Инвентаризация расчетов с бюджетом

Инвентаризация расчетов с бюджетом

При проведении инвентаризации расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами проверке подлежат дебетовые остатки по счетам:

— 68 "Расчеты по налогам и сборам" (суммы ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, суммы образовавшихся переплат по налогам и т.п.);

— 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (суммы образовавшихся переплат по взносам во внебюджетные фонды, задолженность ФСС РФ, возникшая в связи с выплатами пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, произведенными организацией, и т.п.).

Проверяются также кредитовые остатки по счетам:

— 68 "Расчеты по налогам и сборам" (задолженность перед бюджетом по налогам и сборам);

— 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (задолженность перед внебюджетными фондами по взносам на обязательное социальное страхование).

Сверка расчетов с бюджетом проводится, как минимум, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Service Temporarily Unavailable

Результаты сверки с налоговым органом оформляются актом совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.

Состояние расчетов проверяется по каждому налогу (сбору, взносу) и бюджету, в который он уплачивается.

В ходе проведения инвентаризации устанавливаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности (пп. "в" п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации). При этом п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предписывает организациям согласовывать отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом с соответствующими органами и не допускать наличие в бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам.

Для отражения результатов инвентаризации расчетов с бюджетом может применяться справка (Приложение к унифицированной форме N ИНВ-17), которая составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета. Справка является основанием для оформления акта инвентаризации расчетов (может применяться унифицированная форма N ИНВ-17).

См. образец акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. Унифицированная форма N ИНВ-17.

См. образец справки к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (Приложение к унифицированной форме N ИНВ-17).

Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 948;

Все статьи О проведении сверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами (Нестеров С.Е.)

Проведение сверки расчетов, в том числе с бюджетом и внебюджетными фондами, перед составлением годовой отчетности является обязательной процедурой. При проведении такой сверки могут быть выявлены как недоимки, ошибочно начисленные налоги и пени, так и переплата по налогам и сборам, которую учреждение может зачесть в счет предстоящих платежей или вернуть на расчетный счет. С учетом специфики нашего журнала расскажем о проведении сверки расчетов с бюджетом по НДФЛ и внебюджетными фондами в связи с уплатой страховых взносов.

Налоговое законодательство о проведении сверки расчетов

Право учреждений на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки по ним установлено в пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ. При этом налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ). Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, а справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение 10 дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса.
Результаты сверки расчетов оформляются актом. Форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (далее — акт сверки расчетов) утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.
Акт сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Порядок передачи акта сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@.

К сведению. Налоговый орган должен сообщать налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Общие положения о проведении сверки расчетов с налоговыми органами

Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика установлен разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденного Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ (далее — Регламент). Рекомендации по применению данного раздела приведены в Письме ФНС России от 08.05.2007 N СК-6-25/375@.
Следует отметить, что сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:
— ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
— при процедуре снятия налогоплательщика с учета в случае перехода из одной налоговой инспекции в другую;
— при процедуре снятия налогоплательщика с учета в случае ликвидации (реорганизации) организации;
— по инициативе налогоплательщика;
— в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Является ли сверка расчетов перед проведением инвентаризации расчетов обязательной? Согласно п. 20 Инструкции N 157н <1> учреждения перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должны провести инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок ее проведения регламентирован Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Одной из составляющих инвентаризации является инвентаризация расчетов, в том числе расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. В п. 3.44 названных Методических указаний установлено, что инвентаризация расчетов с бюджетом заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Следовательно, провести сверку расчетов необходимо.
———————————
<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Чтобы провести сверку расчетов с налоговой инспекцией, учреждению нужно представить в ФНС соответствующее заявление. В заявлении также можно перечислить конкретные виды налогов, по которым учреждение хочет провести сверку. Заметим, что форма заявления не утверждена, поэтому его можно подать в произвольной форме. При этом согласно пп. 2 п. 27 Административного регламента <2> налоговые органы вправе отказать в проведении сверки при отсутствии в запросе:
— полного наименования организации;
— ИНН заявителя;
— почтового адреса (адреса электронной почты) заявителя;
— подписи, а также фамилии и инициалов физического лица — представителя организации, представившего и (или) подписавшего запрос, печати организации (в запросе, представленном на бумажном носителе не на бланке организации, изготовленном типографским способом).
———————————
<2> Административный регламент ФНС по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.

Заявления о проведении сверки расчетов налогоплательщика могут поступать от налогоплательщиков (их представителей) лично или передаваться по почте (п. 3.4.1 Регламента).
Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки расчетов в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом заявления (п. 3.4.3 Регламента).
Срок проведения сверки расчетов, формирования и составления соответствующего акта не должен превышать:
— 10 рабочих дней — при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика;
— 15 рабочих дней — при выявлении расхождений.
В случае отсутствия в акте сверки расчетов расхождений на документе ставятся подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр подготовленного акта в течение трех рабочих дней вручается налогоплательщику, или отправляется по почте заказным письмом, или передается ему в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение дня, следующего за днем составления такого акта. Если акт сверки расчетов вручается лично, на его втором экземпляре ставятся дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя) (п. 3.1.3 Регламента).
При выявлении расхождений между сведениями налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения расхождений (п. 3.1.4 Регламента).
Если выявлена ошибка, допущенная по вине налогового органа, в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший данную ошибку. Срок для исправления ошибки — не более пяти рабочих дней. После получения служебных записок из отделов об исправлении ошибок в базе данных в течение трех рабочих дней со дня получения последней служебной записки формируется акт сверки расчетов с учетом внесенных изменений на текущую дату в двух экземплярах.
При выявлении ошибки, допущенной учреждением, согласно п. 3.4.6 Регламента ему направляется уведомление по форме, приведенной в Приложении 2 к Регламенту, с указанием ошибки и налога, по которому она выявлена.

Документы и регистры, содержащие информацию, необходимую для сверки расчетов по НДФЛ

На основании ст. 226 НК РФ организации и предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми работники-налогоплательщики получают доходы, признаются налоговыми агентами. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ, рассчитанную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
Как известно, налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных последним налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета (п. 1 ст. 230 НК РФ).
Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать:
— налогоплательщика;
— вид выплачиваемых ему доходов и предоставляемых налоговых вычетов в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В настоящее время действует Приказ ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ "Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников";
— суммы доходов и даты их выплаты;
— статус налогоплательщика;
— даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа.
Документом, подтверждающим исполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налога в бюджет, является платежное поручение.
В налоговой инспекции на организацию открываются лицевые счета — карточки расчетов с бюджетом (РСБ), которые ведутся по каждому налогу с разбивкой по бюджетам, при этом:
— начисления производятся на основании показателей сданных деклараций (расчетов);
— сведения об уплаченных суммах налогов поступают из территориальных органов Федерального казначейства.

Положения законодательства о страховых взносах, касающиеся проведения сверки уплаченных страховых взносов

Совместная сверка уплаченных страховых взносов может быть проведена по предложению органа контроля за их уплатой или плательщика страховых взносов. Результаты такой сверки оформляются актом, который подписывается плательщиком страховых взносов и уполномоченным должностным лицом органа контроля за их уплатой (п. 9 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ <3>).
———————————
<3> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Форма заявления, с которым учреждение должно обратиться в орган контроля за уплатой страховых взносов (в ПФР или ФСС), законодательно не установлена. Следовательно, такое заявление можно подать в произвольной форме.
Отметим, что сроки проведения сверки и процедура получения учреждением акта сверки расчетов также не прописаны в Законе. Вместе с тем формы актов сверки расчетов утверждены Приказом N 979н <4> (формы 21-ПФР и 21-ФСС РФ).
———————————
<4> Приказ Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов".

В случае когда в ходе сверки расчетов выявлены излишне уплаченные суммы страховых взносов, учреждение имеет право на зачет этих сумм в счет предстоящих платежей, погашения задолженности по пеням и штрафам, за правонарушения, предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ, или на их возврат. Для реализации права на зачет или возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов необходимо подать заявление по форме, приведенной в Приказе N 979н:
— заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 22-ПФР);
— заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 22-ФСС РФ);
— заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 23-ПФР);
— заявление о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 23-ФСС РФ);
— заявление о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 24-ПФР);
— заявление о возврате сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов (форма 24-ФСС РФ).
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 13 ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ).
Контролирующий орган в течение 10 дней должен принять решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм после получения соответствующего заявления от учреждения или подписания акта сверки расчетов.

Инвентаризация бюджетных и внебюджетных фондов

О принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов или отказе в таком зачете (возврате) сообщается учреждению в течение пяти дней со дня его принятия. Формы решений также приведены в Приказе N 979н.

К сведению. В соответствии с п. 13 Порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством <5> страхователь имеет право запросить справку о состоянии его расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных территориального органа ФСС. Запрашиваемая справка выдается в течение пяти дней со дня поступления в территориальный орган ФСС соответствующего письменного запроса страхователя.
———————————
<5> Порядок учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.11.2009 N 908н (действует в редакции от 13.06.2013).

Документы и регистры, содержащие информацию, необходимую для сверки расчетов по страховым взносам

Частью 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что работодатели, производящие выплаты работникам, являются плательщиками страховых взносов. Согласно ч. 6 ст. 15 данного Закона работодатели — плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. Для организации такого учета предназначены индивидуальные карточки, которые открываются на каждого работника. В целях унификации ведения индивидуального учета в Письме ПФР от 26.01.2010 N АД-30-24/691, ФСС РФ от 14.01.2010 N 02-03-08/08-56П представлена форма карточки индивидуального учета.
Общие суммы выплат и вознаграждений, относящихся к объекту обложения страховыми взносами, указываются в отдельном регистре, форма которого утверждается в учетной политике учреждения.
Уплата страховых взносов отражается в отдельных расчетных документах, направляемых в ПФР, ФСС и ФФОМС (ч. 8 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ). Следовательно, документами, подтверждающими полноту и своевременность перечисления страховых взносов, являются платежные поручения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Бюджетные организации являются плательщиками в доход государственного бюджета различных взносов, налогов и платежей.

26. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

При организации учета операций по расчетам с бюджетом в бюджетных организациях руководствуются нормами Налогового кодекса Республики Беларусь и другими законодательными актами.

Взносу в государственный бюджет подлежат:

1) суммы, полученные от реализации излишнего неиспользуемого оборудования, транспортных средств, излишних и неиспользуемых материальных запасов, предметов в составе оборотных средств, приобретенных за счёт средств бюджета;

2) суммы оприходованных материалов, полученных от ликвидации объектов базовых средств, приобретенных за счёт бюджетных средств, при условии, что материалы подлежат реализации;

3) суммы, отнесенные на виновников недостач объектов базовых средств, предметов в составе оборотных средств, приобретенных за счёт средств бюджета;

4) суммы исчисленной разницы между учетной стоимостью недостающих материальных запасов, приобретенных за счёт бюджетных средств, отнесенных на виновных лиц, и суммой причинœенного вреда;

5) суммы, возмещаемые родителями за питание детей в учреждениях дошкольного образования, за обучение в школах искусств, за содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

6) налоги и другие приравненные к ним платежи.

Для учета расчетов с бюджетом предназначен активно-пассивный субсчет 173 ʼʼРасчеты с бюджетомʼʼ. По кредиту субсчета 173 записываются причитающиеся к уплате в государственный бюджет суммы налогов, сборов и иных платежей, а также возврат или зачет переплат по отдельным видам платежей. По дебету субсчета 173 учитываются платежи, перечисленные в бюджет.

В целях раздельного учета и отчетности по платежам к данному субсчету организации могут открыть дополнительные субсчета аналитического учета.

Дебетовый и кредитовый остатки по субсчету 173 определяются по данным аналитического учета͵ который ведется отдельно по каждому виду налога, сбора и платежа в книге учета средств и расчетов формы 292.

Корреспонденция счетов бухгалтерского учета по субсчету 173 ʼʼРасчеты с бюджетомʼʼ:

Дт Кт Содержание операции

080, 082 173 – начислены налоги, отнесенные на себестоимость продукции

(работ, услуг);

237, 280 173 – начислены налоги, уплачиваемые из выручки от реализации

продукции (работ, услуг);

411 173 — начислен налог на прибыль;

180 173 — сумма удержанного подоходного налога из заработной платы

работников;

173 100, 103 – перечисление задолженности перед бюджетом с текущего

счета;

173 111 — перечисление задолженности перед бюджетом с текущего

счета по внебюджетным средствам.

Читайте также

  • — Порядок расчетов с бюджетом

    Бюджетные организации являются плательщиками в доход государственного бюджета различных взносов, налогов и платежей. При организации учета операций по расчетам с бюджетом в бюджетных организациях руководствуются нормами Налогового кодекса Республики Беларусь и… .