Исполнительный орган акционерного общества

О соотношении компетенции исполнительных органов акционерных обществ

Долинская Владимира Владимировна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

Васин Игорь Анатольевич, Председатель Президиума Первой городской коллегии адвокатов Адвокатской палаты г. Москвы.

В Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <1> (далее — ФЗ об АО) на случай создания в акционерных обществах двух исполнительных органов — и единоличного, и коллегиального — содержится только краткое указание: "Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа" (ч. 2 п. 1 ст. 69).

<1> СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.

Открытыми остаются многие вопросы, в том числе о соотношении компетенции исполнительных органов, юридической силе их актов. Правовая неопределенность порождает проблемы в правоприменительной и судебной практике.

В суде рассматривалось уголовное дело, тесно связанное с так называемыми корпоративными конфликтами и спорами.

Генеральный директор ОАО "К." (далее — ОАО) гр-н Р. 30 сентября 2004 г. заключил с ООО "И." договор купли-продажи векселей, где ОАО выступало покупателем. Среди прочего генеральному директору инкриминировали нарушение Инструкции о согласовании проектов документов в ОАО, утвержденной Приказом генерального директора ОАО от 30 сентября 2004 г. N 347, а именно: подписание договора в отсутствие виз руководителей контрольно-ревизионного, финансового управления, юридического подразделения и заместителя генерального директора. Рассматривался вопрос о признании сделки недействительной по ст. 168 ГК как не соответствующей требованиям закона или иных правовых актов.

На момент совершения рассматриваемых сделок гр-н Р. являлся генеральным директором ОАО — единоличным исполнительным органом ОАО (п. 14.4 Устава ОАО, п. 1.1 Положения о генеральном директоре ОАО), председателем правления ОАО (п. 21.12 Устава ОАО, пп. 20 п. 3.2 Положения о генеральном директоре ОАО).

В акционерном обществе образование исполнительных органов относится к исключительной компетенции общего собрания, если уставом решение этого вопроса не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (пп. 3 ч. 2 п. 1 ст. 103 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК), пп. 8 п. 1 ст. 48, пп. 9 ч. 2 п. 1 ст. 65 ФЗ об АО). В ОАО генеральный директор назначается советом директоров (п. 14.4, пп. 9 п. 20.4 Устава ОАО). Гр-н Р. назначен на должность генерального директора решением совета директоров ОАО от 28 августа 2002 г. (протокол N 08/04, трудовой договор от 15 января 2003 г.).

Директор, генеральный директор акционерного общества осуществляет текущее руководство деятельностью общества, без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества, организует выполнение решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества и решает все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества (ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 69 ФЗ об АО).

Эта характеристика аналогична определению руководителя, которое дают:

статья 273 Трудового кодекса РФ: "Руководитель организации — физическое лицо, которое в соответствии с законом или учредительными документами организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа";

статья 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)": "…руководитель… — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности".

Наличие в ОАО единоличного и коллегиального исполнительных органов одновременно имеет значение для определения компетенции, полномочий. Председатель правления в отличие от генерального директора является частью коллегиального органа и может действовать только на основании решений последнего, единоличный же исполнительный орган по вопросам, отнесенным законом и уставом акционерного общества к его компетенции, действует самостоятельно <2>. В Уставе ОАО акцент сделан именно на единоличный исполнительный орган (п. 14.4). "Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, осуществляет также функции председателя правления общества" (п. 21.12 Устава ОАО).

к компетенции исполнительного органа акционерного общества относится

В разд. 21 Устава ОАО "Генеральный директор общества. Правление общества" (п. п. 21.6, 21.9 и др.) решения правления не указаны как источники правового регулирования деятельности генерального директора, а буквальное толкование пп. 8 п. 21.14: "К компетенции правления общества относятся… решение иных вопросов, отнесенных к его компетенции Федеральным законом "Об акционерных обществах", настоящим Уставом, Положением о правлении общества и решениями генерального директора" свидетельствует о подчиненной роли правления по отношению к руководителю в ОАО.

<2> См. также, например: Кондратов Н. О некоторых особенностях практического применения ФЗ "Об акционерных обществах" // Хозяйство и право. 1998. N 10. С. 48.

Права и обязанности руководителя ОАО определяются действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами, уставом ОАО, договором с ОАО, положением о генеральном директоре ОАО, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (ст. ст. 3, 49, 52, 53, 96, 103 ГК, ст. ст. 1, 11, 48, 65, 69 ФЗ об АО, ст. 274 ТК, разд. 21 Устава ОАО, п. п. 2.5, 2.7, 4.1 Положения о генеральном директоре ОАО). Иные локальные правовые (внутренние) акты ни в действующем законодательстве, ни в уставе ОАО как источники правового регулирования деятельности не предусмотрены.

Инструкция о согласовании проектов документов в ОАО, утвержденная Приказом генерального директора ОАО от 30 сентября 2004 г. N 347, во-первых, не входит в число "иных актов, содержащих нормы гражданского права" по ст. 3 ГК.

Во-вторых, она не входит в число установленных источников правового регулирования деятельности генерального директора.

В-третьих, в самом тексте Инструкции (п. п. 2, 3, 5, 6, 9, 11) и в тексте утвердившего ее Приказа (п. 2) указаны ее адресаты: соответственно "исполнитель — работник, разработавший проект документа либо осуществляющий его сопровождение (отслеживающий процесс согласования) в связи с исполнением своих обязанностей или по поручению руководителя"; "исполнитель", "структурные подразделения (должностные лица)"; "исполнитель", "начальник управления (самостоятельного структурного подразделения, непосредственно подчиненного генеральному директору), в котором состоит исполнитель", "курирующий руководитель подразделения, в котором состоит исполнитель"; "Контрольно-ревизионное управление, юридическое подразделение и заместитель генерального директора", "Финансовое управление", "кадровое подразделение"; "начальник управления (самостоятельного структурного подразделения, непосредственно подчиненного Генеральному директору"; "руководитель (работник, исполняющий его обязанности) юридического подразделения"; "руководство и руководители структурных подразделений" ОАО, "подчиненные работники, осуществляющие разработку проектов документов (исполнители)".

Исходя из п. п. 6 и 11 Инструкции, на втором экземпляре договоров и финансовых документов, оставшемся в ОАО, можно проверить наличие виз руководителей Контрольно-ревизионного, Финансового управления, юридического подразделения и заместителя генерального директора. В случае их отсутствия можно, руководствуясь п. 14 Инструкции, возложить ответственность на этих должностных лиц и непосредственного исполнителя (по сложившейся деловой практике подготовки документов такого рода, скорее всего, — работника юридического подразделения и (или) Финансового управления). К сожалению, в самой Инструкции не определены ни виды, ни формы ответственности за ее неисполнение руководителями структурных подразделений и подчиненными работниками, осуществляющими разработку проектов документов (исполнителями). Применимы гл. 30 ТК "Дисциплина труда", в первую очередь ст. 192 ТК "Дисциплинарные взыскания" ("За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить… дисциплинарные взыскания…"), и (спорно) гл. 62 ТК "Ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права".

В-четвертых, ни сама Инструкция, ни меры дисциплинарной ответственности за ее несоблюдение неприменимы в отношении лиц, готовивших проект договора купли-продажи векселей от 30 сентября 2004 г. между ОАО и ООО "И.", так как срок начинает течь на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК "Начало срока, определенного периодом времени"; см. также: п. 1 ст. 425, ст. 433 ГК). По аналогии (ст. 6 ГК) можно сослаться на п. 1 ст. 4 ГК: "Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие". Иначе говоря, инструкция, утвержденная 30 сентября, вступает в силу 1 октября, если в ней (в приказе о ее утверждении) не предусмотрено иное; иное не предусмотрено ни в инструкции, ни в приказе о ее утверждении.

В любом случае Инструкция о согласовании проектов документов в ОАО не влияет на полномочия генерального директора, который вне зависимости от мнения специалистов — исполнителей, руководителей структурных подразделений самостоятельно, единолично осуществляет текущее руководство деятельностью общества, без доверенности действует от имени общества, в том числе совершает сделки от имени общества (ч. 1 п. 1 и п. 2 ст. 69 ФЗ об АО, ст. 273 ТК) и самостоятельно несет хозяйственный риск и ответственность по действующему законодательству.

Итак, генеральный директор ОАО действовал в пределах своих полномочий. В процессе также было доказано, что гр-н Р. действовал в интересах ОАО, осуществлял свои права и исполнял обязанности добросовестно и разумно.

Так как договор заключен (сделка совершена) в пределах полномочий подписавших договоры лиц и в соответствии с действующим законодательством, следовательно, нет ни одного из предусмотренных § 2 гл. 9 ГК оснований для признания этих сделок недействительными, а их перечень, как указано в п. 1 ст. 166 ГК "Оспоримые и ничтожные сделки", является закрытым.

Библиографический список

  1. Кондратов Н. О некоторых особенностях практического применения ФЗ "Об акционерных обществах" // Хозяйство и право. 1998. N 10.

6.3. Исполнительные органы акционерного общества

25.1. Общество должно для проверки и подтверждения правильности годовой отчетности ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с Обществом и его участниками.

25.2. Аудитор Общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности Общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.

25.3. Аудитора утверждает Общее собрание акционеров. Размер оплаты его услуг определяется Наблюдательным советом.

25.4. Внутренний аудит Общества осуществляется ревизионной комиссией.

25.5. Аудиторская проверка деятельности Общества должна быть проведена во всякое время по требованию акционеров, совокупная доля которых составляет 10 или более процентов голосующих акций Общества по всем вопросам компетенции Общего собрания на дату предъявления требования, аудитором Общества.

25.6. Акционеры – инициаторы аудиторской проверки направляют в Наблюдательный совет письменное требование, которое должно содержать:

четко сформулированные мотивы выдвижения требования;

(наименование) акционера;

сведения о принадлежащих им акциях (количество, категория, тип);

номера лицевых счетов акционеров в реестре.

Требование подписывается акционером или его доверенным лицом; если требование подписывается доверенным лицом, то прилагается доверенность.

Если инициатива исходит от акционера – юридического лица, подпись представителя юридического лица, действующего в соответствии с его уставом без доверенности, заверяется печатью данного юридического лица. Если требование подписывается представителем юридического лица, действующим от его имени по доверенности, к требованию прилагается доверенность.

25.7. Требование инициаторов проведения аудиторской проверки отправляется ценным письмом в адрес Общества с уведомлением о вручении или вручается лично в канцелярию Общества.

Дата предъявления требования определяется по дате уведомления о его вручении или дате непосредственного вручения секретарю Наблюдательного совета.

25.8. В течение 10 рабочих дней с даты предъявления требования Наблюдательный совет должен принять решение о проведении аудиторской проверки деятельности Общества и размере оплаты услуг аудитора или сформулировать мотивированный отказ от проведения аудиторской проверки.

25.9. Отказ от аудиторской проверки Общества может быть дан Председателем Наблюдательного совета в следующих случаях:

акционеры, предъявившие требование, не являются владельцами на дату предъявления требования необходимого для этого количества голосующих акций;

инициаторами предъявления требования выступают лица, не зарегистрированные в реестре акционеров и/или не обладающие предъявительскими полномочиями соответствующих акционеров;

в требовании указаны неполные сведения;

акционеры – инициаторы аудиторской проверки не оплатили расходов по ее проведению.

25.10. Если в течение 10 рабочих дней Наблюдательный совет не принял решение о проведении аудиторской проверки и размере оплаты услуг аудитора или не выслал ценным письмом мотивированный отказ от проведения аудиторской проверки, то инициаторы аудиторской проверки вправе потребовать созыва внеочередного заседания Наблюдательного совета.

Внеочередное заседание Наблюдательного совета принимает решение о проведении аудиторской проверки деятельности Общества в сроки, согласованные с аудитором Общества, и определяет размер оплаты его услуг. Соответствующее решение Наблюдательного совета о сроках проведения аудиторской проверки высылается ценным письмом в адрес инициаторов аудиторской проверки.

Отчет аудитора Общества утверждается на очередном, после окончания проверки, заседании Наблюдательного совета и высылается ценным письмом инициаторам аудиторской проверки.

25.11. Инициаторы аудиторской проверки деятельности Общества вправе в любой момент до принятия Наблюдательным советом решения о проведении аудиторской проверки Общества отозвать свое требование, письменно уведомив Наблюдательный совет.

25.12. Затраты по проведению аудиторской проверки, инициируемой акционерами, оплачиваются инициаторами такой проверки. По решению Общего собрания акционеров данные затраты могут быть отнесены на счет Общества с соответствующей компенсаций акционерам-инициаторам.

Дата добавления: 2014-12-25; Просмотров: 153; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

1. Компетенция исполнительных органов

Ключевым звеном структуры корпоративного управления являются исполнительные органы общества, к которым относятся:
— коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и пр.);
— единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, управляющая организация, управляющий).
В соответствии с законодательством на исполнительный орган возлагается текущее руководство деятельностью АО таким образом, чтобы обеспечить как получение дивидендов акционерами, так и возможность развития самого общества. Исполнительные органы решают следующие задачи: отвечают за каждодневную работу общества и ее соответствие финансово-хозяйственному плану, а также добросовестно, своевременно и эффективно исполняют решения совета директоров общества и общего собрания акционеров.
Исполнительные органы должны действовать в соответствии с финансово-хозяйственным планом общества, ежегодно утверждаемым советом директоров.
Компетенция единоличного исполнительного органа общества определена Законом об АО.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Единоличный исполнительный орган:
— руководит текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров;
— без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы;
— утверждает штатное расписание, издает приказы и дает указания работникам общества;
— подписывает годовой отчет и финансовую отчетность общества;
— заключает сделки от имени общества с учетом ограничений, установленных Законом об АО и уставом общества;
— при наличии коллегиального исполнительного органа председательствует на его заседаниях.
Независимо от того, выступает ли директор (генеральный директор) в качестве единоличного исполнительного органа или председателя коллегиального исполнительного органа, его полномочия являются одинаковыми.
Кодекс корпоративного поведения рекомендует обществам создавать коллегиальный исполнительный орган, компетенцию которого необходимо исчерпывающим образом определять в уставе. Такой подход основан на том, что руководство текущей деятельностью общества предполагает необходимость решения ряда вопросов не единолично, а коллегиально.
К компетенции коллегиального исполнительного органа относятся вопросы, выходящие за рамки обычной хозяйственной деятельности, а также вопросы, которые хотя и находятся в рамках обычной хозяйственной деятельности, но оказывают значительное влияние на общество либо требуют коллегиального одобрения.
Кодекс корпоративного поведения рекомендует обществам определять в уставах полномочия коллегиального исполнительного органа по следующим вопросам:
— разработка документов, касающихся приоритетных направлений деятельности общества;
— разработка финансово-хозяйственного плана;
— утверждение внутренних документов общества;
— одобрение сделок на сумму 5% и более от стоимости активов общества, при этом немедленно следует уведомить совет директоров;
— одобрение любых сделок с недвижимостью, получением кредитов, если совершение таких сделок не относится к обычной хозяйственной деятельности общества;
— назначение руководителей филиалов и представительств общества;
— принятие решений по вопросам повестки для общих собраний акционерных дочерних обществ, единственным участником которых является общество, если эти вопросы не отнесены к компетенции совета директоров;
— назначение лиц, представляющих общество на общих собраниях акционеров дочерних обществ, единственным участником которых является общество, и выдача инструкций по голосованию;
— выдвижение кандидатур генерального директора, управляющей организации, управляющего, членов правления, членов совета директоров, а также кандидатур в иные органы управления организаций, участником которых является общество;
— утверждение правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, условий трудовых договоров с руководителями среднего звена, решений о заключении коллективных трудовых договоров.
Основные проблемы, касающиеся компетенции исполнительных органов общества, состоят в следующем. Не все акционерные общества имеют коллегиальные исполнительные органы. Как правило, такие органы создаются в обществах, с числом акционеров тысяча и более. Только 20% акционерных обществ с числом акционеров от 50 до 1000 имеют коллегиальный исполнительный орган.
Другая проблема связана с тем, что уставы АО не всегда содержат положения, ограничивающие полномочия генерального директора по заключению сделок. Нередки случаи, когда генеральный директор, действуя от имени общества, заключает сделки с недвижимостью, которые не относятся к обычной хозяйственной деятельности общества, без какого-либо одобрения или уведомления об этом совета директоров. При этом общество и акционеры несут убытки. Однако оснований для признания сделки недействительной в силу ст.168 ГК РФ в данном случае не имеется. Акционерное общество, а также акционеры, владеющие в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к генеральному директору о возмещении убытков, причиненных обществу, в том случае, если генеральный директор совершил сделку не в интересах общества.
К компетенции исполнительных органов общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания или совета директоров (п. 2 ст. 69 Закона об АО). Вместе с тем нередко встречаются случаи, когда исполнительные органы принимают на себя некоторые полномочия совета директоров и общего собрания акционеров. По данным Международной финансовой корпорации, 34% исполнительных органов российских АО выполняют функции по одобрению крупных сделок; 30% — инициируют внеочередной аудит; 14% — утверждают независимого аудитора; 4% — избирают председателя совета директоров и прекращают его полномочия. Тем самым происходит "подмена" исполнительными органами совета директоров или общего собрания акционеров.

 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

Органы управления акционерного общества

Акционерное общество — одна из наиболее сложных организационно-правовых форм юридического лица. В нем предполагается наличие нескольких органов управления, внутреннего и внешнего контроля, органов общего собрания, распределение между ними компетенций, установление порядка принятия этими органами решений, определение возможности действия их от имени общества, определение ответственности за причиненные убытки. Федеральный закон "Об акционерных обществах" ввел ряд общеобязательных требований к органам акционерного общества, при этом он предусматривает многовариантность в решении перечисленных выше проблем, оставляя право выбора за акционерами.

При приведении учредительных и иных документов в соответствие с требованиями закона, в первую очередь необходимо выбрать оптимальную для вашего общества структуру органов управления и рационально распределить между ними полномочия. В акционерном обществе создаются следующие органы, через которые это юридическое лицо осуществляет свои функции.

Органами управления являются:

— общее собрание акционеров;

— совет директоров (наблюдательный совет);

— единоличный исполнительный орган (генеральный директор, правление);

— коллегиальный исполнительный орган (исполнительная дирекция, исполнительный директор);

— ликвидационная комиссия.

Орган внутреннего контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества — ревизионная комиссия.

Постоянно действующий орган общего собрания — счетная комиссия.

Общее собрание — высший, но не всесильный орган

Высшим органом управления обществом является общее собрание акционеров. Через участие в нем владельцы голосующих акций реализуют право на участие в управлении делами общества. Однако высший орган не означает всесильный. В отличие от принципов партийно-профсоюзной демократии, когда собрание могло рассмотреть любой вопрос деятельности данной организации, компетенция общего собрания акционеров жестко ограничена. Собрание акционеров может рассматривать и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены Федеральным законом "Об акционерных обществах" к его компетенции, причем перечень данных вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров. Закон устанавливает, что "Общее собрание не вправе рассматривать и принимать решения по вопросам, не отнесенным к его компетенции настоящим Законом" (п. 3 ст. 48 Закона).

Компетенция общего собрания не может быть расширена, но может быть сужена уставом общества. Вопросы, отнесенные Законом к компетенции общего собрания, разделены на три группы (п. 3 ст.

О соотношении компетенции исполнительных органов акционерных обществ

48).

Первая — вопросы, составляющие исключительную компетенцию общего собрания. Они не могут быть переданы в компетенцию совета директоров и исполнительных органов общества.

Вторая — вопросы, которые хотя и отнесены Законом к исключительной компетенции общего собрания, но, тем не менее, могут быть переданы в ведение совета директоров. (Образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий; принятие решения об увеличении уставного капитала и внесение соответствующих изменений и дополнений в устав общества.)

Третья — вопросы, которые из ведения общего собрания могут быть переданы либо совету директоров, либо исполнительному (коллегиальному или единоличному) органу.

Четвертая — вопросы, решения по которым наряду с общим собранием могут принимать и другие органы общества (принятие решений о проверке финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионной комиссией или аудитором).

В уставе может содержаться еще одно ограничение на право общего собрания принимать решения по определенным вопросам его компетенции. Закон устанавливает, что общее собрание может рассматривать ряд важных вопросов только по предложению совета директоров (если иное не предусмотрено уставом).

Достаточно большой опыт подготовки учредительных документов, накопленный "Центром деловой информации" еженедельника "Экономика и жизнь", позволяет выявить преобладающую тенденцию к максимальному перераспределению полномочий общего собрания другим органам управления, что повышает оперативность в принятии квалифицированных решений. К сожалению, "коллективный разум" общих собраний чаще бывает больше эмоциональным, нежели квалифицированным.

Генерального директора не следует переизбирать ежегодно

Закон, определив максимально допустимый набор органов управления, оставил акционерам возможность выбора различных вариантов их "компоновки".

Первый из возможных подходов представлен в схемах 1 и 2. Их объединяет создание сильного единоличного исполнительного органа (генерального директора), избираемого общим собранием акционеров (допускается подпунктом 8 п. 1 ст. 48 и п. 3 ст. 49 Закона).

Максимальный срок его полномочий (продолжительность срочного трудового контракта) может составлять в этом случае до 5 лет (ст. 17 Кодекса законов о труде). Решение о досрочном прекращении полномочий генерального директора может принять соответственно только общее собрание акционеров. На ежегодных выборах совета директоров решается вопрос не о полномочиях генерального директора, а о вхождении действующего генерального директора в очередной состав совета директоров. Закон допускает возможность вхождения единоличного исполнительного органа в совет директоров, но не требует этого в обязательном порядке.

Председателя совета директоров целесообразно избирать на заседании этого органа из числа его членов, как это предусмотрено п. 1 ст. 67 Закона. Он выполняет координирующие функции в работе совета. Уставом следует предусмотреть, что на общих собраниях и заседаниях совета директоров председательствует генеральный директор, что допускает п. 2 ст. 67 Закона. Необходимо помнить, что Закон запрещает совмещение функций единоличного исполнительного органа и председателя совета директоров (п. 2 ст. 66 Закона).

Различие рассматриваемых схем состоит в следующем. Первая предусматривает наличие двух исполнительных органов. Наряду с единоличным исполнительным органом образуется коллегиальный (исполнительная дирекция, правление), который назначается советом директоров по предложению генерального директора. Функции между генеральным директором и советом директоров распределяются в этом вопросе приблизительно так же, как между Президентом и Думой при назначении председателя Центрального банка РФ или Генерального прокурора.

Основные функции по текущему управлению делами общества берут на себя исполнительные органы при усилении роли генерального директора. Исполнительным органом может быть передана та часть полномочий общего собрания, делегирование которой допускается Законом. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, по должности является председателем коллегиального исполнительного органа (п. 1 ст. 69 Закона). Следует помнить, что члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять большинства в совете директоров (п. 2 ст. 66 Закона). В рассматриваемой схеме соответственно существуют ограничения на возможность вхождения в этот орган большого количества должностных лиц из исполнительной дирекции. Совет директоров в этой ситуации становится скорее наблюдательным советом.

Схема соответствует большим по объему деятельности коммерческим организациям с наличием крупных "внешних" инвесторов. Такие акционеры могут быть представлены в наблюдательном совете и участвовать в выработке стратегических решений, в то время как текущее управление делами осуществляют исполнительные органы, состоящие из профессионалов-должностных лиц, работающих в обществе постоянно. Схема позволяет сохранить традиционный статус "сильного" генерального директора.

Можно обойтись без исполнительной дирекции (правления)

Схема 2 с единоличным исполнительным органом в большей мере соответствует акционерным обществам, созданным в процессе приватизации, в которых контрольный пакет акций находится в руках должностных лиц администрации, то есть наиболее крупными акционерами являются исполнительные директора. Данная схема особенно актуальна для акционерных обществ, возникших на базе арендных предприятий.

Схема сохраняет статус "сильного" генерального директора, описанный в схеме 1, но предполагает отказ от коллегиального исполнительного органа, что позволяет обойти ограничение, содержащееся в п. 2 ст. 66 Закона относительно того, что члены этого органа не могут составлять большинства в совете директоров. В предложенной схеме любое количество должностных работников общества (которые, как правило, являются крупными акционерами) может войти в состав совета директоров.

Совет директоров принимает на себя функции не только по выработке стратегических решений, но и по текущему оперативному управлению. Ему передаются те полномочия общего собрания, делегирование которых допускается Законом совету директоров и исполнительному органу. В рассматриваемой схеме речь идет не о наблюдательном совете, а о совете реально действующих исполнительных директоров.

Необходимости формирования особого коллегиального исполнительного органа не возникает. Генеральный директор может воспользоваться такой традиционной формой выработки коллективных оперативных решений, как производственное совещание руководителей функциональных служб, подразделений, цехов, филиалов.

Уставом общества в этом случае следует разграничить две процедуры. Первая — избрание и досрочное прекращение полномочий члена совета директоров. Это относится к исключительной компетенции общего собрания. Вторая — назначение и освобождение члена совета директоров от конкретной должности в функциональных службах общества. Закон не регламентирует последней процедуры, соответственно она может быть передана в компетенцию генерального директора. При выборе схемы 2 следует избегать распространенного соблазна ограничить возможность вхождения в совет директоров только акционеров общества.