ИП оказывает услуги иностранной организации

Содержание

Услуги иностранных перевозчиков: как платить НДС

Нередко российские организации привлекают иностранных перевозчиков для транспортировки грузов как по территории России, так и за ее пределы. Как правило, иностранные перевозчики не являются налоговыми резидентами России. Нужно ли начислять и удерживать НДС при оплате их услуг? Этот вопрос волнует многих бухгалтеров. В статье подробно рассмотрено, в каких случаях российская организация — потребитель транспортных услуг иностранной компании является налоговым агентом по НДС.

При предоставлении транспортных услуг иностранными перевозчиками самое главное — определить, является ли местом оказания таких услуг территория России. Ведь согласно пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Поэтому давайте выясним, в каких случаях транспортные услуги, оказанные иностранной организацией, будут считаться реализованными на территории России.

Определение места реализации транспортных услуг

Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен ст.148 НК РФ. По общему правилу местом реализации работ (услуг) признается территория России, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории Российской Федерации. Об этом сказано в пп.5 п.1 указанной статьи. Исключение из общего правила составляют услуги, перечисленные в пп.1 — 4 п.1 ст.146 НК РФ, но транспортные услуги в них не упоминаются.

Следовательно, местом реализации транспортных услуг признается территория Российской Федерации, если она является местом деятельности организации, оказывающей данные услуги. Это возможно в следующих ситуациях:

  • организация фактически присутствует на территории России на основании государственной регистрации;
  • Россия указана в качестве места деятельности в учредительных документах организации (при отсутствии госрегистрации);
  • Россия является местом нахождения органов управления организацией;
  • Россия является местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации.

Если организация имеет постоянное представительство в России и услуги оказаны через него, то в этом случае местом деятельности данной организации также признается территория России (п.2 ст.148 НК РФ).

Обратите внимание: такой порядок определения места деятельности организации не применяется при оказании услуг по международной перевозке воздушным и водным транспортом. Об этом говорится в абз.2 п.2 ст.148 НК РФ. Если авиа- или морская перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами российской территории, то Россия не признается местом деятельности организации, оказывающей эти услуги.

На автомобильные и железнодорожные перевозки нормы п.2 ст.148 НК РФ не распространяются. Место осуществления таких перевозок определяется по месту деятельности организации, оказывающей транспортные услуги, на основании пп.5 п.1 той же статьи. Таким образом, место реализации транспортных услуг, а следовательно, и возникновение объекта налогообложения по НДС, напрямую зависит от того, каким видом транспорта осуществляется перевозка.

Перечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг) за пределами или на территории Российской Федерации, предусмотрен п.4 ст.148 Кодекса. Это:

  • контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Особенности налогообложения перевозок различными видами транспорта

Как отмечалось выше, определение места реализации транспортной услуги, осуществленной автомобильным или железнодорожным транспортом, существенным образом отличается от определения места реализации услуги по перевозке водным или воздушным транспортом. Рассмотрим конкретные ситуации, когда иностранная организация осуществляет перевозки различными видами транспорта.

Перевозка автомобильным или железнодорожным транспортом

Рассмотрим ситуацию, когда иностранная организация, не состоящая на налоговом учете в Российской Федерации, осуществляет перевозку автомобильным транспортом.

Пример 1. Иностранный перевозчик осуществляет для российской организации перевозку грузов автомобильным транспортом с территории Австрии на территорию России. У российской организации имеется контракт, заключенный с иностранным перевозчиком, и документы, подтверждающие факт выполнения услуги (акт сдачи-приемки), подписанные обеими сторонами сделки. Иностранная организация не является налоговым резидентом России.

В этом случае местом реализации автотранспортной услуги Российская Федерация не является. Следовательно, объекта налогообложения по НДС не возникает. При этом не имеет значения, осуществлялась ли перевозка исключительно по территории иностранного государства, или по территории России и иностранного государства, или только по российской территории.

Место реализации услуг по перевозке железнодорожным транспортом определяется по тем же правилам, что и по перевозке автотранспортом.

Перевозка морским (речным) или воздушным транспортом

При осуществлении иностранной организацией для российского партнера перевозок воздушным или водным транспортом место реализации транспортной услуги определяется в зависимости от того, где расположены начальный и конечный пункты перевозки. Если хотя бы один из них расположен на территории России, то местом реализации транспортных услуг будет считаться Российская Федерация.

Пример 2. Российская организация заключила договор с иностранной фирмой на перевозку грузов морским транспортом из Португалии. Груз прибывает в порт Санкт-Петербурга.

В данном случае один из пунктов перевозки, а именно пункт назначения — это порт, расположенный на территории России. Поэтому местом реализации транспортных услуг является территория Российской Федерации.

Следовательно, услуги иностранного перевозчика, оказанные российской организации — заказчику, признаются объектом налогообложения по НДС, а российская организация — налоговым агентом.

Теперь рассмотрим на конкретном примере определение места реализации услуг иностранного перевозчика при авиаперевозках.

Пример 3. Российская организация пользуется услугами французской транспортной компании при перевозке грузов авиатранспортом из Тулузы в Токио.

В этом случае начальный и конечный пункты авиаперевозки расположены за пределами России, поэтому местом реализации указанных услуг ее территория не является. Следовательно, не возникнет и объекта налогообложения.

Порядок исчисления и уплаты НДС при получении услуг иностранного перевозчика

Иностранные организации, не состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, но реализующие товары (работы, услуги), местом реализации которых является территория России, признаются плательщиками НДС. На это указывает п.1 ст.161 НК РФ.

Налоговая база по таким операциям формируется как сумма дохода иностранной организации от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога и определяется налоговыми агентами — российскими организациями (потребителями товаров, работ, услуг) отдельно при совершении каждой операции (п.п.1 и 2 ст.161 НК РФ).

Обратите внимание! Ответственность налогового агента

Налоговый агент несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него налоговых обязанностей. Это установлено п.5 ст.24 НК РФ. Так, за неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, которые налоговый агент обязан удержать и перечислить, на него могут быть возложены штрафные санкции. Размер штрафа согласно ст.123 НК РФ составляет 20% от суммы, подлежащей перечислению в бюджет.

Если налоговый агент привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, то это не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет причитающиеся суммы налога и пеней (п.5 ст.108 НК РФ). Следовательно, если налоговый агент, удержав налог, не перечислил его в бюджет и за это был оштрафован, то он обязан уплатить не только налог, но и пени за просрочку платежа.

За непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, налоговому агенту грозит штраф. Размер штрафа составляет 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Налоговые агенты при выплате дохода иностранной организации обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Причем эту обязанность нужно исполнить вне зависимости от того, является ли сама российская организация плательщиком НДС. Об этом говорится в п.2 ст.161 Кодекса.

Налоговые агенты определяют сумму налога расчетным методом согласно п.4 ст.164 НК РФ. А именно: как процентное отношение соответствующей налоговой ставки (18%) к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (18%/118%).

Пункт 4 ст.173 НК РФ обязывает налоговых агентов исчислять и уплачивать НДС за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, им указанным. Таким образом, оплачивая услуги иностранного перевозчика, российская организация должна перечислить ему доход в сумме, обусловленной договором, за вычетом удержанного НДС.

Налоговые агенты уплачивают налог одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным перевозчикам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков. Такой порядок установлен п.4 ст.174 НК РФ. При этом банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу иностранных партнеров, если налоговый агент одновременно не представит поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога.

Согласно п.3 ст.171 НК РФ налоговый агент вправе предъявить к вычету уплаченные в бюджет суммы НДС при одновременном выполнении следующих требований:

  • приобретенные товары (работы, услуги) приняты налоговым агентом к учету. То есть налоговый агент является непосредственным покупателем этих товаров (работ, услуг);
  • товары (работы, услуги) приобретены для операций, облагаемых НДС;
  • сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) удержана из средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислена в бюджет.

Обратите внимание: право на вычет суммы НДС, уплаченной в бюджет, налоговый агент может реализовать в том же налоговом периоде, в котором налог был фактически перечислен. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 15.07.2004 N 03-04-08/43.

А если налоговый агент не является плательщиком НДС или освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании ст.145 НК РФ? Тогда суммы НДС учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) согласно п.2 ст.170 Кодекса.

Пример 4. Испанская компания — перевозчик, которая не состоит на учете в российских налоговых органах, по договору морской перевозки с российской организацией в сентябре 2004 г. доставила груз из Барселоны в Архангельск. Стоимость услуг по перевозке составила 60 000 евро, включая НДС — 9153 евро (60 000 евро х 18%/118%). Официальный курс евро на дату оказания услуги — 33 руб/евро, а на дату оплаты услуги — 35 руб/евро. Российская организация — заказчик является плательщиком НДС. Доставленный груз будет использоваться в операциях, являющихся объектом налогообложения по НДС.

Местом реализации транспортных услуг будет являться территория России, поэтому при их реализации возникает объект налогообложения по НДС. Следовательно, российская организация как налоговый агент при оплате услуг иностранному перевозчику обязана исчислить НДС со стоимости услуг, удержать и перечислить его в бюджет.

В бухгалтерском учете российской организации будут сделаны следующие проводки:

Дебет 08 (20, 25, 26, 44) Кредит 60

  • 1 677 951 руб. ((60 000 евро — 9153 евро) х 33 руб/евро) — отражена стоимость доставки груза на основании акта выполненных работ;

Дебет 19 Кредит 60

  • 302 049 руб. (9153 евро х 33 руб/евро) — отражена сумма НДС в стоимости транспортных услуг;

Дебет 60 Кредит 51

  • 1 779 645 руб. ((60 000 евро — 9153 евро) х 35 руб/евро) — отражена оплата транспортных услуг иностранному перевозчику;

Дебет 60 Кредит 68

  • 320 355 руб. (9153 евро х 35 руб/евро) — исчислен НДС с дохода иностранного лица, подлежащий перечислению в бюджет;

Дебет 91 Кредит 60

  • 120 000 руб. ((35 руб/евро — 33 руб/евро) х 60 000 евро) — отражена курсовая разница по задолженности перед иностранным перевозчиком;

Дебет 19 Кредит 91

  • 18 306 руб. (9153 евро х (35 руб/евро — 33 руб/евро)) — на сумму курсовой разницы скорректирован НДС, учтенный на счете 19 по услугам, оказанным иностранным партнером;

Дебет 68 Кредит 51

  • 320 355 руб. — перечислен в бюджет НДС с дохода иностранного лица (одновременно с оплатой транспортных услуг иностранному перевозчику);

Дебет 68 Кредит 19

  • 320 355 руб. — уплаченный НДС принят к вычету.

При перечислении российской организацией аванса иностранному перевозчику расходы налогоплательщика в иностранной валюте пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов. На это указывает п.3 ст.153 НК РФ. Дата реализации товаров, работ, услуг (дата определения налоговым агентом налоговой базы) приравнивается к дате перечисления налоговым агентом денежных средств в оплату товаров, работ, услуг иностранному партнеру, не состоящему на учете в налоговых органах России в качестве налогоплательщика. Налоговый агент пересчитывает налоговую базу при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу Банка России на дату фактического осуществления расходов (в том числе если эти расходы являются авансовыми или иными платежами). Причем вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения. Такие разъяснения содержатся в Письме МНС России от 24.09.2003 N ОС-6-03/995@ "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

Пример 5. Воспользуемся условиями примера 4, изменив их следующим образом. Допустим, что российская организация перечислила иностранному перевозчику аванс в размере 59 000 евро (с учетом НДС — 9000 евро). В августе 2004 г. — на дату перечисления аванса — официальный курс евро составлял 32 руб/евро. В сентябре — на дату подписания акта выполненных работ и перечисления оставшейся суммы в размере 1000 евро, включая НДС — 153 евро, — официальный курс евро составил 35 руб/евро.

В бухгалтерском учете российской организации будут сделаны следующие записи:

в августе 2004 г. (на дату перечисления аванса)

Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 52

  • 1 600 000 руб. ((59 000 евро — 9000 евро) х 32 руб/евро) — перечислен аванс (за вычетом НДС) иностранному перевозчику;

Дебет 60 субсчет "Авансы выданные" Кредит 68

  • 288 000 руб. (9000 евро х 32 руб/евро) — начислен НДС, подлежащий перечислению в бюджет налоговым агентом с авансового платежа;

Дебет 68 Кредит 51

  • 288 000 руб. — перечислен в бюджет НДС с дохода иностранного перевозчика (одновременно с перечислением авансового платежа);

в сентябре 2004 г. при получении акта выполненных работ

Дебет 08 (20, 25, 26, 44) Кредит 60

  • 1 779 645 руб. (60 000 евро — 9153 евро х 35 руб/евро) — отражена стоимость транспортных услуг;

Дебет 60 Кредит 60 субсчет "Авансы выданные"

  • 1 888 000 руб. — зачтен ранее выданный аванс;

Дебет 19 Кредит 60

  • 320 355 руб. (9153 евро х 35 руб/евро) — учтена сумма НДС в стоимости транспортных услуг (по курсу на дату подписания акта выполненных работ);

Дебет 60 Кредит 51

  • 29 645 руб. ((1000 евро — 153 евро) х 35 руб/евро) — отражена окончательная оплата услуг иностранного перевозчика;

Дебет 60 Кредит 68

  • 5355 руб. (153 евро х 35 руб/евро) — исчислен НДС с дохода иностранного перевозчика, подлежащий уплате в бюджет;

Дебет 68 Кредит 51

  • 5355 руб. — перечислен в бюджет НДС, удержанный из дохода иностранного лица (одновременно с оплатой услуг иностранному партнеру);

Дебет 60 Кредит 91

  • 177 000 руб. ((35 руб/евро — 32 руб/евро) х 59 000 евро) — отражена курсовая разница по оплате услуг иностранного перевозчика;

Дебет 68 Кредит 19

  • 293 355 руб. (288 000 руб. + 5355 руб.) — принят к вычету НДС, перечисленный в бюджет налоговым агентом;

Дебет 91 Кредит 19

  • 27 000 руб. (320 355 руб. — 293 355 руб.) — учтена в составе прочих расходов организации разница между учтенной на счете 19 и принятой к вычету суммой "входного" НДС, возникшая из-за изменения курса валюты.

Российским организациям при оплате услуг иностранных партнеров нужно учитывать следующее. Довольно часто иностранный перевозчик не соглашается на удержание сумм НДС из контрактной стоимости услуг. В таких случаях российские организации, исполняя обязанности налогового агента, вынуждены уплачивать иностранному партнеру полную контрактную стоимость услуг, а НДС в бюджет перечислять за счет собственных средств. При этом НДС, уплаченный за счет собственных средств, российская организация не может принять к вычету. Это связано с тем, что в такой ситуации нарушаются условия п.3 ст.171, а также п.4 ст.173 НК РФ. Данные суммы нельзя учесть в качестве расходов и для целей налогообложения прибыли.

Налогообложение услуг иностранной организации у российского контрагента

Ведь они не удовлетворяют требованиям пп.1 п.1 ст.264 НК РФ, так как НДС исчислен с нарушением порядка, установленного гл.21 Кодекса.

Порядок оформления счетов-фактур и представления налоговой декларации по НДС налоговым агентом

Порядок оформления счетов-фактур налоговым агентом, на которого возложена обязанность по исчислению, удержанию у иностранного лица и перечислению в бюджет НДС, разъяснен в Письме МНС России от 22.07.2003 N БГ-6-03/807. Согласно данному Письму налоговый агент составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "за иностранное лицо". В качестве поставщика в счете-фактуре указывается это иностранное лицо. Счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет суммы налога за иностранного партнера.

Напомним, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет товаров (работ, услуг) при наличии первичных документов. Такие требования установлены в ст.ст.171 и 172 НК РФ.

Налоговый агент обязан представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию <*> в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п.5 ст.174 НК РФ). Налоговый агент заполняет разд.1.2 и 2.2 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Эти разделы налоговый агент заполняет отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. А если нужно заполнить данные по нескольким иностранным лицам? В таком случае разд.1.2 и 2.2 декларации заполняются соответственно на нескольких страницах.

<*> Форма налоговой декларации утверждена Приказом МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644.

М.В.Шахватова

Начальник департамента аудита

компании "Аюдар"

Сотрудничество с иностранными партнерами: налоговые аспекты

Динамично развивающееся сотрудничество с иностранными партнерами влечет для российских хозяйствующих субъектов необходимость строить свои отношения с иностранными контрагентами таким образом, чтобы ни для одной из сторон не наступали неблагоприятные налогово-правовые последствия. Одним из распространенных видов отношений, возникающих между российскими и иностранными организациями, являются отношения по оказанию услуг. При этом услуги могут оказываться как иностранной организацией российской, так и наоборот, российской организацией иностранной.

При принятии решения о покупке или продаже того или иного вида услуг, а также при заключении договоров оказания услуг российским организациям следует учитывать налогово-правовые аспекты.

Налогово-правовые последствия оказания услуг российской организацией иностранной организации

Налог на прибыль. Договор возмездного оказания услуг предполагает обязанность заказчика оплатить исполнителю оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в названном договоре. Полученный исполнителем — российской организацией доход в виде оплаты оказанных услуг включается в налоговую базу по налогу на прибыль. При этом российская организация вправе при определении налоговой базы по налогу на прибыль уменьшить ее на сумму произведенных расходов в связи с оказанием услуг иностранной организации (ст. ст. 274, 247 НК РФ).

НДС. Реализация услуг на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). По общему правилу местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая оказывает услуги, осуществляется на территории Российской Федерации (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ). Учитывая то обстоятельство, что местом осуществления деятельности российской организации в силу ее государственной регистрации считается территория Российской Федерации, при оказании услуг иностранным контрагентам у российской организации возникает обязанность по уплате НДС.

Исключением из данного правила являются следующие виды услуг:

  • передача в собственность или переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, услуги по обработке информации, услуги при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К этому же перечню можно отнести аудиторские услуги. Согласно Письму ДНТТП Минфина России от 24 августа 2005 г. <1> порядок применения налога на добавленную стоимость при реализации аудиторских услуг и услуг, сопутствующих аудиту, определяется аналогично реализации консультационных и бухгалтерских услуг;
  • предоставление персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
  • услуги агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (консультационных, юридических, бухгалтерских, др.);
  • другие, прямо упомянутые в Налоговом кодексе (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

<1> О применении НДС при оказании аудиторских услуг иностранным организациям: Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24.08.2005 N 03-04-08/224 // Учет. Налоги. Право. — Официальные документы. 2005. 6 сент. N 32.

Местом оказания таких услуг признается место нахождения покупателя. В силу этого, если покупателем услуг российской организации является иностранная организация, не имеющая на территории РФ аккредитованного представительства, указанные услуги не подлежат обложению российским НДС.

В свою очередь, реализация российской организацией услуг, не вошедших в перечень исключений (например, услуг по поиску покупателей, услуг по представлению интересов иностранных организаций при проведении ими выставок на территории Российской Федерации, услуг по оформлению приглашений и виз, услуг по сертификации продукции и др.), подлежит обложению НДС на территории Российской Федерации.

При заключении договоров оказания услуг особое внимание следует обращать на то, каким образом сформулирован предмет договора, то есть какие именно услуги оказываются.

Если организация планирует оказывать иностранному партнеру услуги, которые НДС не облагаются в силу пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, то в договоре (предмете договора) желательно придерживаться формулировок, обозначенных в НК РФ. Такие же формулировки должны быть в акте сдачи-приемки услуг и отчете об оказанных услугах. Это поможет избежать налоговых рисков, связанных с доначислением НДС и пеней, а также привлечением к налоговой ответственности за неуплату налога. В противном случае налоговые риски возрастают и вероятен судебный спор.

При рассмотрении дел в судах судьи обычно исходят из существа и характера оказанных услуг. У налогоплательщика, оказывающего услуги иностранному партнеру, есть возможность доказать, что оказанные услуги являлись именно консультационными, либо инжиниринговыми, либо услугами по обработке информации <2>, в силу чего местом их реализации территория Российской Федерации не признается, а значит, не возникает объекта обложения НДС. Однако участие в судебном споре сопряжено с большими временными и денежными затратами.

<2> См. напр.: Постановление ФАС МО от 06.10.2004 N КА-А40/8817-04 и Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2005 N А40-54819/04-75-548.

Налогово-правовые последствия оказания услуг иностранной организацией российской организации

Налог на прибыль. При выплате денежного вознаграждения иностранной организации у российской компании часто возникает вопрос о том, должна ли она удерживать налог на прибыль у источника выплаты дохода.

Иностранная организация становится плательщиком российского налога на прибыль в случае осуществления деятельности на территории Российской Федерации через постоянное представительство и в случае получения доходов от источников в Российской Федерации.

Согласно нормам НК РФ постоянное представительство иностранной организации образуется в тех случаях, когда иностранная организация через свое обособленное подразделение или иное место деятельности регулярно осуществляет деятельность на территории Российской Федерации, связанную в том числе с оказанием услуг. Если же оказание услуг не осуществляется на регулярной основе, а тем более отсутствует место деятельности на территории Российской Федерации, то у иностранной организации не возникает постоянного представительства на территории Российской Федерации и не возникает обязанности уплачивать налог по этому основанию.

Если оказание услуг не ведет к образованию постоянного представительства, то доходы, полученные иностранной организацией от оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Кроме того, при решении вышеуказанного вопроса целесообразно обратиться к ратифицированным Российской Федерацией международным соглашениям об избежании двойного налогообложения, нормы которого имеют преимущественное значение перед национальным законодательством. В большинстве соглашений об избежании двойного налогообложения прибыль предприятия договаривающегося государства может облагаться налогом только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет свою деятельность в другом договаривающемся государстве через расположенное в нем постоянное представительство <3>.

<3> См., например: Соглашение между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 29 мая 1996 г.);

Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (Москва, 15 февраля 1994 г.);

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 г.;

Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Москва, 13 апреля 2000 г.).

Таким образом, у российской организации при выплате вознаграждения по договору оказания услуг иностранной организации не возникает обязанность удерживать налог на прибыль. В соответствии с нормами российского законодательства и нормами международных соглашений об избежании двойного налогообложения в данном случае налог на доходы подлежит уплате на территории иностранного государства.

Отнесение российской организацией на расходы денежных средств, уплаченных в качестве вознаграждения иностранной организации по договору оказания услуг. Российская организация при оплате оказанных ей иностранной организацией услуг при определении налоговой базы по налогу на прибыль вправе отнести на расходы сумму денежного вознаграждения, переданного контрагенту — иностранной организации во исполнение договора оказания услуг. Возможность признания для целей налогообложения затрат предусмотрена в п. 1 ст. 264 НК РФ, например, в отношении юридических и информационных услуг (пп. 14); консультационных и иных аналогичных услуг (пп. 15); расходов на услуги по представлению работников (пп. 19).

Тем не менее это вовсе не означает, что стоимость любых таких услуг может уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль. Для включения подобных затрат в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, необходимо соблюдение следующих условий:

  1. затраты должны быть обоснованы;
  2. затраты должны быть документально подтверждены;
  3. затраты должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными — понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Правоприменительная практика свидетельствует о том, что налоговые органы Российской Федерации обращают пристальное внимание на сделки, связанные с оказанием (предоставлением) услуг. В особенности если эти услуги оказываются взаимозависимыми лицами. Зачастую расходы, произведенные в счет оплаты услуг по договору, признаются экономически необоснованными <4>. Основная проблема для добросовестных налогоплательщиков в этом случае состоит в том, чтобы подтвердить реальность оказания им соответствующих услуг, а также необходимость этих услуг в производственной деятельности налогоплательщика.

<4> См. напр: Постановление ФАС ВВО от 19 января 2004 г. N А11-4426/2003-К2-Е-1961.

В этом случае стандартного набора документов (договор оказания услуг, акт сдачи-приемки услуг, платежные документы) оказывается, как правило, недостаточно. Соответственно, возникает необходимость в предоставлении дополнительных документов, а также даче пояснений конкретных работников, которые использовали предоставляемые услуги в своей производственной деятельности.

К подобным документам можно отнести: отчеты об оказанных услугах, составленные работниками организации, служебную переписку, приказы руководителя организации и т.п.

Наличие этих документов позволяет снизить риск спора с налоговыми органами по вопросу об обоснованности понесенных российской организацией затрат.

Дополнительный налоговый риск вытекает из того, что российские покупатели услуг и иностранные организации, оказывающие эти услуги, могут быть признаны по тем или иным основаниям взаимозависимыми.

Напомним, что организации признаются взаимозависимыми, если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации и суммарная доля такого участия составляет более 20% (п. 1 ст. 20 НК РФ). Суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Существенное значение приобретает вопрос и о цене услуг, оказываемых иностранными организациями.

Оказание услуг нерезиденту

Российские налоговые органы на основании ст. 40 НК РФ вправе контролировать примененные сторонами сделки цены с точки зрения правильности и полноты исчисления налогов. Это право может быть использовано и для случаев, когда стороны сделки являются взаимозависимыми лицами. Если же цены оказанных услуг, установленные сторонами сделки, будут отклоняться более чем на 20% от рыночных цен, налоговые органы смогут пересчитать налоговые обязательства и вынести решение о доначислении налогов и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие услуги.

Данная процедура применима не только в случае занижения цены по сравнению с рыночной — в этом случае доначисления коснутся продавца, но и при ее завышении — тогда доначисления налогов и пени затронут покупателя. Таким образом, при получении соответствующих услуг иностранных организаций необходимо быть готовым не только подтвердить обоснованность понесенных затрат, но и соответствие величины этих затрат рыночным ценам на такие услуги.

НДС. Налог на добавленную стоимость подлежит удержанию российской организацией при выплате вознаграждения иностранной организации по договору оказания услуг в том случае, если местом реализации услуг является территория Российской Федерации. Местом реализации услуг на основании пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Настоящее положение применяется в случаях, прямо предусмотренных НК РФ, например:

  • при передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • при предоставлении персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
  • при оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (консультационных, юридических, бухгалтерских и др.);
  • других услуг, указанных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Таким образом, в случае если покупателем услуг является российская организация, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации и зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ей оказывают консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги или услуги по обработке информации и другие услуги, прямо предусмотренные в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации услуг признается территория Российской Федерации, а значит, возникает объект обложения НДС.

Плательщиком НДС в данном случае является иностранная организация, оказывающая услуги на территории Российской Федерации.

В случае если иностранная организация не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, налоговым агентом для такой организации признается российская организация, являющаяся покупателем услуг. Российская организация, признаваемая налоговым агентом, на основании п. 2 ст. 161 НК РФ будет обязана исчислить, удержать у налогоплательщика — иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации услуг с учетом налога. Документами, подтверждающими оказание услуг и необходимыми для учета операций, являются договор оказания услуг, отчет иностранного лица об оказанных услугах, акт сдачи-приемки услуг, счет, документ, подтверждающие оплату услуг (платежное поручение).

Принимая во внимание, что в соответствии с законодательством Российской Федерации вышеперечисленные документы необходимы для учета операций, связанных с оказанием иностранной организацией услуг, считаем, что оформление этих документов нужно заранее согласовать с иностранным контрагентом и включить соответствующие условия в договор оказания услуг.

Изменения в налоговом законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2006 года

С 1 января 2006 г. в соответствии с нормами Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ, вносящими изменения в текст Налогового кодекса, несколько изменится перечень услуг, местом оказания которых признается территория Российской Федерации.

Территория Российской Федерации не будет признаваться местом реализации услуг, оказываемых российской организацией иностранному партнеру, и будет признаваться местом реализации услуг, оказываемых иностранным партнером российской организации, при:

  • передаче, предоставлении патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав (ранее речь шла только о передаче в собственность и переуступке, то есть только об отчуждении прав, а в связи с новыми изменениями во внимание принимается любая передача прав);
  • оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • оказании маркетинговых услуг.

Напомним, что ранее налоговые органы исходили из того, что место реализации маркетинговых услуг должно определяться по месту деятельности продавца услуги <5>.

<5> См. напр.: Письмо Управления МНС России от 27.07.2004 N 24-11/49571.

Н.С.Иващенко

Юрист компании

"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Правовые аспекты, возможности и особенности удаленной работы с территории РФ на зарубежную компанию.

Возможности и особенности удаленной работы с территории РФ на иностранную компанию компанию, мы рассмотрим на примере одной из страны ЕС — Германии.

И европейское и российское законодательство предоставляет свободу в выборе форм договора, которым будут закреплены взаимоотношения сторон. Оформление взаимоотношений сторон обычно оформляется трудовым или гражданско-правовым договором.

Российское законодательство допускает трудоустройство россиян в иностранные компании, не имеющие на территории РФ подразделений. Стороны трудового договора с иностранным элементом свободны в выборе права, в рамках которого будут регулироваться трудовые правоотношения сторон. Имеет смысл в самом договоре максимально детально описать права и обязанности сторон и применимое право. В случае отсутствия соглашения о применимом праве, обычно применяется принцип lex loci laboris –закон места работы, то есть в нашем случае это российское трудовое право.

Глава 49.1 Трудового кодекса РФ регулирует особенности труда дистанционных работников и распространяет на них все предусмотренные российским трудовым законодательством права. Ст. 312.3 ТК РФ дает работнику право получать от работодателя компенсацию за использование работником технических и программных средств и иных расходов, что является важным при определении дохода, подлежащего налогообложению.

Немецкое трудовое и миграционное право не обязывает компанию, заключающую трудовой договор с работником, работающим дистанционно в стране вне ЕС, получать разрешение на привлечение иностранного специалиста (Abschnitt 8 AufenthG).

Трудовой договор с дистанционным работником не обязывает иностранную компанию вставать в России на налоговый учет, так как стационарное рабочее место, предусмотренное ст. 11 Налогового кодекса РФ не создается. Иностранная компания в таком случае не является налоговым агентом по НДФЛ (п. 2 ст 226 НК РФ). Уплата страховых взносов во внебюджетные фонды медицинского, пенсионного и социального страхования иностранным работодателем по действующему законодательству не осуществляется.

Российский сотрудник будет вынужден самостоятельно подавать декларацию по НДФЛ и уплачивать налог в размере 13% от полученного дохода.

При работе с иностранным заказчиком на основании гражданско-правовых договоров (оказание услуг, выполнение работ) существенным является вопрос о правовом статус российского исполнителя. В случае выполнения работ без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя возникает риск признания деятельности предпринимательской c привлечением к административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственности.

Важным признаком предпринимательской деятельности, в соответствии со сложившейся правоприменительной практикой считается систематичность.

Материалы журнала «Консультант Свердловская область»

Таким образом, если вы планируете оказывать услуги длительное время, регулярно получая платежи от клиентов, эта деятельность будет сопровождаться ведением вами специального учета, то для того, чтобы избежать проблем с налоговыми правоохранительными органами, мы рекомендуем зарегистрировать свою деятельность в одной из предусмотренных законом форм. Подробней о случаях привлечения к налоговой ответственности в связи с признанием деятельности граждан предпринимательской можно прочитать например здесь.

Гражданин, оказывающий иностранным клиентам услуги по гражданско-правовым договорам обязан декларировать полученный доход и уплачивать с него НДФЛ по ставке 13 процентов. Налогообложению подлежит вся выручка, уменьшенная на суммы документально подтвержденных расходов в порядке ст. 221 НК РФ.

В случаях, когда деятельность носит регулярный (ежемесячные или ежеквартальные расчеты между сторонами, аналогичные услуги оказываются в течение всего времени осуществления деятельности) и систематизированный характер (ведется учет работ или услуг, сторонами регулярно производятся сверки расчетов и т.д.) предпринимательскую деятельность стоит легализовать, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя или создав юридическое лицо.

Выбор организационно-правовой формы для осуществления деятельности стоит проводить в зависимости от того, какова планируемая выручка от деятельности, рисков осуществляемой деятельности, области деятельности и прочих факторов.

Например экспорт работ и услуг в области информационных технологий (IT) не облагается НДС и таможенными сборами. В случае, если в организации работает более семи человек, то при соблюдении некоторых формальностей, организация может получить существенные льготы при оплате взносов с зарплат сотрудников во внебюджетные фонды.

При выборе системы налогообложения стоит ориентироваться на планируемую выручку, объем закупаемых на стороне работ и услуг и прочие факторы. В распоряжении на состоянию на осень 2016 года имеются три основных системы налогообложения: общая система с НДС и налогом на прибыль, упрощенная система со ставками 6 или 15 процентов.

В связи с введением с 1 января 2010 года в ЕС правила «Reverse Charge“ НДС с импортируемых в ЕС услуг оплачивает резидент ЕС самостоятельно. Такое же правило установлено в ст. 13b Umsatzsteuergesetz для немецких налогоплательщиков. 

В счетах, выставляемых немецким клиентам, рекомендуется указывать следующие сведения:

  1. Полные наименование и адрес стороны, оказывающей услугу.

  2. Полные наименование и адрес получателя услуги.

  3. ИНН стороны, оказывающей услугу.

  4. Номер плательщика НДС получателя услуги (Umsatzsteueridentifikationsnummer).

  5. Дата выставления счета.

  6. Номер счета.

  7. Точное описание и объем оказанных услуг.

  8. Дату оказания услуги, если услуга оказывалась в разные налоговые периоды.

  9. Сведения о полученной предоплате и полной стоимости услуги.

  10. Указание на то, что НДС уплачивает получатель услуги самостоятельно. «die Steuerschuld des Rechnungsempfängers“.

Счет должен быть выставлен на немецком или английском языке. Документы, подтверждающие факт оказания услуг или передачи результатов работ заказчику оформляются в соответствии со сложившейся хозяйственной практикой в свободной форме.

Для более подробной консультации Вы в любой момент можете обратиться к специалистам компании Контоград.

Возврат к списку

Все статьи Российская организация — "иностранный" агент (Денисова М.О.)

Российская организация заключила агентский договор с иностранным партнером. Согласно его условиям организация оказывает содействие по реализации импортного оборудования на территории РФ. При этом оборудование ввезено на территорию РФ без участия агента на льготных условиях (НДС на таможне не уплачивался в соответствии с положениями п. 7 ст. 150 НК РФ и Постановления Правительства РФ N 372 <1>). Нужно ли организации предъявлять НДС к уплате покупателям оборудования? Уплачивается ли НДС с суммы агентского вознаграждения и по какой ставке?

<1> Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 372 "Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".

О предъявлении НДС покупателям

Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Место реализации товаров определяется в соответствии со ст. 147 НК РФ. В силу п. 1 данной статьи в целях исчисления НДС местом реализации товаров считается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

— товар размещается на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется;

— товар в момент начала отгрузки и транспортировки размещается на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Таким образом, местом реализации оборудования, которое уже ввезено на территорию РФ, признается территория РФ. С учетом того, что сделка купли-продажи оборудования совершается при участии российского посредника, на последнего (при условии участия в расчетах) возлагаются обязанности налогового агента по НДС. Это следует из содержания п. 5 ст. 161 НК РФ: при реализации товаров <…> на территории РФ иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров <…> с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

В п. 1 ст. 168 НК РФ уточняется, что при реализации товаров налогоплательщик (а также налоговый агент, указанный в п. 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров обязан предъявить к уплате покупателю данных товаров соответствующую сумму налога.

Кроме того, в Письме ФНС России от 03.04.2009 N ШС-22-3/257@ "О порядке уплаты налога на добавленную стоимость налоговыми агентами, указанными в пункте 5 статьи 161 НК РФ" особо отмечено, что порядок определения налоговой базы налоговыми агентами, поименованными в п. 5 ст. 161 НК РФ, аналогичен порядку, установленному п. 1 ст. 154 НК РФ (налоговая база определяется как стоимость товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы НДС), в то время как налоговыми агентами, названными в п. 2 ст. 161 НК РФ (в ней речь идет о непосредственных покупателях товаров), налоговая база определяется как сумма дохода от реализации товаров с учетом налога.

Таким образом, агент (при условии, что он участвует в расчетах между покупателем и продавцом оборудования) должен предъявить покупателю оборудования к уплате:

— стоимость оборудования, по которой оно должно быть реализовано согласно поручению принципала;

— сумму НДС, которая должна быть предъявлена покупателю в силу требований гл. 21 НК РФ (п. 1 ст. 154, п. 5 ст. 161, п.

Уплата налогов при реализации услуг иностранной компанией в 2018 году

1 ст. 168).

Тот факт, что НДС при ввозе оборудования на территорию РФ не уплачивался (по причине соответствия Перечню технологического оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого освобожден от налогообложения согласно п. 7 ст. 150 НК РФ), не влияет на порядок налогообложения сделки купли-продажи, в которой участвует агент.

О налогообложении агентского вознаграждения

Прежде всего необходимо определить, является ли для российской организации оказание посреднических услуг (по агентскому договору) иностранному партнеру объектом обложения НДС в соответствии со ст. 146 НК РФ. На основании данной нормы объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Место реализации работ (услуг) устанавливается согласно ст. 148 НК РФ.

Исходя из пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации работ (услуг) определяется по месту осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) работы (услуги), за исключением работ (услуг), предусмотренных пп. 1 — 4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ. Поскольку посреднические услуги по содействию в реализации оборудования на территории РФ в обозначенных подпунктах не названы, местом реализации указанных услуг, оказываемых российской организацией иностранному принципалу, признается территория РФ. Значит, агентское вознаграждение подлежит обложению НДС (см. также Письмо Минфина России от 31.07.2012 N 03-07-08/222).

Относительно ставки налога напоминаем следующее. В силу п. 3 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 18% в случаях, не поименованных в п. п. 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ. Оказание посреднических услуг по содействию в реализации оборудования не подпадает под действие перечисленных пунктов, поэтому к этой операции применяется ставка НДС 18%.

Пример. Российская организация — агент по поручению иностранной компании реализует на территории РФ уже ввезенное на названную территорию оборудование (стоимость оборудования без учета НДС составляет 2 000 000 руб.). Конечному покупателю указанное оборудование предлагается по цене 2 360 000 руб. (с учетом НДС). Согласно договору агент действует от своего имени, участвует в расчетах и удерживает причитающееся вознаграждение в сумме 200 000 руб. (в том числе НДС — 30 508 руб.) из денежных средств, полученных в оплату оборудования от покупателя.

В бухгалтерском учете будут сделаны такие записи.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражена задолженность покупателя перед принципалом за переданное оборудование

2 000 000

Предъявлен НДС покупателю в составе цены оборудования

68-НДС

360 000

Получены денежные средства от покупателя

2 360 000

Отражена выручка от оказания посреднических услуг

200 000

Начислен НДС в бюджет с суммы агентского вознаграждения

68-НДС

30 508

Перечислены принципалу денежные средства, полученные от покупателя, за вычетом сумм, причитающихся агенту

(2 000 0000 — 200 000) руб.

1 800 000

Уплачен НДС в бюджет <*>

68-НДС

360 000

<*> В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ уплата НДС в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств налогоплательщикам — иностранным лицам.

* * *

Если российская организация по поручению иностранного партнера оказывает последнему содействие в реализации импортных товаров на территории РФ, ей нужно учитывать следующее. Реализация товаров, находящихся на территории РФ, признается объектом обложения НДС, а агент (при условии его участия в расчетах) приобретает статус налогового агента. Именно он должен предъявить покупателю оборудования НДС к уплате, причем сверх стоимости реализации, согласованной с иностранным партнером. Агентское вознаграждение также подлежит налогообложению у агента в общем порядке по ставке 18%.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: