Инвентаризация активов и обязательств

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 ноября 2007 года №180

Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь

(по состоянию на 22 апреля 2010 года)

На основании Положения о Министерстве финансов Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 "Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь", Министерство финансов Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по инвентаризации активов и обязательств.

2. Признать утратившими силу Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Министерством финансов Республики Беларусь 5 декабря 1995 г. № 54 (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1996 г., № 3).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2008 г.

Утверждена Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 года №180

Инструкция по инвентаризации активов и обязательств

Глава 1. Общие положения

1. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (далее Инструкция) устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.

Нормативные правовые акты Министерства финансов

Для целей настоящей Инструкции к инвентаризируемым активам относятся:

внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности, вложения во внеоборотные активы (в том числе незавершенное строительство), прочие внеоборотные активы);

оборотные активы (запасы и затраты (в том числе сырье, материалы (покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; конструкции и детали; топливо; тара и тарные материалы; запасные части; прочие материалы; материалы, переданные в переработку на сторону; строительные материалы; инвентарь и хозяйственные принадлежности; специальная оснастка и специальная одежда на складе; специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации) и другие активы, животные на выращивании и откорме (в том числе молодняк животных), незавершенное производство и полуфабрикаты, расходы на реализацию, готовая продукция и товары для реализации (в том числе товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства), товары отгруженные, выполненные этапы по незавершенным работам, расходы будущих периодов, прочие запасы и затраты);

дебиторская задолженность;

расчеты с учредителями;

денежные средства;

финансовые вложения;

прочие оборотные активы.

К инвентаризируемым обязательствам организации относятся:

долгосрочные кредиты и займы;

краткосрочные кредиты и займы;

кредиторская задолженность;

задолженность перед учредителями;

резервы предстоящих расходов;

прочие виды обязательств.

3. В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в том числе неучтенных) путем:

сопоставления с данными бухгалтерского учета;

выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально;

выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания;

проверки обязательств с целью правильного формирования доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности и др.;

проверки образования и использования источников собственных средств, средств целевого финансирования и др.

4. Инвентаризация проводится:

обязательно в случаях, установленных частью третьей статьи 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года "О бухгалтерском учете и отчетности" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 34, ст. 566; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 63, 2/785);

по решению руководителя организации;

по решению контролирующих (надзорных) органов или ревизионной группы в ходе проведения проверки в порядке, установленном законодательством;

при коллективной (бригадной) материальной ответственности, в случае смены руководителя (бригадира), выбытии из коллектива (бригады) более пятидесяти процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады);

в иных случаях, установленных законодательством.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ВходРегистрацияОплатить доступ

Все статьи Инвентаризация отложенных налоговых обязательств и их списание (Денисова М.О.)

Если на протяжении нескольких отчетных периодов на счете 77 "Отложенные налоговые обязательства" без движения числятся суммы, происхождение которых не установлено, то рано или поздно возникнут следующие вопросы. Нужно ли и можно ли списать с баланса данные суммы? В каком порядке осуществляется такое списание? Какие документы оформляются и какие проводки формируются?

Обязательство как объект бухгалтерского учета

Для того чтобы установить правила списания сумм, числящихся на счете 77, информация о происхождении которых по тем или иным причинам утрачена, необходимо правильно квалифицировать объект учета, подлежащий списанию.
В силу требования ст. 5 Закона N 402-ФЗ <1> к объектам бухгалтерского учета относятся обязательства организации. Вместе с тем на уровне российского законодательства по бухгалтерскому учету определение такой категории, как "обязательства организации", отсутствует.
———————————
<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Согласно п. 7.3 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России <2> (далее — Концепция) обязательством считается существующая на отчетную дату задолженность организации, которая является следствием свершившихся проектов ее хозяйственной деятельности и расчеты по которой должны привести к оттоку активов. Однако в самой же Концепции (см. п. 2.3) указано, что если какое-либо ее положение противоречит положению законодательного или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит последнее.
———————————
<2> Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.

На данный момент в качестве нормативных актов по бухгалтерскому учету выступают соответствующие ПБУ, утвержденные Минфином, в частности ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" <3>. Данное Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций. Вместе с тем ПБУ 18/02 предусматривает отражение в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащей уплате в бюджет (то есть существующей задолженности), но и сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов (ими являются отложенные налоговые обязательства и активы). В терминологии МСФО отложенные налоговые обязательства (далее — ОНО) — это суммы налогов на прибыль, подлежащие уплате в будущих периодах в отношении налогооблагаемых временных разниц.
———————————
<3> Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

ОНО признаются в том отчетном периоде, в котором возникают налогооблагаемые временные разницы (п. 15 ПБУ 18/02).
В свою очередь, временные разницы — это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а базу по налогу на прибыль — в другом или в других отчетных периодах (п. 8 ПБУ 18/02).
Таким образом, ОНО признается в учете и отчетности в качестве самостоятельного долгосрочного обязательства (п. 23 ПБУ 18/02), возникшего в результате осуществленных операций и свершившихся событий, порядок признания которых в целях бухгалтерского учета и налогообложения отличен друг от друга.
Далее нужно совершить ряд обязательных процедур, предшествующих списанию обязательства в виде ОНО.

Инвентаризация обязательств

В силу требования ст. 11 Закона N 402-ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации, при которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, сопоставляемое с данными регистров бухгалтерского учета. В рассматриваемом случае цель инвентаризации — выявление фактического наличия обязательства в виде ОНО, что можно сделать только путем сопоставления данных бухгалтерского и налогового учета (показателей отчета о финансовых результатах и деклараций по налогу на прибыль) и установления соответствующих различий между признанными доходами (расходами). При обнаружении таких различий необходимо установить период и причины их возникновения. В результате подобных манипуляций может быть обнаружена искомая временная разница, которая и привела к образованию числящегося на балансе организации обязательства в виде ОНО.
Можно предположить, что суммы ОНО, "подвисшие" на счете 77 "Отложенные налоговые обязательства", образовались в прошлых отчетных периодах по причине:
— превышения суммы налоговых расходов над суммой расходов в бухгалтерском учете;
— превышения суммы бухгалтерских доходов над суммой доходов, признанных в целях налогообложения.
Нельзя исключать, что остаток по счету 77 мог образоваться из-за допущенной в прошлых отчетных периодах ошибки, например, такой как:
— квалификация разниц между бухгалтерскими и налоговыми доходами (расходами) в качестве временных, а не постоянных (то есть ошибочное формирование записей по кредиту счета 77, а не кредиту счета 99);
— неотражение в учете фактов уменьшения, полного погашения ОНО (то есть ошибочное неформирование записей по дебету счета 77 в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам");
— неотражение фактов списания ОНО в связи с выбытием активов и обязательств, по которым оно было начислено (то есть ошибочное неформирование записей по дебету счета 77 в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки").
Дальнейшая судьба ОНО полностью зависит от итогов инвентаризации.
Если по результатам инвентаризации искомая временная разница, послужившая причиной возникновения ОНО, найдена и существует на момент проведения инвентаризации, то показывать обязательство в виде ОНО в учете и отчетности правомерно.
Если временная разница, послужившая причиной возникновения ОНО, найдена, но уже аннулирована в прошлых отчетных периодах, что ошибочно не повлияло на величину ОНО, либо временная разница вообще не обнаружена, то бухгалтер должен воспользоваться положением п. 4 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, согласно которому выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Регистрация расхождений и списание обязательства

Регистрация в учете расхождений, выявленных по итогам инвентаризации, с последующим списанием ОНО полностью зависит от причин образования расхождений.
По нашему мнению, организация вправе списать ОНО, руководствуясь одним из предложенных ниже сценариев.

Спишем как ошибку

Если по итогам инвентаризации установлены причины возникновения ОНО и обнаружены ошибки, вследствие которых обязательство не было списано в учете и отчетности, ОНО подлежит списанию путем исправления обнаруженных ошибок в соответствии с требованиями ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" <4>. Списать ОНО проводкой Дебет 77 Кредит 68 можно только в том случае, если по итогам инвентаризации было установлено наличие у организации существующего обязательства по налогу на прибыль, не учтенного на счете 68, в размере, эквивалентном величине ОНО.
———————————
<4> Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

В остальных случаях исправление проводится в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" или со счетом 99 "Прибыли и убытки" в зависимости от существенности ошибки, периода ее совершения и обнаружения (см. п. п. 9 и 14 ПБУ 22/2010).

Спишем как прибыль прошлых лет

Если по итогам инвентаризации не установлены причины возникновения ОНО и не обнаружены ошибки, вследствие которых обязательство не было списано в учете и отчетности, ОНО подлежит списанию путем признания прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году (см. п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации" <5>, п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ <6>).

Электронная версия печатного издания «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь»

Согласно названным документам такая прибыль (в рассматриваемом случае — условный доход по налогу на прибыль) признается в бухгалтерском учете по мере образования (выявления) (см. п. 16 ПБУ 9/99) на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования (бухгалтерской справки) и приказа (распоряжения) руководителя организации. В этом случае необходимо сделать корреспонденцию Дебет 77 Кредит 99.
———————————
<5> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
<6> Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Отдельно о применении счета 99

Обращаем особое внимание: при списании ОНО в состав прочих доходов (на финансовые результаты) используется именно счет 99, а не счет 91 "Прочие доходы и расходы". Не углубляясь в экономическую сущность ОНО и влияние изменений его величины на финансовые результаты организации, объяснить применение счета 99 можно, обратившись к Инструкции по применению Плана счетов <7>. Согласно описанию счета 77 при выбытии объекта актива или вида обязательства, по которому ОНО было начислено, его величина списывается проводкой Дебет 77 Кредит 99.
———————————
<7> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Иными словами, в условиях, когда становится ясно, что возникшая ранее временная разница уже не сможет повлиять в будущем на величину налога на прибыль, изменение величины ОНО корректирует показатель условного дохода по налогу на прибыль. Данный факт раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (п. 25 ПБУ 18/02).
По нашему мнению, аналогичным образом следует оценивать и факт списания ОНО в состав прочих доходов (на финансовые результаты) по итогам его инвентаризации.

* * *

Если на счете 77 находятся суммы, происхождение которых не выяснено, нужно провести инвентаризацию активов и обязательств, что позволит установить соответствие данных бухгалтерского учета фактическим обстоятельствам и подготовить при необходимости почву для списания ОНО.
Если в результате инвентаризации причины возникновения ОНО выявлены, то оценивается еще и правомерность дальнейшего учета обязательства на балансе организации. Списание ОНО допустимо, если установлен факт наличия ошибки по уменьшению (полному погашению) названного обязательства в прошлых отчетных периодах.
Если в итоге инвентаризации причины возникновения ОНО не выявлены и организация не может подтвердить правомерность учета указанного обязательства на балансе, то его величину необходимо списать на финансовые результаты. Основание — итоги инвентаризации, бухгалтерская справка, приказ (распоряжение) руководителя организации.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 6 марта 2018 г. № 16
«Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Цифровые знаки (токены)» и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Министерства финансов Республики Беларусь»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2016 г. № 104
«Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», внесении дополнения и изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 46 и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 111 и отдельных структурных элементов некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 апреля 2016 г. № 27
«О некоторых вопросах бухгалтерского учета в связи с деноминацией официальной денежной единицы Республики Беларусь»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 октября 2014 г. № 69
«Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 января 2010 г. № 2»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2014 г. № 46 (ред. от 12.12.2016 № 104)
«Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Консолидированная бухгалтерская отчетность», внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50, признании утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 декабря 2006 г. № 161»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 10 декабря 2013 г. № 80
«Об утверждении Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 05 февраля 2013 г. № 8
«Об установлении порядка отражения в бухгалтерском учете части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2012 г. № 60
«Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 24 августа 2012 г. № 51
«О внесении изменений в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2012 г. № 41»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 26
«Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и признании утратившими силу некоторых постановлений и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25
«О некоторых вопросах бухгалтерского учета»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18 июня 2012 г. № 38
«Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету денежных средств, заработанных на республиканских субботниках, и признании утратившими силу нормативного правового акта и отдельных структурных элементов нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 11 июня 2012 г. № 35
«Об утверждении Инструкции о порядке расчета стоимости чистых активов и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 113
«Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. № 112
«Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102
«Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50
Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12 ноября 2010 г. № 133
«Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету запасов и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 196
«Об утверждении Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 05 декабря 2008 г. № 183 (ред. от 27.08.2009 № 106)
«Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету хозяйственных операций, связанных с приватизацией объектов, находящихся в государственной собственности»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180 (ред. от 22.04.2010 № 50)
«Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 27 августа 2007 г. № 124 (ред. от 18.02.2010 № 11)
«Об утверждении Инструкции о порядке ведения бухгалтерского учета при осуществлении лотерейной деятельности, внесении дополнения в постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 21 февраля 2002 г. № 21, признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам лотерейной деятельности»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 22 декабря 2006 г. № 164
«Об утверждении нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету» (вместе с «Инструкцией о порядке раскрытия информации и представления бухгалтерской отчетности о финансовых инструментах», «Инструкцией по бухгалтерскому учету ценных бумаг»)

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г.

10 правил инвентаризации

№ 168
«Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «Резервы, условные обязательства и условные активы»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 75 (ред. от 02.07.2010 № 84)
«Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 25 августа 2003 г. № 121
«Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты»

Инвентаризация активов и обязательств — процедура выявления фактического наличия активов и обязательств, в сопоставлении с данными регистров бухгалтерского учета.

Комментарий

Инвентаризация активов и обязательств — это процедура выявления фактического наличия активов и обязательств, в сопоставлении с данными регистров бухгалтерского учета. Главным результатом инвентаризации является уточнение фактических остатков имущества, активов, обязательств.

Организации сами определяют порядок и сроки проведения инвентаризации, но есть случаи, когда проведение инвентаризации обязательно. Инвентаризация, к примеру, обязательно проводится перед составлением годового финансового отчета, как процедура подтверждения фактического наличия активов и обязательств (см. Случаи обязательного проведения инвентаризации).

Инвентаризация является важной процедурой, так как она позволяет выявить излишки и недостачи имущества, подтвердить фактическое наличие активов и обязательств, определить фактические остатки имущества.

Главным нормативным документом, который регулирует порядок проведения инвентаризации, является — Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств утверждены Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ссылка на текст документа в разделе Дополнительно). Этим документом утверждены также формы учета результатов инвентаризации. Применение именно этих форм в настоящее время не обязательно, но многие продолжают применять именно их. Тем более, что если не применять формы из Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49, то придется разработать аналогичные и применять их.

Порядок проведения инвентаризации

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и материально ответственному лицу.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц (п. 2.8. Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49).

Проводить выверку дебиторской и кредиторской задолженности рекомендуется путем подписания с каждым контрагентом Акта сверки взаимных расчетов, который составляется с каждой организацией, у которой и перед которой есть задолженность.

Следует отметить, что подписание Акта сверки взаимных расчетов сторонами является не просто формальностью. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Подписание Акта сверки взаимных расчетов означает признание сторонами существующей задолженности и срок исковой давности начинает течь заново (Письмо Минфина России от 19.07.2011 N 03-03-06/1/426, Письмо ФНС России от 06.12.2010 N ШС-37-3/16955 и др.).

То же касается и Акта сверки расчетов с налоговым органом. Подписание такого акта налогоплательщиком означает признание указанной в акте недоимки. Так, абз. 3 п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 указывает: В качестве достаточных доказательств, подтверждающих наличие и размер недоимки, судом могут быть расценены подписанный налоговым органом и законным (уполномоченным) представителем должника акт сверки по лицевому счету налогоплательщика, а также требования налоговых органов об уплате налогов, решения о взыскании недоимки за счет денежных средств и иного имущества при условии, что в отношении требований по обязательным платежам, включенным в указанные документы, должником не заявлены соответствующие возражения по существу данных требований.

Отражение результатов инвентаризации

Результаты инвентаризации оформляются актами инвентаризации. Например, Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 предусмотрены:

Унифицированная форма N ИНВ-1 "ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ"

Унифицированная форма N ИНВ-3 "ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ"

Унифицированная форма N ИНВ-17 "АКТ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ, ПОСТАВЩИКАМИ И ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ"

Результатом инвентаризации имущества может быть:

— совпадение учётных и фактических остатков

— Недостача (превышение учётных остатков над фактическими)

— излишки (превышение фактического остатка над учётным)

— Пересортица (имущество одного наименования, но разных сортов находится одновременно в излишке и недостаче)

По налогу на прибыль стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации определяется как сумма учтенного дохода (в порядке, предусмотренном п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ) (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Первоначальная стоимость основного средства, которое выявлено в результате инвентаризации, определяется как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 и 20 ст. 250 НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Когда проведение инвентаризации обязательно

Случаи, когда проведение инвентаризации обязательно, указаны в п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов — один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Минфин РФ указал, что нужно ориентироваться именно на этот список ситуаций, когда инвентаризация обязательна ("Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год" (приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01)).

Проведение инвентаризации дебиторской задолженности, по которой создается резерв по сомнительным долгам по налогу на прибыль, обязательно. Так, указывается, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Другими случаями, когда проведение инвентаризации является обязательным является, например, продажа предприятия как имущественного комплекса. Так, ст. 561 ГК РФ указывает, что состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации. До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

Статья 158 (п. 4) НК РФ, которая определяет особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса, требует, чтобы к сводному счету-фактуре прилагался акт инвентаризации.

Участие аудитора в инвентаризации

В случае, если организация подлежит обязательному аудиту (см. Какие организации подлежат обязательному аудиту?), то при проведении инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского отчета следует привлекать аудиторов.

Аудиторскими стандартами предусматривается участие аудитора в процедуре инвентаризации (Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"). Участие аудитора в инвентаризации важно, так как посредством этой процедуры аудитор получает аудиторские доказательства. Так Правило (Стандарт) N 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях, регулирует порядок присутствия аудитора при проведении инвентаризации материально-производственных запасов.

Если аудитор не участвовал в инвентаризации, то это может быть основанием, чтобы высказать модифицированное мнение в аудиторском заключении. На это указывают п. 8, 9, 10 Федерального стандарта аудиторской деятельности (ФСАД 2/2010) "Модифицированное мнение в аудиторском заключении" (Приложение N 2 к Приказу Минфина России N 46н).

Определения из нормативных актов

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств

1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Нормативные акты по теме

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"

Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации"

Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств"

Видео

Бухгалтерский вестник ИРСОТ. Выпуск 23. Инвентаризация: пять правил, которые важно знать

Дополнительно

Материально ответственное лицо (МОЛ) — работник, который несет материальную ответственность перед работодателем за сохранность вверенного ему имущества и денежных средств

Пересортица — выявление излишков одного сорта и недостача другого сорта товаров одного и того же наименования

Недостача материальных ценностей — превышение учётных остатков над фактическими (при инвентаризации)

Какие организации подлежат обязательному аудиту?

Внешние ссылки

Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г.

N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" (base.garant.ru)