4. Настоящая Инструкция вводится в действие с 1 июля 1994 г. 5. Считать утратившей силу Инструкцию N 340/2410/2076 от 7 июля 1992 г. «О порядке направления граждан на освидетельствование для установления состояния опьянения и проведения освидетельствования». ПРИЛОЖЕНИЕ К ИНСТРУКЦИИ Корешок протокола АА N 000000 освидетельствования с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости» или специального технического средства (прибора) —————————————————————— (фамилия, имя, отчество освидетельствуемого; —————————————————————— дата и результат освидетельствования; серия и номер —————————————————————— протокола об административном правонарушении) Протокол получил » » 199 г. —- ———- — —————— (должность, Ф.И.О. —————— подпись) Протокол АА N 000000 освидетельствования с использованием индикаторной трубки «Контроль трезвости» или специального технического средства (прибора) —————————————————————— (дата, время, место освидетельствования) Я, ————————————————————— (должность, звание, фамилия, имя, отчество работника милиции) провел освидетельствование ————————————— (фамилия, имя, отчество; —————————————————————— число, месяц, год рожд.; адрес места жительства —————————————————————— освидетельствуемого; серия и номер документа, удостоверяющего —————————————————————— личность) с использованием ————————————————— (наименование спец.средства, номер прибора) в связи ———————————————————- (указ.обстоятельства, вызвавшие необход. освидетельствования) Результат пробы на алкоголь: ————————————— (проба положительная (отриц.)) Заключение: ——————————————————- (алкогольное опьянение (трезв)) С заключением —————————————————- (согласен (не согласен), подпись освидетельствуемого) Свидетели: 1. —————————————————— (фамилия, имя, отчество) ———————— ———————- (адрес места жительства) (подпись) 2. —————————————————————- (фамилия, имя, отчество) ———————— ———————- (адрес места жительства) (подпись) Подпись лица, составившего протокол —————————- Государственная регистрация. Номер: 367/12. Дата: 17.05.94 г.

8. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N° 251 «О внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. — М., 2011.

9. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 19 марта 2010 г. № 205 «О порядке представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в системе МВД России, и сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск, федеральными государственными гражданскими служащими системы МВД России» // Российская газета. — М., 2010.

10. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 августа 2009 г. № 680. г. Москва «О Перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. — М., 2009.

11. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 марта 2012 г. № 170. г. Москва «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. — М., 2012.

12. Аврутин, Ю. Е., Булавин, С. П. Комментарий к Федеральному Закону «О полиции» / Ю.Е. Аврутин, С.П. Булавин. — М.: Проспект, 2011. — 352 с.

14. Артемьев, А. М. Задачи и функции правоохранительной службы // Вестник Московского университета МВД России. — 2007. — № 5. — С. 26-27.

15. Барсуков, С. И., Борисов, А. Н. Комментарий к Федеральному закону «О полиции». — М.: Юрайт, 2011. — 321 с.

17.Нечипоренко, В. С. Теория и организация государственной службы. — М.: РАГС, 2008. — 298 с.

18. Ноздрачев, А. Ф. Служебное право (государственная гражданская служба). — М., 2007. — 298 с.

19. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации. — М. : Юристъ, 2009. — 252 с.

20. Пресняков, М. В. Конституционное регулирование доступа к государственной гражданской службе: реализация принципов равенства и справедливости. — Саратов: Научная книга, 2007. — 198 с.

УДК 342.951 Ю.А. Королёва*

Правовые и организационные проблемы направления на медицинское освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами

В статье исследуется правовая природа направления водителей на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. На основе анализа содержания рассматриваемой меры автор приходит к выводу о её принадлежности к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Делаются предложения по совершенствованию действующего административноделиктного законодательства.

Ключевые слова: меры административного принуждения, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Управление транспортным средством в состоянии опьянения является не только одним из наиболее серьезных нарушений правил дорожного движения, но и способствует другим нарушениям, возникновению аварийных ситуаций и наступлению тяжких последствий. В этой связи одно из

© Королёва Ю.А., 2016

Королёва Ю.А. Правовые и организационные проблемы направления на медосвидетельствование

приоритетных направлении развития научной мысли и практики связано с совершенствованием правовых и организационных основ освидетельствования водителей, управляющих транспортным средством, на состояние опьянения, а также некоторых аспектов направления данных субъектов на медицинское освидетельствование. Подчеркнем, что направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, по сути, является процессуальным решением, а непосредственно медицинское освидетельствование на состояние опьянения является специальной медицинской процедурой.

Есть мнение о том, что направление на медицинское освидетельствование является первым этапом процедуры медицинского освидетельствования, поскольку последнее не может быть осуществлено без направления (доставления). С данным утверждением нельзя согласиться. Анализ нормативных документов свидетельствует о том, что речь идет о двух самостоятельных действиях, процедура осуществления каждого из которых регулируется специальными нормами. Принципиально разнится статус субъектов, уполномоченных их осуществлять, различны также цели и основания их применения.

С учетом современной трактовки терминов «транспортное средство» и «водитель» (в разъяснении Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N° 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» четко сказано, что «.. .водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще. К водителю также приравнивается лицо, обучающее вождению») можно с уверенностью сказать, что процедура направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения применяется к лицам, управляющим любыми транспортными средствами, т.е. к лицам, управляющим автомототранспортными средствами, судами (воздушными, водными, в т.ч. маломерными), а также к велосипедистам, скутеристам, погонщикам, ведущим по дороге вьючных, верховых животных или стадо, и лицам, обучающим вождению. В данном случае используется широкое понимание транспортного средства, которое корреспондирует с понятием транспортного средства с точки зрения Правил дорожного движения (далее- ПДД) .

Направление на медосвидетельствование (равно как и освидетельствование водителей, управляющих транспортными средствами различного вида, на состояние алкогольного опьянения) осуществляют соответственно должностные лица Ространснадзора, ГИМС МЧС России и т.п. В настоящей статье будут исследованы актуальные проблемы направления на медицинское освидетельствование водителей, управляющих только автомототранспортными средствами, поскольку данные полномочия возложены на должностных лиц ОВД. Направление на медицинское освидетельствование устанавливается и регламентируется довольно большим массивом нормативных актов. Так, например, в соответствии с Федеральным законом РФ «О полиции» сотрудники полиции имеют право направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для расследования по уголовному делу, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, а также проводить освидетельствование указанных граждан на состояние опьянения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации . В настоящее время основания и условия направления водителей на медицинское освидетельствование устанавливаются ст. 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) и Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 (далее — Постановление Правительства РФ № 475) .

Кроме того, следует также обратиться к вышеупомянутым Правилам дорожного движения, в соответствии с п. 2.3.2 которых водитель транспортного средства обязан по требованию сотрудников ДПС проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В то же время в ПДД не устанавливается обязанность водителей выполнить требование уполномоченного должностного лица о направлении на медицинское освидетельствование, что, на наш взгляд, является явным упущением.

К иным участникам дорожного движения (пассажирам, пешеходам) направление медицинское освидетельствование на состояние опьянения должно применяться в порядке, установленном ст. 27.12.1 КоАП РФ, и Постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» . Вместе с тем в правоприменительной деятельности ОВД имеется иное мнение по данной проблематике. Так, опрос сотрудников ДПС показывает, что они при осуществлении контрольнонадзорной деятельности за соблюдением участниками дорожного движения правил дорожного движения всех участников дорожного движения подвергают процедуре освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, а также направляют на медицинское освидетельствование в порядке, определяемом вышеназванным Постановлением Правительства № 475.

Следует признать, что сложившаяся практика более эффективна. Полагаем, что необходимо на законодательном уровне предоставить возможность направлять, а также и проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения в данном порядке всем лицам, являющимся участниками дорожного движения. Намного усложняется принятие решения по делу об административном правонарушении, когда, например, в дорожнотранспортном происшествии (далее — ДТП) участвуют как водитель, так пассажир и пешеход, и все они направляются на освидетельствование, а также проходят освидетельствование на состояние опьянения, в разном порядке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В случае, если лицом не осуществляются функции по управлению транспортным средством, и, например, данное лицо находится в припаркованном автомобиле либо в транспортном средстве, управляемом иным лицом, и если при этом он не совершает административных правонарушений, то правовые основания для предъявления к нему требований о прохождении медицинского освидетельствования отсутствуют вообще.

В соответствии с ч. 3-5 ст. 27.12 КоАП РФ о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол, в котором указываются дата, время, место, основания отстранения от управления или направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о транспортном средстве и о лице, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подписывается должностным лицом, его составившим, и лицом, в отношении которого применена данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

От правильного и своевременного составления протокола о направлении на медицинское освидетельствование зависит своевременное проведение процедуры медицинского освидетельствования, поскольку последняя осуществляется только на основании протокола о направлении . В то же время при оказании неотложной медицинской помощи в медицинских организациях лицам, пострадавшим в ДТП и пребывающим в тяжелом состоянии, медицинское освидетельствование проводится вне зависимости от наличия или отсутствия протокола о направлении на освидетельствование.

Направлению на медицинское освидетельствование, также медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения лицо подлежит в случаях, прямо установленных ст. 27.12 КоАП РФ, а также некоторыми другими нормативными актами (по сути, они являются основаниями для направления), а именно:

1) отказа от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

2) несогласия лица с результатами освидетельствования;

3) наличия достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

4) при наличии повода к возбуждению в отношении лица дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 12.24 КАП РФ и ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ (нарушение ПДД водителем, пешеходом, пассажиром, иными участниками дорожного движения, повлекшее легкий или средней тяжести вред здоровью потерпевшего) (ст. 137 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России № 185 );

5) в случае подозрения лица в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта (ст. 137 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России № 185, и п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).

В результате анализа ст. 27.12 КоАП РФ мы пришли к выводу, что, помимо вышеназванных оснований направления лиц на медицинское освидетельствование, также необходимо учитывать хотя бы одно из следующих условий:

1) лицо, подлежащее направлению, должно управлять транспортным средством соответствующего вида, и в отношении него имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения;

2) в отношении лица, управляющего ТС, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего».

Последнее условие, на наш взгляд, сформулировано не вполне корректно. Во-первых, как указывается в ст. 137 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД России № 185, направлять на медицинское освидетельствование водителей необходимо даже при наличии повода к возбуждению дела, предусмотренного ст. 12.24 КАП РФ. И, во-вторых, законодателем упущен случай, установленный ч. 2 ст. 12.30 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». По сложившейся в деятельности ГИБДД практике в последнем случае выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проводится административное расследование, в рамках которого водитель обязательно направляется на медосвидетельствование.

Таким образом, ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ следует изменить в части, касающейся условий направления на медицинское освидетельствование с учётом сформулированных выше предложений.

Достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, четко перечислены в Постановлении Правительства № 475. К их числу относятся: а) запах алкоголя изо рта; б) неустойчивость позы; в) нарушение речи; г) резкое изменение окраски кожных покровов лица; д) поведение, не соответствующее обстановке.

При наличии либо первого, либо второго условия лицо подлежит прежде всего освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения (ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ). В этой связи возникает вопрос: вправе ли должностное лицо подразделения ГИБДД направить водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, не предложив ему пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения?

Королёва Ю.А. Правовые и организационные проблемы направления на медосвидетельствование …

С точки зрения судебной практики, данный вопрос решается следующим образом . Ни КоАП РФ, ни Постановление Правительства РФ № 475 не содержат норм, исключающих возможность проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения без предварительного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на месте. Более того, направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование возможно при наличии у него лишь внешних признаков опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что должностные лица органов ГИБДД, уполномоченные осуществлять государственный надзор и контроль за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, вправе направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения каждого водителя транспортного средства только при наличии у него достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, т.е. внешних признаков, без предварительного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

В настоящее время данные положения прочно вошли в практику Верховного Суда РФ. Кроме того, как следует из практики, отсутствие в протоколе по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 или ч. 2 ст. 12.26 КоАП, сведений об отказе водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо отсутствие у сотрудника ДПС соответствующего технического средства измерения не является обстоятельством, исключающим возможность привлечения водителя к административной ответственности по нормам данной статьи за отказ от прохождения медицинского освидетельствования. В рассмотренной ситуации особое внимание следует обратить на то, что в протоколе об административном правонарушении должен быть указан хотя бы один внешний признак опьянения из числа названных в п. 3 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 475. В противном случае такой протокол не может служить допустимым доказательством и при подготовке дела к рассмотрению подлежит возвращению в орган, его составивший, для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Справедливости ради отметим, что в некоторых решениях Верховного Суда РФ выражена принципиально иная позиция по рассматриваемому вопросу , которая нам кажется более предпочтительной, поскольку п. 2 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 475, не предусматривает возможности направления водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения без предварительного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Еще одним подтверждением в пользу нашего мнения является то, что в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование необходимо указывать основания его применения. Однако эта позиция не находит своего подтверждения в практике Верховного Суда РФ по делам об административных правонарушениях. Аналогичная позиция реализуется и в практике региональных судов.

Таким образом, с точки зрения сложившейся практики, наличие хотя бы одного из внешних признаков опьянения (например, запах алкоголя изо рта) уже является основанием для направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Интересной, с точки зрения правовой оценки, является ситуация, когда водитель в принципе согласен на медицинское освидетельствование, но отказывается от направления на медицинское освидетельствование, например, по причине удаленности медицинской организации. Несмотря на то, что данная мера принуждения устанавливается, как уже было сказано выше, Федеральным законом «О полиции», КоАП РФ, иными подзаконными нормативными актами, ответственность за отказ от её выполнения нигде не предусматривается. Полагаем, что в данной ситуации водителя можно привлечь как по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции . в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей», так и по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ «Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния». Таким образом, по сложившейся в подразделениях ГИБДД практике отказ водителя от направления на медицинское освидетельствование расценивается как отказ от процедуры медицинского освидетельствования. Из приведенных суждений следует важный вывод о том, что правовая природа направления на медицинское освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами, до сих пор лишена какойлибо законодательной определённости, чего нельзя сказать о медицинском освидетельствовании, которое с точки зрения КоАП РФ является мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Единственный вывод, который можно сделать в результате исследования правовой основы направления на медицинское освидетельствование, это то, что оно является мерой административного принуждения, существенно затрагивающей конституционные права и свободы лиц, в отношении которых оно применяется. Рассматриваемая мера сопряжена с ограничением права на охрану личного достоинства (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ), свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22 Конституции РФ) и др.

В то же время, учитывая цели, задачи, порядок его реализации, с уверенностью можно сказать, что направление на медицинское освидетельствование выполняет обеспечительную роль, имеет ярко выраженный процессуальный характер и применяется с целью реализации медицинского освидетельствования на состояние опьянения и, в конечном счете, для получения доказательств по делу об административном правонарушении. В этой связи мы полагаем, что направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения целесообразно включить в перечень мер обеспечения

производства по делу об административном правонарушении, установленный в ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ, в качестве самостоятельной меры.

В пользу возможности применения направления на медицинское освидетельствование как самостоятельной меры свидетельствуют примеры из практики. Бывают случаи, когда после направления и доставления инспектором ДПС ГИБДД водителя в медицинскую организацию он внезапно отказывается от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, но мера тем не менее была применена и процессуально оформлена. Таким образом, можно с уверенностью констатировать наличие объективной необходимости комплексной переработки с позиции системного подхода существующей нормативной правовой основы применения такой меры административного принуждения, как направление водителей на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Реализация изложенных в работе предложений будет способствовать совершенствованию правовой и организационной основы ее применения.

Список литературы

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 (в ред. от 9 февраля 2012 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

2. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (в ред. от 30 июля 2015 г.) // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. — 1993. — № 47. — Ст. 4531.

4. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2008 г. № 475 (в ред. от 18 ноября 2013 г.) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 27. — Ст. 3280.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Постановление Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 37 «Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения» // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 5. — Ст. 817.

6. Приказ Минздрава России от 14 июля 2003 г. № 308 (в ред. от 5 марта 2014 г.) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. № 185 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Решение Верховного Суда РФ от 11 января 2010 г. по делу № 58АД097.

9. Решение Верховного Суда РФ от 17 июня 2009 г. № ГКПИ09554 по делу об оспаривании п. 2 Правил свидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения, и оформления его результатов направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов.

УДК 342.9

Н.А. Кулаков*

Алгоритм пресечения и документирования административных правонарушений, связанных с незаконным использованием товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара

Статья посвящена исследованию административной ответственности как способу защиты прав на товарный знак. В рамках статьи автор анализирует правовые основы административной ответственности за правонарушения, посягающие на товарный знак, рассматривает особенности применения мер административной ответственности в указанной области органами внутренних дел, а также формулирует ряд предложений по повышению их эффективности. Основным результатом отраженного в статье исследования является описание общего алгоритма действий сотрудников органов внутренних дел по пресечению и документированию административных правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков и иных средств индивидуализации товаров.

ГАРАНТ:

Решением Верховного Суда РФ от 6 июня 2013 г. N АКПИ13-258, оставленным без изменения Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 19 сентября 2013 г. N АПЛ-380, настоящее приложение признано не противоречащим действующему законодательству в части строки «пройти медицинское освидетельствование (согласен (отказываюсь))»

Решением Верховного Суда РФ от 19 сентября 2012 г. N АКПИ12-1120 настоящее приложение признано не противоречащим действующему законодательству в части несогласия лица, управлявшего транспортным средством, с результатами освидетельствования

Приложение N 2
к приказу МВД РФ
от 4 августа 2008 г. N 676

(форма)

Протокол 00 АА N 000000
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения

«__» ________ 20__ г. «__» часов «__» минут _____________________________ (место составления) Я, ______________________________________________________________________ (должность, подразделение, звание, ________________________________________________________________________, фамилия, инициалы лица, составившего протокол) составил настоящий протокол о том, что гражданин (гражданка) /————————————————————\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \————————————————————/ фамилия, имя, отчество ________________________________________________________________________, (дата и место рождения) проживающий(ая) _________________________________________________________ __________________________________________________ тел. ________________, работающий(ая) __________________________________________________________ __________________________________________________ тел. ________________, управлявший(ая) транспортным средством __________________________________ государственный регистрационный знак _____________ на основании ст. 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «__» ________ 20__ г., в «__» час. «__» мин. направлен(а) для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии признаков опьянения _____________________________________________________ (перечислить признаки: запах алкоголя изо рта, _________________________________________________________________________ неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение не соответствующее обстановке) Основание для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (нужное подчеркнуть): 1. Отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. 2. Несогласие с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. 3. Наличие достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Пройти медицинское освидетельствование ______________________ ___________ (согласен/отказываюсь) (подпись) Понятые: 1. Фамилия __________________ Имя _______________ Отчество_______________ адрес места жительства __________________________________________________ _____________________________________________ тел. ______________________ Подпись _________________ 2. Фамилия __________________ Имя _______________ Отчество_______________ адрес места жительства __________________________________________________ _____________________________________________ тел. ______________________ Подпись _________________

Консультации автоюриста по делам о лишении прав: 8-495-979-03-21, 8-495-643-06-95

Есть такая пословица: незнание своих прав не освобождает от ответственности, а знание – освобождает от наказания. Утверждение весьма спорно. Однако некто не будет спорить о том, что незнание своих прав может повлечь незаслуженную ответственность. Именно поэтому каждый водитель должен хотя бы в общих чертах знать процедуру освидетельствования на состояние опьянения.

Порядок проведения освидетельствование на состояние опьянения довольно четко отрегулирован законом, постановлением Правительства и внутриведомственными актами. Отступление от этих норм может повлечь ничтожность результатов проведенного освидетельствования, даже при положительном его исходе.

Постараюсь выделить основные особенности процедуры освидетельствования на опьянение.

Начнем с того, что у водителя может быть выявлено не только алкогольное и наркотическое опьянение, но и опьянение, вызванное иным веществом. Так называемым «иным веществом» чаще всего являются обычные лекарственные препараты, употребление которых может отрицательно повлиять на вождение транспортным средством.

В отношении водителя может быть проведено два разных вида освидетельствования на состояние опьянения: освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте остановки и медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медучреждении. Каждое из указанных освидетельствований предусматривает свою процедуру.

Предшествует любому освидетельствованию процедура выявления у водителя признаков опьянения. Занимаются этим инспектора ДПС на дороге. Правилами предусмотрено лишь шесть признаков, которые могут указывать инспектору о состоянии опьянения водителя. Этими признаками являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке. При этом признаки опьянения не являются доказательством вины автолюбителя, а являются лишь основанием для проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

После того как инспектор ДПС «почуял неладное» он должен прямо на месте остановки водителя или на ближайшем посту провести освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Проверять водителя на предмет употребления наркотиков, в том числе потребовать сдать мочу, на месте остановки инспектор ДПС не имеет право.

Однако перед тем как инспектор ДПС проведет освидетельствование на алкогольное опьянение, он должен пригласить двух понятых. Понятыми могут быть любые незаинтересованные в исходе дела граждане. Нельзя привлекать в качестве понятых других сотрудников ДПС, участников ДТП и иных лиц, которые могут иметь даже малейшую заинтересованность в исходе освидетельствования. Количество понятых должно быть не менее двух, при всей процедуре освидетельствования они должны присутствовать одновременно.

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения проводится специально утвержденными средствами измерения (алкотестерами) путем отбора пробы выдыхаемого воздуха. Алкогольное опьянение определяется наличием этилового спирта в концентрации, превышающей 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.

По результатам освидетельствования на месте на алкоголь инспектор ДПС может сделать один из следующих выводов: «состояние опьянения обнаружено» или «состояние опьянения не обнаружено». Вывод о наличии состояния опьянения инспектор ДПС делает при наличии вышеперечисленных признаков опьянения и показаний прибора, превышающих 0,16 мг/л. Письменное согласие водителя с «положительными» результатами первичного исследования на алкоголь заканчивает освидетельствование и является основанием для признания его виновным в нетрезвом (в состоянии алкогольного опьянения) вождении.

Между тем водитель может не только не согласиться с результатами освидетельствования, проведенного сотрудником ДПС, но и вообще отказаться проходить данное освидетельствование. В обоих случаях водителю не грозит абсолютно никакой ответственности. Единственное, что в данном случае может сделать инспектор ДПС, так это направить «подозрительного» водителя уже на медицинское освидетельствование.

Медицинским освидетельствование называется в связи с тем, что проводится оно не на дороге инспектором ДПС, а медицинским работником в специализированном медицинском учреждении. Самым главным отличием медицинского освидетельствования от первичного освидетельствования на алкоголь является то, что отказ от медосвидетельствования в отличие от отказа от освидетельствования, проводимого инспектором ДПС, влечет такую же ответственность, как и установленный факт нетрезвого вождения. При этом ответственность предусмотрена как за отказ проехать по требованию инспектора ДПС для прохождения медицинского освидетельствования в медучреждение, так и за отказ проходить освидетельствование (выполнять требования врача) по приезду.

Направить водителя для прохождения медицинского освидетельствования инспектор ДПС имеет право лишь в одновременном присутствии двух понятых.

Процедура медицинского освидетельствования на состояние опьянения заключается в том, что сначала водителю предлагается осуществить выдох в алкотестер для определения алкогольного опьянения, а после это сдать биологический объект (мочу) для анализа на предмет употребления наркотиков и иных вызывающих опьянения веществ. Кровь на анализ при медосвидетельствовании берут лишь в случае, если водитель находится в беспомощном состоянии.

При определении в рамках процедуры медосвидетельствования в выдыхаемом воздухе этилового спирта в концентрации, превышающей 0,16 мг/л выдыхаемого воздуха, или остатков наркотических или иных вызывающих опьянения веществ в моче водителя составляется акт, в котором делается вывод о наличии опьянения. Согласие водителя с «положительными» результатами медицинского освидетельствования для признания их допустимым доказательствами не требуется.

Адвокат Центра защиты прав автовладельцев Рощин Дмитрий Николаевич