Инвентаризационная комиссия

Инвентаризационная комиссия

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а в случае большого объема работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Персональный состав как постоянно действующей, так и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

В состав инвентаризационной комиссии могут быть включены любые работники организации. Членами комиссии, как правило, являются:

— представители администрации организации;

— работники бухгалтерской службы;

— другие специалисты (работники технических, финансовых, юридических и других служб).

Кроме того, в инвентаризационную комиссию могут быть включены работники службы внутреннего аудита организации, а также представители независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Например, при инвентаризации горюче-смазочных материалов в состав инвентаризационной комиссии могут входить работники службы горюче-смазочных материалов, председателем комиссии может быть назначен заместитель руководителя предприятия или инженер (главный инженер).

Если при проведении инвентаризации отсутствует хотя бы один член комиссии, то результаты инвентаризации могут быть признаны недействительными (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).

Материально ответственные лица не могут входить в состав инвентаризационной комиссии, однако их присутствие при проверке фактического наличия имущества является обязательным. Это следует из совокупности норм, установленных в п. п. 2.3, 2.8 Методических указаний по инвентаризации.

Количество членов инвентаризационной комиссии не регламентируется действующими нормативно правовыми актами и определяется организацией самостоятельно исходя из специфики осуществляемой деятельности и вида инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия

Как следует из формы N ИНВ-22, обычная численность комиссии вместе с председателем — четыре члена.

Инвентаризационная комиссия при проведении инвентаризации:

— заносит в соответствующие инвентаризационные описи (акты) точное наименование инвентаризируемого объекта с указанием его номенклатуры (отличительных признаков), принятой в учете (в случае, если опись не содержит такой информации) (п. 2.9 Методических указаний по инвентаризации);

— указывает количество ценностей в единицах измерения, принятых в учете (основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств в кассе, документарных ценных бумаг и т.д.), определяемое путем натурального подсчета, взвешивания, обмера (п. п. 2.7, 2.9 Методических указаний по инвентаризации);

— осуществляет осмотр основных средств на предмет их дальнейшего использования. При выявлении не пригодных к эксплуатации и не подлежащих восстановлению объектов основных средств соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.) (п. 3.6 Методических указаний по инвентаризации);

— осуществляет осмотр товарно-материальных ценностей на предмет их дальнейшего использования. При выявлении неиспользуемых или морально устаревших ценностей, а также ценностей, которые полностью или частично потеряли свое первоначальное качество или дальнейшее использование которых представляется сомнительным, соответствующая информация заносится в отдельную инвентаризационную опись (акт) или акт на списание (п. п. 3.25, 3.26 Методических указаний по инвентаризации);

— подтверждает существование активов, не имеющих материально-вещественной формы (денежные средства на счетах в банках, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.), путем документальной проверки (п. п. 3.8, 3.14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);

— подтверждает балансовую оценку активов, проверяя корректность начисления оценочных резервов;

— определяет правильность и обоснованность числящихся сумм дебиторской и кредиторской задолженности путем проверки документов, подтверждающих существование требования или обязательства (п. п. 3.44, 3.48 Методических указаний по инвентаризации). Кроме того, инвентаризационной комиссии может быть поручено проведение сверки с контрагентами, указанными в справке об имеющейся кредиторской и дебиторской задолженности;

— получает расписку материально ответственных лиц в соответствующих инвентаризационных описях (актах) до начала и после окончания инвентаризации (абз. 3 п. 2.4, п. 2.10 Методических указаний по инвентаризации).

При наличии в организации постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий их задачи разделяются (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия обобщает работу рабочих инвентаризационных комиссий и представляет руководству результаты проведенных инвентаризаций (о пересортице, о запасах, которые частично потеряли свое первоначальное качество, о неиспользуемых материальных ценностях и т.д.). Постоянно действующая инвентаризационная комиссия может выполнять следующие функции:

— организация проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;

— инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;

— осуществление контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями;

— проверка обоснованности выводов по результатам инвентаризаций рабочих инвентаризационных комиссий, в том числе в отношении предложенных зачетов по пересортице;

— проведение в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризаций и др.) повторных сплошных инвентаризаций;

— рассмотрение объяснений от должностных лиц, допустивших недостачу или порчу материальных ценностей, а также иные нарушения, и предоставление предложений о порядке регулирования выявленных недостач, потерь от порчи и прочих отклонений;

— проведение профилактической работы по обеспечению сохранности имущества;

— осуществление инвентаризации активов и обязательств организации, в том числе проведение выборочных инвентаризаций материальных ценностей в местах их хранения (переработки);

— обобщение и представление на утверждение руководителю итогов инвентаризации.

См. образец акта о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей. Унифицированная форма N ИНВ-24.

См. образец журнала учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризации. Унифицированная форма N ИНВ-25.

Рабочая инвентаризационная комиссия обеспечивает натуральный подсчет (фактическое наличие) имущества (обязательств), проверку их состояния и оформляет инвентаризационные описи по каждому виду инвентаризируемого имущества (обязательства). В компетенцию рабочих инвентаризационных комиссий может входить:

— проведение инвентаризации активов и обязательств, в том числе в обособленных подразделениях организации;

— анализ результатов инвентаризации и разработка предложений, в том числе по зачету недостач и излишков по пересортице, списанию недостач в пределах норм естественной убыли (совместно с бухгалтерией);

— подготовка предложений по улучшению порядка приемки, хранения и отпуска материальных ценностей, учета и контроля их сохранности.

Инвентаризационная комиссия несет ответственность за соблюдение сроков и порядка проведения инвентаризации, своевременность и правильность оформления документов по инвентаризации (в том числе за полноту и точность указания в инвентаризационной описи (акте) отличительных признаков и фактических остатков проверяемых материальных ценностей) (п. 2.6 Методических указаний по инвентаризации).

Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 3762;

Все статьи Осмотр помещений и инвентаризация имущества при проведении выездной налоговой проверки с учетом Закона N 134-ФЗ (Авдеев В.В.)

Должностные лица налоговых органов, непосредственно проводящие налоговую проверку, могут производить осмотр используемых территорий или помещения налогоплательщика либо осмотр объектов налогообложения, а также инвентаризацию имущества. Целью этих процедур является определение соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным налогоплательщиком. Об этом в свете последних изменений Закона читайте в предложенном материале.

В соответствии с п. 1 ст. 92 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Смотрите, например, Постановление ФАС Поволжского округа от 4 июля 2006 г. по делу N А49-954/06-94А/22; Постановление ФАС Уральского округа от 19 декабря 2005 г. N Ф09-5791/05-С1 по делу N А60-21753/05; Постановление ФАС Уральского округа от 21 апреля 2005 г. N Ф09-1580/05-АК по делу N А47-8530/04.

Поводом к проведению осмотра может явиться наличие у налогового органа информации о полученных налогоплательщиком товарно-материальных ценностях, не отраженных в бухгалтерском учете, о наличии производственных мощностей (цехов) и других структурных подразделений, осуществляющих виды деятельности, не отраженные в учредительных документах налогоплательщика, о производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), выручка от реализации которой не показывается в учете и отчетности, о занижении объемов, расценок в строительстве по актам выполненных работ и в других аналогичных случаях.

Обратите внимание, что Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее — Закон N 134-ФЗ) в п. 1 ст. 92 НК РФ внесены изменения, а именно, он изложен в новой редакции.

С 1 января 2015 г. согласно данному пункту указанной статьи НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку либо камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

При этом осмотр территорий, помещений лица, в отношении которого проводится указанная камеральная налоговая проверка, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Таким образом, с 1 января 2015 г. применение ст. 92 НК РФ станет возможным не только при проведении выездной проверки, но и камеральной на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ.

Отмечаем, что согласно изменениям Закона N 134-ФЗ положение п. 8.1 ст. 88 НК РФ с 1 января 2015 г. будет применяться в следующей редакции: "При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с гл. 21 НК РФ возложена соответствующая обязанность, в случае если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям".

Пункт 2 ст. 92 НК РФ регламентирует, что осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра (смотрите, например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 мая 2008 г.

Вопрос 2. Подготовка к инвентаризации. Инвентаризационные комиссии

N Ф04-1880/2008(2272-А27-29) по делу N А27-7450/2007-6; Постановление ФАС Центрального округа от 6 декабря 2006 г. по делу N А08-11840/05-7).

Отмечаем, что Законом N 134-ФЗ в п. 2 данной статьи внесены изменения, которые сопровождаются изменениями, внесенными в ее п. 1.

Положения п. 2 ст. 92 НК РФ с 1 января 2015 г. будут применяться в случаях, не предусмотренных п. 1 ст. 92 НК РФ.

Обратите внимание, что согласно п. 3 ст. 92 НК РФ осмотр производится в присутствии понятых (смотрите, например, Постановление ФАС Центрального округа от 18 июня 2007 г. по делу N А35-1857/06-С18; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16 марта 2006 г. N Ф04-2374/2006(20768-А46-23) по делу N 13-733/05).

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).

При этом согласно п. 5 ст. 99 НК РФ фотографические снимки и негативы, киноленты, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве действия, прилагаются к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля.

В п. 5 ст. 92 НК РФ закреплено, что при производстве осмотра составляется протокол (форму протокола можно найти в Приложении N 4 к Приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах").

Общие требования, предъявляемые к протоколу, содержатся в ст.

99 НК РФ.

В указанной статье закреплено, что в случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы. Протоколы составляются на русском языке.

В протоколе указываются:

— его наименование;

— место и дата производства конкретного действия;

— время начала и окончания действия;

— должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

— фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

— содержание действия, последовательность его проведения;

— выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. Подписывается данный документ составившим его должностным лицом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.

В п. 13 ст. 89 НК РФ предусмотрено, что при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также осматривать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения в порядке, установленном ст. 92 НК РФ. Именно это положение "роднит" процедуры осмотра и инвентаризации при проведении выездной налоговой проверки. Однако не забывайте, что, например, осмотр документов и предметов — это в некоторых случаях, в отличие от инвентаризации, самостоятельный вид налогового контроля, который может при определенных условиях осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

В пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Министерством финансов Российской Федерации (далее — Минфин России).

Порядок проведения налоговой инвентаризации изложен в совместном Приказе Минфина России N 20н и МНС России N ГБ-3-04/39 от 10 марта 1999 г. Несмотря на определенное отставание в некоторых вопросах от реалий налоговой практики, налоговые органы при проведении инвентаризации руководствуются именно этим документом. По своему экономическому характеру и процедурам налоговая инвентаризация схожа с проводимой ежегодно плановой инвентаризацией. Различия состоят в целях проведения: целью налоговой инвентаризации является выявление неучтенных объектов основных средств и имущественного комплекса, не включенных в состав налоговой базы по проверяемому налогу.

Названным выше Приказом от 10 марта 1999 г. утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее — Положение).

В данном документе указывается, что распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств (форму распоряжения смотрите в Приложение N 1 к Положению).

Распоряжение регистрируется в журнале регистрации распоряжений о проведении инвентаризации (смотрите Приложение N 2 к Положению).

В п. 1.5 Положения регламентировано, что основными целями инвентаризации являются:

— выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;

— сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;

— проверка полноты отражения в учете обязательств.

Налоговые органы вправе привлекать для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика экспертов, переводчиков и других специалистов.

Перечень имущества, проверяемого при налоговой проверке, устанавливается руководителем государственной налоговой инспекции (его заместителем).

При этом проверка фактического наличия имущества производится при участии должностных лиц, материально ответственных лиц, работников бухгалтерской службы налогоплательщика.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств (п. 2.4 Положения).

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (п. 2.5 Положения).

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств и другого имущества, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Налогоплательщик должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.

Пункт 3.1 указанного Положения фиксирует, что до начала инвентаризации рекомендуется проверить:

— наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

— наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

— наличие документов на основные средства, сданные или принятые налогоплательщиком в аренду и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.

При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.

При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации.

Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности налогоплательщика.

При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям — указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и так далее), год постройки и другое; по каналам — протяженность, глубину и ширину (по дну и поверхности), искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и тому подобное (п. 3.3 Положения).

Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в соответствии с основным назначением объекта. Если объект подвергся восстановлению, реконструкции, расширению или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное его назначение, то он вносится в опись под наименованием, соответствующим новому назначению.

В случае если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений и другое) или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях. Для этих целей также привлекаются эксперты.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально с указанием заводского инвентарного номера по техническому паспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и так далее (п. 3.4 Положения).

Раздел 5 Положения гласит, что по результатам проведенной инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость результатов, выявленных инвентаризацией (форму смотрите в Приложении N 3 к Положению), которая подписывается председателем комиссии.

Результаты инвентаризации имущества налогоплательщика отражаются в акте документальной проверки и учитываются при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия

Cтраница 1

Постоянно действующие инвентаризационные комиссии организуют контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций. Как показывает практика, проверке подлежат не менее 10 — 15 процентов наименований наиболее ценных материалов, числящихся в описи. Общее количество контрольных проверок обычно составляет не менее 10 процентов количества фактически проведенных инвентаризаций.  

На постоянно действующие инвентаризационные комиссии возлагается общее руководство проведением инвентаризации, инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий, проверка правильности результатов инвентаризации и обоснованности зачетов по пересортице ценностей, разработка предложений о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи материальных ценностей.  

Члены постоянно действующей инвентаризационной комиссии не только получают представленные им объяснения и материалы, но одновременно проверяют и правильность составления сличительных ведомостей, а также инвентаризационных описей и выведенных книжных остатков. Членам инвентаризационной комиссии это нужно для того, чтобы установить характер выявленных недостач, потерь и порчи ценностей, а также их излишков. А по совокупности полученных сведений им еще нужно отрегулировать инвентаризационные разницы и окончательно оформить результаты инвентаризации, т.е. принять окончательные управленческие решения. В этом состоит заключительный этап инвентаризации.  

Для проведения инвентаризации создаются постоянно действующие инвентаризационные комиссии в составе руководителя предприятия или его заместителя ( председателя комиссии), главного бухгалтера или руководителя контрольно-учетной группы ( в производственных единицах), начальников структурных подразделений и представителей общественности.  

Осуществляется, как правило, постоянно действующей инвентаризационной комиссией, в состав которой входят представители администрации, бухгалтерии и работников.  

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая выполняет организационно-контрольные функции по своевременному проведению обязательных и выборочных инвентаризаций имущества и финансовых обязательств. В организациях с большим объемом работ могут создаваться рабочие инвентаризационные комиссии.  

Для проведения инвентаризации на предприятиях создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. В ее состав включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты. При большом объеме работ создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Инвентаризация должна осуществляться комиссией в полном составе. Отсутствие даже одного члена комиссии достаточно, чтобы признать результаты инвентаризации недействительными.  

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.  

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.  

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризации допускается возлагать на нее.  

Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его заместителя ( председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений ( служб); представителей общественности. В состав комиссии должны включаться опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учет.  

Результаты инвентаризации остатков массовых материалов должны оформляться постоянно действующей инвентаризационной комиссией путем составления акта. Состав комиссии определяется приказом руководителя предприятия ( стройки) по согласованию с главным бухгалтером.  

Предложения о возможности взаимного зачета пересортицы представляются рабочей инвентаризационной комиссией на рассмотрение постоянно действующей инвентаризационной комиссии, и окончательное решение по ним принимает руководитель предприятия.

Постоянно действующая инвентаризационная комиссия

Для правильной постановки инвентаризационной работы крупные экономические субъекты создают специальные комиссии: постоянно действующую инвентаризационную комиссию и рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав этих комиссий обычно утверждается приказом руководителя предприятия. Внешний ( независимый) аудитор, как правило, проверяет постановку инвентаризационной работы у экономического субъекта как одной из важнейших составных частей внутрихозяйственного контроля. При этом аудитор может воспользоваться, скажем, одним из рассмотренных ниже иных методологических приемов фактического контроля, например осмотра.  

Окончательные заключения и предложения по результатам инвентаризации выносит и утверждает на своем заседании постоянно действующая инвентаризационная комиссия.  

Страницы:      1    2

Поиск Лекций

Задачи и состав инвентаризационной комиссии

Нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации

1. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" (в ред. от 16.04.2005).2. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 30.06.2003).3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н, от 24.03.2000 N 31н).5. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г.

Приказ о создании инвентаризационной комиссии образец

N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в ред. Постановлений Госкомстата РФ от 27.03.2000 N 26, от 03.05.2000 N 36).

Виды инвентаризации

Проводимая инвентаризация может быть классифицирована по след. основным признакам :по основанию проведения бывает а)плановая-которая проводится с датой указанной в предварительном плане и заверены подписью руководителя. Б) внеплановая(внезапная)-она проводится по требованию руководителя в связи с необходимостью или требование правоохранительных органов. 2. По обьему проверки а) полная, т.е инвентаризация характерна тем, что организуется по всем видам имущества и обязательств( проверяется все р/с)..Б) частичная- проверяется только часть, которую необходимо проверить(при выкупе продаже, передаче в аренду и смене МОЛ)..По полноте охвата а) сплошная-когда инвентаризация охватывает все инвентаризируемое имущество. Б) выборочная-производится проверка выборочной части имущества…4 по обьектам инвентаризации в основе проведения этой инвентаризации лежит имущественная(группировка имущества по видам назначения и источникам формирования. Инвентаризации подлежат не только ценности , которые принадлежат организации но и ценности взятые в аренду или лизинг.

Инвентаризация-элемент метода б.у

Инвентаризация-это способ проверки фактического наличия имущества с данными бух.учета. инвентаризация позволяет проверить все ли хоз.операции оформлены в документах и отражены на счетах бух учета, а так же внести необходимые уточнения и исправления. Инвентаризация как элемент метода бухгалтерского учета позволяет через проверку в натуре материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств выявить их фактическое состояние. Она или подтверждает данные бухгалтерского учета, или выявляет неучтенные ценности и допущенные потери, хищения, недостачи. При помощи инвентаризации также контролируется сохранность материальных ценностей и денежных средств, проверяется полнота и достоверность данных бухгалтерского учета и отчетности. Основные задачи инвентаризации: 1.выявление фактического наличия ос, тмц, ценных бумаг и т.д.2. контроль за сохранностью тмц и денежных средств. Он осущ. Путем сверки фактического наличия с данными б.у. 3. Выявление тмц частично потерявших свое первоначальное качество.4. выявление сверхнормативных и неиспользуемых мат.ценностей с целью последующей реализации…5 проверка соблюдения правил и условий хранения мат.ценностей а также правил содержания и эксплуатации машин и оборудования, проверка реальной стоимости учтенных на балансе ТМЦ.

Задачи и состав инвентаризационной комиссии

Для проведения инвентаризации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия Методических указаний по инвентаризации имущества).При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии.При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии, проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее. Перед проведением инвентаризации проводятся подготовительные мероприятия. Руководитель издает приказ где указано. 1. Состав комиссии(пофамильно) с указанием должности2 сроки проведения. 3. Причина по которой проводится инвентаризация =.(при ем передача ценностей, увольнение мол или составление отчетностей и указание в какие сроки результаты должны быть сданы в бухгалтерию. После того когда приказ подписан комиссия осуществляет ряд подготовительных мероприятий1. Проверяется пожарно-охранная сигнализация 2. Наличие закрываемых складских помещений 3. Наличие сейфов. 4. Наличие измерительных приборов. 5. Проверить наличие договора о материальной ответственности.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Инвентаризация, и ее роль в бухгалтерском учете. Виды инвентаризации Порядок, сроки проведения и оформление инвентаризации

Одним из важнейших требований, предъявляемых к учету является требование реальности и точности его показателей.

Однако при ведении учетных записей могут возникнуть расхождения между показателями учета и фактическим наличием имущества организации.

Причинами расхождений и несоответствия учетных данных фактическому наличию имущества могут быть:

— естественная убыль (усушка, испарение, выветривание и т.д.)

— ошибки при приеме и отпуске (излишки, недостачи, пересортица);

— ошибки в учете (неправильные записи, арифметические ошибки в подсчетах);

— злоупотребления материально-ответственных лиц.

Поэтому периодически необходима сверка фактического наличия имущества с учетными данными, которая проводится при помощи инвентаризации.

При сверке результатов инвентаризации с данными бухгалтерского учета устанавливают расхождения — недостачи или излишки.

Инвентаризация — это проверка и документальное подтверждение фактического наличия хозяйственных средств и источников, выявление отклонений от учетных данных.

В зависимости от полноты охвата имущества организации инвентаризация бывает полная и частичная.

При полной инвентаризации проверке подвергаются все без исключения средства организации и расчеты.

Общие правила проведения инвентаризации

Она проводится 1 раз в год перед составлением годового отчета.

При частичной инвентаризации проверке подлежат отдельные виды имущества (основные средства, нефтепродукты, денежные средства в кассе и др. материальные ценности), числящиеся за одним материально ответственным лицом.

По периодичности проведения инвентаризация подразделяется на плановую и внеплановую.

Плановая инвентаризация проводится в установленные сроки согласно плана.

Внеплановая (внезапная) инвентаризация проводится без предварительного плана (внезапно) по инициативе руководителя организации или по требованию ревизора, по сигналам работников о злоупотреблениях материально-ответственного лица.

Кроме этого различают инвентаризацию:

* сплошную

* выборочную

* необходимую

* повторную

Сплошная инвентаризация охватывает проверку всего без исключения имущества, числящегося за конкретным материально-ответственным лицом.

Выборочная — проверке подвергаются только отдельные виды ценностей у конкретного материально-ответственного лица.

Необходимая инвентаризация проводится при смене материально-ответственного лица, после стихийных бедствий, при хищениях, при переоценке материальных ценностей.

Повторная инвентаризация проводится в случае, когда возникли сомнения в качестве проведенной инвентаризации у конкретного материально-ответственного лица.

Ответственность за своевременное и качественное проведение инвентаризации несут руководитель и главный бухгалтер организации.

Для проведения инвентаризации приказом руководителя создается инвентаризационная комиссия, председателем которой является руководитель или его заместитель. В состав комиссии входят главные специалисты по отраслям и работники бухгалтерии. Определяются объекты инвентаризации и сроки ее проведения.

Инвентаризация обычно проводится на 1 число месяца, так как по всем видам материальных ценностей в бухгалтерии отражаются остатки на 1 число каждого месяца.

Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо обязано сдать отчет и все первичные документы на поступление и расход материальных ценностей в бухгалтерию. Материально-ответственные лица дают комиссии расписку о том, что все приходные и расходные документы к началу инвентаризации сданы в бухгалтерию и все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию обязательно в присутствии материально-ответственного лица.

Согласно Закона РБ "О бухгалтерском учете и отчетности" сроки и порядок проведения инвентаризации определяются руководителем организации.

В соответствии с Законом проведение инвентаризации обязательно:

— при смене собственника или реорганизации предприятия;

— при ликвидации предприятия;

— перед составлением годового отчета;

— при смене руководителя организации или другого материально-ответственного лица;

— при установлении фактов хищения, злоупотреблений, порчи материальных ценностей;

— в случае стихийных бедствий;

— по решению контролирующих или судебных органов.

Конкретные рекомендуемые сроки проведения инвентаризации по видам имущества в сельскохозяйственных организациях предусмотрены "Методическими указаниями по инвентаризации имущества и средств в расчетах сельскохозяйственных предприятий".

Итоги инвентаризации оформляются в Инвентаризационной описи, которая составляется в двух экземплярах:

1-ый — сдается в бухгалтерию;

2-й — материально-ответственному лицу.

Инвентаризационную опись подписывают все члены комиссии, а материально-ответственное лицо расписывается в приеме перечисленных в описи материальных ценностей на ответственное хранение.

Дата добавления: 2015-11-10; просмотров: 1020;

Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая инвентаризация.

При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов.

1.3 Порядок и сроки проведения инвентаризации.

Количество, порядок и сроки проведения инвентаризации определяет руководитель организации, кроме тех случаев, когда ее проведение обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене или замещении в результате временного отсутствия материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

— при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей – немедленно при установлении таких фактов;

— в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;

— при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;

— других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.

Порядок проведения инвентаризации в организации оформляется в виде приложения к приказу об учетной политике, которое включает в себя :

— график проведения плановых и внеплановых инвентаризаций (в т.ч. обязательных) в отчетном году;

— даты проведения плановых инвентаризаций;

— перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия и одновременно создается рабочая инвентаризационная комиссия имущества. Необходимо заметить, что «постоянно действующая инвентаризационная комиссия» создается на год, а рабочая инвентаризационная комиссия на период проведения инвентаризации.

Существенное правило для всех инвентаризаций – отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результата инвентаризации недействительным.

Персональный состав рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем подразделений (организаций) в приказе (распоряжении) об инвентаризации по форме № ИНВ-22 (Приложение № 1). В нем же конкретизируется состав имущества, подлежащего инвентаризации, определяются порядок и сроки проведения инвентаризации, и назначается председатель инвентаризационной комиссии. После подписания руководителем приказ (копия) вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Приказ или распоряжение регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации по унифицированной форме № ИНВ–23 (Приложение № 2), утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 (в ред. От 03.05.2000 № 36) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Перед началом инвентаризации рабочая комиссия проверяет готовность складов, цехов к инвентаризации, получает последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчет о движении материальных ценностей.

Необходимо обратить внимание, что фактическое наличие имущества проверяется при обязательном участии материально ответственных лиц.

Предпочтительно, чтобы каждая группа подсчета состояла из двух человек – один человек считает, другой записывает информацию (в течение инвентаризации они должны меняться обязанностями).

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «___»(дата), что должно служить бухгалтерам основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально-ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход, запись делается на 1 странице инвентаризационной описи ИНВ-3.

Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности проведения инвентаризации в течение нескольких дней.

При проведении инвентаризации в течение нескольких дней, помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе комиссии должны быть опечатаны.

Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

2. Учетная практика проведения инвентаризации имуществ и обязательств ДГЭ ОАО «КАМАЗ»

2.1.

О постоянно действующей инвентаризационной комиссии.

Порядок проведения инвентаризации.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 г. № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением об Учетной политике ОАО «КАМАЗ» и организаций ОАО «КАМАЗ»,утвержденным приказом от 28.12.2006 № 255 все подразделения и организации ОАО «КАМАЗ» обязаны проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств перед составлением и сдачей годового отчета.

Порядок проведения инвентаризации подробно установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Министерства Финансов РФ от 13.06.1995 г № 49 и «Методическими указаниями», утвержденными приказом ГД ОАО «КАМАЗ» от 28.06.04 № 211.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», приказа Министерства финансов РФ от 21.12.2001 № 119н, Учетной политики ОАО «КАМАЗ» проведение инвентаризации обязательно:

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене или замещении в результате временного отсутствия материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

— при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей – немедленно при установлении таких фактов;

— в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже;

— при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;

— других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина РФ.

В целях организации постоянного контроля за сохранностью имущества организации и подразделения ОАО «КАМАЗ» проводят инвентаризацию ежемесячно 10% материально-производственных запасов (МПЗ), 100% особоучитываемую номенклатуру (ОУН) и ежеквартально МПЗ, хранящиеся на складах свыше 1 года.

Все организации и подразделения ОАО «КАМАЗ» обязаны проводить инвентаризацию в следующие сроки:

а) МПЗ (готовая продукция, товары для перепродажи на складах и на базах промышленных товаров, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства, материальные ценности в рем. боксах)

— по состоянию на 30 сентября в объеме 100%;

— ежеквартально на последнее число квартала 100% МПЗ от общей балансовой стоимости;

— ежеквартально на последнее число квартала 10% МПЗ, находящихся на складах свыше 1 года;

б) ОУН – ежемесячно в объеме 100%;

в) нефтепродукты – не реже одного раза в месяц;

г) основные средства, в т.ч. тара, нематериальные активы, а также незавершенный капитальный ремонт основных средств – не менее одного раза в год, и в обязательном порядке по состоянию на 31 сентября отчетного года;

д) незавершенное строительство, неустановленное оборудование на складах и в монтаже, расходы будущих периодов по состоянию на 30 ноября;

е) финансовые вложения – не менее одного раза в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 31 декабря отчетного года;

ж) капительные вложения – не менее одного раза в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности по состоянию на 31 декабря отчетного года;

з) драгоценные металлы, алмазы и изделия из них – не менее одного раза в год;

и) библиотечные фонды – один раз в пять лет;

к) денежные средства, денежные документы, ценности и бланки строгой отчетности – не менее одного раза в месяц;

л) расчеты с банками (по расчетным, валютным и др. счетам, ссудам) – по мере получения выписок из банка;

м) расчеты по платежам в бюджет – не менее одного раза в год;

н) расчеты между организациями (подразделениями) акционерного общества – ежемесячно;

о) расчеты с дебиторами и кредиторами – не менее одного раза в квартал;

п) остальных статей баланса – один раз в год на 31 декабря отчетного года.

До начала инвентаризации в подразделениях и организациях ОАО «КАМАЗ» издается приказ или распоряжение, которые являются письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Приказ (распоряжение) подписывается руководителем, копия вручается председателю инвентаризационной комиссии.

Приказ или распоряжение регистрируется в Журнале учета контроля за выполнением приказов о проведение инвентаризации по унифицированной форме № ИНВ-23, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88.

В ОАО «КАМАЗ» действует Центральная инвентаризационная комиссия (далее – ЦИК), утвержденная приказом ГД ОАО «КАМАЗ» от 06.05.2002 № 188, которая осуществляет организаторские, контрольные, методологические функции, связанные с ходом проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете, сохранности собственности в ОАО «КАМАЗ» и дочерних обществах.

При инвентаризации применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88, от 27.03.2000 № 26.