История развития службы судебных приставов в России

Принятие в 1997 году двух новых федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» явилось значительным шагом вперед в развитии принудительного исполнения актов судебных органов. Данные Федеральные законы — важнейшая часть реформы исполнительного производства, поскольку государство впервые посчитало возможным и необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения исполнительных документов, именно судебных актов.
Этими законами решены следующие основные вопросы исполнительного производства:
1) Сама система судебных исполнителей была преобразована в качественно новую структуру — службу судебных приставов Министерства юстиции Российской федерации, а судебные приставы наделены более широкими полномочиями по принудительному исполнению актов.
Исполнительное производство — это вполне самостоятельная отрасль права и поэтому нормы, содержащие основные положения и принципы данной отрасли, должны быть в отдельном и специальном нормативно-правовом акте — федеральном законе. В соответствии с конституционным принципом разделения властей принудительное исполнение судебных актов и актов иных органов является функцией не судебной, а исполнительной власти, следовательно, служба принудительного исполнения отделена от самих судов и судопроизводства и передана федеральному органу исполнительной власти.
2) Законодательно было обеспечено равенство защиты всех форм собственности в сфере исполнительного производства. Государственная форма собственности в этом значении не имеет никакого преимущества перед другими формами собственности.
3) Созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов и развития их профессиональной подготовки. Усилена ответственность должников за неисполнение и или ненадлежащее исполнение судебных актов и актов иных органов, а также граждан, должностных лиц и организаций за неподчинение законным требованиям судебных приставов и нарушение законодательства об исполнительном производстве.
4) Обеспечен действенный внутриведомственный, судебный и прокурорский контроль и надзор за действиями судебного пристава-исполнителя.
Несмотря на все достижения, которые имели место с принятием Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», оставалось еще много вопросов, касающихся этапов дальнейшего развития Службы. Это создание, становление и укрепление единой службы судебных приставов в масштабах Российской Федерации, совершенствование её структуры, повышение профессионального уровня всех работников и совершенствование нормативно-правовой базы принудительного исполнения.
Данные проблемы нашли свое решение в Указах Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N314 «О системе и структуре федеральных: органов исполнительной власти», от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», от 13.10.2004 N1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов.
Новая система принудительного исполнения судебных актов приобрела практически все основные организационные элементы, оптимальное наполнение которых соответствующим кадровым составом и материально-техническим содержанием позволит службе судебных приставов развиваться и должным образом исполнять свои функциональные обязанности.
Орган принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов — Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП) приобрела:
1. самостоятельную, жестко определенную законом организованную
структуру;
2. централизованную систему управления;
3. установленные законом формы контроля каждым вышестоящим звеном Службы за организацией работы подчиненных ему подразделений;
4. возможность проводить самостоятельную, профессионально ориентированную политику.
Список использованной литературы
1. Судебные приставы. Законодательство Российской Федерации. Сборник
нормативных актов и документов под общей редакцией Зам. Министра
юстиции — главного судебного пристава РФ Мельников А.Т. Издательство ПРИОР. М:2000
2. Ведомости службы судебных приставов Кировской области 2004г № 4
3. Система КонсультантПлюс.

Ленинский районный суд г. Саратова (Саратовская область) — Гражданские и административные Дело №а-388/2019
64RS0046-01-2018-007490-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации
18 января 2019 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Ефимова А.В.,
при секретаре Фидаевой Э.О.,
с участием представителя административного истца Токайчука С.В., представителей административных ответчиков Ройской Т.А., Жилко Е.В., представителя заинтересованного лица Черновой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борисова ФИО18 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, Ленинскому РОСП № 1 г. Саратова, старшему судебному приставу Ленинского РОСП №1 г. Саратова Теселкиной К.С., судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП № 1 г. Саратова Успалиеву Р.Б. о признании действий (бездействия) незаконными,
установил:

Административный истец обратился с административным иском к ответчикам, в обоснование которого указал, что на исполнение в Ленинском РОСП № 1 г. Саратова находится сводное исполнительное производство о принудительном взыскании задолженности с ЖСК «Восход-99» в пользу: взыскателя Борисова О.Д., Землянухиной Т.В., Горбачевой Л.И., Халяпиной Г.Н., Шерстневой Н.В., Зениной М.В., Кучерявченко Т.Г., Матюшкова Ю.С., Матюшков С.В., возбужденное 02.09.2013 г. При составлении акта описи и ареста 06.02.18 г. установлено незаконное использование ответчиком арестованное имущество. После ареста имущества должника, т.е. с 06.02.18 г. судебным приставом исполнителем не ведется работа по исполнительному производству, а именно: длительное время арестованное имущество не передается на реализацию; не направляются запросы в регистрирующие органы на предмет наличия у должника какого либо имущества и денежных средств; не истребуются в налоговом органе расшифровка дебиторской задолженности должника; арестованное имущество не передается на хранение взыскателю; в отношении представителя должника не составляются протоколы об административном правонарушении за длительное неисполнение им требований судебного пристава-исполнителя; не проверяется сохранность арестованного имущества.
Кроме того, административным истцом указывается, что судебным приставом-исполнителем не исполняется решение суда неимущественного характера, по подключению квартиры взыскателя Борисова О.Д. к электроэнергии.
В судебном заседании представитель административного истца Токайчук С.В. требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представители административных ответчиков Ройская Т.А., Жилко Е.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель заинтересованного лица Чернова И.С. в судебном заседании просила суд отказать административному истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Административный истец, административные ответчики старший судебный пристав Ленинского РОСП №1 г. Саратова Теселкина К.С., судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП № 1 г. Саратова Успалиев Р.Б., заинтересованные лица, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом (в том числе информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена на интернет-сайте Ленинского районного суда г. Саратова), причины неявки суду неизвестны.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку каких-либо уважительных причин неявки в судебное заседание не явившиеся участники процесса суду не представили.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, исследовав предоставленные доказательства, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
С 15.09.2015 г. на основании Федерального закона от 08.03.2015 г. № 23-ФЗ утратил силу подраздел 3 ГПК РФ, регулирующий вопросы рассмотрения судами дел возникающих из публичных правоотношений.
Указанным Федеральным законом введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ).
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами (право на обращение с административным иском).
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» определены права и обязанности судебных приставов-исполнителей, так, в частности, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению судебных документов.
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов. Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» определены права и обязанности судебных приставов-исполнителей, так, в частности, в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению судебных документов.
Положениями статьи 64 Закона № 229-ФЗ закреплен перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель с целью обеспечения исполнения исполнительного документа. Вместе с тем указанный перечень исполнительных действий не является исчерпывающим, поэтому судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащих взысканию по исполнительному документу (ч. 1 ст. 68 Закона № 229-ФЗ).
В силу части 4 статьи 69 Закона № 229-ФЗ при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.

В соответствии со статьей 80 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, наложить арест на имущество должника. При этом судебный пристав-исполнитель вправе не применять правила очередности обращения взыскания на имущество должника (часть 1). Арест на имущество должника применяется, в том числе для обеспечения сохранности имущества, которое подлежит передаче взыскателю или реализации (часть 3). Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости — ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества. Вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования, о чем судебный пристав-исполнитель делает отметку в постановлении о наложении ареста на имущество должника и (или) акте о наложении ареста (описи имущества). Арест имущества должника производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества), в котором должны быть указаны, в том числе предварительная оценка стоимости каждых занесенных в акт вещи или имущественного права и общей стоимости всего имущества, на которое наложен арест; вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом; лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение имущество, адрес указанного лица; отметка о разъяснении лицу, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, его обязанностей и предупреждении его об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества, а также подпись указанного лица; замечания и заявления лиц, присутствовавших при аресте имущества (часть 4).
Согласно статье 84 Закона № 229-ФЗ изъятие имущества должника для дальнейшей реализации либо передачи взыскателю производится в порядке, установленном статьей 80 настоящего Федерального закона (часть 1).
Оценка имущества должника осуществляется судебным приставом-исполнителем в порядке статьи 85 Закона № 229-ФЗ.
В силу частей 3, 7 статьи 85 Закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.
Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке. Право передачи на хранение движимого арестованного имущества должнику определено в части 2 статьи 86 Закона № 229-ФЗ.
Частью 5 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что арест имущества должника производится судебным приставом-исполнителем с участием понятых с составлением акта о наложении ареста (описи имущества), в котором должны быть указаны: 1) фамилии, имена, отчества лиц, присутствовавших при аресте имущества; 2) наименования каждых занесенных в акт вещи или имущественного права, отличительные признаки вещи или документы, подтверждающие наличие имущественного права; 3) предварительная оценка стоимости каждых занесенных в акт вещи или имущественного права и общей стоимости всего имущества, на которое наложен арест; 4) вид, объем и срок ограничения права пользования имуществом; 5) отметка об изъятии имущества; 6) лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение имущество, адрес указанного лица; 7) отметка о разъяснении лицу, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, его обязанностей и предупреждении его об ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу данного имущества, а также подпись указанного лица; 8) замечания и заявления лиц, присутствовавших при аресте имущества.
Акт о наложении ареста на имущество должника (опись имущества) подписывается судебным приставом-исполнителем, понятыми, лицом, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение указанное имущество, и иными лицами, присутствовавшими при аресте. В случае отказа кого-либо из указанных лиц подписать акт (опись) в нем (в ней) делается соответствующая
отметка.
В судебном заседании установлено, что на исполнение в Ленинском РОСП № 1 г. Саратова имеется сводное исполнительное производство 39944/17/64043-СД о принудительном взыскании задолженности с ЖСК «Восход-99» в пользу: взыскателя Борисова О.Д. (5 производств), Землянухиной Т.В. (2 производства), Горбачевой Л.И., Халяпиной Г.Н., Шерстневой Н.В. (по одному производству), Зениной М.В. (1 производство), Кучерявченко Т.Г. (1 производство), Матюшкова Ю.С. (1 производство), Матюшков С.В. (1 производство).
В рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП №1 г. Саратова произведен арест имущества, принадлежащего должнику, о чем составлен акт о наложении ареста (описи) от 06.02.2018 г., который содержит все необходимые сведения, в том числе и идентифицирующие признаки арестованного имущества.
В рамках сводного исполнительного производства судебными приставами-исполнителями и в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» совершались все необходимые исполнительские действия: направлялись запросы в регистрирующие, налоговые органы, кредитные организации, осуществлялись выходы по месту нахождения должника для определения наличия имущества на которое возможно наложить арест в целях исполнения требований исполнительного документа, выносились требования представителю должника, проверялось арестованное имущество, что подтверждается исследованными в ходе судебного заседания копиями исполнительного производства.
Также в материалах сводного исполнительного производства имеются сведения о составлении протокола об административном правонарушении в отношении должника за неисполнение требования судебного пристава-исполнителя от 17.05.2018 г., на основании указанного протокола об административном правонарушении 18.05.2018 г. вынесено постановление о привлечении должника к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, учитывая совершение судебными приставами-исполнителями вышеперечисленных исполнительных действий, направленных на установление имущества должника, соблюдение судебным приставом-исполнителем порядка совершения исполнительных действий по наложению ареста на имущества должника, соответствие содержания акта о наложении ареста отвечает требованиям, предъявляемым в статье 80 Закона № 229-ФЗ, отсутствие со стороны взыскателя возражений относительно предварительной оценки арестованного имущества, в том числе путем ее оспаривания, а также представление достоверных сведений о непринадлежности части такого имущества должнику, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований в части непринятия судебным приставом-исполнителем мер для выявления имущества и денежных средств принадлежащего должнику.
При этом суд исходит из того, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.
Доказательства, свидетельствующие о наличии препятствий в принудительном исполнении судебных актов в связи с оставлением арестованного имущества на хранение должнику без права пользования, в материалы административного дела не представлены, в связи с чем не имеется оснований полагать, что неосуществление изъятия арестованного судебным приставом-исполнителем имущества повлечет нарушение прав и охраняемых законом интересов взыскателей.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав: организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве»; организует и контролирует деятельность находящихся в его подчинении судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов; в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме организует такую охрану; взаимодействует с председателями судов по вопросам обеспечения установленного порядка деятельности судов; организует работу по обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране здания и помещений Федеральной службы судебных приставов; организует розыск должника, его имущества или розыск ребенка, а также розыск на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина — ответчика и (или) ребенка; издает указания и распоряжения по вопросам организации деятельности подразделения судебных приставов; имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов; является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности; в случае необходимости исполняет обязанности судебного пристава-исполнителя, а в случае, если он прошел специальную подготовку, военно-врачебную экспертизу, периодическую проверку (не реже одного раза в год) на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, — судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов; при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц совершает отдельные исполнительные действия; осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Анализируя вышеуказанные обстоятельства, исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные административным истцом доводы не нашли своего подтверждения в действиях старшего судебного пристава Ленинского РОСП № 1 г. Саратова Теселкиной К.С.
Обжалуемые действия совершены в рамках полномочий, предоставленных должностным лицам Федеральными законами от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Нарушения прав администрации муниципального образования «Город Саратов» не установлено.
Вместе с тем суд не может не согласиться с доводами административного истца, изложенными в административном исковом заявлении, о бездействии судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП № 1 г. Саратова Успалиева Р.Б. по длительной передачи арестованного имущества на реализацию.
Так, в ходе судебного разбирательства установлено, что арест на имущество должника наложен 06.02.2018 г. Постановление об оценке имущества должника, заявка на реализацию арестованного имущества, постановление о передачи имущества для принудительной реализации на комиссионных началах вынесены судебным приставом-исполнителем Успалиевым Р.Б. лишь 24.12.2018 г., что бесспорно нарушает права взыскателей по сводному исполнительному производству, в том числе и права административного истца.
В этой связи суд удовлетворяет исковые требования административного истца в части, и признает незаконным бездействие судебного пристава исполнителя Ленинского РОСП № 1 г. Саратова Успалиева Р.Б. выраженное в длительной не передаче арестованного имущества на реализацию, указанного в акте описи и ареста от 06.02.2018 г.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Борисова ФИО19 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, Ленинскому РОСП № 1 г. Саратова, судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП № 1 г. Саратова Успалиеву Р.Б. о признании действий (бездействия) незаконными удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава исполнителя Ленинского РОСП № 1 г. Саратова Успалиева Р.Б. выраженное в длительной не передаче арестованного имущества на реализацию, указанного в акте описи и ареста от 06.02.2018 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:

Суд:

Ленинский районный суд г. Саратова (Саратовская область)

Судьи дела:

Ефимов А.В. (судья)

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 35.07+93

№ 3 (6) / 2015, с. 115-118

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

А. П. Лапина

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация

В статье раскрываются этапы развития института судебных приставов с момента возникновения Киевской Руси до современной России, анализируются нормативные документы, регламентирующие порядок исполнения судебных решений в различные периоды становления института судебных приставов.

Ключевые слова: служба судебных приставов, судебная система, законодательство.

HISTORY OF THE RUSSIAN BAILIFFS’ FORMATION

A. Lapina

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

bailiffs’ institution development.

Федеральная служба судебных приставов в современном ее состоянии обладает длительным эволюционным периодом. Зарождение института судебных приставов, в современном понимании, произошло при возникновении первого русского государства — Киевской Руси, а известное нам законодательное закрепление их прав и обязанностей нашло свое отражение в «Русской Правде». По ранним литературным источникам на Руси исполнением судебных решений занимались отроки, мечники Русской правды, а также приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника.

В Судебнике 1497 г. неоднократно упоминаются особые судебные исполнители — «не-дельщики» . В нем были изложены их права и обязанности. Недельщик — должностное лицо, в обязанности которого входили вызов в суд сторон, арест и пытка обвиняемых, передача в суд дел о воровстве, организация судебного поединка и исполнение решения суда. Наименование свое недельщики получили потому, что они исполняли свои обязанности по неделям, чередуя службу с отдыхом. Недельщики могли назначаться судом по просьбе истца для помощи ему в отыскании ответчика и обеспечения его явки в суд.

Keywords: bailiff, the judicial system, legislation.

В целом, в исторической литературе отмечается, что в Судебнике 1497 г. институт приставов продолжает носить еще частный характер. Это проявляется в том, что приставы ездили за ответчиками и на поруки отдавали их сами либо посылали своих племянников или зависимых людей, но отправлять посторонних людей им запрещалось.

В XVI-XVII веках начинает формироваться единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативных правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, законодательно закрепляются его функции. В первую очередь это произошло благодаря принятию Соборного уложения 1649 года, в котором Х-XV главы включали в себя статьи, посвященные судоустройству и судопроизводству.

В соответствии с вышеуказанным памятником права приставом признавалось должностное лицо приказа с различными полномочиями судебного и административного характера. А именно: он доставлял повестки о вызове в суд, осуществлял розыск и привод ответчика, участвовал в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожил преступников, с которых взыскивались

А. П. ЛАПИНА

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

убытки, причиненные противоправным поведением, в случае же их бегства нес дисциплинарную, уголовную и материальную ответственность, исполнял решение суда, урегулировал конфликты военных с гражданским населением.

Судебники 1497 и 1550 гг., а также Уложение 1649 г. начинают разделять три способа исполнения судебных решений:

взыскание с имущества должника;

правёж;

отдача головою.

Последний способ применялся только в тех случаях, когда в течение одного месяца правеж не давал желаемых результатов, а должник не имел ни имущества, ни поручителей по оплате долга.

Новый этап в развитии системы исполнения решения судов связан, в первую очередь, с петровскими преобразованиями, развитием государственной власти в рамках общеевропейской традиции и первой попыткой отделить судебные органы от государственной администрации. Так, Указом от 24 мая 1700 г. «О посылке солдат дворцового караула для сыска и представления в Судный приказ ответчиков и для взыскания с них пошлинных денег и истцовых исков» прекращено направление подьячих и приставов из Судного приказа. Для данных целей Преображенскому приказу отдавалось распоряжение направлять солдат по мере надобности.

Таким образом, постепенно служебные функции судебных приставов переходят к другим категориям государственных служащих, в том числе к военнослужащим. Соответственно в конце XVII — начале XVIII веков судебные приставы перестают существовать как вспомогательный институт судебной и административной власти в России. Их полномочия передаются мелким судебным чинам, полицейским и другим государственным служащим.

В ходе государственной реформы 1864 г. был фактически закреплен институт судебных приставов, существовавший к тому времени уже во многих европейских странах. В связи с этим были приняты новые нормативные акты: Учреждения судебных установлений; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей; Правила об устройстве судебной части и производстве судебных дел в местностях, в которых введено положение о земских участковых начальниках. В основу разграничения компетенции были положены признаки родовой подсудности: созданы должности судебных приставов окружных судов и судебных палат, а также приставы, исполнявшие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

решения мировых установлений; решения коммерческих судов исполнялись присяжными приставами и общей полицией.

В результате судебной реформы 1864 г., основываясь на Уставе гражданского судопроизводства, были пересмотрены старые способы исполнения решений. К мерам принудительного исполнения стали относить: передачу имущества натурой лицу, которому оно было присуждено;

производство за счет ответчика тех действий или работ, которые должны быть совершены в назначенный судом срок;

обращение взыскания на имущество должника (движимое и недвижимое).

В рамках осуществления своей деятельности судебные приставы всецело находились под контролем суда, при котором они состояли. Судебный пристав докладывал председателю суда об избранном взыскателем способе исполнения. Кроме того, судебный пристав обязан был вести особый журнал, куда он записывал все свои действия по исполнению решений (ст. 950 Устава гражданского судопроизводства).

Советскому этапу развития законодательства была присуща известная специфика, являющаяся частью социально-политического курса страны в целом.

Принятый 7 июля 1923 г. первый Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, вступивший в силу с 1 сентября того же года, содержал специальный раздел 5, где находились нормы, регулирующие исполнение судебных решений, которое было предоставлено сторонам. И только в случае отказа от добровольного исполнения взыскатель мог просить суд, вынесший решение, о принудительном исполнении последнего и о выдаче исполнительного листа. Основной целью стало быстрое, удобное и дешевое исполнение требований кредитора при сохранении должника как хозяйственной и рабочей силы.

После Октябрьской революции функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах. Стоит заметить, что такое положение дел сохранялось вплоть до реформы 1997 года. Полиция, приставы как органы исполнения прекратили свое существование, а судебные исполнители назначались на должность и увольнялись распоряжением председателя губернского или окружного суда.

Кроме судебных исполнителей особым циркуляром Народного комиссариата юстиции и Народного комиссариата внутренних дел от 12 февраля 1925 г. №48/75 допускалось исполнение судебных решений органами

А. П. ЛАПИНА

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

милиции и волостных исполкомов (как правило, начальниками рабоче-крестьянской милиции районов или председателями воли-сполкомов), которые действовали по тем же правилам, что и судебные исполнители.

После принятия Конституции СССР 1936 г. многие отрасли российского права подверглись реформированию, целью которого было показать успехи социалистического государства и победу социализма в нашей стране. Нормативным актом, являвшимся основой для развития судебных приставов конца 30-х годов XX века, была Инструкция о порядке исполнения судебных решений, утвержденная Народным комиссариатом юстиции СССР 28 сентября 1939 г. Инструкция подробно регламентировала порядок применения различных мер принудительного исполнения решений, делопроизводство и отчетность судебных исполнителей, обжалование их действий и призвана была способствовать реальному осуществлению прав участвующих в деле лиц, установленных и подтвержденных судебными решениями.

Между тем данная Инструкция, равно как и многие другие нормативные правовые акты по исполнению, не смогла в полной мере достичь своей цели, так как менее чем через два года после ее издания в связи с началом Великой Отечественной войны постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 августа 1941 г. судам было указано на необходимость приостановления исполнения вступивших в законную силу судебных решений по гражданским делам, ответчиками по которым являлись лица, состоящие в действующих частях Красной Армии и Военно-Морского Флота, за исключением дел о взыскании алиментов. Фактически указанные нормы остановили производство по большей части исполнительных документов, так как основная часть мужского населения и значительная часть женщин находились на фронте.

В Гражданском процессуальном кодексе РСФСР 1964 года, полномочиям судебных приставов был посвящен V раздел (главы 38-42), а также приложения № 1 и № 2. Многие из норм раздела V «Исполнительное производство» ГПК РСФСР 1964 г. регулировали правоотношения вплоть до 1 февраля 2003 г. К числу признаков относились: государственный характер; приоритетная защита государственной, общественной и кооперативной собственности; отсутствие механизма защиты прав и свобод человека.

В течение длительного времени действовала Инструкция об исполнительном произ-

водстве, утвержденная приказом Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1985 г. № 22.

В современной России служба была создана как государственная структура в системе Министерства юстиции Российской Федерации в 1997 году. Ее создание было продиктовано временем. К этому периоду в Российской Федерации окончательно сложились три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная. Судебная власть обособилась в самостоятельную ветвь власти. Происходило обособление судебной власти от исполнения несвойственных ей функций. Судейское сообщество считало, что исполнение судебных решений на тот период времени ближе все-таки к власти исполнительной. Идея создания мощной государственной структуры, нацеленной на реальное исполнение решений судов, возникла с появлением различных форм собственности и расцветом предпринимательства.

В 1997 году были определены непосредственные задачи службы, сформулированные в двух федеральных законах, принятых 21 июля 1997 года «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Были решены основные вопросы исполнительного производства: во-первых, создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов; во-вторых, законодательство обеспечило равенство защиты всех форм собственности и в сфере исполнительного производства; в-третьих, созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня, посредством принятых законов усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, наряду с этим обеспечен контроль за действиями судебного пристава-исполнителя.

Указанные законопроекты, реформирующие принудительное исполнение и решающие задачи обеспечения установленного порядка деятельности судов, были разработаны Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. На объединенном Пленуме этих высших судов 28 февраля 1995 г. было принято постановление о внесении законопроектов в Государственную Думу Российской Федерации. 12 мая 1995 г.

А. П. ЛАПИНА

ПРАВОПОРЯДОК: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА • № 3 (6) / 2015

они были внесены в Государственную Думу. В июле 1995 г. эти законопроекты приняты Думой в первом чтении, 16 апреля 1997 г. (после значительной доработки) — во втором чтении, 4 июня 1997 г. — в третьем. 3 июля 1997 г. они были одобрены Советом Федерации, а 21 июля 1997 г. подписаны Президентом Российской Федерации. Как известно, оба закона вступили в силу 6 ноября 1997 г.

Ключевым моментом в преобразованном нормативно-правовом регулировании того периода стало создание самостоятельной службы судебных приставов как органа принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. Указанная служба первоначально была организована в рамках Министерства юстиции Российской Федерации и возглавлялась заместителем министра юстиции Российской Федерации — главным судебным приставом Российской Федерации. В 2004 году в результате проводившейся административной реформы она была преобразована в Федеральную службу судебных приставов.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению охраны и защиты судей, участников процесса, свидетелей и граждан, находящихся в здании суда, от преступных посягательств, а также выполнение иных мер.

Впервые в законодательстве последовательно был реализован принцип равенства защиты всех форм собственности.

Судебный пристав-исполнитель получил более широкие возможности по исполнению своих обязанностей за счет наделения его правом налагать штрафы, а также вносить представления о привлечении к административной или уголовной ответственности.

В 2009 году Федеральной службой судебных приставов были приняты меры по совершенствованию законодательства, регламентирующего служебную деятельность судебных приставов. В частности, приняты федераль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ные законы от 19 июля 2009 г. №194-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах», расширивший полномочия судебных приставов, от 27 сентября 2009 г. №225-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», установивший минимальный размер исполнительского сбора, и от 28 июня 2009 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», наделившие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов полномочием по составлению протоколов об административном правонарушении, предусмотрены статьей 13.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В настоящее время ФССП России заняла определенное место в системе правоохранительных органов, выполняя функции принудительного обращения взыскания на задолженности организаций и физических лиц, а также другие функции. Можно констатировать, что территориальные подразделения судебных приставов стали сейчас необходимым атрибутом государственной власти в городах и регионах наряду с судами, прокуратурой, органами внутренних дел, налоговыми органами.

Служба судебных приставов в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства и выработке в обществе истинного ценностного отношения к праву как к социальному институту, без которого нельзя решать стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения. Она контролирует исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», а также следит за поддержанием установленного порядка деятельности судов.

Примечания

1. Юшков С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение. — М. : Госюриздат, 1950. ЛАПИНА Анна Павловна,

юрисконсульт, ОАО «АКСИ»; магистрант факультета Подготовки сотрудников правоохранительных органов, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).

На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Особые требования предъявляются статьёй 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» к лицам, назначаемым на должности гражданской службы судебных приставов, которые в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей. Согласно указанной норме, судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Приказом ФССП России от 07.03.2018 № 80 установлены требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава.

В целях обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к гражданской службе поступление гражданина на гражданскую службу в Федеральную службу судебных приставов для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Порядок проведения конкурсов определяется Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы установлены статьей 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя – к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Отнесение должностей гражданской службы к определенным категориям и группам должностей гражданской службы закреплено Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» высшей и главной групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

Данное требование не применяется:

— к гражданам, претендующим на замещение данной должности гражданской службы, и гражданским служащим, замещающим данную должность, получившим высшее профессиональное образование до 29 августа 1996 года;

— к гражданским служащим, имеющим высшее образование не выше бакалавриата, назначенным на данную должность до 01.07.2016.

Для замещения должностей гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)» ведущей группы должностей гражданской службы, категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы необходимо наличие высшего образования.

Для замещения должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы обязательно наличие профессионального образования.

Квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента Российской Федерации от 16.01.2017 № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 12.10.2017 № 478, и составляют для замещения:

а) высших должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

б) главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

в) ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу;

г) старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы – без предъявления требования к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы – не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направления подготовки»

Статьей 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения, связанные с гражданской службой, вследствие которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу. К ним относятся:

1) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждение гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказ гражданина от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

5) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

7) наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставление установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;

10) утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

11) признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту);

12) непредставление сведений о размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Дополнительные требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава (судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава-исполнителя), установлены статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».

Согласно этим требованиям на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.

Также при назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.

Время создания/изменения документа: 26 июня 2011 15:53 / 10 апреля 2020 17:43

Версия для печати